Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Характер общественной опасности поведения субъекта в зависимости от множественности совершенных преступлений»

/ Уголовное право
Контрольная,  10 страниц


Работа похожей тематики


Эволюция конституционализма в Дагестане

Джамалова Э.К., Кадилаев М.А.
Электронный ресурс, 2010.

В статье рассматривается ход развития конституционализма и формирование норм права для создания нового правового общества.

Ключевые слова: культура, государственная власть, конституционное право, международные стандарты.

The article considers the course of development of constitutionalism and formation of the norms of law for creation of new legal society.

Key words: culture, state power, constitutional law, international standards.

Двадцатый век стал переломным в истории российской государственности. Этот период формирования правовой культуры можно назвать этапом утверждения правовой культуры как качественного состояния правовой жизни общества, выражающейся в определенном уровне нормативно-правового обеспечения государственной жизни, а также правовой и правоприменительной деятельности. Для построения нового общества необходимо было, прежде всего, формировать правосознание особого, нового типа. Именно с этой целью изыскивались и самым активным образом использовались такие средства политического и идеологического воздействия на народы, населяющие бывшую Российскую империю, которые активно формировали общественное сознание и готовили его к построению принципиально новых общественных отношений. Поэтому одной из главных задач в сфере идеологии стало формирование человека "нового типа", а следовательно, и нового правосознания, правовой культуры.

Революция 1917 г. с ее идеей незамедлительного устранения государства и "буржуазного" права, Гражданская война и сопровождавший ее террор, последовавший затем длительный период беззакония и репрессий, фактическое отсутствие судебной защиты прав человека не могли не сказаться на политической и правовой культуре общества. Откровенно нигилистическое отношение к праву, характерное для первых лет советской власти, адекватно отражало сущность нового режима. Коммунистическое "освобождение" от частной собственности и сложившихся форм свободы, права, индивидуальности оказывается вообще состоянием без свободы, права, личности и т.д. В качестве примера достаточно вспомнить знаменитый ленинский тезис: "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами". На протяжении всей советской истории граждане старались по возможности дистанцироваться от государства и права (закона), свести до минимума контакты с ним, полагаясь на неформальные связи и отношения.

Кроме этого, характерной особенностью данного этапа является крайняя идеологизированность общественной жизни, сказавшаяся в том числе и на научном процессе. В этих условиях право и государство выступали как явления преходящие и отмирающие и не могли быть ничем иным, как "орудием классового господства". Иные теоретические позиции рассматривались как крайне реакционные.

Естественно, что в таких условиях право приобретает условный характер, не являясь таковым в действительном значении; при этом любая правовая норма могла быть изменена или вообще быть отменена в случае ее несоответствия настоящим политическим интересам и идеологической конъюнктуре. Кроме того, извращался сам процесс создания правовых норм: источником создания права выступали не законодательные органы, а партийный аппарат; при этом его решения приобретали столь максимальное значение, что терялось само содержание правовой нормы. Идеологизация правовой нормы вырастает на данном этапе до такой степени, что нормативно-правовые акты как форма существования права перестают быть средством регулирования общественных отношений.

Первые две конституции ДАССР (1921 и 1927 гг.) были приняты в переходный период от капитализма к социализму, вторые две конституции (1937 и 1978 гг.) - в период социализма, действующая Конституция Республики Дагестан - в период перехода от социализма к капитализму.

Конституционное развитие Дагестана началось еще до Октябрьской революции. Акты конституционного значения (низамы) принимались первым многонациональным государством - имаматом, руководившим национально-освободительным движением народов Дагестана. Чечни, Северо-Западного Кавказа. Низамы, принятые имаматом, руководимым кавказским героем Шамилем (1834 - 1859 гг.), прямо или косвенно закрепляли основные черты существовавшего тогда общественного строя, права и свободы личности, систему, полномочия государственных органов, форму правления.

