Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Отношение общества к преступности и к обращению с преступниками служат самым безошибочными критериями цивилизованности любой страны.
Слова Уинстона Черчилля, сказанные в 1910 г., полностью сохраняют свою актуальность в современном мире, где в тюрьмы запирают все больше людей, ставя их в условия, означающие попрание многих прав человека. Условиям содержания в местах заключения посвящаются регулярные доклады международных правозащитных организаций. В них описывается картина нарушения самых фундаментальных прав человека - таких как право на защиту от пыток и произвольных убийств. Достаточно нескольких сравнительно недавних примеров, чтобы увидеть, как нарушаются права заключенных в самых разных странах мира - богатых и бедных, больших и малых.
- По утверждению Специального докладчика ООН по пыткам, чтобы описать жуткий вид и зловоние в переполненных следственных изоляторах в Москве, ему понадобился бы "талант Данте или Босха". В 1996 г. в российских тюрьмах умерли в ожидании суда 3 000 человек, а заболеваемость туберкулезом за два года возросла на 100%.
- В Мозамбике в тюрьмах, построенных в расчете на содержание 90 заключенных
каждая, содержится, как отмечено в отчете организации Human Rights Watch за 1997 г., более чем по 300 заключенных.
- В докладе за 1997 г. Amnesty International заклеймила условия содержания в Специальных отделениях безопасности в Соединенном Королевстве как "бесчеловечное и унижающее достоинство наказание", отметив их тяжкие последствия для психического здоровья содержащихся там заключенных.
- В Бразилии тюрьмы, предназначенные для содержания около 70 000 заключенных, вмещают в настоящее время свыше 150 000. В 1992 г. при подавлении беспорядков в тюрьме в Карандиру действия полиции привели к гибели 111 заключенных. К ответственности за эти смерти никто не привлекался.
- Европейский суд по правам человека недавно признал Турцию виновной в "бесчеловечном и унижающем достоинство обращении", выразившемся в содержании заключенного в холодной промерзшей камере без подходящей одежды и постельных принадлежностей.
- Индийская национальная комиссия по правам человека вынуждена поставить на
первое место среди своих приоритетов гибель людей в местах заключения.
- В США в тюрьмы заключается больше людей, чем в любой стране мира, - около 1,6 миллиона, или свыше 600 человек на 100 000 населения страны. Многие содержатся в условиях, которые суды США относят к "жестокому и необычному наказанию", противоречащему Конституции США. Специальный докладчик ООН по пыткам выразил озабоченность по поводу последствий для здоровья, вызываемых условиями почти полной изоляции, в которых содержатся заключенные в тюрьме строгого режима Pelican Bay в Калифорнии.
Число людей, попадающих в эти условия в результате обвинения или признания виновными в совершении преступлений (в отличие от содержания под стражей по политическим мотивам или из-за военных действий) сегодня, вероятно, больше, чем когда-либо прежде. Во всем мире за последнее десятилетие применения тюремного заключения растет. Даже в такой стране, как Нидерланды, в которой относительное число заключенных долгое время удерживалось на уровне около 50 на 100 000 человек населения, это число за последние несколько лет поднялось до 70 на 100 000 населения.
Нельзя считать чем-то совсем новым и попытки взглянуть на тюремное заключение с точки зрения норм международного права прав человека. Некоторые из самых ранних документов международного права прав человека (Женевские конвенции, касающиеся военнопленных) были направлены именно на регулирование обращения с одной из групп заключенных.
А упомянув эту конкретную группу, мы не можем тут же не вспомнить, что, пользуясь термином "заключенный", мы сваливаем в одну кучу самые разные группы, для которых общим является лишь то, что все эти люди помещены под стражу государством, - в остальном же их интересы и причины их заключения могут различаться самыми разительным образом. В категорию заключенных могут попасть лица, задержанные в попытках получить убежище; люди, содержащиеся в психиатрических учреждениях; те, кто лишился свободы из-за своих политических убеждений; женщины, помещенные под стражу для обеспечения их же личной безопасности; лица, ожидающие суда по уголовному обвинению; и, наконец, осужденные за уголовное преступление. Даже в пределах каждой из столь широких категорий ситуация может сильно разниться: так, положение женщин или несовершеннолетних может сильно отличаться от положения взрослых мужчин, которых чаще всего и имеют в виду, когда говорят о заключенных, отбывающих срок приговора. Хотя со времени заключения Женевских конвенций 1949 г. международное право прав человека в части, касающейся тюрем, определенным образом эволюционировало, это развитие не всегда отражало указанные различия в пределах одной и той же категории заключенных.
