Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задачи по римскому праву»

/ Римское право
Контрольная,  5 страниц

Оглавление

По согласию с соседом Гай выстроил на его участке сарай для хранения хозяйственного инвентаря. В течение долгого времени он им пользовался, свободно проходя на участок соседа. По истечении 10 лет наследники соседа не только оспорили это право, ссылаясь на то, что они не позволяли Гаю вторгаться на их участок, но и потребовали сноса сарая, расположенного в непосредственной близости от их участка и закрывающего солнце растениям, расположенным на их участке. Гай попросил защиты в суде. Каково будет судебное решение?

В эпоху Республики Гай продал Луцию собаку, которая на следующий день после продажи и передачи ее покупателю сбежала назад к прежнему хозяину. Каков будет результат обращения Луция за защитой преторского интердикта?

Тит с согласия соседей вселился в пустующий дом Гая, находившегося в длительном отсутствии. Через некоторое время туда прибыл Луций, арендовавший часть хозяйственных построек при доме, и попытался реализовать свое право пользования ими. Тит обратился к претору за интердиктом против нарушения его владения со стороны Луция. Каков будет исход дела?

В 210 г. до Р.Х. претор перегринов, рассматривая спор из деликта между перегрином и римлянином, применил иск с фикцией – предписал судье презюмировать, что перегрин будто бы является римским гражданином.
С какой целью была применена эта юридическая фикция?

Авл Агенрий купил у Нумерия Негидия бочку с вином. Привезя покупку домой, Агерий обнаружил, что в бочке не вино, а винный уксус. Он потребовал расторжения сделки.
Будет ли сделка расторгнута и в каком случае? Если выяснится, что со стороны продавца имела место ошибка, то каким будет решение претора? Как называется такая ошибка? К каким последствиям она может привести?

Список использованной литературы

Источники
1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Отв. ред. Н.А. Крашенниникова. В 2-х тт. Т. 1. Древний мир и средние века / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М., 2003

Литература
2. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник. М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 1999
3. История государства и права: Словарь справочник / Под ред. М.И. Сизикова. М.: Юридическая литература, 1997
4. Новицкий И.Б. Римское право. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание» «ТЕИС», 1998


Работа похожей тематики


Современные теоретические подходы к формированию международного банковского права

Петрова Г.В.
Электронный ресурс, 2010.
Статья отражает некоторые теоретические подходы к осмыслению процесса становления системы норм международно-правового регулирования банковской деятельности. Показаны современные реалии нормотворческой деятельности международных структур по банковскому надзору в целях обеспечения стабильности мировой банковской системы. Освещается объективный и субъективный состав международных банковских правоотношений. Отмечается взаимодействие норм международного банковского права с международным частным правом.
Ключевые слова: международное банковское право, международное частное право, Международный валютный фонд, Базельский комитет по банковскому надзору, система "Базель-II".
The article is devoted to certain theoretical approaches to the formation of the international regulation of the bank sphere. The author shows the rule-making activity of the international organizations for banking supervision to support the stability of the international bank system. Both the objective and the subjective structure of the international bank legal relationships are described. The author also underlines the interaction between the legal regulations of the international bank law and the private international law.
Key words: International bank law, private international law, International Monetary Fund, Basel Committee on Banking Supervision, Basel-II system.
Международное банковское право (МБП) регулирует отношения, объектом которых является международная банковская деятельность. Термин "международная", употребляемый в данном контексте, означает, что банковская деятельность включает "иностранный элемент", т.е. выходит за рамки одного государства, либо осуществляется на территории двух и более государств в той или иной форме (например, оказание трансграничных, банковских услуг, открытие филиала иностранного банка), либо выступает как результат взаимодействия субъектов международно-правового характера (например, создание международной валютной системы, формирование международной валютно-финансовой организации - МБРР, ЕБРР и т.д.).
Международное банковское право представляет собой совокупность действующих и находящихся в стадии становления и развития международных и национальных принципов, норм и обычаев, регулирующих кредитно-расчетные, валютные, инвестиционные, агентские, фондовые, аудиторские, банковские надзорные (координационные) и иные имущественные и неимущественные обязательственные отношения, возникающие из гражданско-правовых сделок, договоров и операций между субъектами международной банковской деятельности.
