Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Национальная школа в России: проблемы и перспективы»

/ Общая социология
Контрольная,  12 страниц


Работа похожей тематики


Горас Манн (1796-1859)

 

Манн родился в бедной фермерской семье в г. Франклине, штат Массачусетс. Полученное им самим образование было весьма отрывочным и нерегулярным и продолжалось приблизительно по 8-10 недель в году. Основные знания он почерпнул из книг городской библиотеки, проглатывая целые тома за один присест. Как ни странно, но подобного образования оказалось достаточно, чтобы поступить в 1816 году в Университет Браун. Окончательно завершив образование на известном юридическом факультете Литчфилд, он приступил к профессиональной практике уже в 1823 году. С тех пор карьера Манна бурно развивалась: спустя четыре года он получил место в легислатуре штата, а в 1833 году стал членом Сената. Все эти годы он продолжал заниматься юридической практикой.

Однако из огромного потока проблем, с которыми ему как сенатору и юристу приходилось сталкиваться, Манн всегда отдавал предпочтение вопросам образования народа и формирования разумной школьной политики. В результате, 20 апреля 1837 года он был назначен на только что введенный пост Секретаря комитета образования штата Массачусетс. В этой роли Манн прослужил вплоть до 1848 года, сумев инициировать школьную реформу, подготовить двенадцать ежегодных отчетов по разным аспектам образовательной политики, открыть 50 новых средних школ старшего звена, а главное, разработать основания внутренней связи между проблемами образования, требованием свободы и политикой правительства республиканцев. Манн стремился утвердить принципы доступности и равенства образования для всех американских детей независимо от их социального происхождения. По справедливому утверждению известного американского историка образования Л. Кремина, «социальная гармония» стала для него главной целью школы.

На заре американской демократии Г. Манн постоянно подчеркивал, что школа станет не только «великим уравнителем» народа, но и неизбежно приведет к улучшению материального состояния американцев, разовьет их интеллект и предпринимательские способности. В течение своей жизни Манн сумел убедить легислатуру штата в необходимости увеличения длительности школьного года до шести месяцев и в создании высшего педагогического образования. При этом политик вполне отдавал себе отчет в том, что уровень сельских школ оставался низким и главным инструментом его повышения были учительские кадры, в подавляющем большинстве женщины. Он активно, а порой жестко и нелицеприятно, настаивал на необходимости привлекать женщин к педагогическому образованию.

Вообще жизнь Манна полна удивительных парадоксов. С одной стороны, борец за образование в своем штате, он одновременно выступал за развитие индустрии, строительство каналов и железных дорог. Его доводы в пользу образования зачастую носили чисто экономический характер. Манн был убежденным сторонником того, что образование не только поможет повысить благосостояние народа, но и позволит сформировать уважение к чужой собственности. Не будем забывать, что в этот период происходил жесточайший отток кадров из сельской местности, молодежь и иммигранты активно заполняли рабочие места на фабриках и заводах, одновременно усиливая преступность и нищету. Вот почему так часто в предлагаемых им реформах Манн делал ставку на нравственное просвещение подростков и «натаскивание» их в определенной сфере знаний, а не на серьезное планомерное образование.

Выйдя в отставку с должности секретаря по образованию штата, Манн продолжил служить делу образования в качестве члена Палаты представителей США, а затем – на посту президента Антиокского колледжа с 1852 года и до конца жизни. Так сложилось, что за два месяца до смерти Манн обратился к выпускникам своего колледжа с напутствием, в котором были, в частности, и такие строки: «Стыдитесь умереть прежде, чем сумеете одержать хотя бы одну победу на благо человечества».

Манну нечего было стыдиться самому, ибо созданная им государственная школа страны стала одной из самых характерных черт американского образа жизни, источником свободы и «лестницей возможностей» для миллионов граждан.

Известный борец за права женщин в области образования, К. Бичер родилась в штате Нью-Йорк, получила образование сначала там же, а затем в г. Личфилде, штат Коннектикут. Стремление помочь женщинам воплотилось в создании Хартфордской женской семинарии (Hartford Female Seminary).

Бичер превозносила роль женщины в семье и предлагала всем женщинам страны взять власть в семье в свои руки. Кэтрин была убеждена, что женщины страны должны получить доступ как к среднему, так и к высшему образованию, прежде всего в сфере подготовки педагогов. Бичер не только активно выступала в печати, но и действовала. Благодаря ее усилиям открыты два учреждения для женщин: Западный женский институт (Western Female Institute) в г. Цинциннати и Милуокская женская семинария (Milwaukee Female Seminary).

