Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Модульное обучение как часть системы образования взрослых»

/ Педагогика
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


Особенности обучения и адаптация первокурсников

 

Вы – студенты. Поступление в вуз знаменует в вашей жизни очень важный и увлекательный этап, который потребует от вас существенной перестройки. Предлагаемый учебный курс «Психология и культура умственного труда» поможет разобраться в особенностях обучения, расскажет о важнейших задачах, которые придется решать. Из него вы узнаете, как быстрее адаптироваться к новым условиям студенческой жизни, как сделать процесс учебы более эффективным, улучшить свою успеваемость и приобрести необходимые для будущей профессиональной деятельности навыки умственного труда, как достичь высокого уровня квалификации.

Поступление в вуз открывает огромные возможности, и вам нужно правильно ими воспользоваться. Высшее образование не только обогащает личность, расширяет кругозор и раскрывает творческий потенциал, но и способствует формированию умений и навыков самообразования, самодисциплины и уверенности в своих силах. Вуз может дать вам огромный запас знаний, умений, навыков, применяемых в самых разнообразных ситуациях. Этот багаж содержит многоцелевые и мобильные навыки, которые обеспечат эффективное выполнение целого ряда функций:

поиск, получение, переработка и представление информации в оптимальной форме;

правильный подход к рассмотрению и анализу возникающих проблем;

установление очередности решения задач, отвечающих   степени их актуальности;

навыки эффективного общения;

рациональное использование своего времени, а также много других полезных и необходимых навыков.

С какими трудностями сталкивается большинство первокурсников. Трудности можно объединить в несколько групп в зависимости от содержания причин, их порождающих. Прежде всего, это трудности, связанные с тем, что учебный процесс в вузе значительно отличается от школьного процесса обучения. Расскажем о главных отличиях вузовской системы обучения от школьной.

В средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лекции, лекции, 1 лекции... Кроме лекций появляются и новые формы обучения: семинары, практические занятия, целый спектр разнообразных видов самостоятельных работ, коллоквиумы, зачеты, экзамены.

Резко усложняется содержание и увеличивается объем учебного материала. Например, одна лекция может содержать информацию в объеме 5–10 обычных школьных уроков. Сложный язык лекционного материала и учебных текстов приводит к тому, что многие первокурсники оказываются неготовыми к восприятию информации в такой форме.

Объективной причиной возрастающей сложности обучения в вузе является ускоренный рост объема информации, в учебные программы вводится все больше нового материала. А неумение работать с информацией, отсутствие у многих первокурсников рациональных навыков умственного труда приводит к информационным перегрузкам, которые могут явиться причиной стрессов, психических срывов и нервного истощения.

В вузе совсем другие взаимоотношения между преподавателями и студентами, чем в школе. Многие студенты-первокурсники, приученные в школе к ежедневному контролю и опеке, привыкшие к постоянному вниманию и помощи со стороны учителей, в условиях вуза чувствуют себя на первых порах дискомфортно. У некоторых первокурсников, которые ждут такого же отношения к себе со стороны вузовских педагогов, даже появляется чувство, что до них никому нет дела. Преподаватель, читающий лекцию большому потоку, не может учитывать индивидуальный темп усвоения материала каждым студентом, уровень развития его мышления. Преподавателям бывает также трудно заметить изменения в психическом состоянии студентов в различных стрессовых ситуациях (например, на зачете или экзамене) хотя бы потому, что студент «растворен» в общей массе.

Новые условия учебной деятельности в вузе – это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие той степени свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были вчерашним школьникам недоступны.

В школе учебный процесс организован так, что необходимо ежедневно готовить уроки, так как каждый день могут спросить. В вузовской системе отсутствует жесткая система ежедневной «школьной» проверки. Текущий контроль, характерный для школы, сменяется периодическим и итоговым: до семинарского или практического занятия остается неделя, до контрольной – месяц, до экзамена – четыре месяца. А в остальное время сам себе хозяин. Выполнение домашних заданий, посещение лекций и занятий проверяют далеко не всегда, и появляется ощущение, что нет никакой необходимости каждый день что-то учить, решать, запоминать.

