Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Незаконное предпринимательство и ответственность за него в уголовном праве РФ»

/ Уголовное право
Контрольная,  10 страниц


Работа похожей тематики


Совершенствование правового регулирования экономических отношений

Ревина С.Н.
Журнал российского права, 2007.
В последнее время в юридической науке стал употребляться термин "экономическое законодательство". Так, В.Ф. Яковлев понимает под ним все российское законодательство в сфере экономики, не раскрывая, правда, его понятие и содержание <1>. Более подробно понятие и структура экономического законодательства рассмотрены В.М. Ведяхиным. Он подразумевает под ним комплексную отрасль российского законодательства, отграничивая его от понятия "хозяйственное", "предпринимательское законодательство" и выделяя разные критерии его классификации (отраслевой, федеральный, региональный, уровень местного самоуправления и т.д.) <2>.
--------------------------------
<1> См.: Яковлев В.Ф. Совершенствование экономического законодательства и его правоприменения // Хозяйство и право. 2005. N 7.
<2> См.: Ведяхин В.М. О понятии и структуре экономического законодательства // Право и политика. 2004. N 1.
Проблемам развития и совершенствования правового регулирования экономических отношений в последнее время стало уделяться внимание как на общетеоретическом, так и отраслевом уровне <3>. Правовое обеспечение формирования и развития рыночных отношений должно базироваться на каких-то основных положениях, принципах, подходах, которые могут быть использованы при совершенствовании и разработке правовых норм в рамках конкретных правовых отраслей. Такими важнейшими теоретическими положениями в сфере правового регулирования могут выступать принципы правового регулирования рыночных отношений. В юридической науке всегда обращалось внимание на важность категорий "принципы права", "принципы правового регулирования". Как подчеркивал Л.С. Явич, чем лучше будут разработаны принципы права и правового регулирования, тем скорее будет достигнуто сочетание стабильности и мобильности юридических форм <4>. Принципы права, правового регулирования - это основные идеи, отражающие сущность, назначение либо закономерности, тенденции развития права, закрепленные прямо или косвенно в правовых нормах. Общая теория права выделяет общеправовые, отраслевые, межотраслевые принципы. В последние годы стали выделяться принципы относительно новых отраслей права, законодательства (например, принципы банковского права), принципы целых комплексов юридических норм, регулирующих совокупность определенных общественных отношений (принципы правовой охраны окружающей среды, законодательного регулирования отношений в сфере научно-технического прогресса, юридического процесса, пенсионного, социального права, бюджетно-правовые принципы), принципы отдельных институтов, категорий права. Проблемы принципов правового регулирования экономических отношений в определенной степени уже исследовались в литературе <5>, в данной статье предпринята попытка определить с этой точки зрения основные направления совершенствования экономического законодательства.
--------------------------------
<3> См.: Калентьева Т.А. Правовые формы реализации экономической функции Российского государства в условиях перехода к рыночным отношениям: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000; Карягина В.С. Правореализация в экономической сфере: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2001; Каюмова К.А. Российское экономическое законодательство: понятие, структура, основные тенденции развития: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003; Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003; Яковлев В.Ф. Экономика. Право. Суд. Проблемы теории и практики. М., 2003; Карданов В.З. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004; Белых С.В. Свобода предпринимательской деятельности как конституционно-правовая категория в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004; Алексеев С.В. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005; Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005 и др.
<4> См.: Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 146.
<5> См.: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М., 2002; Запорожец А.М. Проблемы и пределы правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности // Юрист. 2002. N 6; Ручкина Г. Конституционные гарантии предпринимательства // Законность. 2004. N 2; Ведяхин В.М., Ревина С.Н. Принципы правового регулирования рыночных отношений. Самара, 2005.
