Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Воспитание правового сознания и правовой культуры в системе правового воспитания»

/ Общее право
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


Л.Ю. НОВИЦКАЯ,

кандидат педагогических наук

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

Согласно части 4 ст. 43 Конституции РФ 1993 г., обязанность получения детьми основного общего образования лежит на родителях[1] или лицах, их заменяющих.

Основное общее образование представляет собой вторую ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но и, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в России, поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условие достижения этой задачи – последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное искусство и музыкальное искусство), технология, физическая культура.

Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ, родители имеют право и  обязаны воспитывать своих детей: заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Более того, в силу установленной законом обязанности, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Часть 2 ст. 63 СК РФ, в сущности, повторяет смысл данной конституционной нормы, однако делает это более категорично и однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ указывается на то, что «родители обеспечивают получение детьми основного общего образования», то, согласно ч. 2 ст. 63 СК РФ, «родители обязаны  обеспечить   получение   детьми   основного   общего   образования».

В силу ч. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Родительские права не могут противоречить интересам детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд (ст. 65 СК РФ).

Разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены на основании заявления родителей (одного из них) органом опеки и попечительства или судом. Так, если родители не могут достичь согласия в вопросах воспитания (например, о его способах и методах), они могут обратиться за помощью в орган опеки и попечительства, который вправе дать родителям письменные или устные рекомендации по преодолению возникших разногласий с учетом интересов ребенка. Данные рекомендации относятся к области педагогики и не подлежат принудительной реализации. Однако, если между родителями возникает спор о праве на воспитание ребенка и они не в состоянии достичь соглашения, такой спор разрешается в судебном порядке[2].

В соответствии со ст. 63 и 80 СК РФ родители несут ответственность за воспитание, развитие своих  детей,  получение  ими  основного   общего   образования, а также за их содержание. Нормы, посвященные ответственности  родителей, содержатся не только в Семейном, но и в Гражданском, Уголовном кодексах РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 69–76 СК РФ, если  родители  (один из них) не исполняют обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей, по заявлению одного из  родителей  (законных представителей) либо близких родственников ребенка, органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также других органов и учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, может быть инициирован вопрос об ограничении либо лишении их родительских прав.

Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями  опасно для ребенка вследствие поведения  родителей  либо по иным обстоятельствам (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.), но не установлено достаточных оснований для лишения родительских прав.

Основаниями для лишения родительских прав является уклонение от выполнения обязанностей  родителей, в том числе, при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребление своими родительскими правами; жестокое обращение с детьми, в том числе физическое или психическое насилие над ними, покушение на их половую неприкосновенность; хронический алкоголизм или наркомания; совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (ст. 69 СК РФ). Если в случае ограничения родительских прав родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, то лишение родительских прав влечет за собой утрату родителями всех прав, основанных на факте родства с ребенком. Ограничение либо лишение родительских прав означает утрату права родителей на льготы и государственные пособия для граждан, имеющих детей, однако не освобождает родителей от обязанностей по содержанию своего ребенка.

Статья 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Одной из важнейших проблем развития России является решительный поворот проводимой в стране политики в области образования в сторону укрепления в общественном сознании представле­ния об образовании как ведущем, определяющем и, по су­ществу, единственном на современном этапе фактором дос­тижения стратегических целей становления нового общества, формирования активной пози­ции государства[3]. При этом необходимо учитывать следую­щие принципиальные моменты:

- образование в совокупности с наукой – главный фак­тор создания в России высокоэффективной экономики на принципиально новой производственно-техноло­гической основе, в рамках новых производственно-рыночных отношений в период перехода России в постиндустриальную, информационную фазу развития;

- образование в совокупности с общественно-полити­ческими институтами и средствами массовой инфор­мации – это ключевое орудие формирования в стра­не гражданского общества, правового демократиче­ского государства;

- образование в совокупности с культурой, с опорой на национальные и исторические традиции, с учетом мирового опыта – определяющий фактор формиро­вания и воспитания высоконравственной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности[4].

