Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Толерантность как фактор профессионального нестарения учителя»

/ Педагогика
Контрольная,  15 страниц


Работа похожей тематики


Компоненты толерантности

 

Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понять основные психологические составляющие толерантности (эмпатия, коммуникативная толерантность, принятие себя и принятие других), которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.

Эмпатия аккумулирует в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другой человек, и является выражением психологического принятия.

Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, требовательны, прибегают к неоправданным наказаниям, склонны к морализированию. Эмпатия отражает уровень эмоциональной зрелости, профессионализма представителей профессий типа «человек-человек», к которым относятся и учителя.

Процесс эмпатического принятия другого подразумевает смещение акцента с непосредственной эмоциональной реакции на понимание другого человека через воображаемое перевоплощение, вхождение в его роль, временное проживание его состояния, чувствительность к непрерывно происходящим в нем изменениям. Понимаемый таким образом процесс уже не является только эмоциональным, поскольку предполагает осмысление ситуации. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающих. Рациональное проявляется в сопричастности, во внимании к другому, в наблюдательности, восприятии его свойств и состояний. Поэтому можно отметить, что развитие эмпатии – ведущий признак и преимущество толерантного человека.

Хроника ВОВ. Немецких пленных ведут по улицам Москвы. В длинной колонне люди в грязной, изорванной одежде, раненые. Они идут с поникшей головой. Среди них встречаются очень молодые, почти дети, есть старики. Позади едут поливальные машины, смывающие с улиц их следы.

На тротуарах стоят толпы людей, переживших боль и страдание, испытавших чувство злобы, неприязни и ненависти. Многие из них плачут. Наверное, они вспоминают пережитое, утрату близких. Но на улицах стоит тишина, нет ни криков, ни проклятий в адрес немецких пленных.

Одна из женщин выходит из людской толпы и подходит к пленным. Из-под пиджака она вынимает горбушку хлеба и протягивает немецкому подростку. Стыд и удивление, недоверие и благодарность отразились на лицах пленных. Они, не имеющие возможности остановиться, оборачиваются и долго провожают взглядом женщину, сумевшую понять их и простить.

Коммуникативная толерантность как черта человека собирательна: в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что, на наш взгляд, является значимым для педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений.

Коммуникативная толерантность заметна в тех случаях, когда человек не видит ярких различий между собой и партнером либо не испытывает негативных эмоций по поводу этих различий. К ней, на наш взгляд, относятся:

• понимание и принятие различия интересов, потребностей и ценностей других людей. Принятие достоинств разнообразия признаков, отличающих людей друг от друга. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь;

• отказ от монополии на знание истины. Мнение, отличное от моего, не всегда ошибочно;

• развитие человека посредством продуктивного преодоления, разрешения и выхода из внутреннего или внешнего конфликта. Конфликт – это нормальное явление, его надо уметь разрешать конструктивно;

• ситуативное реагирование «здесь и сейчас». Легко быть толерантным теоретически («до» или «после»), сложнее проявлять толерантные качества в ситуации незапланированного непосредственного общения;

• ответственность личности за процесс и результат собственных жизненных выборов и проявлений себя в общении с другими;

• активность в процессе взаимодействия. Умение услышать и понять не только себя, свое мнение, а желания, взгляды и позиции другого человека.

Развитие толерантности начинается с общения, и в нем же она находит свою реализацию. В процессе общения происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами, вжиться в его мир.

Контакты между людьми порождаются потребностями в совместной деятельности и включают обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание других на основе сопереживания и взаимного обмена эмоциями. В этом случае толерантность выступает в виде эмоционально-чувственных переживаний.

Поскольку в общение включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом, приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Осознание себя через другого важно с позиций формирования толерантности, поскольку толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Восприятие другого тесно связано с уровнем собственного самосознания. Эта связь носит двоякий характер: богатство представлений о самом себе определяет богатство представлений и о другом человеке, но вместе с тем, чем полнее раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе.

В основе восприятия других людей лежат определенные психологические механизмы, которые зависят от степени и длительности общения. Так, в процессе восприятия ранее незнакомого человека происходит отнесение его к определенной социальной группе и приписывание ему качеств, свойственных представителям данной группы в целом. Помимо этого на данный процесс оказывают влияние такие факторы, как превосходство (при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру, мы оцениваем его более положительно и по многим другим параметрам, чем в случае, если бы он был нам равен); привлекательность (внешне привлекательные люди обычно воспринимаются более интересными, умными, успешными и т.д.); отношение к нам (люди, которые, с нашей точки зрения, хорошо к нам относятся, оцениваются выше тех, кто относится к нам плохо).

На процесс социального восприятия и осознания себя через другого в процессе межличностного взаимодействия помимо эмпатии оказывают влияние механизмы идентификации и рефлексии.

В качестве объекта рефлексии могут выступать: и отражение мира, и размышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, и свое личное сознание.

