Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Законодательство федеративного государства на примере Российской Федерации»

/ Общее право
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


Международные механизмы защиты прав человека.

Воскобитова, М.

Первые международные механизмы защиты прав человека появились после второй мировой войны, и их появление было обусловлено ужасами фашизма. Ниже будут рассмотрены два международных механизма защиты прав человека - универсальный, существующий в рамках системы ООН, и региональный, созданный в рамках Совета Европы. В настоящий момент оба эти механизма доступны гражданам РФ, и поэтому нам интересны. Кроме указанных систем в мире существуют иные региональные механизмы защиты прав человека: Межамериканская и Африканская, но они были созданы позже и еще не создали обширной практики.

Система индивидуальных обращений в рамках ООН

ООН, как известно, - международная организация, созданная после второй мировой войны. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, этот документ имел важное историческое значение, как акт признания государствами прав человека и необходимости их защиты, но в то же время сам документ - Декларация, государства-участники не обязывала соблюдать декларированные права.

Генеральной Ассамблее ООН потребовалось 18 лет для того, чтобы принять документ, содержащий механизм защиты прав человека, и еще 10 лет для того, чтобы данный договор вступил в действие.

Итак, Международный Пакт о гражданских и политических правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, а вступил в силу 23 марта 1976 года, то есть данный договор является универсальным и действует в системе ООН.

Международный Пакт о гражданских и политических правах содержит определенный перечень защищаемых прав, и, соответственно, только при нарушении этих прав можно обращаться за защитой этих прав.

Международный Пакт о гражданских и политических правах предусматривает создание Комитета по правам человека ООН, который в соответствии с Факультативным Протоколом позволяет частному лицу обратиться в Комитет по правам человека ООН с индивидуальной жалобой по поводу нарушения прав человека одним из государств, подписавших и ратифицировавших Международный Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный Протокол к Пакту. Право индивидуального обращения предусмотрено статьей 1 Факультативного Протокола, которая говорит: «Государство-участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте.»

Российская Федерация подписала и ратифицировала Международный Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный Протокол достаточно давно. Частные лица могут обращаться в Комитет по правам человека ООН с жалобой на РФ по поводу тех нарушений, которые произошли после 1 января 1992 года, то есть именно с этой даты Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать права человека, предусмотренные Международным Пактом о гражданских и политических правах.

Комитет по правам человека ООН состоит из 18 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН из числа граждан тех стран, которые являются участниками Международного Пакта о гражданских и политических правах. Но государство не может быть представлено более чем одним членом Комитета по правам человека ООН. Члены Комитета по правам человека ООН избираются сроком на 4 года. Члены Комитета выступают в личном качестве, то есть не представляют то государство, гражданами которого они являются. Члены Комитета могут быть избраны повторно. Следует отметить, что в настоящее время в Комитете по правам человека ООН представителей РФ нет.

Комитет по правам человека ООН является квази-судебным органом, поэтому, рассматривая поданные заявления, Комитет не следует процедуре, которая необходима при судебном рассмотрении дела. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в закрытом заседании и использует только представленные заявителем и государством письменные материалы. Рассмотрение жалобы в Комитете по правам человека ООН проходит две стадии. Сначала Комитет принимает решение о приемлемости, то есть, будет ли данная жалоба рассматриваться по существу или нет. А затем Комитет выносит свое суждение о том, имело ли место нарушение прав человека в отношении заявителя, основываясь на тех материалах, которые были предоставлены. Решения Комитета принимаются коллегиально при наличии кворума - 12 человека, простым большинством. После рассмотрения заявления по существу Комитет по правам человека ООН доводит до сведения государства свою точку зрения и рекомендует устранить нарушение прав человека в отношении заявителя, в том случае, если будет признано нарушение.

При обращении в Комитет по правам человека ООН необходимо учитывать тот факт, что решения Комитета по правам человека ООН не являются обязательными для государств, и то, что рассмотрение жалобы длится в течение 4-6 лет.

В июле 2000 года Комитет по правам человека ООН вынес первое решение против РФ по делу Гридин против РФ. К сожалению, до настоящего момента положение Гридина не изменилось, в связи с тем, что процедура рассмотрения дела в Комитете по правам человека ООН не обеспечена каким-либо механизмом обеспечения исполнения решения. Фактически, это позволяет государствам не исполнять решения Комитета по правам человека, так как принудить и их к исполнению невозможно.

