Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Л.А. ШЕВЕЛЕВА,
аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата
ПУБЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Государственная власть – разновидность власти социальной, осуществляющей социальное управление в государственно-организованном обществе, в том числе, посредством контрольно-надзорной деятельности. Поэтому необходимо обозначить используемые в статье понятия, такие, как «государство», «функции государства», «функции государственных органов», «социальное управление», «контроль» и «надзор».
Ключевые слова: государственный контроль, управление, публичный контроль, государство, права человека, органы государственной власти, разделение властей.
Государство – многомерное образование; понятие, которое можно рассматривать в различном теоретическом приближении[1]. С одной позиции государство выступает как совокупность людей (население, нация), проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью. При другом приближении государство представляет собой властную организацию (аппарат власти), отличающуюся от остального населения. С позиции конституционного права государство рассматривается как система государственных институтов, взаимосвязанных между собой[2].
Термин «публичность» в Конституции РФ не употребляется. Исключение в определенной мере составляет положение ст. 16 Конституции Российской Федерации, в которой говорится об официальном опубликовании законов. Вместе с тем практика Конституционного Суда Российской Федерации в определенной мере раскрывает содержание этого конституционного принципа[3].
Так, в Постановлении по делу о проверке конституционности ряда положений ст. 6.1 и 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой Конституционный Суд установил наличие принципа публичности (гласности) судопроизводства.
В Особом мнении судьи А.Л. Кононова по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова указывается на публичность как квалифицирующий признак предвыборной агитации[4].
Из сказанного можно сделать вывод о том, что государство не тождественно публичной политической власти и аппарату, ее осуществляющему. Государство является теоретически более широким понятием, вмещающим также население и территорию. Аппарат же публичной политической власти (государственной власти)[5] включает в себя законодателя, правительство, суд, полицию, вооруженные силы и другие учреждения[6].
Своеобразная система осуществления контроля в государственном управлении закреплялась в составленном примерно во II веке до н.э. сборнике древнеиндийских правовых норм, именуемом «Законами Ману», а именно:
65. Армия зависит от военачальника, контроль над подданными – от армии, сокровищница и страна – от царя, мир и его противоположность – от посла...
115. Следует назначить старосту для каждой деревни, управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи.
116. Деревенский староста пусть сам сообщает должным образом о преступлениях, совершенных в деревне, управителю десятью деревнями, управитель десятью – управителю двадцатью.
117. Управитель двадцатью пусть все это сообщает управителю сотни, а управитель сотни деревень – лично управителю тысячи…
120. За их действиями в деревнях, а также за частными делами пусть наблюдает особый сановник царя – верный и неутомимый.
121. В каждом городе надо назначить одного, думающего обо всех делах, высокого по положению, грозного на вид, подобного планете среди звезд.
122. Пусть он всегда посещает всех тех служащих сам; поведение их в сельских местностях пусть проверяет должным образом посредством соглядатаев[7].
Весьма интересным и актуальным для исследования публичности власти, приобретающим современное звучание представляется учение Ж.Ж. Руссо о суверенной власти народа. В своем знаменитом сочинении, посвященном общественному договору, Руссо отмечал недостаточность того, чтобы народ, собравшись, один раз установил государственное устройство, санкционировав свод законов, а также установление им постоянного правительства и единовременного выбора должностных лиц раз и навсегда. Руссо настаивал на необходимости проведения определенных периодических собраний, которых ничто не могло бы ни отменить, ни отсрочить, чтобы в определенный день народ был законно созываем по закону и чтобы для этого не было необходимости в каком-либо ином формальном созыве[8].
Далее Руссо своеобразно сформулировал суть социального (публичного) контроля через определение «повестки дня» подобных собраний. В частности, он писал: «Открытие таких собраний, которые имеют предметом только сохранение общественного договора, должно начинаться двумя предложениями, которых никогда нельзя отменить и которые должны голосоваться каждое отдельно. Первое: «Угодно ли суверену сохранить существующую форму правительства?». Второе: «Угодно ли народу оставить управление в руках тех, на которых оно теперь возложено?»[9] Анализируя указанные тезисы в контексте всей книги Руссо, можно с большой степенью уверенности полагать, что описанный процитированными словами способ поддержания суверенной власти он считал одним из истинных принципов политического права.
