Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Японский менеджмент: история, опыт, современные проблемы»

/ Менеджмент
Контрольная,  23 страниц

Оглавление

Введение
1. Принцип «человеческого потенциала»
2. Система пожизненного найма
3. Система оплаты и продвижения «по старшинству»
4. Методы японского искусства управления
5. Обучение и подготовка кадров
Заключение

Список использованной литературы

1. Васильев Ю.П. Управление развитием производства. Опыт Японии. М., 2009
2. Вахрушев В. Эти невероятные японцы. Принципы японского управления. М., 2006
3. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 2010
4. Журавлев П.В., Одегов Ю.Г., Волгин Н.А. Управление человеческими ресурсами: Опыт индустриально развитых стран. М., 2010
5. Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М., 2007
6. Тимонина И.Л. Япония: правительство и компании в борьбе с кризисом / Мировое и национальное хозяйство. 2010. №1
7. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. М., 2008


Работа похожей тематики


Система дошкольного образования в Японии

 

Возникновение детских садов

Первая образовательная реформа в Японии началась с принятием в 1872 г. «Основного закона об образовании», вводившего обязательное бессословное обучение, что способствовало раскрепощению воли и инициативы народа, ускорению модернизации всего общества. И вот уже не одно десятилетие Япония поражает мир своими успехами в различных областях жизни, в том числе и педагогике.

Основы современной образовательной системы Японии были заложены в 1947 г. и представлены пятью ступенями образования – от детского сада до университета. Структурно это напоминает американскую систему, но со своим специфическим содержанием. Японская школа использует передовой зарубежный опыт воспитания, профессионально приспосабливая его к своим национальным условиям и особенностям.

Большое внимание в Японии уделяется дошкольному образованию, ведь согласно утверждениям психологов, до 7 лет человек получает 70% знаний и только 30% – в последующей жизни. В детстве закладывается умение ребенка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно.

Первые ясли в стране были созданы в 1894 г. в Токио, но идея раннего отрыва от матери не стала популярной. Первый детский сад фребелевского типа был основан в 1876 г. в Токио немецким педагогом Кларой Цидерманн. Его основное направление – самодеятельность ребенка – актуально до сих пор. С 1882 г. Министерство образования, науки и культуры стало открывать детские сады для бедных.

Документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений

Стандарты дошкольного воспитания и официальные правила для детских садов были разработаны в 1900 г., а в 1926 г. вступил в силу «Закон о детских садах». В нем рекомендовалось создавать детские сады на базе ясель. По закону 1947 г. детские сады и ясли стали частью системы начальной школы. Ясли были превращены в центры дневного ухода, относящиеся к ведению Министерства здравоохранения и социального обеспечения, и в течение 60-х гг. их программы перестали отличаться от программ детских садов.

Прием детей в дошкольные учреждения

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей, обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с 3 лет. Есть в Японии и ясли для годовалых малышей, но отрывать их от семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны подготовить специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша в домашних условиях до 3 лет.

Сеть дошкольных учреждений

В Японии создана система частных и муниципальных детских садов, а также групп дневного присмотра за детьми, отличающихся от обычных детских садов более скромными условиями содержания детей. Но все детские сады платные. Родители расходуют на них примерно шестую часть средней месячной зарплаты. Все детские сады дневные, работают, как правило, с 8.00 до 18.00. Есть небольшое число садов продленного дня.

Среди частных дошкольных учреждений особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а затем без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая-кон-куренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в детский сад при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. Отношения между родителями воспитанников элитных детских садов, принадлежащим, как правило, успешным, процветающим корпорациям, довольно напряженные и ревнивые. Однако таких дошкольных учреждений не так уж и много. Как не много и детских садов прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, свойственной элитным садам.

Систему учреждений дошкольного воспитания в Японии нельзя признать достаточно развитой. Почти половина малышей остаются вне этой системы. Поэтому работающим родителям приходится долго ждать возможности определить ребенка в детский сад.

Напряженность с детскими учреждениями пытаются разрядить с помощью различных общественных инициатив. Открываются центры помощи работающим родителям, малыши которых не посещают детские сады. Эту помощь оказывают волонтеры, желающие подработать, присматривая за детьми. В их качестве выступают, как правило, неработающие домашние хозяйки, имеющие собственных детей. Они с удовольствием принимают чужих детей в своих домах или квартирах. Продолжительность услуги определяют сами заинтересованные стороны.

