Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Временной фактор уголовной ответственности»

/ Уголовное право
Контрольная,  10 страниц


Работа похожей тематики


О дисциплинах специализации по кафедре гражданского процесса в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки

Исаенкова О.В.
Электронный ресурс, 2010.
В статье рассматриваются вопросы перехода на двухуровневую систему подготовки на примере кафедры гражданского процесса в Саратовской государственной академии права.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, гражданское процессуальное право, дисциплина, специализация дисциплины.
The article considers the issue of transfer to double-level system of training at the example of the chair of civil procedure in Saratov State Academy of Law.
Key words: higher educational institution, civil procedure law, discipline, specialization of discipline.
В связи с переходом высших учебных заведений на двухуровневую систему подготовки специалистов возникает насущная необходимость серьезной переработки основных образовательных программ. Не удастся этого избежать практически всем профессиональным кафедрам, и если основные предметы, такие как гражданское право, гражданское процессуальное право, скорее всего, при этом несильно "пострадают", то с дисциплинами специализации предполагается гораздо более проблемная ситуация.
В данном аспекте хотелось бы затронуть некоторые вопросы преподавания дисциплин специализации по кафедре гражданского процесса одного из старейших юридических вузов - Саратовской государственной академии права, которая в 2011 г. будет отмечать свое 80-летие.
Сразу оговоримся, что в связи с существованием в Саратовской государственной академии права отдельной кафедры арбитражного процесса, в данной статье будут затронуты только дисциплины, преподаваемые на кафедре гражданского процесса.
В нескольких институтах и на нескольких факультетах академии силами кафедры гражданского процесса преподаются дисциплины специализации "Исполнительное производство", "Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел", "Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров". Кроме того, в соответствии со специализацией отдельных институтов внутри академии введены такие специальные предметы, как "Современные проблемы гражданского процесса" - в Институте юстиции, "Исполнение решений иностранных судов" - в Институте российского и международного права, "Участие прокурора в гражданском судопроизводстве" - разумеется, в Институте прокуратуры.
В связи с грядущим переходом на двухуровневую систему обучения "бакалавр - магистр" неизбежно встанет вопрос о реорганизации структур дисциплин специализации (а в отношении некоторых и о самом существовании таковых в учебных планах, принимая во внимание общую направленность на сокращение аудиторного времени обучения), определении их места в новых системах обучения, реформировании методики их преподавания (опять же исходя из акцента на самостоятельную работу студентов), промежуточной и итоговой аттестации студентов на основе критериев компетентности и с учетом перехода на систему зачетных единиц. При этом речь идет исключительно о втором виде компетенции - профессиональной, так как ее первый вид - общекультурная компетенция - уже не подвергается оценке на так называемых профильных, или, что ближе к действительности, профессиональных кафедрах.
Кафедры профессиональных юридических дисциплин (к которым относится и кафедра гражданского процесса), без всякого сомнения, являются основным структурным подразделением высшего учебного заведения, на которое возлагается ответственность за качество подготовки специалистов, бакалавров и магистров. Определить, насколько кафедра справляется с задачей подготовки компетентного специалиста в области преподавания основной дисциплины (гражданского процессуального права) и дисциплин специализации, помогут, очевидно, те требования, которые предъявляются к подготовке обучающихся федеральными государственными образовательными стандартами.
Заметим, что и к самим этим стандартам предъявляются определенные требования, в частности, установленные Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ, согласно которому Федеральные государственные образовательные стандарты должны включать:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
В перечисленных требованиях прослеживается триада "основа (основ программы) - условия реализации - результат".
Представляется, что основная проблема в настоящее время еще не вышла из первой фазы триады. Федеральные государственные образовательные стандарты так называемого третьего поколения находятся на сегодня в стадии активно-постпроектного обсуждения, причем многие участники такого обсуждения очень далеки от восхищения. Многообразие связанных с обсуждением стандартов публикаций, которые зачастую носят негативно-критический, нежели позитивно-одобрительный оттенок <1>, давно превысило объем самих стандартов и пояснений к ним. Стандарты обсуждаются на различных семинарах и конференциях, однако итоги таких обсуждений мало чем радуют, зачастую по их окончании даже не принимается никаких рекомендаций <2>.
--------------------------------
<1> См.: Киселев А.К. К вопросу о разработке государственных образовательных стандартов нового поколения // Право и образование. 2009. N 3. С. 28 - 34; Побежимова Н.И. К вопросу о государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения // Юридическое образование и наука. 2008. N 2. С. 2 - 4; Девисилов В.А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата: вопросы структуры и содержания // Высшее образование сегодня. 2008. N 9. С. 18 - 22; Сенашенко В.С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Alma mater. 2008. N 9. С. 11 - 19; Розина Н. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов // Высшее образование в России. 2007. N 3. С. 3 - 9; Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты // Высшее образование сегодня. 2007. N 5. С. 4 - 9; Бердашкевич А. О федеральных государственных стандартах третьего поколения // Российское образование. 2008. N 3. С. 43 - 49; и др.
