Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по праву»

/ Общее право
Контрольная,  18 страниц

Оглавление

1. Система, отрасли и институты права. Система юридических наук
2. Правоспособность и дееспособность физического лица. Опека и попечительство
3. Понятие договора, его формы, содержание и виды. Заключение, изменение и расторжение договора

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон. Часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №49. Ст. 4552

Литература
4. Венгеров А.Б. Теория государства: Учебник. М., 2009
5. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Т. I. М., 2009
6. Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. II, полутом I. М., 2009
7. Гражданское право. Учебник. В 3-х частях / Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. М., 2010
8. Гуев А.Н. Гражданское право: Учебник. В 3-х тт. М., 2008
9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2007
10. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. В 2-х тт. Т. 2. Теория права. М., 2008
11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2009
12. Общая теория права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2010


Работа похожей тематики


Борьба с контрабандой в России.
Аграшенков, А. В., Краснянский, И. Ю.

 

О контрабанде знали в Древней Руси еще в X в., но только к XII - XIII вв. ее существование было признано официально, о чем свидетельствует установление «промыта», т.е. двойной ставки мыта (пошлинного сбора) за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом. Первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, начиная с представителей Ганзы в Новгороде XII — XV вв. и англий­ских купцов в Московском государстве XVI - XVII вв.[i]

История борьбы с контрабандой неразрывно связана с развитием экономики, внутренней и внешней торговли страны, становлением таможенного дела. Нельзя не согласиться с Ю.Г.Кисловским в том, что истоки зарождения и развития контрабанды находились в одном временном срезе с введением пошлин на ввозимые и вывозимые товары. Возрастание масштабов контрабанды происходило пропорционально росту пошлинного обложения и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их утаиванием.

Документы свидетельствуют, что к нарушителям применялись самые строгие наказания. Так, в судебнике князя Владимира говорилось, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, полагалось наказание в виде конфискации товара и избиения товаропровозителя плетью. Тем не менее в Киевской Руси контрабанда не получила развития не по причине тяжести наказания за нее, а ввиду менового характера торговли, не слишком ограниченной запретительными нормами.[ii]

Пошлины, взимавшиеся в удельное время, можно условно разделить на четыре группы: торговые, проезжие, за обслуживание и штрафные. При этом насчитывалось более 30 видов сборов, относившихся к торговым, проезжим пошлинам и пошлинам за обслуживание.[iii] Из штрафных пошлин два сбора (по сути представлявшие собой две разновидности одного вида штрафа) непосредственно относились к контрабанде: протаможье и протамга.

Протаможье - пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне: «А кто протамжит (провезет товар без предъявления в таможне. - Авт.) своего товару на рубль... с него протаможья тридцать алтын без гривны». По мнению Д.Толстого, размер этого штрафа составлял «с товара на два рубля или более - два рубля, а с товара на рубль и менее - заповедь в тридцать алтын без гривны».[iv]

Протамга - пеня за неявку товара в таможне: «А кто не явя таможником сложит товар свои с воза и из судна, и он то протамжил... ино с него протамги два рубля».[v]

Внешние и внутренние таможенные сборы с продаваемых (или только провозимых) товаров требовали огромного штата сборщиков, таможенных голов и целовальников, которых должны были поставлять тяглые посадские общества во главе с «гостями», составлявшими своего рода «главный финансовый штаб» царя.

Начиная с середины XVI в. правительство, испытывая недостаток подготовлен­ных людей на должности сборщиков налогов, руководителей торгово-промышленных предприятий и др., восполняло его путем привлечения представителей высшего купечества. Гарантией добросовестного отношения к служебным обязанностям явля­лась не только присяга на верность, но и имущественная состоятельность агента, его материальная способность возместить причиненный им казне ущерб. «Это были настоящие рекрутские наборы купечества в казенную службу, - писал В.О.Ключевский, - ...производившиеся... даже против воли тех, кого таким образом возводили в высшие чины торгово-служилой иерархии».[vi]

В связи с усилением таможенных сборов в удельных княжествах и отсутствием единых пошлин росло стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. Поэтому к XVI в. постепенно сложилась система штрафов и других наказаний за нарушение установленных правил провоза и продажи товаров:

- промыта (уклонение от уплаты мыта) наказывалась штрафом (позже, с 1649 г., -в пять рублей), а сам «промытившийся» подлежал наказанию кнутом;

- промыт (пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины) составлял, как правило, сумму в размере двух пошлин;

- заповедь (пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади, а также штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц, помимо гостиного двора) составляла два рубля, из которых один рубль шел государству, а второй - лицам, заведовавшим таможенным сбором.[vii]

В целом признание контрабанды тяжким государственным преступлением в России относится (как и в странах Западной Европы) к периоду образования единого национального рынка и установления на государственной границе таможенных барьеров в XVII в.