В детском саду большое внимание уделяется образованию. С родителями заключается договор, есть программа, в содержание которой входит забота о здоровье детей, развитие их речи и самовыражения. На одного взрослого приходится около 20 детей.

В центрах дневного ухода акцент делается на воспитание. Младенцы и дошкольники воспитываются вместе. Дети направляются в них муниципальными властями. Плата зависит от дохода семьи. В содержание работы входят:

– уход за ребенком;

– обеспечение его эмоциональной стабильности;

– забота о здоровье;

– регулирование социальных контактов;

– ознакомление с окружающим миром;

– развитие речи и самовыражения.

В таких центрах на одного взрослого в среднем приходится 10 детей.

Кроме названных видов дошкольных учреждений в Японии существуют дополнительные школы для занятий гимнастикой, плаванием, музыкой, танцами, искусством, а также частные детские сады при школах, готовящих к поступлению в университеты.

Режим работы дошкольных учреждений

Дети старше 3 лет находятся в детском саду около 4 ч в день. Центры дневного ухода работают по восьмичасовому графику. Но в настоящее время существуют и дошкольные учреждения, где даже дети первого года жизни находятся с 9.00–10.00 до 21.00–22.00.

В Японии имеет место тенденция превращения дошкольного учреждения в семейный центр. Мы можем судить об этом лишь по косвенным признакам, например, по рекомендациям Министерства здравоохранения и социального обеспечения с целью перестроить деятельность учреждений дневного ухода, чтобы они стали функционировать как центры, играющие важную роль в общей структуре микрорайона, способные удовлетворить разнообразные потребности родителей с маленькими детьми.

Но по традиции дошкольное образование начинается в семье. Дом и семья воспринимаются местом психологического комфорта, а мать – олицетворением его. Самое тяжелое наказание для детей – отлучение от дома, даже на короткий срок. Вот почему за провинность ребенок наказывается не запретом выходить на прогулку с друзьями, а отлучением от дома. Во взаимоотношениях родителей с детьми отсутствует требовательное или осуждающее обращение, угрозы, шлепки, подзатыльники, в особенности же в общественных местах.

Для японских женщин главным по-прежнему остается материнство. После рождения детей жизненные вехи японки чаще всего определяются фазами жизни ее детей (дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т.д.). Многие японские женщины считают, что воспитание детей – все, что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была «икигаи», т.е. имела смысл.

Современная японская семья сохраняет ряд специфических особенностей, главная из которых – патриархальность. Для Японии характерна традиционная идея о разделении жизненных ролей по половому признаку: мужчина работает вне дома, женщина ведет хозяйство и воспитывает детей. Концепция семьи подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается, как страшное бедствие. Отсюда вытекает очень бережное, любовное отношение к своим и чужим детям, их здоровью и личностному развитию.

Положительно в Японии рассматривается стремление детей к родительской опеке. По мнению большинства граждан, она оберегает ребенка от влияния дурного влияния, употребления наркотических и психотропных средств. Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Воспитательная доктрина, как отмечал Г. Востоков, применяется к детям «с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний. Давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония – детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов. Подобное отношение к детям в Японии не изменилось: родители ведут себя сегодня с детьми так же, как и раньше»*.Японские женщины склонны регулировать поведение ребенка воздействием на его чувства, всячески избегают конфронтации с его волей и желанием и чаще выражают свое недовольство косвенно. Они пытаются расширить эмоциональный контакт с ребенком, видя в этом основное средство контроля, важным для них является демонстрация правильного поведения в обществе на собственном примере, а не вербальное общение с детьми. Японки избегают утверждения своей власти над детьми, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Женщины делают акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничном взаимоотношении с другими людьми и рассматривают эмоциональный контакт с ребенком как основное средство контроля. Символическая угроза потери родительской любви является для ребенка более воздействующим фактором, чем слова осуждения. Таким образом, наблюдая за своими родителями, дети учатся взаимодействию с другими людьми.

