Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Международная миграция и ее регулирование»

/ Демография
Конспект, 

Оглавление

 

Международную миграцию вызывают причины экономиче­ского, политического и военного порядка. Первые носят более или менее постоянный характер, вторые связаны с кардинальными политическими событиями в отдельных странах, а также с войнами, которые порождают вынужденных мигрантов — беженцев, перемещенных лиц.

    Вынужденная миграция. Хотя вынужденные миграции насе­ления и вызываются причинами внеэкономического порядка, они тоже ведут к перераспределению трудовых ресурсов между странами, что оказывает влияние на развитие экономики как стран эмиграции, так и стран иммиграции.

    В послевоенный период более крупные миграционные по­токи были связаны с установлением новых государственных границ, возникновением мировой системы социализма и кра­хом колониальной системы. Так, например, по Потсдамскому соглашению трех держав — CCCP, CШA и Великобритании восточная граница Германии прошла по линии Одер — Нейсе, и немецкое население, проживавшее ранее восточнее этой ли­нии, а также в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, было в подавляющем большинстве переселено на территории тогдашних ГДР и ФРГ. В Восточной Азии в Японию было пе­реселено около 6 млн. человек, главным образом из Китая и Кореи.

    Образование самостоятельных государств в ряде случаев со­провождалось переселенческими движениями огромного мас­штаба. Из бывших колоний, ставших суверенными государст­вами, как правило, эмигрировало ранее проживавшие там бе­лое население. Образование Израиля и его военные действия против соседних государств привели к выселению около 3 млн. человек, палестинских арабов. Политические перемены во Вьетнаме, Кубе, Эфиопии, Афганистане военные агрессии и гражданские войны в ряде из этих государств вызвали значи­тельные перемещения населения.

    Число беженцев драматически возросло в 80—90-е годы. В Африке их число приблизилось к 12 млн., в Азии превысило 5 млн. человек. Наибольшее число беженцев (5 млн.) приходит­ся на выходцев из Афганистана. Большие массы камбоджий­ских беженцев — 350 тыс. живут в Таиланде, 100 тыс. иран­цев — в Иране, 100 тыс. мьянмарцев — в Бангладеш. В Европе насчитывается около 1,8 млн. беженцев, а в CШA — 1 млн.

    Гражданские конфликты в бывшей Югославии создали самый глубокий кризис в движении беженцев в последнем десятиле­тии. В середине 1992 г. там было свыше 2,3 млн. вынужденных переселенцев, 0,5 млн. из которых искали прибежище за гра­ницей. Большой поток беженцев создал развал СССР — свыше 6 млн. человек.

    ХХ век называют веком беженцев. В 1994 г. их число в мире превысило 27,4 млн. человек (1980 г. — 9,6 млн.). Вынужденная миграция приобрела мировой характер, затронув многие стра­ны. Основная масса вынужденных мигрантов осела в развивающихся странах.1

    Понятие и виды международной миграции рабочей силы. Основную роль в современном междуна­родном движении населения играет трудовая миграция. Мас­штабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены прак­тически все страны. Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государ­ственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране.2 К трудовым мигрантам не от­носятся коммерсанты-“челноки”, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

    Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

q      трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населе­ния из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

q      трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.

    Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на посто­янное место жительства в принимающей стране;

2) временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

3) сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйст­во, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной мигра­ции является кочевничество сохранившееся в Африке и Запад­ной Азии;

4) маятниковая (челночная приграничная). Ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов пере­секающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами;

5) нелегальная — незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим неле­гальным трудоустройством;

6) “утечка умов” — международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда “звезд” искусства, спорта).

    Масштабы международной миграции рабочей силы.

    Межстрановая трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально-экономической жизни современного мира. Возможность международной миграции рабочей силы со­здается национальными различиями в заработной плате. Необхо­димость переселенческих движений наемного труда от страны к стране диктуется неравномерностью образования относитель­ного перенаселения на международной арене. Рабочая сила движется от стран, богатых трудовыми ресурсами, к более бога­тым капиталом странам. Более половины международных ми­грантов являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из них находятся в индустриальных странах. Приток новых контингентов мигрантов в эти страны связан с качественными диспропорциями на их рынках труда.