Одной из вершин политико-правовой мысли в России второй половины XVIII века было учение А.Н. Радищева. Опираясь на концепцию естественного состояния Руссо, Радищев подчеркивал, «что человек есть существо общественное и созданное, чтобы жить в обществе себе подобных»[10]. Делая важный вывод о таких естественных правах человека, как жизнь, вольность и безопасность, Радищев говорил о праве суверенного народа разорвать узы порабощения, освободиться от обязанности соблюдать «общественный договор», если законы, принятые государством, и его власть не были употреблены в пользу народа[11].
Под влиянием идей Радищева, французских просветителей, отцов-основателей Конституции США сформировались русские революционеры-декабристы. В течение почти десяти лет работал над своим конституционным проектом «Русская правда» глава Южного общества декабристов Павел Пестель[12]. «Народ российский, – писал Пестель, – не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства»[13]. Здесь же объявлялось равенство всех перед законом и признавалось неоспоримое право каждого гражданина участвовать в государственных делах[14].
«Декабристы, – писал Ленин, – разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли»[15].
А.И. Герцен признавал, что человечество должно перейти к «безгосударственному устройству». Он писал, что «государство как рабство идет к самоуничтожению», но «его нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста… С какого народа, в самом деле, может быть снята государственная опека, как лишняя перевязка, без раскрытия таких артерий и внутренностей, которые теперь наделают страшных бедствий, а потом спадут сами?.. что значит отрицать государство, когда главное условие выхода из него – совершеннолетие большинства»[16].
В важнейшем документе «Народной воли», «Подготовительная работа партии», подчеркивается: «Подготовительная работа партии имеет своей задачей развить количество силы, необходимое для осуществления ее целей. Цели же эти сводятся прежде всего к созданию в ближайшем будущем такого государственного и общественного строя, при котором воля народа сделалась бы единственным источником закона»[17].
Трактовка социального контроля в учении Г.В.Ф. Гегеля тесно связана с его концепцией государственной власти и конституционного права. «Государственная власть, – пишет Гегель, – должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь. Если этот центр сам по себе прочен вследствие уважения к нему народов… то государственная власть может без какого-либо опасения и боязни соперничества свободно предоставить ведению подчиненных ей систем и институтов значительную долю тех отношений, которые складываются в обществе, и контроль над тем, чтобы они соответствовали законам, тогда каждое сословие, каждый город, каждая деревня и т.д. смогут свободно совершать и осуществлять все то, что находится в сфере их непосредственной деятельности»[18].
В своей «Философии права» Гегель отмечает: «Обеспечение государства и тех, кто находится под его управлением от злоупотреблений властью ведомствами и их чиновниками заключается, с одной стороны, непосредственно в их иерархии и ответственности, с другой - в правах общин, корпораций, посредством чего привнесению субъективного произвола в доверенную чиновникам власть ставится для себя препятствие, и недостаточный в отдельных случаях контроль сверху дополняется контролем снизу»[19]. И далее: «Члены правительства и государственные чиновники составляют основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы. Чтобы это сословие не заняло изолированного положения аристократии и образованность и умение не превратились бы в средство произвола и господства, его контролируют учреждения суверенной власти сверху и права корпораций снизу»[20].
Наконец, нельзя не упомянуть и гегелевскую характеристику деспотических государств, в которых существуют только правители и народ, действующий, когда он восстает исключительно как разрушительная масса, направленная против организации. «Выступая же органически, – указывает Гегель, – толпа проводит осуществление своих интересов в соответствии с правом и порядком. Если же это средство отсутствует, то самовыражение массы всегда превращается в нечто дикое»[21].
Марксистская точка зрения на значение контроля снизу в целом сфокусирована в «объективе» концепции исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазного строя[22].
Функции государства, его назначение и цели определяются потребностями государственно-организованного общества. В научной литературе функции государства понимаются как основные направления постоянной, длящейся деятельности государства по решению его основных задач и обусловлены назначением государства в обществе[23].