 

Букер Т. Вашингтон (1856-1915 )

 

Судьба мальчика, родившегося у матери негритянки от неизвестного белого мужчины, в условиях довоенной Вирджинии, могла оказаться весьма печальной. Однако Букер с малолетства обладал недюжинными интеллектуальными способностями, редкостной целеустремленностью и выдержкой. Это позволило ему не только самому приподняться над условностями рабства, но и стать первым руководителем Негритянского нормального института (The Tuskegee Negro Normal Institute), открытого в знаменательный день – 4 июля 1888 года. Бюджет института составлял поначалу 2000 долларов в год, чего хватало лишь на зарплату учителей. Однако Вашингтону удалось получить заем и построить подлинно авторскую школу, которая, хотя и учила академическим дисциплинам, но упор делала на предметы практического толка: фермерство, изготовление кирпича, пошив обуви и т.п. В целом, руководитель школы был настроен консервативно и придерживался взглядов, вполне разделяемых белыми политиками. Так, например, Вашингтон считал, что негритянское население страны должно много трудиться и трудом заработать себе политические права. Подобная, прямо скажем, далекая от демократизма позиция, была популярна среди белых бизнесменов, которые выделяли в силу этого большие суммы на покрытие расходов школы.

В сентябре 1895 года Вашингтон выступил с речью, которая заставила белых политиков задуматься о необходимости выдвижения его в число первых руководителей негритянского национального движения. Лояльность Вашингтона существующим порядкам привлекла внимание даже президента страны Уильяма Макинли. Еще дальше пошел следующий руководитель США Теодор Рузвельт, пригласив Букера в Белый Дом. Президенту явно импонировали мысли Вашингтона о том, что черные рождены служить белым и что политические лидеры, призывающие к социальному равенству, являются попросту политическими экстремистами.

Тем не менее, позиция Вашингтона несомненно способствовала успеху его института. Незадолго до смерти Букер мог похвастаться двумя сотнями персонала и двумя тысячами студентов. Парадоксально, но факт – именно благодаря усилиям этого неординарного человека получило развитие профессиональное образование для негров, стали более рельефными и ясными основные проблемы негритянского образования. Объездив с лекциями едва ли не всю страну, Вашингтон пропагандировал главные, на его взгляд, ценности американского народа – трудолюбие, упорство и самодисциплину. Это вызывало огонь критики со стороны более радикально и демократически настроенных лидеров негритянского движения и, прежде всего, известного педагога У. Дюбуа, который, напротив, призывал давать афроамериканцам полноценное образование, приучающее их думать и добиваться поставленной цели. Широкую известность в свое время получил документ, подписанный Дюбуа и еще 22 видными лидерами афро-американского движения. Там, в частности, говорилось: «Мы вынуждены утверждать, что в силу данных ему финансовых обязательств господин Вашингтон приобрел зависимость от богатых благотворителей и потому долгие годы сообщал народу лишь часть правды о негритянском населении, именно ту часть, которую влиятельные силы Америки хотели считать всей правдой». Нам трудно судить, насколько справедливы высказанные замечания, но вот вклад Вашингтона в дело становления и развития негритянского образования вполне осязаем.

 

Элвуд Кабберли (1868-1941)

 

Кабберли известен, прежде всего, как исследователь, предложивший использовать теорию менеджмента применительно к руководству школой.

Родившись в г. Эндрюс, штат Индиана, Элвуд получил образование сначала в местном университете штата, а затем в едва ли не самом известном в стране – Колумбийском университете г. Нью-Йорка.

Его карьера стремительно развивалась. Начав свою деятельность в качестве школьного учителя, он быстро перешел работать в колледж и за короткое время поднялся до уровня президента Винсеннского университета. Затем последовало новое лестное предложение, которое он не без некоторых колебаний принял, став управляющим школьного округа г. Сан-Диего, столицы штата Калифорния. Спустя некоторое время Кабберли был приглашен на должность декана педагогического факультета одного из самых влиятельных учебных заведений страны – Стэнфордского университета.

Опираясь на современную ему теорию менеджмента, принятую в индустрии, ученый разработал стройную административную систему управления американской школой, особенно акцентируя внимание на роли управляющих школьными округами и директоров школ. Предложенная им модель приобрела подлинно массовый характер в США в первой половине XX века.

