Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Проблема роста преступности в России и за рубежом в современных условиях»

/ Уголовное право
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


Информационные отношения в гражданском обороте

Долинская В.В.
Законы России: опыт, анализ, практика, 2010.
В настоящее время рассматриваются три фундаментальные и взаимосвязанные субстанции мира: материя, энергия и информация. Масса рассматривается как мера воздействия гравитации на материю и мера инерции; энергия - как мера движения материи; информация, понятая в количественном смысле, - как мера организации, присущей материальным объектам <1>.
--------------------------------
<1> См.: Miller J.G. Living Systems. McGraw-Hill, 1978. P. 21.
Термин "информация" ведет свои истоки от латинского слова informatio - "осведомленность", "разъяснение", "истолкование". На протяжении столетий он неоднократно менял свое значение. Изначально под информацией понималось представление, понятие, затем - сведения и передача сообщений (устных или письменных).
С давних времен это понятие используется в философии.
С середины XX в. информация становится общенаучным понятием, одним из основных в кибернетике, где оно выступает как одна из центральных категорий наряду с понятиями связи и управления, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования.
В связи с этим интерес к определению информации не ослабевает.
Согласно С.И. Ожегову информация представляет собой: 1) сообщения об окружающем нас мире и происходящих в нем процессах; 2) извещения, уведомляющие нас о положении дел, о состоянии чего-либо <2>.
--------------------------------
<2> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.
Информация есть "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств" <3>.
--------------------------------
<3> Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1983. С. 55.
"Информация - это материализованный (в идеале - формализованный) результат сознательного или бессознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенный для восприятия другим(и) субъектом(ами)" <4>.
--------------------------------
<4> Тавокин Е.П. Информация как научная категория // Социологические исследования. 2006. N 11.
Для права как общественной науки актуальна и следующая характеристика: "Социальная информация представляет собой актуальные знания, сообщения, сведения о социальном и природном мире, которые необходимы социуму для его полноценного функционирования. Основные виды социальной информации: идеологическая, экономическая, социально-политическая, естественнонаучная, техническая, правовая и т.д. На нее накладывают свой отпечаток политические, экономические, национальные и иные отношения, потребности, интересы, особенности достаточно крупных социальных страт общества. Именно их (хотя и в различной степени и с различным качеством) отражает социальная информация. Именно в этом ее сущность и ее ценность... социальная информация отражает, прежде всего, отношения людей, их взаимодействия, их потребности, их интересы, и именно в этом качестве она является субстратом коммуникативных процессов социальных систем" <5>.
--------------------------------
<5> Тавокин Е.П. Указ. соч.
Определение и характеристику понятия "информация" на правовом уровне стали осуществлять относительно недавно.
В ГК для нас значимы ст. 128, где в перечне объектов гражданских прав упоминаются охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), а также утратившая силу с 1 января 2008 г. ст. 139 "Служебная и коммерческая тайна", где информация приравнена к сведениям.
Основным источником является ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <6> (далее - ФЗ об информации). В его ст. 2 информация определяется как "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления" <7>. С учетом социального аспекта можно добавить: в форме, понятной для восприятия людьми. Такое определение позволяет исключить программы для ЭВМ, которые закон относит к средствам оснащения ЭВМ, в том числе ПК.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3448.
<7> Ср. со ст. 2 действовавшего ранее ФЗ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации": "Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; утрат. силу).
В ст. 5 ФЗ об информации указано, что она может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, и предложены некоторые классификации этого понятия.
1. В зависимости от категории доступа к ней:
а) общедоступная;
б) ограниченного доступа (доступ к которой ограничен федеральными законами).
2. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения:
а) свободно распространяемая;
б) предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
в) которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
г) распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
ФЗ об информации раскрывает отдельные виды информационных отношений, организационные формы предоставления и распространения информации.
Кроме вышеуказанных источниками правового регулирования информационных отношений являются:
нормы международного права и международные договоры РФ;
Конституция РФ;
национальное законодательство РФ;
иные правовые акты.