Система индивидуальных обращений в рамках Совета Европы

Европейская система защиты прав человека сложилась намного раньше, практически сразу после второй мировой войны. Основное отличие Европейской системы состояло в том, что механизм защиты прав человека предусматривал обязательность исполнения решений и процедуру обеспечения исполнения.

Европейская система защиты прав человека была создана на основе Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которая является региональным договором, действующим в рамках Совета Европы. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 года и вступила в действие с 3 сентября 1953 года. Новая редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод вступила в действие с 1 ноября 1998 года. Дополнительно к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод было принято 12 Протоколов. Протоколы 1, 4, 6, 7 и 12 предусматривают гарантии тех прав, которые не были непосредственно зафиксированы в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Остальные Протоколы касались процедурных вопросов и в настоящий момент потеряли свое самостоятельное значение. Особый интерес представляет Протокол 11. Этот Протокол предусматривает новую организацию Европейского Суда по правам человека, которая существует в настоящее время и которую мы подробнее рассмотрим ниже. Сейчас Протокол 11 вошел составной частью в новую редакцию Европейской Конвенции. Отдельно следует упомянуть 12 Протокол, который был принят и открыт для подписания и ратификации Советом Европы только в 2000 году, поэтому в настоящее время он еще не вступил в действие.

12 Протокол предусматривает самостоятельную защиту от дискриминации, и скорее всего, определенным образом изменит существующую в настоящее время практику по вопросам дискриминации.

Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 30 марта 1998 года и с 5 мая 1998 года приняла на себя обязательства подчиняться юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Европейский Суд по правам человека начал свою деятельность в 1959 году и осуществляет ее уже в течение более 40 лет. За время своей деятельности Европейский Суд по правам человека рассмотрел огромное число жалоб, и вынес свои суждения о том были или нет нарушения прав человека в каждом конкретном случае. Эти суждения являются правовыми положениями, которые использует суд, рассматривая каждое последующее дело, руководствуясь ими как прецедентами.

Всю деятельность Европейского Суда по правам человека можно разделить на три этапа. Первый этап длился до 1 октября 1994 года. В это время Европейский Суд по правам человека состоял из двух палат - Комиссии по правам человека и Суда, и по одному представителю от каждого государства входило как в Комиссию, так и в Суд. Функции принятия и рассмотрения индивидуальных жалоб на этом этапе принадлежали Комиссии, и только Комиссия или государства-участники могли передать дело на рассмотрение Суда. Второй этап продолжался 4 года с 1 октября 1994 года по 1 ноября 1998 года. В это время заявители получили доступ в Суд, реализуя свое право на обращение, но это было возможным только в том случае, если усилия Комиссии признавались безрезультатными.

В настоящий момент Суд вступил в третий период своей деятельности, и он начался с 1 ноября 1998 года. С этой даты вступил в действие 11 Протокол к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который в значительной мере изменил деятельность Европейского Суда по правам человека. Во-первых, Суд начал работать на постоянной основе, а не собираться 1 раз в месяц на недельную сессию. Во-вторых, Суд стал однопалатным, то есть Комиссия по правам человека была упразднена.

В Европейский Суд по правам человека в настоящее время избраны 41 судья, в соответствии с количеством стран-участниц Совета Европы и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Организационно Суд разделен на четыре секции. Секции из числа судей, входящих в них, формируют органы Суда, которые непосредственно рассматривают жалобы. Суд осуществляет свою деятельность, образуя Комитеты, Палаты и Большую Палату.

Комитеты создаются для рассмотрения конкретных жалоб по вопросам приемлемости. Комитет состоит из трех судей. Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут отклонить жалобу как неприемлемую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным.

Если судьи, входящие в Комитет, не приняли единогласного решения о том, что жалоба является неприемлемой, то жалоба передается на рассмотрение Палаты. Палата состоит из семи судей, одним из которых ex-officio является судья той страны, против которой подана жалоба. Палата вновь рассматривает жалобу на предмет приемлемости, и в том случае, если признает жалобу приемлемой, то рассматривает ее и по существу. Рассмотрение жалобы по приемлемости и по существу, как правило, происходит не одновременно. Это связано с тем, что стороны должны подготовиться к слушанию дела по существу.

