Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Гражданский процесс»»

/ Гражданское процессуальное право
Контрольная, 

Оглавление

Помощь в учебе студентам РАНХиГС

 

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова, могу возмездно выполнить работу на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Срок исполнения от 1-го дня.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

Присоединяйся ко мне в друзья ВКонтакте http://vk.com/studentshopadm и получай готовую БЕСПЛАТНУЮ!!! работу при заказе новой работы.

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на моем сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Решение задач – от 250 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

 

 

 

                                                           ВАРИАНТ I (А-Д)

 

Задание 1. Раскрыть принцип состязательности в гражданском процессе.

 

Задача 1. Коркина купила в ООО «Вега» автомобиль Лэнд Ровер Дискавери, принадлежавший ранее на праве собственности Суворкову. Получив свидетельство о регистрации транспортного средства она выяснила, что при перемещении автомобиля на таможенную территорию Российской Федерации за него не уплачена таможенная пошлина. В связи с этим работниками центральной акцизной таможни автомобиль был изъят и помещен на склад временного хранения, а к Коркиной предъявлен иск об оплате таможенной пошлины за автомобиль.

С предъявленным иском Коркина не согласилась.

Разрешите спор.

 

Задача 2. Граждане США супруги Круз обратились в суд с заявлением об установлении удочерения несовершеннолетней Умалхатовой Айзанаш, 16.05.2005 г. р., которую 18.06.2005 мать Умалхатова Равзат передала в дом ребенка на временное содержание, сообщив администрации, что выезжает из города, но обязуется в дальнейшем забрать дочь из дома ребенка. Позднее мать просила продлить срок нахождения в доме ребенка своей дочери, имея намерение забрать ее уже летом 2006 года.

Суд удовлетворил заявление супругов Круз и постановил присвоить девочке фамилию Круз и имя Мишель Мэрилин. При этом суд исходил из того, что мать самоустранилась без уважительных причин от воспитания и содержания дочери, а также на то обстоятельство, что она более 6 месяцев совместно с ней не проживала.

Адвокат Умалхатовой Равзат обжаловал принятое решение, сославшись на то, что суд не привел доказательств, подтверждающих неуважительность причин непроживания матери совместно с ребенком и уклонение ее от его воспитания и содержания. По его мнению, обстоятельства дела свидетельствовали об обратном: о заботе матери о судьбе дочери, о категорическом отказе в удочерении ее ребенка кем-либо. Кроме того, суд не известил мать ребенка о времени разбирательства дела.

Какое решение должен принять суд второй инстанции?

 

 

Задание 3. Укажите правильный ответ на тестовые вопросы.

 

1. К организационно-функциональным принципам гражданского процессуального права относится:

а) принцип объективной истины;

б) принцип законности;

в) принцип единоличного рассмотрения и разрешения гражданских дел;

г) принцип состязательности.

                                                                     

2. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов:

а) граждан, независимо от их возможности обратиться в суд самостоятельно;

б) лиц без гражданства;

в) субъектов Российской Федерации;

г) представительств юридических лиц;

д) филиалов юридических лиц, находящихся вне места нахождения юридического лица.

 

3. В целях правильного разрешения дела суд может истребовать доказательства по своей инициативе при рассмотрении и разрешении дел:

а) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

б) об установлении факта несчастного случая;

в) о признании сделки недействительной;

г) о возмещении вреда, причиненного утратой кормильца.      

                                                                 

4. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории РФ, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении в:

а) районный суд по месту жительства;

б) районный суд по месту нахождения усыновляемого ребенка;

в) районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка;

г) областной суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка;

д) Верховный Суд республики по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

 

5. Правила заочного производства применяются при рассмотрении и разрешении дел:

а) о понуждении к регистрации сделки;

б) о защите права на участие в референдуме;

в) об оспаривании действий должностных лиц;

г) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

 

6. Судебные прения в суде кассационной инстанции:

а) проводятся в обязательном порядке;

б) по усмотрению суда;

в) проводятся, если в судебном заседании возникла необходимость в оглашении имеющихся в деле доказательств;

г) проводятся, если в судебном заседании исследовались новые доказательства;

д) не проводятся.