    Потоки трудовой миграции в течение длительного периода времени претерпели определенные изменения. В прошлом веке международная миграция была направлена в основном в бед­ные капиталом колонии, и прежде всего в Северную Америку, Австралию. Массовая иммиграция в отдельных районах мира привела к возникновению и развитию там переселенческих обществ, что придало импульс развитию мировой хозяйствен­ной системы. Перемещение иммигрантов, средств производст­ва и финансовых ресурсов способствовало образованию во вто­рой половине ХIХ — начале ХХ вв. группы переселенческих государств, основные направления общественного развития ко­торых определялись европейскими державами. В этот период происходили также значительные перемещения населения из Китая и Индии преимущественно в Юго-Восточную Азию и районы Индийского океана.

    Сегодня размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн. трудящихся мигрантов (1960 г. – 3,2 млн.). С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5—6 раз.1 Немалую часть этих потоков состав­ляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитыва­ется не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их чис­ленность оценивается в 4,5 млн. человек.

    Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. Во второй половине текущего столетия сформировались но­вые центры притяжения иммигрантов. Эмиграция стала идти из менее развитых в более развитые страны. Основными поставщиками рабочей силы в Азии являлись Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, на Ближнем Восто­ке — Ливан, Иордания, Турция, в Африке — Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик, в Северной Аме­рике — Мексика, в Европе — Польша, Португалия, Италия, Ирландия. Самый мощный центр притяжения сложился в Западной Европе, в результате из поставщика эмигрантов она превратилась в центр притяжения рабочей силы. В со­временных условиях все большее число стран вовлекаются в про­цесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Напри­мер,
Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1—1,5 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально. В начале 50-х в странах ЕС насчитыва­лось около 15 млн. трудящихся-мигрантов и членов их семей. В середине 70-х крупный центр иммиграции сложился в районе Персидского залива, и в начале 90-х иностранцы составляли там 70% рабочей силы. Своеобразным центром притяжения иммигрантов, националистическим по своему характеру, стал Израиль, созданный в 1947 г. Его население на 2/3 увеличива­лось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 1/3) за счет выходцев из Советского Союза. В Латинской Аме­рике центрами притяжения рабочей силы стали Аргентина, Бразилия и Венесуэла с численностью иммигрантов от 5 до 8 млн. человек. В Африке центрами притяжения рабочей силы стали ЮАР и Кот-де Ивуар.

    Экономический рост в этих странах привел к созданию боль­шого числа новых рабочих мест, а соответственно — к определен­ному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния на­селения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.1

    В международной миграции населения в последнее время про­изошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалифика­ции (“утечка умов”). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основ­ными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции — США и Западную Европу — были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России, стран — членов СНГ, Центральной
и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой — стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специаль­ностей, сэкономив при этом на их подготовке.

    Направления международной миграции рабочей силы. Во второй половине ХХ в. сложилось несколько центров при­тяжения трудовой миграции.

1. Западная Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитыва­лось свыше 20 млн. иммигрантов. Высокоразвитые страны (Гер­мания, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и др.) при­влекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Пор­тугалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. При­ток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оцени­вался в 180 тыс. человек в год.

    Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности заня­тых: Люксембурге — 30,0; Швейцарии — 29,6; Германии — 8,0; Бельгии — 7,5; Австрии — 6,2; Швеции — 5,8; Франции — 7; Англии — 3,4.1

    В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдер­живать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по сле­дующим соображениям:

q      необходимость внедрения трудосберегающих технологий;

q      перемещение производств, использующих работников низ­кой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;

q      недовольство определенных слоев населения, особенно ра­бочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.

2. Нефтедобывающие страны Западной Азии. Этот центр притяжения международной
трудовой миграции воз­ник в середине 70-х гг. Общая численность иммигрантов в начале 90-х гг. оценивалась в 5—6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.