Соборное уложение 1649 г. включает ряд глав, посвященных борьбе с контра­бандой. Так, глава IV гласит: «А будет которые Московских чинов всякие люди, и городовые дворяне, и дети боярские, и иноземцы по мытам и по перевозам и по мостом учнут с собою провозити торговых всяких чинов людей с товары, а про то сыщется: и тех людей бити кнутом, да на них же взяти мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдачи мытовщикам и перевозчикам и мостовщикам».[viii]

Серьезное наказание устанавливалось для тех, кто пытался провезти товары без мыта и мостовщины, прикрываясь именем служилых людей: за это полагалось бить кнутом и брать «на государя пени» по пять рублей с человека.

25 октября 1653 г. царем Алексеем Михайловичем был подписан Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров», положивший начало таможенной реформе.[ix] Появление в 1653 г. этой единой уставной грамоты было обусловлено предшествующими актами и явилось завершением прежней таможенной политики.

Основой для выработки уставной таможенной грамоты (Торгового устава) стала челобитная торговых верхов, поданная в августе 1653 г. Цели таможенной политики виделись торговым верхам очень отчетливо, так как их представителям неоднократно приходилось выступать в роли правительственных агентов по сбору пошлин. Как сборщики пошлин они требовали: предоставления им права конфискации товаров, не объявленных в таможне; обязательной выдачи «выписей» с перечислением товаров торговцам, едущим в другие города; предоставления права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли.[x]

В уставной таможенной грамоте были определены наказания за нарушение таможенных правил: «А для утаенных товаров таможенным головам и целовальникам посылать на дворы ко всяких чинов людем и к иноземцам безпенно, чтоб в избылых ни кто не был. А которые всякие чинов торговые люди учнут товары свои, жемчуг и каменье, золото и серебро, и всякие узорочные и висячие и невисячие товары таити и продажной цены у товаров убавливати: и у тех торговых людей те их товары имати на себя Государя безповоротно. А которые торговые люди объявятся с утаенными товары и с убавочною ценою в другой ряд, или в третий; и тем людем, сверх тех их взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно».[xi]

22 апреля 1667 г. царем был принят Новоторговый устав, выработанный на основе соответствующего законодательства предыдущих лет, а также вследствие нового челобития купечества и при участии его представителей.

В новый Устав вошли статьи относительно размеров и порядка взимания таможен­ных сборов, устройства таможен, соблюдения таможенных формальностей и пр. В отличие от Торгового устава 1653 г. новый имел четко выраженную ориентацию на решение вопросов, касающихся внешней торговли, регулирование отношений русских торговых людей с иностранцами. Поэтому еще в дореволюционной литературе указанный акт стал признаваться первым таможенным тарифом и первым таможенным уставом России. На Новоторговом уставе основывались все последующие грамоты, даваемые иностранным купцам на ведение торговли в России.

Новоторговый устав стал первой в истории национального таможенного законо­дательства попыткой установить в таможенных целях таможенные режимы выпуска для свободного обращения, экспорта и перемещения товаров внутри страны. В соответствии с ними его статьи определяли статус товаров и транспортных средств, условия их перемещения через внешние и внутренние границы Русского государства.

Согласно Уставу досмотр производился во время разгрузки судна. Вновь устанав­ливалось соответствие выгружаемых товаров «выписи». Товары, не указанные в «корабельщиковой росписи», подлежали конфискации в пользу государя. Уставом запрещалась разгрузка кораблей в карбасы, барки и другие суда, а также на берег в ночное время. Ночью запрещалась и доставка на иностранные корабли товаров русскими судами. В случае поимки нарушителя с таким товаром ночью «те товары взять на великого государя».[xii]

Целый ряд товаров был запрещен к вывозу частными лицами: по беломорской торговле к ним относились хлеб, пенька, поташ, смольчуг, ревень и шелк-сырец, а также дорогие сорта «мягкой рухляди» (мехов).

Ограничив торговлю иностранцев в России порубежными городами (Архангель­ском, Новгородом, Псковом и др.), Новоторговый устав также запретил иностранцам заниматься розничной торговлей, вступать в отношения купли-продажи с кем-либо помимо москвичей или «купецких людей того города, в коих они станут торговать»; запрещалось торговать с другими иностранцами (за исключением торговли у Архангель­ска под таможенным контролем и с уплатой пошлины). Нарушение этих установлений каралось конфискацией товара.

По существу подобные запреты и ограничения в отношении иностранцев отли­чались малой результативностью: для того чтобы иметь возможность приобретать товары вне городов, иноземцы нанимали русских людей, которые по их поручению («от них») торговали, являясь «закупнями».[xiii]

Мероприятия русского государства в области таможенного законодательства были подкреплены соответствующими мерами, направленными на усиление таможенной охраны в целях предотвращения контрабандного ввоза и вывоза товаров.