Обучение в вузе в значительной степени рассчитано на высокий уровень сознательности и самостоятельности студентов, построено на их интересе к учебе и стремлении стать квалифицированным специалистом. Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения заданий со стороны некоторой части студентов. В связи с этим у студентов возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе, появляется ощущение свободы, иллюзия полной бесконтрольности за их учебной деятельностью, формируется уверенность в возможности все наверстать и усвоить перед сессией. Расплата за беспечное отношение к учебе наступает во время экзаменов и зачетов.

Система итогового вузовского контроля за успеваемостью на экзаменационных сессиях допускает возможную неритмичность в учебной работе, порождает у некоторых студентов ошибочное мнение, что совсем не обязательно систематически заниматься в течение всего семестра, ежедневно работать с лекционным материалом, и формирует уверенность в возможности все наверстать во время сессии. Такое ошибочное представление приводит к штурмовщине на экзаменах, когда студент в течение нескольких дней зазубривает записанные в конспектах положения данного курса, а после экзамена полностью их забывает. Этот стиль учебы – «штурмовщина», риск, недоучивание материала – складывается еще в школе.

Одной из существенных особенностей обучения в вузе является резкое возрастание по сравнению со школой требований к самостоятельности в целом и к самостоятельной учебной работе в частности. Бесспорно, в течение 10–11 лет школьник научился и привык заниматься, но лишь при текущем контроле: задания на дом и ежедневная их проверка, устный и письменный опрос, контрольные работы и т.д. Обучение же в вузе предполагает, что большую часть учебной работы студенты должны осуществлять самостоятельно.

У большинства первокурсников навыки самостоятельной работы развиты недостаточно: многие студенты не умеют слушать и конспектировать лекции, работать с литературой, планировать свою учебную работу, недостаточно владеют рациональными навыками умственного труда. Именно слабое владение навыками самостоятельной работы является одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к обучению в вузе. Характерно, что более половины студентов младших курсов жалуются на недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий.

Многие трудности связаны с неподготовленностью ряда студентов по базовым для обучения в данном вузе учебным дисциплинам, обусловленной, например, недостаточным уровнем математической подготовки в сельской школе или недостатками воспитания в семье и школе.

Другая группа трудностей связана с социально-психологическими причинами. Так, у многих студентов меняется место жительства, прежний уклад жизни, разрушаются старые привычки, связи, а новые еще не окрепли. Не для всех этот процесс происходит безболезненно, иногда появляются отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой.

Происходит резкий переход к самостоятельной, «взрослой» жизни. И поскольку у многих студентов нет рядом родителей, возникает необходимость самообслуживания, появляются материальные трудности. Некоторых студентов начинают мучить сомнения в своих способностях и неуверенность в своих силах, страх перед сессией и опасение быть отчисленным.

Третья группа трудностей связана со слабой мотивацией выбора профессии. У части студентов появляются сомнения в правильности выбора вуза, специальности.

Некоторым студентам свойственна недостаточная психологическая подготовка к профессии. Многие не понимают, что процесс подготовки к выбранной специальности начинается с самого первого дня обучения, и при этом все учебные дисциплины, в том числе и общеобразовательные, играют свою роль.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой в семье и школе. Такого рода проблемы обычно относят к процессу адаптации (привыкания) студента-первокурсника к новой для него системе обучения. Под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям окружающей среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликтов. Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го – начале 3-го учебного семестра.

Необходимым условием успешной адаптации студента является осознание новых для него особенностей учебы, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессиональных качеств.

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. Поэтому период адаптации может на первых порах обусловить сравнительно низкую успеваемость и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других – ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с типом высшей нервной деятельности, однако социальные факторы играют решающую роль. Знание своих индивидуальных особенностей помогает студенту включиться в новые виды деятельности, наладить новый круг общения, дает возможность сделать процесс адаптации ровным и психологически более комфортным.

Адаптация студентов в вузе делится на следующие типы:

■ профессиональная адаптация, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

■ социально-психологическая адаптация – приспособление студента к группе и взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Адаптация является важной предпосылкой активной учебной деятельности и необходимым условием ее эффективности, в этом ее положительное значение. Можно выделить три формы адаптации студентов-первокурсников:1) формальная адаптация, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре вуза, к содержанию обучения;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Процесс адаптации каждого студента происходит по-разному. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее привыкают к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники – к академической работе. Задача студенческой группы – не поиск усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условий для общей оптимальной деятельности.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Формы становления личности в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс – первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка многих ценностей жизни.

