Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Политико-правовые учения в США конца XVIII в.»

/ История правовых и политических учений
Контрольная,  10 страниц


Работа похожей тематики


Финансово-правовая политика в области банковского надзора

Быстрова Е.Ф.
Электронный ресурс, 2010.
В статье проводится анализ положений финансовой политики государства в области правового регулирования банковского сектора, и в особенности банковского надзора.
Ключевые слова: финансово-правовая политика, Центральный банк Российской Федерации, стратегия развития банковского сектора.
The article contains analysis of provisions of financial policy of the state in the sphere of legal regulation of bank sector particularly in the sphere of bank supervision.
Key words: financial-law policy, Central Bank of Russian Federation, strategy of development of bank sector.
Финансово-правовая политика осуществляется в различных сферах финансовой деятельности государства, в том числе в сфере банковской деятельности. В целях формирования научно обоснованной и практически значимой правовой политики государства в данной сфере необходимо системное осмысление проблем, стоящих перед банковским сектором, определение приоритетных направлений его развития.
В связи с этим 30 декабря 2001 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации <2>, которая способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора.
--------------------------------
<2> См.: Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 30.12.2001 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации" // Вестник Банка России. 2002. N 5.
Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность потребовали от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, совершенствования банковского регулирования, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций посредством развития новых форм и методов банковского надзора, усиления защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков.
Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации 5 апреля 2005 г. принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. <3>, в соответствии с которой основными задачами развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (до 2008 г.) являются:
--------------------------------
<3> См.: Заявление Правительства Российской Федерации от 05.04.2005 N 983п-П13 и Центрального банка Российской Федерации N 01-01/1617 от 05.04.2005 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года" // Вестник Банка России. 2005. N 19.
- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
- повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций; предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
- развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
Для решения указанных задач в Стратегии сформулирован ряд направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, среди которых одним из основных является повышение эффективности банковского надзора. Под повышением эффективности (результативности) банковского надзора понимается лучшее выполнение им своих задач (повышение функциональной "продуктивности"), не сопровождаемое пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели; указанную тенденцию можно обозначить как повышение "производительности" надзора <4>.
--------------------------------
<4> См.: Симановский А.Ю. Текущий банковский надзор. Международные тенденции развития и некоторые вопросы совершенствования российской практики // Деньги и кредит. 2002. N 2. С. 19.
Основополагающим документом, закрепляющим направления совершенствования надзора, сформулированные в Стратегии, выступает документ Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" <5>. В рамках выполнения рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору в целях повышения эффективности банковского надзора Банком России проводится политика по переходу на риск-ориентированный надзор, предполагающий оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций (профессиональное суждение) <6>.
--------------------------------
<5> Полный текст основополагающих принципов эффективного банковского надзора, принятых Базельским комитетом по банковскому надзору в сентябре 1997 г., содержится в приложении 7 к пособию: Банковский надзор. Европейский опыт и российская практика: Пособие, подготовленное в рамках проекта "Обучение персонала Банка России. Этап III" / Под ред. М. Олсена. М., 2005. С. 271 - 307. См. также: Методология основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.) // Вестник Банка России. 2002. N 33.
<6> См.: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Вестник Банка России. 2006. N 66.
Понятие риск-ориентированного надзора можно рассматривать в широком и узком смысле <7>.
--------------------------------
<7> См.: Симановский А.Ю. К вопросу о повышении эффективности банковского надзора // Деньги и кредит. 2002. N 9. С. 3 - 4.
Суть риск-ориентированного банковского надзора в узком смысле состоит:
- в установлении в деятельности кредитных организаций зон (областей) повышенного риска и концентрации ресурсов надзора на этих областях;
- в выявлении слабых банков и осуществлении надзора за ними в более интенсивном режиме, чем за банками, чье состояние не вызывает мотивированных опасений <8>;
--------------------------------
<8> См.: Руководство Базельского комитета по банковскому надзору для органов банковского надзора по работе со слабыми банками (Базель, Швейцария, март 2002 г.) Отчет группы по работе со слабыми банками // Вестник Банка России. 2002. N 44.
- в выборе режима надзора, соответствующего выявленным реальным или потенциальным проблемам в банке.
Риск-ориентированный подход к надзору характеризуется конкретизацией ("сужением") предмета надзора, что является важным элементом оптимизации надзорных систем <9>.
--------------------------------
<9> См.: Симановский А.Ю. Текущий банковский надзор. Международные тенденции развития и некоторые вопросы совершенствования российской практики // Деньги и кредит. 2002. N 2. С. 19.