Например, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании стран "Восьмерки" 22 июля 2000 г. <8>. Стороны этого договора подтверждают приверженность принципу участия людей во всемирном информационном процессе (ликвидации международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва)): все люди повсеместно, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость последнего основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.
--------------------------------
<8> Дипломатический вестник. 2000. N 8.
Также Хартия провозглашает принципы содействия развитию конкуренции в телекоммуникационной сфере, защиты прав интеллектуальной собственности на информационные технологии, развития трансграничной электронной торговли в контексте ВТО, механизма защиты частной жизни потребителя, электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.
ФЗ от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи" <9> Россия ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 г. <10>. В п. 1012 Устава зафиксировано, что электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам.
--------------------------------
<9> СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1211.
<10> Бюллетень международных договоров. 1997. N 3.
В рамках Содружества Независимых Государств заключено Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г. <11>, Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г. <12>, Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. <13> и др.
--------------------------------
<11> Бюллетень международных договоров. 1993. N 6.
<12> Бюллетень международных договоров. 1993. N 6.
<13> Бюллетень международных договоров. 1995. N 2.
Кроме того, предусматривается сотрудничество по развитию трансграничных коммуникаций (например, Соглашения о сотрудничестве в области информации и вычислительной техники с Правительством Французской Республики от 15 февраля 1996 г. <14>, Правительством Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. <15> и др.).
--------------------------------
<14> Бюллетень международных договоров. 1996. N 6.
<15> Бюллетень международных договоров. 1996. N 8.
Базовым законом является Конституция РФ. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципе свободы информации, закрепленном в Конституции РФ (согласно ч. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом). Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию.
Оно занимает особое место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, так как может быть отнесено и к личным правам (ст. 23 Конституции закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, в том числе право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), и к социально-экономическим (ст. 35 Конституции закрепляет право частной собственности, в том числе на информацию, ст. 42 - право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии), и к политическим (ч. 5 ст. 29 закрепляет свободу массовой информации).
Исходя из ст. 17 Конституции РФ, право на информацию характеризуется неотчуждаемостью и принадлежностью каждому от рождения (естественное право).
Среди основных информационных прав и свобод человека и гражданина, получивших конституционное закрепление, выделяют также: право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29), свободу всех видов творчества (ч. 1 ст. 44), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), свободу преподавания (ч. 1 ст. 44), право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др. В ст. 51 Конституции РФ закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников и др.
Некоторые ученые признают сформировавшимися информационное право и информационное законодательство <16>. Последнее предлагают разделить на следующие группы:
--------------------------------
<16> См., например: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2001.
об осуществлении права на поиск, получение информации (нормы конституционного права);
о гражданском обороте информации;
о формировании информационных ресурсов, их подготовке и предоставлении информационных услуг;
о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения;
об информационной безопасности;
о средствах массовой информации;
о библиотечном деле;
об архивах;
о государственной тайне;
о коммерческой, служебной тайне (отсутствует);
о персональных данных <17>.
--------------------------------
<17> См., например: Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СПС "Гарант".
Ставя эти факты под сомнение, мы назовем лишь наиболее значимые, на наш взгляд (в силу содержания понятийного аппарата), но разрозненные Законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <18>, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <19>, ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" <20>, ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" <21>, ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <22>, ФЗ от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" <23>, ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <24>, ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <25>.
--------------------------------
<18> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
<19> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.
<20> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.
<21> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2.
<22> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
<23> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.
<24> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
<25> СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3451.
Иные правовые акты, за редким исключением (например, Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25 августа 2009 г. N 104 "Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования" <26>), касаются частных вопросов: Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" <27>, Положение ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" <28> и др.)
--------------------------------
<26> Российская газета. 2009. 7 окт.
<27> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5832.
<28> Вестник Банка России. 2004. N 35.
По отношению к информации разделяют субъектов информационных отношений: производители или создатели информации; обладатели информации; потребители.
ФЗ об информации регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий (ст. 2 - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов);
3) обеспечении защиты информации (ст. 1).
Приблизительно тот же предмет регулирования у других правовых актов.