Основная цель становления МБП - обеспечить единые основы правового регулирования коммерческой банковской деятельности и добросовестного поведения на мировых финансовых рынках многочисленных кредитных и иных финансовых организаций, таких, как коммерческие банки, банковские монополии, трасты, синдикаты, консорциумы, транснациональные корпорации и холдинги.
Предметом регулирования международного банковского права выступают банковские правоотношения, объектом которых является банковская деятельность, осложненная международными, т.е. иностранными, элементами. Иностранный (или международный) элемент в банковских правоотношениях может быть представлен в самых различных формах: 1) филиалом иностранного банка или межгосударственного банка, открытого на территории данного государства, 2) банковской сделкой с иностранным контрагентом; 3) обязательствами национальных банков перед международной валютной системой; 4) договорами центральных банков государств с международными финансовыми организациями; 5) долевым участием национальных банков в транснациональной банковской деятельности.
Субъекты международного банковского права имеют различную юридическую природу, т.е. являются субъектами как международного права (государства, международные межправительственные организации), так и национального права (юридические и физические лица). Один и тот же субъект может стать участником и международно-правовых, и национально-правовых отношений.
Неоднородность субъектов международного банковского права, влекущая возникновение неоднородных по форме банковских правоотношений, в свою очередь, оказывает влияние на специфику применяемых методов правового регулирования данных правоотношений. Такая специфика выражается в своеобразном сочетании организационных и имущественных элементов. Субъекты международного банковского права в одних случаях выполняют организационные функции, а в других - являются непосредственными участниками имущественных отношений.
В мировой практике создаются предпосылки международного банковского права, которые по-разному оцениваются в российской литературе. Н.Ю. Ерпылева определяет международное банковское право как "комплексную отрасль МЧП, объединяющую нормы национального законодательства, международных договоров и обычаев, регулирующую банковские правоотношения международного характера, объектом которых выступает банковская деятельность (организация и функционирование банков, а также порядок совершения ими банковских операций), с помощью материального (субординационного и координационного), а также коллизионно-правового методов" <1>.
--------------------------------
<1> Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право. М.: Дело, 2006.
Международное банковское право регламентирует в комплексе как банковские частноправовые отношения, включающие иностранный элемент (например, создание международной платежной системы SWIFT), так и межгосударственные отношения властного характера (членство, квоты в МВФ и др.).
Отметим, что банковские правоотношения неоднородны по своему характеру. Наиболее наглядно правовое регулирование объектов МЧП в банковской сфере отражено в нормах двусторонних и многосторонних международных межбанковских соглашений (например, соглашений, касающихся режима корреспондентских счетов или совместных действий в борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем). Также они включают нормы банковских обычаев и обыкновений, например международные унифицированные межбанковские правила, касающиеся расчетов в аккредитивной и некоторых других формах, отдельные нормы внутреннего права.
В качестве примера межгосударственных банковских правоотношений можно привести правоотношения, складывающиеся между международной валютно-финансовой организацией и государством-членом по поводу предоставления кредита (кредиты МВФ, МБРР, ЕБРР и т.д.). В качестве примера коммерческих банковских сделок можно привести правоотношения в связи с заключением корреспондентских соглашений между коммерческими банками разных государств; выставлением векселя коммерческим банком одного государства с местом платежа на территории другого государства; выдачей банковской гарантии коммерческим банком иностранному юридическому или физическому лицу.
Примером крупных гражданско-правовых сделок с иностранным элементом могут служить кредитные соглашения между государством и многонациональной банковской организацией, в которых в качестве кредитора выступает "группа банков" различной национальной принадлежности. Именно наличие таких соглашений отличает международное банковское право от других отраслей международного частного права (МЧП), что объясняется спецификой объекта международной банковской деятельности.
Договоры коммерческого страхования финансовых рисков банков на мировых рынках от потенциально возможных кризисов отражают специфику банковского бизнеса и международного банковского права. Большинство государств принимают законы, которые регулируют вопросы обязательного страхования банковских депозитов и вкладов физических лиц, возглавляемых государственными некоммерческими корпорациями по обязательному страхованию финансовых рисков.