    В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, %: Катар — 92, ОАЭ — 89, Кувейт — 86, Оман — 70, Саудовская Ара­вия — 60, Бахрейн — 51.

    Одновременно в соседних странах достигнут самый высо­кий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене — 7,3; Египте — 5,2; Турции — 4,3; Пакистане — 3,8. Еще одним центром миграции (формально этнической, но по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середи­ны 90-х гг. только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. человек.

3. США и Канада. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в середине 90-х гг. около 7 млн. человек. Приток иммигрантов в США и Канаду в указанный период оце­нивался в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филип­пин; высококвалифицированные работники иммигрируют из За­падной Европы, России, а также Индии.

    Важнейшими целями иммиграционной политики США и Ка­нады является поощрение притока зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирова­ния в экономику данной страны определенной суммы).

    Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профес­сиональным группам. Так, в соответствии с законодательством США 1990 г. ежегодно на работу в страну допускается 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированные спе­циалисты, ученые редких специальностей.

    Влияние миграции на принимающие страны. Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное. Страны, принимающие иностранную ра­бочую силу, используют ее как важный фактор развития произ­водства, особенно отраслей, недостаточно привлекательных для местных работников.

 

 
 


    При этом международная миграция населения играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран и регионов. В результате миграцион­ных потоков целый ряд промышленно развитых стран нивели­ровал суженное воспроизводство населения. В 80-е годы доля внешней миграции в общем приросте населения таких стран, как Канада, Австралия, Франция, превысила 25%, CШA — до 50%. С другой стороны, значительные эмиграции приводили в ряде стран к процессу депопуляции, что наблюдалось в 60-егоды в Ирландии, Греции, Португалии, несмотря на высокий прирост населения в этих странах. Во второй половине 80-х годов Ливан потерял 1/10 часть населения, Мексика — около 1%. Известный французский демограф А. Сови приравнивал эмиграцию к смертности.

    Международная миграция оказывает серьезное воздействие на возрастную и половую структуру – населения стран-доноров и принимающих стран. Среди иммигрантов преобладают лица трудоспособных возрастов. Доля иммигрантов в рабочей силе обычно выше, чем в населении. В середине 70-х годов ино­странные рабочие составляли значительную часть трудоспособного населения в странах Западной Европы, особенно в Швейцарии (17,% в 1978 г.), Западной Германии (8,1%), Франции (8,6%).

   В теории свободное движение рабочей силы между страна­ми приводит к выравниванию зарплаты и увеличению валового мирового продукта. В реальной жизни все основные выгоды от миграции рабочей силы достаются принимающим странам. Оценить их масштабы не просто, так как не все они поддаются количественному учету. Они складываются из экономии на подготовке специалистов в принимающих странах, стоимости продукции и услуг, соответственно создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Им­мигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем они получают от общественного сектора. Иммигранты более молоды, чем население в среднем, и они финансируют часть социальных расходов постоянных жителей.

    Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика, и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономи­ки — строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг.

    Приток иностранной рабочей силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в вы­сокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники. Работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как опреде­ленный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъ­юнктуры – иностранцы теряют работу первыми.

    Предприниматели стран, принимающих иностранную рабо­чую силу (реципиентов), выигрывают от притока иммигрантов еще и потому, что готовность иммигрантов трудиться за сравни­тельно низкую по стандартам данной страны заработную плату позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников. Во многих развитых странах функционирует двойной рынок труда: на одном идет купля-продажа национальной рабочей силы — квалифицированной и высокооплачиваемой, а на другом — ино­странной, которая согласна выполнять тяжелые и непрестижные работы, к тому же по более низким расценкам.

    Развитые страны охотно привлекают из-за рубежа высококва­лифицированных специалистов технического профиля (програм­мистов, электронщиков, ученых в области естественных наук). При этом страны-реципиенты исходят из того, что высококвали­фицированные иностранные специалисты и исследователи могут повысить конкурентоспособность их продукции, способствовать освоению новых производств.

    Иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет принимающим странам экономить значительные средства на под готовке специалистов. За счет привлечения иностранных специ­алистов CШA сэкономили в сфере образования и науки за период 1965—1990 гг. не менее 15 млрд. долл.

    К числу негативных, с точки зрения стран-реципиентов, пос­ледствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.

    Страны — экспортеры рабочей силы имеют, в свою очередь, ряд выгод. Прежде всего эти страны получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. Причем некоторые страны-экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан зна­чительные суммы. Так, в начале 90-х гг. доходы от эмигрантов составляли, млрд. долл. в год: в Португалии — 3,6; Египте — 3,5; Испании — 2,6; Индии — 2,4; Пакистане — 2,4; Турции — 2,2; Израиле — 1,5. Общая сумма переводов трудовых мигрантов толь­ко из развивающихся стран на родину оценивалась примерно в 40 млрд. долл.1 К тому же помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам.

    Вместе с тем трудовая эмиграция обычно сопровождается “утечкой умов”, массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма эмигра­ции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального
потенциала страны-донора.

    Государственное регулирование внешней трудовой миграции. Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

    Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительст­венных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Герма­нией, Финляндией они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

    Страны-реципиенты применяют следующие виды ограниче­ний на въезд трудовых иммигрантов:

q      профессиональная квалификация (наличие диплома, опре­деленный стаж работы по специальности);

q      возрастной ценз;

q      состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

q      социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также членов партий тоталитарного типа).

    Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом стремясь не допустить иммигрантов из “нежелательных” стран и регионов мира (чаще всего стран Азии и Африки), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев из определенных стран.

    Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

q      уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство;

q      первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих ин­вестиции в экономику страны-реципиента;

q      налог на предпринимателей, использующих труд имми­грантов;

q      ограничение времени пребывания иностранных работни­ков в принимающей стране.

    В принимающих странах могут действовать профессиональ­ные и отраслевые ограничения на использование иностранной ра­бочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцами заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профес­сии, специалисты высшего класса, работники новых высокотех­нологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу).

    Развитые страны под давлением профсоюзов и политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применя­ются либо денежные выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая по­зволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и пре­стижную работу на родине. Так, Франция поощряет репатриацию выходцев из Северной Африки.

    В этом же направлении действуют программы экономической помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов им­мигрантам, желающим открыть на родине собственные предпри­ятия).

    Россия и международная миграция. Миграция имеет для России двойной смысл: один поток устремляется в Россию (т.е. это эмиграция для тех стран, из которых идет поток иммигрантов в Россию), другой не менее значительный – идет из России.

    Важное значение имеет вопрос о влиянии на процессы, происходящие в России миграции русскоязычного населения из государств – бывших советских союзных республик. За пределами России сегодня проживает по разным оценкам от 20 до 25 млн. россиян. Русские в 1992 году составляли более двух третей некоренного населения Украины, Эстонии, Латвии; 60% - Казахстана и Белоруссии. В Литве и Кыргызстане их было почти половина населения, а в Туркменистане, Молдове, Азербайджане, Узбекистане треть некоренного населения – это были русские.1


    Сейчас ситуация начинает меняться. С 1990 по 1996 годы по данным Международной организации по миграции (МОМ) население России увеличилось за счет миграции на 3,3 млн. человек. А за 14 лет советской власти (1976 – 1990 гг.) – на 2,4 млн. человек. Если в ближайшие годы (1998 – 2000 гг.) экономическая ситуация в России улучшится, то количество мигрантов может достичь 1,2-1,5 млн. человек в год. Возвращение беженцев и перемещенных лиц на прежнее местожительство будет зависеть от политической обстановки в их республике. Основной поток переселенцев из бывших союзных республик – русские. По количеству мигрантов за 1996 год лидируют Казахстан, Украина и Узбекистан (см. диаграмму). Прибалтийские страны за последние годы покинуло более 10% русскоязычного населения, а республики Средней Азии и Закавказья – 17%. С 1990 по 1996 год в Россию перебрались почти 2362000 русских.1