 

 

7. Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, вступивших в законную силу, являются:

а) неправильное применение норм материального права или норм процессуального права;

б) существенные для дела обстоятельства, которые были известны заявителю;

в) не установленные приговором суда преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела;

г) отмена приговора суда, послужившего основанием для принятия решения или определения.

 

8. В качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, рассматривает(ют) дела:

а) суд автономного округа;

б) районный суд;

в) арбитражный суд субъекта РФ;

г) специализированные федеральные суды.

    

9. Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае:

 а) оспаривания результатов оценки арестованного имущества,

 б) оспаривания судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ,

 в) розыска должника-гражданина или розыска ребенка;

 г) утраты должником дееспособности.

 

10. Одним из требований, предъявляемых к третейскому судье, избираемому (назначаемому) для разрешения спора, является:

а) способность обеспечить беспристрастное разрешение спора;

б) отсутствие факта наложения административного взыскания;

в) наличие высшего юридического образования у всех судей при коллегиальном рассмотрении спора;

г) отсутствие факта привлечения к гражданско-правовой ответственности.

 

ВАРИАНТ II (Е-П)

 

Задание 1. Охарактеризовать особое производство в гражданском процессе.

 

Задача 1. Страховая организация «Алиса» обратилась в суд с иском о признании недействительным договора страхования имущества (автомобиля) в связи с отсутствием интереса в его сохранении у страхователя, заключившего договор в свою пользу.

При рассмотрении спора истец заявил, что, в соответствии с п. 1 ст. 930 ГК РФ, интерес в сохранении имущества должен быть основан на законе, ином правовом акте или договоре. Страхователь не является собственником застрахованного автомобиля, и им не представлен договор, на котором основан его интерес в сохранении этого автомобиля. В силу п. 2 ст. 930 ГК РФ договор страхования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен.

Разрешите дело по существу.

 

Задача 2. Старикова обратилась в суд с жалобой на решение аттестационной комиссии УВД, которым она была признана не соответствующей занимаемой должности и подлежащей увольнению из органов внутренних дел на основании проверки деятельности паспортно-визовой службы ГОВД, начальником которого она работала.

Учитывая, что имеется спор о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства в суде по месту нахождения ответчицы, суд оставил жалобу без рассмотрения.

Однако Старикова отказалась от оформления искового заявления и просила суд рассмотреть ее требования в том виде, в каком они заявлены.

Подлежит ли просьба Стариковой удовлетворению?

 

Задание 3. Укажите правильный ответ на тестовые вопросы.

 

1. К принципам, определяющим процессуальную деятельность суда и участников процесса (функциональным принципам) гражданского процессуального права, относится:

а) принцип назначаемости судей на должность;

б) принцип процессуального равноправия сторон;

в) принцип доступности языка общения суда с участниками процесса;

г) принцип независимости судей и подчинение их только закону.

 

2. Нормами общей части гражданского процессуального права определяется:

а) состав суда;

б) производство по делам с участием иностранных лиц;

в) кассационное производство;

г) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

3. Законным представителем участника гражданского процесса является:

а) несовершеннолетняя мать, достигшая 14-летнего возраста, в отношении своего ребенка;

б) поверенный по договору поручения;

в) юрисконсульт, осуществляющий представительство интересов организации, где он работает;

г) доверительный управляющий на основании договора о доверительном управлении.

 

4. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов:

а) юридических лиц;

б) иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) организаций;

г) муниципальных образований.

 

5. В целях правильного разрешения дела суд может истребовать доказательства по своей инициативе, при рассмотрении и разрешении дел:

а) об установлении факта признания отцовства;

б) о защите избирательных прав или права на участие в референдуме;

в) о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением и оплатой времени вынужденного прогула;

г) о признании не приобретшим права пользования жилым помещением.