Однако при обращении к информологии и информатике круг информационных отношений расширяется.
Информатика (фр. informatique, нем. informatik) - наука, изучающая законы и методы накопления, передачи обработки информации с помощью ЭВМ, оформившаяся в качестве самостоятельной научной дисциплины в 60-е - 70-е гг. XX в. (ранее развивалась в составе математики, электроники и других технических наук).
В 1979 г., обращаясь в письме к Президиуму АН СССР, В.М. Глушков предложил понимать под информатикой особую область науки, сопряженную с разработкой, оценкой и материально-технической поддержкой систем обрабатывания информации. К данным системам он причислял и человеческие ресурсы, и техническое обеспечение (машины и оборудование), а также воздействующие на них административные, социальные и промышленные факторы.
Общая теория информации, или информология, - наука о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации. Ее появление как науки относится к концу 50-х гг. XX в.
Таким образом, мы обращаем внимание на создание информации и ее прикладное использование.
Информация существовала всегда, но вначале существовала в форме межличностной, передаваемой непосредственно. Затем при сохранении первой формы возникла и сначала постепенно, а потом и скачкообразно стала превалировать форма фиксации и опосредованной передачи информации. Запись на физическом носителе (камне, пергаменте, бумаге и т.п. вплоть до электронных носителей) преследует цели накопления знаний из поколения в поколение, передачи информации без искажений в любое время, в любом месте.
Длительное время в теме информации доминировал технический подход: создание, передача и хранение информации, формирование банков или баз данных, кодирование и раскодирование информации, единицы ее выражения, вопросы ее восприятия и т.п. Особую роль сыграли создание компьютера и появление Интернета.
Вторую половину XX в. можно рассматривать как период развития техники и технологии информационного обеспечения разных общественных задач.
Возрастает удельный вес информационных отношений в экономике.
К. Эрроу сместил акценты в экономической теории при помощи двух фундаментальных фактов: информация или сигналы имеют экономическую ценность (value), и поэтому их получение и передача стоят определенных издержек; разные индивиды располагают разной информацией. Из этих на первый взгляд несложных и бесспорных утверждений К. Эрроу сделал фундаментальные выводы, например, о том, что свободный рынок информации не ведет к эффективному распределению соответственных ресурсов, о роли координирования в данной области и "этических кодов" в принятии решений и т.п.
Другой качественный скачок в экономической теории произвел Р. Коуз: он создал теорию трансакционных издержек, которая дает возможность проанализировать деятельность экономики и ее агентов с точки зрения информации. Ведущую роль в ней стали играть обмен информацией между агентами и их старание побороть недостаток информации. Трансакционные издержки - это расход на обмен информацией в целях ликвидации ее недостатка и взаимосвязанной с ней неясности. Р. Коуз доказал, что само формирование и величина фирм тесно связаны со склонностью уменьшить трансакционные издержки.
Остальные задачи проявились в постиндустриальном, информационном обществе <29>.
--------------------------------
<29> Теоретик информационного общества Э. Тоффлер предлагает периодизацию, выделяя цивилизационные "волны": аграрную (до XVIII в.), индустриальную (до 50-х гг. XX в.) и постиндустриальную (по настоящее время). Последняя возникла как следствие современной информационной эволюции. См.: Тоффлер Э. Третья волна // США - экономика, политика, идеология. 1982. N 7 - 11.
В гражданском обороте относительно четко выделяются отношения, объектом которых является информация, и отношения, где действия с информацией выступают как служебные по сравнению с основными.
Первая группа подпадает под действие части четвертой ГК: разд. VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации".
Вторая весьма разнообразна. Мы выделили бы в ней:
информационные отношения по определению статуса субъекта (его идентификация) и реализации его прав;
отношения по квалификации объекта прав и учету этих прав на него;
информационное обеспечение деятельности - сделок, решений и т.п. (в частности, служебные информационные отношения в сфере договорного права и служебные информационные отношения в сфере ответственности).
Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (п. 1 ст. 19 ГК).
Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния (п. 3 ст. 19 ГК, ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <30>).
