Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Франция в период правления Людовика XVI»

/ Новая и Новейшая история
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


Система французского университетского образования

 

Ценностный контекст французского высшего образования отличается от американского и британского. В Соединенных Штатах одной из определяющих ориентации является сочетание элитарного и массового подходов, государственного и частного секторов. Система высшей школы динамична, гибка, плюралистична, отвечает изменяющимся потребностям и целям. Исследовательская функция университетов рассматривается в качестве важнейшей, – а также по существу ведущим критерием при определении рейтинговых позиций в перечне наиболее известных университетов. В Великобритании в соответствии с исторически закрепившейся либеральной традицией развития университетского образования предпочтение отдается обучающим университетам, классическому образованию, формирующему культуру мышления, интеллектуальную целостность и превосходство как необходимые составляющие мира джентльмена.

Если попытаться определить доминанту развития современного университетского образования во Франции, то следует отметить значительные усилия государственного сектора в направлении обеспечения массового характера высшего образования. Основанием для такого рода стратегии послужила идея использовать университеты не для обучения национальной элиты, а для подготовки бюрократии. Для достижения этой цели в течение двух столетий был принят целый ряд декретов, начиная с реформы Наполеона I, упразднившего все университеты и объединившего их в 1811 г. в единый государственный Императорский университет, открывавший доступ к административным постам разного уровня. Второй отличительной чертой можно назвать разведение обучения, ответственность за которое была возложена на систему высшей школы, и исследования – прерогативы Академии наук. В этом смысле обширное и глубокое воздействие французской традиции на развитие русской дворянской культуры привело к закреплению этого, с современной точки зрения, деструктивного норматива, унаследованного практикой отечественного высшего образования.

Старейшим и известнейшим университетом Франции является Парижский, основанный в 1215 г. и получивший в 1253 г. наименование Сорбонны. Возникший по инициативе младшего преподавательского состава, желавшего обучать, и представителей церкви, стремившихся укрепить свои позиции, Парижский университет на протяжении всей своей истории был диспутирующим, высоко конфликтным, остро реагирующим на столкновения духовной и светской власти. Вплоть до буржуазной революции 1789 г. университет оставался единственным типом высшего образовательного заведения, а общая численность университетов достигла за пятивековой период развития лишь 14. Они обеспечивали традиционные виды подготовки в областях медицины, богословия, канонического права, преподавания.

Право на общее для всех образование было провозглашено в период Французской революции. Церковь была отделена от государства, схоластически ориентированные университеты закрыты. Наполеон I частично восстановил воздействие теологов на развитие образования, в частности высшего, университетского, но никогда их влияние уже не было столь существенным, как во времена инквизиции.

Укрепление централизованного государства и расширение его функций сопровождались изменением ценностного контекста, затронувшего и область образования. Увеличение сферы администрирования означало большую социальную мобильность, когда высокий социальный статус становился возможным не только по праву рождения, но и в результате полученного образования, позволявшего занять ответственные государственные и управленческие должности. С открытием Высшей нормальной и Политической школ во Франции было положено начало развитию плюралистической системы высшего образования. Университеты утратили свою элитарную направленность по подготовке аристократии, стали более массовыми, демократически ориентированными, максимально облегчив доступ к обучению, форму контроля за продолжительностью пребывания в университете, в сочетании с нежестким контролем за сроками сдачи учебных курсов. По существу, в отличие от США и Великобритании, во Франции университеты утратили лидирующие позиции в системе национального высшего образования. Heэлитные позиции обусловливались также и тем, что исследование преимущественно оставалось прерогативой Академии наук.

Элитарный сектор высшего образования представлен так называемыми большими школами. Они начали создаваться в XVIII в., и сегодня их общая численность превышает 300 учебных заведений. Как правило, это специализированные вузы, обучающие по программам университетского типа и функционирующие как центры подготовки специалистов и управленцев высшего звена в сферах, связанных с техникой, технологией, военными производствами, дорожным и автомобильным строительством, горным делом и рядом других отраслей инженерной деятельности, бизнеса и менеджмента. Большинство этих наиболее престижных учебных заведений – государственные, но около одной трети финансируется из частных источников.