В данной статье предпринята попытка дать обзор международных стандартов прав человека, касающихся содержания под стражей, и исследовать возможные подходы для наилучшего их воплощения. Однако прежде попытаемся обсудить высказываемый многими людьми в разных частях мира взгляд, согласно которому у заключенных вообще нет и не должно быть никаких прав.
Запереть их на замок и выбросить ключ?
При ближайшем рассмотрении часто выясняется, что мнение о том, что заключенным не полагается никаких прав, на самом деле относится лишь к одной конкретной группе заключенных: к тем, кто осужден за уголовные преступления. Большинство людей признает, что люди, помещенные под стражу по политическим мотивам или за нарушение иммиграционных правил, либо вследствие душевной болезни, какими-то правами обладают - уж, по крайней мере, правом не подвергаться наказанию, поскольку не были осуждены ни за какое преступление. Аналогичный довод относится к случаю, когда людей заключают в тюрьму в ожидании суда. Это не означает, что права таких заключенных действительно уважаются: на самом деле во многих странах мира в самых скверных условиях содержатся, быть может, именно политические заключенные, люди, пытающиеся получить убежище и находящиеся в предварительном заключении.
По отношению к осужденным уголовным преступникам аргументы нередко принимают очень простую форму. Эти люди совершили преступления и нарушили права других. Почему им должны предоставляться какие-то права? По крайней мере, почему им надо предоставлять права на хорошее питание, хорошие условия содержания, на образование или условия работы, за которые законопослушным людям, не попавшим туда, обычно приходится бороться? Всякий, кому случалось посещать тюрьмы в любом месте мира, знает: первое, что он услышит от многих служащих тюрьмы в ответ на критику медицинского обслуживания или условий для образования заключенных, будет "у моих детей ничего такого нет". И порой это замечание бывает верным. Но если даже оставить в стороне тот факт, что во многих судебных системах от чистого случая зависит, попадет ли тот, кто признан виновным, в тюрьму, или нет, и не признавать, что многие преступные действия в значительной мере результат не сознательного выбора, а воздействия наркотиков, алкоголя, душевного заболевания или экономического давления, - все равно представляется, что на этот аргумент возможны самые разные ответы.
Во-первых, здесь выявляется различие между понятиями "гражданские права" и "права человека". В то время как можно с определенными основаниями утверждать, что гражданские права проистекают из некоего понятия общественного договора и отбираются у того, кто этот договор нарушает (хотя такая позиция и вызывает определенные сомнения), - то правами человека, по самому смыслу этого понятия, мы обладаем просто вследствие того, что мы - люди. Их можно ограничить, но потерять их нельзя. Сама идея объявить в международных договорах некоторые из этих прав неумаляемыми, и в особенности запрет пыток и произвольных убийств, исключают мысль, что кто-то может из-за каких-то своих деяний оказаться вне закона. Вместо этого государства, принявшие на себя обязательства в рамках договоров о защите прав человека, должны действовать так, чтобы эти права предоставлялись всем. Если же обоснованы какие-то ограничения, подобные тем нескольким ограничениям, которые действуют в тюрьмах, - необходимо добиваться сведения их к минимуму, обеспечивающему защиту законных интересов других лиц.
Во-вторых, здесь уместно повторить старое изречение, что людей сажают в тюрьму в качестве наказания, а не для наказания. В большинстве стран мира, когда суд приговаривает кого-то к тюремному заключению, он не приговаривает его к условиям, угрожающим жизни, и не дает тюремным властям патента на жестокое обращение с ним. Лишение свободы наказание само по себе, и хотя суды в определенной степени оставляют на усмотрение тюремных властей режим, назначаемый некоторым заключенным во время их пребывания в тюрьме, этот режим, несомненно, не может навлекать худшее обращение - в виде пыток или лишения жизни, - чем то, которое предписано вынесшим приговор судом. Действительно, высказывалось мнение, хотя, в общем, почти не встретившее поддержки, что за каким-то пределом суровые тюремные условия становятся настолько несоразмерны вынесенному приговору, что содержание под стражей приобретает характер "произвольного".
