Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе»

/ Педагогика
Контрольная,  5 страниц


Работа похожей тематики


Сценическое творчество и психогигиена

 

Психопатология и творчество

Креативность, или «творческость» означает «созидание». Каждый человек в зачаточном виде обладает креативностью, но если человеческая фантазия направляется на иррациональные, «неразумные» пути, то возникают проявления психической болезни, например, фобические и ипохондрические симптомы. Нереальная креативность и «творческость» присутствуют в клинике неврозов и пограничных психических состояний, а полное извращение ее встречается уже при глубоких душевных заболеваниях. Творчество способствует отрегулированию иррациональной креативности, направляемой на разумные формы. Печальной проблемой психологии человеческой личности является не пресловутое фрейдовское подсознание («оно»), а изоляция и отрыв человека от творчества, означающие болезнь и психологическую смерть личности. Для самого процесса творчества вовсе не обязательны оранжерейные условия, и состояния психической напряженности и тревожности не противопоказаны творческому труду. Более того, состояния психологической напряженности (фрустрации) иногда даже служат для некоторых лиц средством стимуляции творческого процесса. Можно привести множество примеров, когда талант художника-творца раскрывается в гармонических условиях, лишенных всяческих фрустраций (Веласкес, Рубенс, Матисс, Коро, Клод Моне). Но можно привести столько же случаев противоположного. Так, пребывание в состоянии ностальгии (психологически объясняемой как фрустрация) привело, например, А. Дворжака к написанию шедевра симфонической музыки –Девятой симфонии «Из Нового Света». Безответная любовь Бетховена к Джульетте Гвиччарди отразилась в трагическом накале его симфоний. Одинокая и трудная жизнь И.А. Бунина и его трагическая любовь к В.В. Пащенко во многом определили психологическую избирательность и тематику его произведений. Коренной перелом в творчестве Германа Гессе связан с тяжелым душевным кризисом, сыгравшим решающую роль в его духовной жизни.

Таким образом, психическое напряжение и творчество – две вещи совместимые, это – не гений и злодейство.

О связи психопатологических феноменов с творчеством размышлял С. Эйзенштейн, когда по заказу видного психолога А.Р. Лурия в 1940 г. начал писать работу «Психология искусства»: «Но ведь все это уже факты отнюдь не разрозненного порядка – все это факты, принадлежащие к совершенно очевидному комплексу явлений. К комплексному, диффузному, то есть первобытному (выделено С. Эйзенштейном – АС.) мышлению. Мало того, – и к тем состояниям психики, которые либо филогенетически повторяют их – в детском мышлении, или в патологических явлениях – регрессируют к нему (сон, наркоз, шизофрения)».

Психолог искусства Д.Н.Абрамян рассматривает три «языка» бессознательного: сон, клиника и творчество. С позиций современного понимания теории бессознательного становятся объясняемыми эмпирическрхе факты повышения художественной продуктивности у лиц, создавших свои произведения в состоянии свободы от рассудочной «цензуры», в измененном состоянии сознания, либо в обращении к пралогическим моделям детского мышления.

Филолог В. Жирмунский, сравнивая формализованную логику научного мышления с художественным мы тле нием, видит преимущество последнего в метафорическом отклонении от норм, «когда перед судом логических законов, тождеств и противоречий всякая метафора, хотя бы „жемчужные звезды", является логической ошибкой». .

Особые формы психического восприятия мира способствуют, если можно так выразиться, «инаковидению». В сновидениях (по И.П. Павлову) «мы видим предметы так, как мы их в бодром состоянии не замечаем». Во сне человек может совершать как бы возврат в филогенетически более древние формы мыслительной деятельности. Происходит как бы расщепление сознания человека, идентифицирующего себя как с собой, так и с другими персонажами сна. Идентификация эта сродни актерскому перевоплощению. Наверное, справедливо и обратное: актерская эмпатия («вчувствование», «сопереживание» и т.п.) родственна идентификации сновидца.

«...Прекратите игру! Вы что же, хотите сказать, что метод искусства есть возврат нашего светлого, современного интеллекта на сумеречную стадию первобытного мышления? Вы хотите поставить это великое культурное дело „нас возвышающего обмана" на один уровень с наркозом, сном, ши-зо-фре-ни-ей!

Постойте, постойте! – если бы мы были Максами Нор-дау, мы поступили бы так и делали бы последовательный отсюда следующий шаг: мы отменили бы искусство. Но Нордау видел лишь одну сторону явления. Диалектика же учит нас смотреть на явления со всех сторон в целом».

Эта мысль С. Эйзенштейна для нас очень важна.

Признавая взаимосвязь особых психических состояний и творчества, мы не признаем их аналогии.

