Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Технико-криминалистическое исследование документов»

/ Уголовное право
Контрольная,  10 страниц


Работа похожей тематики


Административный ресурс губернатора на выборах в дореволюционную Государственную Думу (по материалам Владимирской губернии)

Лобачев С.В.
Электронный ресурс, 2010.

Данная статья посвящена анализу административного ресурса губернаторов в деятельности по организации и проведению выборов членов Государственной Думы дореволюционной России. Исследование проводится на основе изучения материалов Владимирской губернии.

Ключевые слова: губернатор, Государственная Дума, Министерство внутренних дел.

The present article is devoted to analysis of administrative resource of governors in the activity of organization and conducting elections of members of the State Duma in pre-revolutionary Russia. The research is made on the basis of study of materials of Vladimir District.

Key words: governor, State Duma, Ministry of Internal Affairs.

Основным органом, осуществляющим надзор за правильным производством выборов в Государственную Думу Российской империи, было Министерство внутренних дел. Министерство осуществляло подготовку и проведение выборов на местах через подчиненных ему губернаторов и градоначальников. Механизм взаимосвязи столицы и провинции по бюрократическому каналу замыкался на канцелярии губернатора (градоначальника) в силу специфики объема его полномочий как центрального звена в структуре местного управления Российской империи <1>. Губернатору предоставлялось право требовать от подлежащих мест и лиц сведения о ходе и порядке выборов, а равно изучать выборные производства и давать указания к обеспечению правильного хода выборов. Функционирование института губернаторства на определенной территории обладало своими отличительными чертами, вызванными особенностями ее исторических и геополитических условий. Расхождение между существовавшей общеобязательной юридической нормой и реальной административной практикой в пределах конкретного региона могло быть весьма существенным. Поэтому особое значение имеет не абстрактное изучение вопроса о роли деятельности губернатора в производстве по выборам членов Государственной Думы, основанное на анализе существовавшей нормативной базы, а рассмотрение реального положения ключевой фигуры местного управления дореволюционной России в думском выборном производстве. Территориальные рамки исследования по теме выбраны не случайно. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, Владимирская губерния входила в состав единого исторически сложившегося региона - Центрально-промышленного района России. Такое особое географическое положение обусловило ту значительную роль, которую играла эта губерния в политической жизни страны. Во-вторых, Владимирская губерния представляет собой типичный образец социально-экономического развития провинциальных районов дореволюционной России.

--------------------------------

<1> Карнишина Н.Г. Место и роль института губернаторства в бюрократической системе пореформенной России XIX в. // Государство и общество. Проблемы социально-политической и экономической истории России: Сб. науч. ст. Вып. 3. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2005. С. 7.

Судить о системе взаимоотношений губернатора с высшими должностными лицами, руководившими выборным производством, можно, в частности, из документов о переписке губернатора с Министерством внутренних дел по поводу организации выборов члена Государственной Думы от Владимирской губернии в 1908 г. Необходимость избрания одного члена Думы от Владимирской губернии возникла из-за того, что член Думы третьего созыва Л.С. Павлов выбыл из состава депутатского корпуса по собственному желанию. В этой связи 21 июля 1908 г. Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу департамента общих дел Министерства внутренних дел просило провести предварительное совещание с губернским предводителем дворянства и определить, на какой именно день было бы наиболее удобным по местным условиям назначить губернское избирательное собрание для избрания члена Государственной Думы от Владимирской губернии. На основании этого обращения владимирский губернатор просил губернского предводителя дворянства А.Б. Голицына дать свое заключение по поводу определения срока предстоящих выборов. В своем ответе губернатору А.Б. Голицын рекомендовал дату проведения выборов назначить на 15 сентября 1908 г., о чем и было телеграфировано владимирским губернатором товарищу министра МВД С.Е. Крыжановскому. На основании собранных сведений о возможной дате проведения выборов император издал указ Правительствующему сенату, в котором обозначались сроки проведения дополнительных выборов во всех частях империи, где это было необходимо. Об издании данного указа по приказанию С.Е. Крыжановского было срочно сообщено владимирскому губернатору для скорейшего начала выборного производства. В целях обеспечения своевременного хода выборов губернатор давал ряд указаний нижестоящим должностным лицам, задействованным в избирательном процессе. Так, ввиду предстоявших выборов 15 сентября 1908 г. в губернском избирательном собрании губернатор предписывал полицмейстерам и уездным исправникам в случае получения ими сведений о лишении кем-либо из выборщиков Владимирской губернии ценза, по которому выборщик имел право быть избранным в это звание, докладывать ему немедленно. Незадолго до начала выборов в губернском избирательном собрании Особое делопроизводство просило владимирского губернатора доложить министру внутренних дел по телеграфу о лице, которое будет избрано в члены Государственной Думы на этом собрании, и сообщить краткие сведения о его служебном или общественном положении и политическом направлении, подробные биографические данные на специальном прилагаемом бланке <2>.

