Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Взаимоотношения государства и общества»

/ Общее право
Контрольная,  15 страниц


Работа похожей тематики


S.G. PAVLIKOV,

the doctor of jurisprudence, the professor, managing chair «State-legal disciplines» of Financial university at the Government of the Russian Federation

 

THE CONCEPT OF SYSTEM DEVELOPMENT OF THE FEDERAL AND REGIONAL LEGISLATION ON INNOVATIONS

AND INNOVATIVE ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

 

The analysis of all accepted programs of innovative development of the Russian economy testifies to absence at the state level of the uniform concept of innovative development of national economy that leads to unsystematic acceptance of the statutory acts regulating innovative activity.

 

Key words: legislative activity, a country mental potential, designing, a commercial turn, realization of business projects.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.Г. ПАВЛИКОВ,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Государственно-правовые дисциплины» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

 

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ИННОВАЦИЯХ

И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Анализ всех принятых программ инновационного развития российской экономики свидетельствует об отсутствии на государственном уровне единой концепции инновационного развития экономики страны, что приводит к бессистемному принятию нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность.

 

Ключевые слова: законодательная деятельность, интеллектуальный потенциал страны, конструирование, коммерческий оборот, реализация бизнес-проектов.


Формирование и оптимизация развития национальной инновационной системы во многом зависит от комплексных усилий законодателя, причем как федерального, так и регионального уровней. Как отмечают исследователи, в зарубежной практике «уже наметилась новая тенденция: наряду с правовыми актами, регулирующими традиционные вопросы научной деятельности, появилось новое поколение актов, посвященных инновациям. У нас пока такая практика только складывается, в основном на региональном уровне. Таким образом, право, подключая присущие ему регулятивные механизмы, создает нормативно очерченную модель научного прогресса. В первую очередь, конечно, речь идет о законодательстве. Свою роль здесь играет правоприменение, юридическая наука, современная управленческая инфраструктура»[1].

Как отмечает М.В. Волынкина, сегодня более 1 800 правовых актов федерального уровня содержат инновационную тематику[2]. Такое количество нормативных документов, использующих выражения «инновация», «инновационный продукт», «инновационная деятельность», не только затрудняет изучение, но и делает непростым его применение. Вот почему законодательная деятельность должна состоять не только в принятии нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, но и в упорядочении действующих правовых норм и выработке единого механизма правового регулирования инновационной деятельности[3]. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

«Конституция России, – пишет М.В. Волынкина, – отнесла правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации. Такой подход объясняется как важностью регулируемых общественных отношений, так и заинтересованностью всех субъектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования. В большинстве государств, в том числе федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятельности человека, производителей и создателей продукции. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны, предотвращения его утечки за рубеж. Однако отнесение названных вопросов к исключительному ведению Российской Федерации не означает, что субъекты Федерации в своих нормативных актах не вправе касаться этих вопросов. Напротив, они должны на региональном уровне расширять права и свободы, а сужать и ущемлять их они не вправе. Многие субъекты Федерации воспользовались этим правом, приняв в период с 1997 г. по май 2005 г. 35 законов, регулирующих инновационную деятельность на своей территории. Казалось бы, образовалась правовая коллизия. С одной стороны, правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности относится к исключительному ведению Российской Федерации, и, следовательно, субъекты Федерации вышли за пределы своих полномочий, а, с другой стороны, законы, принятые субъектами Федерации, не противоречат федеральному закону, поскольку на федеральном уровне до настоящего времени не принят Закон «Об инновациях и инновационной деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем рынок продолжает нуждаться в законодательном регулировании инновационных отношений. Ожидается, что после принятия соответствующего Федерального закона региональное инновационное законодательство будет приведено в соответствие с федеральным. Сейчас же предоставляется возможность изучить лишь накопленный законодательный опыт в области регулирования инновационных отношений в 35 регионах. Важным является то, что, несмотря на большое количество пробелов, коллизий, спорных вопросов, региональное законодательство имеет немало интересных законодательных новелл»[4].

