Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Толерантность и педагогическое творчество»

/ Педагогика
Контрольная,  8 страниц


Работа похожей тематики


Философия толерантности

 

Мы нередко в повседневном общении говорим: отнесись к этому философски; целую философию развел; философское спокойствие; кончай философию, давай о деле; философский камень. Прежде чем раскрыть философский аспект, давайте решим для себя несколько вопросов. С кем легче жить, общаться и работать: с толерантным человеком или агрессивным, пассивным? Хотим ли мы увеличения толерантных людей в мире, обществе, семье? Если мы выбрали толерантность, встает другой вопрос: как увеличить количество толерантных людей в нашем обществе? А может, большинство людей уже толерантны? И в чем отличие толерантного человека от нетолерантного? Попробуем с помощью философского осмысления дать ответы на поставленные вопросы и наметить пути развития толерантности.

Философия выступает средством понимания себя и другого, способом видеть мир и размышлять о нем. Определением философской позиции человека в ситуациях повседневного бытового и делового общения служит способ реагирования на конкретное событие. В поведении выделяются пассивные и активные способы реагирования. Пассивные состоят в ограничении действий и общения, отказе от диалога в процессе общения, понимания и принятия других людей, разрушении связей с социальными группами, уходе от деятельности и др., которые являются основой возникновения разнообразных психологических проблем в жизни человека. Для активных способов типичны проявления: 1) непримиримости и навязывания своей точки зрения, 2) терпимости к ряду воздействий, исходящих от других людей, 3) принятия иных взглядов и поиска взаимопонимания. Первые два активных способа подразумевают монологическое воздействие, и лишь последний свидетельствует о возможности выхода на общение, ситуацию диалога и дальнейшего сотрудничества (однако его реализацию мы видим достаточно редко). Третий способ характерен для толерантной личности и является одним из отличий ее от реакций нетолерантного человека.

Система взглядов толерантного человека опирается на диалогический принцип. Ненасильственный и толерантный мотив создает условие для восприятия другого как субъекта взаимодействия, как равноправного, достойного и самостоятельного собеседника, как личность, обладающую собственными потребностями, мотивами, ценностями и отношениями. Диалог как способ общения, введенный еще Сократом, использовался в качестве метода получения и расширения знаний о мире, других людях и, прежде всего, о себе, поскольку процесс самопознания осуществляется на основе постоянного соотнесения себя с другими. Он чаще всего носит спонтанный, непредсказуемый характер и служит формой связи людей, предполагающей уникальность, принципиальное равенство партнеров и ориентацию каждого на взаимопонимание. В процессе обобщения иных взглядов происходит переход к философскому осмыслению действительности и формированию собственного отношения и позиции.

На наш взгляд, отличие нетолерантного человека от толерантного состоит в том, что для первого характерно проявление доминирующего поведения или уход в пассивность при конфликтных, стрессовых ситуациях, поскольку человек не готов к ее принятию и выдает стереотипное поведение. Толерантный – принимает изначально вариативность событий и человеческих поступков, что не вызывает внутреннего напряжения и необходимости защищаться от них, поэтому его поведенческий репертуар достаточно многопланов.

Даже считая себя толерантным, можно вспомнить свои ощущения и желания в конфликтах на работе, в семье, общественном транспорте и понять, что нам всем далеко еще до идеала толерантности, но это не мешает к нему стремиться.

В программе «Времечко» проводился опрос по проблеме терпимости. Телезрителям была предоставлена возможность выбора одной из двух позиций. Вопрос: есть ли люди, которых Вам не жалко? 1. Да, есть. 2. Нет.

Результаты показали, что из 559 звонков 421 голос отдан первой позиции, в то время как вторую выбрали только 88 респондентов. Делая погрешность на субъективность, можно констатировать, тем не менее, высокую степень агрессивности общества.

Сегодня средства массовой информации, новости, документальные и художественные фильмы, передачи воздействуют негативно, в изобилии констатируются насилие в мире и нашем обществе, терроризм, военные события, криминализация, катастрофы, экологические катаклизмы, фашистские проявления и многое другое, при этом доля позитива значительно снижена. Все это приводит к возникновению напряженности, росту агрессии и нетерпимости в обществе, особенно сказывающихся на формировании психологических установок подрастающего поколения.