--------------------------------

<2> Государственный архив Владимирской области (далее - ГАВО). Ф. 205. Оп. 1. Д. 2309. Л. 2, 3, 5, 6, 7, 11, 35, 47.

В связи с напряженной революционной обстановкой в стране, когда проходили выборы в первую, вторую и третью Государственную Думу, царское правительство тщательно отслеживало состояние общественно-политической активности населения на местах заблаговременно до проведения избирательной кампании <3>. Так, например, Министерство внутренних дел незадолго перед роспуском Думы второго созыва и проведением выборов в новую Думу, а именно 9 мая 1907 г., просило владимирского губернатора сообщить для доклада министру МВД точные сведения о том, замечается или нет усиление деятельности революционных агитаторов под влиянием сессий Думы путем общей пропаганды и распространение суждений, а равно на почве неприкосновенности ее членов. При этом предписывалось отличать от указанной агитации наблюдаемое всегда общее повышение настроения населения во время сессии Думы и возрастание количества обыкновенных собраний. Правительство понимало возможность неблагонадежного влияния деятельности самой Государственной Думы на проводимую императором политику. Губернатор реализовывал требования данного указания, направляя уездным исправникам циркуляр о сборе и донесении ему подобных сведений, обработав которые он отправлял отчет в Министерство внутренних дел <4>.

--------------------------------

<3> ГАВО. Ф. 14. Оп. 5. Д. 1435. Л. 146; Д. 1458. Л. 70; Д. 1694. Л. 1 - 3.

<4> ГАВО. Ф. 14. Оп. 5. Д. 2020. Л. 1, 15.

Глава Владимирской губернии следил также за тем, чтобы в городах и уездах перед выборами в Государственную Думу не было противостояния между богатыми и бедными слоями населения, не возбуждалась социальная вражда, так как администрации было выгодно, чтобы правые, т.е., как правило, помещики и другие примыкающие к ним категории населения, не потеряли свою значимость в глазах простых людей и были обоюдно поддержаны на выборах в Думу. В этом отношении губернатор, в частности, предписывал иваново-вознесенскому полицмейстеру о недопущении возбуждения редактором газеты "Старый владимирец" Леонтьевым одной части населения г. Иваново-Вознесенска против другой. Более того, как показывают архивные документы, редактор Леонтьев и корреспонденты газеты "Старый владимирец" по указанию губернатора находились под тщательным наблюдением губернского жандармского управления для того, чтобы не допускать распространения вокруг них прогрессистских политических взглядов <5>. Преобладавшие в провинциальном обществе революционные настроения обусловили оппозиционную направленность газет, вследствие чего отношения местной администрации и независимой прессы были крайне враждебными.

--------------------------------

<5> ГАВО. Ф. 14. Оп. 5. Д. 2782. Л. 2.

