Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Государственная политика России по отношению к детям из детских домов»

/ Общее право
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


 

Е.С. ЖИГАРЕВ,

профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, Почетный член (академик) Российской академии естественных наук

 

А.С. ОВЧИННИКОВ,

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета

МВД России

 

СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА МАРКСИЗМА: ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КРИМИНОЛОГИИ

 

Перевод марксизмом субъективной диалектики Гегеля в плоскость объективной позволило наделить разумом материю и рассматривать ее законы, которые на самом деле есть гипотеза, как подчиняющие себе и общество, и мышление.

 

Ключевые слова: диалектика, марксизм, криминология, разум, материя, мышление, прогресс, эволюция, материализм, природа.



Интерпретация и прикладывание гегелевской диалектики мышления[1], согласно которому только диалектическое мышление разумно, на материю, произведенное классиками марксизма, как представляется, не являются удачными. Объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика (диалектическое мышление) есть только отражение движения, господствующего в природе[2]. В этом априорном суждении Энгельса диалектика Гегеля действительно поставлена с ног на голову.

Перевод марксизмом субъективной диалектики Гегеля в плоскость объективной позволило наделить разумом материю и рассматривать ее законы, которые на самом деле есть гипотеза, как подчиняющие себе и общество, и мышление. Если субъективное мышление подчинено объективным законам природы, то, по мысли Энгельса, «они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой»[3]. Наверное, так и было бы, если мышление действительно подчинялось бы законам природы, но на самом деле человек постоянно, на каждом шагу своим эгоистическим поведением выражает это неподчинение, свою недоброжелательность к ней.

Если, по Гегелю, мышление человека способно (а не должно) развиваться диалектически, зачем Энгельсу было нужно отбирать эту способность и передать ее природе, а затем вновь возвращать мышлению, но уже в качестве необходимости, закономерности? Объясняется это «прикладывание» диалектики на материю очень просто: марксизм не признает духовную ипостась, а тем более ее первичность. Поэтому ему пришлось субъективную диалектику Гегеля объективизировать.

Гегель считал, что природа не может и не должна в принципе диалектически развиваться, потому что, согласно диалектическому принципу развития, все вокруг должно постоянно эволюционировать от простого к сложному. Гегель не только не признавал, но и категорически отвергал диалектическое развитие природы, ибо она не способна к развитию во времени (в смысле эволюционировать): «…осужденная на вечное повторение одних и тех же процессов, она выставляет одновременно и одну рядом с другой все заключающиеся в ней ситуации развития»[4]. В природе действительно ничто не может эволюционировать по определению, ибо все в ней изменения происходят в результате повторяющихся строго периодически циклов. И ни одно животное, и ни одно растение на Земле с самых древнейших времен не стало совершеннее или вообще не стало другим. Мы лишь наблюдаем исчезновение многих видов и животных, и растений, которому способствует и негативная деятельность самих людей. Конечно же, природа изменяется, в ней нет постоянства, но эти изменения не характерны для диалектического развития, а скорее, наоборот, отражают их регрессивность, в результате которой она теряет целые роды в систематике животных и растений. Таким образом, философия природы Гегеля весьма далека от понимания природы диалектическим материализмом, приписывающего ей эволюционно-бесконечное развитие на основе внутренне присущих ей противоречий.

Главным открытием для основоположников марксизма в «Науке логики» Гегеля стала диалектика, которая и надоумила их придать развитию природы и общества эволюционный характер. Эта гегелевская идея диалектического развития мышления классики марксизма путем апплицирования (прикладывания) наложили, как трафарет, на материю. Энгельс в этой связи писал: «…то, что у Гегеля является развитием мыслительной формы суждения как такового, выступает здесь перед нами как развитие наших, покоящихся на эмпирической основе, теоретических знаний о природе движения вообще»[5]. А Ленину так хотелось видеть в Гегеле единомышленника, что с его языка невольно выскользнула лукавая мысль: «Гегель действительно доказал, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал»[6]. Хотя классики марксизма знали, что объективный идеализм Гегеля был однозначно сформулирован им в утверждении «природа является производным от сверхприродного духа»[7], тем самым он категорически отвергал идею о том, что диалектическое противоречие присуще объективному миру. Тем не менее, высмотрев в учении Гегеля нужные для прикладывания к материализму положения, Ленин называл их «архизамечательными». И в этой связи ему казалось, что от гегелевского объективного идеализма «рукой подать к материализму». «Прав был Энгельс, – писал он, – что система Гегеля перевернутый материализм»[8].