«Каким образом найти в сновидении такие факты, как интенсивное переживание темы, огромное духовное удовлетворение процессом данной активности, приобретение элементарных навыков в области данного творчества, а также массу сугубо интеллектуальных операций?..» – задает вопрос психолог искусства Д. Абрамян.Известный французский ученый Анри Эй расшифровал разницу между психопатологией и творчеством: «Художник, создавая эстетическое произведение, отходит, отмежевывается от него, больной же тесно и неразрывно связан со своим произведением». Для «отчуждения» от возникающих проявлений психических синдромов Сальвадор Дали называл себя «параноид-критиком», как бы подчеркивая «невсамделешность» своей творческой психопатологии. «Отстраиваясь» от нее сознательно, человек не дает себе возможности раствориться в психозе.

Отчуждение в данном случае должно рассматриваться как высший механизм психического здоровья. Естественно, что надо отгораживаться лишь от фальши, но нельзя отрываться от правды жизни, которая сама по себе уже есть охранная грамота психогигиены.

Интеграция знаний и задачи психогигиены

Урбанизация современной человеческой жизни, высокая степень интеллектуализации производства и средства массовой коммуникации изменили живой характер общения на «протезированный». Ученые Санкт-Петербургского Научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева связывают учащение неврозов, психопатий, расстройств настроения и нарушений поведения, кризисных ситуаций, алкоголизации и психосоматических расстройств с повышением психоэмоционального напряжения в век научно-технического прогресса, а также с иными экологическими факторами: перераспределением структуры заболеваемости, с демографическими сдвигами в населении, связанными с акселерацией развития детей и уменьшением средней продолжительности жизни.

Доказана также взаимосвязь соматических заболеваний с определенными экологическими параметрами среды. Так, установлено, что совокупность факторов, связанных с горным климатом, не способствует развитию сосудистой гипертензии, в отличие от совокупности культурных и социально-психологических факторов, связанных с условиями жизни крупного города.

Перед физиологией и медициной, равно как и перед социологией и психологией стоит задача адаптации человека к сегодняшним экстремальным условиям жизни для профилактики, лечения и комплексной реабилитации лиц с различными заболеваниями.

Старое понимание болезней человека как «органных» сменилось организмоцентрическим пониманием их. Стало ясно, что надо лечить не орган, а весь организм человека, но это еще не вершина научного понимания экологии болезней. Сейчас на первое место выдвигается личностный подход с учетом психических воздействий на человеческую личность, а через нее на весь организм человека. Лишь только личностно-ориентированная медицина может устранить еще бытующий ветеринарный подход к человеческим болезням. Поэтому закономерным следует считать интеграцию знаний и появление смежных научных дисциплин, таких как медицинская педагогика, медицинская социология, медицинская эстетика, медицинская кибернетика, психогигиена и реабилитация (М.М. Кабанов). Задачи этих новых дисциплин – интегральное развитие личностных качеств человека в его деятельности (прежде всего в творчески-развивающем аспекте) в современных природных и общественных условиях без нарушения его здоровья.

Целостный интегрально-синтетический, а не разнимающе-аналитический подход к личности позволяет человеку, находящемуся в кризисных ситуациях, характеризующихся теми или иными психргческими состояниями, в частности, расстройствами настроения, создать свою целостную концепцию видения «картины мира». И в зависимости от того, может ли человек подняться до уровня современного окологического сознания, или у него возникает «локальное» видение с разорванным, «лоскутным» представлением о себе и окружающей природе, у него и возникает опасность нервно-психических и психосоматических расстройств. «Панорамное» видение мира способствует ощущению своей сопричастности к миру, природе, обществу и становится фактором психического здоровья человека, особенно лиц, занимающихся эмоционально-напряженной творческой деятельностью.

Учет индивидуально-психологических особенностей человека в экстремальных или кризисных состояниях, а также социально-психологических аспектов интенсивной жизнедеятельности дополняет и изменяет старые представления о болезни и здоровье, ставит новые проблемы изучения «клинической нормологии», так называемых субклинических, преневротических расстройств и, наконец, самой необходимости изучения и профилактики состояний, пограничных между здоровьем и болезнью – «клиники здоровья». Патогенные факторы внешней среды рассеиваются, нейтрализуются, а иногда и разбиваются о духовную стойкость человека, его активно-созидательную и альтруистическую направленность. Известный русский интернист А.И. Яроцкий, на заре прошлого столетия сформулировавший основные положения нашей психотерапии через миросозерцание или аретепсихотерапии (психотерапии через доблесть), писал: «Иметь в жизни высокие цели, стоящие вне узких интересов личности, очень важное защитное приспособление... Личные неудачи теряют в своем значении, когда центром внимания личности становятся интересы, стоящие вне ее». Ориентация человека на коллективные цели, на понимание своей непрерывной связи с людьми и природой является фактором психогигиены, обеспечивающим эмоционально насыщенное, творчески-развивающее восприятие мира.