В рассмотрении жалобы по существу, как правило, принимают участие заявитель и его адвокат, а также представитель государства, против которого рассматривается жалоба. Более того, Европейский Суд по правам человека может предоставить материальную помощь для проезда и проживания в Страсбурге заявителя и его представителя, если заявитель не может самостоятельно оплатить эти расходы. Если Палата признает нарушение прав человека, то она также может присудить взыскать со страны справедливую компенсацию в пользу заявителя, а также рекомендовать стране применить ряд мер индивидуального и общего характера. К мерам индивидуального характера относятся, например, новое рассмотрение дела во внутренних судах, отмена предыдущего окончательного судебного решения или какая-либо иная мера, которая может восстановить нарушенное право. К мерам общего характера относятся изменение внутреннего законодательства или судебной практики, существующей в стране, если законодательство или судебная практика не соответствует принципам Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Большая Палата состоит из 17 судей, в число которых ex-officio входят судья от той страны, против которой рассматривается дело, а также Президент Европейского Суда по правам человека. К компетенции Большой Палаты относится четко определенный круг вопросов. Во-первых, Большая Палата осуществляет апелляционные полномочия в том случае, если стороны не согласятся с решением Палаты, и заявят об этом в течение 3-х месяцев. Во-вторых, Большая Палата рассматривает по существу те обращения, при разрешении которых могут быть затронуты предыдущие прецеденты Европейского Суда по правам человека, и вынесены решения, противоречащие уже существующим. В-третьих, Большая Палата рассматривает межгосударственные жалобы, но за всю историю Европейского Суда по правам человека была рассмотрена по существу только одна подобная жалоба Ирландия против Соединенного Королевства.

Решения Европейского Суда по правам человека являются обязательными для государств-участников. Государства обязаны исполнять решения Суда в трехмесячный срок с момента принятия решения. Исполнение решений Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы. Как правило, государства исполняют решения в течение 2-3х лет.

К настоящему моменту Европейский Суд по правам человека не рассмотрел еще ни одной жалобы против РФ по существу, но рассмотрел уже около 1000 жалоб на предмет приемлемости, из них более 10 были рассмотрены Палатой. Практически все они были признаны неприемлемыми. Но такое большое количество неприемлемых жалоб объясняется, в основном, тем, что многие жалобы не соответствует требованиям, существующим в Европейском Суде.

Принцип приемлемости обращения:

 Международно-правовые инстанции являются субсидиарными (дополнительными), так как государство должно иметь возможность самостоятельно исправить нарушение прав человека и восстановить нарушенное право. Термин «субсидиарные» означает, что Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека созданы не как последние инстанции, которые могут разрешить по существу дело, которое было предметом рассмотрения во внутренней системе правосудия. Эти международно-правовые инстанции могут только оценить, было ли государством допущено нарушения прав человека и основных свобод в отношении заявителя. Поэтому эти органы нельзя рассматривать как основные органы, в которые следует обращаться в случае возникновения любой конфликтной ситуации, подлежащей разрешению в суде.

Государство имеет более широкий круг полномочий, по сравнению с международно-правовыми инстанциями, и, что является самым главным, государство в лице своих полномочных органов может разрешить тот или иной спор по существу. В связи с этим принципом международного права при обращении в международно-правовые инстанции необходимо соблюдать условия приемлемости, установленные Международным Пактом о гражданских и политических правах и Факультативным Протоколом к нему, а также Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Правила приемлемости представляют собой набор формальных критериев, при наличии которых международно-правовые инстанции могут рассматривать индивидуальные жалобы. Во внутреннем российском праве существует несколько понятий, которые в чем-то аналогичны критериям приемлемости, например, подведомственность, подсудность, исковая давность.

Критерии приемлемости:

Эксперты Европейского Суда по правам человека выделяют около 10 условий приемлемости:

1.  Условия, основанные на положениях Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод:

·         Обстоятельства времени - ratione temporis

·         Обстоятельства места - ratione loci

·         Обстоятельства по существу - ratione materiea

·         Обстоятельства лица - ratione persona

2. Исчерпание внутренних средств защиты

3. 6-месячный срок обращения

4. Обоснованность жалобы

5. Анонимность жалобы

6. Злоупотребление правом на обращение

7. Повторность жалобы

Критерий обстоятельства времени:

Первый критерий - обстоятельство времени ratione temporis означает, что Государство, подписывая и ратифицируя тот или иной международный договор, принимает на себя обязательство исполнять его с определенного момента. Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать права человека, гарантированные Международным Пактом о гражданских и политических правах, с 1 октября 1991 года, а права человека, предусмотренные Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с 5 мая 1998 года. Это означает, что Российская Федерация не несет ответственности перед Комитетом по правам человека ООН за те нарушения Международного Пакта о гражданских и политических правах, которые произошли до 1 октября 1991 года. Также Российская Федерация не несет ответственности за нарушения прав человека перед Европейским Судом по правам человека за нарушения, допущенные до 5 мая 1998 года.

