Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Общественное дошкольное воспитание и начальная школа в Ирландии»

/ Педагогика
Контрольная,  4 страниц


Работа похожей тематики


Обеспечение общедоступности ДОУ средствами разработки новых образовательных услуг

 

Необходимость разработки новых услуг возникает в двух случаях: когда руководитель, решив расширить свой целевой рынок, должен максимально адаптироваться к запросам новой, нетрадиционной для данного ДОУ группе клиентов и когда руководитель, стремясь повысить жизнестойкость своего дошкольного учреждения, создает новые, более качественные услуги своим традиционным клиентам, повышая тем самым престиж ДОУ. В первом случае заведующая ДОУ должна хорошо знать своих потенциальных клиентов. Описанию возможной методики их изучения мы посвятили предыдущий раздел. Наши маркетинговые исследования показали, что в процентном отношении потенциальные клиенты распределились следующим образом:

21 процент – родители, отказавшиеся от услуг ДОУ из-за слабого здоровья детей;

30 процентов – из-за высокой оплаты за детский сад;

5 процентов – из-за низкого качества работы ДОУ (сюда же мы включали респондентов, для которых обучение в детском саду вообще не имело никакого значения);

2 процента – из-за плохой адаптации ребенка к условиям общественного дошкольного воспитания (ребенок не желает ходить в детский сад);

42 процента – из-за того, что в семье есть неработающие взрослые.

Рассмотрим возможности привлечения всех этих групп клиентов в систему общественного дошкольного образования.

Привлечение в детский сад детей с ослабленным здоровьем (21 %). Эта группа потенциальных клиентов самая сложная. Во-первых, потому, что есть значительная часть детей, для которых пребывание детей в коллективе вообще противопоказано. Для этой группы детей становится возможной только одна услуга – это услуга домашнего воспитателя (проект разработки этой услуги представлен нами в бизнес-плане – в приложении). Здесь мы считаем нужным подчеркнуть, что правильная, рациональная организация этой услуги может сделать ее в два раза дешевле, чем традиционные услуги системы общественного дошкольного воспитания. В то же время привлечение этой группы детей в систему общественного дошкольного воспитания, несомненно, повысит ее жизнестойкость, т.к. сегодняшний кризис системы общественного дошкольного воспитания определен именно недостатком в системе клиентов.

Другая сложность разработки этой ниши рынка заключается в том, что различные заболевания детей, которые могут посещать массовый ДОУ, требуют различной организации их жизни и лечения. Причем состояние здоровья детей необходимо стабилизировать: они не должны наносить ущерб здоровью других детей в связи со своим заболеванием. Поэтому возникают сложности комплектования детей в соответствии с их состоянием здоровья. Родители стремятся устроить ребенка в ближайший детский сад, и бывает трудно удовлетворить эти две потребности (водить ребенка в ближайший детский сад и одновременно лечить его от его болезни). Третья сложность заключается в том, что специфика, определяемая болезнями детей, требует очень тесных контактов в работе с врачами. Это помогает держать под постоянным вниманием динамику здоровья каждого ребенка, вести регулярную и профессиональную работу по поддержанию здоровья детей. Именно поэтому работа по привлечению этих детей в детское дошкольное учреждение должна начинаться с договоренности о совместной работе с ближайшими детскими лечебными учреждениями. Хорошо налаженные контакты помогут не только укомплектовать детский сад квалифицированными медицинскими кадрами, но и дадут возможность получить от лечебного учреждения необходимое оборудование. Например, на время лечения детей будет возможен выезд в детский сад стоматологического кабинета. Причем медицинские работники могут быть полезны уже на этапе изучения спроса, так как основную информацию о болезнях детей мы получаем именно от них.

Привлекая в ДОУ детей с различными хроническими заболеваниями, важно помнить, что посещать ДОУ эти дети могут лишь в стадии ремиссии болезни, то есть, когда болезнь не обострена. В обычных ДОУ, в тесном контакте с врачами возможно проведение профилактического лечения различными травами. Подробные рекомендации по организации этой работы даны в Информационном письме Главного управления охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РФ «Основные направления использования фитотерапевтических мероприятий в детских организованных коллективах» от 23.07.92 № 22-02-02/334. Следуя этим рекомендациям, возможно организовать работу с детьми, болеющими различными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, страдающими различными аллергиями, болезнями органов дыхания и т.д.

