Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ведомственная и общественная благотворительность в России в XIX и начале XX века»

/ Педагогика
Контрольная,  16 страниц


Работа похожей тематики


Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе (с XVI до середины XVIII века)

 

В XIV-XVI вв. европейская цивилизация вступает в новый этап развития, главными чертами которого становятся:

1) разрушение локальной замкнутости государств и установление межгосударственных отношений;

2) ослабление диктата традиций и возрастание активности отдельной личности;

3) торжество рационализма и секуляризация сознания.

На XIV-XV вв. приходится эпоха Возрождения, ведущими факторами которой стали: гуманизация и индивидуализация общественного сознания; утверждение рыночных отношений; высокая социальная активность и размывание границ сословий; стремление понять и усовершенствовать принципы устройства. В этот период человек вновь обретает свою индивидуальность, что, в частности, особенно заметно на изменении идеала женской красоты. Об этом писал русский марксист Г. В. Плеханов в работе «Искусство и общественная жизнь», отмечая, что мадонны Рафаэля стали «одним из самых характерных художественных выражений победы земного идеала над христианско-мона-шеским», сквозь их религиозную внешность виделась «такая большая сила и такая здоровая радость чисто земной жизни, что в них уже не остается ничего общего с благочестивыми Богородицами византийских мастеров».

Мир стремительно менялся, что становилось очевидным и для современников. Данте Алигьери, сожалея о безвозвратно уходящем в прошлое времени, писал: Флоренция тогда в окружье древних стен, Когда часы показывали терции и ноны, Жила размеренно, счастливо и без перемен.

Важнейшие перемены в жизнь общества внесли изобретение компаса, пороха и печатного дела. Наступила эпоха Великих географических открытий, ознаменовавшаяся проникновением европейцев в Юго-Восточную Азию и Америку, Китай и Японию.

Последствиями Великих географических открытий стали:

1) развитие материальной культуры, появление мануфактурного производства;

2) развитие естествознания и философии;

3) переход к товарному хозяйству.

Все это вело к развитию раннебуржуазных отношений, пионером чего становится Англия. Уже с XVI в. здесь начинаются процессы «огораживания», когда происходила замена земледелия скотоводством; земля превращалась в частную собственность, а крестьяне были согнаны с земель (отсюда возникла и известная поговорка: «овцы съели людей»). В результате огораживания развиваются процессы «пауперизации» населения (то есть разорения и обнищания мелких собственников), миграции крестьян в города и формирования слоя вольнонаемных рабочих, обуржуазивания дворянства.

Изменения в сфере материального производства потребовали и изменений в духовной сфере – для изменявшегося мира было необходимо соответствующее фило-софско-этическое оформление. В итоге тускнеет идеал «истинно верующего», уступая место торговцу и предпринимателю, наделенному практической сметкой.

Отношение к «деловому» человеку в период раннего и классического средневековья, как уже отмечалось выше, было крайне отрицательным, что особенно заметно в позиции католической церкви. Так, Бертольд Регенсбургский в своих проповедях ставил знак равенства между ростовщиками и купцами, определяя их термином gitiger (алчный, скупой), те и другие являлись, по его мнению, добычей дьявола,

Так, в одной из своих проповедей Бертольд обращался к воображаемому скупцу и спекулянту: «Приходит к тебе бедная пряха и просит ссудить ей шиллинг или геллер, обещая его отработать, и говорит, что ей нужно кое-что купить – рубаху, или плащ, или еще что-то. Ты же отвечаешь: „Нет у меня пфеннига" – и даешь ей ту вещь, VI

какая ей надобна, но то, что стоит шиллинг, отдаешь ей за два шиллинга, будь то кусок ткани, или мясо, или зерно,– все ты отдаешь за двойную цену. Или же ты даешь взаймы 10 пфеннигов, а отработать за них нужно на 20, прядением или работой в твоем винограднике или в саду, и помышляешь лишь о том, как бы обмануть». Проповедь завершалась восклицанием: «Тьфу тебе, скупец! Твой аминь звучит в ушах Господа как собачий лай!»