--------------------------------
<30> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций - на характер деятельности (п. 1 ст. 54, ст. 1473 ГК).
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, на использование которого организации принадлежит исключительное право использования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (ст. ст. 1226, 1473, 1474 ГК).
Фирменное наименование определяется в учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (п. 3 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК, ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <31>).
--------------------------------
<31> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.
Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, также имеет исключительное право на его использование.
Специфика фирменного наименования отдельных юридических лиц отражена в ГК (ст. ст. 69, 82, 87, 96, 107 и др.) и в специальном законодательстве.
Существует ряд ограничений на использование в наименовании юридического лица различных слов и словосочетаний <32>.
--------------------------------
<32> См., например: Постановление Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. N 2355-1 "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" // ВВС РФ. 1992. N 10. Ст. 470.
Наименование юридического лица должно быть указано в его учредительных документах и на его круглой печати.
С вышеизложенным корреспондируют отношения, регулируемые Федеральным законом "О персональных данных", но он носит межотраслевой характер, и соответствующие нормы содержатся в ТК (гл. 14 "Защита персональных данных работника"), НК (ст. 84 "Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика", ст. 85 "Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков") и других актах.
В ряде случаев статус требует специальной конкретизации (например, Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 <33>).
--------------------------------
<33> СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.
Занятие отдельными видами деятельности, участие в определенных организациях влечет за собой сбор, фиксацию, раскрытие и предоставление информации об этом. Например, государственная регистрация индивидуальных предпринимателей (ст. 23 ГК, ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), лицензирование (ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <34>), участие в саморегулируемых организациях (ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <35>) и т.д.
--------------------------------
<34> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.
<35> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
Специфика правового статуса в ряде случаев влечет за собой информационные отношения по реализации субъективных прав и законных интересов. Например, участники хозяйственного товарищества или общества вправе получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке (ст. 67 ГК, законы о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц).
Гражданский оборот ряда объектов требует подтверждения их существования и учета прав на них.
Первое место среди таких объектов занимает недвижимость.
Действия уполномоченного органа (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - Росреестр <36>) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе (земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства), которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе, называются государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (п. п. 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <37>).
--------------------------------
<36> Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.
<37> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
Статья 131 ГК, ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <38>, ФЗ от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" <39> и ряд других правовых актов предусматривают государственную регистрацию недвижимости, подразумевая под этим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
--------------------------------
<38> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
<39> СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1260.
В законодательстве относительно единообразно решен вопрос об открытости сведений о таких видах учета объектов и прав на них, предоставлении и раскрытии соответствующей информации (п. 4 ст. 131 ГК, ст. ст. 7, 8 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 6 ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними").
Второе место мы отведем ценным бумагам.
Удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, является одной из целей ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27 <40>, Приказ ФСФР от 13 августа 2009 г. N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" <41>). В этих, а также в ряде специальных правовых актов <42> большое внимание уделено содержанию фиксируемой информации, а также получению, учету и предоставлению/раскрытию информации.
--------------------------------
<40> Вестник ФКЦБ. 1997. N 7.
<41> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 46.
<42> См., например: Приказ ФСФР от 10 июня 2009 г. N 09-20/пз-н "Об особенностях проведения в реестре владельцев именных ценных бумаг операции по изменению информации, содержащейся на лицевом счете номинального держателя и (или) доверительного управляющего, в связи с реорганизацией указанных лиц в форме преобразования" // Российская газета. 2009. 31 июля; Положение о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарного учета в случаях выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров, утвержденное Приказом ФСФР от 5 апреля 2007 г. N 07-39/пз-н // Вестник ФСФР. 2007. N 6.
Информационную функцию осуществляет регистрация аттракционной техники, генно-инженерно-модифицированных организмов, дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств, животных, кино- и видеофильмов, лекарственных средств, медицинской техники, опасных производственных объектов, оружия, транспортных средств и т.д. <43>.
