Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Двигательная активность и здоровье»

/ Педагогика
Контрольная,  18 страниц


Работа похожей тематики


Определение степени активности базисных систем

 

На базе представлений о функциональной организации личности как иерархической системы можно составить «личностные портреты» различной ориентации. Ниже представлена методика определения «личностного портрета», где за основу взяты потребности, удовлетворение которых вредит как самой личности, так и окружающему сообществу.

По десятибальной системе необходимо определить степень выраженности потребностей.

При 10 баллах соответствующая потребность доминирует, а при 1 балле она еле выражена и не оказывает существенного влияния на ваше поведение.

Если по каждой из базисных потребностей число баллов более 6, то личность плохо относится к своему здоровью и мало полезна в социальном отношении. Этот человек плохо удовлетворяет свои потребности в сохранении жизни и здоровья, исключительности, общения, продолжения рода, достижения цели, что неизбежно влечет за собой состояние хронического стресса, который в любой момент может перейти в хронические заболевания. Так создается порочный круг, усиливающий состояние нездоровья.

Система созидания жизни и здоровья построена по тому же принципу. Ее особенность состоит в том, что анализируется не внешний мир человека, а внутренний. Экстероцептивные системы анализируют воздействия окружающей среды, интеро-цептивные – информацию, идущую от внутренних органов и систем, а проприоцептивные анализируют информацию, которую получает ЦНС от всех мышц тела. Этот анализ строится на безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной основе. Вместе с тем экстероцептивная информация (звук, обоняние и др.) осознается чаще, чем проприоцептивная и интероцептив-ная. Обычно изменения в деятельности проприоцептивной и интероцептивной системах осознаются как «темные чувства», по выражению И.М. Сеченова. Помочь разобраться в этих чувствах позволяет болевая информация.

При неудовлетворении потребностей информация обязательно попадает в ЦНС, формирует сначала подсознательные ощущения, а затем и сознательные. Если пороги восприятия подсознания и сознания близки, человек быстро осознает свою доминирующую потребность. В противном случае человеку требуется время для осознания и понимания того, какая из потребностей должна удовлетворяться в первую очередь. Однако с помощью специальных упражнений человек в состоянии не только точно анализировать информацию, идущую от этих систем, но и управлять ею. Чем точнее и полнее человек умеет анализировать свои ощущения, идущие от внутренней среды и мышц тела, тем эффективнее будут его усилия по созиданию системы здоровья и жизни. Этим занимаются нетрадиционные системы оздоровления Востока и аутотренинг Запада. Очевидно, что первый тип людей, при прочих равных условиях, имеет больше шансов своевременно удовлетворять свои насущные потребности. И это очень важно. Именно этот фактор и вызывает то состояние в организме, которое определяется как здоровье.

Несвоевременное удовлетворение потребностей ведет к нездоровью. Субъективно это состояние выражается в неприятных, а нередко и в болевых ощущениях, меняющемся в худшую сторону настроении, снижении работоспособности и т.д.

Типы людей с разными порогами восприятия информации на подсознательном и сознательном уровнях определяются наследственной предрасположенностью или выработанными особенностями их жизнедеятельности.

Усилием воли человек может затормозить ощущение голода или жажды. В этом случае возбуждение достигает такой силы, что по механизму доминанты тормозит любую потребность.

При частой реализации этого механизма формируется новая система взаимоотношения между подсознанием и сознанием, когда пороги восприятия внутренних ощущений становятся различимы. Но хорошо это или плохо?

Для умения работать без перерыва – это хорошо, а для здоровья – плохо! В такой ситуации вероятность «проглядеть» расстройства в различных системах организма резко возрастает, что повышает риск серьезно и скоропалительно заболеть в молодом возрасте!

Система безопасной деятельности для жизни и здоровья и система их созидания могут находиться как в доминантно-субдоминантных, так и в паритетных отношениях.

Если в доминантном состоянии находится система безопасной деятельности для жизни и здоровья, а система их созидания – в субдоминантном, человек, не заботясь о своем здоровье, будет стремится любым путем ликвидировать вредоносное воздействие окружающей среды. Примером тому может служить поведение людей в Испании в 2002 году, когда голыми руками они очищали берег от мазута, вылившегося из танкера.