Необходимость реализации этих положений определе­на в Национальной доктрине развития образования в Рос­сийской Федерации, в которой говорится, что «страте­гические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: 1) создание основы для устойчивого социально-эконо­мического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; 2) укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; 3) кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособ­ностью и инвестиционной привлекательностью; 4) утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики»[5].

Сегодня, говоря о развитии системы российского образования или ее подсистемы, все чаще справедливо связывают его с модернизацией системы образования, а не с ее реформой. В этом есть свой резон, так как «реформа – это преобразование, переустройство», и считается, что как демократиче­ское переустройство реформа образования произошла в 1992 г., когда «обретение знаниями стало носить характер экономической категории. Знания превратились в товар, а носитель знаний – в их собственника» (Энцик­лопедия профессионального образования)[6].

В настоящее время в системе образования сложилось явное противоречие между инновационными процессами, ведущими к преобразованию массовой практики (внедрение инновационных технологий, появление учреждений образования новых видов и типов, в частности негосударствен­ных, и др.), и классической, традиционной педагогической парадигмой, как правило сдерживающей, тормозящей эти процессы. Именно это противоре­чие и обусловливает особенность состояния современной ситуации в системе образования России. Разрешение данного противоречия, по мнению автора, составляет основу процесса модернизации.

Сегодняшний этап – этап модернизации, т.е. такого совершенствования образования, которое отвечает современным требованиям. В науке отмечается, что «модернизировать – это делать современным, из­менять в соответствии с современным техническим уровнем, требования­ми, вкусами, вводя разнообразные усовершенствования изображении ста­рины придавать ей черты, свойственные новому времени»[7]. Историко-педагогический анализ показывает, что термин «модерни­зация» неоднократно использовался в сфере образования и в последние де­сятилетия XX в. обрел богатое социально-философское содержание. Им принято обозначать особый способ общественного прогресса, осуществ­ляющегося не самопроизвольно, а целенаправленно и управляемо. В науке отмечается, что модернизация страны опирается на модернизацию образо­вания, на его содержательное и структурное обновление.

Российская система образования должна перейти из режима выжи­вания в режим развития. Следовательно, система образования в условиях сегодняшнего дня должна функционировать в режиме развития, самодви­жения, саморазвития. В концепции модернизации образования предлагает­ся ряд мер по ее переводу в режим развития: адаптация системы образования к изменившимся соци­ально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России; освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного более прогрессивными странами мира[8]. С началом 1990-х годов связан резкий перелом в характере и
направлениях социально-экономического развития страны. Прежде всего, произошел полный развал экономики как рационально-рефлексивного контура,  удерживающего хозяйство, которое, напротив, испытало беспрецедентный и неконтролируемый рост[9].

С переходом к инновационной экономике, основанной на обороте знаний, традиционное профессиональное образование столкнулось с новыми проблемами[10]. Во-первых, резко сократился жизненный цикл любого товара (в первую очередь инноваций и технологий): новый для рынка продукт уже через 3-5 лет безнадежно устаревает и требует замены (для отдельных классов товаров, в частности, в информационных и коммуникационных технологиях «срок жизни» нового продукта еще меньше – иногда не более года). Вследствие этого, традиционный специалист, даже имеющий высокий уровень подготовки по тому или иному технологическому профилю, сталкивается с необходимостью постоянной (зачастую радикальной) переподготовки и переквалификации. Существующая же система профессионального образования к разрешению данной проблемы принципиально не приспособлена ни содержательно, ни технологически[11].