Пятый курс – перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Многие первокурсники на первых порах испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы: они не умеют конспектировать лекции, работать с учебной литературой, «добывать» знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Еще в школе у части учеников формируется своего рода «психология тройки». Этот настрой переходит и в вузы. Уверенность в том, что учеба на «тройки» не помешает стать настоящим специалистом, растет у таких студентов от курса к курсу.

Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50% опрошенных студентов назвали недостаток времени для самостоятельной работы, при подготовке домашних занятий, большие перегрузки. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятая неподготовленными. Поэтому для быстрейшей адаптации первокурсникам необходимо овладевать методами и приемами рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Начиная с первых дней учебы студенты вынуждены искать конкретные пути преодоления трудностей адаптации, практически решать для себя вопрос о том, как справиться с учебной программой за семестр, курс, несколько курсов, за все время обучения в вузе, сохранив при этом свое здоровье, не став ни язвенником, ни неврастеником, ни ученым-затворником. Что же иногда предпринимают студенты?

Они, как правило, выбирают стихийную саморегуляцию в освоении учебного материала, сортируя информацию на свой страх и риск, что-то учат, что-то схватывают по верхам, что-то отбрасывают вовсе. Такие студенты внимательно выслушивают лишь часть лекции, при этом понимают лишь одну ее четверть. Они не успевают записывать и надеются, что разберутся как-нибудь потом. С трудом отвечают на семинаре, а на практическом занятии не могут вспомнить даже элементарное и решить простую задачу. И, конечно, действия таких студентов часто бывают случайными, ошибочными, а отброшенная в спешке информация как необязательная и не очень важная спустя некоторое время оказывается чрезвычайно важной.

Естественно, что хроническое отставание и недоучивание в течение семестра превращает экзаменационную сессию для таких студентов в сокрушительный стресс, а каждый экзамен – и пытку как для экзаменатора, так и для экзаменуемого.

Однако если понаблюдать, как сдает сессию вся группа, то можно заметить, что ряд студентов учатся вполне успешно. Случайность? Везение? Проследите дальше: вероятнее всего, что и вторая, и третья сессии окажутся им по плечу. Это и будут те студенты, которые сумели сориентироваться в непривычно сложных условиях, выработать для себя какую-то систему в занятиях, интуитивно нащупать или у кого-то позаимствовать готовые приемы самоорганизации – в прослушивании и записывании лекций, в подготовке практических и семинарских занятий, даже, может быть, в психологической самоподготовке к особо ответственным моментам учебы. Конечно, со временем ценой больших или меньших потерь почти каждый студент по мере своих возможностей и способностей освоит рациональные приемы учебной работы, но только не на первом курсе – здесь «успешных» всегда меньшинство.

Как показывает практика, стихийное, т.е., по сути, случайное, перенимание рациональных умений умственного труда в условиях регламента вузовской учебы многим первокурсникам обходится слишком дорого (пробелы в знаниях, неудовлетворительные отметки на экзаменах, перегрузки). Ведь поиск, казалось бы, элементарных приемов и правил деятельности, когда он ведется вслепую, может отнять месяцы и годы.

Спросите у старшекурсника, как следует быстро и эффективно проработать учебный материал, сделать конспект книги, и вы вряд ли получите удовлетворительный ответ. А между тем за спиной у него десятки прочитанных учебников, законспектированных монографий, написанных рефератов. Следовательно, эта серьезная работа долгое время оставалась недостаточно осознанной, а самостоятельно найденные правила и приемы не были до конца осмыслены. Поэтому их так трудно объяснить и сформулировать, если понадобится передать свой опыт кому-то другому.

Среди первокурсников есть такие, которые еще не привыкли самостоятельно планировать свои учебные действия. То, что не будет спрошено завтра, их мало волнует. Грядущая сессия осознается лишь формально. В чувствах же царит полная иллюзия бесконтрольности, долгожданной возможности увеличить свое свободное время. Поэтому некоторые первокурсники пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не вовремя сдают самостоятельные работы, надеясь потом все наверстать.

