Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Законодательство России о государственной тайне»

/ Общее право
Контрольная,  10 страниц


Работа похожей тематики


Антрополого-коммуникативное обоснование прав человека :

Тезисы доклада /

Поляков, А. В.

2004

проф.  А.В. ПОЛЯКОВ

 

 

АНТРОПОЛОГО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

ТЕЗИСЫ  ДОКЛАДА

 

 

1.        Права человека являются сегодня одной из главных тем не только в гуманитаристике, но и в повседневной политической реальности. Это обстоятельство имеет глубокий философский и мировоззренческий смысл, но теория прав человека нуждается в адекватном научно-теоретическом обосновании. Современное правопонимание, в любом варианте его осмысления, нуждается в антропологическом ракурсе, т.е. должно отвечать на вопрос о том, как право связано с человеком. Права человека в таком случае рассматриваются как общетеоретическая проблема, вне своих специфических конституционных или международно-правовых аспектов. В центре внимания должна находиться онтология прав человека.

2.        На сегодняшний день общая теория прав человека пока не достигла впечатляющих результатов. Во многом такое положение дел определяется «инерцией» рационалистического правовосприятия. Все классические рационалистические концепции прав человека были вынуждены или абсолютизировать права, противопоставляя их закону (юснатурализм), или отождествлять права человека с законом (правовой этатизм). Право на уровне человека и право на уровне общества (государства)  представало как неразрешимая антиномия.

3.        Только в рамках постнеклассической науки появилась возможность связать право и права человека, рассматривая само право как человекоразмерный феномен, как психосоциокультурную систему. Цель настоящего доклада заключается  в том, чтобы показать, что право - это и есть права человека par exellence, но права, которые существуют не сами по себе, а оказываются связанными и с правовыми обязанностями, и с правовыми нормами, и с правовыми текстами государства  в рамках рекурсивной системы правовых коммуникаций. Такой подход можно характеризовать как интегральный, в его рамках реализуется принцип дополнительности (комплементарности) научного знания. Подобное интегральное и антрополого-коммуникативное правопонимание является созвучным постнеклассической теории  прав человека, которая может рассматриваться как научная теория, в достаточной степени адекватная современности.

4.        Существенную помощь в решении этой проблемы могут оказать идеи, сформировавшиеся в рамках когнитивных наук, философии языка, феноменолого-герменевтических и феноменолого-социологических направлений современной гуманитаристики, синергетики, культурологии и антропологии.  В данном контексте антропологические константы, определяющие человеческую природу,  оказываются неразрывно связанными с его (человека) открытостью миру. Это означает, что процесс становления человека имеет системный характер и проходит во взаимосвязи с окружающей средой, как природной, так и антропогенной. Ключевым моментом, характеризующим становление человека, является коммуникация. Коммуникация при этом понимается как центральное понятие всех социальных и гуманитарных наук, как принцип, объясняющий феномен человека. Коммуникации могут интерпретироваться как явления и имманентные, и трансцендентные социальному миру.

5.        Понятие правового субъекта начинается с признания права на имя. Имя – это не то, как другие называют человека (виртуализация субъекта), а то, как он сам себя называет, заставляя считаться с этим других. Через идентификацию себя с определенным именем конституируется сам субъект как правовая  личность и как правовой деятель (актуализация субъекта). Человек есть самоорганизующийся центр правовой активности.

6.        Быть субъектом в социальном ракурсе означает быть субъектом права, т.е. иметь те права, которые неотъемлемы от субъекта как коммуникативного деятеля. В этом заключается онтологический смысл самого права на коммуникацию, независимый от его современных интерпретаций в международном праве. Права человека предстают как реальные субъективные права, имеющие все необходимые признаки именно права. К таким правовым признакам необходимо отнести следующие: 1) принадлежность человеку как субъекту, притязающему на определенную меру свободного социального поведения, обеспеченную обязанным поведением других субъектов; 2) «оправданность» данных притязаний выводится из правовых норм, объективированных в различных первичных и вторичных правовых текстах и легитимированных в рамках жизненного мира социума; 3) общеобязательность соответствующих норм обеспечивается всем порядком таких коммуникативных отношений, включая легитимную самозащиту, а также возможность непосредственно социального, а при определенных обстоятельствах и государственного (межгосударственного) психического и физического принуждения правонарушителя.