Нельзя допустить адаптации и привыкания к агрессии. Люди устали от постоянного напряжения. Возникла потребность в новой философии безопасности, основой которой станут толерантные принципы, базирующиеся не на силе, а на гармонии интересов, проявлениях нравственности и духовности. Развитие толерантных отношений становится в связи с этим одной из актуальных задач современного мира.

Концепция толерантности предполагает наличие двух направлений ее развития: во-первых, через формирование мотивационных отношений в период воспитания человека, во-вторых, путем целенаправленного, осознанного изменения ценностных ориентации взрослых людей, что представляется достаточно затруднительным, поскольку усвоенные и принятые нормы и ценности незначительно поддаются коррекции путем обучения или самообучения. Нужна сильная внешняя поддержка (со стороны психолога) или стресс, чтобы началось движение в сторону толерантности. То, что в детстве легко, органично и просто, в зрелом возрасте проходит сложно и требует больших усилий.

Следовательно, на систему образования, а конкретно на педагогов ложится большая нагрузка по построению новых отношений в обществе. Только толерантный учитель может способствовать становлению толерантности учеников. Но для этого необходимо, прежде всего, совершенствовать толерантность самих учителей и преподавателей, воспитателей дошкольных учреждений.

Исследования показали, что для отдельных педагогических работников характерны: использование себя в качестве эталона при оценке других; категоричность и консерватизм в оценках людей; стремление переделать и перевоспитать партнеров по общению; проявление нетерпимости к физическому виду или психическому состоянию другого; неумение приспосабливаться к людям, проявляя гибкость, непринятие агрессии и др. (в анонимном исследовании приняли участие 736 учителей и педагогов образовательных учреждений России). Представленная характеристика далека от толерантности.

Поскольку в процессе обучающего взаимодействия ведущая, управленческая роль принадлежит учителю, то именно его философская позиция и определяет стиль и характер совместной деятельности, влияет на развивающий толерантный эффект. Авторитарная позиция приводит к навязыванию ученикам и, как правило, не только им, своего видения, понимания различного рода ценностей, подавляет любое проявление инакомыслия. Идет подмена взаимодействия педагогическим воздействием, что приводит к появлению отрицательных эмоций у учеников, а путем обратной связи и у самого учителя.

Можно выделить два диаметрально противоположных философских подхода к проблеме развития. К первой концепции относятся взгляды Аристотеля и его последователей, которые считали, что развитию подлежат только объективно положительные черты и свойства, морально приемлемые способности и потребности человека, которые составляют его сущность. Такой подход лишает человека личностной целостности, поскольку никто не состоит из одних достоинств, и отрицает право на авторство своей жизни. Противоположный подход, родоначальником которого был Сократ, основывается на субъективности изучения человеческой природы. Человек является таким, какой он есть и каким он сделает себя сам, не чем иным, как проектом самого себя. Он существует лишь настолько, насколько он сам себя осуществляет.

Подходы не новы, но тем не менее мы упорно пытаемся разделить личность на хорошее и плохое, не принимая человека целостным, стараемся педагогическими средствами подавить отрицательное в человеке (и как нам иногда кажется, это у нас получается успешно, на основе использования выработанных стереотипных технологий, не требующих особых творческих усилий), а вот с актуализацией позитивного в другом человеке дело обстоит много сложнее. В тот момент, когда мы видим отрицательные проявления человека в его действиях, словах, поступках и высказываем в той или иной форме свое «правильное» отношение, мы тем самым заостряем на этом внимание. В данном случае происходит апелляция именно к негативу человека, который закрывается, прекращая общение. Чем сильнее мы будем переубеждать другого или подчеркивать недостатки, тем сильнее человек будет защищать себя. И это нормально.

Если мы видим и подчеркиваем позитивное в другом, его настороженность и ожидание угрозы исчезают, предоставляя возможность развитию истинных, глубинных душевных сил. В этом состоянии человек направлен в сторону продолжения общения, к диалогу и конструктивной беседе.

Таким образом, находясь в ситуации непрекращающегося человеческого общения, люди непрерывно и постоянно создают, иногда сами того не подозревая, либо нетерпимые отношения, либо толерантные. Пространство взаимодействия организуется определенным образом, окрашивается в разные цвета (от теплых и спокойных до холодных и вызывающих).