Во-вторых, превращение знания в ресурс и углубляющийся разрыв между теоретическим и «рецептурным» знанием порождают проблему его «обратимости»: каким образом можно переходить от теоретического знания к орудийному и от орудийного быстро «возвращаться» к теоретическому. По сути, для инновационной экономики знание превращается в главный ресурс только потому, что его становится все меньше. С экономической точки зрения самый дорогой ресурс тот, доступ к которому наиболее ограничен. Очевидно, что основным требованием инновационной экономики к теоретическому знанию как ресурсу становится наличие четкого и действенного механизма практической реализации теоретической модели.

Профессионал в этих условиях вынужден «выходить» в проектную логику, а его качественная подготовка должна предполагать следующую систему переходов: теоретическое – проектное – технологическое – инструментальное – орудийное знание[12]. В условиях инновационной экономики знание дает возможность создавать собственные прецеденты новых, еще не существующих производств и технологий. Технологии же освоения проектной культуры, связанной с особым типом организации мышления, в профессиональном образовании отсутствуют[13].

В-третьих, в становлении субъекта собственной деятельности, в его позиционировании в условиях современной информационной среды ключевую роль играют овладение целостным знанием, умение входить в существующие и строить новые профессиональные общности, субъективироваться в них и вырабатывать собственную позицию. Данные качественные характеристики имеют антропологический статус и при этом являются основными условиями успешного профессионального развития. В рамках же традиционной системы профессионального образования соответствующая образовательная задача не ставится в принципе[14].

Таким образом, современный профессионал должен быть носителем новой интегральной способности к метаорганизации, предполагающей умение: 1) быстро ориентироваться в сложном и многоуровневом мире деятельности и ресурсов; 2) строить пространства потенциально возможной деятельности, для которой пока нет места; 3) становиться субъектом собственной деятельности, в том числе соотносить содержание деятельности со своей позицией и ценностно-смысловыми установками[15].

Устойчивое понимание ведущей роли образования в об­щественном развитии отнюдь не решает зада­чи реализации доступности образования вообще и его кон­кретного вида, отвечающего интересам человека и общества, а также реализации человеком своего образовательного потенциала в избираемом им виде деятельности. Для этого необходимы определенные условия, в первую очередь наличие права человека на получение об­разования и реальное обеспечение возможностей реализа­ции этого права[16]. Этот момент особо отмечен во Всеобщей декларации прав человека, где говорится:

«1. Каждый человек имеет право на образование. Обра­зование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступ­ным, и высшее образование должно быть одинаково дос­тупным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному раз­витию человеческой личности, к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование долж­но содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группа­ми и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

Говоря более конкретно о сути функций образования, в том числе среднего профессионального, следу­ет отметить его роль как мощного источника знаний, обес­печивающего культурно-образовательное развитие населе­ния[17]. В условиях демократизации общественной жизни, основанной на высокоразвитом, гуманистически ориенти­рованном личностном факторе, среднее профессиональное образование должно стать по-настоящему действенным ин­ститутом, формирующим свободное от догм и предрассуд­ков мировоззрение личности, интеллектуальный, культур­ный и морально-этический общественный менталитет, основанный на достижениях цивилизации, на лучших на­циональных и местных традициях, на демократических принципах уважения и защиты прав граждан всех слоев и групп. В этом заключается социокультурная функция данно­го уровня образования[18].

Образование должно (и способно) сыграть важную роль в демократизации жизни общества, повышении уровня его гражданственности, поскольку лишь по-настоящему образо­ванный человек сумеет разумно и в полной мере использо­вать возможности, предоставляемые демократией в полити­ческой, экономической и социальной сферах жизни[19]. Другой важнейший аспект воздействия профессиональ­ного образования на развитие общества – формирование новой генерации работников. В этом аспекте образование выступает, прежде всего, как институт воспроизводства зна­ний, умений и навыков, свойственных разным профессиям, специальностям; как институт подготовки квалифицированных кадров для различных средств и видов деятельно­сти, что служит базовым условием формирования и разви­тия трудового потенциала общества[20].

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

          1.         Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. 2-е изд. М., 2006. С. 34.