Европейский Суд по правам человека в последнее время принял большое количество решений, которыми жалобы против РФ признавались неприемлемыми. Одним из самых распространенных оснований для признания жалобы неприемлемой является как раз тот факт, что нарушение права произошло до 5 мая 1998 года.

Понятно, что при обращении в Комитет по правам человека ООН этот временной порог значительно снижен, так как Российская Федерация приняла на себя обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах намного раньше, но тем не менее обратиться в Комитет по правам человека ООН с обжалованием нарушения, произошедшего, например, в 1988 году, также невозможно.

Критерий обстоятельства места:

Обстоятельства места ratione loci означает, что факт нарушения права должен произойти на той территории, которая находится под юрисдикцией одного из государств, являющихся членами Совета Европы и соответственно подписавшими и ратифицировавшими Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

В качестве примера можно привести одно из дел, которое было предметом рассмотрения в Европейском Суде по правам человека - Лоизиду против Турции. Это дело касалось нарушения права собственности, защита которого также предусмотрена Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Само нарушение права произошло на Северном Кипре. Северный Кипр в настоящее время не является территорией Турции, но, тем не менее, жалоба была признана приемлемой, так как именно вследствие оккупации Северного Кипра турецкими войсками заявительница была лишена возможности пользоваться своим имуществом.

Аналогичное условие существует и при обращении в Комитет по правам человека ООН.

Критерий существа обращения:

Обстоятельства по существу ratione materiae ограничивают возможность обращения в Европейский Суд по правам человека только теми правами, которые предусмотрены Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней. Аналогичное правило существует для обращения в Комитет по правам человека ООН, которое может быть реализовано только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Международном Пакте о гражданских и политических правах. Подробнее об этом будет рассказано ниже, когда речь пойдет об основаниях обращения.

Критерий лица:

Обстоятельства лица ratione persona касаются того, кто именно и против кого может жаловаться в Европейский Суд по правам человека. Ответчиком в Европейском Суде по правам человека всегда выступает государство, которое является членом Совета Европы, подписало и ратифицировало Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и которое нарушило права человека и его основные свободы, предусмотренные данной Конвенцией. В настоящий момент к их числу относится 41 такое государство.

Заявителями может быть намного более широкий круг лиц. Во-первых, возможность обращения в международно-правовые органы не зависит от факта гражданства, то есть в Европейский Суд по правам человека может обратиться гражданин той страны, которая нарушила его права, лицо без гражданства, иностранец, лицо с двойным гражданством. Основанием является сам факт нарушения прав человека, допущенный государством. Во-вторых, возможность обращения не зависит от гражданской дееспособности, то есть человек, обратившийся в Европейский Суд по правам человека, может быть душевнобольным, несовершеннолетним, и, конечно, нормальным и совершеннолетним. В-третьих, в Европейский Суд по правам человека могут обращаться физические лица, группы граждан и юридические лица - коммерческие и некоммерческие, включая религиозные объединения. Остановимся на понятии группы граждан, как правило, подобное обращение направляется в том случае, если в отношении ряда граждан было допущено одно и тоже или аналогичное нарушение прав человека. В этом случае возможно одно обращение, в котором указано любое количество заявителей в качестве жертвы.

Понятие жертвы подразумевает, что в Европейский Суд по правам человека может обращаться только то лицо, в отношении которого были нарушены права человека и основные свободы. Жертва может быть прямой, косвенной и потенциальной. Заявитель является прямой жертвой, если нарушено его непосредственное право, то есть именно этого заявителя, например, пытали или обращались с ним жестоко и бесчеловечно. Косвенная жертва - это родственник или близкий человек прямой жертвы. Обращение косвенной жертвы принимаются тогда, когда прямая жертва не может самостоятельно направить свою жалобу в Европейский Суд по правам человека, например, в том случае, если нарушено право на жизнь, и человек физически уже не существует, а, значит, не может обратиться с жалобой. Косвенная жертва также может участвовать в разбирательстве в Европейском Суде, если прямая жертва умерла на какой-то стадии рассмотрения дела, а ее родственники намерены продолжить рассмотрения дела. Фигура потенциальной жертвы появляется в рассмотрении тогда, когда какой-либо законодательный акт государства может потенциально нарушить права человека.

