Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Государство и политические партии: модели взаимодействия, история и современность»

/ Общее право
Курсовая,  31 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Политические партии: теоретические аспекты
1.1. Возникновение и развитие политических партий
1.2. Политические партии: понятие, признаки, структура и виды
Глава 2. Государство и политические партии современной России
2.1. Политические партии современной России
2.2. Взаимодействие российского государства и политических партий
Заключение

Список использованной литературы

1. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №29. Ст. 2950

2. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х тт. Т. 1. М., 2009
3. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М., 1990
4. Головченко А.В. Партийное строительство в России: теоретико-методологические аспекты // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. 2007. Т. 7, вып.1
5. Голосов Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, 2004
6. Журавлев В.В. Феномен многопартийности в современной России. Политические партии России: история и современность / Под ред. А.И. Зевелева. М., 2005
7. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2003
8. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М., 2008
9. История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева, Ю.М. Свириденко, В.В. Шелохаева. М., 2000
10. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001
11. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад // Полн. собр. соч. Т. 8
12. Липсет С. Политическая социология. Американская социология. М., 2005
13. Мигранян А. Механизм торможения в политической системе и пути его преодоления. М., 2008
14. Политический менеджмент: Учебное пособие / Под общ. Ред. В.И. Жукова. М., 2009
15. Политология вчера и сегодня. М., 2002
16. Романовский Н.Б. Политические партии и партийные системы // Политология и современный политический процесс. М., 2006
17. Сергеев С.А. Контркультурная политическая оппозиция в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2005. №3
18. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник. М., 2008
19. Суров Е.Г. История древнего Рима. М., 2000
20. Холодковский К.Г. Партии: кризис или закат. Политические институты на рубеже тысячелетий ХХ-ХХI вв. М., 2007
21. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. 3
22. Энгельс Ф. Недавний процесс в Кельне // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8
23. http://www.news-24.ru/index.php?go=my_news&in=art&id=1005
24. http://www.er.ru/
25. http://www.polit.nnov.ru/2004/12/17/party/
26. http://www.rg.ru/2005/11/17/vciom.html
27. http://www.rg.ru/2007/12/11/duma.html


Работа похожей тематики


Е.В. ШЛЕНЕВА,

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве РФ

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ 

 

Вопрос о перечне и признаках экономических прав остается дискуссионным, причем важна любая точка зрения, способная поддержать научный интерес к данному предмету. Автор статьи полагает, что в перечень экономических прав необходимо включать те конституционные (основные) права человека, которые представляют собой юридически гарантированные возможности активного участия человека в экономической деятельности.

 

Ключевые слова: основные права человека, экономические права, социальные услуги, финансовая поддержка, отношения производства.


В основе выделения экономических прав в отдельную категорию лежит дифференциация основных прав человека в зависимости от сфер его жизнедеятельности. Эта классификация является самой распространенной в литературе. Обычно выделяют личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные права (с небольшими вариациями). Например, Л.Д. Воеводин в основаниях классификационного ряда прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации видел такие ипостаси, как «индивид, государственная власть (государство), собственность», и, руководствуясь названными критериями, выделял следующие права, свободы и обязанности: 1) в сфере личной безопасности и частной жизни; 2) в области государственной и общественно-политической жизни; 3) в области экономической, социальной и культурной деятельности[1]. С.А. Авакьян конституционные права человека подразделяет на следующие группы: 1) основные личные права и свободы; 2) основные публично-политические права и свободы; 3) основные экономические, социальные и культурные права и свободы; 4) основные права по защите других прав и свобод[2]. Имеются в литературе и указания на условный характер данной интерпретации видов основных прав и свобод. В частности, указывается, что все права человека можно рассматривать как личные в том смысле, что все они принадлежат личности (человеку) и реализуются ею. Право собственности, традиционно относимое к экономическим правам, может быть реализовано и в сфере сугубо личной (частной, индивидуальной) жизни, если это не связано с ее производительным использованием (предпринимательской деятельностью). Таким образом, «данный критерий вообще не позволяет систематизировать права человека, ибо не связан с их характером; он указывает лишь на предполагаемую (не всегда обоснованно) сферу их возможной реализации»[3]. Тем не менее, несмотря на условный и приблизительный характер, данная классификация считается устоявшейся и имеет под собой нормативную основу, в частности Международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