Несомненно, организация групп для болеющих детей требует больших капиталовложений, например, для покупки оборудования. Поэтому попытка привлечения в ДОУ этих детей должна быть поддержана руководством. Однако существуют такие заболевания, которые не требуют применения сложного оборудования непосредственно в ДОУ. Например, организация в обычном детском саду специального питания для детей с различными аллергиями. Так, в ДОУ № 118 г. Ульяновска уже в 1982 году практиковалась работа по организации питания детей с аллергией. Причем эти дети даже не выделялись в отдельную группу, они посещали обычную группу, но руководитель ДОУ Л.И. Несова организовала работу кухни так, что продукты, представляющие опасность для детей-аллергиков исключались из их рациона и заменялись другими продуктами.

К сожалению, этот вопрос пока мало изучен, и руководители ДОУ, привлекая таких детей в детский сад, вынуждены сами искать пути решения многих возникающих при этом проблем. Однако кризис системы дошкольного образования, связанный с хроническим недостатком детского контингента в ДОУ, диктует свои условия, и, значит, эти проблемы будут решаться в различных детских садах.

Учитывая, что наше пособие адресовано руководителям массового ДОУ, мы не будем останавливаться на описании возможности открытия специализированных ДОУ (для детей с ослабленным интеллектом, для слабослышащих детей и т.д.). Однако и в обычном ДОУ есть возможности содержания детей с ослабленным здоровьем.

Родители, вынужденные отказаться от услуг детского сада – это родители детей из малообеспеченных семей (31%). Сам факт недоступности детского сада для значительной части населения является грубым нарушением статьи 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей всем гражданам общедоступное и бесплатное образование, в том числе и дошкольное. Следует отметить, что создание возможностей посещения ДОУ для этой группы населения является не только эффективным средством социальной защиты этих детей, но и эффективным средством повышения жизнестойкости самой системы образования, так как поможет стимулировать приток клиентов в детский сад.

В последнее время широко рекламируются возможности открытия в дошкольных учреждениях групп с кратковременным пребыванием детей в ДОУ. Казалось бы, создание таких групп решит многие проблемы ДОУ, и главное, сделает доступным детский сад для тех, кому нечем за него платить. Рассмотрим эту новую форму с позиции маркетинга. Кто станет пользоваться этой услугой? Рассмотрим каждый сегмент этого рынка. Первая группа – семьи с малым доходом – вряд ли будет пользоваться этой услугой, так как главной проблемы – чем накормить детей – эта форма не решает. Не решает она и проблемы присмотра за детьми, так как на время пребывания ребенка в саду (на 1–3 часа) работы не найдешь, а вот времени затратишь много (необходимо привести ребенка, потом забрать строго без опозданий). Кроме того, надо добраться до детского сада на каком-либо транспорте, а это в условиях Ульяновска в течение месяца выльется в сумму 80 рублей. Любой родитель легко сосчитает, что проще доплатить еще 40 рублей и водить ребенка в детский сад со стандартными услугами, находящийся во дворе. Кроме того, опросы показывают, что в семьях, где остро стоит проблема простого прокорма детей, почти не задумываются о необходимости дошкольного образования.

Вторая группа – семьи со средним достатком – тоже вряд ли станет клиентом детского сада с такими услугами. Во-первых, потому, что эти семьи могут позволить себе заплатить за детский сад 120 рублей и получать стандартную услугу, тем более что в современном детском саду никто не заставляет полностью отбывать положенное время. Запросив услуги ДОУ кратковременного пребывания, родители непременно столкнутся с неудобствами, связанными с необходимостью забирать детей вовремя. Следовательно, одним из главных условий пользования этими услугами является наличие неработающего взрослого, который сможет сначала отвести ребенка, затем относительно недлительное время быть свободным и потом забрать его из детского сада. Таким образом, из представителей среднего класса потенциальными клиентами станут лишь те, кто принципиально не желает пользоваться услугами обычного ДОУ. Однако, думается, что эта немногочисленная группа сократится за счет родителей, которые смогут решить проблему подготовки детей или временного присмотра за ними самостоятельно. Поэтому и эта группа населения не даст большого притока детей в ДОУ с кратковременным пребыванием.

Третья группа – семьи с большим доходом вообще могут стать клиентами лишь в случае глубокой разработки услуги с вложением в нее значительных средств. Например, создание детской группы по типу элитного клуба для взрослых для организации общения детей и их развлечения.

Таким образом, данная образовательная услуга имеет право на существование, однако следует помнить, что ниша рынка у этой услуги достаточно узка, а эта услуга крайне дорога. Поэтому необходимо продумать экономические аспекты организации данной услуги. А именно, для того чтобы она была экономически эффективна, придется использовать помещения детского сада вторично, например, занимая помещения группы во время утренней прогулки основного контингента детей или добиться про-ве-дения занятий трех групп в разное время (первая с 8 до 10; вторая с 10 до 12; третья с 15 до 17 часов). Возможна и организация, описанная нами в бизнес-плане.

