Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Отражение эпохи в романе А. Толстого «Петр I»»

/ Русская литература
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


Теоретические основы воспитания при Петре I

 

XVIII век – время значительных преобразований страны: в жизненных установках, быту, нравах, взглядах русского общества. Глубокие социальные перемены влекли за собой не только изменение внешнего облика русского человека (одежда, прическа, поведенческие повадки), но и внутреннего его содержания. Грандиозные задачи, стоявшие перед Россией, требовали образованных и энергичных людей, активно участвовавших в жизни российского общества и государства. Развернулась кропотливая, разносторонняя работа по воспитанию нового человека, отвечавшего потребностям общества.

Для дальнейшего развития России, как и для подъема на новую ступень воспитательно-образовательного процесса,. необходимо было ликвидировать церковную диктатуру, что вовсе не означало отказа от влияния церкви на жизнь человека. Надо было воспитать людей, свободных в решении общественных и личных проблем, а также ввести женщину в общественную жизнь. С начала XVIII в. закладывались основы нового мировоззрения: получили развитие художественные и естественные науки, учреждались школы, повышалась значимость светского образования в сравнении с духовным. Утверждение в 1708 г. гражданского шрифта, не такого сложного и витиеватого, как церковнославянский, а также переход на использование арабских цифр способствовали увеличению и распространению в обществе книг различного содержания. Они стали меньше по формату, легче читались, расширилась их тематика. Выпускались учебники по математике, навигации, астрономии, оптике, горному делу, механике, а также художественные произведения отечественных и зарубежных авторов.

В петровские времена в обществе происходила сложная борьба новых явлений со старыми. Сам Петр I, по словам историка В.О. Ключевского, «...оставался верен привычкам древнерусского человека», «... не отличался тонкостью в обращении, не имел деликатных манер... был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других...»25. Он был ярким представителем своего общества. Двойственность поведения Петра I, возникшая благодаря сочетанию патриархального воспитания и отвечавшего требованиям нового времени самообразования, проявлялась во всех его делах. Ему легко было наказать и тут же похвалить, потребовать учтивого поведения и лично срезать полы кафтана государственному сановнику. «Петр, – по меткому замечанию историка В.О. Ключевского, – не успел стряхнуть с себя дочиста древнерусского человека с его нравами и понятиями даже тогда, когда воевал с ними». Тем не менее именно петровские преобразования значительно изменили облик страны и русских людей.

Огромной популярностью пользовалась вышедшая в 1717 г. книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Ее составитель, Я.В. Брюс, сумел перенести на русскую почву европейские требования к поведению. Книга, небольшая по размеру, но емкая по содержанию, сообщала читателю новое написание букв, слогов и чисел, напоминала о связи человека с Богом: «Возлюби Господа бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею». Нравоучения Священного писания показывали, что русский человек даже при светском содержании книг и жизни не отходил от веры в Бога. Воспитание не мыслилось без осознания божественного начала, богословие считалось одним из главных предметом во всех учебных заведениях.

Значительная часть книги посвящалась новым манерам обхождения в светском обществе, каждая ее статья раскрывала то или иное поведенческое правило. Первая из них говорила об отношении к родителям: «...наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать», не стоять перед ними в шляпе, не садиться раньше их, не уходить из дома без родительского разрешения, по улице идти не рядом, а чуть поодаль от родителей, в разговоре не перебивать и не прекословить. Все эти правила существовали и раньше, но теперь наряду с этими требованиями молодежь получила право высказывать родителям свои взгляды: «мнение свое, что достойно, предъявить».

Статьи книги «Юности честное зерцало» предписывали уважать старших, выслушивать, не перебивая, и вежливо им отвечать, ни в коем случае не противоречить: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать пока они выговорят...». Многие речевые правила, вводимые тогда в обиход общения, созвучны нашему времени: говорить учтиво и вежливо, не вступать в беседу других людей, уметь высказывать свою просьбу, не говорить плохо о людях, себя чрезмерно не хвалить, но и не говорить о себе плохо, придерживаться единства настроения и слова. «Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должни они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды, но все что им говорить, имеет быть правда истинная не прибавляя и не убавляя ничего...»; в беседе отвечать «...благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить, потом слушать, и других речи не перебивать»; «...с учтивостью уступать»; «...когда усмотришь, что двое или трое тихо между собою говорят, к ним не приступать, но на сторону отдалиться, пока они между собою говорят»; «...нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать»; «...никого бранить, или поносительными словами порекать а ежели то надобно... учинить вежливо и учтиво»; «Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и ни срамоти»; «Ежели случится дело и речь печалная, то надлежит при таких быть печалну, и иметь сожаление, в радостном случае быть радостну, и являть себе весела с веселыми».