7.           Из этого вытекает ряд важных следствий. Права человека (как и право в целом) не есть сфера чистых идей, фантазий, пожеланий, умозаключений каких-либо отдельных индивидуумов, групп, политических партий. Они коренятся в жизненном мире человека и общества и являются частью эмпирической действительности. Права человека возникают и существуют как результат интерсубъективных, коммуникативных взаимодействий и не мыслимы вне правовых отношений. Вне правовых отношений существует лишь дозволенное, но не управомоченное поведение.

8.        Социально ориентированные действия людей всегда имеют текстуальную форму, а в определенных случаях они специально направлены на создание текстуальной формы. На этом основано отличие первичных и вторичных правовых текстов, без которых право не существует, следовательно, не существуют и права человека. Первичные правовые тексты создаются вторичными правовыми текстами, и лишь их интертекстуальное единство создает интерсубъективность прав и правовых обязанностей. Права человека контекстуальны и актуальны. Любое субъективное право нормативно, любая правовая норма конституируется путем реализации коррелятивных прав и обязанностей. Таким образом, нет прав человека без правовых норм и нет правовых норм без прав человека (субъективных прав).

9.        Изложенный взгляд на права человека, вытекающие из его коммуникативной природы, означает также, что права не могут существовать вне коммуникации, а, следовательно, и вне правовых обязанностей и морально-правовой ответственности. Права человека как мера его социальной свободы оказываются неразрывно связанными с ответственностью.

10.     С позиций антрополого-коммуникативного подхода может быть рассмотрена и проблема собственности как проблема прав человека. Собственность как право человека может иметь антропологический смысл только будучи выражением и продолжением человека (его органопроекцией). Собственность в таком случае следует рассматривать не как стоимостной объект, а как техническое средство. Как средства техники собственность в своем генезисе и в своей природе представляет собой создаваемые человеком «проекции» (замены, продолжения, усиления) различных органов его тела; как и обратно – телесные органы суть «органические прообразы» технических орудий (П.А. Флоренский). Являясь продолжением человека, понятая таким образом собственность, действительно, конституируется в виде неотъемлемого права субъекта, и будет являться таковым и впредь постольку, поскольку будет способствовать «расширению» человека, развитию его коммуникативных возможностей. Этим объясняется социально-коммуникативная природа собственности, которая не позволяет трактовать ее как исключительно частную и только лишь в силу этого «священную» самостоятельную субстанцию.

11.      Антрополого-коммуникативный подход к проблеме прав человека позволяет увидеть обусловленность права именно человеческими качествами: свобода, ответственность, субъектность, собственность как правовые феномены возникают не сами по себе, а в виде необходимых системных компонентов человеческого, социального бытия. Именно это обстоятельство определяет человекоразмерность права и его развитие в рамках коммуникативной парадигмы.

12.    Самым «естественным», самым незаметным и самым человечным является изначальное неотъемлемое право – право на коммуникацию, т.е. право быть человеком как субъектом межчеловеческих отношений. Только при реализации данного права - права быть свободным в условиях социальной «несвободы» - возникает и любое другое право человека, включая право на жизнь.

13.    Все возможности человеческого поведения, способствующие развитию и упрочению коммуникативных отношений, при их артикуляции, легитимации и актуализации трансформируются в субъективные права человека. В этом смысле права не даруются, а формируются через совместные действия людей, а подчас и «завоевываются». Основные же права человека должны «завоевать» и политическое пространство, стать частью государственно правовых коммуникаций.

14.    Права человека представляют собой  единство легитимированных правовых текстов, включающих нормативное поведение субъектов, действующих в собственных интересах и обеспеченное исполнением обязанностей другими субъектами. Легитимация является процедурой, подтверждающей справедливость соответствующих правопритязаний. Справедливость неразрывно связана с представлениями о должном в праве и, наряду со свободой и ответственностью, является наиболее яркой аксиологической характеристикой прав человека.

15.    Но поскольку социальные интересы определяются многими социокультурными обстоятельствами, конкретный «каталог» прав и обязанностей человека и гражданина исторически изменчив и соответствует закономерностям развития правовой культуры в рамках конкретного жизненного мира. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня право на коммуникацию возрождается на новом уровне и с новым обогащенным содержанием, соответствующим потребностям формирующегося информационного общества.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1149038


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!