Таким образом, задачами психогигиены на современном этапе ее развития является разработка методик сохранения и укрепления здоровья, адекватных сегодняшнему эмоционально-напряженному времени. Такое направление «эмоционально-стрессовой психотерапии» создано профессором В.Е. Рожновым и его сотрудниками (А.В. Алексеев, М.Е. Бурно, Д.А. Мельников, Д.В. Панков, И.С. Павлов, А.С. Слуцкий).

Диалектика стресса

Указанные авторы методик эмоционально-стрессовой психотерапии исходили из диалектического понимания стресса, интегрирующего в себе как отрицательное, так и положительное напряжение. Как говорил сам создатель теории стресса канадский патофизиолог Ганс Селье, и «сама жизнь есть стресс, и полная свобода от стресса означает смерть». И действительно, обратившись к характеристике эмоциональной напряженности, убеждаемся, что и в самих эмоциях гнездится двуликий Янус.

Не для всякого человека обилие информации и эмоциональное напряжение являются перегрузкой. Профессия актера, например, прямо предполагает не только эмоциональное напряжение, но и более высокие его уровни вплоть до эмоционального «накала». Причем высокий эмоциональный тонус является отнюдь не болезнетворным, а даже наоборот, целебным фактором, стимулирующим работоспособность актера. Высокий тонус нервной системы делает организм защищенным от различных болезнетворных факторов внешней среды, препятствует заболеванию. Ряд артистов отмечали факт снятия болевых ощущений в период эмоционально насыщенной деятельности. Артистка В.Н. Пашенная отмечала положительное значение сценических эмоций на физическое состояние актера: «У актера во время пребывания на сцене почти совершенно исчезают или теряют свою остроту физические боли». Далее актриса подчеркивает психофизическое воздействие своего творческого состояния: «У меня довольно часто бывают головные боли. Иной раз думаешь, что нельзя играть, что трудно будет бороться с головной болью, но на сцене, едва лишь целиком войдешь в творческое состояние, голова болеть перестает. Только выключишься из творческого состояния, начинаешь постепенно ощущать, как снова возобновляется головная боль».

Считается, что только положительные эмоции обладают таким могучим действием. Но нельзя однозначно понимать влияние эмоций на человека, тем более находящегося в творческом состоянии. Здесь слишком много слагаемых, чтобы давать один ответ. Лучше всего на эти непонятные вопросы отвечает сама жизнь. Неоднократно во врачебной практике приходится наблюдать, что положительные эмоции отнюдь не всегда являются стевизирующим и средствами, то есть повышающими тонус организма и личности. Более того, они иногда вызывают отрицательный эффект (например, наш пациент – актер, выигравший автомобиль по лотерее, внезапно дал реактивную депрессию), с другой стороны, отрицательные эмоции не всегда действуют как патогенные (болезнетворные) раздражители. Здесь следует ввести понятие эстетического коэффициента, который вносит поправку позитивного или негативного характера на избирательность направленности эмоций в отношении творческого здоровья человека. В силу специфики творческого труда человека, переживаемые им даже отрицательные эмоции оказывают не обязательно негативное (однозначное) воздействие на его психосоматический аппарат. Более того, в силу этой неоднозначности воздействия эмоций (даже если они и той же окраски) результирующая их воздействий может быть позитивной. Так, зритель, переживая в театре эмоции, казалось, отрицательные (например, смерть героя), испытывает положительное чувство катарсиса в силу влияния эстетического коэффициента. Поэтому следует трактовать воздействие положительных или отрицательных эмоций не однолинейно, а опосредованно через эстетические переживания, которые и определяют вектор и результат.

 

Эмоциональное возбуждение как первая стадия психологического стресса характеризуется активизацией различных функций организма, повышением готовности к различным действиям в ответ на эмоциональные факторы, но преимущественно вне связи с какими-либо направленными волевыми актами. На это указывали также К.К. Платонов и В.К. Мягер.

Умственное эмоциональное напряжение – последующее состояние, характеризующееся активизацией различных функций организма в связи с конкретными волевыми актами, с выполнением активной целенаправленной деятельности или подготовкой к ней, а также с ожиданием какой-либо деятельности или опасности (например, при сдаче экзаменов). При этом же наблюдалось временное снижение устойчивости некоторых психических функций и параметров памяти, внимания, координационных движений, работоспособности и др. Мы солидарны с Ю.Я. Киселевым, который на опыте спортивной психологии отличает эмоциональное напряжение как нормальное состояние от эмоциональной напряженности как пред патологии.

В ряде наблюдений умственная эмоциональная напряженность была незначительной и быстро проходящей. Как правило, это происходило вследствие ошибок в ответах и связано с дефектами второй навыково-опытной подструктуры личности.

