Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Дошкольное образовательное учреждение как институт социализации ребенка»

/ Педагогика
Контрольная,  20 страниц


Работа похожей тематики


Повышение укомплектованности ДОУ, его посещаемости

 

Состояние системы.

Повышение укомплектованности детских садов является главным условием повышения экономической эффективности деятельности системы дошкольного образования, а значит, обеспечения ее жизнестойкости. В настоящее время затраты на коммунальные услуги занимают от 50 до 60% общих затрат. А это значит, что если мы не укомплектовываем детский сад полностью, стоимость затрат в расчете на одного ребенка в этом ДОУ значительно возрастает, что в свою очередь означает нерациональное использование бюджетных средств системы, снижение жизнестойкости самой системы. Вместе с тем динамику развития процесса укомплектования никто серьезно не изучает. Следовательно, процесс этот остается неуправляемым.

Разрушает систему образования и факт относительно низкого процента посещаемости детей дошкольного учреждения. В этом случае, как и в случае низкой укомплектованности детского сада детьми, рациональность использования бюджетных средств резко падает, фактически мы начинаем отапливать и освещать пустые стены.

Большой проблемой детских садов России является очень высокий процент пропусков посещения детского сада по причинам, не связанным с заболеванием. Это свидетельствует о низком статусе детского сада как ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО учреждения. Обращаю внимание читателя на то, что в школе, престиж которой именно как образовательного учреждения высок, таких пропусков практически не наблюдается. Именно поэтому, если мы поставим задачу системе образования снизить число пропусков нам необходимо повысить статус ДОУ как образовательного учреждения.

Рассмотрим основные механизмы управления процессами комплектования, процессами повышения посещаемости, снижения заболеваемости детей в ДОУ России. Для этого проанализируем основные документы Министерства образования РФ, посвященные решению данного вопроса. Документ министерства «О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения» и письмо от 07.06.94 № 58-М. В этом письме констатируется факт массовых нарушений прав детей при приеме в ДОУ: «Дошкольные образовательные учреждения не в полной мере обеспечивают принцип равных возможностей выбора родителями (лицами их заменяющими) дошкольного образовательного учреждения. Практикуется отбор детей из высоко обеспеченных семей, нарастает тенденция зачисления их на основе тестирования. В отдельных случаях допускается отсев детей, не освоивших дошкольные образовательные программы...» Однако ниже этот же документ провозглашает следующее: «В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32, п. 2 «о») дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно формировать контингент воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе образовательного учреждения и законом». Таким образом, мы при анализе ситуации должны проанализировать также и «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677. Во-первых, в п. 2 этого положения говорится о том, что «Типовое положение выполняет функцию примерного». А это означает возможное его изменения. Кроме того, в этом документе в разделе «Комплектование дошкольного образовательного учреждения» говорится: «Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем». Таким образом, хотя проанализированное нами выше письмо Министерства образования и поднимает важную проблему, констатирует факты нарушения прав детей при поступлении в ДОУ, однако конкретных механизмов преодоления этого явления не разрабатывает, фактически предлагая решать вопросы комплектования детского сада учредителям и самому дошкольному учреждению.Теперь рассмотрим, как в письме министерства объясняется роль органов управления образованием в деле укомплектования ДОУ детьми. В данном документе ниже мы читаем: «Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей (лиц, их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивают удовлетворение их образовательных потребностей, исходя из имеющихся условий». Мы видим, что определяя функции управления образованием в решении данного вопроса, министерство практически не разработало систему защиты детей. Органам образования даже не предписывается исполнения контрольных функций за этими процессами. Они просто должны «создать банк данных» и ПРИ НАЛИЧИИ СВОБОДНЫХ МЕСТ проинформировать о них родителей. Кроме того, они обязаны обеспечивать «удовлетворение их потребностей, исходя из имеющихся условий...» То есть, если в наличии свободных мест в выбранном дошкольном учреждении нет и если нет мест вообще в любом учреждении, родителю на законных основаниях откажут в предоставлении места его ребенку в ДОУ (и это «решение проблемы общедоступности» на практике!). Причем налоги, из которых и далее будет финансироваться система общественного образования, он будет продолжать выплачивать. И никто, в соответствии с этим документом, не спросит, сколько детских дошкольных учреждений в этом районе или городе было закрыто, когда создавались эти «имеющиеся условия». Никто также не определил, как формируется «банк данных» о наличии свободных мест. Приведу конкретный пример. В процессе проведения нами мониторинга расходования средств был констатирован факт, что в самых престижных ДОУ процент укомплектованности составлял не более 98%. Это свидетельствует о том, что этот процесс не регулируется на уровне районных управлений образования, а решается спонтанно, на основе данных ДОУ.

