Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Способы оптимизации самостоятельной работы студентов»

/ Психология
Контрольная,  18 страниц


Работа похожей тематики


Как эффективно работать на лекции

 

Учебный процесс в вузе организуется таким образом, чтобы каждый этап учебной деятельности студента не только непосредственно продолжал ряд предшествующих либо являлся их обобщением, но и одновременно подготавливал студента к последующему этапу, предусматривающему усвоение более сложных структур, достижение более емких обобщений. Если глубокая проработка лекционного материала и рекомендованной литературы является лучшей подготовкой к очередному семинару, практическому занятию, коллоквиуму, то последние готовят студента к будущему экзамену, а все это в целом плюс непосредственная подготовка и сдача экзамена помогут его становлению как специалиста. У тех студентов, которые плохо осознают иерархию форм обучения, не умеют распределять силы и строить свою деятельность в соответствии с общей структурой обучения, возникают большие трудности.

Обучение в университете состоит из аудиторной и самостоятельной подготовки, причем в гораздо большей степени студент должен учиться самостоятельно или в общении с товарищами.

Аудиторная подготовка предусматривает посещение студентом лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий, консультаций и добросовестное конспектирование;

сдачу в установленные сроки выполненных самостоятельно и в письменной форме различных заданий;

отчеты в устной форме по другим заданиям.

Самостоятельная подготовка предусматривает;

внимательное чтение и продумывание лекций, решение задач и выполнение различных упражнений;

библиотечную работу с разнообразной литературой, ведение записей, конспектов;

обсуждение учебного материала с другими студентами;

выполнение различных самостоятельных работ, написание рефератов, подготовку докладов и т.д.

Как мы уже говорили, основной каркас учебной деятельности студента задан учебным расписанием, сочетающим различные формы аудиторной работы и предусматривающим прохождение определенных программ в установленные сроки. Поэтому первоочередной задачей студента на данном этапе является скорейшее ознакомление с учебным распорядком, программами, возможное согласование индивидуального ритма работы с обязательным ритмом аудиторных занятий. Надо построить свою внеаудиторную самостоятельную работу так, чтобы она наилучшим образом готовила его к восприятию очередной лекции, к выступлению на семинаре, эффективной работе на практическом занятии, зачете, экзамене и т.д. Это значит также уметь в ходе аудиторной работы (лекции, семинара) организовать дело так, чтобы в наибольшей степени облегчить себе последующую самостоятельную работу. Например, подготовка к семинару или практическому занятию во многом будет зависеть от того, правильно ли вы записывали лекции.

Поскольку вся учебная деятельность студента формально подразделяется на аудиторную и внеаудиторную работу, правомерно задать вопрос: как же следует учиться в аудитории и за ее пределами, каковы оптимальные условия работы студента на лекции, семинаре, практическом занятии и в ходе подготовки к ним? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Особенности лекционной формы обучения в вузе. Выражение «читать лекцию» уходит своими корнями в Средневековье, когда не было учебников и лекция была для студентов единственным источником получения необходимых знаний. Лектор (от лат. lektor – чтец) стоял за кафедрой и быстро или медленно читал написанное им. В 1935 г. в Парижском университете на факультете искусств было решено испробовать два вида лекций:

1) быстрый – читать так, что ум может воспринять, но рука не успевает записывать;

2) медленный, при котором слушатель может все записывать.

При сравнительном анализе первый метод был признан лучшим, поскольку у слушателей образуются понятия, способствующие запоминанию услышанного.

Естественно, со временем лекция как способ передачу информации, фактического материала уступила свои позиции книге, учебнику, изменив тем самым свои функции. Лекция не является неким застывшим образованием, а чутко реагируемые социальные преобразования, отражает и аккумулирует свое образце эпохи, перестраивается вместе с ней.

Лекция, где изучаются основы теории того или иного учебного предмета, должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры выбрать самое главное и необходимое. Вузовская лекция не толь ко дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студентов. При недостаточно полном понимании особенностей лекционной формы обучения нередко возникает представление о полной взаимозаменяемости лекции и учебных пособий. Между тем лекция никак не сводима лишь к одной из ее функций – информативной. Прежде всего это очень эффективная форма живого, непосредственного контакта сознания, воли, чувств, убежденности – всего богатства личности педагога с внутренним миром студента. Обладающий обширными знаниями, богатым опытом и целым арсеналом научных методов лектор ведет студентов в мир знания, приобщает к «тайнам» научного мышления, вводит в лабораторию современного научного творчества.