Так, в Именном указе с боярским приговором «О мерах к отвращению убытка казне, происходяшаго от недобора пошлин с товаров, об отмене таможенных откупов и о поручении сего сбора верным Головам и целовальникам» от 11 июля 1681 г. опреде­лялось, что обнаруженные скрытые товары должны изыматься в пользу государя: «А которые люди объявятся с утаенными товары и с убавочною ценою в другой ряд или в третий, и тем людям сверх взятых товаров чинить наказанье, бить кнутом нещадно, а сыскивать про утаенные товары и про цену всякими сыски накрепко; а будет кто доведется до пытки, того и пытать по прежнему».[xiv] У тех же, кто укрывал контра­бандистов, отбирали дворы; за покупку контрабандных товаров устанавливались штрафы в пользу государя.

Суровое наказание предусматривалось за ввоз и продажу табака, потребление которого вплоть до вступления на престол Петра I находилось под запретом. Виновных в продаже табака наказывали 20-30 ударами кнута по спине, после которых, как указывает в своей книге «История телесных наказаний в России» Н.Евреинов, «на спинах несчастных не оставалось целой кожи даже ни на палец шириной, и они имели вид животных, с которых содрана была кожа. Тем не менее после всего этого каждому виновному в продаже табака привешивалась на шею пачка с табаком... и в таком виде, связанных за руки попарно и сопровождаемых по обе стороны прислужниками палача, преступников вели сперва из города, а затем обратно в Кремль, и во все это время продолжали бить их кнутом».[xv]

Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались новизной и последовательностью: продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которым было положено еще в XVI в.; таможенные пошлины взимались согласно статьям Новоторгового устава 1667 г.; увеличилось число внут­ренних платежей.

В конце XVII в. в Москве были созданы первые корчемные команды для пресе­чения тайной выделки, перевоза и продажи предметов, обложенных акцизом или составлявших прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, - как контра­бандисты, или корчемники. В 1699 г. было постановлено считать корчемниками и тех, кто платит за работу по найму вином (больше ведра).

До 1724 г. были запрещены к ввозу или обложены высокими пошлинами немногие товары: некоторые шелковые изделия, краска бакан, иглы. Лишь в 1723 г. Петр I пришел кубеждению, что главной причиной отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий. Поэтому по приказу царя Коммерц-коллегией был выработан проект общего таможенного тарифа, который после апробации в Сенате рассматривался Берг-мануфактур-коллегией. В конечном счете их совместными усилиями в 1724 г. был разработан особый Таможенный тариф для Петербургского, Выборгского, Нарвского, Архангельского и Кольского портов. Этот тариф отличался ярко выраженным протекционистским характером, одним из проявлений которого явились высокие пошлины на импорт товаров, вырабатываемых на русских ману­фактурах (от запретительных 75 % до 50-30-25 %). В то же время в отношении большей части ввозимых товаров, облагаемых высокими пошлинами, Тариф 1724 г. пред­усматривал обложение по ценности, т.е. взимание пошлины в установленном тарифом проценте с цены товара, объявленной импортером в таможне. Он имел характер всеобщего установления, так как, изменив содержание и порядок таможенного оформления и таможенного контроля, заново определил составы преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела и ответственность за них. Например, подлежали конфискации корабли (вместе с находившимися на них товарами), которые «без ведома таможенного» производили погрузку (разгрузку) в неустановленных местах. Такая же санкция применялась за перемещение не предъявленных в таможне товаров с одного корабля на другой и в случае отсутствия досмотрщиков на кораблях, пере­возивших товары от Кронштадта до Санкт-Петербургской таможни и обратно.

Кроме того, вместо старого порядка наказаний за нанесение ущерба казне (в виде конфискации товара) теперь устанавливалась целая система взысканий. В пользу государства изымались утаенные (сокрытые от таможенного контроля), «не явленные» и «заповедные» (запрещенные к ввозу или вывозу частными лицами) товары; конфискация также предусматривалась за производство погрузочно-разгрузочных работ в ночное время. Она имела место и тогда, когда при декларировании «добрые» товары выдавались за «худые» с целью занижения причитающихся к уплате таможенных платежей. Столь же строго преследовалось сокрытие одних товаров в других, более вместительных и объемистых: «...тогда не точию скрытые или утаенные товары, но и оная кипа или штука, где бы тот товар лежал, хотя бы с той кипы или штуки пошлина заплачена была, взята будет в казну».[xvi]

За менее серьезные проступки предусматривались штрафные санкции и другие наказания. Так, если при досмотре обнаруживалось занижение количества, меры или массы товара, то излишек изымался в казну, а «прочее же что явлено, и буде пошлина с того заплачена, отпущать, куда надлежит».

Строжайше запрещалось приближаться к приходящим или отходящим судам, брать или отвозить с них какие-либо товары или привозить свои «под штрафом взятия в казну цены оных товаров втрое».