Однако практика приобщения детей к групповым ценностям все же осуществляется в детских садах и школах. Именно для этого ребенка и отправляют в дошкольное учреждение. Детский сад и ясли – места, где дети проводят большую часть своего времени и где соответственно оказывается влияние на формирование их характера. Но для определения ребенка в ясли и детский сад необходимо доказать, что оба родителя работают больше 4 ч в день.

В 1972 г. в стране была поставлена задача обеспечения местами всех желающих. Сейчас примерно 90–95% детей приходят в школу после одной из форм общественного дошкольного воспитания. Среди детей до 3 лет этот процент ниже.

Как отмечает журнал «Япония сегодня», в наши дни прослеживается повышенное внимание японцев к подрастающему поколению, и вызвано это демографическим кризисом. Быстрое старение японского общества напрямую связано со снижением рождаемости. С учетом этих обстоятельств в Японии формируется социальная система государственной поддержки родителей в воспитании их малышей в дошкольный период. При рождении ребенка каждая работающая мать имеет право на годовой оплачиваемый отпуск по уходу за ним. На каждого ребенка государство выплачивает родителям пособие на его воспитание. До 2000 г. оно выплачивалось до 4 лет, теперь – до 6, т.е. фактически до поступления в начальную школу.

В Японии увеличивается число компаний, стремящихся создать у себя «условия благоприятствования семье». Например, после возвращения на работу женщины не только восстанавливаются на прежних местах, но и получают льготы в виде сокращенного рабочего дня, возможности перейти на «скользящий» рабочий график.

Создаются также родительские клубы, где матери отдыхают вместе с детьми в свободное время. Пока родители общаются друг с другом, с их детьми занимаются студенты-волонтеры, для которых это занятие является формой общественной деятельности. С 2002 г. подобные родительские клубы начали получать финансовую поддержку от государства.

Организация жизни детей в детских садах

Вот как описывается работа одного из детских садов в Японии. «Его посещают 120 детей. Воспитанники распределяются следующим образом: 12 детей в возрасте до 18 мес. С ними работают четыре педагога. Двадцать детей в возрасте до 3 лет (две группы по 10 чел., в каждой по 3 педагога и помощник). Остальные дети делятся по возрастному принципу (трех-, четырех-, пятилетние) на группы 25–30 чел. (в каждой по одному педагогу). Группы имеют названия "Одуванчик", "Лягушки". В группе есть орган, на котором играет воспитатель.

Сад открывается в 7.00. Все свободно играют друг с другом. В 9.30 раздается песня "Убери все на место", потом дети делают зарядку под веселую музыку на улице в течение 10 мин. Затем раздается песня "Все в свои группы", и дети бегом возвращаются в группы, снимают обувь. Дежурные ведут детей в хороводе под утреннюю песню. Их пересчитывают. С ними говорят о времени года. Затем в течение 30 мин дети работают в тетрадях, раскрашивают фигурки, считают. Под выполненным заданием воспитатель наклеивает липкую картинку. Затем дети приступают к свободным играм ("камень – ножницы – бумага").

После 20 мин таких игр дети начинают подготовку к еде. К тому, что принесено из дома, добавляют горячее блюдо и бутылочку молока. Едят каждый в своем темпе – от 10 до 45 мин. Воспитатель сидит с детьми – каждый день за другим столом. Убирает посуду каждый ребенок сам. Забирает салфетку, палочки, принесенные из дома. Воспитатель подметает под столами. Затем садятся за столы и поют благодарственную песню, а потом в течение 30 мин занимаются оригами. В это время воспитатель знакомит с геометрическими фигурами. Со сделанными игрушками дети выходят на улицу, гуляют и играют на участке.

По возвращении с прогулки воспитатель рассказывает какую-нибудь историю, показывает иллюстрации. Снова исполняется песня. Дети приступают к полднику. Затем дети поют воспитателю прощальную песню и опять идут гулять. С участка родители забирают детей с 16.30 до 18.00».

23 ноября – День благодарности труду;

24 декабря – христианское Рождество.

Самый желанный праздник в японском детском саду – День физкультуры, когда проводятся спортивные состязания, физкультурные парады, гимнастические представления.