Нормы МЧП применяются к банковским сделкам, которые государство совершает или с которыми оно связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. При определении характера сделки принимается во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель. Российская доктрина МЧП не поддерживает "концепцию абсолютного иммунитета государства" и признает "концепцию функционального (относительного) иммунитета государства", если последнее выступает субъектом имущественных отношений частноправового характера, в том числе банковских правоотношений. Данная концепция отличается стремлением рассматривать государство как обычного участника коммерческой сделки, не связанного публично-властными функциями. В этом контексте коммерческая деятельность с участием государства с юридической точки зрения ничем не отличается от коммерческой деятельности любого иного субъекта МЧП.
Вместе с тем при участии государства в отношениях частноправового характера, включая банковские соглашения, его статус и в мировой, и в национальной практике не приравнивается к статусу юридического лица в том смысле, что оно не рассматривается как юридическое лицо особого рода. В этом заключается "особенность" правового положения государства как субъекта международного банковского права по сравнению с правовым положением финансовых организаций. Однако финансовые организации государств (центральные банки, стабилизационные фонды, финансовые корпорации) как субъекты международного банковского права часто выступают в качестве стороны банковских соглашений, принимая то межгосударственную, то национальную форму.
Развитие новых видов банковских операций в международной практике выявило острую необходимость в расширении роли международного "обычая" и "типового соглашения" банковского оборота.
Идет постепенное сближение обычных и договорных моделей межбанковских отношений, при очевидном преображении обычая и его поглощении договором. Международно-правовое регулирование договорных отношений с участием кредитных организаций направлено на снижение роли центральных банков в определении содержания договоров с участием кредитных организаций и увеличение роли "типовых предписаний" международных ассоциаций, "групп", "союзов", "клубов" коммерческих банков, обязательных для сторон, заключающих договор в банковской сфере.
На основе общих подходов к договорно-правовому обеспечению управления рисками в банковской деятельности, выработанных в рамках Базельского комитета по вопросам достаточности капитала в период 1988 - 2009 гг., усиление роли международного банковского регулирования призвано, с одной стороны, защитить интересы банков (в широком смысле), с другой стороны, обеспечить возможность банкам - участникам договорных отношений самим регулировать свои правоотношения, четко и определенно выражая свои намерения в условиях договоров.
В мировой банковской практике идет процесс активного пересмотра утвердившихся позиций в отношении правового регулирования кредитно-расчетных операций. На сегодняшний день банковские правоотношения на территории различных государств в основном регулируются как национальными, так и международными нормами. Утверждение о расширении "прецедентного характера правового регулирования" банковских сделок в англо-американской системе права не соответствует действительности. Вместе с тенденцией восприятия межбанковских операций как "соглашения сторон" в рамках конкретной правовой системы активно развивается и тенденция распространения стандартных форм договоров, разрабатываемых и предлагаемых транснациональными банками.
В различных сферах международной банковской деятельности возникают договоры присоединения, предлагаемые крупными банками, что создает "впечатление упрощения" процесса обеспечения эффективности заключения межбанковского договора. При этом наблюдается тенденция "обособления" норм договорного права от требований банковского надзора, наблюдающего за правопорядком на рынке финансовых услуг.
Правовой статус центральных банков определен в конституции конкретного государства, национальном законе о центральном банке и других правовых актах. Центральный банк современного государства находится вне системы исполнительной власти, является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций на национальном и международных финансовых рынках. Он издает указания, положения и приказы, которые обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, всех физических и юридических лиц.
Система национального и международно-правового регулирования банковской деятельности основана на базовых конституционных, финансовых, гражданско-правовых и международных нормах и принципах, сформировавшихся более чем за вековой период современной истории банковского дела.
Ядром системы МБП являются нормы Статей Соглашения МВФ 1944 г., указывающие на обязательства МВФ по взаимодействию с национальными центральными банками, депозитариями, стабилизационными фондами и резервными системами государств - членов МВФ в целях обеспечения безопасности мировой финансовой системы.
Содержание МБП и его система определяются комплексным характером регулируемых им отношений, отражающих особое влияние публичного правопорядка (национального и международного) на частноправовые, договорные, организационно-правовые отношения, складывающиеся в банковском секторе. Сложились основные институты международного банковского права, составляющие группы "родственных" норм национального и международного уровня (коллизионных, материальных, процедурно-процессуальных), направленных на установление, прекращение и регулирование банковских отношений с иностранным элементом <2>.
--------------------------------
<2> Звеков В.П. Коллизии законов в международном частном праве. М., 2007; Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право. М., 2004; Петрова Г.В. Международное финансовое право. М.: Юрайт, 2009.