Рассмотрим теперь другие, более эффективные способы расширения целевого рынка. Один из самых эффективных способов решения проблем малоимущих семей – это найти пути погашения за них родительской платы. Причем эту проблему можно решать как изыскивая непосредственные возможности ее погашения за родителей, так и путем снижения общих затрат на детей, но с условием, что эта экономия будет направлена именно на погашение этих средств. Обращаем внимание читателя на то, что описанные нами ниже подходы часто не решают проблемы изменения самой услуги. Услуги, оказываемые детским садом, часто те же, однако, благодаря адаптивной деятельности руководителя, эти услуги становятся востребованными.

Одним из самых эффективных средств привлечения детей из малоимущих семей в детский сад является организация оплаты услуг детского сада средствами детских пособий. Решение проблемы таким образом соответствует интересам сразу всех сторон. Со стороны родителей: существуют сложности оформления и получения этого пособия. Несмотря на то, что в последнее время проблема выплаты пособий как-то нормализуется, существуют перебои с выплатой, а в случае с опозданием предоставления справок родители могут его лишиться. В случае организации оплаты за детский сад детскими пособиями документы оформляются непосредственно в детском саду и регулярно. Кроме того, учитывая, что стоимость родительской платы в сельской местности часто примерно равна сумме детского пособия, за детский сад дополнительно уже ничего не надо платить. Ребенок в течение месяца сыт, ухожен, обучен. Со стороны администрации детского сада – детский сад наполняется детьми, а значит повышается его жизнестойкость, исчезает угроза закрытия. Со стороны администрации города, поселка, села: в случае задержки оплаты администрация практически не может выгнать ребенка из детского сада, тем более что неуплата часто определяется задержкой зарплаты родителей. В этом случае ребенка кормить начинает полностью бюджет.

Разрешив проблему погашения родительской платы средствами пособий, глава администрации не только решает проблему, чем накормить детей, но и проблему погашения детских пособий. В Ульяновской области существует целый ряд районов, в которых данная проблема решена и благодаря ей сохранена система дошкольного образования в селах и поселках.

При организации такой оплаты за услуги детского сада возникали и сложности. Например, в городе Инза служба социальной защиты предлагала не наличные деньги в качестве детских пособий, а предоставляла возможность получения продуктов на эту сумму в специальном социальном магазине. Сама постановка вопроса получения продуктов в виде родительской платы не противоречит интересам детского сада, так как детский сад тратит родительские средства именно на закупку необходимых продуктов. Однако мы столкнулись с проблемой крайне низкого ассортимента продуктов в этом магазине.

Проблема могла решиться только так: или добиться выделения средств наличными деньгами, или добиваться необходимого ассортимента продуктов в социальном магазине. Однако в одном из детских садов эта проблема была решена достаточно оригинально. Заведующая, изучив ассортимент, определила необходимые ей продукты и отказалась от получения этих продуктов у других поставщиков, а так как детей, оплачивающих услуги детского сада пособиями, оказалось не так много, то, получая, например, муку на весь детский сад, она погасила задолженность за этих детей полностью.

Еще один способ погашения родительской платы – привлечение средств благотворительности. Так, например, в детском саду № 3 г. Инза Ульяновской области заведующая Елизавета Николаевна Чернышева, с целью сохранения своего ДОУ широко применяет привлечение спонсорских денег на погашение родительской платы. В ее детском саду разница между суммой родительской платы и суммой детского пособия, перечисляемого на счет детского сада, погашается для 9 детей страховой фирмой «Ульяновск-АСКО». Кроме того, привлекаются для этих целей единовременные взносы частных предпринимателей и предприятий. В частности в благотворительности принимает активное участие фабрика нетканых материалов. Кроме того, с данной фабрикой существует договор о том, что даже в случае задержки зарплаты сотрудникам фабрики средства на оплату детского сада перечисляются с фабрики без задержек. Это привело к тому, что необходимое для нормального функционирования ДОУ количество детей было сохранено, а значит и детский сад тоже.