Анализ экономических прав человека предполагает обоснование причин их выделения в самостоятельную категорию в каталоге прав человека. Следует отметить, что в большинстве случаев экономические права рассматриваются в тесной взаимосвязи с социальными и культурными правами в рамках единой категории социально-экономических прав. В целом под социально-экономическими правами понимают права, в основе которых лежат потребности человека в средствах, обеспечивающих его нормальную жизнь в обществе, т.е. потребности в пище, жилье, отдыхе, поддержании здоровья и т.п.[4] Л.А. Гордон характеризует социально-экономические права как «фундаментальные нормы, без соблюдения которых в современном обществе нельзя обеспечить социальный прогресс и улучшение условий жизни, осуществить «идеал свободной человеческой личности», гарантировать достоинство, присущее всем членам человеческой семьи, основы свободы, справедливости и мира»[5]. Считается, что данные права должны рассматриваться в единстве, поскольку «понятие социально-экономических прав в отечественном правоведении является традиционным и устоявшимся и поэтому требует комплексного анализа именно как вида прав, включающих в себя социальную и экономическую составляющую»[6].

Мы полагаем, что  подобный подход замораживает развитие в области теории экономических прав человека, поскольку нацелен на выявление общности черт и признаков социальных, экономических и культурных прав в противовес правам «первого» поколения. Так, в литературе указывается, что «социально-экономические права существенно отличаются от прав человека первого поколения, направленных на признание и защиту ценности свободы через принцип формального равенства. Социально-экономические права имеют своей целью сглаживание неравенств, выступают средством получения индивидом помощи от государства, которое берет на себя функции социальной защиты отдельных категорий населения за счет перераспределения национального дохода; направлены на расширение возможностей обладания и пользования материальными благами, призванными обеспечивать достойное существование человека. В соответствии с этим социально-экономические права имеют свои специфические особенности: они носят характер прав-притязаний, являются для государства целевыми, программными, ориентирующимися на социальную деятельность; их реализация зависит от состояния экономики и ресурсов; многие из них имеют адресную направленность на определенные категории лиц»[7]. Однако такая позиция не позволяет выявить особенности, присущие именно экономическими правам. Следует отметить, что указанные выше признаки в большей степени характерны для социальных и социально-культурных прав, нежели экономических.

Иногда, анализируя социальные и экономические права, авторы доходят до такой степени их смешения, что экономические права выпадают из их поля зрения. Например, А. Шайо полагает, что под социально-экономическими правами понимаются все социальные услуги и финансовая поддержка, предоставляемые государством гражданам в соответствии с их социальным статусом: пенсионное обеспечение по возрасту и инвалидности, пособия по болезни и бесплатная система здравоохранения, поддержка семьи, материнства и детства, пособия по безработице и предоставления бесплатного или субсидируемого жилья, в том числе предоставление ссуд по низкий процент, а также бесплатное образование[8]. Здесь акцент сделан именно на социальную сторону, а экономические права оставлены без внимания.

В литературе предпринимаются различные попытки выделить признаки,  характеризующие экономические права и позволяющие отличить их  от «родственных» социальных прав, и вычленить каталог экономических прав. Так, например, в советской литературе указывался такой признак, как непосредственная и наиболее тесная связь этих прав с отношениями производства, на основании чего в число экономических прав включались право на труд и на оплату труда по его количеству и качеству, право на отдых, а также право личной собственности и право на наследство[9].

Н.В. Колотова в качестве критерия экономических прав указывает ориентирование человека на самостоятельную деятельность в целях достижения достойного уровня жизни, а государства – на обеспечение каждому свободного распоряжения основными факторами хозяйственной деятельности. По мнению автора, к экономическим правам следует отнести право на труд, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; на выбор рода деятельности и профессии; объединения для совместной экономической деятельности; на свободу договора и на защиту от незаконной конкуренции. К экономическим правам относятся и права трудящихся и работодателей на заключение коллективных договоров, право на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих интересов[10].