Раскрасим мир красками толерантности!

Современная философия трактует развитие как процесс самоорганизации. Познанием общих закономерностей и принципов, раскрытием универсальных механизмов процесса самоорганизации сложных систем, как природных, так и человекомерных, занимается новое философское направление – синергетика. Эффект самоорганизации заключается в спонтанном образовании упорядоченных структур в неупорядоченных системах, самоорганизующаяся система способна изменять внутреннюю структуру и способы поведения.

Синергетическая концепция определяет тенденцию к совместному, коллективному, нравственному воспитанию и обучению с «мы-ориентацией» на основе взаимосвязи личной судьбы со множеством других судеб, сосуществования друг с другом, с природой, проявления уважения к себе и другим, к любым формам жизни в окружающей среде. При этом становятся невозможными проявления ярко выраженного «болезненного» индивидуализма, линейности мышления и взаимодействия, служащих оправданием нетерпимости. Синергетическая концепция образования близка идеям философии толерантности.

С позиции синергетики система образования представляется открытой, нелинейной, вариативной системой с множественными подходами и альтернативными путями развития, обеспечивающей удовлетворение потребности в деятельности ее участников. Принципы синергетики имеют много пересечений с принципами толерантности и включают:

взаимную активность участников взаимодействия;

открытость системы, постоянный обмен энергией, идеями, информацией с окружающей средой;

диалогичность, способность к взаимообогащающему и плодотворному общению, умение обратиться к внутреннему миру другого и мотивам его поведения;

свободу выбора – идея нелинейности развития подразумевает многовариантность, альтернативность, возможность выбора;

удовлетворенность деятельностью и общением участников взаимодействия.

Осуществление толерантного общения может проходить лишь в ситуации открытой позиции людей, которая свидетельствует об отказе от собственной непогрешимости, позволяет передавать личный опыт восприятия и переживания окружающим, в то время как закрытая позиция характеризуется обезличенной, сугубо ролевой, социально одобряемой манерой поведения, отсутствием собственных суждений, сомнений, переживаний, нежеланием поделиться с другими опытом и профессиональными наработками.

Как происходит развитие человека? Путей не так много, но они многомерны: через деятельность, общение и самосознание при постоянном расширении диапазона социального опыта.

Невозможно исчерпывающе спланировать ход развития другого человека, нельзя извне навязать направления и пути, а также предусмотреть создание всех условий для позитивного проявления толерантной активности человека. Необходимо понять, как ненавязчиво способствовать его собственным тенденциям и внутренним движущим силам развития.

Занимаясь той или иной деятельностью, человек стремится реализовать себя и добиться лучших результатов. Если опыт толерантности поможет ему получить их, то в дальнейшем человек не захочет отказаться от него. Полученные результаты от деятельности (самореализации) вызывают эмоционально-позитивное состояние и потребность в дальнейшем ее творческом продолжении.

Развитию толерантных отношений в общении и деятельности способствуют гуманизация и продуктивное сотрудничество на основе комфортной интеллектуальной и эмоциональной обстановки, атмосферы психологической поддержки. Процедура обучения, способ связи людей (ученика и учителя) представляет собой нелинейную ситуацию открытого диалога, прямой и обратной связи, ситуацию пробуждения потенциальных сил, активности и взаимообогащения его участников, ориентацию на процесс саморазвития, который выступает своеобразным аккумулированием себя, накоплением в себе энергии, умений, навыков, способностей.

Взаимодействуя с социальным окружением, человек осуществляет постоянные выборы, ориентируясь в том числе и на выбор окружения, в наибольшей степени способствующий продуктивности и удовлетворенности процессом деятельности. Делая тот или иной выбор, мы всегда останавливаемся на более удачном для себя варианте, позволяющем реализовать личные устремления, достичь поставленных целей на основе представлений о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем.

Настоящее состояние человека определяется не только прошлым опытом, но и строится, формируется исходя из ожидаемого или предполагаемого будущего, при этом явные, осознанные, и скрытые, подсознательные, установки определяют его сегодняшнее поведение. Человек становится центром самоорганизации. Он сохраняет содержание пройденного жизненного пути в виде социального опыта, влияющего на степень развития личности и выступающего как предпосылка к дальнейшей реализации, и проектирует себя в направлении будущего.