В День благодарности труду дети знакомятся с людьми, служащими государству. Для этого организуются экскурсии в полицейский участок, управление пожарной охраны, на вокзал. Дети надевают специальную форму, обязательным элементом которой является шапочка: у мальчиков – белая, у девочек – красная, цвета национального флага.

Под Новый год дети едят рисовые лепешки, считающиеся для японцев традиционным национальным блюдом. Дети в маленьких ступках толкут рис, из которого взрослые в садовской кухне выпекают лепешки, затем все лакомятся. Любимым развлечением японских детей под Новый год является запуск бумажного змея. Это традиция, которую японцы-христиане сохранили с древних времен.

Кроме государственных, в детских садах отмечается множество традиционных народных праздников. Хинамацури – «праздник девочек» и кодомо-но хи – «праздник мальчиков» устраиваются по случаю достижения детьми 3, 5 и 7 лет (ситигосан). Именно в эти дни на девочек, достигших трех- и семилетнего возраста, надевают кимоно (часто впервые), пышно украшают волосы. Мальчиков 3–5 лет одевают в монцуки (короткое верхнее кимоно с фамильным гербом) и хакаму (часть японского официального костюма в виде широких шаровар). Дети вместе с родителями идут в храм, совершают праздничное богослужение с целью умилостивить богов, заручаются правом на дальнейшее существование ребенка.

В День мам японцы воспевают способность женщины родить и воспитать ребенка. В этот день мамы приходят в детский сад, дети поздравляют их и дарят им гвоздики. Существует в Японии и День пап.

Забавные праздники, наподобие Масленицы, в Японии отмечают 4 февраля – в канун весны. Дети вместе с педагогами делают маски чудовищ и вешают их на стены. Эти чудовища – воплощения зла – должны быть изгнаны. Для этого разбрасывают по всему детскому саду бобы, которые, по мнению японцев, обладают магическим свойством изгонять злую силу.

Помимо этого в детском саду устраивают Праздник звезд, Осенний лунный праздник, Рожество, Дни детей, уважения старости, благодарения и др.

Большое внимание уделяется физическому воспитанию японских детей. Преимущество отдается разнообразным подвижным играм, особо популярны – салки, догонялки, эстафеты. Причем воспитатели участвуют в этих играх наравне с детьми. В хорошую погоду проводятся экскурсии, походы, пешеходные прогулки по окрестностям.

В детских садах тщательно продумывается меню для детей. Воспитатели советуют родителям, как подготовить обэнто – коробочку с обедом, которую каждая мама должна приготовить ребенку утром. Рекомендуется использовать 24 вида продуктов. В меню обязательно включаются молочные продукты, овощи, фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность (она не должна превышать 600–700 калорий за один обед).

Состав групп в детском саду не постоянный. Обучая детей взаимодействию, японские воспитатели формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы и собственные имена. Детей побуждают принимать решения, учитывая желания всех членов группы. Кроме этого, подобные группы служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группа из 6–8 чел. включает представителей обоих полов и формируется не по способностям, а в соответствии с тем, что может направить их деятельность в эффективное русло. Каждый год группы формируются заново. Смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он найдет себе приятелей среди других детей. Детям прививается множество навыков, в том числе – как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.

Воспитателей также меняют. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним сильно. Привязанности, считают японцы (вслед за американцами), рождают зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у него сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

Японские дети продолжают обучаться групповому поведению и в младшей школе. Также класс разделяют на ханы (в среднем они переформировываются раз в 5 мес.). Когда учителя или учащиеся оценивают выполнение заданий, говорят о нравственных и других проблемах, они чаще обращаются к группе, а не к отдельным детям. Такая система помогает сохранить здоровье ребенка, поскольку в гармоничных группах исключается дискриминация и связанные с ней стрессы в государственных структурах. Все компоненты образовательной системы (дошкольное, школьное, а также высшее обучение) взаимосвязаны и подчинены единой цели – передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества, такие как коллективизм, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче.

Несмотря на уникальность и неповторимость культуры и традиций, а также своеобразие менталитета, в Японии имеет место разнообразие подходов к воспитанию и образованию дошкольников. Выделяется восемь различных подходов, в зависимости от используемых методов.