Но, восхищаясь от каких-либо «находок», классики каждый раз упускали из виду, что объективный мир, по Гегелю, целеполагаем, что предполагает вмешательство Творца в причинно-обусловленные явления природы. Природа и есть идея (дух), обладающая бытием. К месту сказать, Гегель солидировался с христианским догматом о сотворении мира Богом из ничего. Поэтому, чтобы обнаружить в его мировоззрении теоретическое обоснование марксизма, нужно было обладать недюжинным талантом мистификатора.

Нам понятен замысел Гегеля, который поставил перед собой задачу теоретически обосновать диалектический процесс развития мышления. В результате анализа восхождения мысли по диалектической схеме от простой (абстрактной) формы к сложной, конкретной, раскрывающей саму сущность предмета, за которой ничего больше нет, Гегель сформулировал три закона диалектического мышления: 1) переход количества в качество и обратно; 2) взаимное проникновение противоположностей; 3) отрицания отрицания[9].

Именно первая часть «Науки логики» – учение о бытии, посвящена непосредственно характеристике самого понятия, которое для Гегеля является не просто логической формой мысли, а доказательством того, что мышление существует объективно, вне связи с вещественным миром, как определенное, сущностное бытие, отличное от чувственного, эмпирического бытия. Иными словами, мысль, по Гегелю, имеет, как и любой предмет объективной действительности, свою сущность.

Эту сторону развития мышления Гегель подчинил диалектическому закону перехода количества в качество и обратно. Развитие мысли, идей, по Гегелю, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию все более содержательному, охватывающему в единстве различные, даже противоположные стороны. Так, анализируя динамику количества и качества, Гегель показывает, что количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершающимся путем скачка, перерыва непрерывности, перехода из одного качественного состояния в другое. Так, Гегель раскрывает взаимосвязь и взаимопереход наиболее общих (абстрактных) понятий научно-теоретического мышления на более высокую качественную ступень познания.

Гегелевский принцип восхождения полагает движение мысли от «всеобщей» (абстрактной) к «единичной» (конкретной). Под «всеобщим» он понимает неразвитое, простое понятие, от которого мысль развивается дальше по восходящей, достигая в перспективе всеобъемлющего, истинного понятия, обозначенного в этой цепочке категорией «единичное». Но этот процесс диалектического развития «всеобщего» осуществляется через ступень «частное» и уже через нее к «единичному», конкретному понятию, охваченному полным познанием. В этой тройственной схеме решающее место и роль отводится именно всеобщему, которое, по Гегелю, существует самостоятельно, продуцируя затем дальнейшее развитие мысли[10].

На выходе этой цепочки диалектического мышления, т.е. чисто теоретического, без каких-либо «примесей» чувственного, опытного, эмпирического, формируется конкретное понятие. Иначе говоря, это конкретное понятие (единичное), заключающее трехзвенную цепочку диалектического развития мышления, есть продукт чистой мысли, размышляющей саму себя вне какого-либо созерцания и представления, навязанных объективной действительностью.

Итак, диалектическое развитие не природы, не общества, а мысли шаг за шагом, постепенно восходит от простых (абстрактных) формулировок к сложным, полным единичным, от всеобщих к конкретным понятиям, от низшего к высшему. Тем самым процесс диалектического мышления приобретает характер постепенного ряда, т.е. прогрессивного движения вперед.

Этим законом Энгельс придал материи диалектическое развитие. В своей «Диалектике природы» он этот закон интерпретирует следующим образом: «…в природе качественные изменения – точно определенным для каждого отдельного случая способом – могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи…»[11] Но количественное убавление (или прибавление), чтобы изменить качество предмета, должно, по мнению автора, достигнуть определенной границы. В данном случае Энгельс сравнивает молекулу и ее атомы, из которых она состоит, и заявляет, что молекула и атом имеют совершенно иные качественные свойства.

Однако этот пример негодный для доказательства действия этого диалектического закона, так как это качественное различие (если оно, конечно, есть) изначально присутствует в каждом предмете объективной действительности, если его рассматривать на молекулярном и атомном уровнях. У предмета не может появиться иных, новых качественных свойств с уменьшением или увеличением его объема. Поэтому, как нам представляется, качество как сущность, как внутреннее содержание предмета не зависит от его количества (объема, веса предмета), ибо на молекулярном и атомном уровнях качественные их различия (если, повторяем, они есть) изначально заложены в предмете их Творцом.

И Маркс этот гегелевский закон диалектического развития мышления тоже применил в своей теории качественного изменения социально-экономических формаций. Для этого он сравнил (отождествил) «скачки» развития мысли  с социальными революциями. Однако при социализме скачкообразный переход количественных изменений в качественные утрачивает форму политических революций, социальные изменения здесь осуществляются постепенно, путем отмирания старого и нарастания элементов нового[12]. Происходит своеобразная метаморфоза (полная перемена) смысла гегелевского закона, связанная с его подгонкой под гипотетическую теорию смены общественно-экономических формаций, что свидетельствует не об объективном характере этого закона, а о его субъективной интерпретации в зависимости от цели, которую нужно обосновать.