Например, коллизионные нормы гражданско-правового регулирования европейских государств о банковских расчетах и кредитовании указывают, право какой страны должно быть применено к данному банковскому отношению, т.е. содержат отсылку к праву какого-либо государства.
Материальные нормы "прямого действия" непосредственно регулируют банковские отношения международного характера. Они содержатся в законах государств о сделках национальных банков с иностранными организациями и других, в унифицированных нормах и принципах международных финансовых организаций о надзоре за банковскими активами и операциями, в уставных документах МВФ, МБРР, МАР и других международных финансовых организаций.
Процедурно-процессуальные нормы направлены на реализацию государствами, международными организациями и частными субъектами МБП мер по обеспечению стабильности мировой банковской системы и включают процессуальные нормы рассмотрения коллизий с иностранными банками, центральными банками, государственными финансовыми и судебными органами.
Базельский процесс совершенствования банковской деятельности идет по линии укрепления стабильности коммерческих банков и банковских групп. Общая направленность Базельского процесса - определение комплекса мер в банковском секторе, которые бы с максимальной отдачей работали на усиление финансовой стабильности в национальных экономиках и на международном уровне.
Исходя из данных направлений преодоления сложившейся кризисной ситуации в деятельности мировых финансовых рынков, Форум финансовой стабильности рекомендовал МВФ, Базельскому комитету по банковскому надзору совместно с международными организациями по страховому надзору, стандартам бухгалтерского учета, аудиту и страхованию, ценным бумагам, а также центральным банкам и органам регулирования финансового сектора в течение 2008 - 2009 гг. разработать систему неотложных мер по смягчению рисков и проведению корректировки рынков, включая подготовку планов действий в непредвиденных ситуациях <3>.
--------------------------------
<3> Базельский комитет по банковскому надзору является комитетом органов банковского надзора, созданным управляющими центральными банками стран Группы десяти (G-10) в 1975 г. В его состав входят высокопоставленные представители органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Комитет обычно заседает в Банке международных расчетов в Базеле, где расположен его постоянно действующий секретариат. Базельский комитет подчиняется Комитету управляющих центральными банками группы десяти стран, заседания которого проходят в Банке международных расчетов (BIS), где важнейшие инициативы Базельского комитета должны быть одобрены и приняты к исполнению. В его состав входят не только представители центральных банков, но и специалисты из многих других организаций. По состоянию на начало 2009 г. в Базельском комитете работают более 500 человек из 55 стран. В 1992 г. были опубликована Минимальные стандарты (Minimal Standards for the supervision of international banking groups and their cross-boarder establishments, 1992), которые были разосланы странам-участницам для одобрения и принятия в качестве национальных стандартов банковской деятельности.
Центральным банкам государств и национальным органам банковского надзора предложено уточнить определения "капитала", "видов банковских сделок", "иностранной кредитной организации", "управления рисками" и обеспечить своевременное внедрение требований Базеля-II относительно расчетов уровня достаточности капитала, обновления параметров и обеспечения адекватности оценки риска, а также учета риска концентрации и колебаний экономического цикла.
Одним из важнейших аспектов совершенствования управления капиталом, ликвидностью и рисками является усиление пруденциального надзора за "внебалансовой" деятельностью банков, их сделками в сфере инвестиционной и посреднической деятельности с ценными бумагами. Необходима и разработка надежной операционной инфраструктуры для внебиржевых деривативов, которая должна предусматривать надлежащее качество правового механизма, обновление документации, расчетов и автоматизацию сделок и операций с финансовыми инновациями.
Форум финансовой стабильности относительно совершенствования пруденциального надзора за банковскими сделками, капиталом, ликвидностью и рисками рекомендовал: 1) усиление требований к капиталу; 2) совершенствование управления ликвидностью; 3) усиление надзора за управлением рисками, включая риски, связанные со "сделками секьюритизации"; 4) наращивание буферных резервов капитализации ликвидности, усиление пруденциального надзора за капиталом, ликвидностью с рисками.
МВФ или Всемирный банк проводят оценку работы национального финансового сектора, полагаясь на основные принципы договорно-правового обеспечения банковской деятельности на международном уровне, разработанные для целей не только банковского надзора, но и надзора за кредитными договорами, договорами о залоге, договорами страхования финансовых рисков, рисков на рынке ценных бумаг и др.