Суть лекции хорошо выразил великий русский ученый и философ Павел Александрович Флоренский (1882–1937): «Существо лекции – непосредственная научная жизнь, совместное со слушателями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция – это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы, а не только передача «истин» науки в ее «настоящем» положении... Лекция должна не научить тому или другому кругу фактов, обобщений или теорий, а приучить к работе, создать вкус к научности. Давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности».

Отметим такие важнейшие качества лекции, как информационная насыщенность, оперативность, возможность концентрации в ней новейших сведений из данной области знаний, дифференцирования ее по отношению к различной аудитории.

Как правило, выделяют пять основных функций вузовской лекции: информативную, ориентирующую, стимулирующую, развивающую и воспитывающую. Информативная функция лекции проявляется в систематическом изложении научных фактов, доказательств и выводов. Выделение в материале основного и наиболее существенного, пробуждение у студентов внимания, интереса к поиску, экспериментированию, самостоятельной работе составляют суть ориентирующей и стимулирующей функций вузовской лекции. Анализируя научные теории, лектор раскрывает методы исследования, объясняет, для решения каких проблем эту теорию можно применить, определяет способы и алгоритмы решения этих проблем.

Развивающая функция лекции заключаются в формировании у будущего специалиста культуры восприятия и мышления, « обогащении структур интеллекта, в стимулировании познавательной мотивации. Воспитывающая функция лекции состоит и первую очередь в пробуждении интереса, эмоционально-оценочного отношения у студентов к изучаемому предмету.

Процесс усвоения информации на лекции сложнее, чем в процессе чтения учебной литературы, так как необходимо распределять свое внимание между слушанием и записью. Многие первокурсники во время лекции испытывают большие трудности. Так, среди проблем, с которыми сталкиваются многие студенты, можно назвать следующие:

1) большой объем учебного материала. Одна лекция может содержать информацию в объеме 5–10 школьных уроков;

2) сложный язык лекционного материала. Первокурсники не всегда подготовлены к восприятию материала на таком уровне сложности и в такой форме;

3) многие первокурсники испытывают большие трудности при восприятии материала в течение двухчасовой лекции; 

4) в процессе лекции некоторые студенты часто отвлекаются и могут сконцентрировать свое внимание лишь на непродолжительное время;

5) во время лекции некоторые студенты «отключаются», погружаются в свои мысли и с трудом понимают, о чем говорит лектор;

6) учащиеся не могут заставить себя сосредоточиться на лекции, если содержание ее показалось неинтересным или не понравился лектор;

7) многие студенты, хотя и внимательно слушают, но не успевают записывать весь материал лекции или допускают существенные ошибки в своих конспектах, что может привести к большим проблемам при подготовке к практическим занятиям, экзаменам;

8) большинство студентов хотя и успевают записывать лекцию, но не могут ее осмыслить. Если такие студенты не делают попыток самостоятельно разобраться в материале после лекции, то за семестр накапливается много недоработанного лекционного материала;

9) некоторые студенты испытывают трудности при попытках применить теоретические знания, полученные на лекции, для решения задач, при подготовке к практическим или семинарским занятиям.

Как следует из приведенных данных, затруднения студентов вызваны тем, что целый ряд важнейших умений учебного труда у них сформирован недостаточно. Такие трудности испытывает значительное количество студентов, причем они встречаются даже среди хорошо успевающих. Эффективная работа студента на лекции требует определенных умений. К ним относятся; умение эффективно слушать лекцию, умение осмысливать информацию, управлять своим вниманием, правильно конспектировать   лекцию, владеть навыками синхронной переработки логической структуры информации и записи.

