Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Уголовная ответственность соучастников преступления в российском законодательстве»

/ Уголовное право
Контрольная,  10 страниц


Работа похожей тематики


Межрегиональное государственное управление в Советской России послевоенного периода: к вопросу о формировании современной системы укрупненного администрирования территориальным развитием страны

Черкасов К.В.
Электронный ресурс, 2010.

В годы Великой Отечественной войны возникла необходимость в укрупненных регионах как противовесе многим существовавшим тогда дробным административным образованиям. К 1942 г. территория РСФСР была разделена на 9 основных экономических районов. Экономическое районирование, сохраняя единство с союзно-республиканским государственным устройством, уже не совпадало с административно-территориальным делением, но позволяло смягчить его недостатки. Оно использовалось в качестве инструмента комплексного территориального регулирования народного хозяйства. Таким образом, продолжился начатый еще системой генерал-губернаторств курс сочетания в государственном управлении дробного и укрупненного территориального деления.

В этот период времени в решении вопросов территориального устройства страны центральная власть проявляла двойственность. Были образованы новые области в тыловых и освобожденных районах - Владимирская, Ульяновская, Курганская, Кемеровская, Брянская и др. Одновременно были ликвидированы национальные государственности некоторых народов, обвиненных в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками, - Карачаевская автономная область, Калмыцкая и Чечено-Ингушская АССР. Однако по итогам XX съезда КПСС репрессированные народы были восстановлены в правах, а их государственность возрождена. После войны административно-территориальные единицы образовывались на новых присоединенных территориях. В 1950-х годах в РСФСР было проведено разукрупнение отдельных областей в центральных районах, вызванное необходимостью улучшения управления сельским хозяйством. Так, выделились Белгородская и Липецкая области. Некоторые новые области оказались нежизнеспособными и были вскоре упразднены (Арзамасская, Балашовская). Не удался и опыт создания областного деления в Татарстане и Башкортостане.

Со временем политические цели государства вступили в противоречие со слабой экономической базой. Работа по районированию в масштабе государства вновь активизировалась во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов. В 1961 г. была принята разработанная Госпланом СССР новая сетка из 17 экономических районов, в том числе в РСФСР - 10 (с 1982 г. - 11). Ряд новых экономических районов (Уральский, Западно-Сибирский) напоминал крупные области и края конца 1920-х - начала 1930-х годов. Крупные экономические районы использовались для общегосударственного планирования народного хозяйства. В этот период сложился устойчивый механизм согласования интересов центра, ведомств, территорий, замыкавшийся на партийных структурах. Партийные управленческие структуры были в ряде случаев конструктивным элементом общего механизма управления и постепенно оказались в плену либо местных, либо отраслевых интересов, превратившись в чисто бюрократическую инстанцию, подменив собой административную власть. Различные уровни партийно-государственного воздействия представляли жестко централизованную систему управления. Оправдывавшая себя в периоды "военного коммунизма" и войны, она уже в последние годы правления И.В. Сталина показывала свою неэффективность.

Отрицательные процессы в экономической жизни общества побудили ЦК КПСС на февральском Пленуме 1957 г. обсудить вопрос о дальнейшем совершенствовании организации управления. По инициативе Н.С. Хрущева было предложено изменить формы управления промышленностью и строительством, организовать управление по основным экономическим административным районам, создав в них советы народного хозяйства (далее - совнархозы). В итоге принятым Верховным Советом СССР Законом от 10 мая 1957 г. "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" <1> на местах были учреждены совнархозы, которым предписывалось ведать экономикой в своих регионах. Компетенцию совнархозов определяло Постановление Совета Министров СССР от 26 сентября 1957 г. "О Совете народного хозяйства экономического административного района" <2>, где перечислялись основные задачи и функции совнархозов, а также их права по руководству подчиненными предприятиями в области организации, планирования, финансирования, материально-технического снабжения труда, заработной платы и капитального строительства. Всего в стране было создано 105 совнархозов, из них 70 - в РСФСР <3>. В 1962 г. было решено укрупнить совнархозы таким образом, чтобы их границы совпали с границами экономических районов. Но на это центральная власть не отважилась, оставив число укрупненных совнархозов на уровне 24.

--------------------------------

<1> См.: Хрестоматия по истории отечественного государства и права: 1917 - 1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Зерцало, 1997. С. 327 - 329.