Марксизм гегелевский принцип «восхождения» от абстрактного к конкретному в познании отверг, потому что по этому пути полагается познание духа, а диалектический материализм утверждает, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения. В этой связи ему пришлось гегелевскую цепочку диалектического развития мышления перевернуть наоборот: единичное (у Гегеля – частное) – особенное – всеобщее. Для познания объективной действительности марксизму пришлось сформулировать и иной принцип «восхождения»: от живого созерцания к абстрактному мышлению, что соответствует движению от «единичного» к «всеобщему», от познания отдельных вещей внешнего мира к оформлению знаний в теоретические понятия. Правда, криминологи пошли по пути познания от абстрактного (преступности) к конкретному (личности преступника).

Согласно рассуждениям апологетов марксизма, любой предмет объективной действительности представляется как отдельная вещь – единичное, затем в нем обнаруживаются черты особенного, присущие только узкому кругу объектов[13], согласно особенным признакам можно группировать предметы по родам.

Мы не согласны с такой интерпретацией «особенного»; словарь русского языка объясняет, что «особенное» равнозначно слову «отдельное»[14], а отдельное по смыслу есть единичное. «Единичное всегда выступает как особенное, – утверждает диалектический материализм, – поскольку оно, будучи присущим только данному материальному образованию, отличает его от любых других материальных образований»[15]. Иначе говоря, единичное явление, событие всегда будут и особенными, неповторимыми, а если утверждать, что целой группе присущи особенные признаки, значит читателя вводить в заблуждение, так как такие признаки признаются  общими, родовыми, благодаря которым предметы можно систематизировать.

Обнаружение всеобщих черт, присущих всем предметам и явлениям внешнего мира, должно стать доказательством того, что все объекты мира объединены в единую систему. Но выделение этих универсальных признаков, которые были бы в действительности реально принадлежащими всем явлениям, вещам и предметам объективной действительности, в истории материалистической философии всегда вызывало большие трудности. Поэтому философская мысль в основном согласна с дуализмом, признающим сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, например, такой пары как дух и материя. Категорию «всеобщее» стали сводить не к свойствам реально существующих предметов и явлений объективной действительности, а к способностям, коренящимся в Абсолюте.

Развернутая наоборот цепочка познания берет начало от конкретного предмета (единичное), сущность которого, по мнению многих философов, непознаваема, и ведет к всеобщему, к обобщению (определению, понятию), которое лишено многих очевидных черт и признаков исследуемого предмета. То есть мы хотим отметить, что понятие (дефиниция) беднее единичного, самого конкретного предмета познания. Поэтому трудно согласиться, что принцип познания от живого созерцания к абстрактному мышлению отражает диалектическое восхождение от простого к сложному[16], ибо сложное и есть единичное.

Однако марксизм резко критиковал диалектику логики Гегеля и говорил, что так не бывает, подобное восхождение соответствует начальному этапу, связанному с длительным периодом накопления чувственных, опытных знаний, на основе которых только и можно формулировать абстракции теории. Короче говоря, диалектический материализм противопоставил теории Гегеля о всемогуществе мышления как такового свою идею о всемогуществе материи, по законам которой диалектически развиваются и общество, и мышление. «В мышлении не может быть ничего,  что в той или иной форме не было дано человеку в его органах чувств», – поддерживали точку зрения марксизма его апологеты[17].

Исходя из этого постулата, закон перехода количественных изменений в качественные (гегелевский закон перехода количества в качество и обратно не содержит в формулировке слово «изменение», потому что изменение – это следствие, возникающее потом) есть «все более глубокое отражение» предметов объективной действительности. Утверждение «все более глубокое отражение», под которым марксизм понимает свойство высокоорганизованной материи (ее признак), предполагает волевое действие самой материи, заставляющей мышление двигаться в фарватере и играть роль ведомого в игре этой всесильной материи. Но такой путь объяснения этого закона исключает творчество и свободу мышления, которые не может не ощущать каждый из нас.

Известно, что методологией криминологической теории является диалектический материализм, однако мышление криминологов, как свидетельствует об этом практика, не хочет подчиняться объективному воздействию универсальных законов природы. Например, по их мнению, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно в процессе развития преступности «объясняет изменения в структуре преступности, тенденции в качественной характеристике ее видов»[18]. Авторы учебника указывают, что изменения качественной стороны (т.е. структуры) преступности приводит к количественному ее изменению. Однако все такие изменения в уголовной статистике происходят по воле законодателя, это он «выдумывает» преступления и также декриминализирует отдельные виды преступлений, отчего действительно изменяется количество регистрируемых преступлений. Кроме того, количество регистрируемых преступлений зависит и от воли «регистраторов», которые могут часть преступлений перевести в число латентных. Так что ссылка на действие этого универсального закона диалектического материализма, скорее, связана с идеологией, которая мешает истинному диалектическому мышлению криминологов.