Оппозиционные газеты совершенно открыто осуществляли революционную агитацию, пользуясь тем, что новое законодательство ограничило карательные полномочия местных властей. Так, например, в N 120 и N 121 газеты "Клязьма" 13 и 14 мая 1906 г. были помещены передовые статьи, озаглавленные "Владимир 13 мая" и "Владимир 14 мая". Статьи содержали в себе сведения о заговоре офицеров четырех гвардейских полков против Государственной Думы и о намерении некоторых из принадлежащих к высшему правительству лиц предпринять насильственные действия против Думы. В связи с этим вице-губернатор обращался к прокурору Владимирского окружного суда о возбуждении уголовного дела в отношении редактора газеты "Клязьма" с приостановкой издания до решения суда, так как помещенные сведения стремятся вызвать "тревогу в обществе и возбудить в нем враждебное отношение к войскам", и в содержании статей усматриваются признаки преступления. Однако прокурор дал заключение о невозможности возбуждения уголовного дела в отношении редактора С.А. Анисимова за неимением достаточных оснований <6>. Вообще, в соответствии с новыми временными цензурными правилами от 24 ноября 1905 г. и 18 марта 1906 г. власти могли временно приостанавливать распространение любой публикации в периодическом издании, но уничтожить тираж, закрыть орган печати, оштрафовать издателя или редактора можно было только по суду <7>. Наиболее действенной мерой воздействия на прессу в этот период были административные санкции. Возможности их применения значительно расширились с введением в губерниях положения усиленной охраны. Местные губернаторы, используя положение, стремились вновь вернуть то время, когда пресса была подконтрольна администрации. Обязательные постановления губернаторов запрещали революционную агитацию в прессе, а также публикацию какой-либо информации, возбуждающей враждебное отношение к правительству и другим властным структурам <8>.

--------------------------------

<6> ГАВО. Ф. 14. Оп. 5. Д. 1653. Л. 14, 41.

<7> Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1905. Отд. I. Ст. 1879; 1906. Отд. I. Ст. 431.

<8> Стоянов Ф.В. Роль местной администрации в организации избирательного процесса и взаимодействие с прессой на примере губерний Среднего Поволжья // Государство и общество. Проблемы социально-политической истории: Сборник научных статей. Вып. 3. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2005. С. 119.

Общеизвестно, что царское правительство было заинтересовано в формировании Государственной Думы с депутатским корпусом правого толка. Поэтому губернаторы по указанию Министерства внутренних дел собирали подробную информацию о состоянии и движении политических сил общества непосредственно перед выборами с целью оказания последующего давления на исход результатов баллотировки на всех уровнях с помощью подконтрольных ему полицмейстеров, уездных исправников и избирательных комиссий. Например, перед выборами в четвертую Государственную Думу губернатор предписывал 21 января 1912 г. полицмейстерам и уездным исправникам Владимирской губернии "...представить... подробные сведения по следующим вопросам:

1. Как организуются в настоящее время для выборов в Государственную Думу общественные силы в уездах и ведется ли вообще партийная работа на местах; имеются ли какие-либо местные организации политических партий и какие именно, каково их значение в деле объединения избирателей и как велико может быть влияние их на ход выборов и конечный их результат; какой тактики на выборах предполагают держаться партии и будет ли каждая из них проводить своих кандидатов, или некоторые из них предпочтут объединиться на одном списке кандидатов.

2. В какой мере можно вообще ожидать благоприятных результатов выборов в Государственную Думу и не предвидится ли опасения, что в члены Думы могут быть избраны "левые".

3. Приняты ли вами и земскими начальниками какие-либо меры и какие именно в обеспечение благоприятных результатов выборов на различных их ступенях и в конечном их исходе, в частности, меры для обеспечения избрания в уполномоченные от волостей вполне благонадежных и не принадлежащих к "левым" крестьян, домохозяев и для избрания таких же выборщиков из среды уполномоченных.

4. Могут ли землевладельцы-полноцензовики рассчитывать на поддержку их в избирательных съездах со стороны уполномоченных от сельского духовенства, или настоятели церквей, в общем, враждебно настроенных к помещикам, и будут ли голосовать за "левых" кандидатов, в последнем случае какие меры Вы признали бы необходимыми принять в предотвращение нежелательных последствий" <9>.

--------------------------------

<9> ГАВО. Ф. 14. Оп. 5. Д. 2999. Л. 1.