Те же студенты, которые с первых дней учебы в вузе стремятся проработать весь задаваемый материал, поначалу сталкиваются с большими трудностями, но именно они со временем первыми придут к успеху, ибо уже в самом начале избежали главной ошибки – иллюзии легкого начала. Самостоятельное преодоление такими студентами первых трудностей обеспечит им действительную моральную свободу в отличие от иллюзорной – той, что потом оборачивается досадной зависимостью и унижением. Разве не унизительно украдкой шпаргалить за спиной преподавателя? Обнаруживать свое невежество на экзамене в присутствии всей группы? Ходить в деканат за разрешением на пересдачу и вторично с зачеткой наперевес встречать уставшего, загруженного преподавателя? А, начиная самостоятельную работу по окончании вуза, каждодневно сознавать свою некомпетентность, находить свои ляпсусы и ошибки, которых, как оказывается, вполне можно было бы избежать при ином отношении к учебе?

Вероятно, отсутствие необходимых знаний, приводящее н конце концов к невежеству, являет собой пример крайней формы человеческой «несвободы». Для студента это положение приобретает абсолютный смысл, ведь само содержание студенческой деятельности есть познание. Людей необразованных, слабо ориентирующихся в своей основной деятельности, трудно назвать хозяевами своей жизни. Внешние обстоятельства управляют их поступками чаще, нежели собственная воля.

Все отмеченное выше в определенной степени порой производит пугающее впечатление, так как может показаться, что первокурсники предоставлены сами себе. Как сделать появившуюся свободу своим союзником и не поддаться ее соблазнительной новизне?

Чтобы помочь студентам в быстрейшем преодолении объективных и субъективных трудностей учебы, успешно адаптироваться к новым формам обучения, извлечь из вузовской учебы максимальную пользу для своей дальнейшей профессиональной деятельности, вводится настоящий учебный курс – «Психология и культура умственного труда». Он разработан на основе современных достижений отечественных и зарубежных исследователей в области психологии, педагогики, логики и других наук, содержит много полезной и нужной информации о том, как необходимо формировать рациональные способы умственного труда, основные умения учебной деятельности.

К важнейшим общеучебным навыкам, которыми должны владеть студенты для успешного изучения вузовских дисциплин, относятся следующие:

Умения и навыки определения цели познавательной деятельности. Умения самостоятельно ставить цели в ходе познавательной деятельности; осознавать важность целей при изучении различного учебного материала на лекциях, практических занятиях, в ходе самостоятельной работы. Умения и навыки планирования познавательной деятельности. Умения выбирать рациональные и оптимальные пути достижения поставленных целей; планировать свою самостоятельную работу на занятиях и дома; осуществлять планирование на день, неделю, месяц; выполнить намеченный план исходя из своих индивидуальных особенностей и возможностей; определить последовательность и продолжительность этапов своей умственной деятельности; построить модель своей познавательной деятельности; программировать свои познавательные действия; корректировать этапы и способы умственной деятельности.

Умения и навыки организации учебно-познавательной деятельности. Умения создавать благоприятные психологические условия для познавательной деятельности, к которым относится организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение); организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы. Определение наиболее эффективных способов умственных действий; понимание своих индивидуальных интеллектуальных особенностей и предпочитаемых способов умственного труда, оптимальных темпов и форм занятий в различных областях интеллектуальной деятельности; понимание того, в чем можно себя реализовать; умение прогнозировать процессы и результаты своей деятельности.

Умения и навыки эффективного восприятия информации. Умения работать с различными источниками информации: умения и навыки рационального чтения разнообразной литературы; умения работать с учебными и научными текстами. Умения эффективно слушать лекции, доклады, правильно конспектировать лекции, выступления; вести краткие записи; вести библиографический поиск, работать со справочниками и словарями. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

Умения управлять вниманием. Владение приемами поддержания внимания; понимание факторов, способствующих усилению внимания; осознание причин невнимательности, рассеянности и ослабления внимания. Умения управлять вниманием в процессе слушания лекций, выступлений, при чтении различной литературы, при запоминании информации; в процессе мыслительной деятельности.

