Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Обычное право народов российской империи ХIХ в.»

/ Общее право
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


Новый статус адвокатов /

А. А. Гончаров, Ю. Г. Попонов. 2002

В соответствии со ст.48 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Основным звеном, через которое реализуется это конституционное право, является адвокатура. Действовавшее до последнего времени законодательство об адвокатуре явно устарело и не отвечало требованиям фактически сложившимся в стране общественных отношений. Основным нормативным актом, регулировавшим деятельность коллегий адвокатов России и их органов, было Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.[1]

Указанное Положение не только не отвечало духу времени с самого начала перестройки в жизни страны, но явно не корреспондировало с системой судопроизводства, которая более решительно и своевременно начала реформироваться в соответствии с вновь развивающимися потребностями общества.

Следует отметить, что еще в августе 1990 г. в Нью-Йорке восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений были приняты Основные положения о роли адвокатов. 

Попытаемся затронуть лишь основные вопросы реализации норм вышеуказанного международного акта в системе российского законодательства об адвокатуре, в частности, во вновь принятом Федеральном Законе “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, опубликованном в “Российской газете 31 мая 2002 года.

Прежде всего, восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности подчеркнул, что принципы адвокатской деятельности, закрепленные в Основных положениях о роли адвокатов,  вытекают из следующих источников международного права:

Устава Организации Объединенных наций[2], подтверждающего право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашающего как одну из целей достижения сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии;

Всеобщей Декларации о Правах Человека[3], утверждающей принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого лица, обвиненного в совершении наказуемого деяния;

Международного Пакта о Гражданских и Политических Правах[4], дополнительно провозглашающего право быть выслушанным без проволочек и право на беспристрастное и открытое слушание дела компетентным, независимым и справедливым судом, предусмотренным законом;

Международного Пакта об Экономических, Социальных и Культурных Правах[5], напоминающего об обязанности государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и свобод;

Декларации об Основных Принципах Юстиции для Жертв Преступления и Превышения Власти[6], рекомендующей принятие мер на международном и национальном уровне для улучшения доступа к юстиции и справедливому отношению, возмещению вреда, компенсации и помощи для жертв преступления; и других норм международного права.

В Основных положениях о роли адвокатов особо подчеркнуто, что профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с Правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса. Вместе с тем, главной целью Основных Положений, как подчеркнуто восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, - оказать помощь Государствам – Участникам в их задаче содействовать и обеспечить надлежащую роль адвокатов, которая должна уважаться и гарантироваться Правительствами при разработке национального законодательства и его применении, и должны приниматься во внимание как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной властей и обществом в целом.

Давая общую оценку вновь принятому закону об адвокатской деятельности и адвокатуре, можно сказать, что это один из первых основополагающих федеральных законов, имплементирующих в российском законодательстве нормы международного права, касающиеся роли адвокатов.

Не детализируя содержания акта международного права, попытаемся рассмотреть основные положения вновь принятого российского Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” в аспекте соответствия его нормам международного и российского права.

Прежде всего, считаем необходимым подчеркнуть, что вышеназванный Закон вступает в силу с 1 июля 2002 года, за исключением подпункта 6 пункта 1 статьи 7 этого закона, (предусматривающего обязанность адвоката осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности), который вступает в силу с 1 января 2007 года. До вступления в силу данного подпункта адвокат вправе осуществлять добровольное страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности. При этом страховые взносы, уплачиваемые адвокатом страховщику по договору страхования, отчисляются за счет получаемого адвокатом вознаграждения.

Со дня вступления в силу настоящего закона на территории Российской Федерации не действует Закон СССР от 30 ноября 1979 года № 1165-Х “Об адвокатуре в СССР” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, № 49, ст. 846). С этого же дня признаны утратившими силу Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года “Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, № 48, ст.1596), и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 года № 1560-1 “О мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов РСФСР в условиях перехода экономики к рыночным отношениям” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 28, ст.977).