Теперь рассмотрим, в соответствии с какими документами происходит укомплектование ДОУ в России. В документе «О механизме обеспечения доступности для граждан услуг детских дошкольных учреждений в условиях приватизации и банкротства предприятий, сохранения объема предоставляемых услуг при передаче ведомственных детских дошкольных учреждений в муниципальную собственность» дается «Перечень нормативов, действующих в системе образования». В п.2.1 данного документа определены

«Нормативы числа мест в дошкольных учреждениях» (утверждены приказом Министерства образования РФ от 22.04.94 № 110). Нормативы числа мест в дошкольном учреждении рассчитываются по нормативам, определенным данным документом в соответствии с количеством групп в нем. Данный документ определяет количество мест в достаточно широком диапазоне: разница между минимальным и максимальным количеством как минимум в два раза. Рассмотрим для примера нормативы ДОУ для здоровых детей с числом групп от 1 до 10. Примечательно, что минимально допустимая комплектация групп в ДОУ с наличием в нем 1 и 4 групп -это 10 и чуть более детей. А в ДОУ с 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – менее 10 человек. Максимальная наполняемость детьми составляет для всех ДОУ 20 человек.

Однако для практической деятельности детских садов России данные нормативы или не имели вообще никакого значения, или были просто вредны для детского сада, так как:

■ анализ документов Министерства образования не позволил нам определить, какую меру ответственности влечет нарушение этих нормативов;

■ законодательно закрепленная возможность комплектовать ДОУ с такой большой разницей (от менее чем 10 человек в группе до 20) стимулировало огромную разницу в финансировании детских садов из кармана налогоплательщика. Следствие этого – появление элитных ДОУ, в которых элитные условия финансируются из кармана налогоплательщика. Законное уменьшение количества детей в ДОУ в два и более раза влечет за собой и увеличение затрат в расчете на одного ребенка на коммунальные услуги тоже более чем в два раза, затрат на зарплату и на начисления на зарплату и т.д.;

■ различные ссылки на изменение комплектования ДОУ в соответствии с имеющимися возможностями, с решениями учредителя практически нейтрализуют эти нормативы. Если мы проанализируем ситуацию, сложившуюся на сегодня в системе дошкольного образования России, то увидим наличие двух крайностей: переполненные детские сады (не взирая на нормативы) и комфортные учреждения, где сами «нормативы» другие, да еще ДОУ регулярно не доукомплектовывается, благодаря дисфункциям управляющих подсистем образования;

■ большие затраты на содержание детей в элитных образовательных учреждениях существенно увеличивают общие затраты на ДОУ в районе, что стимулирует повышение родительской платы и, как следствие, «вымывание» значительной части клиентов из детского сада.

Необходимо констатировать, что мы не сумели обнаружить ни одного документа, пытающегося хоть как-то влиять на процесс увеличения посещаемости, несмотря на то, что существует официальная статистика, фиксирующая уровень посещаемости детьми различных ДОУ (в масштабах района). Данная статистика помещается в ежегодных статистических сборниках, например «Показатели работы детских дошкольных учреждений». Однако, документов, отражающих динамику этих процессов, тем более документов их регулирующих, мы не обнаружили. Беседы с руководителями системы управления дошкольным образованием позволили констатировать слабое владение этой информацией. Это еще раз доказывает неуправляемость этих процессов в системе дошкольного образования.

Таким образом, проанализировав документы, мы можем констатировать полное отсутствие управленческих воздействий на проблему даже на уровне сбора и обработки достоверной информации о динамике развития проблемы. Результатом низкой управляемости системы в данном вопросе стали характерные для Такого положения показатели: существуют районы, в которых эти показатели очень низки. Это, в основном сельские районы. Однако существует ряд районов, где этот показатель очень высок. Это районы, где очень активно прошел процесс закрытия детских садов. В этих районах, при видимости благополучия, положение дел еще более плачевное.

Выработка стратегии решения вопроса:

1. При выработке стратегии необходимо учитывать, что данный показатель успешности функционирования системы дошкольного образования будет рассматриваться как основной и отслеживаться будет на каждом уровне системы общественного дошкольного образования.

2. При выработке стратегии также необходимо четко определиться, что показателем успешности будет служить не просто показатель высокой укомплектованности, а его соотношение с реальным количеством функционирующих ДОУ, с количеством закрытых ДОУ в районе, а также с показателем возможностей полного укомплектования детских садов (соотношение пустующих мест в ДОУ и наличия детей в районе, пока не посещающих ДОУ по разным причинам).