Достаточно большое количество детских садов, особенно в сельской местности, решает вопрос погашения родительской платы натуральными продуктами. Этот опыт широко распространен в Ульяновской области, например в Чердаклинском районе. Родители детей, нуждающихся в ДОУ, в условиях села получают крайне низкую заработную плату, часто – натуральными продуктами, кроме того, имея свой огород, подсобное хозяйство, они имеют излишки так необходимых ДОУ продуктов. Найдя общность интересов в данном вопросе, заведующая организовала оплату за ДОУ натуральными продуктами. Причем некоторые продукты не требовали особой процедуры установления их качества, например, выращенная в огороде морковь. В этом случае, по договоренности с администрацией села, составлялся акт покупки этих продуктов у родителя, вырученные средства погашали задолженность за детский сад. Если же продукты требовали специального контроля качества, вопросы согласовывались с санитарными службами. Например, имелись случаи получения от населения молока, санэпидстанция проверяла его и давала специальный документ, гарантирующий качество продукта. Кроме того, уже в ДОУ молоко подвергалось термической обработке. Конечно, этот опыт приемлем в основном для сельских ДОУ, но нельзя не отметить, что такой подход помог сохранить необходимое количество детей в ДОУ, а значит, помог ему выжить.

Опыт выживания ДОУ в условиях жесткого дефицита бюджетных средств подсказал руководителям ДОУ и еще один путь. Например, в Старокулаткинском районе некоторые детские сады для удешевления затрат на содержание ДОУ сознательно пошли на выращивание сотрудниками и родителями на огороде детского сада овощей и фруктов.

Данный опыт можно оценивать по-разному, например, есть повод возмутиться неприкрытой эксплуатацией сотрудников ДОУ, в обязанности которых не входит выращивание овощей, однако одно неоспоримо: данный опыт спас реальный детский сад от закрытия, и значит, он оправдан (конечно, при правильной его организации). Как мы уже отмечали выше, существует еще один достаточно эффективный способ снижения родительской платы – снижение реальных затрат на содержание каждого ребенка. Здесь необходимо оговорить важное для успешности решения проблемы условие: чтобы ВСЕ сэкономленные средства были направлены именно на снижение родительской платы. Для того чтобы убедить администрацию в необходимости такого решения, возможно представление ей расчетов повышения эффективности в связи с увеличением количества детей. Подробные расчеты представлены нами в приложении нашего исследования при описании опыта руководителя ДОУ № 3 г. Ульяновска Л.В. Альфонской. Если же такой договоренности достигнуто не было, работу по снижению затрат детскому саду проводить невыгодно, так как достаточно большие затраты ведут к незначительным снижениям платы (если же оплата фиксирована, т.е. не зависит от реальных затрат, смысл такой работы полностью отсутствует). Например, предположим, для простоты расчетов, что затраты на одного ребенка составили1000 руб., а родительская плата составляет 10 процентов – 100 руб. В этом случае, если мы добились экономии в размере 50 рублей на каждого ребенка, но не достигли договоренности о том, что вся экономия пойдет на снижение родительской платы, мы реально получаем снижение платы только на 5 рублей, что является для детского сада невыгодным. А вот если такая договоренность есть (желательно, чтобы она была закреплена документально – договором между администрацией и детским садом), родительская плата будет снижена вдвое, что реально привлечет в детский сад клиентов, которые не могут заплатить 100 рублей, но в состоянии заплатить 50.

Рассмотрим возможные пути снижения реальных затрат на ребенка в детском саду.

Например, реальное снижение затрат на содержание каждого ребенка дает простое увеличение количества детей в ДОУ. Проведем элементарные подсчеты.