Однако даже под влиянием напряженной одноразовой работы отмечается преходящее утомление (8,4% студентов). При наличии неликвидированного, остаточного утомления оно аккумулируется в хроническое.

Как правило, умственное утомление наступало вследствие нерациональной организации умственного труда. Приведем в качестве примера следующее наблюдение.

Студент III курса Александр Л-в, 23 года, театровед. Жалобы на ослабленное внимание, быструю утомляемость, затрудненное запоминание, трудности удержания в памяти нужных слов, раздражительность, неустойчивость настроения, головную боль после долгого сосредоточения на учебном материале. Особенно трудно дается усвоение нового материала. После кратковременного отдыха самочувствие улучшается, но не всегда и ненадолго, в связи с чем обратился к врачу медпункта академии.

Анамнез заболевания. В прошлом ничем не болел. По характеру всегда был замкнутым, с окружающими сходился трудно. К врачам никогда не обращался. Общее самочувствие оставалось хорошим до учебы в вузе. С момента поступления в академию занимался успешно. На II курсе свободная система посещения лекций привела к изменению привычного стереотипа, «сломалась привычка к работе», перестал посещать лекции, семинары, стал отвлекаться на внеучебные дела. Одно время увлекся изучением английского языка, но остальные задания не выполнял, забросил основные предметы и не уложился в отведенное время для сдачи зачетов. В деканате получил некоторую отсрочку, не спал ночами, чтобы доедать нужные предметы, но в связи со стойкой задолженностью этого сделать уже не смог и обратился в деканат для продления сроков сдачи экзаменов, описал свое самочувствие. Декан выслушал со вниманием и отнесся к студенту с сочувствием, порекомендовал обратиться к невропатологу.

Анамнез жизни. Родился в Башкирии. Учился удовлетворительно, окончил 11 классов. Увлекался радиотехникой. Два года служил в армии, потом работал слесарем. Воспитывался отчимом, взаимоотношения в семье неровные. По характеру спокоен, внешне приветлив, общителен, по существу замкнут. Близких товарищей не имеет, со студентами не откровенен, о себе рассказывать не любит.

Соматоневрологический статус без особенностей.

Психический статус. В ясном сознании, полностью ориентирован, контактен, отвечает с некоторой задержкой, задумчив, несколько расплывчат в ответах. Лицо амимичное, смысл задаваемых вопросов понимает полностью, интеллект достаточный, отмечает, что «стал менее интенсивно мыслить, рассеян». Бреда и расстройства восприятия не обнаруживает. Просит помочь ему, обеспокоен сроками сдачи экзаменов.

Психологическое исследование. Внимание и память снижены, счетные операции выполняет замедленно, мыслительные операции выполняет успешно и в полном объеме. Эмоциональный фон настроения снижен, астеничен, вял. Корректурную пробу выполняет медленно, со значительным количеством ошибок.

Динамическое наблюдение. В процессе занятий психогигиеническим комплексом (беседы, AT – аутогенная тренировка, ГПТ – групповая психотерапия, ПФГ – психофизическая гимнастика и др.) настроение выровнялось, стал лучше запоминать прочтенное, концентрировать внимание, менее рассеян, не столь утомляем. Психического расстройства не обнаруживает. Строит реальные планы – получить академический отпуск и поехать по месту жительства отдыхать с тем, чтобы потом продолжать обучение.

Катамнез: через 1 год – успешно учится, жалоб не предъявляет.

Как показывают клинические и экспериментально-психологические наблюдения за студентами, данные катамне-стических сведений – острая и скрытая усталость – не являются патологическими явлениями. Их следует рассматривать как защитную реакцию организма при условии, если она не превышает максимальных возможностей человека.

При утомлении, помимо субъективного чувства усталости, у 30 из 34 студентов наблюдались объективные признаки снижения умственной продуктивности. Темп работы при выполнении корректурной пробы и пробы Крепелина замедлялся, точность уменьшалась, а число ошибок возрастало.

На следующей стадии умственного перенапряжения (11.1% студентов) появляются характерные симптомы: рассеянность внимания, нарушение сна, нестойкое повышение артериального давления, учащение пульса, то есть признаки усиления деятельности симпатической нервной системы. Отмечается тремор пальцев рук, век, гипергидроз ладоней, изменение дермографизма, нарушается терморегуляция. В этом субклиническом состоянии длительное нервно-эмоциональное напряжение может стать патогенным фактором, может вызвать то или иное заболевание. Равновесие (гомеостаз), балансировка физиологических функций неустойчивы pi могут легко сместиться в сторону улучшения или ухудшения при дополнительной нагрузке (С.З. Славина).