Следует отметить, что особенности Тарифа 1724 г. (запретительный характер и обложение по ценности) при введении его в жизнь имели последствия, не пред­усмотренные составителями, - усиление явной и скрытой контрабанды, отмечаемое в многочисленных источниках указанного периода (в доношениях русских купцов и «фабрикантов», в жалобах иностранных купцов, в сообщениях дипломатических агентов). Это являлось неизбежным следствием как высокого обложения, так и недостаточной таможенной охраны. В частности, на Прибалтику (Лифляндию и Эстляндию), только что включенную в состав Империи, действие Тарифа не распро­странялось; товары, отправляемые из балтийских портов в глубь страны, должны были оплачиваться дополнительными пошлинами до размеров, предусмотренных Тарифом. Однако никаких застав для досмотра товаров, ввозимых в Петербург, на Рижском и Ревельском трактах не существовало, и путь для контрабанды из Прибалтики был открыт. Охрана протяженных сухопутных границ также была весьма примитивной.

Такая ситуация серьезно затрагивала фискальные интересы правительства и существенно снижала экономический эффект Тарифа.[xvii]

Вскоре после смерти Петра I его таможенная политика была подвергнута острой критике. В правящих кругах России пришли к убеждению в недостаточности развития внутреннего производства и нецелесообразности его поддержки путем стеснения привоза товаров.

Учитывая отставание в развитии отечественной промышленности, низкое каче­ство российских товаров, отсутствие сплошной охраны государственной границы и пр., Сенат пришел в конце 20-х годов XVIII в. к выводу о недопустимости дальнейшего сохранения преград для доступа в страну иностранных товаров. При этом особо подчеркивалась слабая эффективность борьбы с контрабандой.

В 1731 г. был издан новый Таможенный тариф, установивший 20 и 10 %-ную пошлину на различные импортные товары. В том же году был принят Морской пошлинный регламент, или устав, изменивший и существенно дополнивший правила захода иностранных судов в российские порты (Санкт-Петербург, Выборг, Нарву, Колу и Архангельск). Достаточно сказать, что в нем насчитывалось 99 статей, тогда как в Уставе 1724 г. – только 41.

Список нарушений в нем значительно расширен, а санкции, которые должны быть применены к нарушителям, описываются более точно и подробно. На наш взгляд, это можно связать с динамичным ростом и расширением внешней торговли России. Так, в Уставе 1731 г. устанавливались следующие меры наказания в случае правонарушений: штраф за необъявление иностранным купцом о своем прибытии в российский порт; штраф за своевольный уход судна из порта без разрешения гавенмейстера и т.д.

С целью упрощения прохождения таможенного досмотра всякий товар, который мог быть измерен аршином, должен был иметь на конце свинцовую меру, равную той, что принята в стране-отправительнице. При отсутствии такой меры владелец должен был представить «подлинную фактуру» (накладную), где точно указывался вес или размер товара. В противном случае весь товар подлежал перебору. Когда при досмотре обнаруживалось, что «против фактуры лишнего больше 5 % в мере или в весу», то излишек товара конфисковался. Если же к досмотру предъявлялось товара меньше, чем указывалось в «фактуре», то товарная недостача облагалась пошлиной.

Устав позволял конфисковать иностранные товары, направлявшиеся в продажу без специального таможенного клейма, которым они должны были быть помечены после прохождения таможенного досмотра.

Все утаенные, но обнаруженные в результате досмотра товары подлежали безоговорочному изъятию.[xviii] Но корабельщика, неспособного оправдаться в связи с обнаружением контрабанды, ожидало сравнительно легкое наказание: его полагалось оштрафовать на сумму, равную тому, «сколько надлежало было с таких утаенных и неявленных товаров в казну платить».[xix]


* Кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника по научной работе Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

* Начальник Калининградского таможенного управления.

[i] Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 3.

[ii] Там же. С. 3, 16.

[iii] Таможенное дело в России. X - начало XX в. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995. С.6-7.

[iv] Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. СПб., 1848. С. 93.

[v] Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка: [Репринт, изд.]. Т.2. М., 1989. 4.2. С.1590.

[vi] Ключевский В.О. Соч. Т.8. М, 1959. С.47.

[vii] Таможенное дело в России. С. 7.

[viii] Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое (Далее – ПСЗ-1). Т.1. СПб., 1830. С.16.

[ix] Тихонов Ю.Л. Таможенная политика Русского государства с середины XVI до 60-х годов XVII в. // Исторические записки. Т.53. М., 1955. С.265.

[x] Там же. С.276.

[xi] ПСЗ-1. № 107.

[xii] Там же. № 408.

[xiii] Кулишер И.М. Очерк истории русской торговли. Пг., 1923. С.169-170.

[xiv] ПСЗ-1. Т.2. № 876.

[xv] Угаров Б. У таможенного барьера. М., 1975. С.20.

[xvi] ПСЗ-1. T.VII. № 451.

[xvii] Козинцева Р.И. От таможенного тарифа 1724 г. к тарифу 1731 г. // Вопросы генезиса капитализма в России. Л., 1960. С.183.

[xviii] Аграшенков А.В. Изменение видов нарушений таможенных правил и ответственности за эти нарушения в первой трети XVIII века // Учен. зап. Санкт-Петербургского им.В.Б.Бобкова филиала РТА. 1996. №1(1). С.53.