До формирования совета Федеральной палаты адвокатов советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации осуществляют два следующих полномочия совета Федеральной палаты адвокатов: 1) разработка и утверждение временного положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечня вопросов, предлагаемых претендентам; и 2) утверждение форм бюллетеней для голосования, предусмотренных пунктами 6 и 7 статьи 33 настоящего Федерального закона по вопросу о приеме квалификационных экзаменов у претендентов на присвоение статуса адвоката и по вопросу заключения по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) адвоката.

В отличие от Положения об адвокатуре РСФСР, действовавшего до 1 июля 2002 года, новый Федеральный Закон дает четкое понятие адвокатской деятельности как квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке установленном данным законом, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Закон однозначно определяет адвокатскую деятельность как не являющуюся предпринимательской и вместе с тем не признает адвокатской деятельностью юридическую помощь, оказываемую:

- работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

- нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Действие Закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона.

Таким образом, исходя из вышеизложенной статьи 1 Федерального Закона, оказание квалифицированной юридической помощи любыми лицами, не имеющими статуса адвоката, не может являться адвокатской деятельностью, даже в тех случаях, когда она осуществляется профессиональными юристами и не на коммерческой основе. Скажем, в судах, правоохранительных, административных и иных органах могут защищать права, свободы и интересы своих доверителей юристы предприятий и организаций, органов опеки, организаций, специализирующихся на оказании на профессиональной основе юридических услуг. Но, несмотря на наличие юридического образования, высокую квалификацию, наличие факторов, определяющих сходство профессиональной деятельности таких специалистов с деятельностью адвокатов, их деятельность адвокатской не является. Главным критерием адвокатской деятельности является получение лицами, оказывающими на профессиональной основе юридические услуги, статуса адвоката.

Статья 2 Закона определяет, что адвокатом является лицо, получившее в установленном этим законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью адвокату запрещено, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельностью. К иной творческой деятельности, прежде всего, можно отнести лекционную, авторскую, просветительскую и др. деятельность.

Раскрывая в п.2 ст.2 Закона содержание юридической помощи, законодатель закрепляет, что адвокат, оказывая юридическую помощь: дает устные и письменные консультации и справки по правовым вопросам; составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; представляет интересы доверителя во всех видах судопроизводства, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; участвует в качестве представителя доверителя: - в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; - в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; - в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Осуществление адвокатской деятельности производится адвокатом на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения (п.5 ст.9).

В пункте 4 ст.2 Закона особо подчеркнуто, что выступать представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

Право приобретения статуса адвоката в Российской Федерации предоставляется лицам, которые имеют высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанные лица также должны иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в одном из адвокатских образований сроком от одного до двух лет. Лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации после сдачи претендентом на приобретение статуса адвоката квалификационного экзамена. Претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания:

“Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката”.

Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Единственным документом, подтверждающим статус адвоката, является удостоверение выдаваемое территориальным органом юстиции (п.3 ст.15 Закона).

Адвокаты – члены коллегий адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих до вступления в силу рассматриваемого Федерального Закона, отвечающие его требованиям (п.п. 1 и 2 ст.9), сохраняют статус адвоката после его вступления в силу без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решений о присвоении статуса адвоката. До выдачи адвокатам удостоверений, предусмотренных ст.15 Закона, действуют удостоверения, выданные ранее коллегиями адвокатов.

Наряду с определением статуса адвоката закон определяет также статус адвокатуры как профессионального сообщества адвокатов, не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности Закон декларирует, что органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Одной из новелл нового Закона является закрепление в нем прав адвокатов на социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ, в которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В связи с изменением статуса адвоката существенно изменяются не только количественно, но и качественно его права и обязанности. Многие из таких правомочий не только не предусматривались ранее действовавшим законодательством, но даже и запрещались. Теперь в соответствии с п.3 ст.6 Закона адвокат вправе: 

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии; 

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Раскрывая правомочия адвоката непосредственно в ст.6 Закона, законодатель указывает, что при участии адвоката в качестве представителя доверителя в различных видах судопроизводства его полномочия регламентируются соответствующим процессуальным законодательстве Российской Федерации (п.1 ст.6). Нельзя не отметить, что большинство процессуальных кодексов России еще не отражает новых правомочий адвоката, зафиксированных в новом законе об адвокатуре. Однако, например, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации[7]

 (ст.53) они частично отражены. Представляется, что все новеллы, введенные Федеральным Законом должны незамедлительно найти свое отражение полностью во всех отраслях процессуального законодательства, поскольку иное весьма отрицательно будет сказываться на реализации конституционных прав граждан на квалифицированную юридическую помощь.