<2> Например, 15 ноября 2008 г. в рамках форума "Модернизация образования" ("Институционализация инновационных механизмов модернизации образования") проходила дискуссионная площадка "Федеральный государственный образовательный стандарт" (координатор А.Б. Воронцов), на которой обсуждались требования к результатам, условиям и структуре образовательной программы учреждения; 30 - 31 октября 2009 г. в Омском государственном педагогическом университете при поддержке академика РАО Г.А. Бордовского прошел семинар "Проектирование основной программы ФГОС третьего поколения" и т.п.
По мнению вступивших в дискуссию, в современных стандартах, которые должны являться единой методологической основой подготовки будущих специалистов, должны учитываться не только профессиональные компетенции, запросы личности и государства, но и четко сформированный уровень профессиональной культуры специалиста (включающий интеллектуальную рефлексию, общую, правовую и исполнительскую культуры), необходимый для успешной реализации приоритетных экономических программ и государственных национальных проектов <3>.
--------------------------------
<3> См.: Исполатова Т.В., Кирсанова А.И. Профессиональные стандарты национальных квалификаций в проекте макета ГОС третьего поколения // Компьютерные учебные программы и инновации. 2007. N 9. С. 192 - 194.
Между тем едва ли не самое большое опасение вызывает возможность стандартов стать ограничителем качества получаемого образования, в нашем случае юридического. Не следует, думается, ограничивать количество обучающихся юриспруденции, на что сегодня нацеливают общественное мнение средства массовой информации, да и не только, говоря о "перенасыщенности" рынка труда выпускниками юридических вузов. Необходимо ограничивать не количество мест для абитуриентов специальности "юриспруденции", а количество высших учебных заведений, занимающихся подготовкой юристов, но не имеющих для этого ни кадровых потенциалов, ни многолетнего опыта, ни соответствующей научной школы. Рынок компетентных юристов в России все еще далек от насыщения, в этом плане показателен приведенный Н.И. Побежимовой мировой опыт - в США около 50%, а в Англии 40% выпускников учебных заведений являются юристами, в ведущих государствах на 10 человек, работающих в различных сферах деятельности, приходится один юрист <4>.
--------------------------------
<4> См.: Побежимова Н.И. Актуальные проблемы юридического образования в России // Юридическое образование и наука. 2003. N 4. С. 4.
Если экстраполировать требования к образовательным стандартам на задачи преподавания любой профессиональной юридической дисциплины, то в результате получим:
1) необходимость четкой внешней и внутренней структуризации дисциплин кафедры. Под внешней структуризацией дисциплины понимается наиболее целесообразное соотношение обязательной части основного курса гражданского процессуального права для будущих бакалавров и расширенной, дополнительной его частей для магистрантов, а также соотношение так называемых дисциплин по выбору, дисциплин специализации, в основном для магистрантов, а также студентов - будущих специалистов, которых разрешено набирать вузам до 13 декабря 2010 г. Между тем "чистыми" дисциплинами специализации, дополнительными дисциплинами для магистрантов, являются такие дисциплины, как "Современные проблемы гражданского процесса", "Исполнение решений иностранных судов", "Участие прокурора в гражданском судопроизводстве". Те же дисциплины, которые преподаются в настоящее время практически во всех структурных учебных подразделениях ведущих вузов, такие как "Исполнительное производство", "Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел", "Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров", целесообразно разделить на курсы для бакалавриата (исходя из двух зачетных единиц по одной дисциплине) и для магистратуры (с усилением теоретической составляющей дисциплины). Таким образом, внутренняя структуризация дисциплин будет предполагать по первым трем единое содержание, по последним трем дисциплинам двойное содержание - основное для бакалавриата и дополнительное (усиленное) для магистратуры;
2) наличие на кафедре достойного кадрового (не менее 10 процентов профессоров и докторов наук, 60 процентов доцентов и кандидатов юридических наук), материально-технического (методический кабинет с каталогизированной библиотекой и интерактивной доской, компьютерная и иная техника, зал судебного заседания или возможность быстрого переоборудования под него аудитории и т.п.) и научного (проведение международных конференций кафедрой, участие сотрудников кафедры в подобных мероприятиях за пределами региона, известные научные школы и высокий индекс цитирования работ ученых кафедры, количество защит на кафедре докторских и кандидатских диссертаций) потенциалов;
3) и, наконец, результаты освоения дисциплин по окончании их преподавания должны содержать в себе для бакалавров:
- знание предмета в "чистом виде", состоящее из умения воспроизвести информацию, составляющую содержание соответствующего законодательства и правовой теории отрасли;
- умение применять знания на практике как самостоятельно, так и во внутрискоординированных группах;
- наличие опытных навыков действий в ситуациях, возникающих в связи с применением процессуального законодательства ("опытное правоприменение").
Для второго уровня высшего профессионального образования (магистрантов) указанные характеристики результатов обучения дополняются также способностью критического анализа существующих правовых теорий, а также законодательства на предмет, в частности, коллизий и пробелов и способностью к научным изысканиям, а также поиску (собственной разработке) оптимальных перспектив развития отраслевого законодательства, практики его применения.
Отметим, что решение указанных задач в отношении преподавания дисциплин специализации в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки должно происходить постадийно, так как умение невозможно без знания, опыт - без умения, перспективная разработка - без анализа. Одновременно приходится констатировать, что существующие традиционные формы контроля (в частности, классический экзамен) позволяют преподавателю осуществлять контроль лишь на первом этапе - за достижением обучающимися первой цели, собственно наличием знаний предмета. Переход к предполагаемой государственными образовательными стандартами оценке на основе зачетных единиц, думается, должен предоставить больше возможностей для определения точки прохождения обучающимися конкретных целевых блоков.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_9261.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!