Определенную известность в 1970-е гг. получил подход, направленный на формирование «группового сознания» маленьких японцев. Один из активных пропагандистов его, основатель Токийского общества изучения проблем дошкольного воспитания, профессор Инуи Такаси подчеркивал, что духовное развитие ребенка должно быть ориентировано на формирование общественно полезных ценностей. Он и его сторонники выступают за воспитание, поощряющее детей действовать сообща, исходя из общих интересов. Воспитатель должен постоянно находиться рядом с детьми, умело и тактично помогать им войти в социальный мир, научиться общаться с людьми, взаимодействовать с ними, учитывать и уважать их мнение. Ребенок должен осознать, что общение ему необходимо, что жизнь без товарищей и друзей – неинтересна и безрадостна.

На пути к достижению цели формирования группового сознания решаются задачи, варьирующиеся в зависимости от возраста детей группы. Годовалых детей обучают прежде всего выражать свои желания и потребности словами, а также прививают им первичные навыки общения, учат элементарным способам самообслуживания. В работе с двухлетними детьми воспитатели стремятся стимулировать участие воспитанников в общих играх и занятиях, прививают чувство радости от совместных действий. В группах трехлетних детей особое внимание уделяется развитию навыков совместной деятельности, формируются представления об обязанностях и их распределении, что в будущем должно стать основой группового самоуправления. Примером «общего дела», доступного для детей этого возраста, есть возможность обдумать и обсудить обязанности каждого, выполнить их и проконтролировать работу своих товарищей, а также испытать чувство радости от плодотворных совместных усилий. Этому способствует процедура дежурства.

При работе с четырех–пятилетними детьми основное внимание уделяется углублению и расширению навыков совместной деятельности. Кроме того, четырехлетним детям создают условия, чтобы они научились правильному поведению в ситуации принятия группового решения – смогли высказать свое мнение, учесть мнения других, а в крайнем случае – найти компромиссное решение. Дети 3–5 лет участвуют в совместно осуществляемом мероприятии – «общем деле», но теперь оно планируется не менее чем на 1 мес. и предопределяет жизнедеятельность в детском саду. Дети вносят свои предложения, обсуждают и выбирают лучшие из них, принимают решения, анализируют результаты совместной деятельности и, наконец, празднуют успешное завершение работы. Таким образом, радость и удовлетворение от «общего дела» – необходимый элемент работы по формированию группового сознания.

Для этого подхода характерна работа с гомогенными по возрасту группами детей, однако внутри основных («жизненных групп») воспитатели формируют так называемые группы «целенаправленной деятельности». Это – малые группы, создаваемые для решения конкретных задач, а результаты их деятельности обсуждаются и обобщаются всеми детьми «жизненной группы». Основным принципом групп «целенаправленной деятельности» служит сходство определенных личностных качеств детей: их умение (или недостаточное умение) выражать свои мысли, чувства, мнения, волю, отстаивать свою точку зрения. Учитывается степень развития их способности к активным действиям.

Педагоги считают, что совместная работа детей в малых группах, подобранных по данному принципу, поможет им преодолеть стеснительность и пассивность, или же, наоборот, излишнее стремление к самоутверждению, пренебрежение интересами окружающих, научиться более активно проявлять себя, свободно высказывать мнение и осуществлять собственные намерения, активизировать словесное общение с партнерами, а также приобщиться к выполнению общих задач и действовать в соответствии с общими интересами. Таким образом, этот метод организации деятельности детей также служит целям формирования группового сознания.

Существуют детские сады, ориентированные на свободную игру детей и стремящиеся достичь поставленных целей через содействие и сопровождение свободной игровой деятельности. Есть детские сады с приоритетными видами деятельности, связанные с определенной тематикой, и в разной степени организуемые и руководимые педагогами. Часть детских садов концентрирует усилия на более структурированных методах обучения по отдельным предметам.

Существует подход, в котором «образовательный эффект детской группы» считается отличительной особенностью детского сада, подчеркивается важная функция группы во взаимовоспитании. Каждого ребенка побуждают делиться своими идеями, чувствами с другими детьми. Этот подход предполагает укрепление группового образа жизни. Кроме этого, есть еще «академический подход», подчеркивающий приоритет занятий музыкой, рисованием, спортом, письмом. «Событийно-центрированный подход» организует деятельность детей в соответствии с определенными ежегодными событиями, в том числе праздниками. Результаты своей деятельности дети регулярно показывают родителям и соседям.

