Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Политико-правовые учения в России второй половины XVIII в.»

/ История правовых и политических учений
Контрольная,  10 страниц


Работа похожей тематики


Консолидированный надзор на финансовых рынках Российской Федерации

Борисова Е.В.
Электронный ресурс, 2009.
Статья посвящена банковскому законодательству, необходимости принятия соответствующих актов для более эффективного осуществления надзора Банком России в целях устранения ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.
Понятие "консолидированный надзор", или "надзор на консолидированной основе", в российском законодательстве применяется на финансовых рынках лишь в банковской сфере. Страховой сектор и сектор иных финансовых услуг в настоящее время такими понятиями не оперируют. Это достаточно понятно, так как пока российское законодательство предполагает два вида объединений юридических лиц с участием кредитной организации: банковская группа и банковский холдинг, легальное определение которых дано в ст. 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Определим различия между банковской группой и банковским холдингом.
В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).
Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
Кроме того, в соответствии с мировой практикой Положением Банка России N 191-П "О консолидированной отчетности" вводится такое понятие, как консолидированная группа. Консолидированной группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого (других) юридического лица (юридических лиц) - некредитной организации (некредитных организаций).
Надзор на консолидированной основе Банк России осуществляет не только за каждой кредитной организацией, но и за банковскими группами в целом. В соответствии со ст. 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 43 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк России вправе требовать от банковской группы представления консолидированной отчетности. Требования к такой отчетности также установлены. Банк России осуществляет документарную проверку консолидированной отчетности, а также осуществляет оценку показателей деятельности кредитных организаций на индивидуальной и консолидированной основе, в том числе на предмет влияния данных показателей на финансовую устойчивость кредитных организаций - участников группы. Право осуществлять инспекционную проверку деятельности групп в настоящее время Банку России не предоставлено. Тем не менее можно считать, что в той степени, в которой это необходимо и возможно в отечественном правопорядке, консолидированный надзор в банковской сфере есть. В отношении других секторов никаких специальных положений о консолидированном надзоре или о консолидированной отчетности не принято.
Права надзорных органов требовать представления отчетности и определять требования к такой отчетности определены:
- для банковского сектора - ст. 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. ст. 40, 43 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
- для страхового сектора - ст. 28 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
- для сектора иных финансовых услуг - законами о каждом из этих видов услуг; например, для рынка ценных бумаг эти требования установлены ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Вопросы сотрудничества и обмена информацией между отечественными надзорными органами трех секторов в законодательстве никак не отражены.
В настоящее время между Банком России и надзорным органом, регулирующим деятельность страховых и финансовых организаций, отсутствует соглашение о консолидированном надзоре за деятельностью банковских групп и банковских холдингов, что ограничивает возможности Банка России по осуществлению надзорных функций на консолидированной основе.
Обмен информацией с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными контролировать деятельность финансовых и страховых организаций, в частности с Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации и Федеральной службой страхового надзора Российской Федерации, в настоящее время осуществляется на основе отдельных запросов. Банком России совместно с Федеральной службой по финансовым рынкам проводится работа по разработке проекта Соглашения о взаимодействии по вопросам регулирования и контроля на финансовых рынках. Вместе с тем данный проект не содержит положений об осуществлении консолидированного надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов.
Учитывая тенденцию к расширению деятельности групп в области предоставления страховых и финансовых (небанковских) услуг, Банком России проводится работа по подготовке соглашений о взаимодействии и координации усилий данных надзорных органов в процессе осуществления консолидированного надзора. Указанными Соглашениями предусматривается получение Банком России на постоянной основе информации о деятельности финансовых и страховых организаций - участников групп, необходимой для осуществления эффективного консолидированного надзора за кредитными организациями, являющимися головными организациями или участниками групп.