Полиция Владимирской губернии по велению губернатора особенно внимательно следила за бывшими членами Государственной Думы предыдущих созывов, которые готовились к новой избирательной кампании, с той целью, чтобы не допустить со стороны бывших депутатов пропаганды всевозможных воззваний на Владимирской земле, выдвинутых отдельными членами Думы "левых" взглядов и распространяемых по всей стране. Как правило, за такими лицами устанавливалось тайное наблюдение, о результатах которого периодически докладывалось губернатору. Но нередко полиция шла и на более радикальные меры. Так, например, 28 ноября 1906 г. в начале избирательной кампании в квартире присяжного поверенного, бывшего депутата первой Думы К.К. Черносвитова был учинен обыск на том основании, что он принадлежал к партии "народной свободы" <10>.

--------------------------------

<10> ГАВО. Ф. 14. Оп. 5. Д. 1652. Л. 1 - 10; Д. 1792. Л. 7. Д. 2063. Л. 1 - 15.

Губернаторский контроль политической благонадежности также касался и самих государственных служащих, находившихся в подчинении главы губернии, в том числе имевших отношение к избирательному процессу. Так, в отчете П.А. Столыпину о результатах выборов по Владимирской губернии в третью Думу губернатор И.Н. Сазонов докладывал, что, по имеющимся данным, большинство чиновников и выборных служащих в земских и городских управлениях во вверенной ему губернии по своим политическим убеждениям "поправели", в ведомствах судебном, контрольном и финансовом есть немало лиц, сочувствующих кадетской партии или более "левым" <11>.

--------------------------------

<11> ГАВО. Ф. 205. Оп. 2. Д. 475. Л. 16.

Таким образом, администрация Владимирской губернии вела тщательную подготовку к предстоящим выборам и повсеместный контроль общественно-политической ситуации в губернии по всем направлениям, выполняя волю царского правительства, но, как писала газета "Владимирец", "преследования администрации" не влияли на симпатии владимирских избирателей <12>.

--------------------------------

<12> Владимирец. 1906. N 110. С. 3.

Говоря о роли административного ресурса в ходе избирательной кампании непосредственно в период баллотировки, нельзя не указать на то, что органам полиции не только не разрешалось избирать и быть избранными на выборах в Государственную Думу, но и вмешиваться в ход избирательного процесса на том или ином избирательном собрании. Однако в Циркуляре П.А. Столыпина от 20 декабря 1906 г. губернаторы были призваны взять под неусыпный контроль предвыборные собрания избирателей. Партийная пресса часто публиковала материалы о присутствии на избирательных собраниях полицейских чинов <13>. Под предлогом обеспечения полной безопасности избираемых выборщиков, участников собраний и членов избирательных комиссий административные органы получили практически неограниченные полномочия для цензуры настроений избирателей, чем они успешно пользовались.

--------------------------------

<13> Стоянов Ф.В. Указ. соч. С. 119.

Итак, достаточно сложно переоценить роль губернаторского корпуса в организации выборов, от эффективной деятельности которого зависела динамика политического процесса. Правительство осознавало данный факт, доказательством чему служили многочисленные инструкции и циркуляры, рассылаемые во все уголки империи, и постановления губернаторов на местах по их осуществлению.

Занимая центральное место в системе управления выборным производством и непосредственно подчиняясь Министерству внутренних дел, губернатор выполнял прямые, связанные с избирательным процессом распоряжения и указания главы этого ведомства, направленные не только на обеспечение четкого хода выборов, но и на повсеместный контроль избирательной кампании, начиная от составления избирательных списков и заканчивая политическим характером состава выборщиков на избирательных собраниях.

Во Владимирской губернии организация и использование административного ресурса главой губернии при выборах в Государственную Думу шли типичным образом. Владимирский губернатор оказывал определяющее воздействие на подчиненные ему органы и должностных лиц, занятых в избирательном процессе, действуя по указке царского правительства, заинтересованного в формировании депутатского корпуса правого политического толка.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_9018.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!