В течение жизни, общаясь с разными людьми в личном и профессиональном планах, человек расширяет и обогащает собственные представления и суждения о самом себе, делая их более многогранными. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек сам по себе, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Формирование собственного образа приводит к возникновению ощущения себя, а закрепление описания самого себя по различным оценкам, полученным в свой адрес от других, выстраивает некое обобщенное представление, заключающееся в углубленном понимании собственной уникальности и ценности. Возможность утверждения и укрепления себя зависит от качества контактов с другими людьми: у людей, находящихся в благоприятных отношениях друг с другом, усиливается это чувство. Расхождение собственного образа с оценками окружающих может сыграть как негативную, так и важную позитивную роль в жизни человека, стать стимулом к изменению поведения, способа мышления и, таким образом, способствовать развитию человека. Тормозом в этом процессе является отграничение себя от восприятия оценок окружающих.

На развитие коммуникативных процессов влияет также самооценка общающихся, которая является своего рода регулятором поведения.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. От нее зависит степень критичности человека, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что влияет на процесс общения с другими, эффективность деятельности и процесс дальнейшего развития. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, выбором степени трудности целей. Расхождение между притязаниями (то, на что человек претендует) и реальными возможностями приводит к искажению в оценивании себя, поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность. Деформация самооценки может происходить в сторону занижения или завышения. И в том и другом случае это негативно сказывается на установлении продуктивных контактов с окружающими.

Синонимами негативной Я-концепции становятся негативное отношение к себе, непринятие себя, ощущение своей неполноценности. Существует глубинная зависимость между положительной Я-концепцией и успешностью самореализации, а также негативной Я-концепцией и недостаточной реализацией своих потенциальных возможностей.

Таким образом, обращение к процессу самопознания в ситуации общения может стать продуктивным стимулом для развития качеств, необходимых толерантной личности, способной позитивно реагировать, принимать и изменять собственные оценки, суждения и установки, а также понимать и принимать особенности других людей.

Однако собственный образ характеризуется мерой гармонии и устойчивости (инерционности), а, как известно, устойчивость – одно из наиболее охраняемых качеств человека, при угрозе нарушения которой автоматически включаются защитные механизмы. Благодаря осознанию своей индивидуальности человек стремится защитить ее от угрозы нивелирования. Поэтому из совокупности внешней информации человек выбирает только ту, которая согласуется с его картиной себя и мира, не разрушая и не внося существенного разлада в душевную жизнь. Информация, факты отбираются и упорядочиваются в соответствии с личными ценностями и установками человека. А поскольку факт – это лишь интерпретация события, то мерой объективности восприятия служит система ценностей. Внутренняя цензура осуществляет фильтрацию поступающей информации под углом зрения ценностей, интересов, идеалов.

Познавая действительность, человек так или иначе выражает свое отношение к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления радуют его, другие – печалят, третьи – возмущают. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоциональные реакции человека проявляются в аффектах, собственно эмоциях, чувствах, настроениях, стрессе, фрустрации.

Возникновение эмоций (положительных или отрицательных) можно объяснить соотношением количества информации, которой располагает человек и которую он допускает, и поступающей новой информацией. Эмоции можно рассматривать как обобщенную оценку ситуации.

Отрицательные эмоции, в частности эмоция страха, возникают в результате получения неприятной информации при условии, что человек располагает недостаточным количеством сведений, необходимых для защиты, и являются следствием несовпадения полученной информации с исходной. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть.

Что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной или избыточной информации, особенно тогда, когда она оказалась лучше ожидаемой. То есть позитивные эмоции являются результатом совпадения или превышения полученной информации по сравнению с ожидаемой. Если занизить уровень ожиданий, то возникают более положительные эмоции.

Ученик написал контрольную работу и осознает, что он был недостаточно подготовлен к ней и поэтому не смог решить всех заданий, а в правильности тех, которые сделал, сомневается. Это необходимая информация. Если он получает за контрольную работу отметку 2 (полученная информация), это не вызовет сильных отрицательных эмоций, поскольку человек уже сориентирован на это. Если за ту же работу он получил тройку или даже четверку, то начинают преобладать позитивные эмоции. И наоборот, если ученику кажется (то есть он не обладает необходимой объективной информацией), что он сделал работу хорошо, однако получил «2», то возникают резко отрицательные эмоции.

Таким образом, изначальное допущение возможностей разных ситуаций дает ту необходимую информацию, которая создает эмоционально безопасный фон для человека. Принятие новой информации может проходить без сильных внутренних противоречий для психики человека и без прибегания к защитам в том случае, если человек допускает свободу разнообразия и обладает широким аспектом допущения вариантов нового, то есть характеризуется наличием толерантных ценностей. Чем больше допущений человек имеет, тем психологически комфортнее он себя ощущает. Следовательно, толерантность служит мерой гармонии человека.

Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. М., 2003


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!