Прежде всего актуальное значение имеет принцип сочетания публичных и частноправовых начал в правовом регулировании экономики. Неуправляемый переход в России с начала 90-х гг. XX в. к рыночным отношениям повлек за собой, как отмечает С.В. Поленина, целый комплекс различных трансформаций системы права и системы законодательства. Наиболее существенные из них состоят в том, что преобладавшие ранее процессы дифференциации правового регулирования уступили пальму первенства встречным процессам интеграции. Не в последнюю очередь это связано с возрождением в науке и практике законотворчества нашей страны идеи разделения права на частное и публичное <6>. Как известно, после революции в 1917 г. в России деление права на публичное и частное было категорически отвергнуто, и только сейчас стали не только выделять отрасли публичного и частного права, но и исследовать их взаимосвязь. 90-е гг. XX в. можно охарактеризовать как этап усиления роли частного права в регулировании экономики - именно тогда был принят ГК РФ, признаваемый большинством ученых и практиков своего рода конституцией рыночной экономики, гражданского общества в целом. И это было правильным, поскольку экономика подвергалась ранее в основном публично-правовому регулированию. Вместе с тем в литературе преобладает точка зрения о необходимости регулировать экономические отношения как нормами публичного, так и частного права. Так, Ю.А. Тихомиров считает, что резкое возвышение частного права за счет противопоставления и умаления роли публичного права чревато недооценкой внутренних связей между ними. Частное право не может существовать без публичного права, его институтов <7>. В.Ф. Яковлев полагает ошибочным негативное отношение к публичному праву, оно представляет не меньшую социальную ценность, чем частное <8>. Считая необходимым достижение правильного соотношения между публичным и частным правом в регулировании экономики, В.Ф. Яковлев вместе с тем отдает приоритет частному праву и его институтам: праву частной собственности, договорно-обязательственным институтам, интеллектуальной собственности и т.д. Основная задача публично-правового регулирования - выполнение лишь вспомогательной функции по охране институтов частного права. Без такой охраны частное право гибнет <9>. При этом не надо забывать о некоторой условности деления права на публичное и частное. Во-первых, право в целом - это явление официальное, государственное и в этом смысле публичное. Законодатель является субъектом публичного права, и именно он определяет содержание норм не только публичного, но и частного права. Иначе говоря, частное право зависит полностью от воли законодателя и в этом смысле носит публичный характер. Во-вторых, в публичном праве используются методы частного права (например, договор как способ согласования интересов центра и субъектов РФ, между самими субъектами РФ), а в частном праве содержится достаточно много императивных норм.
--------------------------------
<6> См.: Концепция стабильности закона / Отв. ред. В.П. Казимирчук. М., 2000. С. 35. Следует отметить, что в последние годы появились работы о соотношении публично-правовых и частноправовых начал в правовом регулировании. См.: Голубцов В.Г. Публичные и частные начала в гражданско-правовом регулировании государственной собственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 1999; Бублик В.А. Публичные и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000; Он же. Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала // Хозяйство и право. 2000. N 9; Сизов А.В. Новый Таможенный кодекс как компромисс публичных и частных интересов в области таможенного дела // Право и экономика. 2003. N 12 и др.
<7> См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 24 - 25.
<8> См.: Российское государство и право на рубеже тысячелетий. Всероссийская научная конференция // Государство и право. 2000. N 7. С. 9.
<9> См.: Яковлев В.Ф. Совершенствование экономического законодательства и его правоприменения // Хозяйство и право. 2005. N 7. С. 6.
Степень соотношения публичного и частноправового регулирования экономических отношений в значительной степени зависит от экономической и правовой политики государства в тот или иной момент развития. Некоторые ученые считают, что экономический курс на демонтаж рынка в 2005 г. стал очевиден <10>. Ректор Академии народного хозяйства В. Мау считает, что сейчас у нас имеет место второй НЭП. С одной стороны, наблюдается укрепление собственно институтов государственной власти и усиление прямого вмешательства государства в экономику, прежде всего путем учреждения себя как собственника в стратегических секторах экономики и освобождения от собственности в остальных секторах. С другой стороны, на протяжении 2005 г. велась работа по сокращению государственного присутствия в мелких предприятиях и учреждениях, многие из которых или подлежали приватизации, или передавались на субфедеральные уровни. Остается открытым, по мнению автора, вопрос, насколько эффективной может оказаться модель НЭПа, разработанная для эпохи индустриализации, в условиях кризиса индустриального общества <11>.