Частный сектор высшего образования во Франции является наиболее престижным и труднодоступным. Элитарный характер этих вузов подтверждается и тем, что общее количество обучающихся в них студентов не превышает 10% от общей численности. Трудоемок и сам процесс обучения, а требования и образовательная дисциплина чрезвычайно высоки. И тем не менее, если в среднем для массовых вузов отсев неуспевающих на первых курсах достигает 70%, то для больших школ он не превышает 2%. Эта разница объясняется не только лучшей подготовкой абитуриентов, приступивших к занятиям в элитном секторе, но и более высокой мотивацией, практической гарантированностью престижных мест занятости при наличии хороших результатов выпускников. Попечительские советы больших школ, состоящие из бывших выпускников и представителей финансирующих организаций, прилагают значительные усилия по поддержанию прямых контактов с фирмами, организациями и правительственными структурами. В результате– обучающие программы оказываются гибкими по отношению к изменяющимся требованиям, образование-– актуальным, а заказчики имеют возможность отобрать наиболее способных студентов еще в процессе подготовки.

Исследовательские ориентации закреплены за третьим сектором – учреждениями Национального центра научных исследований. Он не связан непосредственно с высшей школой. В его компетенцию входят определение направлений научной политики, проведение научных изысканий, выполнение научной экспертизы и консультирования. Просветительская деятельность сотрудников этих научных учреждений, как правило, связана с преподаванием в научно-образовательных центрах, в которых обучаются лица с высшим образованием, стремящиеся повысить или изменить уже имеющуюся квалификацию. Наиболее известные – Национальный музей естественной истории, Коллеж де Франс, Обсерватория физики Земли и ряд других. Поскольку в этих центрах нет необходимости уделять значительное внимание общеобразовательной фундаментальной подготовке, курсы лекций не имеют жесткой структуры и строятся с учетом потребностей освещения новейших достижений в различных областях науки и техники. Лекции в основном читают выдающиеся ученые-практики, поэтому лекционные циклы нередко представлены авторскими курсами, позволяющими сделать собственные результаты доступными   для большой аудитории.

Университеты во Франции, как уже говорилось, не находятся на вершине образовательной пирамиды. Они поддерживают практику неселективного набора абитуриентов или, другими словами, открытого приема.

Это связано с тем, что обучение на последней ступени общеобразовательных школ академически ориентировано. Учащиеся, успешно сдавшие выпускные экзамены, получают первую научную степень бакалавра. Наличие диплома об окончании среднего учебного заведения по существу и является единственным условием для зачисления в университет. Вступительный взнос чисто символический. Записаться на курс можно даже по телефону. И абитуриенты озадачены лишь тем, чтобы успеть попасть в списки на выбранную специализацию, пока не окажется превышенным разрешенное число мест.

Открытый прием официально закреплен на отделениях литературы, искусств, естественных наук, экономики и права. Однако два последних отделения все же нередко по собственной инициативе и вопреки правилам проводят в той или иной форме практику отбора, добиваясь более высокого стартового уровня знаний у приступающих к обучению первокурсников. Открытый прием – показатель демократических перемен и обеспечения массового характера высшего образования. Франция, наряду с Японией, считает необходимым уже к 2000 г. переход ко всеобщему высшему образованию. Обоснованность такого рода ориентации разделяется далеко не всеми, хотя одним из решений проблемы могло бы стать разноуровневое университетское образование, завершающееся, в соответствии со сложившейся практикой, присуждением ученых степеней и возможностью прервать или продолжить обучение после каждой ступени университетского образования. Что же касается сегодняшних проблем, связанных с открытым приемом, то наиболее существенными являются недостаточная информированность абитуриентов о содержании выбранной специализации и свободный характер посещений занятий, которые на фоне отсутствия конкурсного отбора приводят к тому, что по ряду направлений отсев на первой ступени обучения в университете составляет от 50 до 70% набора.

Университетское образование во Франции – преимущественно государственное, и только в среднем седьмая часть университетов представлена частным сектором. Тем не менее выпускники именно этих учебных заведений пользуются наибольшим вниманием работодателей.    Распределение   студенческих    контингентов между университетским и неуниверситетским секторами высшего образования составляет соответственно 70% и 30%. Продолжительность учебы в университетах варьируется от 4 до 7 лет или более – в зависимости от выбранной специальности. Учебный процесс представлен различными  академическими циклами.