Отношение к Кабберли со стороны его современников и последователей весьма противоречиво. Его не раз обвиняли в излишней бюрократизации образовательной системы, в стремлении слишком буквально использовать принципы эффективности в решении сложных межличностных проблем школы. Многие из предложенных им идей сегодня выглядят как излишне авторитарные, отдельные звучат вообще как расистские призывы. Например, Кабберли писал: «Мы должны покончить с чрезвычайно демократической идеей о том, что все равны и что наше общество лишено деления на классы. Служащий всегда остается служащим; наемный рабочий – наемным рабочим. ...Один талантливый ребенок может быть легко признан более значимым, чем тысячи мало одаренных взрослых».

Как бы то ни было, влияние Кабберли на становление целой плеяды американских администраторов и директоров школ трудно переоценить, равно как и его вклад в развитие менеджмента в образовании.

 

Джордж Каунтс (1889-1974)

 

Один из наиболее известных и влиятельных педагогов XX века, Джордж Каунтс родился в г. Болдуин Сити, штат Канзас, закончил Бейкерский университет в 1911 году и получил степень доктора в области образования в Чикагском университете в 1916 году.

Работа над докторской диссертацией совпала со знакомством с идеями Джона Дьюи и Фрэнсиса Паркера, которые оставили неизгладимый след в душе начинающего ученого и привели к глубоким размышлениям о судьбах американского образования и природе профессиональной педагогической деятельности.

Одновременно с подготовкой докторской в области образования, Каунтс по-настоящему увлекся социологией, что заставило его сконцентрировать свое внимание на социологических аспектах педагогических исследований. Свою первую серьезную должность заведующего кафедрой педагогики в Делаверском колледже он получил будучи совсем молодым человеком, а через короткое время пришло повышение и назначение на работу в Педагогический колледж Харриса в 1918 году. Год спустя – новая должность в Университете штата Вашингтон, а затем в Йельском, потом в Чикагском университете и, наконец, на педагогическом факультете Колумбийского университета (с 1927 года), где он проработал долгие годы.

Каунтс всегда умело сочетал преподавательскую и административную деятельность с исследовательской работой в области образования. Одна из первых, принесших ему известность книг «Принципы образования» («The Principles of Education», 1924), написана в соавторстве с Дж. Кросби Чепменом и представляет собой широкий междисциплинарный анализ американского образования. В этой книге Каунтс не только проявил себя как оригинальный мыслитель, но и недвусмысленно указал на свою полную солидарность с идеями прогрессивизма Джона Дьюи.

Настоящий успех пришел в 1932 году, когда Каунтс выпустил педагогический памфлет под названием «Отважится ли школа строить новый социальный порядок?» («Dare the School Build a New Social Order?»). Если быть точными, то книга состоит из трех докладов, прочитанных Каунтсом на заседании Ассоциации прогрессивистского образования в г. Балтиморе, на заседании департамента образования, а затем Национального Совета по образованию в г. Вашингтоне. Названия этих докладов, соответственно, таковы: «Отважится ли прогрессивное образование быть прогрессивным?», «Образование посредством индоктринации» и «Свобода, культура, социальное планирование и руководство».

Будучи президентом Американской федерации учителей в период с 1932 по 1942 годы, Дж. Каунтс призывал педагогов занять активную политическую позицию и способствовать серьезным социальным изменениям в обществе. Для настоящего педагога, полагал Каунтс, недостаточно владеть информацией о проблемах школы, надо еще разбираться в широком спектре экономических, политических и нравственных вопросов. Придавая столь высокое значение педагогу, Каунтс был убежденным сторонником того, что школа в сотрудничестве с другими социальными институтами способна реконструировать социальный порядок и улучшить социальный климат в обществе в целом.

В свете сказанного неудивительно, что Каунтс всерьез занимался также изучением советского образования. Более того, он даже предпринял путешествие по России, описанное им в книге «Как я путешествовал на «форде» по Советской России».

 

Альберт Шенкер (1928-1997)

 

С именем Шенкера связаны многие страницы развития американского профессионального союза учителей. Он родился в семье эмигрантов из России, вырос и получил образование в Нью-Йорке. С детства мальчик слышал разговоры о профсоюзах, которые высоко превозносились в семье его родителей.

Став студентом в Университете штата Иллинойс, Шенкер проявлял большой интерес к социалистическим идеям. В 50-е годы он работал в качестве учителя математики, а затем перешел на ниву профессионального движения. В 1964 году Шенкер был избран президентом Объединенной Федерации Учителей (United Federation of Teachers), а спустя три года он возглавил забастовку педагогов, которая в полном смысле слова потрясла ньюйоркцев, не привыкших к подобным действиям «белых воротничков».