Базельский комитет ведет свою деятельность по обсуждению: 1) сходства и различий методов надзора за сделками банков с иностранными участниками, применяющихся в разных странах; 2) способов устранения различий в сфере государственного регулирования иностранной банковской деятельности на территориях национальных государств; 3) путей улучшения международного сотрудничества в обмене информацией об особенностях договорно-правового регулирования иностранной банковской деятельности, эффективности методик наблюдения за международной банковской сферой; 4) возможности унификации на международном уровне минимальных стандартов адекватности капитала.
Комитет стремится выработать общие нормативно-правовые принципы, которым могли бы следовать при осуществлении сделок, операций и других видов деятельности крупные национальные и транснациональные банки. Результатом его деятельности стал выпуск в 1988 г. так называемого Базельского соглашения (Basel Accord), в котором устанавливалась "система правил" или "свод обычаев", отработанных международной банковской деятельностью для использования банками при взаимодействии друг с другом на практическом уровне. Комитет не имеет и не стремится иметь никаких наднациональных надзорных юридических прав или обязанностей. Он формулирует широкие надзорные стандарты и направляющие рекомендации на основе передового опыта с надеждой, что национальные органы надзора будут предпринимать шаги к их статутному и иному внедрению и детализации в соответствии с национальной спецификой и потребностями.
С середины 1970-х годов, по мере того как международная финансовая система становилась все более интегрированной в глобальных масштабах, коммерческие банки столкнулись с необходимостью решения следующих задач:
1) банковское законодательство различных государств по-разному трансформирует общепринятые нормы договорно-правового регулирования банковского дела, поэтому слишком различны нормы банковского законодательства о международной и транснациональной банковской деятельности;
2) объемы заключаемых банковских сделок не адекватны международным требованиям, предъявляемым к капиталам банков, а некоторые страны позволяли своим банкам работать с высоким "финансовым рычагом", что создавало, с одной стороны, конкурентные преимущества для банков этой страны, а с другой - повышало общий уровень рискованности банковских операций отдельных банков и банковской системы каждой такой страны в целом;
3) возникла необходимость "направить" банковское законодательство разных государств к использованию общих подходов и стандартов в управлении банковскими сделками и связанными с ними банковскими рисками;
4) международно-правовое банковское регулирование должно базироваться на общих началах, когда сделки и операции иностранных банков на национальных рынках должны регулироваться нормами национального банковского законодательства, принятого с учетом международных принципов и стандартов <4>.
--------------------------------
<4> В мае 1983 г. Базельский комитет завершил работу над документом под названием "Принципы надзора за зарубежными образованиями банка" ("Principles for Supervision of Banks Foreign Establishments"), в котором устанавливались принципы разделения ответственности надзора за зарубежными отделениями, филиалами, дочерними банками и совместными предприятиями банков между надзорными органами отечества и принимающей страны. Этот документ - пересмотренная под новые рыночные реалии версия документа 1975 г., известного как "Конкордат" ("Concordat").
Международное банковское право рассматривается как симбиоз национальных и международно-правовых норм, обычаев и принципов. Базельский комитет включает руководителей банковского надзора и центральных банков Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Швейцарии, Швеции. Он разработал правовые основы (принципы) стандартов в вопросах банковского кредитования и контроля за коммерческими банками со стороны центральных банков государств.
Базельский комитет разработал план введения единых стандартов для банков стран-участниц, включающих требования к размеру капитала многонациональных банков и соотношению между капиталом и размером выдаваемых кредитов. Был согласован текст соглашения по стандартам банковских активов, получившего название Базельского соглашения о капиталах банков (Basle Capital Accord), которое стало первым многосторонним соглашением, утвердившим взаимно согласованные стандарты по банковскому капиталу. По Соглашению банки, находящиеся под юрисдикцией стран-участниц, должны соблюдать следующие стандарты (правила):
- банки обязывались поддерживать определенную норму отчисления капитала под банковские риски;
- по обычным кредитным операциям предусматривался обязательный резерв в размере 8% от суммы всех банковских активов;
- были введены понятия "капитал первого уровня" (Tier 1 capital) и "капитал второго уровня" (Tier 2 capital); под первым понимались акционерный капитал и нераспределенная прибыль; под вторым понимался более широкий набор показателей;
- доля капитала первого уровня должна была составлять не менее половины от общей суммы капитала.