В условиях мирового финансового кризиса в банковской сфере тенденция к объединению и поглощению организаций особенно актуализировалась. Банк России начал готовиться к укрупнению банковской системы с конца сентября. В частности, проведя совещание на тему сокращения сроков слияний и поглощений банков и увеличения капитализации кредитных организаций. Представители иностранных банков высказали готовность поучаствовать в санации отечественного банковского сектора, однако вскоре стало понятно, что им хватает проблем на собственных рынках. Тем не менее не следует ожидать ослабления активности нерезидентов в российском банковском секторе.
В таких условиях актуализируется проблема оперативной и корректной консолидации компаний - участников группы в целях повышения эффективности управления группой, максимизации доходности и минимизации рисков деятельности, что является залогом устойчивого развития финансового сектора экономики. Кроме того, становится очевидной необходимость дальнейшего развития и правового регулирования консолидированного надзора, осуществляемого Банком России.
В процессе деятельности банковской (консолидированной) группы и банковского холдинга помимо собственных рисков каждого участника возникают еще и консолидированные риски группы, которые, в свою очередь, влияют на устойчивость членов группы - кредитных организаций. Главной целью консолидированного банковского надзора является поддержание стабильности кредитно-финансовой системы и уверенности в этом общества. Снижение риска потерь со стороны владельцев банковских депозитов и других кредиторов банков обеспечит, в свою очередь, стабильность государственной системы. Реформирование банковской системы в области обеспечения консолидированного банковского надзора требует законодательного подкрепления.
В настоящее время разработана новая форма пруденциальной отчетности - "Отчет о концентрации кредитного риска кредитной организации на консолидированной основе", который является аналогом соответствующей формы, составляемой на индивидуальной основе, и позволит Банку России получать информацию о крупных консолидированных рисках в разрезе контрагентов, в том числе принимаемых кредитной организацией в отношении или посредством дочерних и зависимых организаций, а также концентрации кредитного риска в наиболее значимых секторах деятельности банковской группы (банковского холдинга).
В ожидании консолидации российских банков в пользу крупных игроков Банк России планирует внести в правительство законопроекты, позволяющие сократить процедурные сроки реорганизации банков путем укрупнения.
Все более важную роль в развитии методики и практики надзора играет восприятие лучшего опыта организации надзора в других странах. Это в решающей степени достигается благодаря развитию методических и организационных усилий международных органов, особенно Базельского комитета по банковскому надзору. Активное участие в совершенствовании практики надзора принимают МВФ и Всемирный банк, осуществляющие оценки степени реализации Основных (Базельских) принципов эффективного банковского надзора различными странами. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации рассматривают процессы реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны. Динамика решения задач развития банковского сектора будет в значительной степени зависеть помимо инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов еще и от состояния правовой среды. В этой связи законодательное регулирование в этой сфере в настоящее время весьма актуально.
В частности, дефектом российского законодательства является отсутствие в нем упоминания о том, что банкротство отдельных банков является нормальным следствием рыночных отношений и конкурентной борьбы. Результатом этого дефекта являются крайнее удивление населения и негативные эмоции в адрес надзора по факту такой естественной вещи, как банкротство. Законодательство же стран с устоявшейся рыночной экономикой, например английское, содержит прямое указание на упомянутый феномен рынка, презумпируя возможность банкротства банков. Более того, в Англии закон содержит прямые указания на то, что может и должен и чего не может надзор, дабы не порождать у публики чрезмерных ожиданий и тем самым избежать горьких разочарований.
Закрепленные Законом о банках определения банковской группы и банковского холдинга (даже с учетом расширительного толкования нормативного акта Банка России) уже понятия группы, необходимого для организации эффективного консолидированного надзора за кредитными организациями в соответствии с международной практикой.
В частности, банковское законодательство не позволяет рассматривать в качестве групп (холдингов) объединения юридических лиц с участием кредитных организаций, которые связаны на основе финансовых отношений (например, посредством осуществления крупных сделок и т.д.), а также определять в качестве участников групп и холдингов создаваемые кредитными организациями компании "специального назначения" и так называемые параллельные банки.
Все это затрудняет эффективность консолидированного надзора, осуществляемого Банком России в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_5600.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!