    Наиболее существенным фактором стимулирующим миграцию русских, являются военные конфликты на территории проживания русскоязычного населения, а также принятие закона о языке во всех бывших союзных республиках. В республиках Средней Азии и Казахстане доля русских, владеющих языком коренной национальности, составляет от 0,8% в Казахстане до 4,5% в Узбекистане. В Молдове - только каждый девятый, в Эстонии и Азербайджане – седьмой, в Белоруссии, Грузии, Латвии – четвертый-пятый русский, проживающий на территории этих республик, владеет языком коренной национальности. А на Украине, в Литве, Армении – каждый третий русский. Прогнозные оценки, данные специалистами в начале 90-х годов, как видно из приведенных выше данных, вполне оправдались: предполагалось, что не более 4-5 млн. человек захотели бы переселиться на территорию своей этнической родины. Миграции русского населения в Россию препятствуют кризисное состояние ее экономики и невозможность создания нормальных условий жизни здесь для всех переселенцев и беженцев. Вместе с тем россияне, оказавшиеся в новом зарубежье в результате распада СССР, сегодня практически лишены тесной связи и достаточной поддержки со стороны России. Мировая история межгосударственных отношений не знает подобных аналогов. Так, к примеру, Китай поддерживает тесную связь с китайцами, проживающими в других странах; Германия проводит активную политику в отношении этнических немцев, в том числе проживающих в России; Франция с провозглашением независимости Алжира эвакуировала из этой страны всех французов и создала на родине для них необходимые условия. Очевидно, что и в России должна быть разработана и активно проводиться в жизнь программа защиты россиян. Громкие заявления сделанные в свое время российским руководством (“…Российская Федерация намерена использовать все законные формы и методы, предусмотренные нормами международного права, для защиты прав, жизни, чести и достоинства граждан русской и других национальностей - выходцев из Российской Федерации, проживающих за пределами РСФСР”1) должны быть реализованы на практике, от слов необходимо перейти к делу.

    Тем более, что ситуация в этом вопросе обостряется и в связи с выездом из России за рубеж наших сограждан. Так в 1994 г. пограничниками России пропущено через границу свыше 64 млн. человек, из них около 10 млн. – российские граждане. Хотя совсем недавно, в 80-е годы за кордон выезжало не более 1 млн. человек, в том числе 200-250 тыс. в западные страны. По данным посольств, за последние 15 лет пределы России покинуло 2 млн. человек. То есть в среднем ежегодно по 100 тыс. человек.2 Хотя официальная советско-российская статистика приводит гораздо меньшую цифру – всего 500 тыс. человек. Сегодня из России в основном (97%) отъезжают в четыре страны: Германию – 72,3%, Израиль – 13,8%, США – 9,7% и Грецию – 7,1%. На все остальные страны приходится 3,1%. Немцы передвигаются двумя потоками: из России в Германию и Казахстана и стран Средней Азии в Россию. Евреев из России и СССР выехало около 1 млн. человек (из них 700 тыс. – в Израиль). В Грецию ехали и едут, естественно, прежде всего греки. С 1991 по 1995 г. туда уехало 14,4 тыс. человек. Немцы больше всего едут из Западной Сибири, Северного Кавказа, Поволжья. Еврейская эмиграция в основном идет из Москвы и области, Санкт-Петербурга и области. Греки выезжают из мест их компактного проживания: Краснодарского края, Ставрополя, Северного Кавказа. Немцы, евреи и греки выезжают в основном семьями (67%). Среди выезжающих русских более половины – одиночки. Что толкает людей в дорогу? Обеспокоенность за будущее своих детей – 47,6%, неудовлетворенность условиями жизни и труда – 42,5%, необходимость воссоединения семьи – 27,5%, недоброжелательное отношение к людям их национальности – 18,9%, высокая вероятность возврата к прежним порядкам – 12,6% и т.д. по данным опроса Института социально-экономических проблем народонаселения, 49,9% опрошенных (не уехавших) задерживают “сложности технических и процедурных вопросов выезда за рубеж”; 12,4% - не уверены в “приживаемости” на новом месте; 8,6% - сдерживает языковой барьер, а у 8,2% - не хватает денег, чтобы переехать. Общее представление о российской эмиграции середины 90-х гг. дает ниже приведенная таблица 2.1