[xix] ПСЗ-1. T.VIII. № 5733.

 

Если российский подданный пытался провезти товары иностранца для снижения пошлины, о чем было указано в привилегии, и если такие товары были обнаружены, они немедленно конфисковались и русский купец должен был платить двойную пошлину. Если же у него таких денег не было, то конфискации подлежал корабль.

В 1746 г. был издан Указ о дальнейшем усилении таможенного надзора в прибреж­ной морской полосе с целью борьбы с контрабандой «О снаряде таможенной яхты для крейсирования за Кронштадтскою брандвахтою до Березовых островов».

Этим Указом Россия также устанавливала в Балтийском море зону террито­риальных вод шириной, равной дальности пушечного выстрела. В Указе говорилось, что для наилучшего обеспечения поступления доходов в царскую казну и чтобы «корабельщики и прочие всякого рода звания люди не могли с кораблей и прочих судов и пакетботов прежде прихода своего до Кронштадта потаенно товаров своих бес­пошлинно спускать и из Кронштадта за моря беспошлинно и без аттестатов отпускать, учредить таможенную яхту, которая имела бы крейсировать до Березовых островов, и быть на ней для направления навигации из морских офицеров мичману, имеющему на той же яхте вымпел... и как скоро которые корабли и пакетботы и прочие суда следую­щие морем явятся и в виду той яхты будут, тогда с той яхты, через пушечный выстрел дан будет сигнал и по тому сигналу должны те корабли и пакетботы и прочие суда немед­ленно к той яхте пришед, остановиться на которые ему говенмейстеру, вошед и осмотря все люки и другие, принадлежащие к тому месту с товарами и с пассажирской кладью или которые будут и порожние, хотя и с одним балластом, запечатать и, поставя на каждое судно досмотрщика и солдата, отправлять до Кронштадтской портовой таможни».[1]

В целях борьбы с контрабандистами и нарушителями Сенатским указом 1754 г. усиливалась охрана государственных рубежей и был учрежден на западной границе институт пограничных таможенных объездчиков, которым было решено выдавать четвертую часть конфискованных товаров, а доносчикам - половину товаров, задер­жанных по их указанию. Несколько позднее в дополнение к пограничной страже учреждаются казачья и таможенная охрана.

Таможенная реформа завершилась принятием Таможенного устава 1755 г. и Тарифа, который был опубликован позднее, так как вокруг него разгорелась ожесто­ченная борьба.

Отныне юридически закреплялось правило, согласно которому партикулярным (частным) лицам, кроме купцов, разрешалось иметь при себе в случае выезда за границу «не более 100 червонных, и золотые и серебряные часы, табакерки, шпаги, пряжки и тому подобное для своего единственного употребления, не для продажи» в единственном числе беспошлинно. Излишки подлежали конфискации. Подобные правила в предыдущих уставах отсутствовали. Появление такой регламентации, возможно, связано с увеличением количества отъезжающих частных лиц за границу и стремлением правительства регламентировать такой выезд или с тем, что под видом частного проезда некоторые оборотистые люди пытались провозить мелкие партии товаров, чтобы избежать таможенных сборов. Тогда появление подобной статьи в Уставе 1755 г. можно объяснить желанием государства пресечь контрабанду и защитить свои экономические интересы.

«Все конфискованные товары, подлежащие в казну, где бы оные конфискованы не были, и взысканные штрафы» следовало отсылать в «Канцелярию конфискации и оной в контору». Однако в связи с тем, что их перевозка была сопряжена с высокими накладными расходами и иными трудностями, Сенатским указом от 1 июля 1757 г. повелевалось продавать такие товары на месте («с публичного торгу в тамошних местах от тех таможен»), «учиня наперед в тамошних городах публикации». Вырученные от распродажи деньги вместе с дорогими товарами, «кои наймом за провоз отягчены быть не могут», необходимо было направлять в столичные города.[2]

В 1763 г при дворе была учреждена Комиссия о коммерции во главе с Я.П.Шаховским, приступившая к составлению нового Тарифа, опубликованного 1 сентября 1766 г. и вступившего в силу в большинстве таможен Империи с 1 марта 1767 г. Поддержав предложение Комиссии о коммерции о регулярном пересмотре Тарифа, Екатерина II поручила Коммерц-коллегии осуществлять его пересмотр через каждые пять лет, что, к сожалению, на практике не осуществлялось.

Принятие Тарифа 1766 г. означало продвижение страны по пути свободной торговли. В то же время не следует преувеличивать меру его либеральности, так как он, скорее, отвечал духу умеренного протекционизма.

Однако эффективность таможенной системы в целом оставалась невысокой. Как и прежде, ей не удавалось положить конец контрабандному ввозу. Стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией на всем ее протяжении таможенных органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализации внешней торговли. По их мнению, острота проблемы контрабандного ввоза снималась единственным путем - понижением ставок таможенных пошлин, установленных Тарифом 1766 г.