Умения и навыки мыслительной деятельности. Владение базовыми мыслительными операциями; анализом, синтезом, абстрагированием, конкретизацией, индукцией, дедукцией, классификацией, обобщением, систематизацией. Способность обозначить свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам. Владение приемами, помогающими понять сложный материал, позволяет: выделять главное и второстепенное в изучаемом материале; составлять и задавать вопросы по изучаемому материалу; находить разнообразные связи и отношения между изучаемыми объектами, применять структурно-системный подход к изучаемым областям в их пространственной и временной иерархии. Владение умениями и навыками грамотного и содержательного построения ответа, доклада, речи; аргументировать свои знания; находить аналогии, использовать разные формы доказательств, находить противоречия, формулировать проблемы и гипотезы. Владение общими стратегиями решения различных задач; умения делать выводы, обобщения и умозаключения; умения самоопределяться в ситуациях выбора; владение общим подходом к выяснению сути любых объектов, разностороннее видение изучаемой проблемы; личностное понимание смысла объектов изучаемых учебных дисциплин.

Способы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Рациональные способы и приемы продуктивного запоминания и заучивания различного материала: приемы смысловой обработки текстов, классификация, составление планов, нахождение ассоциаций с уже известным материалом, включение в общую систему знаний, приемы реконструкции материала, приемы использования стимулирующих звеньев и т.д. Способы повторения и воспроизведения. Мнемонические приемы запоминания и воспроизведения. Умения осуществлять самооценку и самоконтроль результатов учебно-познавательной деятельности. Владение способами самоконтроля результатов учебной деятельности; умения проверить правильность своих теоретических знаний, прочность умений, практических навыков; оценить достоверность изложения теоретического материала, правильность решения задач. Понимание принципов и алгоритмов контрольно-оценочной деятельности; понимание показателей и эталонов оценки качества различных видов познавательной деятельности. Умение осуществлять многовариантные оценки происходящего. Умения осуществлять рефлексивный анализ. Умение проводить самоанализ и самооценку своих умственных действий. Умения выявлять смысл своей интеллектуальной деятельности; соединять полученные результаты с поставленными целями; осознание используемых методов и приемов интеллектуальной деятельности. Умения проанализировать полученный результат в процессе умственного труда, осознать его, сравнить с аналогичными результатами других людей. Большое внимание в данном учебном курсе уделяется приемам совершенствования памяти, способам развития восприятия и внимания, навыкам развития мышления, правилам эффективного общения, для того чтобы в дальнейшем вы смогли успешно заниматься саморазвитием и самообразованием.

В данном учебном пособии вы найдете много полезных советов и рекомендаций о том, как правильно слушать и конспектировать лекции, работать на практических и семинарских занятиях, готовиться к экзаменам, выступать с докладом, эффективно читать учебные тексты, четко планировать свою учебную работу и контролировать ее результаты.

Для начала несколько простых и важных советов. 1. Работайте над усилением своей мотивации и заинтересованности в учебе. 2. Развивайте самостоятельность, постоянно работайте над формированием рациональных умений и навыков умственного труда. 3. Как можно быстрее создайте круг дружеского общения и найдите товарищей по учебной работе, чтобы быстрее адаптироваться к новым условиям студенческой жизни. Создав такие группы учебной взаимопомощи, вам будет значительно проще ориентироваться в новой обстановке, легче искать новую информацию, выполнять совместные проекты и рефераты, сравнивать конспекты лекций, готовиться к контрольным работам. 4. Регулярно планируйте свои учебные действия. Заведите рабочий дневник, в котором можно было бы записывать не только расписание лекций, занятий и аудиторий, в которых они проводятся, но и составлять перечни заданий со сроками их сдачи по всем учебным предметам, запланированных как на весь семестр, так и на каждый месяц. В дневнике полезно также отмечать время и место консультаций, план самоподготовки и самостоятельной работы. Сюда входят посещение библиотеки, консультация с преподавателем, просмотр конспектов лекций и занятий, тренировки для выполнения чертежей, расчетных заданий, повторение списков слов для запоминания или другие занятия в зависимости от конкретных предметов.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!