 

 

Всего (в %) 

Германия (в %)

Израиль (в %)

США (в %)

Греция ( в %)

Другие страны (в %)

Всего

100

100

100

100

100

100

Немцы

51,3

70,4

0,2

0,4

0,4

1,2

Русские

28,7

23,1

34,7

47,2

16,7

69,2

Евреи

12,8

2,9

52,7

40,1

0,1

8,9

Украинцы

2,2

1,8

2,6

4,3

0,7

3,5

Греки

0,9

-

0,1

0,1

77,3

0,1

Армяне

0,5

0,1

0,4

3,8

2,2

1,2

Другие национальности

3,6

1,7

9,3

4,1

2,6

15,9

 

 

    Россия, вышла на международный рынок труда на рубеже 80— 90-х гг. В середине 90-х гг. в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Наибольшая (до половины) часть российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы — Австрию, Германию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находит работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии.

    Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой ква­лификации российских трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По оценке, каждая тысяча рос­сийских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долл.

    Однако сейчас эмиграция наносит нашей стране больше вреда, чем пользы. Это хорошо видно на примере российской науки. По данным исследований Российской академии наук, за 1991-1992 гг. из ее учреждений на постоянное место жительства из страны выехали 508 научных работников, а в длительные командировки – 1701 человек. А за 1993 год, по словам тогдашнего министра науки Б. Салтыкова, научная отрасль потеряла около четверти работников. Причина одна – сокращение финансирования науки, которая годами концентрировалась в ВПК, и крайне тяжелое материальное положение ученых по сравнению с развитыми странами. Эта тенденция, учитывая катастрофическое состояние современной российской науки, сохраняется и сегодня.1

    Внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90-х гг. значительно большее распространение, чем отъезд россиян на за­работки. В середине 90-х гг. в России ежегодно было занято 250—300 тыс. легальных иностранных рабочих (281 тыс. человек — в 1995 г., 240 тыс. человек — в 1997 г.), а с учетом нелегальной иммиграции и теневого (незарегистрированного) использования иностранной рабочей силы общая численность трудовых имми­грантов в России оценивается в 400—500 тыс. человек.

    Несмотря на значительное увеличение притока в Россию ино­странной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не ока­зывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5—2% занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работни­ков на локальные рынки труда (Москвы, Ростовской, Белгород­ской, Тюменской областей, Приморского края).

    Приток в Россию иностранных работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях растущей безработицы не идет местное население. Свыше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты малоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда. Так, в 1996 г. 60% иностранной рабочей силы было занято в строительстве, 8,9% — в сельском хозяйстве, 7% — на транспор­те и т.д.2


1 Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. М., 1999. С. 265

2 Мировая экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. М., 1999. С. 135

1 Ломакин В.К. Указ. соч. С. 266

1 Экономическая теория: Учебник для вузов // Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб., 1999. С. 473

1 Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. М., 1998. С. 176-177

1 Мировая экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. Указ. соч. С. 140

1 Гульченко И. Русское население: перспективы роста // Российская газета. 1992. 4 июня

1 Аргументы и факты. 1997. № 42

1 Позиция Государственного Совета при Президенте РСФСР // Известия. 1991. 2 октября

2 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. М., 1998. С. 37

1 Тудоровский Я. Кто останется в России // Аргументы и факты. 1997. № 40

1 Аргументы и факты. 1994. № 33

2 Экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. М., 1999. С. 671-672

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!