Третий момент носит более прагматический характер: он связан с тем обстоятельством, что большинство заключенных, в конце концов, возвращаются в общество. Жестокое обращение со стороны тех, кому надлежит исполнять закон, вряд ли будет способствовать более уважительному отношению бывших заключенных к закону или к правам других. У них, скорее, может создаться мнение, что обращение с ними было весьма произвольным, особенно если учесть, что значительная часть пребывающих в тюрьме сами, возможно, жертвы преступления.
В-четвертых, утверждение, с которым мы здесь спорим, зачастую сопровождается тем доводом, что обществу следует больше заботиться о жертвах преступления, нежели о преступниках. Однако ситуация здесь не строится по принципу "или - или". Можно утверждать, что необходимо и то, и другое: надо лучше обращаться с жертвами (к примеру, извещать их о ходе следствия, давать слово на суде и предоставлять возможность получить должное возмещение), а в тюрьмах должны соблюдаться минимальные стандарты прав человека.
Наконец, мы можем вернуться к высказыванию Черчилля и осознать, что обращение с заключенными отражается на всех нас. Допускать в какой-то части общества развитие островков произвола, безнаказанности всегда опасно: создается впечатление их успеха и, следовательно, их пригодности в отношении других групп. Сегодня мы в этом усмотрим способ обращения с закоренелыми преступниками, а завтра - с иммигрантами или сбившимися с пути детьми.
Международное право прав человека и положение в тюрьмах
Спорить с приведенными выше доводами необходимо, поскольку они отражают взгляды многих людей и влияют на уровень гарантий прав человека в условиях тюремного заключения. Однако они ни в коем случае не отражают состояния международного права прав человека. Это последнее недвусмысленно признает, что права, безусловно, действуют и за тюремными стенами. Хотя это признание все же не вполне последовательно. Здесь применимы и "жесткие", и "мягкие" стандарты, с той общей оговоркой, что чем большую обязывающую силу имеет та или иная международная норма, тем менее определенной она оказывается по отношению к ситуации в тюрьмах.
Пожалуй, самым содержательным документом, определяющим права тех, кто находится в тюрьмах, остаются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН (МСП), сформулированные еще в 1955 г. МСП охватывают широкий спектр положений, связанных с тюремным заключением, включая условия в помещении, вопросы гигиены, медицинского обслуживания, образования, дисциплины, доступа к внешнему миру, полномочий и обязанностей тюремного персонала. Цели МСП скромные. Правило 1 указывает, что их назначение заключается только в том, чтобы сформулировать, "что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными", тогда как правило 2 указывает, что не все правила применимы повсеместно и одновременно. Тем не менее, в них содержится широкий набор положений, защищающих интересы заключенных. Они, например, предусматривают, что в каждой тюрьме должен быть хотя бы один квалифицированный медицинский работник, что запрещается использование цепей и кандалов в качестве средства усмирения и что в умеренных климатических зонах все заключенные должны иметь возможность принимать ванну или пользоваться душем хотя бы раз в неделю. Во многих отношениях они явно нуждаются в обновлении: не предусматривается, к примеру, специальных положений, касающихся заключенных-женщин, посещения семьи разрешаются через "регулярные промежутки времени" без указания их конкретного числа в неделю или месяц, нет требования, чтобы заключенные получали медицинскую помощь на равном с людьми на воле уровне. Тем не менее, они остаются очень полезным эталоном и тягостно было узнать, что Human Right Watch в своем докладе за 1993 г. об общем положении в тюрьмах нашел, что люди содержатся под стражей в условиях, далеко уступающих требованиям СМП.