Первая Конституция Дагестанской АССР была принята Вседагестанским учредительным съездом Советов 5 декабря 1921 г. после Октябрьской революции, победы советской власти в Дагестане. Основная задача этой Конституции, как указывалось в ст. 4, заключалась "в установлении диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства в виде сильной Вседагестанской советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворении социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти". При социализме сохраняются классы и государственная власть. Часть указанного положения о том, что при социализме не будет классов и государственной власти, не соответствует теории научного коммунизма, практике социалистического строительства. Конституция закрепила сущность государства - ДАССР, ее административное деление, полновластие Советов, некоторые права, свободы и обязанности личности (рабочих, крестьян, всех трудящихся, граждан), систему, принципы организации деятельности, полномочия государственных органов.

Вторая Конституция ДАССР была принята шестым Вседагестанским съездом Советов 5 апреля 1927 г. В ней были воспроизведены многие положения Конституции 1921 г. и в то же время содержались нормы, отличающиеся от норм Конституции 1921 г. Одна из основных задач Конституции заключалась в "гарантировании диктатуры пролетариата" (а не в установлении диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства). В Конституцию была внесена глава "О взаимоотношениях Дагестанской Советской Социалистической Республики с Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик в области законодательства и управления". По Конституции правовой статус ДАССР был понижен <1>.

--------------------------------

<1> Декреты советской власти. Т. 1. М., 1959. С. 43.

Принятая Чрезвычайным XI Вседагестанским съездом Советов 12 июня 1937 г. новая Конституция ДАССР закрепила общественное устройство - основные устои социалистического строя, государственное устройство ДАССР.

Четвертая Конституция ДАССР, принятая Верховным Советом ДАССР 30 мая 1978 г., закрепляла основы общественного строя и политики ДАССР - основные черты социализма, гражданство, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное и административно-территориальное устройство ДАССР, систему, принципы организации и деятельности, полномочия государственных органов.

Пятая по счету Конституция Дагестана, принятая Конституционным Собранием ДАССР 26 июля 1994 г., разумеется, отличалась от социалистических конституций ДАССР. Основные ее положения соответствовали Конституции РФ 1993 г. - Основному Закону государства, которое не является социалистическим, становится буржуазным.

Конституция РД 1994 г. воспроизводила основные положения действующей Конституции РФ, касающиеся основ конституционного строя и правового статуса личности, и в то же время имела черты, отличающиеся от норм Конституции РФ.

Впервые проект Конституции Республики Дагестан составлялся не путем пересказа российской Конституции, а разработчики проекта руководствовались своим правосознанием, идеями национального суверенитета, равноправия народов, демократии, законности, стремясь повысить правовой статус РД, способствовать созданию благоприятных условий для обеспечения достойной жизни, свободного, всестороннего развития народов Дагестана. Разумеется, разработчики проекта, Конституционная комиссия, готовя и обсуждая проект, учитывали основные положения действующей Конституции РФ.

Конституция Республики Дагестан 1994 г. впервые закрепила право народов на самоопределение, суверенитет РД, его правовые основы. Она гарантирует права коренных народов, национальных меньшинств, закрепляет более широкий круг прав и свобод личности, чем конституции ДАССР 1937 и 1978 гг.

Моделирование подобного правосознания в специфических условиях СССР привело к развитию таких феноменов, как советское право, социалистическая правовая культура, социалистическая законность и правосознание, сформировавшиеся на классовом подходе не только к экономике, но и к политике, праву, культуре, воспитанию и т.д.

Названные негативные черты политико-правовой культуры так называемой эпохи Советского государства ярко проявились в трагических событиях осени 1993 г. в Москве. Лидеры обеих сторон этого конфликта сделали ставку не на судебно-правовые процедуры путем обращения в Конституционный и/или Верховный Суд РФ, не на переговоры и компромисс, а на силу в лице армии. Это свидетельствует о том, что у "либерально-реформаторской интеллигенции отсутствует всякое уважение к праву, отсутствие в стране политической терпимости и компромисса".

Отсутствие в российской культуре традиций политико-юридического компромисса подрывает легитимизацию выборов в стране. Прошедшие в России избирательные кампании 1993, 1995 и 1996 гг. строились преимущественно на обличении "красно-коричневых" и запугивании избирателя реставрацией коммунизма. При этом кандидаты соревновались в поисках компроматов и обвинений. Так что избиратели были, по существу, лишены возможности серьезно разобраться в состоянии общества, его экономики и культуры, причинах кризисов и конфликтов.