Исчерпание внутренних средств правовой защиты:

В силу принципа субсидиарности международно-правовых институтов, исчерпание внутренних средств правовой защиты является обязательным условием при обращении в Европейский Суд по правам человека. Этот критерий приемлемости означает, что заявитель должен попытаться восстановить свои нарушенные права, используя внутреннюю систему правовой защиты, существующую в государстве.

Применительно к Российской Федерации, заявитель должен обратиться в суд с целью восстановить свое нарушенное право.

В Российской Федерации существуют три судебные инстанции в системе судов общей юрисдикции: первая инстанция, которая рассматривает дела по существу, вторая инстанция, рассматривающая дела в кассационном порядке, а также надзорная инстанция. Кроме того, с введением института мировых судей начнет действовать апелляционная инстанция. Для того чтобы иметь возможность обратиться в Европейский Суд по правам человека, заявителю достаточно обжаловать решение или приговор первой инстанции в кассационном порядке.

Обжалование в надзорном порядке признано Европейским Судом неэффективной мерой правовой защиты в соответствии с решением Европейского Суда Тумилович против Российской Федерации. Подобное решение Европейского Суда является закономерным, так как надзорная инстанция не отвечает требованию эффективности, выработанному практикой Европейского Суда.

Остановимся отдельно на понятии эффективности. Оно включает следующие процессуальные гарантии: возможность возбудить судебное рассмотрение по инициативе заявителя, а также обязательное получение судебного решения как итог пересмотра. Но в соответствии с законодательством Российской Федерации, обращение в надзорном порядке возбуждается по инициативе определенных должностных лиц, но не по инициативе заявителя, и заявитель крайне редко получает судебное решение как результат пересмотра его дела в порядке надзора. Следовательно, обращение в порядке надзора не является обязательным для обращения в Европейский Суд по правам человека, более того, в результате обращения в надзорном порядке, заявитель может пропустить 6-месячный срок, существующий в Европейском Суде.

В Российской Федерации помимо судов общей юрисдикции существуют еще две судебные ветви: Конституционный Суд и система арбитражных судов.

Конституционный Суд Российской Федерации существует для выполнения четко определенных законом функций, направленных на осуществление конституционного контроля. Конституционный Суд не рассматривает конкретные дела отдельных граждан по существу нарушенного права, он проверяет конституционность нормы закона, примененного в конкретном случае. Соответственно, в некоторых случаях, можно говорить о том, что Конституционный Суд выступил как последняя судебная инстанция, но, как правило, обращение в Конституционный Суд, как средство правовой защиты прав, предусмотренных Европейской Конвенцией, является нецелесообразным.

Что касается арбитражных судов, то эта судебная ветвь осуществляет разрешение правовых конфликтов между юридическими или физическими лицами в сфере экономической деятельности. В системе арбитражных судов существуют четыре инстанции - первая инстанция, апелляционная инстанция, кассационная инстанция, рассмотрение дела в порядке надзора. Применительно к обращению в Европейский Суд по правам человека, заявителю (юридическому лицу) необходимо исчерпать первую инстанцию, апелляционный порядок, а также кассационный порядок. Надзорное рассмотрение признается неэффективным по тем же причинам, какие были изложены выше.

Что касается исчерпания средств правовой защиты при обращении в Комитет по правам человека ООН, то достаточным также можно признать обращение в кассационном порядке, хотя четкого правила не существует.

6-месячный срок

Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод предусмотрено жесткое временной условие - обращение в Европейский Суд по правам человека должно быть направлено в течение 6 месяцев.

Момент, с которого отсчитывается этот 6 месячный срок, может определяться разными событиями. Наиболее общий случай, когда 6 месячный срок отсчитывается с момента последнего внутреннего решения по делу по существу.

В некоторых случаях внутренние средства правовой защиты отсутствуют, то есть обращаться в случае нарушения твоего права просто некуда, тогда 6 месячный срок отсчитывается непосредственно с момента нарушения права. Как правило, об отсутствии средств внутренней правовой защиты можно говорить в случае применении пыток и бесчеловечного обращения в учреждениях пенитенциарной системы, так как осужденный находится в полной власти администрации учреждения, а надзор прокуратуры не является эффективным средством защиты, хотя невозможность исчерпать средства внутренней правовой защиты необходимо доказывать в каждом случае.