 

6. Заявление врача-психиатра о принудительном освидетельствовании гражданина подается в суд:

а) по месту нахождения психиатрического стационара;

б) по месту жительства гражданина;

в) мировому судье;

г) в областной суд.

7. Решение суда подлежит отмене в кассационном порядке при нарушении или неправильном применении норм материального права в случае, если:

а) суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

б) суд применил закон, не подлежащий применению;

в) в деле отсутствует протокол судебного заседания;

г) дело рассмотрено судом в незаконном составе.

 

8. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу кассационного определения верховного суда республики, изменившего решение суда первой инстанции, производится:

а) районным судом;

б) верховным судом республики;

в) Верховным Судом Российской Федерации;

г) Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. 

                                                                            

9. Для временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, не исполняющего исполнительный документ, выданный не на основании судебного акта, судебный пристав исполнитель вправе:

а) обратиться в суд с целью установления для должника такого ограничения,

б) самостоятельно вынести постановление о временном ограничении на выезд должника,

в) обратиться к старшему судебному приставу для вынесения последним постановления о временном ограничении на выезд должника,

г) вправе обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти¸ уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для установления такого ограничения.

 

10. Постоянно действующие третейские суды могут быть образованы при:

а) федеральных органах государственной власти;                                                                                                 

б) органах государственной власти субъектов РФ;

в) органах местного самоуправления;

г) общественных объединениях предпринимателей.

 

ВАРИАНТ III (Р-Я)

 

Задание 1. Подведомственность и подсудность гражданских дел.

 

Задача 1. Михайлова обратилась в суд с заявлением об установлении факта получения заработной платы за время работы на предприятии с 1983 по1988 гг. в размере 429 рублей, ссылаясь на то, что сведения о ее заработке за этот период не сохранились. Данные о заработной плате ей необходимы для перерасчета назначенной пенсии по возрасту. В подтверждение размера получаемой ею заработной платы за указанный период  Михайлова ходатайствовала о вызове свидетелей Дмитриевой, работавшей в то время заместителем главного бухгалтера, и Попова, работавшего бригадиром.

Суд отказал в удовлетворении требований Михайловой, ссылаясь на то, что, в соответствии с п. 15 Порядка предоставления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденного Министерством труда РФ 13.08.1992 и Министерством социальной защиты населений РФ 14.08.1992, сведения о заработке могут устанавливаться на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о выплаченной заработной плате. Установление заработка на основании свидетельских показаний не допускается.

Михайлова обжаловала решение суда. Какое решение должен вынести суд второй инстанции?

 

Задача 2. Симушкин, управляя автомашиной, нарушил правила дорожного движения и совершил наезд на автомашину Шиверского, причинив ему имущественный ущерб. В апреле решением суда в пользу Шиверского было взыскано 32 000 рублей, которые были ему выплачены в декабре месяце.

Шиверский обратился с иском к автохозяйству, которому принадлежала автомашины, с требованием взыскать разницу в стоимости ремонта, так как из-за несвоевременной выплаты денег он не смог сразу после аварии отремонтировать машину, в настоящее время стоимость ремонта возросла.

Суд отказал в принятии искового заявления в связи с тем, что уже было принято решение судом по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Дайте оценку действиям суда.

 

Задание 3. Укажите правильный ответ на тестовые вопросы.

 

1. К принципам, определяющим процессуальную деятельность суда и участников процесса (функциональным принципам) гражданского процессуального права, относится:

а) принцип непрерывности;

б) принцип осуществления правосудия только судом;

в) принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом;

г) принцип гласности.

 

2. Нормы особенной части гражданского процессуального права определяют:

а) возбуждение и подготовку гражданского дела в суде;

б) задачи и принципы гражданского судопроизводства;

в) подведомственность и подсудность гражданских дел;

г) представительство в суде.