Карьера Шенкера стремительно развивалась, в 1974 году он становится президентом Американской федерации учителей, оставаясь одновременно главой Объединенной Федерации в течение следующих двенадцати лет. В 1986 году Шенкер сделал свой выбор в пользу национального союза учителей и приложил массу усилий к тому, чтобы улучшить профессиональную деятельность и финансирование деятельности педагогов. В последние годы жизни он возглавил так называемое движение за стандарты, доказывая, что социальное продвижение не обеспечивает необходимых для развития стимулов.

ДИСКРИМИНАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ

На фоне роста серьезных позитивных изменений ширились и проблемы. Одной из наиболее острых стала общегосударственная тенденция к поголовной «американизации» детей. Коротко расскажем об истории этой проблемы и попытках ее решения.

С момента расселения белых американцев по стране возникла и укреплялась проблема притеснения индейского (коренного) населения. Главный удар был нанесен по национальной культуре и языку. Причем подобное положение сохранялось не год или два, а целые десятилетия, вплоть до 60-х годов XX века.

Поначалу школы-интернаты для индейских детей создавались исключительно вне территории резерваций с главной целью приобщить юных индейцев к американской культуре, «включить их в американскую цивилизацию» и ослабить, а лучше, «полностью уничтожить влияние на них традиций и обычаев родного племени». Так утверждал в 1889 году специальный уполномоченный по делам индейцев Томас Морган. Ему же принадлежит идея осуществлять обучение только на английском языке и только силами англоязычных учителей. Морган постеснялся сообщить в докладе еще одну близкую его сердцу идею о том, что и кормить подрастающее индейское население надо кое-как, дабы не сильно привыкали к излишествам. Высказать «постеснялся», а вот на практике осуществил. Комиссии Красного Креста, проводившей широкое обследование индейских школ в 1920-е годы, открылась страшная картина постоянного недоедания, скученности и широкого распространения инфекционных заболеваний, включая туберкулез.

Долгие годы уничтожения национальной культуры и языка коренного населения Америки не могли не привести к ответным мерам – росту сопротивления и консолидации всех национальных сил в борьбе против экспансии английского языка и американского давления. Внимание и позитивный интерес к решению этого вопроса проявил лишь президент Джон Кеннеди в 1960 году. Наконец, в 1969 году, в обстановке активизации борьбы за гражданские права и свободы был опубликован доклад комиссии Сената США с весьма характерным названием: «Индейское образование: национальная трагедия – национальный вызов» (Indian Education: A National Tragedy – A National Challenge). И лишь с тех пор начался новый этап в созидании национальных индейских школ. Он напрямую связан с законом 1975 года и поправками к нему 1988 года, в соответствии с которыми индейцы не только получили право управлять деятельностью школ для своих детей, но и были допущены к федеральным грантам на эту образовательную деятельность.

А теперь о последнем образовательном законе администрации Дж. Буша, который не только обнажил, но и породил множество проблем в обучении коренного населения страны. Когда в октябре 2005 года были опубликованы предварительные результаты деятельности комиссий по проверке выполнения этого закона (Preliminary Reports on No Child Left Behind), выяснились серьезные нарушения, обнаруженные в совместном исследовании Национальной ассоциации индейского образования и Центра индейского образования Государственного университета Аризоны. Объектом прямого изучения были избраны коренные жители Аляски и Гавайских островов и деятельность школ, которые посещают их дети.

Главный вывод, сделанный президентом Национальной ассоциации индейского образования Дэвидом Билье, звучит удручающе: «Мы наблюдаем серьезный кризис в образовании индейцев. Многие положения закона «Ни одного ребенка не оставить за бортом образования» не соответствуют реальным потребностям местных общин, особенно в сельской местности. Негативное воздействие этого закона ощущают в равной степени и местные учителя и администрация школ, что приводит к многочисленному оттоку национальных кадров». Количество учащихся, покидающих школу до момента ее реального окончания, также значительно возросло. Практически по всей стране индейские школы получили ярлык «школ для неудачников», но при этом объем федерального финансирования столь низкий, что иного результата нельзя было и ожидать.

В целом по стране результаты предварительных комиссий показали, что:

Закон слишком жесткий и на самом деле он совершает обратное действие – «оставляет многих детей» вне зоны своего влияния.

Для того чтобы соответствовать требованиям этого Закона, школам необходимы дополнительные финансовые средства.

Несколько имеющихся успешных школ для индейского населения лишь доказывают, что успех в них достигнут за счет преуменьшения роли и значения национального языка и культуры.