В точности так же, т.е. по своему усмотрению, интерпретируются криминологами и философские категории «единичное», «особенное» и «всеобщее», под которые они подогнали преступление, отдельные виды преступлений и всю преступность. И эта иерархия настолько прижилась в криминологии, что в смысл этих категорий, который придает им диалектический материализм, никто не вникал.

Если диалектический материализм названные категории относит к каждому конкретному предмету действительности, через которые он связан с внешним миром в единую систему, то криминологи интерпретируют их в качестве самостоятельно существующих явлений, развивающихся согласно собственным причинам. Особенно вольно обошлись с категорией «всеобщее», под эгидой которого трактуется в качестве самостоятельно развивающегося явления преступность. Будто бы никто из криминологов, считающих себя радикальными материалистами, не знаком с однозначным выводом марксизма о том, что «диалектический материализм решительно выступает против всякого превращения всеобщего в независимую реальность, существующую отдельно от особенного и единичного…»[19].

Подобные вольности в изложении криминологами сущности учения диалектического материализма апологеты марксизма называют ревизионизмом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Итак, понятие, по Гегелю, путем количественных изменений шаг за шагом приобретает новое качество. Таким образом, понятия постоянно изменяются, развиваются, превращаются в свою противоположность, т.е. находятся в непрерывном движении, переходят друг в друга, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые Гегель выразил диалектическим законом взаимного проникновения противоположностей. Гегелевский закон  признает единственным способом разрешения противоречий проникновение друг в друга противоположных понятий, отвергая тем самым значение борьбы как таковой.

Положение о противоречии как внутреннем источнике развития мышления составляет главное содержание в гегелевском учении о сущности, внутренней основе мыслительного процесса. Гегель решительно выступает против противоречия в самих предметах объективной действительности. Оно лишь свойственно мышлению. При этом движение мысли вперед включает три стороны умственной деятельности: полагающую, противополагающую и соединяющую, что соответствует схеме: тезис-антитезис-синтез. Иначе говоря, развитие мысли совершается путем обнаружения и разрешения противоречий, содержащихся в понятиях. Этот процесс, по Гегелю, и есть диалектика.

Гегель подчеркивал, что противоречие нельзя понимать как некую аномалию, дефект мысли, оно есть взаимообусловленность противоположных понятий (мыслей), принцип всякого самодвижения, саморазвития мысли[20].

Применение марксизмом категории «противоречие» для утверждения эволюционного развития природы и истории человечества заставило радикально изменить гегелевскую формулировку этого закона диалектического развития мышления на интерпретацию как единства и борьбы противоположностей. Если в гегелевском смысле единство противоположностей означает их взаимное проникновение друг в друга, то здесь узаконивается борьба между противоположностями. В первом случае разрешение противоречия происходит в объединении противоположностей, а во втором – в их борьбе. Однако единство и борьба – это антиподы, эти состояния нельзя рассматривать и анализировать совместно. Ведь борьба всегда направлена на уничтожение противостоящей противоположности. Разве логически допустимо одновременно утверждать в отношении одного и того же явления, что противоположные его стороны неразрывно едины и сплоченны и в то же время всячески подчеркивать, что эти противоположности ведут между собой постоянную борьбу, которая абсолютна, т.е. ни от чего не зависящая?

Энгельс, отождествляя законы мышления с законами природы, говорил, что «законы мышления и законы природы необходимо согласуются между собой, если только они надлежащим образом познаны»[21]. Указание на познание «надлежащим образом» говорит, что исследователю нужно исходить из соответствия идеи диалектического материализма. А идея его такова: выявление противоречия требует усилий теоретической, научной мысли, благодаря которой только и можно открыть его в самой сущности предмета, что может предостеречь исследователя от сведéния его к различным полярностям или конфликтам[22].

Вообще, трактовка сущности неоднозначна и, как правило, выходит за рамки констатации как субстанционального ядра предмета или явления объективной действительности. Во многих философских системах сущность рассматривается как категория, противостоящая явлению, т.е. некая нереальность, идеальная действительность, которую познать невозможно.

Диалектический материализм признает сущность предмета реальностью, однако предупреждает о том, чтобы познать ее, а с ней раскрыть противоречие, требуется усилие научной мысли. Это предупреждение не случайно, потому что сущность, которая, по мнению диалектического материализма, противоречива, требует себе иных методов познания, мы бы сказали некоего озарения. По крайней мере, марксистский принцип познания от живого созерцания к абстрактному мышлению тут желаемого результата не даст.