Первый цикл – подготовительный предполагает общетеоретическую подготовку. Он длится 1 или 2 года, завершается сдачей экзаменов по ряду дисциплин и выдачей диплома общетеоретической подготовки в области науки и техники. Успешно завершившие первую ступень обучения по желанию могут продолжить образование в больших школах. Второй цикл подготовки обеспечивает более углубленные, специализированные знания. Здесь продолжительность обучения варьируется от 2 до 4 лет. Первая ступень второго цикла дает право на получение диплома лиценциата, вторая – на диплом метризы. В целом считается, что знания этого уровня обеспечивают квалификацию преподавателя средних учебных заведений – лицеев и колледжей. Однако преподавание в больших городах обычно требует еще сдачи дополнительного экзамена, подтверждающего высокий квалификационный уровень. Третий цикл университетского образования – завершающий. Он предполагает изучение дисциплин специализации в сочетании с практикой по месту дальнейшей работы. Студенты из провинциальных университетов нередко получают возможность ее прохождения в Париже. Обучение третьего цикла также варьируется от 1 до 3 лет и завершается защитой выпускной диссертации и присуждением академической степени доктора по специальности либо доктора третьего цикла. Выпускники университета могут приступить к преподавательской деятельности в вузе, написанию диссертационного исследования, к работе в исследовательских подразделениях, промышленности и сервисе.

Начиная с 1969 г., во Франции поэтапно осуществлялась реорганизация структуры университетского образования. Так, например, в Париже было учреждено 13 относительно самостоятельных университетов, каждый из которых получил свое цифровое обозначение: Париж I, II, Ш и т. д. Аналогичный процесс затронул и провинциальные университеты, но там число выделенных подразделений было значительно меньше. Открытие филиалов происходило на основе специализаций и предполагало устранение дублирования подготовки, встречавшегося ранее в разных университетах одного и того же города. Основной организационной единицей после этих преобразований стали учебно-научные объединения, состоящие из департаментов и отделений, в свою очередь сформированных вместо бывших традиционных факультетов. В качестве примера провинциального университета можно привести Лионский, представленный двумя филиалами,– Лион-I и Лион-П. Последний, более широко ориентированный, объединяет 14 учебно-научных объединений. Произведенные структурные изменения оцениваются позитивными, т. к. сегодня большинство университетов включает в свою орбиту целый ряд исследовательских институтов.

Демократические традиции не являются безусловными для французского высшего образования даже для первой половины XX столетия. В течение длительного времени медицинские, фармакологические, инженерные и юридические специализации были недоступны женщинам. Первая женщина, получившая диплом преподавателя черчения, закончила Высшую нормальную техническую школу только в 1958 г. Существуют проблемы и для студентов-иностранцев, слабо владеющих французским языком, уровень освоения знания которых, как правило, остается недостаточным.

Тем не менее, провозглашая ориентации на всеобщее высшее образование, правительство Франции исходит и из реальной практики. Сегодня студентов среди молодежи студенческого возраста свыше 80%. Студенческий корпус в 1992 г. составил около 1,6 млн. человек. К 2000 г. ожидается прирост до 2 млн. студентов. Повышение образовательного уровня населения является бесспорным достижением нации. Но увлечение массовым характером высшего образования создает традиции онные проблемы. Это нехватка аудиторий и лабораторного оборудования. Это и значительно большая нагрузка на одного вузовского преподавателя: во Франции, в среднем,–23 студента, в США – 14, в Великобритании – 12, в ФРГ – 9, в России – 6.

Переход от элитарного к эгалитарному, массовому высшему образованию, неконтролируемый приток абитуриентов в результате открытого приема создают опасность перепроизводства    выпускников, испытывающих трудности в нахождении работы по специальности. И тем не менее безэкзаменационный прием в университеты сохраняется во многих западноевропейских университетах. Французские студенты, отстаивая возможности выбора в условиях рыночной экономики, все в большей степени склонны обращаться к практике двойного, параллельного образования. Так, традиционно университетские, классические специализации стали сочетаться: с подготовкой в области менеджмента, делопроизводства, бухгалтерского учета, с приобретением высокого уровня языковой подготовки, которые могут в дальнейшем стать как основной сферой деятельности, так и обеспечить возможности приработка либо организацию собственного бизнеса. Интересен и тот факт, что в соответствии с законом 1875 г. любой француз, достигший 25-летнего возраста, обладает правом публичного чтения лекций и открытия собственного учебного заведения любого уровня.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!