Еще одним моментом, от которого можно отсчитывать 6 месячный срок, является момент, когда лицо узнает о нарушении своего права. Например, в отношении лица было вынесено судебное постановление, которое ущемляет его права, но человек не был извещен о судебном заседании и не присутствовал, судебное постановление получил через 2 месяца с момента его вынесения по почте. В этом случае, датой, с которой следует исчислять 6 месячный срок, будет дата доставки корреспонденции, указанная на конверте.

Условие о 6 месячном сроке является наиболее жестким из всех условий приемлемости. Европейский Суд по правам человека до настоящего времени ни разу не отступал от него и не делал каких-либо исключений при пропуске 6 месячного срока, поэтому никакие самые уважительные причины не могут послужить оправданием пропуска 6 месячного срока.

6 месячный срок начинает течь со следующего дня после принятия последнего судебного решения или даты нарушения прав человека, или даты, когда человек узнал о подобном нарушении, то есть если нарушение произошло 3 июня 2000 года последней датой, когда можно будет направить обращение в Европейский Суд по правам человека будет 3 декабря 2000 года. Датой направления обращения является та дата, которая указана на конверте, поэтому необходимо сдать обращение на почту не позднее последнего дня 6 месячного срока.

Аналогичного условия при обращении в Комитет по правам человека ООН не предусмотрено, то есть обращение в Комитет по правам человека ООН возможно, независимо от того, сколько времени прошло с момента непосредственного нарушения права и принятия последнего судебного решения, если оно произошло после 1 октября 1991 года.

Обоснованность обращения

Условие об обоснованности жалобы является, наверное, наиболее сложным для заявителя. Прежде всего это объясняется тем, что обращаться в Европейский Суд по правам человека можно только в том случае, если нарушены те права, которые предусмотрены Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а в Комитет по правам человека ООН, в случае нарушения, прав, гарантированных Международным Пактом о гражданских и политических правах.

Традиционно права человека принято делить на несколько групп - гражданские, политические, социальные, экономические и культурные. Международные договоры, о которых идет речь, защищают именно гражданские и политические права, то есть права, которые определяют положение человека в гражданском обществе, определяют свободу его частной жизни и пределы этой свободы, а также возможность участвовать в общественной и политической жизни общества или наоборот не участвовать в ней.

Обоснованность обращения также включает то, что обращение должно быть доказано. Заявитель должен представить доказательства, подтверждающие, что государство действительно нарушило его права, то есть бремя доказывания нарушения лежит на заявителе.

В некоторых случаях сбор доказательств действительно бывает затруднен, например, в случае применении пыток или бесчеловечного обращения. Но Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН не имеют, в отличие от внутренней правовой системы, формальных требований к доказательствам, то есть в качестве таковых принимаются любые документы, свидетельствующие о нарушении прав человека. Нарушение права может быть подтверждено судебными решениями, ответами административных органов, медицинскими справками, свидетельскими показаниями, протоколами следственных действий, расшифровками диктофонных записей, письмами, собственным рассказом заявителя и т.д.

Единственным требованием, предъявляемым к доказательствам, является их добросовестность, то есть заявитель не вправе их каким-либо образом подтасовывать и фальсифицировать. Скорее всего, в случае выявления недобросовестности заявителя, Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН снимет данное обращение с рассмотрения, и заявитель навсегда лишиться права обращаться в какие-либо международно-правовые инстанции со своей жалобой.

Анонимность жалобы:

Жалоба в Европейский Суд по правам человека не должна быть анонимной. Суд должен знать, кто именно обращается по поводу нарушения права. Формуляр обращения в Европейский Суд, как и формуляр обращения в Комитет по правам человека, предусматривает графы, посвященные идентификации обратившегося: фамилия, имя, отчество, место жительства, год рождения и место рождения, адрес, вид деятельности и другие.

Заявитель может обратиться к Президенту Европейского Суда с просьбой не разглашать его данные и не передавать их Правительству, если у него есть основания полагать, что Правительство может использовать эти данные, чтобы ухудшить его положение. В этом случае, во всех документах Суда заявитель обозначается какой-либо буквой.

Злоупотребление правом:

Жалоба может быть признана неприемлемой в связи со злоупотреблением правом в двух случаях. Во-первых, заявитель, обратившись в Европейский Суд по правам человека, принимает на себя обязательство поддерживать свое обращение на протяжении всего рассмотрения. Если он не отвечает в разумный срок на запросы Секретариата, не предоставляет новую информацию о движении своего дела во внутренних процедурах, то это означает, что он злоупотребляет своим правом на обращение в Европейский Суд. Во-вторых, заявитель должен быть корректным в своем обращении в международно-правовые инстанции и не допускать оскорбительных высказываний в адрес государства в целом, а также в адрес отдельных должностных лиц, коммерческих фирм, граждан, некоммерческих организаций и т.д. Несоблюдение этого правила также является злоупотреблением правом на обращение и может привести к тому, что жалоба будет признана неприемлемой.