Как научиться эффективно слушать и конспектировать лекцию. Чтобы восприятие было полным и осмысленным, рекомендуется заранее готовиться к лекции, для этого полезно повторить предыдущий материал. Тогда восприятие нового материала будет более эффективным. Нужно сформировать у себя установку на то, что материал, который будет сейчас излагаться, очень важен как для усвоения последующей информации, так и для дальнейшей учебы, для будущей профессии.

Необходимо быть готовым к лекции, к ее записи еще до прихода лектора в аудиторию, так как уже в первую минуту объявляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затруднено. В ходе слушания лекции надо помнить название темы и соответствующий план изложения. Весь материал лекции, все – обоснования, разъяснения, примеры необходимо постоянно соотносить с главными теоретическими положениями.

В деятельности студента на лекции проявляются различные свойства внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение. Каждое из них весьма существенно. Например, устойчивость и концентрация позволяют студенту длительное время сосредоточиваться на своей работе даже при внешних раздражителях и помехах. Главное в том, чтобы процесс записи во время лекции не мешал слуховому восприятию материала. В первую очередь необходимо усвоить материал на слух, понять и осмыслить его.

Работа студента на лекции – сложный процесс, сочетающий в себе три вида деятельности: слушание, осмысливание и собственно конспектирование (запись). Причем умение слушать, как один из важных методов восприятия информации, используется намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые. Данный канал передачи информации наиболее часто задействуется в учебном процессе. Психологи установили, что время, которое мы посвящаем разным видам коммуникации, в среднем распределяется следующим образом: около 40% времени мы тратим на слушание, до 35% – на разговоры, до 16% – на чтение, до 9% – на письмо. При этом средняя эффективность слушания составляет всего 25%, тогда как около 70% своего времени (без учета сна) мы проводим в вербальном общении.

Слышать и слушать – не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко слушаем его, иногда мы вспоминаем о часах только в тот момент, когда они вдруг остановились. Умение слушать подразумевает гораздо более утонченный мыслительный процесс, чем просто умение слышать. Чтобы научиться слушать эффективно, требуются затраты времени и сил, но это – самый простой и доступный способ получения полезной информации. Он требует определенной дисциплины и затрат энергии. Причем умение слушать эффективно – не врожденное, данное нам от природы, оно является приобретаемым и его необходимо постоянно развивать.

Процесс слушания и понимания требует подчас значительного умственного напряжения и бывает затруднен целым рядом причин.

1. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, мы можем отвлекаться от речи говорящего, начинаем думать о чем-то постороннем, наши мысли витают где-то далеко. Большая разница между скоростью речи и мыслительного процесса может стать главным препятствием эффективного слушания.

2. Избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слышать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все и всегда – непосильное занятие. Поэтому мы приучаемся последовательно выбирать то, что представляет для нас наибольший интерес. Привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.

3. «Антипатия» к чужим мыслям. Нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой. Прошлый опыт человека, его убеждения становятся своеобразными фильтрами, сквозь призму которых воспринимаются чужая точка зрения и чужие мысли. Это приводит к появлению барьеров, мешающих прислушиваться к чужому мнению и новой необычной информации.

4. Потребность в репликах и критических суждениях. Чья-то речь может вызвать у нас потребность немедленно возразить. Мы уже не слушаем, наши мысли заняты формулированием комментариев или критических суждений, с которыми мы хотим выступить по окончании речи. У некоторых людей существует очень вредная привычка: постоянно перебивать говорящего, сразу же высказывать свое мнение, даже не дослушав до конца.

5. Предвзятое слушание. Этот барьер на пути эффективного слушания возникает тогда, когда у нас уже сформировано свое мнение о том, что будет сказано. Когда мы ожидаем услышать нечто определенное, то часто не прислушиваемся к тому, что именно говорится. Мы как бы заранее навешиваем на информацию ярлык «ненужной, неинтересной, чрезвычайно сложной или не дающей ничего нового».

Уникальное восприятие информации. На слуховое восприятие, как и на любое другое, оказывают сильное влияние прошлый опыт человека, воспоминания, установки, интересы, убеждения, ожидания, предположения, качества, предрассудки, окружение, образующие своеобразные фильтры. Таким образом, слушание – процесс субъективный и выборочный. Информация, противоречащая убеждениям и установкам слушателя, может либо совсем не восприниматься, либо восприниматься искаженно в позитивную или негативную сторону. Фильтр прошлого опыта, например, может заставить слушателя ожидать услышать то, что отвечает его стремлениям пли желаниям. Информация, которую мы получаем, как бы просеяна через наши фильтры, обработана нами и уже не является сырой.