--------------------------------
<43> См., например: НК, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ; ФЗ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681; Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 120 "О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов" // СЗ РФ. 2001. N 9. Ст. 860; Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5938; Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" // САПП. 1993. N 18. Ст. 1607; Приказ Минздрава РФ от 10 ноября 2002 г. N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 6; Постановление Правительства Москвы от 13 июня 2006 г. N 392-ПП "Об утверждении Временного положения о порядке регистрации, надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. N 37; распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 7 декабря 2000 г. N 1022-РЗП "Об утверждении Методики и порядка городского учета и регистрации собак" // Вестник мэрии Москвы. 2001. N 2.
По разбросу в правовых актах близко к предыдущему вопросу информационное обеспечение деятельности.
ГК говорит о государственной регистрации ряда сделок и договоров (например, ст. ст. 164, 574), что влечет, как мы установили, сбор, учет, раскрытие и предоставление информации. С ним корреспондируют ст. 25.1, 26 и др. ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 26 ЗК (договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком), ст. 12 Водного кодекса РФ (договор водопользования), ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <44> (договор участия в долевом строительстве).
--------------------------------
<44> СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 40.
В ряде случаев регистрация осуществляется не государством, а иными заинтересованными лицами, например биржей (ст. 7 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" <45>).
--------------------------------
<45> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 96.
В существенные условия ряда договоров или дополнительные обязанности сторон входит предоставление контрагенту информации: например, в ГК ст. ст. 495 "Предоставление покупателю информации о товаре"; 726 "Обязанность подрядчика передать информацию заказчику", 732 "Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе"; 774 "Обязанности заказчика" (в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ); 804 "Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору"; 840 - обязанность банка при заключении договора банковского вклада предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада; 1031 - обязанности правообладателя по договору коммерческой концессии.
Специальное законодательство содержит нормы, регулирующие информационные отношения, связанные с другими действиями, как односторонними, так и многосторонними: например, раскрытие и предоставление информации при эмиссии ценных бумаг в отношении соглашений участников хозяйственных обществ и т.д.
Большой блок составляет правовое регулирование информационного обеспечения деятельности органов юридических лиц. Например, акционерное общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам:
а) определяющим статус и компетенцию органов управления (устав и внутренние документы общества, например положение об общем собрании акционеров);
б) опосредующим их деятельность, например:
- предложения, внесенные акционерами в повестку дня общего собрания акционеров;
- письменные требования акционеров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора общества о проведении внеочередного общего собрания акционеров;
- списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
- копии сообщений о проведении общих собраний акционеров акционерного общества, заверенные уполномоченным должностным лицом этого общества, либо уведомления о вручении акционерам заказных писем с информацией о проведении общего собрания акционеров акционерного общества;
- доверенности (их копии) на участие в общем собрании акционеров;
- бюллетени для голосования, содержащие результаты голосования на общих собраниях акционеров;
- протоколы счетной комиссии акционерного общества об итогах голосования на общем собрании акционеров;
- протоколы общих собраний акционеров <46>.
--------------------------------
<46> Статьи 89, 91 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 31 мая 2002 г. N 17/пс // Вестник ФКЦБ. 2002. N 7; Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1007 "О документах, дополнительно подлежащих хранению акционерными обществами" // СПС "Гарант".
Документы в основной их массе должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Копии - в течение пяти дней с даты поступления в общество соответствующего требования, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, и за плату, не превышающую затраты на их изготовление.
Новеллой в рамках совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов является установленная Законом (например, п. 3 ст. 91 ФЗ "Об акционерных обществах") обязанность общества обеспечивать акционерам доступ к имеющимся у него судебным актам по спору, связанному с созданием общества, управлением им или участием в нем, в том числе к определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления или заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска.
Также регламентировано исполнение обществом указанной обязанности: срок предоставления - в течение трех дней со дня предъявления соответствующего требования акционером в помещении исполнительного органа общества.
Статья 14.36 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10 тыс. до 50 тыс. руб.
Большое внимание в последнее время стало уделяться информационному обеспечению деятельности органов различных ветвей власти. Основные акты в этой сфере: ФЗ от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <47>; ФЗ от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <48>; Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088 "О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе "Управление" <49>; Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" <50>; Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет" <51>; Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. N 1244-р <52>; Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 11 марта 2008 г. N 32 "Об утверждении Положения об общероссийском государственном информационном центре" <53>; Закон г. Москвы от 31 марта 2004 г. N 20 "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы" <54>.