Если системы безопасной деятельности и созидания здоровья будут длительное время находиться в паритете, человек попадает в позицию «буриданова осла», когда затрудняется возможность быстрого правильного выбора между необходимостью и собственными возможностями. Раздвоение мотивов не только уменьшает эффективность адаптивной деятельности, но и вызывает внутренний конфликт или «сшибку» противоположных процессов, что приводит к функциональным расстройствам высшей нервной деятельности. У таких людей, при прочих равных условиях, меньше шансов своевременно принять правильное решение и сохранить здоровье, чем у тех, кто способен быстро и адекватно усиливать доминанты, которые в данный момент обеспечивают его безопасность или сохранение жизни и здоровья. В наиболее же выгодных условиях оказываются те, кто с помощью сознания способны усиливать то одну, то другую доминанту.

Созидание и умирание идут рука об руку, что доказывает процесс появления новых клеток, их созревание и отмирание.

Система разрушения жизни и здоровья построена по тому же принципу, что и система сохранения жизни и здоровья. Они могут находиться как в паритетных, так и в доминантных отношениях. В этом случае система сохранения жизни и здоровья может оказаться в субдоминантном, заторможенном состоянии, а система разрушения жизни и здоровья будут доминировать.

В каких случаях это может произойти?

Во-первых, при полном удовлетворении потребности сохранения жизни и здоровья. В этом случае доминантное состояние может настолько ослабиться, что начнет доминировать система разрушения жизни и здоровья. Субъективно это состояние у человека определяется как скука, отсутствие острых ощущений, и для усиления или «добывания» их человек готов нарушить правильный, безопасный для жизни и здоровья порядок жизни. В своем стремлении к получению острых ощущений он оказывается готовым разрушать здоровье и жизнь (курить, употреблять алкоголь, наркотики).

Во-вторых, при значительном неудовлетворении любой насущной потребности у человека может усилиться стремление к действиям, опасным для здоровья и жизни.

В-третьих, есть основание говорить о наличии наследственной предрасположенности в определенном соотношении доминантных и субдоминантных отношений между системой сохранения жизни и здоровья и системой разрушения жизни и здоровья.

В-четвертых, существует особая система восприятия, усиливающая систему разрушения жизни и здоровья, – это религиозный, межнациональный, расовый фанатизм.

С рассмотренных психофизиологических позиций не представляет особого труда объяснить поступки людей, ищущих опасных ситуаций или пренебрежительно относящихся к своему здоровью и даже жизни.

Такие люди оказываются не восприимчивыми к информации, призывающей бережно относиться к своему здоровью и избегать опасных ситуаций! К ним нужен особый подход, построенный на разъяснении принципа полисистемной организации личности.

Знание функциональной организации системы сохранения жизни и здоровья и ее антипода дает в руки педагога ключ, который поможет разобраться в особенностях поведения каждой конкретной личности, особенно ее отношения к собственному здоровью.

Следует подчеркнуть, что если у человека в силу тех или иных причин система разрушения жизни и здоровья начинает длительное время доминировать, то ее влияние может распространиться и на окружающий его живой мир! Такова психофизиологическая закономерность, предопределяющая поведение террористов, стремящихся уничтожить все живое ради достижения личной цели.

Подобным образом организованы и остальные базисные системы: общения, исключительности, продолжения рода. Правда, их внутренняя структура несколько проще.

Так, в системе общения есть две подсистемы: системы общения с внешним миром и система общения с самим собой. Эти системы могут находиться в паритетных или доминантных отношениях. Если системы находятся в паритетных отношениях, удовлетворение потребности в одной автоматически приводит в доминантное состояние другую. Например, при удовлетворении потребности общения с внешним миром начинает доминировать система общения с собой, с собственным «Я». В этом случае человек обращается к себе самому, сам с собой говорит и т.д.

Те же принципы лежат в основе взаимодействия между подсистемами системы изоляции. При удовлетворении потребности системы изоляции от себя в доминантное состояние приходит система изоляции от внешнего мира. В этом случае человек стремится изолироваться от внешнего мира и заняться только собой. При неудовлетворении системы изоляции от себя человек стремится к изоляции от себя. Системы изоляции от внешнего мира и изоляции от себя могут быть и в паритете. В этом случае у человека усиливается стремление изолироваться и от общества, и от самого себя.

Между системами общения и изоляции в целом также могут быть как паритетные отношения, так и доминантные. Предрасполагающими моментами к доминированию системы изоляции (общения) являются удовлетворение потребности общения (изоляции), определенный уровень неудовлетворения любой из насущных потребностей и наследственная предрасположенность.