В Японии, равно как и в США, поддерживается идея создания воспитательно-образовательных концепций, способствующих всестороннему гармоничному развитию и образованию дошкольников. Если в США и Германии интегративное образование существует уже около трех десятилетий и завоевало достаточно прочные позиции, то в Японии подобная работа начата недавно и, по мнению японских исследователей, находится еще не на должном уровне. В интегративном образовании существует объективная потребность. Оно может помочь решению ряда социальных проблем, способствовать гуманизации общественной жизни и является устойчивой тенденцией развития современного зарубежного дошкольного образования.

Персонал детских садов

В Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Все они следят за здоровьем маленьких японцев. Для повышения природной сопротивляемости организма болезням используется приучение ребенка к телесной чистоте и закаливанию, в котором ребенок максимально приближен к природным условиям выживания, т.е. зимой стойко переносит холод, а летом терпит жару. Таким образом, в детских садах Японии стремятся воспитать физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняющего необходимые предписания и не мешающего окружающим. Решению этой цели подчинены все компоненты образовательной системы Японии.

Требования к подготовке воспитателей дошкольных учреждений

Воспитатель в процессе своей работы выполняет множество ролей и несет ответственность не только за обучение, но и за дисциплину и свободное время детей. Поэтому японское государство проводит политику строгого отбора выпускников вуза при назначении на должность учителя. В отличие от других стран, чтобы стать учителем государственной школы, японский гражданин должен получить диплом учителя и пройти экзамены для назначения на эту должность. Неудивительно, что «Япония – единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти».

Подготовка педагогических кадров в Японии ступенчатая. Колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки. Младшие колледжи предлагают двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы. Претенденты сдают вступительные экзамены. Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в 3 раза превышает число мест. Более половины колледжей предназначены только для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, сохранение здоровья.

В технологических колледжах изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. Колледжи специальной подготовки предлагают годичные профессиональные курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др. Большинство из таких учебных заведений частные. Правда, их выпускники не имеют права продолжать обучение в вузе, младшем или техническом колледже.

В японской школе учителю традиционно отводится весьма почетная роль. В основе этого лежит конфуцианский культ почитания старейшин. Японское слово учитель («сэнсэй») в дословном переводе означает «ранее рожденный». Школьный учитель не только передает знания, но предстает воспитателем, наставником подростков в их первых шагах на жизненном пути. Не случайно в японских школах работают в основном мужчины. Эмансипация постепенно захватывает и эту сферу, но до настоящего времени в начальной школе Японии – более 40% мужчин. Что же касается управления работой школы, то положения директора не удалось достичь и 3% женщин.

Чтобы поддержать высокую престижность учительской профессии, повысить качество преподавания, в Японии используются различные формы материального стимулирования учителей. Впервые приступая к работе, педагог, окончивший учительский колледж (2–3 года обучения), зарабатывает ежемесячно 165 тыс. иен, а обладатель диплома университета (4 года обучения) в тех же условиях зарабатывает около 190. Но это только начальная сумма, возрастающая по мере выплаты разнообразных пособий. В течение трудовой жизни учителя заработная плата увеличивается примерно в 2,5 раза. Регулярные премии учителям выплачиваются несколько раз в год. Общая сумма премиальных составляет примерно половину всей зарплаты. Помимо того, всем учителям, имеющим семью, выплачивается ежемесячное пособие: без детей – 15 тыс. иен, за 1–2 детей – по 4,5 тыс. иен и по 1 тыс. иен за каждого следующего ребенка. Если же учитель не состоит в браке, но содержит ребенка, то получает 10 тыс. иен. Для учителей, имеющих собственный дом или вынужденных снимать дорогую квартиру, выплачивается компенсация в размере до 10% месячной зарплаты.

           Несмотря на существующую в японской школе обязательную систему повышения квалификации, здесь поощряется самообразование учителей. Тем, кто по собственной инициативе посещает вечерние занятия или занимается заочно, выплачивается пособие в размере около десятой части месячного заработка. Поистине, при таком вознаграждении труд на благо общества приобретает особую значимость. Вот только продолжительность рабочего дня японского учителя достигает порой 13–14 ч.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!