Но, как представляется, нельзя дать однозначно негативную оценку этому периоду, так как, несмотря на явные перегибы в правовой практике, именно в советское время начинается период интенсивного теоретического освоения правовой культуры, правосознания и правового воспитания как научных категорий; именно в это время появляются выдающиеся работы, составившие основу для формирования концепции правового воспитания в России.

В настоящее время Российское государство переживает этап новых реформ, направленных на последовательное утверждение в сознании россиян общечеловеческих ценностей, прошедших многовековой путь становления, - это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, верховенство права, разделение властей и т.д.

Эрозия социалистической идеологии в конце 80-х - начале 90-х годов сопровождалась быстрой регенерацией ее символов и черт. Всего лишь за несколько лет преобразований на российской политической сцене вновь появились многие существовавшие до 1917 г. политические партии. Восстановлена значительная часть государственной символики. Русская православная церковь и православие вновь превращаются фактически в атрибут государственной политики и разрабатываемой официальной идеологии. В политико-юридическом языке опять появились такие слова, как "дума", "губернатор", "земское самоуправление", "присяжные заседатели", "староста" и др. С одной стороны, это свидетельствует о стойкости дореволюционной политико-правовой культуры, о возрождении ее идеалов в современном российском обществе. Однако само общество внутренне не готово к восприятию подобного рода преобразований. В сознании граждан происходит лишь смена "вывесок".

Проходящая реформа правовой системы привела к разработке и принятию новой Конституции РФ, обширного корпуса законодательства, призванного обеспечить создание рыночной экономики, реализацию общепризнанных принципов уголовного права и процесса, утверждение международных стандартов прав и свобод человека. Действительно, Конституция Российской Федерации 1993 г. провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (ст. 2). Согласно ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Перечень прав и свобод, закрепленный в главе 2 Конституции, вполне соответствует международным стандартам. Российское общество же пока не слишком интересуется своими правами и свободами, памятуя о былой неэффективности официальных (законных) способов защиты своих интересов, испытывает небольшую потребность в юридической помощи. А другого нельзя было и ожидать - "можно без преувеличения сказать: искусство жить свободным способно творить чудеса, но в то же время нет ничего труднее, чем учиться жить свободным".

Для современного российского общества необходимо создать и накопить в себе полагающиеся кондиции политико-правовой культуры. Народу нужно обзавестись совокупностью соответствующих социально-институциональных форм (публично-властных и правовых отношений, органов, ролей, процедур, стереотипов правового поведения). Вне этой деятельности правовое государство остается пребывать в виртуальном мире, остается невоплощенным в своем существовании.

Формирование и развитие конституционно-правовой идеологии как важного структурного элемента правовой культуры происходит в соответствии с основополагающими принципами конституционного строя Российской Федерации, включая принцип политического и идеологического многообразия (ст. 13 Конституции РФ). В этой связи конституционно-правовая идеология представляется наиболее подвижной, динамичной частью правовой культуры, претерпевшей в течение последнего десятилетия радикальные изменения. В тесном единстве и взаимодействии с конституционно-правовой идеологией находится конституционно-правовая психология, представляющая собой более устойчивый, консервативный компонент конституционного правосознания.

Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечить преодоление отчуждения молодежи от государства, формирование у молодых людей чувства конституционной законности <2>.

--------------------------------

<2> Евплова Н.Ю. Правосознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 91.

Особое значение в формировании правового сознания в процессе применения не только конституционно-правовых предписаний, но и права в целом играет ведущая роль Конституции РФ в системе источников права и приоритет конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права.

Необходимо отметить, что правовая культура выступает в качестве интегральной характеристики правового развития общества и составляющих их этнических, конфессиональных групп, слоев, общностей и входящих в них индивидов. Правовой культуре общества должны соответствовать как законодательство (иначе оно окажется неэффективным), так и поведение, деятельность должностных лиц, учреждений и граждан. В свою очередь, правовая культура общества в немалой степени определяется самой правовой системой, практикой функционирования всех отраслей и норм права, правовых учреждений.