Эти нормы должны теперь трактоваться совместно с положениями, изложенными в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию и заключению в какой бы то ни было форме (ООН, 1988 г., далее - "Свод принципов"), и в документе 1990 г. Основные принципы обращения с заключенными. Хотя Свод принципов не ограничивается тюремным заключением (его действие явно распространяется на задержание в полицейских камерах и в иммиграционных центрах задержания), он в значительной степени касается обращения с заключенными. В нем развиваются гарантии, предоставляемые МСП, - например, предусматривается конфиденциальность при общении заключенных со своими адвокатами, требуется независимое расследование всякого случая смерти в заключении и заключенному предоставляется право обращаться с жалобами к судье или к другому внешнему органу, не рискуя подвергнуться за это дисциплинарной санкции. Основные принципы формулируются более абстрактно, но в них утверждается требование добиваться отмены одиночного заключения в качестве меры наказания и предоставлять заключенным возможность участвовать в культурных и образовательных мероприятиях, "направленных на полное развитие личности человека". Среди других изданных при поддержке ООН правовых документов, касающихся конкретных групп заключенных или определенных аспектов содержания в заключении, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.) и Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.).
Все эти положения относятся к "мягким нормам закона", не обладающим обязывающей силой для государств даже на уровне международного права. Обращаясь к обязывающим международным договорам, мы увидим, что никакой специальной международной конвенции об обращении с заключенными нет, хотя все еще продолжает обсуждаться идея о выработке Протокола к Европейской конвенции о защите прав человека. Пожалуй, опережает другие документы Международный пакт о гражданских и политических правах, где есть специальная статья - ст. 10, касающаяся вопросов содержания под стражей. В ней содержатся два специальных положения, согласно которым находящиеся в заключении взрослые должны быть отделены от несовершеннолетних, а обвиняемые - от осужденных, и еще два положения общего характера. Первое из них гласит, что люди, лишенные свободы, "имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности", а во втором указывается, что существенной целью пенитенциарной системы является "исправление и социальное перевоспитание" заключенных. Неясно, насколько серьезно относится к этим положениям Комитет ООН по правам человека. При рассмотрении и индивидуальных жалоб, подаваемых на основании Факультативного протокола к МПГПП, и докладов стран эти положения рассматриваются скорее в качестве дополнения к ст. 7 МПГПП, запрещающей пытки, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение: в решениях всегда устанавливается нарушение либо обоих документов, либо ни одного из них.
Обращаясь к положению о запрете пыток и т.п., отметим, что оно находит отражение в соответствующей судебной практике Европейского и Межамериканского судов, а также Комитета по правам человека применительно к тюрьмам. Эта судебная практика, по-видимому, свидетельствует, что, когда речь идет о положении лиц, осужденных за уголовные преступления, условия должны быть исключительно суровыми, чтобы было признано унижающее достоинство обращение. Международные судебные органы были готовы вмешиваться только в тех случаях, когда имелись доказательства, что характер условий создает серьезную угрозу душевному или физическому здоровью заключенного, как это имело место в делах, недавно рассмотренных Комитетом по правам человека и касавшихся отсутствия медицинского обслуживания в тюрьмах Ямайки. По существу, не признается унижающим достоинство обращением чрезмерная переполненность тюрем, а Европейский суд, в частности, проявил нежелание признать режим одиночного заключения в отношении особо опасных заключенных унижающим достоинство обращением, несмотря на его отрицательное влияние на психологическое состояние заключенного. Однако этот же суд продемонстрировал своим решением, что не продиктованное необходимостью применение силы тюремными властями будет рассматриваться как бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и что бремя доказывания в подобных ситуациях будет возлагаться на власти. Можно утверждать, что международные органы контроля проявили больше готовности выносить решения по поводу таких нарушений, когда содержание под стражей диктуется не уголовными, а политическими мотивами.
Влияние общих договоров по защите прав человека, подобных МПГГТП, на положение в тюрьмах не ограничивается запретом пыток. Однако применение многих других статей требует сбалансированного подхода. Хорошей иллюстрацией служит вопрос о корреспонденции заключенных. Так, международные органы по защите правам человека признают за властями право читать и подвергать цензуре корреспонденцию (в целях защиты потерпевших или обеспечения безопасности в тюрьмах), но указывают, что полный запрет переписки или посещений составит нарушение прав заключенных.