Предпатологическая стадия протекает с нарушением рабочего динамического стереотипа, а в случае продолжения нерационально организованной работы наступает умственная гиперфатигация, соответствующая пограничному патологическому состоянию, причем происходит непроизводительная трата основных запасов нервной энергии, астенизация организма. Клинически характерны: бессонница, раздражительность, полная потеря работоспособности, головные боли, падение основных психических функций, апатия, депрессия, астено-ипохондрические и другие патологические проявления.

Выявлены следующие личностно-характерологические признаки, приводящие к переутомлению: повышенная эмоциональная неустойчивость, ненастойчивость в достижении цели, заторможенность, неуверенность в себе, неудовлетворенность собой, низкий самоконтроль.

Определенную роль в генезисе умственной гиперфатигации имеет предрасположенность личности к психотрав-мирующим ситуациям и условия организации учебного процесса и умственной деятельности.

Лишь у троих из 69 студентов психогенные реакции были связаны с психотравмирующей семейно-бытовой ситуацией. Подавляющее большинство психогенных реакций связаны непосредственно с учебным процессом: у 43(10,6%) студентов психогенные реакции обусловлены негативным психическим или невротическим состоянием, вызванное нарушением педагогического такта – неверным словом или жестом педагога, у 44 (10,9% ) – они возникали во время и в связи с состоянием экзаменационного стресса. Таким стрессорными факторами являлись как сама обстановка экзаменов, так и излишнее представление студентов, подогреваемое групповой индукцией об этой процедуре как «экзаменационной экзекуции».

Приведем два примера «предсессионного невроза».

Надежда Ш-на, 21 год, студентка III курса актерского факультета. Жалобы на пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, легкую отвлекаемость, невозможность сосредоточенно работать, читать, тяжесть в голове, бессонницу, снижение памяти. Могла целыми днями лежать, ничего не делая, переживая свою бездеятельность. Подобное состояние появилось неделю назад, за два дня перед экзаменами. Беспокоилась, что не сдаст их, хотя три предыдущих курса училась без троек, в эту сессию к экзаменам подготовилась, но хуже, чем обычно, однако на тройки легко могла сдать. Попыталась готовиться больше, чтобы сдать с присущим ей блеском, много ночей подряд не спала, ослабла.

Психический статус: на вопросы отвечает замедленно, на приеме вяло, неохотно говорит, легко раздражается, эмоционально неустойчива: то плачет, то нервно смеется. Утомляема. Память, внимание ослаблены, показатели корректурной пробы снижены.

Динамическое наблюдение: в процессе занятий психогигиеническим комплексом стала спокойнее, исчезла плаксивость и тоскливое настроение, стала улыбаться, иногда настроение даже несколько приподнятое, особенно после аутогенной тренировки. Высказывает реальные планы на будущее.

Помимо реакции астении и апатии на экзаменационную ситуацию, чаще можно было встретиться с состоянием предэкзаменационной «лихорадки» с явлениями патологического возбуждения, также нарушавшего обычный гомеостаз и здоровье студентов. Это состояние также требовало последующей психотерапевтической коррекции.

Например, Ирина Б-ва, 23 года, студентка III курса, театровед.

Жалобы на утомляемость, раздражительность, беспокойство, плаксивость, головную боль, невозможность сосредоточиться, скачку мыслей, желание уйти от коллектива, не встречаться с подругами, ибо «хочется чуть ли не ударить всех, не к месту улыбающихся, стоящих перед дверью кабинета, где проходят экзамены». Не стала сдавать, ибо «почувствовала нездоровье». Обратилась к невропатологу. Состояние ухудшилось последние две недели, что связывает с переутомлением и переживаниями по поводу предстоящей сессии – предстояло сдать предмет, о котором слышала легенды, что сдав его, «девушкам можно выходить замуж». Нарушился сон, стала раздражительной, «легко взрываюсь, трудно с людьми и мне и им со мной, с трудом засыпаю, часто просыпаюсь, все бесит».

В сомато-неврологическом статусе – без особенностей.

Отмечает значительное улучшение после занятий аутогенной тренировкой.

Учебная деятельность студентов сопряжена с большой эмоциональной напряженностью, временной перегрузкой и, как любая деятельность, предъявляет требования к особенностям личности.

Наблюдения показывают, что большинство студентов легко преодолевают эмоциональное напряжение. Но в комбинации с вариантами личностных подструктур, особенно таких, как характерологические черты чрезмерной общительности, импульсивности или, наоборот, застенчивости, тревожной мнительности, а также в случае типологической неуравновешенности или инертности, возникают стрессорные состояния типа оторопелости, растерянности, тревоги и др.

Все меры, повышающие тонус и вызывающие активность личности, дают хороший выход из состояния переутомления, у эмоционально неустойчивых отмечается затяжное (протрагированное) течение и в случае ыаслаивания переживаний наблюдается ряд переходов от нормальной психофизиологической реакции до тяжелых форм длительно протекающих неврозов. Это является ярким примером тех «переходных форм», о которых писал выдающийся русский терапевт С.П. Боткин еще в 1898 году. Они показывают качественное различие между здоровьем, переходным состоянием и болезнью в одном и том же ряду явлений.