--------------------------------
<10> См.: Сонин К. Курс и его первооснова // Ведомости. 2005. 26 дек.
<11> См.: Мау В. Новый НЭП // Коммерсант. 2006. 9 февр.
С нашей точки зрения, степень возрастания роли публично-правового регулирования не должна препятствовать развитию основных институтов рыночной экономики: частной собственности, конкуренции, договора как основного регулятора экономических интересов и др. К сожалению, некоторые тенденции развития публично-правового регулирования рыночных отношений свидетельствуют об обратном.
Рыночное хозяйствование принципиально основывается не на различных формах собственности, а на частной собственности. Известный ученый-экономист Я. Корнаи убежден, что эффективный рынок не может существовать без преобладания частной собственности <12>. Опыт перехода Восточной Германии (ГДР) к рыночной экономике подтверждает, что переход невозможен без смены системы собственности <13>. Что касается эффективности управления, по мнению представителя по России одного из крупнейших инвестиционных банков "Morgan Stalsy" Райра Симоняна, тут преимуществ у государственных компаний перед частными не было нигде и никогда, ни в мире, ни в России <14>.
--------------------------------
<12> См.: Корнаи Я. Тенденции постсоциалистического развития: общий обзор // Вопросы экономики. 1996. N 4. С. 7.
<13> См.: Зайфферт В. Правовые и экономические проблемы объединения Германии // Государство и право. 1993. N 11. С. 94.
<14> См.: Симонян Р. По капитализации компаний Россия уже на 6 - 7 месте в мире // Известия. 2005. 5 дек. Правда, существуют и иные точки зрения. Так, по мнению известного ученого-экономиста В. Куликова, в России до сих пор не сложились благоприятные для предпринимательства условия, в силу чего ни одна из форм собственности и хозяйствования не в состоянии раскрыть свой потенциал, и разговоры о большей эффективности какой-либо из этих форм вообще утрачивают смысл. Априори можно быть уверенным лишь в том, что независимо от своего собственнического статуса эффективнее те предприятия, которые или выпускают экспортную продукцию, или на излете советской власти получили валютные средства для закупки новой техники и технологий или, как говорится, ногой открывают двери в раздающие разного рода льготы властные кабинеты. См.: Куликов В. В очередной раз о характере реформационных преобразований российской экономики и об их уроках // Российский экономический журнал. 2003. N 1. С. 13.
По мнению специалистов, смена частных собственников на государственных приведет к резкому снижению эффективности, например, нефтегазового сектора. У частных компаний "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть" совокупная доходность активов составляла около 20% и выше, что является весьма высоким показателем по международным меркам. У "Газпрома" и "Роснефти" - стабильно меньше 10%. Это значит, что акции, которые контролируют эти активы, не работают и не приносят дохода, а лежат в земле, в отличие от активов частных собственников <15>.
--------------------------------
<15> См.: Квитко Е. Газ - тормоз // Большая политика. 2006. N 1-2. С. 21.
С точки зрения статс-секретаря - заместителя Министра Министерства экономического развития и торговли РФ А. Шаронова, государство должно перестать быть собственником, ему следует усиливать свои позиции, выступая только в качестве регулятора. Оно должно быть над схваткой, а не становиться одним из игроков на рынке. Ведь менеджеры от государства всегда могут в случае конкуренции с негосударственными структурами прибегать к помощи госмашины и доказывать свою правоту не эффективностью и качеством товаров и услуг, а близостью к власти. Это, на взгляд А. Шаронова, бесперспективный путь <16>.