Повторность жалобы:

Наконец, последний критерий приемлемости - повторность жалобы. Европейский Суд по правам человека не будет рассматривать жалобу, которая была уже предметом его рассмотрения, а также была предметом рассмотрения иной международно-правовой инстанции, в частности Комитета по правам человека ООН. Повторность жалобы означает, что жалоба подана тем же лицом, против того же государства, по тем же обстоятельствам, которые уже были предметом рассмотрения, как по вопросу приемлемости, так и по существу.

В то же время Комитет по правам человека ООН вправе рассматривать те жалобы, которые уже были поданы в Европейский Суд по правам человека, но были признаны неприемлемыми по какой-либо причине, особенно, если основанием для признания жалобы неприемлемой был пропуск 6-месячного срока или тот факт, что нарушение произошло до 5 мая 1998 года.

Исходя из этого, лицо, желающее обратиться в Европейский Суд по правам человека или в Комитет по правам человека, должно четко знать, что ему необходимо выбрать только один международно-правовой орган, но не направлять жалобу в два органа одновременно, так как это может привести к тому, что обе жалобы будут отклонены.

Подводя итог, следует отметить, что только четкое соблюдение правил приемлемости может обеспечить заявителю успех в Европейском Суде по правам человека и в Комитете по правам человека ООН.

Стоимость обращения в международно-правовые инстанции:

Хотелось бы остановиться еще на одном очень распространенном слухе, который касается стоимости обращения в Европейский Суд по правам человека (аналогичная информация, касающаяся Комитета по правам человека, просто не встречалась). Нередко можно услышать и прочитать о том, что обращения в Европейский Суд стоит около 12-15 тысяч долларов США. Это информация абсолютно неверна, так как обращения в Европейский Суд по правам человека совершенно бесплатны. Более того, Европейский Суд вправе предоставить заявителю правовую помощь legal aid, то есть оплатить заявителю его расходы по обращению в Европейский Суд: расходы на переписку, оплату услуг адвоката, транспортные расходы, связанные с приездом заявителя и его адвоката в Страсбург и некоторые иные, которые сочтет уместными.

Европейский Суд по правам человека создан для того, чтобы решать вопрос о признании нарушенным какого-либо из прав человека и основных свобод, а, следовательно, не может устанавливать имущественный ценз, так как наиболее подверженными нарушению прав человека и основных свобод являются именно неимущие слои граждан.

Классификация прав, гарантированных Европейской Конвенцией по защите прав человека:

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантирует в общей сложности около 30 прав, включая те, которые предусмотрены непосредственно в Конвенции и те, которые закреплены в Протоколах к ней. Эти права классифицируются в зависимости от возможности государства вмешиваться в осуществление того или иного права и ограничивать возможность его осуществления.

Традиционно выделяются 4 группы прав:

·         абсолютные права

·         права, осуществляемые в сфере правосудия

·         существенно-квалифицированные права

·         права с присущими ограничениями

К первой группе прав относятся права, гарантированные ст. ст. 2, 3, 4, 7 и ст. 1 Протокола 6. Термин «абсолютные права» означает, что государство ни при каких условиях не имеет права отступать от соблюдения этих прав. Какие же именно права государство не вправе ограничивать ни при каких условиях: право на жизнь (статья 2 и статья 1 Протокола 6), запрет пыток и бесчеловечного обращения и наказания (статья 3), запрет рабства (статья 4), запрет на установление обратной силы уголовного законодательства (статья 7). Более подробно о правах, гарантированных статьями 2 и 3 будет сказано ниже. Я не останавливаюсь на правах, гарантированных статьями 4 и 7, так как они, как показывает практика работы Центра содействия международной защите, крайне редко, почти никогда, не бывают предметом обращения в Европейский Суд по правам человека.

Вторая группа прав - это права, которые определяют положение лица в ходе осуществления правосудия. К этим правам относятся права, предусмотренные статьей 5 - право на свободу и личную неприкосновенность, и статьей 6 - право на справедливое судебное разбирательство. Значительное отличие этой группы прав от предыдущей заключается в том, что невозможно установить единые стандарты осуществления правосудия во всех странах-участниках Совета Европы, поэтому Европейская Конвенция устанавливает лишь минимальные гарантии для любого лица, вовлеченного в какое-либо судебное разбирательство, как уголовное, административное, так и гражданское. Существо указанных прав также будет раскрыто ниже.