Предупреждение о том, что противоречия исследователь может перепутать с банальными полярностями, имеет место быть. Например, авторы учебного пособия «Диалектический материализм» говорят именно о полярностях[23], когда примерами противоположностей противопоставляют верх и низ, северный и южный полюсы, среду и организм и т.д.[24] Ни одна из этих сторон не самодостаточна. Одна нуждается в другой. Все едино, потому что неповторимо: Север и Юг – две половины Целого, как левое и правое полушария, две половины единого мозга, взаимообусловленные две части. Разумеется, ни о какой противоположности здесь не идет речь, если указывается весьма определенно, что «противоречие должно быть раскрыто как внутренняя структурная характеристика исследуемого предмета в его сущности»[25]. Противоречие «должно быть раскрыто» в предмете. Эта установка прямо указывает, что пресловутое противоречие нужно обнаружить в сущности предмета. И пока формой развития естествознания (поскольку оно мыслит) будет являться гипотеза, наши знания о сущности предметов останутся гипотетическими. К сожалению, над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой ложное утверждение, что наше субъективное мышление и объективный мир как бы подчинены одним и тем же законам и поэтому они, согласно диалектическому материализму, не могут противоречить друг другу, а должны согласовываться между собой, хотя на самом деле сознание – безусловно, а физический мир – обусловлен. Факт этот является бессознательной предпосылкой нашего теоретического мышления, отсюда и соответствующие результаты, в основном ошибочные.

Итак, диалектический материализм заявляет, что каждый объект действительности заключает в себе противоположности, но, естественно, это не верх и низ предмета, не левая и правая стороны, а вот что представляют собой эти противоречивые противоположности, борющиеся друг с другом и тем самым развивающие сам предмет, пожалуй, не рискнет назвать ни один криминолог. Тем не менее, причисляя этот закон к числу методологических приемов познания преступности, криминологи указывают, что предметом познания данной науки являются социальные противоречия, «с которыми связано существование преступности, действие ее причин и условий»[26]. Иными словами, по мнению криминологов, причины и условия преступности есть следствие социальных противоречий развития общества. На основе подобного легковесного умозаключения выстраивается следующая «диалектическая» цепочка: социальные противоречия – социальные причины и условия – социальное явление «преступность». В этом линейном движении социальных явлений нет места человеку, который и обеспечивает движение социальной машины. Объективный закон диалектического развития природы исключает какое-либо вмешательство и участие извне, поэтому в толковании развития общества нужно было принять одну из сторон: или диалектический закон единства и борьбы противоположностей, в котором противоречие является источником всякого развития, или, отвергнув этот, мягко сказать, лукавый закон, склониться к мысли, что общество все же развивают люди согласно своим сугубо идеалистическим закономерностям.

Как видим, неудачное толкование криминологами и самой преступности как явления, и ее причин развития связано с объективной диалектикой, которая, по большому счету, здесь ни при чем. Ведь диалектическое развитие, согласно версии марксизма, соответствует только положительно-прогрессивному движению от простого к сложному, но не наоборот. Поэтому подгонять под действие этого закона движение негативных явлений, которые тормозят диалектическое развитие (если оно, конечно, есть), нельзя.

Кроме того, толкование социальных противоречий в качестве причин преступности тоже не соответствует положению диалектического материализма, который рассматривает противоположности (которые, по мнению Маркса, развиваются в противоречия) в качестве движущих факторов развития целого[27]. Иначе говоря, социальные противоречия не могут быть негативными по определению, ибо они развивают целое, т.е. само общество. Если их ликвидировать (хотя, что мы говорим, как можно ликвидировать объективное) или нейтрализовать, как это призывают делать криминологи[28], то не будет никакого развития общества. Следовательно, причины негативных явлений, тормозящих поступательное развитие общества, не стоит связывать с гипотетическими объективными законами, их нужно искать в личности человека. Для этого следует в первую очередь диаметрально изменить подход к криминологическим проблемам.

Таким образом, подход к объяснению категории «противоречие» у субъективной диалектики Гегеля и объективной диалектики марксизма диаметрально противоположный. По Гегелю, противоречие обнаруживает себя в момент осмысления (познания) отношения тождества (сходства) и различия (несходства) понятий, т.е. категория «противоречие» сугубо мыслительная, идеалистическая.

По марксизму, противоречие проявляет себя в сущности вещей и явлений объективной действительности. Но, так как противоречие развивается из взаимодействия противоположных сторон и связей сущности вещей и явлений, апологеты диалектического материализма не смогли объяснить, что собой представляют эти противоположности, и перенесли свое внимание на очевидные полярности, которые существуют как объективно, так и субъективно в человеческих чувствах и желаниях.