В конце 1781 г. Комиссия о коммерции приступила к работе по составлению очередного тарифа, проект которого 27 сентября 1782 г. был утвержден Императрицей и передан в Сенат для опубликования. Кроме того, Екатерина II повелела Сенату подготовить закон о создании специальной таможенной стражи, решавшей задачи закрытия границ и задержания провоза контрабанды.

Именным Высочайшим указом от 27 сентября 1782 г. «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях.

Поиск контрабанды стимулировался материально: часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержателей.

В дальнейшем обнаружилась недостаточность принятых мер, в связи с чем правительство Екатерины II пошло на крайность, издав 26 июня 1789 г. Указ о запре­щении привоза, ввоза и пропуска «в границы российские» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни по западной границе.

Протекционистская тенденция проявилась также в Таможенном тарифе от 14 сентября 1795 г., с помощью которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса и удовлетворить фискальные интересы казначейства. Но Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 г., отменил Тариф и разрешил ввоз некоторых французских товаров. Затем в 1800 г. запрет на ввоз в Россию целого ряда товаров все же был наложен, а в начале марта 1801 г. издан Указ, запретивший вывоз любых российских товаров из российских портов и пограничных сухопутных таможен без особого высочайшего повеления.

Таможенная политика Александра I тоже не отличалась последовательностью, что выразилось в череде указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов. Однако в преддверии войны с Францией Специальной таможенной комиссией под руководством М.М.Сперанского был разработан предельно запретительный Таможенный тариф.

24 июня 1811 г. Александр I учредил Таможенное управление по европейской торговле. Было образовано 11 таможенных округов, в каждый их которых вошло «некоторое число» таможен. «Таможенный присмотр» для «отвращения» тайного привоза товаров по всей морской и сухопутной границе составлялся из команд тамо­женной стражи.

Накануне войны с Наполеоном на сухопутной западной границе усилилась контрабанда, с которой не всегда справлялась таможенно-пограничная стража.

В начале 1811 г. военный министр России Барклай де Толли обследовал западную границу, после чего в заключении комиссии была отмечена неудовлетворительная ее охрана как в военном, так и в экономическом отношении.[3] В связи с этим Император утвердил доклад военного министра «Об устройстве военной стражи на границах западных губерний».

В соответствии с Указом Александра I в 1811г. вводился порядок, согласно которому 80 % от суммы штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначались в награду, а 20 % отчислялись в пенсионный фонд таможенных чиновников и их семьям. Из 80 % две трети выдавались «задержателям», а одна треть - начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни.

14 декабря 1819г. был принят новый Таможенный устав по европейской торговле, имевший в отличие от прежних таможенных уставов специальный раздел «О послед­ствиях утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных товаров», который в свою очередь разбивался на главы: 1) об утайке пошлин и тайном провозе вообще; 2) о доносах на тайный провоз товаров; 3) о наказании занимающихся противозаконной торговлей; 4) о производстве дел по конфискации товаров; 5) о производстве продажи при таможнях с публичного торга товаров.

В Таможенном уставе 1819 г. понятие контрабанды было уточнено и стало обозначать не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах. По новому Уставу охрана государственной границы возлагалась на тамо­женную (впоследствии - пограничную) стражу Министерства финансов. В 1822 г. правительство приняло решение об ее упразднении и о создании пограничной таможен­ной стражи из полковых воинских чинов.

Однако надо заметить, что в конце 20-х годов XIX в. на границах Пруссии и Австрии контрабанда возросла в несколько раз. С увеличением контрабанды участились случаи вооруженного сопротивления контрабандистов сухопутной пограничной страже, о чем свидетельствуют многочисленные донесения пограничных и таможенных властей.[4]

Такая ситуация требовала срочного принятия мер в поддержку пограничной таможенной стражи, для усиления которой в 1830 г. были введены пешие и конные подвижные колонны.

По Карантинному уставу 1832 г. таможенную пограничную стражу переименовали в пограничную стражу, что было подтверждено Высочайшим указом Николая 1 в 1835 г.

В последующие годы правительство, озабоченное поисками путей увеличения таможенного дохода, продолжало курс на смягчение запретительной системы.

В 1857 г. был утвержден новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. К первому классу были отнесены Петербургская, Архангельская, Ревельская, Рижская, Либавская, Московская, Таганрогская и другие таможни. Некоторые из них имели передовые филиалы. Так, Петербургская таможня имела своим форпостом Кронштадтскую таможню, через которую привозимые товары переправлялись в столицу для досмотра и оформления. Передовые посты других таможен назывались таможенными заставами. Существовали также переходные таможенные пункты.

К середине XIX в. сложилась эффективная система органов по борьбе с контра­бандой. Привлечение воинских сил в помощь пограничной страже и таможням значительно облегчало борьбу с контрабандистами, способствовало задержанию незаконно провозимых и проносимых товаров.