У 154 студентов наблюдались затяжные клинически выраженные проявления неврозов: по типу неврастении 100 (21,5%) студентов, из них с синдромом вегетодисто-нии – 34, импотенции – 19 и другими синдромами, с психастенией – 20 (4,5%), с истерией – 15 (2,9%), с неврозом навязчивости – 11 (1,8% ) и др., с психосоматическими расстройствами – 59 (3,1%), из них: студентов с гипертонической болезнью – 31 (1,8%), с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки – 28 (1,2%).

Мы не приводим описание клиники неврозов, ибо оно известно из монографий о неврозах, ставших классическими (С.Н. Давиденков, A.M. Свядощ, Б.Д. Карвасарский и др.).

Особенностью клинической картины неврозов у студентов является определенное звучание напряженности, связанной с учебным процессом и свойственной ему утомляемостью, трудностью сосредоточиться, усваивать учебный материал.

Например, студент-второкурсник Виктор М-ов, 19 лет, с диагнозом неврастения.

Анамнез жизни. Наследственность здоровая, не отягощенная психическими заболеваниями. Рос и развивался нормально. Мать больного по характеру женщина спокойная, уравновешенная, отец же в последнее время злоупотребляет алкоголем. Конфликты между родителями в детстве действовали на Виктора угнетающе, переживал за мать. В школу пошел с 7 лет. Учился хорошо, проявляя интерес к истории и искусству. Любил читать художественную литературу, по характеру был ровным, спокойным, со сверстниками общался, но больше общего находил в разговорах со взрослыми. Окончил 10 классов, с первого раза поступил в институт по конкурсу. С первого же курса «начался перелом в сторону ухудшения самочувствия».

Анамнез болезни: на первом курсе стало трудно учиться, вследствие того, что надо было приспосабливаться к новым учебным условиям. Особенно трудно было сдать первую сессию, которую еле сдал на тройки, ибо «долго не мог найти для себя оптимального режима». Стал более замкнут, не мог подолгу заниматься – мысли «убегали в сторону», трудно было сосредоточиться», пропала усидчивость. На втором курсе адаптировался, стал успешно заниматься и «нашел свой режим», стал лучше учиться. Учебный материал усваивал лучше, чем на первом курсе, но самостоятельно, с книгой работать не мог – «не хватало то ли усидчивости, то ли наглядности». Весной стал плохо спать, появилась раздражительность, ощущение тревоги за то, что уже не сможет сдать летнюю сессию, задумывался над тем, как бы «не загреметь» из института, появились плохие предчувствия. Это состояние смутной тревоги сменилось вначале безразличием к институтским неполадкам, а затем безразличием к жизни, сменившейся чувством острой неудовлетворенности. Не находил выхода из создавшегося положения, все время спрашивал себя: «что же делать?» Обычно «с утра наступало прояснение, мысли и о том, что ситуация не такая уж грозная, может еще перейду в другой вуз», но к вечеру все становилось «серым, безразличным».

Обратился в поликлинику к невропатологу. Лечился медика-ментозно, но четвертый семестр не сдал: «появилась неуверенность в себе, тоскливое настроение». Подучил академический отпуск. Поехал домой в другой город, где «работал физически» и чувствовал себя хорошо. По приезде в Москву «с дрожью переступил порог общежития, появились трудности общения с деканатом, худые мысли об отчислении, сон пропал, голова трещала, раздражали преуспевающие студенты, товарищи по комнате». Обратился за психотерапевтической помощью.

Соматический статус. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. В легких – везикулярное дыхание. Сердце – границы в норме, тоны ритмичны, несколько приглушены, живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируются. Симптом Пастернацкого отрицательный.

Неврологический статус. Зрачки одинаковой формы, реакция на свет живая. Сухожильные рефлексы равномерно оживлены, патологических нет.

Психический статус. Сознание ясное, ориентировка во времени и в пространстве не нарушена. Во время беседы с врачом сидит с опущенной головой, не может ясно выразить свои мысли, описать свое состояние.

Бредовые идеи не высказывает, галлюцинации отрицает. Отмечает, что бывают приступы равнодушия ко всему, неудовлетворенности собой, тогда не находит себе места, раздражается на окружающих.

Динамическое наблюдение. После комплексного лечения медикаментами с применением психогигиенических бесед, аутогенной тренировки, дидактических занятий в группе по «технике умственного труда» стал живым, активным, работоспособным, улучшились данные экспериментально-психологических исследований, показатели памяти, корректурной пробы. Жалоб не предъявляет, интересуется выпиской, высказывает реальные планы на будущее.