Третья группа прав отличается тем, что права, гарантированные статьями 8 - право на уважение частной и семейной жизни, 9 - свобода мысли, совести и религии, 10 - свобода выражения мнения, и 11 - свобода собраний и ассоциаций, уже в тексте этих статей допускают вмешательство государства в осуществление этого права. Но вмешательство может быть осуществлено только в тех законных целях, которые предусмотрены в этих статьях Европейской Конвенции.

Последняя группа прав является самой объемной и включает все остальные права, которые не были отнесены к какой-либо из вышеназванных групп. Отличительная черта последней группы состоит в том, что Европейская Конвенция предусматривает права с присущими ограничениями в очень общих формулировках, а конкретное содержания того или иного права определяется самим государством с учетом исторически сложившихся норм, обычаев и специфики каждого конкретного государства. Практика Центра содействия международной защите показывает, что нарушения прав последней группы встречаются не слишком часто. Стоит остановиться подробнее, пожалуй, только на одном из прав этой группы, а именно, на праве на свободные выборы. Статья 3 Протокола 1, гарантирующая это право, предусматривает право на: 1) свободные выборы, 2) проводимые с разумной периодичностью, 3) тайные выборы. Периодически тот или иной политический деятель пытается обратиться в Европейский Суд по правам человека по поводу нарушения этого права, при этом, как правило, он оспаривает тот факт, что выборы являются неравными, то есть, обжалует то право, которое не гарантировано Европейской Конвенцией. Кроме того, следует иметь в виду, что права, возникающие у кандидата в депутаты в ходе предвыборной кампании, не относятся к гражданским правам и обязанностям, то есть судебное разбирательство по этим вопросам не подпадает под защиту статьи 6 Европейской Конвенции. Кандидат в депутаты не имеет права обжаловать несправедливость судебного процесса по поводу каких-либо конфликтов в ходе избирательной кампании.

В заключение этого параграфа хотелось бы остановиться еще на одной группе прав - это дополнительные права, которые нельзя обжаловать в Европейский Суд без их связи с нарушением иных прав, гарантированных Конвенцией. К таким правам относятся права, предусмотренные статьями 13 - право на эффективные средства правовой защиты, и 14 - право на защиту от дискриминации.

Статья 13 предусматривает положительное обязательство государства создавать правовые процедуры, с помощью которых можно было бы восстановить нарушенное право и добиться компенсации за нарушение своего права. Как правило, статья 13 обжалуется совместно с какой-либо еще, например, совместно со статьей 6 или 8. Предметом жалобы по статье 13 может быть отсутствие внутри государства какой-либо процедуры восстановления нарушенного права или в том случае, если обращение к существующей процедуре, в соответствии с внутренней практикой, потенциально не может привести к восстановлению права. Например, в случае применения пыток ни одна из существующих процедур в РФ не может быть признана эффективной, так как: 1) нет законодательного определения пыток; 2) отсутствует уголовная ответственность за пытки; 3) как показывает практика, прокурорская проверка обычно не устанавливает факта применения пыток, не смотря на их очевидность; 4) даже в чрезвычайно редких случаях возбуждения уголовного дела лица, обвиняемые в применении пыток, наказываются небольшими сроками лишения свободы, как правило, условно. Именно по этой причине, эксперты Совета Европы сходятся в том, что в РФ отсутствуют эффективные средства правовой защиты от пыток.

Статья 14 гарантирует защиту от дискриминации, но только в том случае, если лицо было дискриминировано в тех правах, которые гарантирует Европейская Конвенция, а также только по тем признакам, которые указаны непосредственно в статье 14. Как показывает практика Европейского Суда, чаще всего жалобы на дискриминацию подаются в дополнение к жалобам на нарушения статьи 8, а также прав, связанных со свободой передвижения. Парламентская Ассамблея Совета Европы в 2000 году приняла 12 Протокол, который предусматривает защиту от дискриминации как самостоятельное право, но пока этот протокол не вступил в действие, и пока сложно предсказать, как будет развиваться практика по этому вопросу.

Следует отметить, что Международный Пакт о гражданских и политических правах предусматривает защиту аналогичных прав.

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1128482


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!