8. Ощущение угрозы при появлении информации, которая может заставить нас изменить свое восприятие. Потенциальное изменение восприятия может вызывать довольно сильные чувства. Многие люди не хотят менять свое восприятие, свои привычные установки и убеждения, для этого им приходится либо избегать того, что говорится, либо искажать услышанное.

9. Семантические барьеры. Каждый человек придает словам свое собственное значение, мы словно фильтруем их сквозь свой личный опыт, свои убеждения, знания, образование и воспитание. В результате не существует двух людей, которые в одно и то же слово вкладывали бы один и тот же смысл. Поэтому значения слов могут соответствовать характеристике не собственно слов, а конкретных людей, это слова высказывающих и воспринимающих. Слово – это представление о предмете, который он описывает, это не сам предмет. Поэтому для говорящего данное слово может обозначать нечто иное, чем для слушателя. Помочь разобраться в том, что сказал говорящий, может практика резюмирования, служащая проверкой правильности вашего понимания. Мы судим о людях по тому, как понимаем то, что увидели и услышали, мы оцениваем знания и мотивацию любого человека с помощью своих семантических фильтров.

10. Некоторые люди бывают поглощены не столько самим процессом слушания, сколько тем, как они при этом выглядят в глазах других.

Из-за перечисленных трудностей у некоторых людей вырабатываются вредные привычки, мешающие эффективному восприятию информации и затрудняющие установление контакта с выступающим:

привычка перебивать, не дослушав говорящего до конца; я   поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступлении не будет ничего нового или ценного для вас, преждевременное заключение о том, что положения лекции или доклада неверны или не заслуживают вашего внимания и, как следствие этого, поспешный отказ от усилий выслушать выступающего;

стремление не слушать, а постараться поскорее предугадать заранее, что скажет выступающей;

повышенное внимание к недостаткам в наружности, речи выступающего, его манерам (например, если голос или манеры говорящего кажутся неприятными, то появляется желание «отключиться»); повышенная восприимчивость к незначительным отвлекающим моментам (шарканье ногами, кашель и т.д.);

привычка слушать выступающего не глядя на него, в то время как хорошие лекторы подкрепляют свою речь выразительными жестами и богатой мимикой;

привычка делать вид, что вы внимательно слушаете, хотя на самом деле заняты другими мыслями;

отрицательные эмоции в случаях, когда выступающий выдвигает непонятную вам идею, противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие у вас неприятные ассоциации;

если вам в процессе слушания становится неинтересно, то вы начинаете фантазировать, критиковать происходящее;

вы стремитесь побыстрее придумать свое собственное мнение по поводу услышанного, поэтому слушаете невнимательно и заняты формулировкой своего ответа, своих критических замечаний;

я вы постоянно заняты оцениванием говорящего, поэтому эффективность слушания зависит от вашей критической оценки.

Итак, слышать и слушать – не одно и то же. Отождествление этих двух разных умений может сформировать неверное представление о том, что умение эффективно слушать является врожденным, данным нам от природы и, следовательно, не нужно предпринимать никаких усилий по его развитию. Это опасное заблуждение может привести к пренебрежительному отношению к этому интеллектуальному умению, а в результате к искаженному пониманию и даже потере важной и необходимой информации, к сужению своих возможностей в получении образования и самообразования.

Умение слушать требует от студента владения целым набором приемов умственной деятельности, а также определенной дисциплины, затрат воли и энергии, причем важно знать, что умение слушать является приобретаемым, усваиваемым и развиваемым.

При выполнении любой деятельности, и в первую очередь учебной, человек, умеющий эффективно слушать, имеет существенные преимущества перед теми людьми, которые данными навыками не обладают. В ходе исследований, проведенных американскими психологами, было обнаружено, что самым важным качеством, необходимым для эффективно работающих менеджеров, является именно умение слушать своих клиентов, подчиненных и просто окружающих.