<2> См.: решения партии и Правительства по хозяйственным вопросам: В 5 т. Т. 4. 1953 - 1961 гг. / Сост. К.У. Черненко, С.М. Смиртюков. М.: Политиздат, 1968. С. 343 - 348.

<3> См.: Лысенко В. История повторяется трижды // Российская газета. 2000. 16 мая.

Совнархозы в отличие от министерств были коллегиальными органами (в них входили даже руководители крупнейших предприятий), осуществлявшими руководство многими отраслями народного хозяйства на определенной территории. Основными задачами преобразования являлись: уменьшение влияния министерств, уравновешение доминирующего до этого времени отраслевого принципа управления народным хозяйством территориальным, предоставление большей экономической самостоятельности республикам, краям и областям, изыскание внутренних резервов для улучшения работы промышленности. Чтобы ослабить влияние центральной и местной бюрократии, совнархозы создавались не по административно-территориальному принципу, а в основном по укрупненным экономическим регионам. Ожидалось, что перенос управленческих функций на места поможет устранению недостатков централизованного управления и улучшит экономическую ситуацию.

Совнархозы были наделены широкими правами. Они могли устанавливать подведомственным подразделениям размер собственных оборотных средств, перераспределять их излишки в пределах своего экономического района, при корректировке государственных планов оказывать помощь промышленности за счет собственных средств. В отличие от министерств, имевших право проводить реорганизацию подчиненных им предприятий только с разрешения Совета Министров СССР, совнархозам было позволено создавать новые единицы, реорганизовывать существующие и ликвидировать отдельные производственные звенья, учреждать производственные комплексы в местностях с высоким уровнем развития производства. Они имели право изменять статус предприятий, вести хозяйственные операции, открывать свой счет в государственном банке без приобретения статуса юридического лица. Для обеспечения своих предприятий кадрами совнархозы могли организовывать учебные комбинаты и курсы повышения квалификации. В своей деятельности совнархозы подчинялись Совету Министров СССР через Советы министров союзных республик, наделенных правом отменять и приостанавливать их решения <4>.

--------------------------------

<4> См.: Петров Н.Ю. Советы народного хозяйства (историко-правовой очерк). М.: Госюриздат, 1958. С. 69 - 73.

Не внося изменений в административно-территориальное устройство страны, совнархозы показали преимущество укрупненного территориального деления. Однако они нарушили сложившийся к тому времени принцип сочетания отраслевого и территориального развития, делая крен на "территорию" в ущерб "отрасли". Впрочем, даже вводя территориальный принцип управления, руководство страны одновременно приняло решение о создании в центральных органах власти территориальных и отраслевых групп по совнархозам, автономным республикам, краям и областям РСФСР. Таким образом, в виде отраслевых управлений совнархозов на местах и в центральном аппарате был сохранен отраслевой принцип управления, который постепенно усиливался. В этом видится противоречие данной реформы - сохранение централизованного управления при передаче основных управленческих функций на места.

Против нововведения выступала как столичная бюрократия, не желавшая делиться властью с провинцией, так и боявшаяся всего нового партийная элита страны. Деятельность совнархозов инициировала опасную для центра тенденцию - стремление ряда руководителей регионов усилить свое влияние посредством изменения административно-территориального деления. Решение о создании совнархозов на той или иной территории означало относительную самостоятельность деятельности руководителей данных регионов и приводило к росту их политического влияния, в связи с чем активно ими лоббировалось. В целях нейтрализации данной ситуации 20 декабря 1962 г. было принято Положение о Комитете партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и соответствующих органах на местах <5>. Со временем обозначились и иные недостатки. Хозяйственники были вынуждены подстраиваться под существующие властные и экономические отношения, отчего усиливался бюрократизм; устранение "министерской ведомственности" оборачивалось ростом местничества, ослаблением связей между совнархозами. Однако явления, дававшие повод критиковать территориальную систему управления, порождались не только ее несовершенством, но и существовавшими условиями <6>. К началу 1960-х годов стало очевидным, что совнархозы оказались инородным телом в сверхцентрализованной плановой экономике и с конца 1964 г. стали упраздняться, а ряд их руководителей обвинен в местничестве. Территориальный принцип организации управления оказался чуждым, и страна вернулась к отраслевому.