В рамках Базельского комитета в 1997 г. был подписан документ "Основные принципы эффективного банковского надзора", которые приняты для обеспечения "здорового экономического климата". В качестве рекомендаций они одобрены Группой десяти (ведущих банков мира) и в последующем получили самое широкое признание. Они используются в качестве руководства к действию центральными банками примерно в 150 странах. ЦБ РФ в 1998 г. также заявил о присоединении к ним. Можно сделать вывод, что началась международная унификация требований к государственному надзору за деятельностью банков и правовому режиму действий самих контрольно-надзорных органов в банковской сфере.
Документ содержит 25 принципов, в соответствии с которыми в целях банковского надзора должны быть обеспечены:
- четкое определение целей и ответственности для каждого органа, вовлеченного в надзор за банками;
- операционная самостоятельность органов банковского надзора и наличие у них достаточных ресурсов для осуществления выполняемых функций;
- полноценное законодательство, регулирующее вопросы банковского надзора, включая процедуры допуска на рынок банковских услуг;
- применение к банкам корректирующих мер в части соблюдения банками требований законодательства и поддержания банков в надлежащем состоянии;
- правовая защита органов банковского надзора и их сотрудников от попыток возложить на них ответственность за результаты действий, предпринятых в рамках нормального осуществления надзорных функций;
- наличие установленных процедур обмена информацией с органами надзора внутри страны и за рубежом, а также защита конфиденциальности информации.
В июле 2002 г. в Базельском комитете было достигнуто принципиальное решение о "корректировке" начиная с 2006 по 2009 г. международных стандартов банковского капитала. При этом предусматривалась большая свобода коммерческих банков в оценках рисков своей деятельности. 8-процентная норма вела к тому, что банки выводили за баланс качественные активы, которые не требовали резервирования, и сохраняли на балансе некачественные активы, подводя под них формальные резервы. В результате ухудшалась структура баланса мировой банковской системы.
Транснациональным банкам предоставляется право самостоятельно оценивать степень рискованности своих проектов и подводить под них резервы из капитала первого уровня. Небольшие банки могут делать это с помощью частных рейтинговых агентств. Тем самым международная банковская система переходит на более тонкие и эффективные механизмы борьбы с финансовыми рисками. Следует отметить процесс секьюритизации банковских капиталов.
Юридическая техника и схемы секьюритизации могут быть очень сложными. Погашение банковских ценных бумаг происходит за счет средств, поступающих в счет погашения кредитов. Благодаря секьюритизации банки увеличивают свою ликвидность, кредитоспособность, доходность, уменьшают риски, избавляются от рискованных активов и т.п. Можно утверждать, что при секьюритизации риски перекладываются на конечного приобретателя банковских ценных бумаг, что повышает устойчивость банковской системы.
Базельское соглашение "Принципы надзора за зарубежными образованиями банка" (Базель-II) устанавливает, что банки обязаны создавать у себя "системы внутреннего рейтинга предполагаемых кредитных сделок", совершенствовать систему залоговых операций, обеспечить нормативно-правовой режим капитализации банков и стимулирование управления рисками. Базель-II улучшает методики расчета генерального риска кредитных договоров, устанавливая более высокие уровни капитального резервирования для тех заемщиков, степень риска которых оценивается высоко, и наоборот. Банки могут использовать так называемые системы внутреннего рейтинга ("internal ratings-based" - "IRB"), при которых банк полагается на собственную оценку договоров заемщиков, финансовых инструментов и "портфельных инвестиций".
И здесь банки могут выбрать один из трех вариантов подхода к "измерению операционных рисков" с заключаемыми кредитными договорами, которые на основах договоренностей между банком и надзорным органом признаются наиболее соответствующими возможностям и потребностям банка.
С точки зрения управления рисками проектов внедрение системы "Базель-II" означает постепенное усиление требований к обоснованию рисковых параметров проектов, финансируемых банками. При этом требования эти будут стандартизироваться как самими банками, так и государством. Более того, контроль за развитием рисков проектов будет осуществляться не только на начальном этапе кредитной заявки, а на каждом этапе реализации соответствующих кредитных линий.