Есть третий подход к объяснению философской категории «противоречие», криминологический. Однако данная интерпретация слишком легковесная и методологически не соответствует ни гегелевской теории, ни марксизму. Поэтому она только и заслуживает, чтобы ее отвергнуть, как не имеющей философской основы.

С учением Гегеля о противоречии органически связан третий гегелевский диалектический закон развития мышления отрицания отрицания. Гегель различает абстрактное и конкретное отрицание: первое носит нигилистический характер: полное отрицание, уничтожение, отвержение старого и замена его новым; второе – конкретный, связанный с сохранением в новом понятии жизнеспособных элементов старого. Поэтому это отрицание Гегель называл снятием, характеризуя, таким образом, поступательное развитие мысли. Поскольку отрицание, по учению Гегеля, образует необходимую стадию развития, и оно в дальнейшем, с накоплением знаний, подвергается отрицанию. Этот процесс и есть отрицание отрицания – основной закон мыслительной деятельности, в результате которого в известной мере «снимается» прежнее отрицание и восстанавливается на новой основе и в новой форме то, что прежде подвергалось отрицанию. Но это есть не повторение старого, не возвращение к исходному пункту, а уже новая, более высокая ступень развития. Такое развитие необходимо приводит к отрицанию данной формы понятия, причем это отрицание приходит не извне, а представляет собой следствие развития и, так сказать, заложено в нем. Отсюда следует, что отрицание есть закономерная ступень процесса развития мысли, самого познания, неотделимая ступень от внутреннего содержания этого процесса.

Свое учение об отрицании отрицания Гегель схематически изобразил в виде триады, трехчленного деления: тезис – антитезис (отрицание) – синтез (отрицания отрицания). В этом виде (триады) закон отрицания отрицания служит, по Гегелю, исходным принципом для исследования процессов развития мышления и ничего более.

Марксизм же закон отрицания отрицания диалектического развития мышления относит к числу общих, универсальных законов развития природы и истории человечества. Маркс в этой связи писал: «Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования»[29]. Энгельсу принадлежит следующая мысль, что объективная диалектика марксизма царит во всей природе, господствуя путем движения противоположностей, которая и обусловливает жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, соответственно в более высокие формы[30].

Нужно отметить, что закон отрицания отрицания классики марксизма теснейшим образом связывали с законом борьбы противоположностей, отрицание, по их же мнению, есть следствие борьбы, без которой само отрицание мертво.

Начало развития мысли, по Гегелю, заключено в законе перехода количества в качество, а по мнению классиков диалектического материализма, в законе борьбы противоположностей. Борьба, следовательно, есть результат противоречния. Марксизм тем самым диалектическому материализму придал форму воинствующего материализма, который не терпит какого-либо мирного сосуществования противоположностей. Его цель – борьба, в результате которой все предшествующее уничтожается. Особенно эта сторона закона подчеркивается в диалектическом историзме, в котором борьба и нигилистическое отрицание связываются с прогрессом, устраняющим существующие общественные отношения и социальные порядки. Марксизм прямолинейно, можно сказать, вульгарно трактует гегелевский диалектический закон развития мышления, заменив смысл «конкретного» отрицания, ведущего к восхождению, своим нигилистическим пониманием отрицания, которое не связано с синтезом, предусматривающим удержание всего положительного, что было в старом укладе, необходимого для дальнейшего поступательного развития общества.

Диалектику истории человечества марксизм выстроил по гегелевской триаде отрицания, чтобы придать естественный, объективный характер изменениям, которые ожидают общество: тезис – капитализм, антитезис (отрицание) – диктатура пролетариата, синтез – бесклассовое общество и равное счастье для всех. Но так как синтеза по существу при нигилистическом отрицании не происходит, то и равного счастья для всех создать невозможно. Ведь не случайно Гегель отрицанию отрицания придает иной смысл, используя термин снятие, что означает поднимать снимаемое («отрицаемое») на более высокую ступень развития, что означает сохранять в новом понятии жизнеспособные и необходимые элементы старого понятия. А это и есть диалектика развития мышления, к которому, к сожалению, не каждый способен; но без диалектического мышления вся деятельность человека направлена на удовлетворение лишь своих непомерно возрастающих потребностей. В этом и проявляется нигилистическое отрицание, ведущего, как правило, к регрессу.

Таким образом, основным содержанием отрицания отрицания (о законе мы здесь не говорим), с точки зрения диалектического материализма, являются два момента. Первый – уничтожение в социальных процессах старого. «Уничтожение» не объективное, происходящее закономерно само собой, а связанное с действиями человека, т.е. с его субъективным мышлением, это означает, что изменения общественных условий полностью находятся в подчинении мыслительных процессов человека. Второй момент – «сохранение нового» связано с изменившимися условиями, т.е. изменившиеся условия породили новое, которое марксизм призывает сохранить[31]. В этой формуле нет ни синтеза (о чем мы говорили выше), ни «снятия», ни преемственности. Поэтому изменяя социальные условия и при этом каждый раз ссылаться на объективный закон отрицания отрицания представляется чудовищно нелепым.