Что же нужно, чтобы процесс слушания стал эффективным. Каждый слушатель должен разделять ответственность за качество общения с выступающим. Лектор отвечает за эффективность выступления, а аудитория – за эффективность слушания. Нужно приучиться поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Основная установка здесь – не поддаться соблазну отвлечься и не дать воли посторонним мыслям. Для этого необходимо постоянно или периодически поддерживать усилием воли свой «настрой на одной волне» с лектором. Важную роль может сыграть мысленный диалог с самим собой, направленный на осознание реального значения настоящего момента для своего ближайшего и далекого будущего, на поиски полезного и нужного для себя, на представление позитивных или негативных последствий и результатов сегодняшней деятельности или безделья. Также полезно бывает вспомнить о своих потерях в рабочем времени – за день, неделю, месяц, семестр (хотя бы один раз такой подсчет следует произвести). Уже само это может создать у вас рациональную деловую установку.

Чтобы понять, как организованы наши мысли, можно вспомнить о каком-то событии или интересном выступлении. В голове будут образы и отдельные слова, отражающие суть выступления. Как показали современные исследования, наш мозг оперирует не предложениями, а ключевыми словами и образами в их взаимосвязи и зависимости. Слова, в сжатой и точной форме отражающие смысл сказанного или написанного, получили название ключевых слов.

Несколько советов по оптимизации процесса слушания и преодолению вредных привычек, мешающих эффективно слушать.

1. Психологическая подготовка к процессу восприятия новой информации. Когда известно, что предстоит слушать длинное и сложное по содержанию выступление, возникает соблазн заранее решить, что слушать его не стой г. Именно здесь необходимо «поработать» над своей установкой к эффективному восприятию (создать правильную мотивацию). Если у вас будет положительный настрой на данное выступление, то вы сможете услышат много полезной информации, которая значительно расширит ваш кругозор. В любом сообщении всегда присутствует такая информация, которая раньше или позже может пригодиться. Важным аспектом умения эффективно слушать является анализ и сортировка услышанной информации, а также собственных представлений о ней. Как услышанное соотносится с тем, что мне уже известно? Что из сказанного я могу применить? Где это может быть использовано? В каких ситуациях данная информация может мне пригодиться?

2. Выделяйте основные положения и главные идеи лекции или выступления. Нельзя понять и запомнить все, что говорит лектор, однако очень важно сосредоточиться на главных мыслях и идеях, отделить факты и примеры от определений основных понятий и их самых важных свойств. Для этого необходимо обращать внимание на стандартные приемы построения любого выступления, в том числе лекции: формулировка темы и плана лекции, вводные фразы, которые используются, как правило, для перехода к новым положениям, «мостики» от одного предмета обсуждения к другому по ходу развития темы, примеры, словесные иллюстрации, выводы, заключения, рекомендации по применению материала. Старайтесь охватить главные мысли и идеи, а не отдельные факты. Если вы последуете этому совету, то факты и различные пояснения сами легко увяжутся с главной структурой, которую создаст ваш мозг.

Учитывайте психологические закономерности мышления. Обратите себе на пользу тот факт, что скорость мышления превосходит скорость речи выступающего. В процессе слушания повторяйте и «проговаривайте» про себя основные идеи лекции, резюмируйте их, старайтесь создавать мысленные образы услышанного. Во время выступления необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в речи говорящего, мысленно повторять услышанное «про себя», подытоживать сказанное. Подходящим моментом является, например, заявление выступающего о том, что он переходит к другому вопросу, а также в момент логического завершения любого этапа лекции. Сосредоточьтесь на том, о чем говорит выступающий. Старайтесь связать то, что вы услышали, с уже известным ранее, делайте выводы и обобщения, создавайте зрительные образы и ассоциативные связи с тем, что вам уже известно по каждой отдельной теме но мере их развития. Уточнение услышанного, перефразирование и переформулирование важнейших идей и положений лекций своими словами, подытоживание главных мыслей представляют основные приемы активной работы в процессе слушания. Существенным моментом в установлении обратной связи являются уточнение и прояснение значения и смысла сказанного, проверка своих предположений и подтверждение того, что вы все поняли правильно. Благодаря разнице в скорости речи и мыслительного процесса то, чем занят слушающий в процессе лекции, существенно влияет на количество и качество воспринимаемой информации и возможность вспомнить ее в дальнейшем.