В широком смысле риск-ориентированный банковский надзор представляет собой систему, затрагивающую, по существу, все компоненты надзора, в том числе анализ отчетности, классификацию кредитных организаций по степени финансовой устойчивости, включая оценку системной устойчивости банковского сектора, а также систему раннего предупреждения финансовых проблем в банке, под которой понимается концентрация усилий надзорного органа на профилактику проблем либо их лечение на стадии возникновения, поскольку использование именно этих возможностей является наиболее эффективным по результату и наиболее экономичным по затратам <10>.
--------------------------------
<10> См.: Симановский А.Ю. К вопросу о повышении эффективности банковского надзора // Деньги и кредит. 2002. N 9. С. 4.
Риск-ориентированный банковский надзор получил еще название содержательного надзора, основанного на качественных оценках. Здесь необходимо отметить, что в принципе имеется два подхода к банковскому регулированию и надзору <11>:
--------------------------------
<11> См.: Банковский надзор. Европейский опыт и российская практика: Пособие, подготовленное в рамках проекта "Обучение персонала Банка России. Этап III" / Под ред. М. Олсена. М., 2005. С. 38 - 39.
1) надзор, основанный на количественных требованиях (формальный надзор);
2) надзор, основанный на качественных требованиях (содержательный надзор).
В первом случае регулирование и надзор направлены на выполнение банками требований, имеющих количественное измерение. В принципе такой подход к осуществлению надзора является единственным типом надзора, который не базируется на субъективных оценках: банк либо выполняет числовое значение норматива, либо нет, при этом невыполнение банком установленных требований ведет к применению надзорным органом мер воздействия. Данный формальный подход не позволяет надзорному органу действовать превентивно и выявлять проблемы в банке на ранней стадии, когда нормативы не нарушены. При наличии же нарушений не выявляются их причины, в связи с чем меры надзорного реагирования могут не исправить ситуацию в банке, а только ухудшить ее.
В случае, когда надзор основан на качественных требованиях, надзорному органу недостаточно провести проверку формальных регулирующих требований количественного характера. В этом случае проверяется соблюдение качественных требований с упором на механизмы и способы управления рисками, при этом надзорный орган оценивает общую устойчивость банка к рискам, что позволяет ему прогнозировать потенциальные риски банка в будущем и предотвращать возможные проблемы в банке путем применения мер корректирующего характера (система раннего предупреждения). Данное направление характеризуется усилением содержательной составляющей банковского надзора. При этом на первый план выходит система анализа и оценки причин, обусловивших изменения в состоянии показателей деятельности банка, а не сам по себе мониторинг этих показателей.
Укрепление финансовой устойчивости банковского сектора - одна из ключевых целей банковского надзора. Для достижения этой цели Банком России проводится работа по внедрению в надзорную практику обновленного Базельского соглашения по капиталу - Международная конвергенция капитала и стандартов капитала: уточненные подходы (Базель II) <12>. Данный документ представляет собой существенно пересмотренные международные стандарты оценки достаточности капитала, представленные в действовавшем до его принятия Соглашении по капиталу (Базель I) <13>. Первым заместителем Председателя Банка России А.А. Козловым было высказано мнение о том, что новые подходы ориентированы на более точную экономическую оценку степени рисков, присущих тому или иному виду активов, и призваны существенно приблизить регулятивные требования к банковскому капиталу к реальному риску экономических потерь каждого конкретного банка <14>.
--------------------------------
<12> Документ размещен на сайте Банка России в сети Интернет. URL: http://www.cbr.ru.
<13> См.: Симановский А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора // Деньги и кредит. 2007. N 1. С. 20 - 30; 2007. N 2. С. 11 - 22; 2007. N 3. С. 18 - 25; Милюкова Г.А. Базельское соглашение-2 и оценка кредитного риска // Вестник Ассоциации российских банков. 2004. N 6. С. 29 - 35; Рудько-Селиванов В.В., Афанасьев А.А., Лапина К.В. Базельские соглашения по банковскому капиталу и риски производных финансовых инструментов // Деньги и кредит. 2004. N 2. С. 20 - 25; Малыхин Д.В., Полтавцев А.Б. Базель II и повышение роли внутреннего аудита в банках // Банковское дело. 2005. N 10. С. 34 - 37.
<14> См.: Доклад первого заместителя Председателя Банка России А.А. Козлова "Реализация Базельских рекомендаций как фактор повышения эффективности российской банковской системы" на XV Международном банковском конгрессе "Базельские рекомендации: подходы и реализация" // Вестник банковского дела. 2006. N 7. С. 80 - 93; Козлов А.А. Выступление на XIV Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге // Вестник Банка России. 2005. N 30.
В заключение следует отметить, что развитие риск-ориентированных подходов в банковском надзоре является одной из ключевых задач Банка России. Банком России будут предприняты дальнейшие шаги по внедрению институтов, форм и методов эффективного надзора, основанных на международных принципах, что предусмотрено Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и период 2011 и 2012 годов <15>. Повышение качества банковского надзора будет способствовать достижению целей деятельности Банка России - поддержанию стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов.
--------------------------------
<15> Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и период 2011 и 2012 годов // Вестник Банка России. 2009. N 68.
Источник: http://www.juristlib.ru/book_7228.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!