Например, в послеоктябрьский (1917 г.) период научное обоснование жизненно важной необходимости осуществления контроля народа над деятельностью советского государственного аппарата, обеспечения практического участия трудящихся в таком контроле и совершенствовании как высших государственных учреждений, так и местных с тем, чтобы трудящиеся проверяли все государственные дела и научились сами управлять, дал В.И. Ленин[24]. В качестве главных целей действительно демократического контроля народа В.И. Ленин выдвигал борьбу с бюрократизмом, с его поползновениями на обособление от народа и попытками встать над ним, недопущение узурпации власти государственным аппаратом: «Чем решительнее мы должны стоять теперь за беспощадно твердую власть, за диктатуру отдельных лиц для определенных процессов работы, в определенные моменты чисто исполнительных функций, тем разнообразнее должны быть формы и способы контроля снизу, чтобы парализовать всякую тень возможности извращения Советской власти, чтобы вырывать повторно и неустанно сорную траву бюрократизма»[25].
«Контроль без власти, – писал В. И. Ленин, – есть пустейшая фраза… Для того, чтобы контролировать, нужно иметь власть»[26]. Таким образом, социальный контроль выступает здесь в качестве одной из форм реализации суверенитета народа. И если в фундаменте как фактической, так и писаной конституции страны мы хотим иметь принцип народовластия, то и полноценным субъектом права контроля над органами государственной власти (государством как таковым) следует признать народ[27].
Библиографический список:
1. Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы): Дисс. … докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002. С. 31, 32.
2. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006. С. 65.
3. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 82.
4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. Параграф 295. С. 335.
5. Гуцев П.Ю. Государственная власть и местное самоуправление. М., 2009. С. 32.
6. Завалунов А.З. Правовые основы государственного контроля в сфере исполнительной власти: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 21, 22.
7. Законы Ману. М., 1960. С. 131, 132, 135, 138.
8. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 69/
9. Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука, 1983. С. 83.
10. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М.: Государственное соц.-экон. изд-во, 1938. С. 78, 79.
11. Теория государства и права: Учебник / Под ред. A.C. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 152; Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006. С. 65.
12. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. М.: Институт государства и права РАН, 2003. С. 58, 59.
13. Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 21.
14. Шамарин Э.В. Государственно-правовые взгляды предшественников научного социализма в России. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1973. С. 158.
15. Шорина E.B. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М.: Наука, 1981. С. 122.
16. Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти в Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 43.
[1] См., например: Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 69; Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства: Учебное пособие. М.: Институт государства и права РАН, 2003. С. 58, 59.
[2] См.: Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти в Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 43.
[3] См.: Гуцев П.Ю. Государственная власть и местное самоуправление. М., 2009. С. 32.
[4] См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова // СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358.
[5] В науке существует мнение о том, что публичная власть – понятие более широкое, чем государственная власть. См., например: Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 21.
[6] См.: Завалунов А.З. Правовые основы государственного контроля в сфере исполнительной власти: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 21, 22.
[7] Цит. по: Законы Ману. М., 1960. С. 131, 132, 135, 138.
[8] См.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М.: Государственное соц.-экон. изд-во, 1938. С. 78, 79.
[9] Там же. С. 88.
[10] См.: Радищев А.Н. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 476.
[11] Там же. Т. 2. С. 282.
[12] См.: Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы): Дисс. … докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002. С. 31, 32.
[13] Цит. по: Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука, 1983. С. 83.
[14] Там же. С. 83, 84.
[15] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 261.
[16] Цит. по: Шамарин Э.В. Государственно-правовые взгляды предшественников научного социализма в России. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1973. С. 158.
[17] Там же. С. 167.
[18] См.: Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. С. 82.
[19] См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. Параграф 295. С. 335.
[20] Там же. Парагр. 297. С. 335, 336.
[21] Там же. Парагр. 302. С. 343.
[22] См.: Шорина E.B. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М.: Наука, 1981. С. 122.
[23] См., например: Теория государства и права: Учебник / Под ред. A.C. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 152; Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006. С. 65.
[24] См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 19; Т. 40. С. 127, 128; Т. 45. С. 386.
[25] Там же. Т. 36. С. 206.
[26] Там же. Т. 31. С. 345, 346.
[27] См.: Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы): Дисс. … докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002. С. 32.
Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=r15
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!