--------------------------------

<5> См.: Хрестоматия по истории отечественного государства и права: 1917 - 1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Зерцало, 1997. С. 411 - 416.

<6> См.: Коваленко С.Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-х - 1970-х годов // Вопросы истории. 2008. N 6. С. 40 - 43.

Наступил период "застоя", а вместе с ним прекратились и попытки изменения территориального управления. Опыт создания укрупненных экономических районов был предан забвению. Лишь 9 августа 1972 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли для целей долгосрочного планирования сетку укрупненных экономических районов, но она не получила применения. Проект долгосрочного плана СССР на 1976 - 1990 гг. также составлялся по семи укрупненным экономическим районам, в том числе в РСФСР - по пяти: север и центр европейской части, юг европейской части, Урало-Поволжье, Сибирь, Дальний Восток <7>. Сложившаяся к первой половине 1980-х годов система управления экономикой не обеспечивала должного сочетания отраслевого и территориального принципов управления. Историческое влияние этого сказывается до сих пор.

--------------------------------

<7> См.: Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации // Экономика и организация. 2001. N 3. С. 108; Кистанов В.В. Федеральные округа России - важный шаг в укреплении государства. М.: Экономика, 2000. С. 30.

Советское государство складывалось как унитарное с сильной центральной и слабой местной властью. По своему фактическому государственному устройству РСФСР выступала в качестве унитарного государства с множеством национально территориальных автономий <8>. Конституция РСФСР 1978 г. установила в ее составе 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа). Правом автономии юридически в РСФСР обладали только национальные образования, в свою очередь, административно-территориальные единицы (края, области), которые населяло преимущественно русское население, выступали в качестве частей унитарного государства. Это позволяет ряду авторов с позиции сегодняшнего дня определять государственное устройство Советской России в качестве "фантомного, призрачного федерализма" <9>. Однако вопросы федеративного, административно-территориального устройства не оставались без соответствующего внимания руководства страны <10>.

--------------------------------

<8> См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. М.: Полиграф Опт, 2004. С. 317; Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М.: ИНИОН РАН, 1996. С. 7; Курашвили К.Т. Федеральная организация Российского государства. М.: Спутник+, 2000. С. 38 - 39; Черепанов В.А. Теория российского федерализма: Учеб. пособие. М.: МЗ-Пресс, 2005. С. 119.

<9> См.: Добрынин Н.М. Федерализм и юридическая ответственность: взаимосвязь и взаимообусловленность, математическое моделирование // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 1. С. 10; Крылова Е.Г. Федерализм как демократическая территориальная организация правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 16. С. 17.

<10> См.: Материалы Пленума Центрального комитета КПСС 19 - 20 сентября 1989 г. М.: Политиздат, 1989. С. 216 - 230.

В системе территориального управления превалировал принцип демократического централизма, характеризовавшийся совмещением демократии и централизма, когда сосредоточение в центре полномочий по решению важнейших вопросов государственного управления сочеталось с широкими правами местных органов власти. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную на протяжении почти всей истории существования РСФСР воспринимался в качестве буржуазного и решительно отвергался. В то же время применялся принцип двойного подчинения, согласно которому орган управления подчинялся как по вертикали соответствующему вышестоящему органу власти, так и соответствующему совету как представительному органу власти. С одной стороны, это обеспечивало функционально-отраслевое единство органов государственного управления, с другой - позволяло представительным органам власти оказывать воздействие на процессы управления <11>. Фактически взаимоотношения между всеми уровнями власти и управления страной советского периода строились по принципу жесткой вертикальной подчиненности "сверху вниз".

--------------------------------

<11> См.: Тихомиров Ю.А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения // Журнал российского права. 2007. N 2. С. 100.

Стержнем государственного аппарата служили партийные органы с их строгой централизацией и дисциплиной. Первые секретари республиканских, областных и краевых комитетов КПСС являлись представителями правящей партии и эффективными проводниками ее политики в регионах. Отчасти они унаследовали значение генерал-губернаторов царской России в механизме государственного аппарата, так как, находясь вне жесткой правительственной иерархии, также реализовывали на местах политическую волю руководства страны. В целом аппарат государственного территориального управления представлял собой хотя и громоздкий, но достаточно слаженный механизм, позволяющий организовать администрирование на весьма высоком уровне.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_9031.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!