          2.         Александров А.Е., Лисов В.И., Потапов А.С. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы. Центр «Школьная книга», 2004. С. 76.

          3.         Анисимов П.Ф. Социально-экономические основы регионализации среднего профессионального образования. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. С. 68.

          4.         Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. С. 6.

          5.         Демин В.М. Доклад // Среднее специальное образование России: пути развития. Материалы III съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России: Стенографический отчет. М.: Альфа-М, 2003. С. 41.

          6.         Денисевич М.Н., Зубков К.И. Наука и образование России: вызов времени. Екатеринбург, 1999. С. 3, 4.

          7.         Елина О.В., Жохов А.Л., Посашкова Т.Ю. Технологизация управления учреждением образования. Часть 1 // Приложение № 1 к журналу «Профессиональное образование». М., 2006. С. 4.

          8.         Парамонов А.И. Предпринимательская подготовка молодежи: инновационная образовательная система (организационно-педагогические основы предпринимательской подготовки молодежи). М.: КПиСТП, 2004. С. 55.

          9.         Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Право и образование. 2003. № 5. С. 180.

         10.        Слободчиков В.И. Технология проектной деятельности в образовании. Москва – Киров, 2001. С. 43.

         11.        Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека // Основы психологической антропологии. М., 1995. С. 67.

         12.        Сметное планирование по финансовому нормативу затрат на обучающегося, воспитанника общеобразовательного учреждения. Методические рекомендации / Отв. ред. М.Л. Левицкий, Е.В. Никоненко. М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 68.

         13.        Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2004. С. 64, 67.

 

 



[1] Согласно ч. 1 ст. 64 СК РФ, родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

[2] См.: Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Право и образование. 2003. № 5. С. 180.

[3] См.: Слободчиков В.И. Технология проектной деятельности в образовании. Москва – Киров, 2001. С. 43.

[4] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. С. 6.

[5] См.: Анисимов П.Ф. Социально-экономические основы регионализации среднего профессионального образования. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. С. 68.

[6] См.: Елина О.В., Жохов А.Л., Посашкова Т.Ю. Технологизация управления учреждением образования. Часть 1 // Приложение № 1 к журналу «Профессиональное образование». М., 2006. С. 4.

[7] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 56.

[8] Однако это не означает, что модернизация предполагает под­ражательность. В число ее ценностей входят культурная самобытность, бе­режное отношение к оправдавшим себя традициям, отказ от единообразия, вариативность подходов к решению проблем.

[9] См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. 2-е изд. М., 2006. С. 34.

[10] См.: Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2004. С. 64.

[11] См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека // Основы психологической антропологии. М., 1995. С. 67.

[12] См.: Парамонов А.И. Предпринимательская подготовка молодежи: инновационная образовательная система (организационно-педагогические основы предпринимательской подготовки молодежи). М.: КПиСТП, 2004. С. 55.

[13] См.: Александров А.Е., Лисов В.И., Потапов А.С. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы. Центр «Школьная книга», 2004. С. 76.

[14] См.: Сметное планирование по финансовому нормативу затрат на обучающегося, воспитанника общеобразовательного учреждения. Методические рекомендации / Отв. ред. М.Л. Левицкий, Е.В. Никоненко. М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 68.

[15] См.: Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2004. С. 67.

[16] См.: Денисевич М.Н., Зубков К.И. Наука и образование России: вызов времени. Екатеринбург, 1999. С. 3.

[17] См.: Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Указ. соч. С. 56.

[18] См.: Демин В.М. Доклад // Среднее специальное образование России: пути развития. Материалы III съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России: Стенографический отчет. М.: Альфа-М, 2003. С. 41.

[19] См.: Денисевич М.Н., Зубков К.И. Наука и образование России: вызов времени. Екатеринбург, 1999. С. 4.

[20] См.: Анисимов П.Ф. Указ. соч. С. 74.

Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=zakonodatelstvo

 


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!