4. Концентрируйтесь на позитивном. Не отвлекайтесь на внешние обстоятельства. Сядьте там, где вам будет видно и слышно лектора, где вас не будут отвлекать. Нужно сконцентрировать свое внимание, и тогда все шумы и помехи не будут вам мешать. Восприятие содержания гораздо важнее, чем оценка внешности говорящего, поэтому л не позволяйте себе реагировать на манеру речи, голос, внешний вид выступающего. Не заостряйте внимание на своей рассеянности, так как ваш ум имеет способность блокировать, если захочет, практически все, на что вы не захотите , обращать свое внимание. Старайтесь не поддаваться унынию и внутренне не сопротивляйтесь самому трудному материалу, а «погрузитесь» в него с энтузиазмом.

5. Слушайте оптимистически. Если вы слушаете с надеждой, верой и внутренней установкой на то, что приобретаете что-то полезное, то значительно увеличите вероятность того, что ваш ум найдет ценные взаимосвязи. Кроме того, весь процесс слушания станет намного приятней. Старайтесь настроить себя на то, что предстоящая лекция или выступление очень полезны для вас, будьте готовы выслушать все сообщение до конца.

6. Учитесь слушать без предубеждений.

7. Никогда не перебивайте выступающего. Не занимайте позиции обвинителя, не ищите неправильного в выступлении. Внезапное яростное возражение или несогласие с основными идеями лектора может привести к возникновению «психологической глухоты». Осуждение является частью негативного восприятия. Старайтесь сохранить ясную голову, для этого разберитесь с помощью вопросов, какой смысл говорящий вкладывает в те или иные формулировки и слова, проясните для себя их значение путем перефразирования сказанного своими словами или резюмирования.

8. Используйте разнообразные способы конспектирования. Чтобы улучшить свои способности усваивать и запоминать материал, нужно владеть разными способами конспектирования и ведения кратких записей основных положений выступления. В зависимости от содержания и характера выступления краткие записи могут содержать либо резюме, либо ключевые слова и фразы.

9. Регулярно практикуйтесь в совершенствовании своего умения слушать. Необходимо постоянно практиковаться в слушании и записывании лекций, докладов и других выступлений. Приобретайте опыт в процессе слушания сложной информации, требующей максимального умственного напряжения. Убедите себя в том, что ваше умение слушать постоянно улучшается и становится вашей отличительной особенностью. Старайтесь развивать навыки разговорного общения. Если вы тренируете навыки разговорного общения, то существует перспектива, что вас тоже будут слушать.

Конспектирование. Эффективное слушание любого выступления, в том числе и лекции,– важнейшее условие правильного составления конспекта. По отношению к записям слуховое восприятие должно носить опережающий и регулирующий характер: начинать записывать что-либо (кроме тех случаев, когда об этом специально просит преподаватель) следует в тот момент, когда мысль воспринята в ее относительно законченном виде, иначе записи могут оказаться механическими и ненужными.

Очевидно, что слушание лекций является лишь одной стороной единого процесса усвоения материала. Даже самая хорошая память не в состоянии удержать огромного потока информации, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо уметь записывать. Однако некоторые студенты считают, что не нужно тратить время и силы на конспектирование лекций, если есть учебники, библиотеки, конспекты других студентов. Ведь можно все узнать из них.

Между тем, исследования показали, что студенты, умеющие составлять толковые конспекты лекций и прочитанной литературы, учатся гораздо лучше тех, кто их пишет либо только для проформы – для преподавателя, либо списывает у других студентов.

Во-первых, конспект – это запись материала лекции или учебника, сделанная вами самостоятельно.

Во-вторых, конспект помогает восстановить в памяти все содержание лекции или книги.

В-третьих, составление конспекта дисциплинирует студента, не дает ему расслабляться: завтра будет новый материал, и его надо будет тоже законспектировать.