Криминологи, интерпретируя развитие социально негативных явлений при социализме (имеется в виду преступления) как своеобразные «исключения из правил», пытались к этому «исключительному» процессу приурочить действие объективного закона отрицания отрицания. Для этого им пришлось диалектический закон, выражающий восходящее развитие «побеждающего нового», перевернуть, чтобы им объяснить «локально нисходящий характер движения» старого, мешающего развитию нового[32]. Понятно, что субъективистский подход к толкованию этого закона (как, впрочем, и двух предыдущих законов) похоронил его объективный характер, а с ним и весь диалектический материализм.

Только мыслительные процессы, которые продуцируют разнообразный набор действий человека, в том числе изменяющий и природу, и общественное устройство, подвержены воздействию диалектического закона отрицания отрицания. Если бы объективные законы однозначно детерминировали преступления, тогда извне должны были также исходить противоположные причины, порождающие законопослушное, нравственное поведение, отрицающие негативизм и аморализм. Но ведь этого мы не наблюдаем. Формирование образа жизни и его изменения происходят в мышлении человека, процесс этот осмысленный. Конечно же, мы не исключаем внешних факторов, стимулирующих правонарушающее поведение человека, но все равно материализованные его действия вначале облекаются соответствующими мыслями. В этой связи следует подчеркнуть, что все три закона диалектического мышления прирожденные, а не впитаны из действительности. Человек не марионетка, слепо действующий по воле некоей объективности, наоборот, он сам может ее изменять по своему усмотрению.

И последнее, что необходимо подчеркнуть. Не только ограниченность развития природы, марксизм не приемлет и ограниченность развития мышления. В «Науке логики» Гегель, раскрывая этапы развития мысли, приходит к констатации третьей ступени, к «конкретно-всеобщему» понятию, трактуемому им как сущность одухотворенных вещей. Именно на третьем этапе формулируется полное, конкретное (единичное) понятие. Дальше развиваться мысли некуда. Поэтому Гегель был вынужден определить предел диалектическому развитию мышления. Это решение не на шутку встревожило классиков марксизма, отвергающих агностицизм. Однако их волнение было зряшним. Ведь Гегель рассматривал «конечность» диалектического развития мышления как перспективу, как цель, связанную с познанием сущностного бытия одухотворенных предметов объективной действительности. Такое мышление связано с познанием трансцендентального, по сути, непостижимого для познания. Если мы говорим, что диалектическим мышлением обладают избранные, то достичь познания сущности даже для избранных представляется проблематичной затеей.

Итак, диалектика Гегеля – диалектика субъективная, разрешающая противоречия в противоположных понятиях. Она раскрывает механизм развития мышления на единичном уровне. Хотя законы развития мышления общие, одни и те же, однако их проявление неодинаково, так как каждый из нас неповторим, индивидуален, особенный, поэтому законы диалектики в мыслительных процессах людей в равной мере проявляться не могут.

Гегелевская идеалистическая концепция диалектического развития мышления высветила свое философское основание, близкое к пониманию древнегреческими философами диалектики как искусства вести беседу, в процессе которой движение мысли протекает от простой констатации тезиса к сложной аргументации понятия. Такой техникой диалога в совершенстве владел Сократ. Схожесть этих диалектик заключена в главном: и в первом, и во втором случае главным атрибутом диалектики является мышление. Для Гегеля диалектика есть использование в познании закономерностей, заключенных изначально в природе мышления.

Диалектический материализм основан на заимствовании философских учений прошлых материалистов и субъективной диалектике Гегеля, эклектически синтезированных классиками марксизма воедино. Таким образом, все три закона диалектического мышления приобрели объективный, универсальный характер, которыми радикальные материалисты до сих пор вводят в заблуждение, что природа, а затем и общество беспрерывно эволюционно развиваются благодаря борьбе противоположностей и нигилистическому отрицанию как следствия этой борьбы. Для диалектического материализма примерами противоположностей служат полярности, которые составляют целостность предметов и всего объективного мира, в этой связи эти полярности (как, к примеру, левая и правая рука человека) вечны пока существует мир. Следовательно, диалектическое развитие, пока существуют полярности, бесконечно до абсурда.

Претензия же теории марксизма на создание всеохватывающей философской системы, именуемой диалектическим материализмом, в качестве универсального метода познания природы, общества и мышления, а также некоей системы, которая не только подытоживает данные других наук, но и принципиально предвосхищает все возможное в будущем развитие научного знания, совершенно несостоятельна. Для криминологической науки диалектический материализм в плане методологического принципа познания преступности противопоказан, так как криминологи, подгоняя под него свой предмет исследования, доводят эту идею до абсурда, что мы и старались показать способом анализа положений материалистической диалектики в данной статье. Диалектическая же логика Гегеля тем более никакого отношения к криминологии не имеет. Эта теория раскрывает механизм диалектического мышления, и не более.