Две подсистемы присутствуют и в базисной системе ис-клюгителъности (схема 3). Это система исключительности для других и система исключительности для себя. Первая ориентирована на внешний мир, и она активизируется и подкрепляется, когда исключительность личности признается другими. Вторая ориентирована на внутренний мир человека и активизируется и подкрепляется в ситуации, когда человек сам оценивает себя как исключительное явление.

Аналогичным образом организован и антипод системы исключительности, когда окружающие оценивают человека и он оценивает себя сам как обыденное явление.Организация базисных систем исключительности и неисключительности

Предрасполагающими моментами доминирования системы исключительности (серости, обыденности личности) будут осознание или неосознание человеком смысла жизни, своего предназначения, психофизиологической основой которого является доминирование насущных потребностей, удовлетворение потребности неисключительности (исключительности) и наследственная предрасположенность.

Определенное сходство можно обнаружить и при анализе базисной системы продолжения (непродолжения) рода, где также существуют две подсистемы: продолжения рода для других и продолжения рода для себя.

Первая ориентирована на внешний мир, она активизируется, когда необходимость продолжения рода признается и поощряется другими. Вторая система ориентирована на внутренний мир человека, если человек проникается необходимостью продолжить свой род.

Предрасполагающими моментами доминирования одной из систем являются длительное неудовлетворение данной системы, удовлетворение противоположной системы и наследственная предрасположенность.

Названные системы могут быть в паритетных отношениях. В этом случае специфический стимул условно-рефлекторного характера может создать условия для доминирования одной из них, а также для осознания необходимости реализации конкретной системы.

Система недостижения при общении с самим собой.

Важно отметить, что такой человек может быть очень целеустремленным при общении с окружающим миром, но слабоцелеустремленным при общении с самим собой. Он не склонен к самокритичному анализу своего состояния, не может ставить своей целью заботиться о здоровье и будет жить, не обращая внимания на свой внутренний мир.

Из представленных материалов видно, насколько сложно организована каждая из базисных потребностей. Фактически каждая из них – двухкомпонентная, и каждый из компонентов может иметь своего антипода! Но и здесь каждый антипод ориентирован либо на внешний мир человека, либо на его внутренний мир. И каждые части по принципу фрактальности также могут быть антиподами.

Реализация систем базисных потребностей осуществляется через конкретные системы. Например, система сохранения жизни и здоровья реализуется через систему потребления пищи, воды, воздуха и т.д.

Реализация конкретных систем осуществляется через системы условных рефлексов на натуральные и искусственные раздражители, а также через вторую сигнальную систему.

В процессе жизнедеятельности в зависимости от его наследственных предрасположенностей и способностей можно выделить общие направления. Мы сочли возможным выделить три таких направления. Это адаптация (выживание), творческая деятельность и нравственное совершенствование.

Каждое из этих направлений обеспечивается условно-рефлекторными, безусловно-рефлекторными и базисными системами. Как видно из схемы, высокая нравственность (гражданственность) проецируется на все четыре базисные системы, которые доминируют в настоящее время. Негражданственность проецируется на базисные системы, которые находятся в состоянии паритета со своими антиподами. Творческая деятельность проецируется на базисную систему исключительности, которая доминирует, и на остальные системы, находящиеся в паритете со своими антиподами. Направление адаптации (выживаемости) проецируется на систему сохранения жизни, которая находится в доминантном состоянии, и на другие базисные системы, которые находятся в паритете с антиподами.

Выделение человеком основных направлений связано с серьезной аналитико-синтетической деятельностью головного мозга, с возможностью обобщения высокого уровня, осознания смысла жизни, а это, в свою очередь, помогает выделить ведущие направления активной жизнедеятельности, реализация которых и отличает человека как индивидуальность.

Таким образом, базисные потребности человека организованы сложно. Вместе с тем теоретические и методические разработки позволяют читателю проводить анализ и самоанализ тех фундаментальных психофизиологических закономерностей, которые помогают не только понять предрасполагающие причины поведения, но и совершенствовать свою психическую деятельность, прежде всего в направлении формирования здорового образа жизни.

           С нашей точки зрения, фундаментальные психофизиологические закономерности необходимо знать психологам, воспитателям, родителям.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!