Наряду с правомочиями адвоката Закон достаточно четко определяет круг действий, которые адвокат не вправе совершать при оказании юридической помощи, а именно:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер; 

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

- имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

- участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также, если он является должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

- состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

- оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6) отказаться от принятой на себя защиты.

Особо в Законе подчеркнуто (п.5 ст.6) запрещение негласного сотрудничества адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Статьей 18 Закона провозглашены пять гарантий независимости адвоката, выражающиеся в следующем:

1. Запрещение вмешательства в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом.

2. Запрет привлечения адвоката к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном деянии.

Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем, оговоренную в соглашении между адвокатом и доверителем (ст.25).

3. Недопущение истребования от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам.

4. Защита государством адвоката, членов его семьи и их имущества, выражаемая в обязательстве органов внутренних дел принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. 

Представляется, что данная декларация должна найти свое развитие и конкретное выражение в правовых нормах соответствующих отраслей законодательства.

5. Осуществление уголовного преследования адвоката с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. 

Наряду с гарантиями независимости адвоката Закон в ст.25 установил гарантии для доверителей, заключающих соглашения об оказании юридической помощи с адвокатами. Это выражается, в частности, в признании законодателем размера и характера ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения доверителя одним из существенных условий соглашения об оказания юридической помощи. А в целях реального обеспечения данной гарантии в ст.19 и п.6 ст.7 Закона в качестве одной из обязанностей адвоката закреплено страхование риска его имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения юридической помощи. 

Заслуживают особого внимания новые формы адвокатских образований. Это: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Закон предусматривает право адвоката самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. О своем волеизъявлении адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном Законом.

Адвокат, желающий осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, о чем направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом, но адвокат, учредивший его, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого он учрежден.

Коллегия адвокатов – это некоммерческая организация, основанная на членстве и действующая на основании устава, утверждаемого ее учредителями и заключаемого ими учредительного договора. Учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть два и более адвокатов, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Иными словами, адвокат, сведения о котором внесены в региональный реестр Вологодской области, не может быть учредителем и членом Ивановской областной коллегии.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного государства.

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал. Однако сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал. Это не касается адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, созданном на территории иностранного государства. Сведения о таких адвокатах вносятся в региональный реестр, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются непосредственно адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов.

Адвокатское бюро вправе учредить два и более адвоката, заключивших между собой в простой письменной форме партнерский договор. По партнерскому договору адвокаты –партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Соглашения об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или партнером от имени всех партнеров на 

основании выданных ими доверенностей.

Партнерский договор прекращается по следующим трем основаниям:

1) по истечении срока действия партнерского договора;

2) в связи с прекращением или приостановлением статуса адвоката – одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

3) в связи с расторжением партнерского договора по требованию одного из партнеров, если этим договором не предусмотрено его сохранение в отношениях между остальными партнерами.

Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия партнером этого договора.

В месячный срок после прекращения партнерского договора адвокатами заключается новый партнерский договор. При несоблюдении этого условия адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. Преобразования адвокатского бюро в иные формы некоммерческих организаций (кроме как в коллегию адвокатов) либо в коммерческую организацию не допускается.

С момента прекращения партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Она учреждается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

Не открывая дискуссии в части оснований создания юридических консультаций, нельзя не отразить, что инициатором ее создания является орган государственной власти, а критерием – соотношение числа адвокатов к числу федеральных судей данного судебного района. Даже не вдаваясь в глубокий анализ можно априори заявить, что необходимость создания юридических консультаций возникает, а точнее, имеется и на сей день, прежде всего в “глубинке”, т.е. в сельских, районных и отдаленных от центра административных единицах. Естественно, что не только с созданием юридических консультаций, но также с направлением туда на работу адвокатов и обеспечением их производственных и бытовых условий возникнут немалые сложности, поскольку содержащиеся в п.п.3 и 4 ст.24 Закона нормы вряд ли можно считать готовыми обеспечить создание и успешное функционирование юридических консультаций.