Автор «Зерцала» писал о том, что являлось дефицитом в общении русского общества, на что следовало обратить внимание. Он давал конкретные советы, как говорить с родными и друзьями, с кем и о чем, как вести спор, можно ли говорить о том, в чем, сам не уверен, допустимы ли насмешки, как приветствовать людей при встрече. Популярность книги показывает, какую важность приобрело умение нравиться окружающим людям. В прошлом такую задачу за русского человека решало его происхожу ние и занимаемое им положение. Теперь следовало обращать внимание на то, как следует стоять, сидеть, ходить, вести себя за столом, обращаться к людям. «Младые отроки не должни носом храпеть, и глазами Моргать, и ниже шею и плеча якобы из повадки треста, и руками не шалить, не хватать»; «...на стол, на скамью, или на что иное, не опиратся... но стоять должни прямо»; «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядовать, но прямо а не согнувшись ступать, и голову держать прямой, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит». Впервые появилось и такое правило поведения в светском обществе – не скупиться: «Отрок во всех пирах, банкетах и протчих торжествах и беседах, которыми он равенстников своих потчивает, отнюдь никакой скупости или грабителства да появляет»; «Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычаи принята, и оныя хотят ее за самодержавство почитать, токмо чтоб могли денег скопить, не смотря на свою честь и не храня славы. Но отрокам надлежит знать что они сим способом в безчестие и ненависть прийти могут, и таких людей ни мало не почитают».

В сознание молодых людей внедрялась мысль о том, что дело чести требует оплаты услуг: «Не надлежит болши чести и ласки приимать, нежели как кто может удостоен и приличен быть, ибо услуга для отслуги в гости звана бывает, а не мысли себе аки бы тебе кто чем должен оное чинить». Сроки обещаний и услуг не должны быть долгими: «кому что обещает дать, подарить, или ино что учинить должен, то надлежит ему вскоре учинить, не откладывая на долго, ибо в двое приятно бывает, и болши того одолжает, когда вскоре что содержано будет».

Советы «Зерцала» проникнуты чувством такта и внимательности к людям: не выведывай тайн, не читай чужих писем и бумаг, думай, о чем с кем говорить, не вмешивайся в чужой разговор и чужие дела, умей хвалить людей без лести. Требования к поведению молодого дворянина, высказанные в книге, просты и понятны: ни в чем не ленись, избегай нерадивого общества, не бери чужого, береги свои платья и книги, будь добродетелен и милосерден. Но вместе с тем, эти правила трудно выполнялись в обществе, в котором совсем недавно на такие поведенческие тонкости вовсе не обращали внимания.

Русское общество испытывало потребность в образованных, воспитанных и самостоятельных людях. Такие придворные нужны были царю, поднимавшему свой народ на новую ступень цивилизации. Эту потребность и передал автор «Зерцала», предназначенного для юношества, готовящегося к активной общественной жизни. «Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен», воспитывая в себе основные качества придворного человека, поскольку главная обязанность дворянина состоит в службе государю и отечеству, а для этого ему следует быть совершенным «...в языках, в конной езде, танцывании, в шпажной битве», достаточно образованным, чтобы о нем говорили, что он «...в книгах научен», а также он должен уметь вести разговор «...смел, отважен и не робок, а с государем каким говорить с великим почтением».

Большое внимание уделялось изучению иностранных языков, которые знали в начале ХVШ в. лишь отдельные представители высшего общества. В то время предпочитали изучать немецкий и голландский языки, так как царь выделял их для нужд России.

Позже, во времена царицы Елизаветы Петровны, русское общество обратилось к французскому. Русских гардемарин, по предписанию Петра (, распределяли на галеры: по одному, чтобы они быстрее и лучше усваивали иностранную речь. Так Иван Неплюев, будущий русский дипломат, обучаясь за границей морскому делу, изучил французский и итальянский. Потребность общества в людях, владеющих иностранными языками, отразилась и в книге «Юности честное зерцало»: «Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится... и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать». Знание языков сказывалось на поведении человека, придавало ему уверенность, способствовало развитию понимания между русскими и иноземными служилыми людьми, снимало языковый барьер в общении с иностранцами.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!