Некоторая часть работы может выполняться и частным сектором по инициативе лидирующих банков, брокерских домов и страховых компаний. Эта работа теперь уже почти традиционно ведется и профессиональными ассоциациями участников финансовых рынков, таких, как национальные ассоциации банков, Международный комитет по учетным стандартам (International Accounting Standards Committee - IASC), Международная ассоциация свопов и деривативов (International Swaps and Derivatives Association - ISDA), Международная ассоциация рынка ценных бумаг (International Securities Market Association - ISMA), Ассоциация трейдеров новых рынков (Emerging Market Traders Association - EMTA), Федерация европейских ассоциаций риск-менеджмента (Federation of European Risk Management Associations - FERMA), Общество управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society - RIMS), Группа тридцати (Group of Thirty), Международная ассоциация страховых супервизоров (International Association of Insurance Supervisors - IAIS), каждая из которых предложила успешно внедряемые стандарты и кодексы в сферах своих интересов и компетенции. Вырабатываемые таким образом международные стандарты обычно считаются минимальными, отдельные же организации имеют право применять в своих странах более строгие правила и нормы.
В ходе подготовительных мероприятий по реализации требований Базеля-II возникли трудности, связанные с адаптацией Соглашения к реалиям национальных банковских систем. Сроки введения в действие новых Базельских нормативов неоднократно переносились и опять-таки были определены ориентировочно на конец 2006 - начало 2007 г. Однако и к обозначенному времени не все субъекты банковского дела были готовы: проблема в том, что внедрение Базельских схем - это не акт, который можно инициировать одномоментно чьим бы то ни было указом, это процесс, который в разных банках может занять разное время, и лишь некоторые его части можно внедрить как требование центрального банка. Многие ведущие банки до сих пор выражают сомнения по поводу целесообразности введения этих нормативов полностью в существующем виде. В США, например, соблюдать данные требования пока будут два десятка банков. Причина - незначительные преимущества Соглашения для малых и средних банков в сопоставлении с расходами на его внедрение. Кроме того, надзорные органы США выражают обеспокоенность возможным снижением объемов резервных отчислений капитала, что повысит риски банковской системы страны в целом. Необходимость изучения возможных проблем отодвинуло реализацию планов США по инкорпорации Базеля-II в законодательство.
В США Базель-II вступил в силу с января 2009 г. В России Базель-II начинает внедряться с 2009 г. с учетом особенностей российской банковской системы. Похожие сомнения оказывают влияние и на ЕС. В Европе Базель-II вступил в силу в декабре 2008 г. в пробном режиме. В некоторых странах работа по внедрению Базеля-II осложняется отсутствием единства в требованиях к управлению рисками по всему спектру финансовых услуг, т.е. недостаточностью интегративности в обсуждаемом формате. В связи с этим в странах, которые относятся к развивающимся и перед которыми ставится еще более глобальная задача реформирования экономико-правовой среды, установление временных ограничений является довольно опасным.
ЕС требует от государств-членов разрабатывать собственное законодательство для реализации положений директив ЕС. В Европе кроме директив ЕС в 2008 г. вступили в силу положения Базеля-II. Как уже говорилось выше, фактические сферы его применения гораздо шире, чем это обозначено в самом документе. С учетом последствий для других банков, для банковской клиентуры и для условий внутринациональной и международной конкуренции это, по существу, широкомасштабное введение новых правил игры на финансовых рынках.
Выполнение его нормативов стало обязательным в ЕС с 2007 - 2009 гг. В ЕС эта система распространится не только на коммерческие, но и на инвестиционные банки, инвестиционные и финансовые фирмы, управляющие различными финансовыми фондами и (или) потоками. Все это привело к тому, что руководство банков вынуждено посвящать все больше часов рабочего времени и тратить средства акционеров на соблюдение регулятивных требований, количество которых постоянно растет.
Исходя из Базельских принципов, выводятся основные направления и базовые правила, в пределах которых должна действовать та или иная британская кредитная или финансовая компания. Для того чтобы надзор был эффективным, режим регулирования должен достичь определенного баланса. Инструкции обязаны помогать компаниям избежать излишних рисков, которые могут негативно повлиять на акционеров, клиентов и других участников рынка. При этом они не должны мешать бизнесу законно расширять свои интересы или вводить инновации на рынке. Соответственно Великобритания разрабатывает законодательные положения, которые будут отражать как директивы о достаточности капитала, так и директивы Базельского соглашения о капитале. Управление финансовых услуг Великобритании, в свою очередь, будет осуществлять контроль над соблюдением этого законодательства в собственной стране.