--------------------------------
<16> Цит. по: Докучаев Д. На нефть и газ надежды нет // Московские новости. 2005. N 46. С. 11.
Следует отметить, что на практике встречаются как легальные, так и нелегальные формы "отъема" частной собственности. Например, только в Московском регионе официально зарегистрированы 15 крупных компаний, специализирующихся на захвате предприятий (так называемые рейдеры). И работают эти организации на вполне законных основаниях. Если у заказчика есть деньги и выбрана жертва, достаточно обратиться "за помощью" к рейдеру. Противостоять подобного рода группировкам, по словам самих законодателей, очень сложно. Существуют законные приемы, позволяющие избегать ответственности. По признанию руководителя рабочей группы Комитета Государственной Думы по безопасности Г. Гудкова, причины подобной деятельности - в неуважении общества к частной собственности (по статистике, 82% населения относятся к ней негативно) и коррупции государственной власти <17>.
--------------------------------
<17> Цит. по: Иванов В. Захватчиков подружат с жертвами // Российская газета. 2005. 2 дек.
Такого рода действия стали возможны в результате недостаточной проработанности некоторых законодательных актов, в частности, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <18>. Недостаточная проработанность и детализация норм данного Закона открыла лазейки для недобросовестных лиц с целью завладения имуществом юридических лиц, выбранных в качестве жертвы. Рейдеры, как правило, не стремятся развивать захваченный бизнес, во всяком случае, продажа недвижимости, в первую очередь земли, приносит гораздо более быстрый и значительный доход <19>.
--------------------------------
<18> См.: СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431.
<19> См.: Иванюк И.И. Рейдеры и филантропы // Российская юстиция. 2006. N 1. С. 25.
По словам заместителя начальника департамента экономической безопасности МВД генерал-лейтенанта С. Мещерякова в 2005 г. сотрудники его ведомства раскрыли около 1000 правонарушений, связанных с попытками недружественного поглощения предприятий и захвата собственности, из них только в Москве - около 300. Чиновник отметил, что для завладения предприятиями используются различные методы: лжебанкротство, "размывание" пакетов акций через новые эмиссии, манипулирование с реестрами, корпоративный шантаж, использование административного ресурса, а иногда и неправосудные судебные решения. По словам С. Мещерякова, данный вид преступлений базируется на коррупции и несовершенстве законодательства <20>.
--------------------------------
<20> Цит. по: Скляров С. Департамент экономической безопасности МВД пугает рейдерами // Независимая газета. 2006. 17 марта.
Правда, надо отметить, что Высший Арбитражный Суд РФ в недавнем своем решении по иску "Новосибирскхлебопродукта" признал невозможным применение популярной схемы корпоративных захватов, позволявшей владельцам контрольных пакетов вытеснять миноритариев. "Выпуски акций, которые в результате их дробления приводят или могут привести к приобретению (контролирующим акционером) большого количества голосов, являются недействительными, если осуществлены без предоставления обществу имущественного эквивалента в форме оплаты его уставного капитала или без пропорционального увеличения голосов по остальным акциям", - объясняет судья ВАС РФ А. Маковская. Теперь, по ее мнению, по аналогичным делам арбитражные судьи должны будут придерживаться такой же позиции <21>.
--------------------------------
<21> Цит. по: Иванова С. Рейдеры не пройдут // Ведомости. 2006. 31 марта.
Настораживает тенденция увеличения доли государства в сфере экономики, нарастающей национализации: продажа "Юганскнефтегаза", который достался государственной "Роснефти", выкуп государством акций "Газпрома" у его собственных дочерних компаний, поглощение "Газпромом" "Сибнефти", покупка Гута-банка государственным ВТБ, покупка "Силовых машин" государственным РАО ЕЭС или намерение о выкупе "Газпромом" половины "Славнефти" у ТНК-ВР, начинающаяся фактическая национализация "АвтоВАЗа". При этом ни программы национализации, утвержденной парламентом, ни закона о национализации нет. К сведению, в США, где роль государства в регулировании экономики очень незначительна, принят и действует Закон "О национализации".