При сборе катамнеза через один год – самочувствие удовлетворительное, учебных задолженностей нет. Катамнез через пять лет – работоспособен, жалоб нет.

Анализ причин невротических и пограничных состояний, а также явления умственного и эмоционального переутомления указывают на связь их с неумелой организацией умственного труда, с отсутствием «техники личной работы» (Г.Х. Попов) с нарушением элементарных норм психогигиены.

Хронометрические и клинические исследования показали, что суммарная учебная нагрузка студентов, достигающая 12-15 часов в сутки и сопровождаемая нарушением режима питания, сокращением продолжительности сна и отдыха, вызывает неблагополучные сдвиги в организме, характеризующиеся вначале утомлением, а затем невротическими и пограничными психическими состояниями.

Нарушения гигиены умственного труда влекут за собой злоупотребление курением и подверженность бытовому пьянству.

При обследовании студентов из числа обратившихся за психогигиенической помощью оказалось, что 38% учащихся не имеют плановости в работе, 24% не организовывают перерывов в умственном труде, 12% не отдыхают в воскресенье, 43% спят по шесть часов и менее, а 49% нарушают ритм сна и бодрствования, предпочитая ночные бдения для работы; 23% курят и 24% выпивают.

Для контроля мы обследовали группу лиц, считающих себя здоровыми. По сравнению со студентами, самостоятельно обращавшимися за психогигиенической помощью, у них значительно менее высок процент нарушения общей и психической гигиены.

Подавляющее большинство студентов, нарушающих организацию умственного труда, это акцентуированные лица, преимущественно импульсивного и ригидного типа, а также психопатизированные студенты.

Психопаты преобладали и среди отчисленных за учебную неуспеваемость.

Приведем пример.

Леонид Е-н, III курс, 21 год. Музыкальный факультет.

Диагноз: психопатия возбудимого круга. Декомпенсация.

Из анамнеза известно: наследственность не отягощена, рос и развивался правильно. Родители живут в Белоруссии. Брат (22 года) учится в институте. Отец по характеру стеничный, настойчивый, властный. Мать – мягкая, «жалостливая», любит детей. По характеру больной своенравен, взрывчатый, прямолинейный, «любит правду», может конфликтовать из-за этого. Друзей не имеет, считает, что «этого делать не нужно, и можно обойтись без них». Подробно сообщает о конфликтах в течение трех лет периода жизни в институтском общежитии. Однажды был активным участником в драке. Были месяцы, когда еженощно нашего больного будил сокурсник по комнате, который приходил спать домой в 2-3 часа ночи. После пробуждения долго не мог заснуть. Утром просыпался с головной болью, не было чувства физического отдыха после сна. Успеваемость была удовлетворительной. Заявляет: «давно прошли уже сумбурные, нереальные мечты о студенческой поре жизни, наступило разочарование». С первого курса института сожалеет, что поступил в этот вуз и провел в нем три года. В настоящее время имеет массу задолженностей и, по-видимому, к весенней сессии допущен не будет. Стоит вопрос о его исключении из института. Поступает на стационарное лечение впервые, согласно решению деканата.

Соматическое состояние при поступлении: правильного телосложения, достаточного питания. Сердце – тоны чистые, давление 135/90. По органам – без особенностей.

Неврологически – без патологии.

Психически: эмоционально неустойчив, взрывчат, груб, резок в ответах. Не желает говорить о своих взглядах на определенные жизненные проблемы, говорит, что имеет «собственную теорию, систему», не соответствующую той, которой придерживаются окружающие. В момент беседы на вопросы врача отвечает намеками, неясно, с подтекстом. Смотрит мимо беседующего, неадекватно хихикает.

Циничен, неадекватен в поведении и эмоциях. Высокомерен, категорически отказывается от лечения, просит дать ему свободный режим «по его понятиям», бывать там, где ему хочется. После соответствующей беседы больному в таком режиме отказано. Направлен на амбулаторное наблюдение в медпункте института.

Динамическое наблюдение. В деканате вел себя раздраженно, жаловался в министерство. Однако вскоре был исключен из института.

Если возбудимые психопаты плохо корригировались, то акцентуированные лица иного, например, импрессивного типа и астенические психопаты лучше поддавались психотерапевтическому воздействию. Отмечалось улучшение после применения психогигиенического режима и аутогенной тренировки.

Приведем пример.

Борис К-ов. Ш курс. 24 года, вокалист.

Диагноз: психопатия шизоидного круга.

Жалобы: вялость, апатия, пониженный фон настроения, скованность, чувство робости, стеснительность, трудно сосредоточиться. Общая слабость, вялость, неуверенность в себе и своих силах, повышенное чувство мнительности, «толчея мыслей», немотивированная тревога.