Люди чаще всего осмысливают окружающий мир и проявляют себя в нем закрепленными типовыми способами. В такой «рациональный» набор средств входят стереотипы и привычки, приобретенные, накопленные и усвоенные в течение длительного времени. Чем больше проявляются стереотипы, тем меньше опыта получает человек. Однородность людей и их проявлений создает ситуацию отсутствия отклонений, лишая поступления новой информации как основы развития поведенческого репертуара. Выравнивание людей вместо простора разнообразия и несхожести тормозит процесс развития. Однако может произойти нечто, что спровоцирует ситуацию появления стимула для их актуализации, когда начинает действовать цепочка когнитивных (познавательных) процессов и ассоциаций.

Человек становится более адекватным, когда прислушивается к самому себе, когда позволяет себе быть тем, что он есть.

Это лишь частный пример того, как и что может служить стимулом к самоизменению. Вариантов достаточно много, но необходимо помнить, что взрослый человек способен к переоценке себя и перестройке собственного поведения лишь в ситуации сильного стресса, когда вдруг становятся мелкими, не значимыми для него привычные взгляды и позиции.

Следует заметить, что для проектирования себя необходимо определенное сочетание внутренних стимулов и внешних условий развития. Наличие идеальных условий, изобилие и достаток не всегда способствуют активности самодвижения. Развитие может происходить в самых экстремальных, неблагоприятных внешних условиях. Причем влияние внешних условий и внутренних побуждений меняется с возрастом. В начале жизни внешние условия доминируют, предопределяют и формируют внутренние состояния. Если нет позитивных условий для развития душевных качеств, если пустить все на самотек, в душе ребенка вырастут не прекрасные цветы, а сорняки. Чем старше становится человек, тем большую роль приобретают приоритеты внутренние: активности, саморазвития, личной ответственности.

Каждый человек проходит ряд ступеней развития: начиная с уровня зависимости от других к самостоятельности и независимости до уровня взаимозависимости. Причем взрослый может остановиться на первом уровне, испытывая настороженность, страх, отсутствие защищенности по отношению к миру, как ребенок. Второй уровень характеризуется самостоятельностью человека, его способностью отвечать за себя, но в то же время ориентацией на себя, проявлением эгоцентризма. Лишь третий уровень представляется нам уровнем толерантных отношений. Взаимозависимость означает, что человек ориентирован не только на себя, но и на других людей, что все взаимосвязано, что мы не можем быть оторваны от окружающих, что мир един. Наше поведение, намерения и действия отражаются и сказываются на других, провоцируя появление определенных ситуаций, чувств, мыслей. Поэтому для толерантного человека характерна ответственная оценка собственного влияния на развитие происходящих процессов и отношений между достаточно близкими и случайными людьми, а также способность к урегулированию и приведению их к спокойному и позитивному состоянию.

Вопрос о движущих силах развития человека и необходимости создания определенных условий, способствующих ему, однозначно еще не решен. Учителя же, сидящие сами за партами, часто бескомпромиссно демонстрируют собственные знания, компетентность в вопросах развития и воспитания. Они однозначно знают, что и как правильно делать, понимают все и вся. Если мы все понимаем, то почему об этом не свидетельствуют наше поведение, отношения, реакции, проводимые уроки? Часто слышатся типовые отговорки педагогов на нехватку учебных часов, жалобы на «не тех» учеников, малую оплату труда и прочие внешние факторы. Внешние, а где же внутренние?

Долгое время проблема самосовершенствования педагога не имела нынешнего размаха, поскольку в силу определенного стереотипа учителя считали непогрешимым образцом и не сомневались в его компетентности. Шла подмена педагогического развития плановым повышением квалификации, что в зависимости от объективных или субъективных причин носило формальный характер.

С гуманистической позиции толерантное развитие предполагает, во-первых, безусловно-позитивное отношение к человеку, основанное на видении в каждом положительной сущности, заложенной в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, во-вторых, условно-позитивное, которое исходит из того, что человек обретает истинную сущность в результате самосозидания, при этом позитивная реализация не гарантированна, а является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека. Суть воспитательной поддержки развития личности состоит в первом случае в помощи раскрытия потенциала, во втором – в помощи в выборе направлений движения.