3. Показатель посещаемости также будет рассматриваться не столь однозначно. В нем будут рассматриваться причины пропусков. Если пропуски детского сада по болезни будут рассматриваться как серьезные причины, то высокий процент «пропусков по другим причинам» будет рассматриваться как факт прямой дисфункции дошкольного образовательного учреждения и всей системы дошкольного образования.

4. В выработке стратегии решения вопроса снижения заболеваемости необходимо помнить о неоспоримом приоритете профилактики заболеваний детей.

5. Следующим основным положением при выработке стратегии развития системы дошкольного образования является положение о неукоснительном выполнении всех санитарно-гигиенических норм при организации функционирования системы.

Диагностика динамики развития проблемы.

В связи с необычайной важностью этого показателя для определения состояния всей системы образования анализ динамики развития этого вопроса будет глубоко анализироваться на всех уровнях системы общественного дошкольного образования. Рассмотрим это подробнее.

На уровне микросистемы.

В деятельности заведующей детского сада отслеживание динамики этого процесса играет большую роль. Причем, если основная деятельность по укомплектованию ДОУ, как правило, заканчивается в сентябре, то деятельность по анализу посещаемости и заболеваемости продолжается в течение всего года.

Сама периодичность рассматривания данного вопроса руководителем должна напрямую зависеть от реального состояния дел. Так, например, при отсутствии всплесков заболеваемости возможно еженедельное рассмотрение вопроса. Однако если зафиксировано увеличение случаев заболеваемости детей, даже незначительное, это требует более частого, возможно ежедневного, тщательного анализа.

Большое внимание руководитель должен уделять каждому случаю непосещения ДОУ без уважительных на то причин. Каждый случай рассматривается с воспитателем. Это делается для того, чтобы позднее соответствующая разъяснительная работа проводилась с родителем: о том, что пропущены важные занятия для ребенка, что теперь ему надо «догонять» детей, а значит усиливать нагрузку на него, что каждый день пропуска ребенком детского сада на самом деле повышает реальную стоимость содержания ребенка в образовательном учреждении, что может в конечном счете повысить родительскую плату и т.д.

Опыт показал, что в нормально функционирующем ДОУ для оперативного отслеживания этих процессов достаточно проведения следующей работы руководителя. Проводятся еженедельные пятиминутки при заведующей ДОУ. На них присутствуют: старшая медицинская сестра, методист, завхоз. На пятиминутке старшая медсестра докладывает о динамике заболеваемости (это если не было существенного всплеска в течение одного дня, тогда проблема решается оперативно, в тот же день).

Далее всем присутствующим предлагается высказать свои предположения о причинах повышения заболеваемости в отдельных группах, о мерах по корректировке их деятельности. На этой оперативке могут быть даны конкретные задания конкретным работникам, которые фиксируются в специальной тетради. Последующая оперативка начинается именно с анализа выполнения этих заданий.

На уровне системы образования среднего уровня (на уровне районных отделов управления образованием).

На этом уровне достаточно собирать и анализировать информацию один раз в месяц. Информация может быть собрана и обработана по следующей методике.

Ежемесячный анализ этих данных поможет своевременно корректировать деятельность подведомственных ДОУ, а значит, поможет реально улучшить эти показатели.

На уровне макросистемы образования (уровень областного управления образованием).

Учитывая исключительную важность этого показателя для функционирования системы, данную информацию необходимо анализировать не реже одного раза в квартал. Данные для такого анализа могут быть собраны методом приведенных выше форм.

Для удобства анализа информация в каждой ячейке таблицы может быть представлена на двух уровнях. Сверху даются цифры, отражающие необходимые показатели за предыдущий квартал, снизу – за текущий. Это даст возможность наглядно наблюдать динамику процесса. Однако анализ только средних показателей по району для адекватной оценки деятельности ДОУ явно недостаточен. Для уточнения данных полезно получить информацию о двух ДОУ, в которых наиболее низкие показатели, и о двух с более высокими показателями по району. Информация может быть представлена в указанной выше форме. Причем данные по ДОУ, возможно, потребует детального собеседования со специалистом по дошкольному образованию районного масштаба и даже, если это необходимо, с заведующей детским садом. В случае, если данный ДОУ в течение длительного срока не улучшает показатели, становится необходимой разработка плана совместной работы с руководителем ДОУ.

На уровне макросистемы (на уровне Министерства образования).

На этом уровне управления может быть достаточен ежегодный анализ данных.

Методика сбора и обработки данных может быть такая, какая описана нами в главе 2, параграфе 1, в разработанной нами системе мониторинга. Конечно, данные, полученные в результате описанного ниже мониторинга должны уточняться, выявляться причины тех или иных результатов, должны приниматься те или иные управленческие решения и так далее.

           Кроме того, на этом уровне должны быть созданы различные нормативные документы, регулирующие эти отношения в системе образования.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!