На региональном уровне встречаются определения инновации и инновационной деятельности в законодательных актах ряда субъектов РФ, например в законодательстве Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Томской области и Республики Бурятия, города Москвы[5]. Однако они, как утверждают многие авторы, не являются универсальными и ограничены сферой и территорией действия соответствующего акта[6].

Исследователи обращают внимание на то, что, ориентируясь на сферу правового регулирования, следует иметь в виду, что инновационная деятельность – деятельность коммерческая, связанная с получением нового продукта и реализацией его другим участникам рынка[7]. Такое понимание инновационной деятельности находится в русле традиционных представлений о бизнесе, характерном для зарубежных предпринимателей. Так, в деловой практике США инновация определяется как использование нового продукта (услуги, метода) в практике бизнеса, непосредственно следующее за его открытием; новый подход к конструированию, производству и сбыту продукции, позволяющий обойти конкурентов. Поэтому целью инновационной деятельности является не только социально-экономический эффект от использования интеллектуального потенциала, но и получение прибыли. Следовательно, необходимыми компонентами инновационной деятельности являются: развитие прикладной науки, создание пилотного образца, оформление технической документации на новый продукт, юридическое оформление прав на интеллектуальную собственность, серийное производство, передача инновационного продукта в коммерческий оборот[8].

«Таким образом, – отмечает М.В. Волынкина, – инновационную деятельность как процесс преобразования научного знания в новшество и доведение полученного интеллектуального продукта до рынка можно представить в виде последовательно сменяющихся правовых отношений, опосредующих действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации. Инновационный процесс, в отличие от иных видов деятельности, имеет достаточно необычный правовой механизм. Дело в особом характере инновационной деятельности, являющейся процессом, где один вид отношений сменяется другим, равно как и участники этой деятельности»[9].

Для того чтобы выявить обоснованность указанных суждений, охарактеризуем некоторые нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые на в инновационной сфере в 2010–2011 гг. Так, например, Указом Президента Республики Бурятия от 7 октября 2010 г. № 113 «О Совете по науке и инновациям при Президенте Республики Бурятия» утверждено «Положение о Совете по науке и инновациям при Президенте Республики Бурятия»[10]. Совет по науке и инновациям при Президенте Республики Бурятия является совещательным органом, созданным для эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия с научными, научно-образовательными и иными организациями в Республике Бурятия для решения актуальных вопросов научно-технической и инновационной политики Республики Бурятия. Образование, реорганизация и упразднение Совета, утверждение его персонального состава осуществляются указами Президента Республики Бурятия.

Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия, законами Республики Бурятия, правовыми актами Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, а также настоящим Положением. Совет не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на общественных началах[11].

Основными задачами Совета являются: содействие реализации республиканской политики в научной и инновационной сферах Республики Бурятия, определению приоритетных направлений развития науки в Республике Бурятия.

Основными функциями Совета являются:

- выработка предложений и определение мер по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, научных, научно-образовательных и иных организаций в Республике Бурятия в рамках реализации законов Республики Бурятия «О науке и научно-технической политике в Республике Бурятия», «Об инновационной деятельности в Республике Бурятия»;

- рассмотрение проектов законов Республики Бурятия и иных нормативных правовых актов по вопросам научной и инновационной деятельности, а также оценка воздействия реализации указанных актов на перспективы развития научной и инновационной сфер Республики Бурятия;

- рассмотрение вопросов, касающихся внедрения в реальный сектор экономики Республики Бурятия перспективных разработок ученых;

- рассмотрение вопросов развития интеграционных процессов науки и образования в Республике Бурятия и подготовка соответствующих предложений;

- обсуждение вопросов и выработка рекомендаций по иным проблемам, относящимся к сфере науки и инновационной деятельности, имеющим большое значение для Республики Бурятия.

В Кабардино-Балкарской Республике проводятся расширенные заседания Комитета Совета Федерации по образованию и науке и Комиссии Совета законодателей по проблемам Кавказа на тему «Образование, наука и инновации как основа модернизации экономики и социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа»[12].

Республика Саха (Якутия) принимает участие в Международных салонах инноваций и инвестиций[13].

Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2010 г. № 127 «Об утверждении Плана реализации основных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2010 год» и в целях предоставления целевых субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для развития инноваций и технологической модернизации производства на территории Республики Татарстан, утверждено Положение о предоставлении целевых субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для развития инноваций и технологической модернизации производства на территории Республики[14].

Это Положение разработано в целях реализации Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Приказа Федеральной службы государственной статистики от 30 октября 2009 г. № 237 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций», Закона Республики Татарстан от 21 октября 2005 г. № 105-ЗРТ «Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства на 2005 – 2010 годы». Конкурсный отбор здесь проводится с целью оказания финансовой поддержки начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечающим требованиям анализируемого Положения и осуществляющим деятельность в сфере развития инноваций и модернизации производства, для целевого финансирования реализации бизнес-проектов, реализуемых на территории Республики Татарстан.

Финансовая поддержка оказывается по следующим направлениям:

1. Субсидии (гранты) начинающим малым и средним инновационным компаниям – субъектам малого и среднего предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов селекционных достижений, секретов производства (ноу-хау). Гранты предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:

а) действующим в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»;

б) созданным при объектах инфраструктуры поддержки предпринимательства, зарегистрированным не ранее 1 августа 2009 г.

Гранты предоставляются в размере 500 000 рублей, но не более 70% от полной стоимости бизнес-проекта.

2. Субсидии действующим малым и средним инновационным компаниям. Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, действующим на момент принятия решения о предоставлении субсидии более одного года, фактически производящим инновационные товары, осуществляющим инновационные работы или оказывающие инновационные услуги, а также осуществляющим затраты на технологические инновации.

3. Субсидии на финансирование мероприятий по поддержке действующих малых и средних инновационных компаний предоставляются на компенсацию следующих общих (капитальных и текущих) затрат малой и средней инновационной компании:

- исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;

- производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;

- приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;

- приобретение новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей);

- приобретение программных средств;

- другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи);

- обучение и подготовка персонала, связанного с инновациями;

- маркетинговые исследования;

- прочие затраты на технологические инновации;

- аренда помещений, используемых для размещения вновь создаваемых инновационных предприятий и обеспечения их деятельности;

- затраты, связанные с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;

- сертификация и патентование.

Размер субсидии на компенсацию общих затрат малой и средней инновационной компании составляет 5 000 000 рублей.

Обратим внимание и на то, что участие в процессе правового регулирования инновационной деятельности принимают также и муниципальные образования. Так, в соответствии со статьей 7, пунктом 33 части 1 статьи 16, статьей 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях реализации мероприятий муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Киров» на 2010 – 2014 годы», утвержденной постановлением администрации города Кирова от 11 ноября 2009 г. № 4921-П, администрация города Кирова создала Совет по поддержке предпринимательства в сфере инноваций[15].

В 2010 г. в соответствии со статьей 28 Устава города Элисты, статьей 91 Регламента Элистинского городского Собрания, Положением о постоянных комиссиях Элистинского городского Собрания, утвержденным решением Элистинского городского Собрания от 10 февраля 2005 г. № 5, Элистинское городское Собрание решило избрать Комиссию Элистинского городского Собрания по экономической политике, предпринимательству и инновациям и т.д.[16]

В целом анализ инновационного законодательства и практики его применения позволяет разделить мнение о том, что эффективные концептуальные подходы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности на федеральном уровне, в настоящее время отсутствуют[17]. Так, с 1997 г. по настоящее время в России были приняты пять федеральных программ, содержащих основные направления деятельности государства. Анализ всех принятых программ инновационного развития российской экономики свидетельствует об отсутствии на государственном уровне единой концепции инновационного развития экономики страны, что приводит к бессистемному принятию нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность. Невозможно предложить законопроект, не имея представления об основных задачах, целях и направлениях государственной инновационной политики, принципах, задачах гражданского права. Поэтому принимаемые субъектами Российской Федерации законы об инновационной деятельности зачастую носят декларативный характер. В связи с этим сегодня перед законодателем стоят две основные задачи. Первая – упорядочение действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность. Вторая – принятие закона, регулирующего на федеральном уровне инновационную деятельность в Российской Федерации, причем с учетом анализа объективно существующего российского (федерального и регионального) и зарубежного законодательства, правоприменительной практики, результатов проведения научных, статистических, социологических и политологических исследований. К тому же инкорпорация норм международного права в законодательство России является одним из важнейших способов согласования норм международного и национального права.