По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Е. Ясина, сегодня укрепление позиций государства наблюдается в тех областях, где его эффективность сомнительна, например, в государственном предпринимательстве. Государство делает акцент на усилении государственного урегулирования, фактически - на национализации. В то же время государство ослабляет свои позиции там, где оно должно быть особенно активным - например, в обеспечении верховенства закона, независимости правосудия, защиты прав собственности <22>.
--------------------------------
<22> См.: Ясин Е. Включился механизм торможения модернизации // Известия. 2006. 3 апр.
Выступая на XV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, глава союза А. Шохин указал, что Правительство не контролирует процесс расширения госсектора и скупки госпредприятиями рыночных активов. За два с половиной года доля государства в капитализации фондового рынка увеличилась в полтора раза - до 30%, за госкомпаниями числятся уже более 50% российских внешних корпоративных заимствований <23>.
--------------------------------
<23> См.: Шохин А. Повестка дня 2006 - 2008 // Коммерсантъ. 2006. 19 апр.
Председатель Союза предпринимателей и арендаторов России А. Бунич считает, что в самой идее о том, что ключевые частные компании, в том числе и нефтяные, могут перейти в собственность государства, ничего страшного нет. Но ее надо проводить на основе какой-то идеологии. К сожалению, в России это делается без объяснения, поэтому и возникают сомнения в целесообразности таких мероприятий, а сделка выглядит как передел собственности <24>. С юридической точки зрения подобного рода сделки при смене существующей власти могут быть признаны недействительными по самым разным основаниям. В частности, они могут быть квалифицированы как мнимые, притворные или как совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. В результате передел собственности может совершаться бесконечно, что вряд ли позитивно отразится на развитии экономики.
--------------------------------
<24> Цит. по: Алекринская Н. Проглотить, не подавившись // Московские новости. 2005. N 36. С. 15.
В то же время законодатель должен определить условия не только национализации, но и дальнейшей приватизации. Как известно, в России была осуществлена навязанная населению ваучерная приватизация вкупе с массовыми манипуляциями при переделе собственности. Основные ресурсы страны, особенно нефть и газ, были фактически экспроприированы олигархами <25>. Приобретение активов по бросовым ценам да еще на деньги, заимствованные у государства, - главный источник обогащения олигархов. Собственно, происходило назначение таковыми конкретных лиц <26>. Новая элита получила активы практически бесплатно <27>.
--------------------------------
<25> См.: Корнаи Я. "Путь к свободной экономике" десять лет спустя (переосмысливая пройденное) // Вопросы экономики. 2001. N 12. С. 46.
<26> См.: Богомолов О.Т. "Олигархизм" - специфический феномен постсоветской трансформации российской экономики // Российский экономический журнал. 2004. N 2. С. 3 - 4.
<27> См.: Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. 2004. N 6. С. 71.
С политэкономической точки зрения формирование крупных состояний в виде производственных, финансовых и иных активов было не чем иным, как присвоением так называемой политической ренты. Оказавшись в роли раздатчиков этой ренты через уполномоченные банки, инвестиционные конкурсы, залоговые аукционы и т.п., чиновничество не ограничилось ролью диспетчера и распорядителя, став заинтересованным участником этой раздачи, входящим в "долю". В постельцинский период круг чиновничества и бюрократии, вовлеченный в передел или перераспределение собственности, еще более расширился. В результате присвоения политической и административной ренты значительная часть чиновничества и бюрократии стала вторым после корпоративного бизнеса носителем крупной собственности <28>.
--------------------------------
<28> См.: Перегудов С. Бизнес и бюрократия: особенности симбиоза // Независимая газета. 2006. 10 марта.
