Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Продолжаем экономить
Котлукова С.Е.
Электронный ресурс, 2010.
Рынок офисной недвижимости начинает оживать,
но не спеша
Кризис отступает, рынок приподнимает голову, а в Москве снова появляются строительные краны, что вселяет оптимизм компаниям сектора b2b. Однако многие представители бизнеса, уже привыкнув к экономии, не спешат возвращаться в докризисное русло финансового управления.
В кризисное время арендаторы искали более доступные предложения по арендным ставкам, а также, в связи с сокращением персонала, офисы меньшей площади. На сегодняшний день ситуация начинает меняться, однако не так динамично, как хотелось бы собственникам. Но проблема переезда в новые офисы и обустройство офисного интерьера остается актуальной практически во все времена.
Аренда на привычных условиях
О возрождении рыночной активности девелоперов и арендаторов можно судить по увеличению активности на рынке интерьерных решений. Илья Старостин, руководитель проектного бюро компании - производителя систем перегородок "Астарта престиж", анализируя заказы собственной фирмы, отмечает пробуждение в заказах клиентов: "Нынешние проекты можно разделить на две категории. Первые - действительно большие объекты, их заказчиками являются крупные компании, крепко стоящие на ногах и не пострадавшие от кризиса. Вторые - небольшие заказы, поступающие от фирм, удержавшихся на плаву в непростое время и переезжающих в новые офисы или обустраивающих помещения для недавно набранного персонала. Стоит отметить медленное увеличение доли проектов, связанных с первичной отделкой помещений в новых бизнес-центрах. Однако уже в ближайшее время мы ожидаем оживления в этом сегменте".
По словам Кирилла Толмачева, генерального директора консалтинговой компании "Концепт Лоджик", на сегодняшнем рынке коммерческой недвижимости нестабильная ситуация, сложившаяся еще в кризисный период, практически не изменилась. Однако кризисные события, повлекшие за собой существенные перемены в поведении игроков рынка, отходят на второй план, медленно возвращая ситуацию в прежнее русло.
Сокращение офисных площадей и поиск более дешевых предложений на рынке аренды сменились интересом к высококлассным объектам, хотя бизнес-центры класса B и B+ по-прежнему остаются востребованными среди арендаторов. В итоге за этот год средняя ставка аренды увеличилась на 1 - 2%. Теперь аренда офисных помещений класса A составляет около 1200 долл., а класса B - от 500 долл. Наиболее востребованным форматом сейчас являются помещения площадью до 200 кв. м. Кроме того, многие бизнес-центры, планируемые к вводу до конца 2010 г., стараются предусмотреть наличие помещений от 20 до 80 кв. м.
Еще одной отличительной чертой кризисного периода на рынке аренды офисной недвижимости являлось сокращение сроков аренды - компании не были готовы бронировать офисные метры на несколько лет вперед. На сегодняшний день эта тенденция изменилась слабо, но уже кое-где появляются крупные холдинги, готовые подписать договоры по аренде на долгий срок.
Если в кризисный период арендодатели были готовы пойти на различные уступки ради клиента, предлагая всевозможные скидки и бонусы, то сейчас эта тенденция снизилась. Объекты с выгодным местоположением и комфортными площадями перестали предоставляться со скидками или пересматриваться в договорах аренды. Более того, владельцы наиболее ликвидных помещений уже пытаются диктовать арендаторам свои условия.
Однако о полной стабилизации говорить еще рано, ведь на рынке еще остаются маловостребованные бизнес-центры, ставки в которых по-прежнему остаются сниженными на 25 - 50%.
"По прогнозам экспертов, в ближайшее время дефицит коснется офисных помещений с отделкой до 500 кв. м с удобным местоположением и хорошей транспортной доступностью", - считает Кирилл Толмачев.
Рынок начинает оживать, и в качестве арендаторов становятся заметны сферы малого и среднего бизнеса: компании, оказывающие юридические, дистрибьюторские, консалтинговые услуги. А вот для собственника помещения при сдаче офиса в аренду по-прежнему важным остается стабильность компании-клиента и ее платежеспособность.
Экономя, можно и покапризничать
Компании, твердо стоящие на ногах, начинают подыскивать новые помещения, но, учитывая широкий выбор офисных площадей, могут и побыть требовательными к выбору офиса. Например, для компаний, планирующих зону open-space, критериями выбора помещения становятся просторная планировка помещения, максимальная естественная освещенность, хорошая вентиляция. А вот собственники, в работу которых входит прием и обслуживание посетителей, например банки или страховые компании, отдают предпочтение помещениям на первом этаже с собственным входом.
Однако проектные работы - это тот этап обустройства, на котором опасно экономить. В процессе обустройства помещения необходимо руководствоваться сразу несколькими комплектами документации: архитектурным, инженерным и дизайн-проектом. С экономией здесь поможет выбор подрядчика, осуществляющего весь комплекс работ, начиная от разработки интерьера офиса, заканчивая монтажом конструкций собственного производства. Это позволяет сэкономить не только на стоимости самого проекта, но и сократить затраты за счет грамотного взаимодействия подрядных организаций.
"Очень важно, чтобы работа дизайнеров, архитекторов, специалистов, отвечающих за инженерные коммуникации, была слаженна. В противном случае возможны нестыковки, которые влекут за собой дополнительные расходы", - утверждает дизайнер интерьеров Татьяна Амбарцумова.
Бережем квадратные метры
Подходы к планировке рабочего пространства сегодня практически не изменились, соответствуя основным бизнес-процессам. "Из-за кризиса компании стали экономить на рабочей площади, активно используя, например, системы open-space", - рассказывает Илья Старостин. Этот метод организации пространства уже прижился в российских офисах, и теперь редкая компания предпочтет планировку отдельных кабинетов открытому офисному пространству. К тому же планировка в стиле open-space позволяет сберечь до 20% пространства за счет оптимального расположения сотрудников и грамотного размещения оргтехники.
Посткризисные условия начинают оживлять собственников и арендаторов в вопросах обустройства комфортного рабочего пространства. Если во времена нестабильной экономической ситуации организации не выделяли в офисе место под зоны отдыха персонала, то сегодня во многих помещениях можно увидеть и большие столовые, и курительные комнаты, и зимние сады. К тому же такой способ организации становится не только хорошей мотивацией сотрудников, но и подчеркиванием высокого уровня корпоративной культуры.
Выгодное исполнение
Финансовый кризис сказался и на выборе отделочных материалов, поэтому теперь строителям потребуется долгое время, чтобы переубедить заказчиков приобретать более дорогие отделочные материалы.
Компании отдают предпочтение прежде всего экономичным и качественным решениям, обращая внимание не на престиж марки и новизну коллекции, а на высокие функциональные характеристики. Например, сегодня такие дорогостоящие решения, как цельностеклянные и шпонированные перегородки с использованием ценных пород дерева, уступают по востребованности экономичным вариантам. Самое популярное заполнение - плиты ЛДСП. "В таких случаях большая ответственность возлагается на дизайнера, - утверждает Татьяна Амбарцумова. - Его основной задачей становится сделать красивый и стильный интерьер с применением недорогих материалов. Должно пройти немало времени, чтобы компании стали использовать более дорогостоящие материалы".
Источник: http://www.juristlib.ru/book_9808.html
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!