Так, в п.3 ст.24 Закона закреплено, что вопросы, связанные с порядком и условиями материально-технического обеспечения юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также с оказанием финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. По сути данная норма носит декларативный, а по форме отсылочный характер.

В пункте 4 этой же статьи Закона определено, что собрание (конференция) адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридической консультации, а также смету расходов на содержание юридической консультации.

Анализируя данную норму, можно также отметить, что она носит скорее компенсационный характер, причем не устанавливая никаких гарантированных стимулов. Представляется, что любая привязка к размеру прожиточного минимума или, скажем, к окладу члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, носила бы более действенный гарантированный и стимулирующий характер.

Нельзя не отразить одну из главных новелл вновь принятого Закона – создание Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

Впервые в истории нашей страны в качестве органа адвокатского самоуправления в Российской Федерации в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи создается Федеральная палата адвокатов. 

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации – это общероссийская негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Она образуется Всероссийским съездом адвокатов, который принимает Устав Федеральной палаты. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, Законом не допускается (п.4 ст.35).

Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов, созываемый не реже одного раза в два года. Внеочередной Всероссийский съезд адвокатов созывается советом Федеральной палаты адвокатов по требованию одной трети адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

Коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов является Совет Федеральной палаты адвокатов, избираемый Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек. Совет Федеральной палаты адвокатов не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Члены совета Федеральной палаты адвокатов, включая президента и вице-президентов могут совмещать работу в совете Федеральной палаты адвокатов с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в Совете в размере, определяемом Всероссийским съездом адвокатов.

Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

Имущество Федеральной палаты адвокатов формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц в порядке, установленном российским законодательством.

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации – это негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Цель ее создания – обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организация юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.

Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции обязательны для всех членов адвокатской палаты.

На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается (п.8 ст.29).

Высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов, а в тех случаях, когда численность палаты превышает 300 человек, - конференция адвокатов. Высший орган созывается не реже одного раза в год.

Коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты является Совет, избираемый собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты.

Совет адвокатской палаты не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Члены совета, включая президента и вице-президентов вправе совмещать работу в совете адвокатской палаты с адвокатской деятельностью. При этом размер вознаграждения за работу в совете определяется собранием (конференцией) адвокатов.

Имущество адвокатской палаты формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатами на общие нужды адвокатской палаты, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц в порядке, установленном российским законодательством.

Таким образом, подводя краткий итог новшествам, вводимым новым законом об адвокатской деятельности, нельзя не заметить, что иерархическая структура адвокатуры возросла, как минимум, на один порядок по сравнению с ранее существовавшей. Если до введения Закона эта структура просматривалась примерно так: адвокат – структурное подразделение – коллегия адвокатов. То теперь это выглядит: адвокат – адвокатское образование (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация) – адвокатская палата субъекта Российской Федерации – Федеральная палата адвокатов.

Оценивая новый Закон с точки зрения упорядоченности структуры адвокатуры, - налицо прогресс. С точки зрения повышения уровня квалифицированной юридической помощи, улучшения доступности граждан в получении такой помощи, защиты их от необоснованных преследований и ограничений, ответ можно дать только на основе практики нововведений. Ведь нельзя забывать, что несмотря на то, что все адвокатские образования имеют статус некоммерческих организаций, основным финансовым источником их жизнедеятельности являются не бюджетные средства, не гранты и благотворительная помощь (пожертвования), а получаемое адвокатом от граждан вознаграждение, на которое должны содержаться все адвокатские образования, отвечающие целям и задачам Федерального Закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”.


[1]  Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, № 49, ст. 846
[2]  Подписан 26 июня 1945 г. Вступил в силу 24 октября 1945 г.
[3]  Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.
[4]  Принят на ХХ1 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. Вступил в силу 23 марта 1976 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, № 17).
[5]  Принят резолюцией 2200 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 3 января 1976 г.
[6]  Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября1985 г.
[7] Введен с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”.
Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1147377

250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!