 

3. Одновременное участие в гражданском процессе на стороне истца или ответчика или на обеих сторонах одновременно нескольких лиц называется:

а) необходимым соучастием;

б) факультативным соучастием;

в) смешанным соучастием;

г) процессуальным соучастием.

 

4. В целях правильного разрешения дела суд может истребовать доказательства по своей инициативе, при рассмотрении и разрешении дел:

а) о признании договора поручительства недействительным как совершенным под влиянием обмана и заблуждения;

б) о признании права пользования жилым помещением;

в) об установлении факта нахождения на иждивении;

г) об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

 

5. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ подают заявление об усыновлении:

а) мировому судье по месту нахождения усыновляемого ребенка;

б) в районный суд по месту жительства;

в) в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка;

г) в Верховный Суд РФ.

 

6.  Решение суда первой инстанции подлежит отмене в кассационном порядке с оставлением заявления без рассмотрения, если: 

а) исковое заявление подано лицом, не имеющим полномочий на его предъявление;

б) истец отказался от иска и отказ принят судом

в) в исковом заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы и законные интересы заявителя;

г) после смерти гражданина, являющегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства.                                                                       

 

7. Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, вступивших в законную силу¸ являются:

а) представление дополнительных доказательств, которые были известны заявителю при рассмотрении дела судом первой инстанции;

б) отмена постановления органа местного самоуправления, послужившего основанием для принятия решения или определения суда;

в) существенные нарушения норм материального или процессуального права;

г) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

 

8. Взыскание по исполнительным документам может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

а) племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы;

б) имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, стоимость которого превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

в) призы, которыми награжден гражданин-должник;

г) жилое помещение (его часть), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением.

 

9. К полномочиям старшего судебного пристава относится:

а) осуществление руководства деятельностью службы судебных приставов,

б) является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов,

в) образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность,

г) в пределах установленной компетенции издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками этой службы.

 

10. Третейский суд вправе рассмотреть споры граждан и юридических лиц, возникающие  

а) о выделении в счет земельной доли земельного участка в натуре;

б)  с администрацией субъекта федерации в связи с отчуждением земельного участка;

в) с налоговыми органами и связанные с определением качества земельного участка;

г) с комитетом по земельным ресурсам, в связи с определением местоположения земельного участка.

Список основной и дополнительной литературы 

 

Основная литература:

1.   Гражданский процесс: учебник / [Д. Б. Абушенко и др.]; отв. ред. В. В. Ярков; Уральская гос. юрид. академия. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва; Берлин: Инфотропик Медиа, 2012. - XXVI, 741, [1] с.

2.   Решетникова, И. В. Гражданский процесс [Электронный ресурс] / И. В. Решетникова, В. В. Ярков. - 6-e изд., перераб. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=375938.

3.   Гражданский процесс : практикум : учебное пособие / [Д. Б. Абушенко и др]; рук. авт. колл. и отв. ред.: В. В. Ярков, А. Г. Плешанов ; Уральская гос. юрид. академия. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва ; Берлин : Инфотропик Медиа, 2013. - X, 417 с.

 

Дополнительная литература:

1.   Гражданско-процессуальное право России: учебник / О.В.Исаенкова.-М.: Норма, 2009.-448 с.

2.   Гражданский процесс: учебник / Под ред. А.Г. Коваленко - 2 изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 512 с.

3.   Решетникова И.В. Доказывание в гражданском процессе. Учебник для вузов. М., 2010.

4.   Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общей редакцией В.И.Нечаева, научной редакцией В.В.Яркова. 3-е издание. М., Норма, 2008.