         Впрочем, как уже отмечалось, правовое регулирование может стимулировать и оптимизировать экономические процессы, но кардинальное изменение ситуации в инновационной сфере и формирование комплексной национальной инновационной системы требуют совместных усилий не только юристов, но и экономистов, иных специалистов. Принятию федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности в Российской Федерации» должна предшествовать не только систематизация российских, но и международных нормативных правовых актов, судебной практики, но и, главное, разработка целостной концепции правового обеспечения перспективной национальной инновационной системы.

 

Библиографический список:

 

1.      Беликова К.М., Дворникова О.А., Егорова Н.Е. Ярмарка инновационных идей на школе-практикуме молодых ученых-юристов // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 33.

2.      Волынкина М.В. Правовой инновационный опыт регионов // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 14.

3.      Журавлева О.О. Правовые принципы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере // Журнал российского права. 2010. № 5. С. 40.



[1] Беликова К.М., Дворникова О.А., Егорова Н.Е. Ярмарка инновационных идей на школе-практикуме молодых ученых-юристов // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 33.

[2] См.: Волынкина М.В. Правовой инновационный опыт регионов // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 14.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] См.: Статья 1 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2007 г. № 145 «Об инновационной деятельности в Республике Адыгея» // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2007. № 12; ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2006 г. № 400-3 «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» //Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2007. № 4 (250). Ст. 135; ст. 2 Закона Республики Бурятия от 21 декабря 2006 г. № 2028-III «Об инновационной деятельности в Республике Бурятия» //Собрание законодательства Республики Бурятия. 2006. № 12 (93); ст. 1 Закона Томской области от 4 сентября 2008 г. № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области» // Собрание законодательства Томской области. 2008. № 9 (38); ст. 2 Закона города Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. № 44.

[6] См., напр.: Журавлева О.О. Правовые принципы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере // Журнал российского права. 2010. № 5. С. 40.

[7] Волынкина М.В. Указ. соч.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Указ Президента Республики Бурятия от 7 октября 2010 г. № 113 «О Совете по науке и инновациям при Президенте Республики Бурятия» (вместе с «Положением о Совете по науке и инновациям при Президенте Республики Бурятия») // Бурятия. 2010. № 187.

[11] Там же.

[12] Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12 апреля 2010 г. № 129-рп «О мерах по подготовке и проведению выездного расширенного заседания Комитета Совета Федерации по образованию и науке и Комиссии Совета законодателей по проблемам Кавказа на тему «Образование, наука и инновации как основа модернизации экономики и социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа». Документ официально опубликован не был // Консультант Плюс.

[13] Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2010 г. № 228-РП «О создании организационного комитета по подготовке участия Республики Саха (Якутия) в X Международном салоне инноваций и инвестиций». Документ официально опубликован не был // Консультант Плюс.

[14] Приказ Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан от 2 августа 2010 г. № 52 «О предоставлении целевых субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для развития инноваций и технологической модернизации производства на территории Республики Татарстан». (Зарегистрировано в Минюсте РТ 19.09.2010 № 918) // Ватаным Татарстан. 2010. № 204. 2010.

[15] Постановление администрации города Кирова от 7 октября 2010 г. № 4556-П «О Совете по поддержке предпринимательства в сфере инноваций» (вместе с «Положением о Совете по поддержке предпринимательства в сфере инноваций») // Наш город. Газета муниципального образования «Город Киров». 2010. № 90 (178). 2010.

[16] Решение Элистинского городского Собрания от 4 марта 2010 г. № 12 «Об избрании состава Комиссии Элистинского городского Собрания по экономической политике, предпринимательству и инновациям». Документ официально опубликован не был // Консультант Плюс.

[17] Волынкина М.В. Указ. соч.

Источник: http://www.economy.law-books.ru/index.php?page=r9

 


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!