Учитывая, что цель приватизации - преодоление зависимости руководителей предприятий от политиков <29>, приватизационные процессы должны развиваться в рамках действующего законодательства, прежде всего Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <30>. При приватизации особое внимание нужно уделить законности и достоверности источников средств, направляемых на оплату приватизированного имущества.
--------------------------------
<29> См.: Андрефф В. Указ. соч. С. 60.
<30> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
Особое значение имеет решение проблемы частной собственности на землю. Несмотря на то, что земельные участки в соответствии со ст. 129 ГК РФ признаются объектом гражданского оборота, гражданских прав, а Земельный кодекс РФ практически разрешает куплю-продажу земли, земельный вопрос так и не решен. Как отмечает председатель Комитета Государственной Думы по собственности В. Плескачевский, сегодня нормы, регулирующие земельные отношения, расположены более чем в 200 законах и подзаконных актах, нередко противоречащих друг другу, что, безусловно, осложняет процесс приобретения и оформления частной собственности на землю. Не решен также главный вопрос: по какой цене продавать землю, а для принципиального решения данного вопроса нужно выработать политику в отношении приватизации земли <31>.
--------------------------------
<31> См.: Плескачевский В. Безземельные собственники // Известия. 2006. 6 февр. Об актуальных проблемах совершенствования земельного законодательства см.: Анисимов А.П. Земельная политика и право современной России // Право и политика. 2004. N 7; Калинин Н. Проблемы применения земельного законодательства Российской Федерации // Хозяйство и право. 2006. N 2.
Переход к рыночным отношениям в нашей стране потребовал создания антимонопольного законодательства. В 1991 г. впервые в истории России был принят антимонопольный законодательный акт - Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <32>. Впервые в данном Законе было введено понятие "конкуренция". В 2006 г. вместо названного Закона был принят новый акт - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <33>. Нормы антимонопольного регулирования содержатся также во многих других федеральных законах: от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <34>, от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <35>, от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" <36>, от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" <37> и др. Причем многие нормативные акты базируются при этом на принципах экономической свободы и конкуренции, признанных международным сообществом, а также на конституционном принципе, гарантирующем обеспечение государством единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 Конституции РФ). Так, новый Таможенный кодекс РФ 2003 г. основывается на идее свободной торговли. Это означает, что Россия намерена присоединиться к конкуренции, обычаи, правила и стандарты которой были раньше созданы государствами в области международной торговли. Согласно п. 4 ст. 1 Таможенного кодекса Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.
--------------------------------
<32> Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.
<33> СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. I. Ст. 3434.
<34> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
<35> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
<36> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.
<37> СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343.
К сожалению, антимонопольное регулирование нельзя признать совершенным. Экономика России - одна из самых монополизированных в мире. 24 крупнейшие финансово-промышленные группы контролируют более 30% всего народного хозяйства, в 2 - 4 раза быстрее инфляции растут тарифы на продукцию монополий. Утверждаются они Правительством РФ, оплачиваются за счет повышения издержек конкретного сектора экономики и из карманов российских граждан <38>. Добыча полезных ископаемых сконцентрирована в руках одной-двух компаний: на долю девяти предприятий приходится 82% добычи нефти, на две компании - 100% добычи алмазов <39>. Очевидно, что такие монополисты не заинтересованы в дальнейшей геологоразведке и конкуренции. У нас очень специфический, сегментированный, в значительной степени неконкурентный банковский сектор - трем государственным банкам принадлежит 40% всех активов <40>.
--------------------------------
<38> См.: Верлин Е. Тарифная пауза // Профиль. 2005. N 43. С. 16.
<39> См.: Наумов И. Запасы нефти и золота закончатся в 2015 г. // Независимая газета. 2004. 14 нояб.
<40> См.: Московские новости. 2005. N 48. С. 2.