Из анамнеза: родился в срок, рос и развивался правильно. 8 школу пошел в семь лет, успеваемость была хорошая. С десятого класса занимался дополнительно физикой и математикой. Увлекался точными науками. Школу окончил с медалью. С третьего раза поступил в институт, учился хорошо.

По характеру в детские годы отличался настойчивостью, правдивостью, честностью, старательностью, некоторой замкнутостью, недоступностью, избирательным общением, чаще любил бывать один. В период каникул, будучи дома, с матерью и отцом особенно ничем не делился. Имея близких товарищей, был недостаточно откровенен с ними. Летом направлялся работать разнорабочим в дорожно-строительном управлении. Домой приходил уставшим, помногу спал. Всегда держался несколько обособленно, с трудом сходился с товарищами, часто размышляя по поводу каждой сказанной фразы.

В прошлом отмечается воспаление легких, двусторонний гнойный отит, от которого длительно лечился в физиопроцедурном кабинете, у лор-врача. За последние годы было около шести раз обострение отита, периодически отмечает обострение ринита.

В период обучения в институте, проживания в общежитии мнительность, сомнения еще больше усиливались, с трудом сходился с девушками, с товарищами по комнате. Боится вступить в разговор с товарищами, так как опасается выглядеть глупым, никчемным, безрассудным. Только пение еще компенсирует: «когда пою, чувствую себя человеком». В последнее время обострилось состояние стеснительности, раздражительности, «умственная жвачка» усилилась. Обратился за врачебной помощью и был направлен в отделение неврозов.

Объективно: правильного телосложения. По органам – без особенностей.

Неврологическое состояние: очаговой симптоматики нет. Сухожильные рефлексы живые, патологические не вызываются.

Клинические анализы – без особенностей.

Психическое состояние: активной психотической симптоматики в форме бреда и-галлюцинаций не выявляется. Отмечает особенности своего характера, свойственные с детства: мнительность, скованность, неуверенность, трудности в общении с окружающими, опасение первому начать разговор, оказаться неловким, глупым, никчемным. Имеется тревога о будущем. Обеспокоен тем, что не может сдать зачеты, что наступает экзаменационная сессия. Говорит несколько монотонным, однообразным голосом. Проявляет некоторый интерес к методикам лечения. Суицидальных мыслей нет. Расстройства мышления не обнаруживает.

Лечение: помимо медикаментозного симптоматического лечения проводилась психофизическая гимнастика, аутогенная тренировка, групповая психотерапия.

Динамическое наблюдение. В процессе лечения окреп физически, настроение несколько нормализовалось, сон улучшился, реже появлялись сомнения, копание в себе. Стал более спокоен, хотя неуверенность по-прежнему остается. Строит более конкретные планы.

Бреда, расстройства восприятия нет. Хочет продолжить учебу. Рекомендован режим труда и отдыха, наблюдение в психодиспансере по месту жительства.

После академического отпуска приступил к занятиям. Сдал сессию на отлично, но жалобы периодически предъявляет. Обратился с просьбой посещать сеансы поддерживающей психотерапии. Проводилась аутогенная тренировка и разъяснительные беседы.

Катамнез через десять лет. Компенсировался после женитьбы. Учится в заочной аспирантуре. Продолжает заниматься аутогенной тренировкой и психофизической гимнастикой. Реадаптация полная.

Помимо уточнения патогенеза и стадийности, выявлены некоторые клинические особенности неврозов у лиц, занимающихся умственным трудом. Например, отмечается, что профессиональные занятия умственным трудом приводят к стертому течению истерии, к высокому развитию интеллекта, способствующему благоприятной динамике неврозов и последующей реадаптации студентов.

Особенностью патогенеза и клинической картины неврозов у студентов являлось определенное звучание умственно-эмоциональной напряженности, связанной с учебным процессом, влекущей утомляемость, трудность сосредоточения и усвоения учебного материала.

Профессиональные занятия умственным трудом приводили к высокому развитию интеллекта, повышающему компенсаторные возможности организма и обеспечивающему большую эффективность психотерапевтического воздействия. У эмоционально неустойчивых отмечалось протрагированное течение и в случае наслаивания переживаний наблюдался ряд переходов от нормальной психофизиологической реакции до тяжелых форм затяжных невротических состояний.

          Ведущее значение в происхождении невротических и психопатических декомпенсаций у студентов имеют особенности личности и психотравмирующие ситуации. Лишь отчасти в клинике нозологически определенных расстройств, каковыми являются неврозы, имеется патогенетическая связь с учебной тематикой, ибо сама по себе умственная и творческая деятельность студентов не является болезнетворной. Она приобретает такие свойства лишь при психогенном (как правило, конфликтргенном) разрешении жизненных и учебно-профессиональных ситуаций, имеющих патогенное значение в силу нарушенной при неврозах и психопатиях системы значимых отношений личности.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!