 

Библиографический список:

1.      Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М.: Мысль, 1978. С. 137.

2.      Диалектический материализм / Под ред. проф. А.П. Шептулина. М.: Выс. школа, 1974. С. 233.

3.      Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. Второе, перераб. изд. М.: Мысль, 1971. С. 285.

4.      Криминология и профилактика преступлений: Учебник / Под ред. А.И. Алексеева. М.: МВШМ МВД СССР, 1989. С. 8.

5.      Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997. С. 41.

6.      Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков А.В. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2007. С. 370.

7.      Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. Изд. второе, доп. М.: Политиздат, 1985. С. 91.

8.      Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стеретип. М.: Рус. яз., 1983. С. 408.

9.      Румянцева Т.Г. «Наука логики» // История философии: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. С. 666.

10.  Сахаров А.Б., Саркисов Г.С. Проблема преступности в современных условиях. Ереван: Айастан, 1991. С. 66.

11.  Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М.: Полит. лит., 1963. С. 343.

12.  Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Полит. лит., 1969. С. 180.

 



[1] Сразу же хотим отметить, что нам не симпатизируют некоторые положения диалектической логики Гегеля, представляющей собой непрерывный процесс развития мысли. Но логика, по мнению отечественных философов Библера, Тумановой и др. авторов, может быть не только непрерывной, но и дискретной, что представляется ближе к истине. Однако это обстоятельство не помешало нам увидеть принципиальные несоответствия интерпретации марксизмом диалектики Гегеля, искажающие ее смысл.

[2] См.: Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Полит. лит., 1969. С. 180.

[3] Там же. С. 231.

[4] Цит. по: Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. Второе, перераб. изд. М.: Мысль, 1971. С. 285.

[5] Энгельс Ф. Указ соч. С. 193.

[6] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 162.

[7] Цит. по: Краткий очерк истории философии. С. 273.

[8] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 215.

[9] Сразу же отметим, что все эти три закона диалектического развития мышления Энгельс назвал «ошибкой», потому что Гегель вывел их из мышления, а не из природы. См.:  Энгельс Ф. Указ. соч. С. 44.

[10] См.: Румянцева Т.Г. «Наука логики» // История философии: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. С. 666.

[11] Энгельс Ф. Указ. соч. С. 45.

[12] См.: Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М.: Полит. лит., 1963. С. 343.

[13] См.: Философский словарь. С. 143.

[14] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стеретип. М.: Рус. яз., 1983. С. 408.

[15] См.: Диалектический материализм / Под ред. проф. А.П. Шептулина. М.: Выс. школа, 1974. С. 233.

[16] Кстати, авторы сегодняшней нелинейной науки с ее теорией неравновесных процессов, не смогли указать решения задачи морфогенеза, т.е. усложнения, перехода от простых структур к сложным. См.: Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков А.В. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2007. С. 370.

[17] Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М.: Мысль, 1978. С. 137.

[18] См.: Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997. С. 41.

[19] См.: Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. Изд. второе, доп. М.: Политиздат, 1985. С. 91.

[20] Это положение диалектического развития мышления впоследствии было полностью перенесено на материю, которая в диалектическом материализме сразу же приобрела способность к саморазвитию. См.: Философский словарь. С. 262.

[21] См.: Энгельс Ф. Указ. соч. С. 193.

[22] См.: Материалистическая диалектика. С. 60.

[23] Известный английский философ К. Поппер в этой связи писал: «Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова «полярность». (Цит. по: Материалистическая диалектика. С. 60, 61). Не отвергая этого замечания, диалектики при познании таких полярностей призывают понять отношение этих полярностей как единство и борьбу противоположностей, как движущую силу изменения и развития предмета. Интересно, как диалектики себе представляют в этом контексте борьбу разных полюсов Земли?

[24] См.: Диалектический материализм. С. 281.

[25] См.: Материалистическая диалектика. С. 60.

[26] См.: Криминология и профилактика преступлений: Учебник / Под ред. А.И. Алексеева. М.: МВШМ МВД СССР, 1989. С. 8.

[27] См.: Материалистическая диалектика. С. 62.

[28] См.: Сахаров А.Б., Саркисов Г.С. Проблема преступности в современных условиях. Ереван: Айастан, 1991. С. 66.

[29] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. С. 296, 297.

[30] См.: Энгельс Ф. Указ. соч. С. 180.

[31] См.: Диалектический материализм. С. 294.

[32] См.: Криминология и профилактика преступлений. С. 9.

Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=r12

 


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!