Предположим, в ДОУ сейчас по списку 50 детей. Для удобства подсчета предположим, что стоимость содержания каждого ребенка в месяц обходится сейчас в 1000 рублей. Из этой суммы.50% (500 руб.) – затраты на коммунальные услуги, 25% (250 руб.) – затраты на зарплату сотрудников, 25% (250 руб.) – затраты на питание детей. Проследим, как изменятся затраты на коммунальные услуги в расчете на одного ребенка, если ДОУ будет посещать не 50, как раньше, а например 70 детей. Если на каждого ребенка на эти нужды затрачивали 500 рублей, то общие затраты всего ДОУ на эти цели составили 25 000 рублей. Если детский сад будут посещать 70 детей, то на одного ребенка будет затрачено уже 25 000:70=357 рублей. То есть, затраты в расчете на каждого ребенка уменьшились почти на 143 рубля. Такое же сокращение расходов по статьям 1 и 2 (зарплата сотрудников и начисление на зарплату) будет, если мы при этом не изменяем штатное расписание, заполняем ранее неполностью заполненные группы. Общие расходы на 1 и 2 статьи составят в нашем примере: 250 х 50 = 12 500 рублей. Если в ДОУ будет 70 детей, расходы на каждого составят 12 500:70 = 178 рублей. Сокращение произошло почти на 72 рубля. Расходы на питание детей от увеличения количества детей практически не изменятся, так как каждому необходимо обеспечить нормальное питание. Таким образом, реальное сокращение расходов на каждого ребенка в описанном нами случае составит сумму 143 + 72 = 215 рублей. Обращаем внимание читателя на то, что родительская плата в г. Ульяновске составляет сейчас 120 рублей. А простое увеличение количества детей снизило затраты на 215 рублей. А это значит, что при нормированном финансировании детских садов создание бесплатных, социальных ДОУ, для малоимущих вполне реальное дело. Мне могут возразить, что создание таких детских садов с переполненными детьми группами негуманно по отношению к этим детям. Однако напоминаю, что речь сейчас идет о детях, родители которых сейчас не могут позволить себе заплатить за детский сад. То есть нарушается конституционное право этих детей на общедоступное и бесплатное образование, в том числе и дошкольное. Кроме того, родители этих детей, заплатив налоги, оплатили содержание системы дошкольного образования. А теперь подумаем если родители не могут заплатить за ребенка 120 рублей, чтобы они получали регулярное трех-четурехразовое питание в ДОУ, то чем их будут кормить дома? Кто присмотрит за детьми, пока мама на работе? Таким образом, для такого ребенка группа в детском саду, где будет 25~27 детей, это благо, возможность быть сытым, здоровым, обученным. Именно на это обращаю внимание тех руководителей, кто сейчас не может добиться полного укомплектования ДОУ детьми обычными средствами. Эта ниша рынка для вас. В этом спасение вашего ДОУ.

Значительная часть родителей, отказавшихся от услуг детского сада, предпочла ДОУ семейному воспитанию из-за того, что дома постоянно кто-то есть. Или это неработающая мама, или бабушка. По данным нашего опроса, таких семей оказалось 42%. Совершенно очевидно, что для этой группы родителей обучение детей в детском саду и подготовка их к школе не имеют никакого значения. Для них важен фактор обеспечения присмотра за детьми. Для привлечения этого контингента в ДОУ необходимо повышение статуса ДОУ как образовательного учреждения. К этой же группе мы относим и людей, низко оценивающих эффективность обучения детей в ДОУ (5%). Для повышения статуса детского сада как образовательного учреждения необходимо, с одной стороны, повышать качество образовательного процесса, с другой стороны, необходимо научиться рекламировать свой труд, деятельность детского сада, причем важно, чтобы реклама деятельности ДОУ выходила за рамки детских садов, объясняла общественности важность квалифицированной подготовки детей к школе. Кроме того, думается, эффективным в деле повышения статуса ДОУ как образовательного учреждения будет реформирование организации набора детей в школу. Существующая сегодня практика обеспечивает место каждому ребенку в школе по месту его жительства, неза-висимо от уровня подготовки детей (исключение составляют школы с повышенным уровнем программ). Это приводит к тому, что за одной партой оказываются дети, не обучающиеся в дошкольном возрасте, и дети, обучающиеся -в ДОУ в течение 4-5 лет. Именно это положение и приводит к отказу большой части родителей от услуг ДОУ.

Возможным путем повышения количества детей может стать углубленная работа ДОУ с близлежащей, желательно престижной школой. Если программы обучения детей в ДОУ будут оптимально адаптированы к школьным программам, если факт обучения в данном ДОУ гарантирует успешное обучение детей изначально на более высоком уровне, если благодаря этому дети всей группой поступят в один класс (повышенного уровня), то при умело организованной рекламе этих конкретных преимуществ заинтересованность родителей в обучении детей именно в этом ДОУ резко возрастет. Тут необходимо помнить еще о том, что, приводя ребенка в такой детский сад, родителю уже нет необходимости водить ребенка для обучения в платную школу, т.е. реально экономятся время и деньги клиента.

Методика разработки новой образовательной услуги. Методику мы опишем на примере разработки конкретной образовательной услуги «Домашний воспитатель». Как уже было сказано выше, любая новая образовательная услуга разрабатывается на основе проведения маркетингового исследования. В данном случае был проведен опрос родителей, дети которых не посещают детский сад, и было установлено, что значительная часть (около 20 процентов опрошенных и 10 процентов тех, чьи дети сейчас посещают детский сад) хотели бы воспользоваться услугой «Домашний воспитатель». После этого был разработан «Бизнес-план», и как учредитель (основной инвестор) высказал желание помочь с организацией такой услуги, мы преступили к разработке необходимой для организации новой услуги документации. Для данной услуги требовалось разработать:

■ положение о новой образовательной услуге ДОУ «Домашний воспитатель»;

■ должностные характеристики новых, возникших при внедрении услуги должностей;

■ форму примерного договора между администрацией и родителями.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!