В-четвертых, работа над составлением конспекта – это очень важный прием обучения.

Опытный лектор старается излагать трудный материал так, чтобы его можно было легко понять и законспектировать. Делая конспект, вы, по сути, составляете краткое резюме, только не с печатного текста, а со слов лектора. Даже если вам удалось записать всего несколько предложений, то и это поможет в дальнейшей работе.

Как научиться конспектировать лекции. Чтобы научиться вести краткие записи, где отражались бы наиболее важные положения лекции, целесообразно использовать следующие приемы.

1. Запись обычно производится в специальной тетради.

2. Пишите разноцветными ручками, карандашами, выделяя цветом разные идеи, события, даты и т.п.

3. В конспекте лекции необходимо оставлять широкие поля, на которых можно записать свои мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы в ходе самостоятельной работы над материалом лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Кроме того, поля необходимы для мелких чертежей, рисунков, поясняющих схем и диаграмм, которые занимают по многим предметам значительную часть лекции. На полях можно поместить цитаты, взятые из учебника или восстановленные по памяти из содержания лекции при обработке ее конспекта. Для уточнения деталей лекции требуется ее перечитывание.

4. Составляя конспект лекции, необходимо между строчками оставлять некоторый интервал. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания отдельных слов или целых групп слов (чтобы привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают или отмечают маркером правила, определения, выводы.

5. Записи по ходу слушания должны быть в целом достаточно полными по содержанию, удобными для последующей работы с ними и экономными по технике их выполнения.

6. Обязательно выделяйте главные положения, ключевые слова и опорные пункты в тексте. Основные положения выделяйте абзацами, отступами. Отдельные слова пишите прописными буквами, подчеркивайте важные фразы и предложения. Все это способствует привлечению внимания к самому главному. Некоторые студенты пишут на лекциях «сплошным потоком» – не делая абзацев, не используя подчеркивание и даже не оставляя полей. Такие записи очень неудобны для последующей работы.7. Разработайте свою собственную систему сокращений, запомните их значения и не меняйте их. Лучше всего значение сокращений записать в конце вашей рабочей тетради, иначе через некоторое время вы можете запутаться в своих записях.

8. Приводите в порядок свои конспекты сразу после лекции. Работа с конспектами – один из лучших способов самостоятельной учебы. Перечитывая записи, вы видите, что пропущено, что непонятно. Пока информация еще свежа в памяти, можно все поправить. Лучше всего заново переписать наспех сделанный конспект, это поможет лучшему пониманию материала. Никогда не ведите конспекты небрежно: не раз потом пожалеете. Хороший конспект – это один из путей, ведущих к успешной учебе.

Основное отличие конспекта от текста – отсутствие или значительное снижение избыточности, т.е. удаление отдельных слов или частей текста, не выражающих существенной информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными словосочетаниями (свертывание). При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательные сведения, примеры–очень кратко. Умение отделять основную информацию от второстепенной – одно из главных требований к конспектирующему. Хорошие результаты в выработке такого умения дает прием, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции:

1) разбивка текста на части по смыслу;

2) нахождение в каждой части текста слова, краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, которые бы выражали основной смысл этой части. Такие слова или фразы называются ключевыми.

Аккуратное выполнение конспекта должно сочетаться со скоростью записи. Нормальная скорость – 120 знаков в минуту, но при хорошей тренировке ее можно увеличить до 150 знаков в минуту. Студентам редко удается записывать лекцию дословно, да в этом и нет необходимости. Как правило, лектор диктует в замедленном темпе те положения лекции, которые mix тает особенно важными.

Дословная же запись лекции часто превращается в чисто механический процесс и приносит мало пользы. Конечно, надо записывать математические определения и доказательства, которые приводит на доске лектор, переносить в конспект его рисунки, таблицы и графики. Но следует помнить, что важнейшими являются именно те положения, фактические соображения, логические построения, для доказательства которых и делаются выкладки. Между тем нередко это основное не привлекает внимания студентов, и принципиальные мысли и положения не находят отражения в записях.

Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания прослушанного, так как в этом процессе принимают участие слух, зрение, рука. Эта работа помогает сосредоточиться. Однако она способствует запоминанию только в том случае, если студент понимает излагаемый материал либо прикладывает к тому максимум усилий. При механическом ведении конспекта, состоящем в простом записывании слов лектора, присутствие на лекции превращается в почти бесполезную трату времени.

Как же совместить при конспектировании лекции эти два момента: с одной стороны, осмысленную, а не механическую, запись (это требует определенных затрат времени) и, с другой стороны, почти дословное фиксирование отдельных принципиальных положений?

Рекомендуется применять систему условных сокращений, В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Основные термины, повторяющиеся наиболее часто, могут быть выделены как ключевые слова и обозначены начальными заглавными буквами этих слов (аббревиатура). Ключевые слова записываются первый раз полностью, после чего в скобках дается их аббревиатура. Например, ультравысокая частота (УВЧ), дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Если аббревиатура состоит из одной буквы, то после нее ставится точка: конституция (К.). Для указания на принадлежность к аббревиатуре полезно подчеркнуть вводимое сокращение: далее в тексте будет фигурировать только аббревиатура (без скобок и подчеркивания). Ключевые слова и словосочетания могут быть двух видов:

1) глобальные для данного курса, дисциплины, они проходят через весь курс или крупный раздел. Так, для курса физики можно использовать следующие обозначения: жидкость (ж), газ (г);

2) частные, используемые в пределах данной лекции или двух-трех смежных лекций (например, сельскохозяйственный (с/х); производительные силы (пр. с), идеальный газ (ид. г.), критический (кр.).

Ключевые слова могут выделяться студентами самостоятельно либо с помощью лектора. Количество ключевых слов не должно быть очень большим (иначе может возникнуть путаница в их использовании): не более 10 глобальных и 2–3 по данной лекции.

Наиболее удобно сокращать слово по начальной его части, базируясь на корне. Например, аппарат (анп.), коэффициент (коэфф.), однократный (однокр.). В отдельных случаях целесообразна сокращенная запись латинским алфавитом: максимум (max), минимум (min), температура (t°).

Процесс записи облегчается при использовании сокращений общепринятых вспомогательных слов: так как (т.к), например (напр.), так далее (т.д.), таким образом, главным образом (т.о.; гл. обр.), смотри (см.), может быть (м.б.), так называемый (т.н.). Этот список может быть продолжен.

Кроме того, полезно найти и постоянно использовать удачные сокращения часто встречающихся слов, например: кт. пли ктр. – который, нек. – некоторый, неск. – несколько и т.п.

Значительно ускоряет запись и облегчает ее чтение унификация сокращений группы синонимов. Так, для сокращенной записи близких по смыслу вводных слов – таким образом, так как, поэтому, в связи с этим, по этим причинам – обычно достаточно одной и той же аббревиатуры, основанной на сочетании «таким образом»: т.о. (конечно же, не исключаются и другие формы сокращенной записи, например «поэт.»). Разумеется, такая унификация в отдельных случаях (когда надо подчеркнуть какие-то оттенки фразы) может оказаться непригодной, но в большинстве случаев она применима.

Доработка конспекта лекции после занятия. При подготовке к зачетам и экзаменам, к семинарским, практическим и лабораторным занятиям студент зачастую не может разобраться в своем конспекте. Это связано с тем, что некоторые студенты не просматривают конспекты после лекций и не проводят их доработку. Поэтому рекомендуется после прослушивания и записи лекции в тот же день или, по крайней мере, не позже второго дня перечитать свои записи, проверить условные знаки, придуманные самим студентом, дописать сокращения таким образом, чтобы не пропало смысловое значение записей.

В процессе самостоятельной работы над лекцией целесообразно использовать логические схемы. Они в наглядной форме раскрывают содержание и взаимосвязь категорий, законов, понятий, наиболее важных фактов.

Практика в составлении структурно-логических схем поможет студенту научиться наглядно представлять изучаемый материал, целостно схватывать его структуру, правильно обобщать и систематизировать научные факты и понятия.

            Итак, эффективность и прочность усвоения материала лекций зависят от того, как подготовлен студент к работе с ней и в какой степени он владеет необходимыми рациональными умениями и навыками умственного труда.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!