В последнее время Федеральная антимонопольная служба стала более активно бороться с ограничениями конкуренции. Вместе с тем следует учитывать, что ФАС России, не являющаяся независимым органом, связана в своих решениях политическими реалиями, и поэтому, например, неудивительно отсутствие ее реакции на заявление Президента РФ В. Путина, сделанное в декабре 2005 г. в Новосибирске, о запрете деятельности на территории России филиалов иностранных банков, хотя в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <41> в банковскую систему РФ входят Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Эффективность конкурентной экономики должна обеспечиваться путем согласования интересов со всех сторон, при компетентном участии в соблюдении общественных и частных интересов публичной власти. Именно согласование интересов, а не свобода и жесткая конкуренция любыми средствами позволяет экономике расширяться и развиваться <42>.
--------------------------------
<41> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<42> См.: Амосов А. О предпосылках устойчивого экономического роста // Экономист. 2005. N 10. С. 19.
Как справедливо утверждает Г.А. Гаджиев, основные экономические права имеют естественно-правовой характер, они не могут произвольно ограничиваться государством <43>. Экономическая свобода, с точки зрения Д.И. Дедова, не имеет разрешительного характера, а является неотъемлемой и важной частью человеческой природы <44>. Однако мы наблюдаем, что, например, одним налогоплательщикам даются льготы, другим - нет, одним субъектам предпринимательской деятельности выдаются лицензии на ту или иную деятельность, другим - нет, одним - квоты, другим - нет и т.д. Критерии ограничения права осуществлять ту или иную деятельность очень расплывчаты, и решение подобных проблем зависит от конкретных чиновников. Есть опасность, как верно замечает К.Ю. Тотьев, что некоторые чиновники могут реализовывать под видом публичных свои собственные интересы <45>. Поэтому публично-правовое регулирование, во-первых, не должно препятствовать реализации права на экономическую деятельность, на частную инициативу, и, во-вторых, нужно соблюдать принцип равенства между равными по правовому статусу субъектами предпринимательской деятельности. Иначе говоря, реализация основных экономических прав и свобод, частноправовых начал экономической жизни общества невозможна не только без соответствующего законодательного решения, но и без политической воли органов власти. Необходимо преодолеть имеющее советское прошлое негативное отношение общества к частной собственности, к капиталу как таковому, к просто богатым и состоятельным людям и т.д.
--------------------------------
<43> См.: Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. С. 126 - 127.
<44> См.: Дедов Д.И. Право и экономическая свобода // Вестник МГУ. Серия "Право". 2002. N 4. С. 65.
<45> См.: Тотьев К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. N 9. С. 24.
Принципы частного права (равенство субъектов права, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и др.) позволяют субъектам права самостоятельно и автономно определять свою волю, свой вариант поведения, что является необходимым условием для развития рыночных отношений. Некоторые принципы частного права стали применяться в публичном праве, например, договор как регулятор взаимоотношений между центром и субъектами РФ, между самими субъектами РФ <46>. Договор, как отмечает Ю.А. Тихомиров, является важнейшим средством саморегулирования почти во всех отраслях права <47>. Что касается роли договора в условиях рынка, то именно посредством договора в стихийный рыночный механизм вносятся элементы планомерной организованности как на уровне самих хозяйственных субъектов, так и народного хозяйства как единого целого <48>.
--------------------------------
<46> Более подробно об этом см.: Демин А.В. Административные договоры: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996; Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Проблемы современной теории административного договора // Правоведение. 1996. N 4; Иванов В.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная практика. Красноярск, 1997; Савотин А.А. Админстративно-правовой договор в системе регулирования общественных отношений (понятие и классификация) // Юрист. 2001. N 11; Марченко М.Н. Особенности нормативно-правового договора как источника права // Вестник МГУ. Серия "Право". 2004. N 1.
<47> См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 188.
<48> См.: Шевченко Л.И. О понятии, сущности и значении договорного регулирования имущественных отношений в условиях рыночной экономики // Государство и право. 2005. N 10. С. 47.