Авторы энциклопедического словаря «Права человека» поддерживают точки зрения, согласно которым под экономическими правами понимают фактические и юридические возможности участия граждан в хозяйственно-экономической жизни общества и удовлетворения их материальных и духовных потребностей, а также поиска и нахождения источника дохода. К основным экономическим правам относится: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и право на защиту от недобросовестной конкуренции (ст. 34 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных, культурных правах 1966 г.), право частной собственности (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ, ст. 17 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., п. 2 ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных, культурных правах, ст. 1 Протокола № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), право граждан и их объединений иметь в собственности  землю (ст. 36 Конституции, п. 2 ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных, культурных правах), право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии (п. 1 ст. 37 Конституции РФ, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ч. 1 Европейской социальной хартии 1961 г.)[11].

Г.А. Гаджиев в число основных экономических прав и свобод включает право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34), право на свободный выбор рода деятельности и занятий (ст. 37), право частной собственности (ст. 35, 36), право на деловую репутацию (ст. 23), о праве на возмещение государством вреда (ст. 53) и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства (ст. 34, ч. 2, ст. 74, ч. 1, ст. 75, ч. 2)[12].

Л.Д. Воеводин к правам и свободам в сфере экономической жизни и деятельности относил право частной собственности (ст. 35), право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34); право на землю (ст. 36); право на жилище (ч. 1 ст. 40), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)[13].

Таким образом, вопрос о перечне и признаках экономических прав остается дискуссионным, причем важна любая точка зрения, способная поддержать научный интерес к данному предмету. Считаем, что в перечень экономических прав необходимо включать те конституционные (основные) права человека, которые представляют собой юридически гарантированные возможности активного участия человека в экономической деятельности. Если сопоставить экономические и социальные права, то первые, условно говоря, направлены на создание тех материальных благ, часть из которых затем будет распределена в рамках социальных программ, т.е. произойдет претворение в жизнь социальных прав-притязаний. С этих позиций в число экономических прав мы включили бы: 1) право частной собственности; 2) право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность; 3) право на труд, которое само по себе отличается сложным характером и складывается из трех составляющих: а) права на свободный труд; б) права на достойный труд; в) права на самозащиту трудовых прав. Все указанные конституционные права тесно взаимосвязаны друг с другом, нарушение одного из них способно повлечь за собой одновременное нарушение и какого-либо другого права (или других прав). Так, незаконное изъятие частной собственности может воспрепятствовать свободной предпринимательской деятельности. Труд и собственность как важнейшие ценности лежат в основе экономических прав.

Можно выделить и такой особый признак экономических прав, как их тесная близость  к личным (гражданским) правам и свободам «первого поколения». Это проявляется, в частности, в том, что Конституция, формулируя экономические права, не может отступить от категории свободы. Право на труд предполагает свободу труда, свобода экономической деятельности представляет собой основу экономического конституционного строя Российской Федерации.

Как отмечается в литературе,  «в силу требований норм международного права некоторые социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами, что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам»[14]. В частности, право на собственность закреплено в универсальных международных актах о правах человека в качестве основного, фундаментального и естественного права, т.е. личного (гражданского) права «первого поколения» (ст. 17 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, ст. 1 Первого протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая, как известно, имеет своей целью защиту «не теоретических и призрачных прав, а прав конкретных и действительных»[15] и социально-экономические права не защищает[16], в статье 4 запретила принудительный труд, а в статье 1 протокола № 1 провозгласила защиту права собственности.  Статьей 22 Международного Пакта о гражданских и политических правах защищается право каждого человека на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Право иметь имущество в собственности, а также свобода труда и иной экономической деятельности имеют «негативный» характер и относятся к правам первого поколения.

В указанном выше признаке нам видится существенное отличие экономических прав от прав социальных. Последние предполагают получение материальных средств к существованию и социальных услуг от общества каждым его членом независимо от количества и качества вложенного им труда в зависимости от наступившего (зачастую неблагоприятного) события: пенсионного возраста, утраты кормильца, временной нетрудоспособности и т.д. Экономические права стимулируют частную инициативу, самостоятельные активные действия субъектов права. Это не значит, что государство лишено обязанности их обеспечивать. В обеспечении со стороны государства так или иначе нуждаются любые права и свободы человека, это общепризнанно. Конституционные экономические права обладают всеми признаками основных прав – неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции), обладают непосредственным действием, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции).