--------------------------------
<47> СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.
<48> СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6217 (вступает в силу с 1 июля 2010 г.).
<49> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 101.
<50> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5832.
<51> СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3061.
<52> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3981.
<53> Российская газета. 2008. 2 апр.
<54> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 27.
Значительную роль в таком обеспечении играют средства массовой информации (ФЗ от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" <55>; Закон РФ "О средствах массовой информации").
--------------------------------
<55> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170.
Согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти среди основных задач государственной политики в сфере использования информационных технологий выделяются:
реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития;
формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти;
распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет;
организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий;
обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры;
централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
построение единой системы управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития;
увеличение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти для получения эффекта экономии на масштабе;
совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики.
В качестве требований при регулировании информационных отношений можно использовать следующие информологические параметры информации <56>:
--------------------------------
<56> См.: Вальтух К.К. Информационная теория стоимости в неравновесных системах. М.: Янус-К, 2001. С. 53.
содержание (определяет предметную область информации; неразрывно связано с параметром охвата);
охват (определяет, ограничивает и описывает содержание);
время (фиксирует момент или период осуществления информационного взаимодействия);
источник (идентифицирует происхождение информации; неразрывно связан с параметром охвата);
качество (определяет свойства, отражающие степень пригодности информации для достижения цели);
уникальность (информация в единственном экземпляре);
соответствие потребностям (необходимость в получении информации).
С ними пересекаются принципы информационных отношений:
обеспечение и реализация информационных свобод и прав;
свобода производства и распространения информации;
запрет производства и распространения информации, представляющей угрозу для личности, общества или государства;
открытость информации (ни одна государственная структура не может ограничивать доступ к информации, которой она обладает в силу своей компетенции);
обособленность информации от ее создателя (информация, будучи обнародованной, становится частью информационного поля и принадлежит одновременно неограниченному кругу пользователей);
признание за производителем и потребителем определенных прав при соблюдении соответствующих обязательств относительно содержания и использования информации;
ответственность получателей информации за ее неправомерное использование;
установление сроков сбора, хранения и предоставления информации.
Регулирование информационных отношений сталкивается с проблемами общего характера и специального (по видам отношений). К первым относятся:
1) стихийность образования информационных потоков, практическое отсутствие до недавнего времени регулирования этих процессов;
2) постоянный рост объемов и скорости информационного обмена;
3) устаревание информации и его два аспекта:
- отличный от морального износа основных фондов и старения материальных потребительских благ механизм устаревания информации - она не "израбатывается", хотя ее ценность, как правило, со временем снижается, но для отдельных категорий потребителей (например, историки) именно старая информация обладает увеличивающейся со временем ценностью;
- единица искажения (несоответствия) или устаревания информации зависит от времени ее опоздания к получателю - чем больше времени требуется для передачи информации, тем больше ее несоответствие объективной реальности;
4) устаревание (износ) носителей и средств обработки, хранения и трансляции информации;
5) тотальная информатизация, рост потребности в достоверной информации в различных сферах, необходимость в критериях такой достоверности и ответственности за виды ее нарушения;
6) потребность в "фильтрах", которые дают возможность потребителю найти нужную информацию;
7) сложность однозначной стоимостной оценки приобретаемого количества информации;
8) информационная безопасность;
9) сложность однозначной регистрации потребителя (обычно поставщик информации заблаговременно не знает, кто ее будет использовать, хотя встречаются и адресные, закрытые потоки).
Специальные проблемы проиллюстрируем на примере электронных документов:
доказывание права авторства на информацию;
обнаружение и доказывание факта распространения контрафактных экземпляров;
идентификация содержания электронного документа с его творцом;
утверждение факта и даты ввода в Интернет документа;
определение и фиксация понятия электронного документа.
Как видим, в обоих блоках присутствует проблема информационной безопасности.