В 1864 г. изданы Судебные уставы, в связи с чем из Уложения о наказаниях в Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, были включены разделы о нарушении правил казенных управлений, в том числе дела о контрабанде.[5]

В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения были направлены на сокращение числа его статей посредством соединения некоторых из них, имевших однородный характер; на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход; на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров.[6] Новый Тариф был утвержден 3 июня 1868 г. Отвечая в целом принципам свободной торговли, он имел умеренно-протекционистский характер для главных отраслей отечественной про­мышленности.

В 1868 г. учреждена воинская корчемная стража при соляных промыслах (в 1880 г. после отмены акциза с соли ее упразднили). В период с 1861 по 1871 г. существовала корчемная стража по акцизу с табака, которая действовала до 1918 г.

11 июня 1891 г. был принят новый Таможенный тариф, который стал апогеем фискально-протекционистской таможенной политики, проводившейся с конца 70-х годов. С его принятием произошло распространение мер таможенно-тарифного регулирования на целый ряд товаров, которые до того ввозились свободно или подле­жали сравнительно невысокому обложению. Одновременно произошло усиление таможенного покровительства отраслям, уже защищенным тарифными барьерами от иностранной конкуренции. Вследствие этого обострилась ситуация на рынке потреби­тельских товаров: огульное противодействие иностранным конкурентам вводило многих российских предпринимателей в инертное состояние, отвращая отдел, сопря­женных с риском.

Введение Тарифа 1891 г. с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. Именно поэтому в 1892 г. был принят новый Таможенный устав, обновивший соответствующее законодательство: определялись различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Для несостоятельных контрабандистов денежное взыскание по решению суда могло быть заменено арестом или тюремным заключением. Рецидивная контрабанда каралась не только денежным начетом и конфискацией имущества нарушителя, но и выселением его из пограничного района или тюремным заключением. Тайный ввоз и вывоз запрещенных товаров карались конфискацией товара с нало­жением денежного штрафа в размере двойной стоимости товара. За тайный провоз товаров, подлежавших обложению пошлиной, взыскивалась пятикратная пошлина. При этом товары импортные конфисковывались, а товары экспортные возвращались, если был уплачен причитавшийся штраф. За контрабандный провоз беспошлинных товаров взыскивалось 10 % их стоимости без конфискации товара. Если провозящий мог доказать, что товар принадлежит другому лицу, он подвергался денежному штрафу в размере от 30 до 60 руб., а взыскание контрабандной пени переносилось на владельца товара.

Лица, укрывавшие в своих домах, амбарах, магазинах или имениях тайно при­везенные товары, подлежали обложению штрафом в размере двойной стоимости обнаруженного товара. Такому же штрафу подвергались лица, принимавшие контра­бандный товар. Уставом также упорядочивалась таможенная охрана в прибрежных водах. Водное пространство шириной в три морские мили от береговой линии россий­ского материка или острова признавалось «морской таможенного полосою» России, в пределах которой все суда подлежали таможенному досмотру. В случае неподчинения российским таможенным судам разрешалось преследовать нарушителей не только в этой полосе, но и в нейтральных водах.[7] На западной сухопутной границе России создавалась специальная корчемная стража из вооруженных стражников и объездчиков с целью пресечения контрабанды заграничных напитков посредством устройства засад, досмотра обозов, транспорта и личного имущества на удалении 20-50 верст от границы.

К концу XIX в. в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При Департаменте состояли члены Особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабандным делам и т.д.

Как и раньше, охрану государственной границы несла пограничная стража, имевшая военную организацию. Она комплектовалась из новобранцев, отбывавших воинскую повинность. На некоторых участках государственной границы (в Средней Азии и Сибири) эту службу несли вольнонаемные, которые состояли в таможенном ведомстве.

В первые годы XX в. (вплоть до начала первой мировой войны) контрабандный ввоз и вывоз товаров увеличился. В это время продолжается совершенствование законодательства по борьбе с контрабандой, принимаются меры по уточнению некоторых его положений, расширяются права таможен и полиции. Так, им предоставлялось право розыска контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы в глубь страны и от морских берегов, а за пределами полосы - с помощью судей.

Уголовное уложение 1903 г. ввело новеллы, связанные с наказаниями за контра­банду: понятие «конфискация» заменялось понятием «отобрание»; была установлена денежная пеня за товары пошлинные в размере пятикратной пошлины, а за запре­щенные импортные товары - в размере двух рублей с фунта нетто и экспортные - в размере двойной стоимости; провоз беспошлинных товаров не рассматривался как контрабанда. Отныне за занятие контрабандой предусматривалось удаление на 50 верст от сухопутной и морской границы на срок от одного года до пяти лет, а за квалифи­цированную контрабанду - наказание в виде тюремного заключения или пребывания в исправительном доме. Высшей мерой наказания за контрабанду являлась ссылка на каторжные работы сроком от четырех до шести лет. Она применялась к лицам, неоднократно судившимся за контрабанду, задерживаемую в пограничной полосе. Предусматривалась также ссылка в Сибирь на поселение или в одну из отдаленных губерний, заключение в тюрьму. Кроме того, за контрабанду могло быть назначено заключение в крепость (при задержании у северо-восточных берегов Черного моря). Независимо от этих наказаний на виновных в контрабанде налагались денежные взыскания.[8]