В другой проповеди Бертолъд причисляет алчных к разряду самых злостных убийц: скряге мало убить себя самого, он еще убивает свое дитя и всех, кому оставляет неправедно нажитое имущество, и после смерти убивает больше, чем при жизни. Дело в том, что алчный губит не только собственную душу, но и души всех тех, кто наследует его богатства и не спешит полностью возместить причиненный должникам ущерб. Именно поэтому Бертольд взывал: дети, вы должны скорее бежать от своих родителей, нежели унаследовать от них неправедное имущество.

Из числа тех, кто заключил союз с дьяволом, уподобившись ему в своей жизни, самые худшие, говорил проповедник,– это алчные, противящиеся Богу ростовщики, перекупщики, грабители, воры, обманщики в сделках и ремесле. Однако алчный, в отличие от всех остальных, грешит, как и дьявол, постоянно – днем и ночью. «Вы, алчные, ростовщики и перекупщики, никогда не даете мира Богу, и сейчас, придя сюда, ты уже заработал 4 пфеннига ростовщичеством, и с тех пор, как я начал свою речь, ты хотя бы на грош обогатился». О том же говорил Бертольд в проповеди «О пяти гибельных грехах», среди которых назывались: неумеренность в еде, плотские сношения, ересь, грехи против Святого Духа и алчность.

Новый идеал истинно верующего, пришедший в XVI-XVII вв., во многом отразился в живописи. Так, в середине XVI в, французский художник Умбло-Юар на своей гравюре собрал семью в кабинете отца, богатого негоцианта, среди мешков с товарами: отец с пером в руках погрузился в расчеты, ему помогает сын, стоящий позади него. В конце XVII в. Н. Герар на одной из гравюр возвратился к той же теме: отец показывает рукой на окно, за которым видны причалы и корабли – источник его богатства; в комнате около стола, где лежат кошелек, счеты и бумаги, стоит его жена с карапузом в пеленках на руках, тут же играет другой ребенок. Надпись под гравюрой задает тон и подчеркивает дух таких изображений: Блажен, кто чтит закон небес И положил всю жизнь свою На службу Господу, семье и королю...

Еще одним важным изменением стало возникновение новой картины мира и распространение научных знаний (теории Коперника, Кеплера, Бруно, Галилея, трактовавшие личность как центр мироздания, связанную и с божественными, и с земными силами).

Итогом великих потрясений стала и «великая схизма» внутри католической церкви – так называемая «реформация» с начала XVI в., породившая протестантизм (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин). В основу протестантизма легли такие идеи, как освобождение сферы производства от религиозного давления, духовная санкция на прибыль как цель экономической деятельности человека, ненужность посредников между человеком и Богом, признание веры, а не строгого исполнения обрядов, средством к спасению души. Протестантизм одержал победу в Англии, Дании, Швеции, Голландии, Швейцарии, толкнув эти страны на путь буржуазного развития; католицизм же укрепился в Испании, Италии, Польше, Чехии, в конечном итоге затормозив темпы экономического и политического развития этих стран.

Важнейшими результатами развития западноевропейских стран стали (к началу XVII в.):

1. Создание абсолютных монархий.

Предпосылками к их появлению стало возникновение новых классов общества (буржуазии и пролетариата), не связанных с землей, что вело к размежеванию общественных интересов, к стремлению к экономической стабильности и защите границ национального рынка, к ликвидации национальной замкнутости государств, к созданию стабильной денежной системы и т.д. С другой стороны, проявилось и стремление дворянства найти поддержку со стороны государственной власти в защите своих корпоративных интересов.

              В итоге монархия приобретает некую относительную самостоятельность от интересов различных классов или сословий. Монарх, с одной стороны, пользуется существующими противоречиями для укрепления собственной власти, но, с другой стороны, вынужден принимать меры для стабилизации общественных отношений. В то же время абсолютизм не означает установления деспотической власти монарха: в своих действиях он должен придерживаться закона, будучи не только его источником, но и гарантом.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!