Правовая культура - это философско-правовая категория, обозначающая достижения человеческой цивилизации в сфере правовой системы, обозначающая уровень развития этой системы и правовой жизни общества в целом, обусловливающая правовую зрелость каждой отдельной личности, составляющая основу ее правомерного поведения и стимулирующая социально-правовую активность.

Анализ генетической основы формирования и развития правовой культуры предполагает необходимость исследования не только нормативно-правовых компонентов данной основы (где главным элементом выступает конституция как Основной закон), но и реальных общественных отношений, предопределяющих материальное содержание конституционных ценностей современного общества. Такой подход реализуется на основе учения о фактической и юридической конституции и, соответственно, выявления прямых и обратных связей конституционного правосознания с конституцией как правовым и социальным явлением.

Следовательно, высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признание уважительного отношения к правам другого человека, привычку к правомерному поведению, социально-правовой активности.

Это позволило в конечном счете выявить основные характеристики конституционно-правовой культуры как источника важнейших общедемократических идей и ценностей, лежащих в основе гражданского общества. Именно конституционно-правовая культура, при условии достаточно высокого уровня ее развития, способна играть активную роль в процессе нормативно-правового обеспечения и охраны институтов самоорганизации современного гражданского общества.

Конституция среди всех нормативных актов играет наиболее важную роль в государственной и общественной жизни. Известно, что назначение права - регулирование общественных отношений, угодных и выгодных той или иной части населения или всего народа. В регулировании этих отношений конституция имеет огромное значение.

Основное орудие, которое организует, обеспечивает решение задач, касающихся общества, или способствует их решению, - государство. Речь идет о задачах во всех сферах жизни: экономической, социальной, политической, духовной. Конституция же узаконивает становление, существование, деятельность данного государства, тем самым способствует осуществлению его функций, отвечающих потребностям всего общества или его части, в интересах всего общества, его большей или меньшей части.

Конституция узаконивает власть, принадлежащую классам, социальным слоям, блоку классов, социальных слоев, народу. Тем самым конституция способствует реализации власти, принадлежащей народу, классам, социальным слоям, утверждению, осуществлению демократических принципов организации и деятельности государства.

Конституция Республики Дагестан (РД) представляет собой Основной Закон государства - РД, закрепляющий основы существующего общественного строя (конституционного строя), правового статуса человека и гражданина, РД как государства в составе Российской Федерации (РФ), систему, принципы организации и деятельности, полномочия органов государственной власти, местного самоуправления.

Положительную роль в регулировании общественных отношений, в соблюдении, защите прав и свобод личности, в организации и деятельности государства играет не только действующая Конституция РД, но и в определенной мере предыдущие Конституции Дагестана.

В действующей Конституции Республики Дагестан узакониваются более демократические принципы организации и деятельности органов государственной власти, чем в российской. Кроме того, в Конституции Республики Дагестан нет имеющихся в Конституции РФ положений, не вполне соответствующих национальному суверенитету, национальному равноправию, выводам науки, общепризнанным нормам, принципам международного права.

Конституция узаконивает власть, принадлежащую классам, социальным слоям, блоку классов, социальных слоев, народу. Тем самым конституция способствует реализации власти, принадлежащей народу, классам, социальным слоям, утверждению, осуществлению демократических принципов организации и деятельности государства.

Конституционные положения о народном, национальном суверенитете, демократических принципах организации и деятельности государства, гарантируемые к реализации нормы, закрепляющие прямую и представительную демократию, не могут не способствовать установлению и осуществлению народовластия.

Конституции, закрепляющие равноправие наций, народностей, народов, гарантирующие их неотъемлемые права, являющиеся реальными, а не формальными, фиктивными, играют огромную роль в решении национального вопроса, в установлении мирных, братских, дружественных отношений между различными национальностями, в предупреждении межнациональных конфликтов, негативных явлений в области межнациональных отношений. Это касается в первую очередь конституций многонациональных государств, к которым относились СССР, РСФСР, ДАССР, относятся Российская Федерация и Республика Дагестан.