Продиктованный Законом подход к образованию индейцев привел к заметным негативным последствиям.

Ряд серьезных учебных дисциплин, включая предметы общественного цикла, языки, музыку и изобразительное искусство, попросту проигнорированы в тексте Закона, а их значение для развития детей снижено.

Возвращаясь к истории, отметим, что не меньшее давление со стороны белого населения, не желавшего обучать своих детей вместе с представителями другой расы, испытывали и черные американцы. Для них также были открыты специальные школы.

В 1896 году Верховный суд США впервые рассмотрел вопрос о сегрегации в области образования и пришел к выводу, что раздельные школы только для черных или только для индейцев не противоречат Конституции страны, если они предоставляют данной категории детей равные возможности в сравнении со школами для белых.

Вплоть до 40-х годов XX века общественные деятели, поддерживающие равенство школ и учебных возможностей для всех детей, собирали свидетельства и доказательства того, что школы для цветных находятся в плачевном финансовом и имущественном состоянии. Особенную активность в этом проявили представители Национальной ассоциации по продвижению цветного населения страны (National Association for the Advancement of Colored People).

Но только в 1950 году Ассоциация сумела выдвинуть свой протест в Верховный суд США. Прецедент был создан М. Бернеттом, возглавлявшим в тот период местное отделение Ассоциации в г. Топика, штат Канзас, и многие годы боровшимся против расовой дискриминации детей в начальных школах, закрепленной Законом от 1879 года. Бернетт обратился к группе из тринадцати родителей, представлявших двадцать черных детей, с предложением попытаться определить своих детей в школы для белых, находящиеся неподалеку от их домов. (В городе тогда действовало 18 начальных школ для белых детей и лишь 4 – для чернокожих.) Всем двадцати школьникам было отказано. В числе родителей был и преподобный Оливер Браун, который хотел записать свою восьмилетнюю дочь Линду в воскресную школу для белых детей.

Дело, получившее название «Оливер Браун против отдела образования г. Топика, штат Канзас», относилось, конечно, не только к дочери Брауна, но и к двум сотням других детей из Канзаса, Южной Каролины, Вирджинии, Делавера и округа Колумбия, родители которых попытались совершить подобный шаг и встретили яростное сопротивление властей и семей белых школьников. В суде от имени чернокожих истцов выступал вначале Ч.Хьюстон, а затем Т.Маршалл и другие адвокаты Фонда юридической защиты при Национальной Ассоциации по продвижению цветного населения.

Историческое решение было принято 17 мая 1954 года. Именно в этот день верховный судья Эрл Уоррен заявил: «Сомнительно, что ребенок, которому отказано в равной возможности получить образование, будет способен достичь успеха в жизни. Такая возможность... есть право, которое должно предоставляться всем детям на равных основаниях. Раздельные образовательные учреждения наследственно неравны». В решении суда также говорилось, что расовая сегрегация нарушает 14-ю поправку к Конституции США, которая гарантирует всем гражданам страны равную защиту со стороны закона.

Итак, есть все основания утверждать, что данное решение не только подорвало юридические основания расовой сегрегации и иного творимого многие десятилетия беззакония в школах и других государственных учреждениях, но и всколыхнуло общественность и послужило началом широкого демократического движения за гражданские права.

Став в действительности исторической вехой и своеобразной легендой американского правосудия, дело Брауна неизбежно обросло мифами и вымыслами, далекими от реальности. Не вдаваясь в эту ситуацию подробно, все же отметим, что это судебное разбирательство не было первым в истории США. Подлинно первым стало дело «Робертса против города Бостона», когда несколько афро-американских семей объединились в попытке подорвать расовую сегрегацию в национальном образовании; дело слушалось в суде в 1849 году.

Еще одной острой проблемой, которая не раз обсуждалась в американских школах, было преподавание иностранных языков. Скажем, до начала Первой мировой войны большинство учащихся должны были изучать немецкий язык и немецкую культуру, так как количество иммигрантов из Германии было весьма значительным. Более того, в ряде крупных городов, например, в Цинциннати, Кливленде и т. п. обучение в школах практически полностью велось на немецком языке.

Однако ситуация резко изменилась с вступлением США в военные действия против Германии. Усилился протест общественности в связи с преподаванием немецкого и на немецком языке в государственных школах страны. Как это часто бывало в истории других стран, язык политических врагов сам стал восприниматься как враг. Причем среди активных сторонников перехода к преподаванию только на английском языке был и президент США Т. Рузвельт.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!