С одной стороны, Базельский процесс неизбежен, а с другой стороны, Базель-II не дешев, не безобиден, не обязателен для всех - особенно с точки зрения сроков и масштабов внедрения. Что касается перспектив внедрения Базельских документов в России, то следует отметить, что на данный счет не существует единого консолидированного мнения.
По мнению большинства специалистов в сфере банковского права, практически от всех участников банковской сферы потребуются многие соответствующие действия, понятные и с методологической, и с организационной точек зрения. Большинство банков в основном готовы к переменам в этих направлениях. Этого нельзя сказать о части необходимых мер, относящихся к управлению рисками. Дело не только в том, что недостаточен уровень знаний и практических навыков в сфере управления рисками на пересечении интересов, как коммерческих банков, так и их клиентуры даже во многих западных странах, а не только в России, а в том, что для полновесной реализации идей Базельского процесса требуется интегративный риск-менеджмент в масштабах интересов всех участников банковских операций. Речь должна идти о смене парадигмы управления финансовой системой в духе превентивности и проактивности. Внутренние и внешние факторы риска могут и взаимно усиливать друг друга, дестабилизируя финансовую систему, и, наоборот, взаимно компенсировать опасные влияния, стабилизируя обстановку.
Базельский процесс подталкивает мировое финансовое сообщество именно в этом направлении. Акцент на управление рисками явно усиливается в последние два десятилетия в развитии банковского и корпоративного управления в целом и в рамках перехода на формат Базель-II в частности.
В целях выполнения Россией международных обязательств по гармонизации режима банковских операций и сделок перечень видов потенциальных убытков в сделках банков целесообразно расширить путем закрепления в законодательстве следующих видов рисков: 1) национальные (государственные) риски потенциальных убытков (риски потенциальных убытков, возникающие от отдельных "влиятельных" резидентов или контрагентов центрального банка); 2) риски потенциальных убытков, возникающие от иных неправительственных контрагентов публичного сектора экономики; 3) риски потенциальных убытков, возникающие от международных банков развития; 4) риски потенциальных убытков, возникающие от контрагентов-банков; 5) риски потенциальных убытков, возникающие от контрагентов-компаний, специализирующихся в сфере рынка ценных бумаг; 6) риски потенциальных убытков, возникающие от контрагентов-компаний (включая страховые компании).
Решение этой задачи предполагает: продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского законодательства, корректировки капиталов, предотвращения заключения сомнительных банковских сделок; завершение работы по созданию системы раннего реагирования, основой которой является разработка модели развития ситуации в банке, внедрение этой системы в практику надзора; совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе <5>.
--------------------------------
<5> Отметим, что, по мере того как постепенно положения Базельских соглашений являются обязательными для имплементации в США, Великобритании и ЕС, можно констатировать, что под давлением рынка в последующие несколько лет этому примеру последуют ведущие азиатские страны с развивающейся экономикой и большинство стран Латинской Америки. Ожидается, что к 2010 г. основные положения Базель-II будут применяться более чем в 100 странах. Практически все европейские страны (почти 100% банковских активов континента) ориентируются на внедрение Базель-II. По-видимому, в трех-пятилетней перспективе только в странах Карибского бассейна примерно в 90% банковских активов Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии и Африки внедрение Базель-II будет идти медленнее. Масштабы и темпы внедрения, как это определено и в самом документе, будут зависеть от решений национальных или региональных регулирующих и надзорных органов.
С конца 80-х годов ООН ведет деятельность по ограничению в мировом обороте "незаконных" сделок банков в целях противодействия коррупции в международной банковской деятельности. В этом направлении в рамках организации подписан целый ряд конвенций, деклараций и резолюций. Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью, совещательный орган, объединяющий центральные банки 20 развитых государств, выступает лидером в этой сфере. В 1989 г. на встрече "Большой семерки" в Париже была создана Группа финансового противодействия отмыванию денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF). С тех пор именно эта межправительственная организация играет лидирующую роль во всемирной борьбе с отмыванием капиталов. По ее образцу были созданы несколько подобных региональных групп, объединяющих страны Карибского региона, Азии, Европы, Южной Африки. Ожидается создание таких же групп по Западной Африке и Латинской Америке. Многие другие международные объединения, такие, как ЕС, Совет Европы, Организация американских государств, выработали стандарты противодействия отмыванию капиталов для своих участников.
Источник: http://www.juristlib.ru/book_7046.html


750
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!