Еще один уровень международного контроля за положением в тюрьмах устанавливается созданием специальных международных учреждений по правам человека, призванных бороться с пытками. Значительная часть деятельности Комитета ООН против пыток (КПП) сконцентрирована на изучении докладов об условиях в тюрьмах, тогда как Европейский комитет по предотвращению пыток (ЕКПП) идет дальше, практикуя посещение мест заключения по всей Европе. Помимо специальных докладов, ЕКПП публиковал в своих ежегодных отчетах замечания общего характера, например, о медицинском обслуживании в тюрьмах или об условиях жизни заключенных. Эти замечания могут служить важным пособием при выборе стратегий практических действий. Однако деятельность этого органа ограничена странами с европейским уровнем ресурсов. Если появится Факультативный протокол, предоставляющий аналогичные полномочия КПП, - это откроет широкие возможности для выработки более развернутых норм, регулирующих условия в тюрьмах всего мира.
Практическое осуществление международных стандартов в тюрьмах
Хотя конкретное содержание международных стандартов, касающихся тюрем, не всегда столь детально или действенно, как можно было бы надеяться, - тем не менее, существование важного корпуса таких стандартов - реальность. Но не менее очевидно и то, что, по случайности или намеренно, многие из этих стандартов во многих местах мира не соблюдаются. Как же эту ситуацию изменить?
Прежде всего, улучшение дел требует многих активных участников. Законодательным органам и судам принадлежит важная роль в сокращении числа тех, кого отправляют в тюрьмы. Во многих частях мира громадное число людей, с которыми приходится иметь дело тюремным властям, почти начисто исключает любую возможность улучшения условий. Часто это люди, отправленные в предварительное заключение судьями, не готовыми прибегать к альтернативным мерам.
Существенная роль принадлежит и руководителям государственных тюремных служб и начальникам тюрем. Чрезвычайно важно, чтобы они понимали сами и внушали своему персоналу, что профессиональный подход связан с соблюдением прав заключенного (независимо от принципов наказания, которых они придерживаются). По крайней мере, отсюда следует, что тюремный режим не должен допускать произвольных убийств, пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство наказания, что он должен способствовать поддержанию постоянного контакта между тюрьмами и внешним миром (в особенности с семьями и с адвокатами) и что в его основе этого режима должен лежать не произвол тюремных властей, а решения, которые можно объяснить заключенным. Таковы цели, которых можно достигнуть в любой пенитенциарной системе, какой бы ни была страна - бедной или богатой.
Кроме того, важнейший фактор, который определяет качество тюремного режима, - это качество управления тюрьмой. Однако важно, чтобы и заключенные знали о своих правах. Незнание прав всегда создает опасность их нарушения. Значительная роль в этом отношении должна принадлежать внутренним судам и другим внутренним правозащитным учреждениям, где они существуют. Во многих странах суды занимают пассивную позицию по отношению к жалобам, поступающим из тюрем, либо потому, что поднимаемые вопросы, по их мнению, выходят за рамки их полномочий, либо из-за того, что они и сами разделяют распространенный взгляд, будто у заключенных не должно быть никаких прав. Такой подход нельзя признать ни необходимым, ни желательным. Судебной системе принадлежит особая роль в защите прав заключенных, особенно если учесть, что политически тема, связанная с заключенными, зачастую бывает весьма непопулярна. Действительно, как показали исследования, проведенные в США, вмешательство судебной власти часто помогало реформаторам из среды тюремной службы, стремящимся к изменениям, однако эти изменения оказывались заблокированными политиками или бюрократами.
Наконец, жизненно важная роль принадлежит международному правозащитному сообществу. Частично эта роль связана с разработкой правовых норм применительно к тюрьмам и с укреплением международного статуса таких норм. Однако, пожалуй, еще важнее контроль за претворением этих норм в жизнь, причем жизненно важное значение здесь приобретает развитие инспекционных функций. Вероятно, в тюрьмах в большей степени, чем где бы то ни было, союзником жестокого и произвольного обращения выступает закрытость. Чем больше света туда будет проникать из самых разных источников - тем будет лучше.
Из статьи в "Интерайтс Бюллетень" №6, автор которой Стивен Ливингстон — профессор Университета г. Ноттингема
Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1148512
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!