Таможенный устав 1904 г. установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находилась под гласным надзором управляющего и состояла из таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков и служителей. Данный Устав несколько изменил определение контра­банды: контрабандными теперь признавались товары, провозимые или проносимые незаконными путями и способами за границу и из-за границы, а равно и те, кои привезены из-за границы в таможню, но на основании правил о привозе товаров должны считаться тайно провозимыми. К контрабанде приравнивалось обращение в торговом обороте 50-верстной пограничной черты не подлежащих клеймению товаров, если законное водворение их не доказано.

Контрабандными считались спирт и все спиртные напитки, задержанные в 30-верстной пограничной полосе, если не было документов, что они изготовлены на государственных винных заводах. Ответственность за контрабанду несли все лица независимо от того, как произошло задержание: в пограничной полосе или за ней. Переселение лиц, занимавшихся контрабандой, из пограничных районов ограничивалось пятью годами. Если пеня не превышала трех рублей, то конфисковался контрабандный товар без нее. За повторение контрабанды накладывалась двойная пеня.[9]

В 1906 г. был принят очередной Таможенный устав. Он признавал контрабандой: а) ввоз из-за границы помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля товаров иностранных, пошлинных и запрещен­ных; б) вывоз за границу или попытка вывоза помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля отечественных товаров, запрещенных к вывозу; в) выпуск на внутренний рынок поступивших в таможню товаров, запрещенных к ввозу и допущенных к обратному вывозу за границу, но не вывезенных из пределов России; г) выпуск на внутренний рынок иностранных товаров, запрещенных или пошлинных, поступивших в таможню, но по преступному согла­шению с должностными лицами таможенного ведомства выпущенных из таможни без оплаты пошлины или с оплатой пошлины, но в меньшем, чем следовало, размере.[10]

В том случае, когда после отбытия наказания за контрабанду лицо вновь совер­шало преступление, уголовный закон рассматривал это как рецидив и устанавливал штраф в размере двойной стоимости товаров с удалением контрабандиста из 50-верстного пограничного района сроком до пяти лет.

В Положении о контрабанде от 27 марта 1907 г. к контрабанде было отнесено незаконное водворение или вывоз только товаров запрещенных и пошлинных. При этом по отношению к экспортным товарам признавалось контрабандой не только закон­ченное деяние, но и покушение на вывоз.

Таможенный устав 1910 г. уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, предоставив органам таможенного надзора право самостоятельно проявлять ини­циативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы и от морских берегов в глубь страны.

Этим Уставом детализировались также процессуальные вопросы разбирательства,

обжалования и исполнения дел о контрабанде и т.д.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1910 г.)

сохранялись положения относительно контрабанды, совершенной группой лиц. При этом все преступные действия группы контрабандистов (контрабандный провоз товаров через границу, торговля запрещенными предметами, подкуп таможенных чиновников и служащих других учреждений) приравнивались к преступлениям шаек воров и мошенников и наказывались лишением всех прав состояния и направлением в арестантские отделения сроком от трех с половиной до четырех лет.

События первой мировой войны (1914-1918 гг.) самым пагубным образом сказались на таможенном деле. К осени 1917 г. таможенная система страны оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрывались на длительный срок либо совсем прекра­тили свое существование. Департамент таможенных сборов бездействовал. Около года таможенным делом в России руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 г.

Таковы основные этапы развития российского уголовного законодательства о борьбе с контрабандой до октября 1917г.

Обобщая дореволюционный опыт борьбы с контрабандой, необходимо отметить, что развитие таможенного права России определялось внутренней и внешней поли­тикой государства. Таможенная политика неизменно приспосабливалась к условиям экономических отношений (общественное производство, финансы и денежное обра­щение, внешняя и внутренняя торговля, налоговая система и т.д.) и видоизменялась под влиянием территориальных и административно-политических подвижек в государстве. Впоследствии законодательство Российской Империи о контрабанде и опыт борьбы с преступлениями в таможенной сфере в дореволюционной России оказали значи­тельное влияние на формирование правовой базы таможенной деятельности в советский и постсоветский периоды отечественной истории.

 


[1] Угаров Б. У таможенного барьера. С.20-22.

[2] ПСЗ-1. T.X1V. № 10745.

[3] Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. С. 47.

[4] Угаров Б. У таможенного барьера. С. 23.

[5] Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. С. 89.

[6] Ладыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 269.

[7] Свод законов Российской империи. Свод учреждений и уставов таможенных. Т.6. СПб., 1892. С. 264.

[8] Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. С.90.

[9] Там же. С.91.

[10] Угаров Б. У таможенного барьера. С.25.

Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=147089


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!