 

 

Периодические юридические издания

1.   Адвокатская практика – http://lawinfo.ru

2.   Арбитражный и гражданский процесс –  http://lawinfo.ru/catalog/magazines/arbitrazhnyj-i-grazhdanskij-process

3.   Вестник МГУ. Серия 11  “Право” - http://www.law.msu.ru/smi/vestnik

4.   Журнал российского права – http:// www.mpsf.org

5.       Законы России: опыт, анализ, практика – http://lawfirm.ru/catalog/index.php?id=2503

6.       Исполнительное право - http://lawinfo.ru/catalog/magazines/ispolnitelnoe-pravo/

7.       Нотариус + Бюллетень нотариальной практики –  http://lawinfo.ru/catalog/magazines/notarius-i-bjulleten-notarialnoj-praktiki/

Информационные базы данных и Интернет-ресурсы

1.       СПС «Консультант-плюс».

2.       СПС «Гарант».

3.       Официальный интернет-портал правовой информации (Государственная система правовой информации) -  www.pravo.gov.ru

4.       Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» - http://www. law.edu.ru

5.       Портал научной электронной библиотеки - http://elibrary.ru/defaultx.asp

6.       Сайт Правительства РФ. - Режим доступа:  www.government.ru.

7.       Сайт Конституционного Суда РФ. - Режим доступа: http://ksrf.ru

8.       Сайт Верховного Суда РФ. - Режим доступа: http://www.supcourt.ru

9.       Сайт Высшего Арбитражного Суда РФ. - Режим доступа: http://www.arbitr.ru

10.    Сайт "Права человека в Российской Федерации". - Режим доступа: http://www.hro.org

 


Работа похожей тематики


1. Понятие и роль финансов

 

Финансовое право – активно развивающаяся отрасль в системе российского права. 

Очевидно, что название отрасли – финансовое право обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. При этом имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Не случайно эта отрасль права называется именно финансовым, а не, к примеру, денежным правом. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяется особо.[1] 

Данный термин широко используется и в научном, и в общегражданском лексиконе, но всегда ли при этом он употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как их называют, денежные средства из нашего кошелька, на которые мы приобретаем себе продукты, одежду и т.п.?

Не разобравшись в этом, нельзя составить четкое представление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения.

Итак, что же такое финансы?

Финансы одна из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.[2]

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-политическим строем используются и другие экономические инструменты – деньги, прибыль, себестоимость др. Каждый из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих инструментов в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями.

Рыночные отношения требуют усиления роли экономических, в том числе и финансовых рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления, практиковавшихся в СССР. Развитие рыночных отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций. Таким образом, финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции в которых выражается социально-экономическая роль финансов, т.е. их предназначение в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.[3]

В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, обеспечение экологической безопасности, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех отраслей экономики соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы – важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции – необходимое условие функционирования рыночной экономики. Препятствием эффективной реализации этой роли стали кризисные и иные негативные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения это – бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами), несобираемость налогов в намеченных суммах, рост задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падение покупательной способности рубля, низкий уровень финансовых вложений в развитие производства, в обеспечение социальной политики, неплатежи при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задержки выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективность налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.

Впоследствии в утвержденной 10 июля 2001 г. Правительством РФ Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 гг.) отмечено начало формирования позитивных тенденций в российской экономике и финансах: сведение бюджета с профицитом (превышением доходов над расходами), снижение налоговой нагрузки, рост инвестиций и др. Вместе с тем обращено внимание на недостаточную устойчивость таких тенденций, в связи с этим остаются значительными масштабы бедности и недопустимо низкими средние стандарты жизни.

Итак, финансы и деньги – различные стороны (элементы) экономики. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости в т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих, главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды (финансовые ресурсы) государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

 

2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации)

 

Финансы, будучи целостной экономической категорией, имеют свою внутреннюю структуру – несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, которые призваны обслуживать финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды – бюджетные, внебюджетные и т.д.

В финансовой системе Российской Федерации в последнее десятилетие произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение содержания федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

         бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

         внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

         финансы предприятий, организаций, учреждений;

         финансы страхования;

         кредит (государственный, муниципальный и банковский).

В литературе, помимо рассмотренного, встречается применение термина «финансовая система» и в другом смысле – как системы финансовых органов.[4] Однако такая подмена понятий (финансов органами) ведет к размыванию понятия предмета изучения.

Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки.

Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособлении его от финансов представляется неубедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев финансовой системы обладает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между собой в качестве составных частей единой системы. Взаимодействует с ними и кредит. Другие представители финансовой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в нее включают.

При этом в современной литературе отмечается целесообразность расширительного толкования финансов, включения в них и банковского кредита.

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.[5]

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти.[6]

Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Федерации, развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей организаций и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – новое звено финансовой системы Российской Федерации, появившееся в начале 90-х гг. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Формирование названных фондов закреплено в Бюджетном кодексе РФ, вступившем в действие с 1 января 2000 г. (гл. 17).[7] Появились и другие внебюджетные целевые фонды, а том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей организаций и физических лиц, так и за счет поступлений добровольного характера. В установленных законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Первоначально они были преобразованы в бюджетные целевые фонды, впоследствии же упразднены (в связи с чем средства фондов вошли в общие суммы доходов и расходов бюджета). Такой путь прошли, например, дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступностью и др.

Финансы предприятий, организаций, учреждений, как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются финансы коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 50 ГК).[8] Так, коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.

Финансы предприятий – исходное звено, основа всей финансовой системы, поскольку они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальным доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении – это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, что создает возможности их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или использование их затрудняют.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, создаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отечественных и иностранных хозяйственных организаций. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряжении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство   предусматривает   случаи    страхования   за   счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.). Различают следующие формы страхования:

а) имущественное и личное;

б) социальное;

в) медицинское.

По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными.[9]

В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездное™ и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников.

Различают две формы кредита:

а) государственный и муниципальный;

б) банковский.

Под государственным кредитом принято понимать прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг.[10] Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Законодательство предусматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита (ст. 94–96 БК РФ).

Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

В рассмотренных формах осуществляется, и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления.[11] В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.

Банковский кредит – это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях – бюджетные и иные ресурсы.[12]

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширились. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности. Однако обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы и сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усилению роли государственного регулирования деятельности банков, направленных на их оздоровление. Они стали составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финансов в целом.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, то есть используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

Россия вступает в сфере финансов в разнообразные международные связи, которые вместе с тем оказывают воздействие на состояние и возможности использования ее финансовой системы для решения внутренних вопросов. Это финансовые отношения со странами СНГ, развивающиеся после распада Союза ССР, а также с другими зарубежными государствами. Они осуществляются на основе соответствующих договоров и соглашений и являются предметом международного финансового права.

Особо следует выделить финансовые отношения между Россией и Белоруссией, развивающиеся в направлении, определенном Договором о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000 г. Среди его целей определено создание единого экономического пространства и формирование единой правовой системы демократического государства. Соответственно этим целям намечено поэтапное введение единой денежной единицы, действие общего рынка ценных бумаг, единые принципы взимания налогов и т.д. Сформирован бюджет Союзного государства.

Российское государство и муниципальные образования в связи с использованием для выполнения своих задач финансовой системы осуществляют в лице своих органов соответствующую – финансовую деятельность. Возникающие в процессе этой деятельности финансовые общественные отношения регулируются нормами особой отрасли права, а именно – финансового права. В результате этого финансовая система приводится в действие. Следовательно, от уровня (качества) правовых норм и правоприменительной деятельности в данной сфере зависит эффективность действия финансовой системы и реализация социально-экономических программ страны.



[1] Финансово-кредитный словарь. Т. 2. М., 1994. С. 511

[2] Финансы: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2003. С. 13

[3] Финансы: Учебное пособие / Под ред. В.М. Родионовой. М., 2004. С. 11

[4] Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2005. С. 19-20

[5] Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина и В.А. Слепова. М., 2000. С. 8

[6] Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993

[7] Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3823

[8] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301

[9] Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. М., 2004. С. 34

[10] См. гл. 14. Бюджетного кодекса РФ

[11] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., 2004. С. 211

[12] Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. СПб., 2002. С. 167

 


0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!