Следует подчеркнуть, что мы разделяем не единожды высказанное в литературе мнение о том, что всякая классификация прав и свобод является условной и приблизительной и что не должно быть жесткого противопоставления различных категорий прав: «…и свобода, и хлеб в равной степени необходимы человеку. Они вовсе не исключают друг друга, а, наоборот, взаимосвязаны и взаимозависимы»[17], отдельные фрагменты тех или иных конституционных прав могут «переходить» из своей категории в другую и даже обращаться в обязанности подобно праву на труд, которое в некоторых зарубежных конституциях одновременно выступает и в качестве обязанности трудиться.

 

Библиографический список: 

 

1.      Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: в 2 т. 3-е изд., стереотипное. М.: Юрист, 2010. Т. 1. С. 575, 576.

2.      Варламова Н. Классификация прав человека: подходы к проблеме // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 4 (71). С. 158.

3.      Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 184.

4.      Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2004.

5.      Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 5.

6.      Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. СПб., 2004. С. 34.

7.      Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. С. 358.

8.      Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 234.

9.      Конституционный статус гражданина. М.: Наука, 1989. С. 91.

10.  Лобов М. Защита социальных прав в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод (практика Европейского Суда по правам человека) // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. 2003. № 1  (42). С. 67.

11.  Мальцев Г.В. Социально-экономические прав и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. 1983. № 2. С. 115.

12.  Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2007. С. 91, 92.

13.  Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2009. С. 190.

14.  Права человека: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.С. Алексеев. М.: Норма, 2009. С. 337.

15.  Шайо А. Как верховенство права погубило реформу социальной защиты в Венгрии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. № 2 (23). С. 54.

16.  Элби Сакс. Судебная защита социально-экономических прав: дело Грутбум // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1 (54). С. 148.



[1] См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 184.

[2] См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: в 2 т. 3-е изд., стереотипное. М.: Юрист, 2010. Т. 1. С. 575, 576.

[3] См.: Варламова Н. Классификация прав человека: подходы к проблеме // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 4 (71). С. 158.

[4] См.: Мальцев Г.В. Социально-экономические прав и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. 1983. № 2. С. 115.

[5] См.: Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 5.

[6] См.: Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2007. С. 91, 92.

[7] Там же. С. 94.

[8] См.: Шайо А. Как верховенство права погубило реформу социальной защиты в Венгрии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. № 2 (23). С. 54.

[9] См.: Конституционный статус гражданина. М.: Наука, 1989. С. 91.

[10] См.: Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2009. С. 190.

[11] См.: Права человека: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.С. Алексеев. М.: Норма, 2009. С. 337.

[12] См.: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2004.

[13] См.: Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 214.

[14] См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. С. 358.

[15] См.: Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. СПб., 2004. С. 34.

[16] Здесь необходимо сделать определенную оговорку. Европейский Суд по правам человека признал, что «осуществление социально-экономических прав в значительной степени зависит от положения, – особенно финансового, – в Государствах… С другой стороны, Конвенция должна толковаться в свете сегодняшних условий (…), и она нацелена на реальную и практическую защиту в тех областях, где она действует (…). Хотя Конвенция говорит главным образом о гражданских и политических правах, многие из них в процессе реализации приобретают черты и ведут к последствиям социально-экономического характера. Поэтому Суд… считает, что то обстоятельство, что толкование Конвенции может затронуть и социально-экономическую сферу, не должно само по себе быть решающим аргументом против такого толкования, жесткой границы между этой сферой и содержанием Конвенции не существует». Цит. по: Де Сальвиа М. Указ. соч. С 40; По словам М. Лобова, развитие судебной практики постепенно идет в направлении более решительного применения Конвенции в социальной сфере. Этот процесс, по-видимому, обусловлен во многом осознанием внутренней взаимосвязанности, с одной стороны, гражданских и политических и, с другой – экономических и социальных прав. См.: Лобов М. Защита социальных прав в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод (практика Европейского Суда по правам человека) // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. 2003. № 1  (42). С. 67.

[17] См.: Элби Сакс. Судебная защита социально-экономических прав: дело Грутбум // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1 (54). С. 148.

Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=r8

 


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!