Публичное право в современный период, регулируя экономические отношения, стремится сочетать, пусть и непоследовательно, государственные, общественные интересы с интересами частными. Не случайно одним из принципов публичного права признается принцип юридической гарантированности прав и свобод человека и гражданина <49>. Как известно, банковское законодательство сейчас предусматривает в случае банкротства банка возврат вкладчику до 400 тыс. руб. Такой подход, безусловно, защищает частные интересы <50>.
--------------------------------
<49> См.: Вагина Н.М. Принципы публичного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 13.
<50> Более подробно об этом см.: Тосунян Г.А. Правовое обеспечение национальных интересов России в банковской сфере // Журнал российского права. 2005. N 12; Корнилова Н.В. Закон о страховании банковских вкладов // Российская юстиция. 2006. N 1.
Статья 3 Налогового кодекса РФ предусматривает следующие принципы налогообложения: законность налогообложения, всеобщность и равенство налогообложения, соразмерность, экономическая обоснованность налогообложения, единство налоговой системы России, определенность налогообложения. Есть и такие принципы, которые прямо в той или иной статье НК РФ не сформулированы, но они вытекают из толкования и смысла всего законодательного акта, например, принцип однократности налогообложения или индивидуализации налоговой ответственности, принцип удобства и дешевизны взимания налогов, очередности взимания из одного источника и др. <51> Государство, налоговые органы в последнее время усилили контроль за уплатой налогов, и это правильно. Однако налоги - это не просто обязательственные выплаты налогоплательщиков, это плата представителей бизнеса, предпринимателей, граждан за предоставляемые им со стороны государства услуги - антимонопольное регулирование, судебную защиту экономических прав и свобод, создание равных условий для всех участников рынка и т.д. Стоимость этих услуг растет, а вот их качество падает, что ведет и к уклонению от уплаты налогов, и к оттоку капиталов за рубеж, и к низкому росту инвестиций в экономику, и к другим негативным моментам.
--------------------------------
<51> Более подробно о принципах налогообложения см.: Демин А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Журнал российского права. 2002. N 4; Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. 2002. N 9; Новоженов А.Ю. Проблемы принципов налогового права // Юрист. 2002. N 10.
В соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка РФ признается защита и обеспечение устойчивости рубля. В статье 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <52> этот тезис назван одной из целей ЦБ РФ. Наши граждане, как известно, по-прежнему большую часть своих сбережений хранят в долларах, покупательная способность которых в США, например, резко не изменилась. В России же Центральный Банк в последнее время в целях борьбы с инфляцией придерживается политики укрепления рубля, курс которого по отношению к доллару значительно вырос, в результате чего за последние несколько лет доллар подешевел и сбережения наших граждан "похудели". Как верно замечает Я.А. Гейвандов, федеральное законодательство не возлагало и не возлагает на Банк России функцию самостоятельно определить порядок установления официального курса иностранных валют к российскому рублю. Установление порядка денежной эмиссии, официального валютного курса, осуществления многих других направлений денежно-кредитного регулирования затрагивает интересы всего общества, а поэтому не может быть полностью передано на усмотрение Банка России <53>.
--------------------------------
<52> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
<53> См.: Гейвандов Я.А. Правовые аспекты реализации конституционной функции по защите и устойчивости рубля // Государство и право. 2003. N 11. С. 70 - 71.
Одним из принципов инвестиционного права является защита инвестиций (от национализации и реквизиции, от изменения законодательства, от незаконных действий государственных органов) <54>. Однако, учитывая примеры фактической национализации упоминавшихся нами ранее объектов частной собственности, инвесторы, конечно, опасаются таких последствий для своего капитала, и, к сожалению, наша правовая судебная система не гарантирует им полноценного возмещения убытков. Таким образом, приведенные примеры показывают, что далеко не всегда нормы публичного права надежно защищают частные интересы.
--------------------------------
<54> См.: Мороз С.П. Принципы инвестиционного права // Журнал российского права. 2003. N 3. С. 59.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_3055.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!