Информационная безопасность - механизм защиты, обеспечивающий:
конфиденциальность: доступ к информации только авторизованных пользователей;
целостность: достоверность и полноту информации и методов ее обработки;
доступность: доступ к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости <57>.
--------------------------------
<57> Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 "Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 447-ст). М.: Стандартинформ, 2006.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства <58>.
--------------------------------
<58> Пункт 1 Доктрины информационной безопасности РФ, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сент.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества - в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства - в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Выделяют четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере:
1) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
2) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
3) развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
4) защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.
Доктрина информационной безопасности РФ предусматривает основные задачи по обеспечению информационной безопасности и методы такого обеспечения.
Политика информационной безопасности организации включает в себя организационную инфраструктуру (управляющий совет, комитет, специалисты) и защитные меры. При этом особое внимание уделяется типам доступа к информации, учету и защите активов, персоналу <59>.
--------------------------------
<59> Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005; Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335-4-2007 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 4. Выбор защитных мер" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июня 2007 г. N 122-ст). М.: Стандартинформ, 2007.
Информационная безопасность граждан включает как минимум два аспекта: институт тайны (защита информации об их частной жизни: персональных данных, медицинской тайны, тайны усыновления и т.д. <60>) и защита отдельных категорий граждан от определенной информации (в США, например, возрастная классификация кинофильмов осуществляется с ноября 1968 г.).
--------------------------------
<60> См., например: Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781 // СЗ РФ. 2007. N 48. Ст. 6001.
Представляется, что большинство стран вошло в эпоху постиндустриального информационного общества.
Введение этого понятия в научный оборот (вторая половина 1960-х гг.) приписывают проф. Токийского технологического института Ю. Хаяши. Впервые четкие характеристики информационного общества были определены в докладах Японскому правительству, сделанных Институтом разработки использования компьютеров, Агентством экономического планирования и Советом по структуре промышленности ("Японское информационное общество: темы и подходы" (1969 г.), "Контуры политики содействия информатизации японского общества" (1969 г.), "План информационного общества" (1971 г.) <61> и др.): общество, в котором развитие компьютерных технологий сможет обеспечить его гражданам доступ к надежным источникам информации, высокий уровень автоматизации производства и тем самым избавит их от рутинной работы.
--------------------------------
<61> Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. N 1. С. 30 - 35.
Дальнейшее развитие концепции глобального информационного общества связано с выходом в 1973 г. книги американского социолога Д. Белла "Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования" <62>.
--------------------------------
<62> Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y.: Basic Books, Inc., 1973.
Концепция постиндустриального информационного общества в качестве социально-философской теории подробно и содержательно разработана рядом западных социологов (Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гелбрейт, И. Масуде, Дж. Мартин, Ф. Полак, О. Тоффлер, Ж. Фрастье и др.), отечественных ученых (Г.Т. Артамонов, В.М. Глушков, К.К. Колин, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, А.Д. Урсул и др.).
Сегодня выделяют следующие основные характеристики информационного общества:
наличие соответствующей информационной инфраструктуры, состоящей из информационных и телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов;
массовое применение персональных компьютеров и широкое распространение вычислительной техники;
наличие новых видов и форм деятельности в информационном пространстве;
качественное изменение работы СМИ, интеграция ее с различными информационными системами, создание единой среды распространения массовой информации;
соответствующие изменения национального законодательства стран и формирование нового международного информационного права, учитывающего современные информационные реалии (прежде всего, существование и развитие сети Интернет).
Этот период требует объективной оценки позитивных и негативных последствий тотальной информатизации и четкого регулирования (в том числе правового) информационных отношений в гражданском обороте.
Библиографический список
1. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. N 1.
2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2001.
3. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1983.
4. Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СПС "Гарант".
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.
6. Тавокин Е.П. Информация как научная категория // Социологические исследования. 2006. N 11.
7. Тоффлер Э. Третья волна // США - экономика, политика, идеология. 1982. N 7 - 11.
8. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y.: Basic Books, Inc., 1973.
9. Miller J.G. Living Systems. McGraw-Hill, 1978.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_9401.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!