В процессе толерантного развития и реализации толерантных отношений через адаптацию и самоорганизацию существенная роль принадлежит обратным связям. Если их нет, то отсутствуют регуляция и управление процессом развития. Наличие обратной связи предполагает два варианта движения: по принципу «черного ящика», когда обратная связь, а следовательно, и регуляция процесса осуществляются только с учетом конечного результата, процесс его достижения не осознается, и по принципу «белого (прозрачного) ящика», где обратная связь несет сведения о самом процессе получения результата.

Философское значение обратных связей представляет собой процесс управления несколькими уровнями:

простейший уровень (самосохранение) – человек выдает непосредственные реакции на внешнее воздействие;

промежуточный уровень (уровень сохранения устойчивости) заключается в изменении характера внешнего воздействия;

уровень самоорганизации (развития) предполагает изменение не столько внешнего воздействия, сколько самого себя путем накопления информации, опыта, знаний, которые синтезируются в определенные структуры, повышая уровень организации, активности и развития, а как следствие происходит изменение способа реагирования субъекта на воздействия извне.

Воздействие окружающей среды на систему (человека) приводит к активной адаптации к новым, изменившимся условиям, к накоплению полезной для себя информации, повышению упорядоченности и уровня своей организации. Чем более разнообразны внешние воздействия, чем больше они содержат отклонений от типовых, тем больше накапливается знаний, средств и способов для управления и развития. Следовательно, источником развития являются как внутренние противоречия самой системы (человека), так и внешние воздействия окружающей среды на систему, которая открыта для взаимодействия. В этой связи этническое, социальное, религиозное, политическое, психологическое многообразие людей, плюрализм мнений, разнообразие позиций, точек зрения, вариантов поведения являются условиями для развития человека, общества и мира.

Сущность процесса развития заключается в целенаправленном накоплении информации с последующим ее упорядочением, структурированием и использованием. А устойчивость и обучение представляют две формы коммуникативного поведения.

В педагогическом взаимодействии выделяется субъект управления (учитель), согласующий и организующий действия других людей, и объект-субъект (ученик), на который распространяются эти действия и помыслы. В случае, когда другой человек воспринимается как объект, действует авторитарная, доминирующая позиция, не предусматривающая обратных связей и процесса развития. Цель данной стратегии состоит в том, чтобы поддерживать стабильное состояние, не допуская выхода его за определенные пределы. Отношения, развивающиеся в сторону «субъектности», в результате чего возникают субъект-субъектные отношения, на которых и строится современная парадигма образования, включают механизм действия обратной связи, предусматривающий развитие и самоизменение субъектов общения и системы отношений между ними.

Таким образом, в процессе выстраивания продуктивных взаимоотношений человека с самим собой и окружающей действительностью происходит накопление индивидуального опыта и развитие личностных умений, связанных с самореализацией личности (ориентация на себя), и умений, обеспечивающих эффективную взаимосвязь с другими людьми (ориентация на других).

Выводы:

1.У каждого человека существуют свои ценности, определяющие его философскую позицию, понять которую можно путем наблюдения за способом реагирования человека на те или иные жизненные ситуации. Не придавайте большого значения правильным словам, поскольку они не всегда соответствуют истинной сущности человека.

2.Толерантного человека отличает принятие многомерности жизни, разнообразия поведения и проявления людей, а также терпение, понимание и диалог.

3.Пути развития толерантности включают два направления: социальное воспитание (семья, дошкольные учреждения, школа, профессиональное образование) и систему изменения взрослых, происходящую по двум вариантам: целенаправленно, при затрате усилий самого человека и действий со стороны других людей, и непроизвольно, без специальной направленной активности человека, в результате воздействия на человека сильной эмоциональной, стрессовой ситуации.

4.Позиция педагога формирует позицию учащихся. Только толерантный учитель может способствовать развитию толерантности учеников.

5.Для установления толерантных отношений следует принимать человека целостным, со всеми плюсами и минусами, а в ситуации взаимодействия обращаться к позитиву.

6 Принципы толерантности тесно связаны с принципами синергетики и включают: активность, открытость, диалогичность, свободу выбора, удовлетворенность деятельностью.

7.Развитие толерантности происходит в процессе деятельности (творческой), общения и самосознания.

8.Особенностью толерантного общения является система обратных связей и субъект-субъектных отношений.

Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. М., 2003. С. 18…


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!