Принятая в условиях сложной политической и социально-экономической ситуации, Конституция РД 2004 г. в ее формально-юридическом значении заметно опережает реальный уровень правосознания большинства дагестанцев, что объясняется как историческим наследием нашего государства, так и оторванностью некоторых конституционных предписаний от практики их реализации, фиктивностью отдельных норм Конституции РД 2004 г. Важнейшим условием повышения эффективности воспитательного воздействия Конституции РФ является максимальное приближение ее к конституции фактической, т.е. придание ей в большей степени реального характера. Воздействие Конституции на формирование у граждан конституционного правосознания будет тем сильнее и глубже, чем точнее содержание ее норм будет соответствовать реалиям жизни. Соответствие фактической и юридической конституций является основным критерием адекватности интерпретации последней и непременным условием эффективной реализации ею функции воспитательного воздействия на индивидов с целью формирования и повышения уровня их правовой культуры.

Реализация норм конституций, принятых на основе выводов науки, объективных законов развития общества, с учетом положительного опыта государственно-правового строительства - необходимое условие прогрессивного развития экономики, повышения производительности труда. А это, в свою очередь, - условие повышения материального благосостояния людей, достижения возможной социальной справедливости, удовлетворения материальных и культурных потребностей человека <3>.

--------------------------------

<3> Халилов А.М., Магомедов Ш.Б. Государственное (конституционное) право РД. Махачкала, 1998. С. 18.

Политика Республики Дагестан как социального государства, согласно Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Осуществление этой политики, реализация соответствующего конституционного положения играют огромную роль в деле создания благоприятных условий, необходимых для обеспечения высокого уровня материальной и культурной жизни людей, всех народов Дагестана.

Неоценима роль Конституции в установлении, соблюдении, защите прав и свобод человека. Конституция налагает на государство РД обязанность признавать (закреплять), реализовать, защищать права и свободы личности, гарантированные реальные права и свободы личности - важнейшее условие, обеспечивающее личные свободы, защиту жизни, здоровья человека, удовлетворение его разумных потребностей, его активное участие в общественно-политической жизни, в организации, деятельности государства, в управлении государственными и общественными делами.

Реализуемые демократические конституции способствуют укреплению законности, правопорядка, успешной борьбе с преступностью, со всеми правонарушениями, с беззаконием, произволом. Соблюдение Конституции - непременное условие создания правового государства, т.е. государства, в котором господствует закон, укрепляется законность; особое значение в укреплении законности имеют положения действующей Конституции РД об обязанности государственных органов, должностных лиц, граждан, их объединений соблюдать Конституцию РД и законы, обязанности человека и гражданина нести ответственность перед обществом и государством, обязанности государства нести ответственность перед человеком и гражданином; запрещении создания общественных объединений, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя и совершение других антиобщественных деяний; положение о том, что Государственный Совет РД выступает гарантом соблюдения Конституции, законности, правопорядка, равноправия народов, прав и свобод человека и гражданина; о принципах деятельности судебной власти.

Широкий подход к пониманию закономерностей конституционного развития российской государственности в рамках реализации демократического потенциала Конституции РД 2004 г. позволяет выявить и основные направления повышения конституционно-правовой культуры в современных условиях становления гражданского общества и формирования правового государства. Особо хочется отметить, что особенности процесса становления российской юриспруденции отражают не только объективные условия развития и специфики саморазвития юридических феноменов, но вместе с тем выражают и своеобразие социокультурных моментов развития Российского государства и российской правовой культуры. Повышение конституционного правосознания и правовой культуры граждан, социальных групп и общества в целом становится возможным, как свидетельствует опыт России, на путях не революционного, а эволюционного конституционного развития государства. В этом русле важное значение имеет преодоление конституционного нигилизма, создание качественно нового уровня конституционно-правовой психологии граждан и последовательная реализация общедемократических ценностей современной конституционной идеологии.

Список использованной литературы

1. Баймурзаев А.Б. Формирование социалистического правосознания народов Дагестана. Махачкала, 1984.

2. Декреты советской власти. Т. 1. М., 1959.

3 Евплова Н.Ю. Правосознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.

4. Магомедов З.А. Правовой статус горца по дагестанским адатам. Махачкала, 2002.

5. Ткаченко В.Б. Российский правовой нигилизм: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

6. Халилов А.М., Магомедов Ш.Б. Государственное (конституционное) право РД. Махачкала, 1998.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_7537.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!