Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Дворцовые перевороты XVIII в.»

/ История России
Контрольная,  12 страниц


Работа похожей тематики


Законодательство и правовая система периода расцвета абсолютизма

 

§ 1. Развитие центральных органов власти

После смерти Петра I последовало значительное ослабление монархической власти. Причиной тому был Указ 1722 г. о престолонаследии, благодаря которому после смерти царя на престоле оказалась его жена Екатерина I, урожденная лифляндская крестьянка Марта Скавронская.

Преемница Петра Великого посчитала необходимым изменить систему администрации, заведенный Петром, и обратиться к старому порядку. Во-первых, Указом от 8 февраля 1726 г. она открыла Верховный тайный совет, высшее правительственное учреждение под председательством самой государыни, напоминающее допетровскую Думу. В этом Совете должны были рассматриваться и решаться важнейшие государственные дела. Сенат и все коллегии подчинялись Верховному тайному совету. Таким образом, с учреждением Совета Сенат почти сравнялся с некоторыми коллегиями. По Указу от 7марта 1726 г. Сенат мог назначать и определять только провинциальных воевод, земских судных комиссаров и президентов в надворные суды по губерниям; при назначении же президентов, вице-президентов и советников в коллегии имел право только выбирать кандидатов и представлять в Верховный тайный совет. При назначении губернаторов, вице-губернаторов и комендантов Сенат был обязан представлять кандидатов и ждать от Верховного совета указа. Наконец, Указом от 14 марта 1726 г. у Сената была отнята приставка «Правительствующий» и он получил наименование «Высокий Сенат».

В 1727 г. Екатерина I умерла, престол перешел к юному внуку Петра I, сыну царевича Алексея Петру П. В 1730 г. Петр II неожиданно умер от оспы. К моменту нового династического кризиса в Совет входило 8 человек, в основном представители старинной родовой знати, получившие наименование «верховники».

Верховным тайным советом императрицей была определена племянница Петра I – Анна Иоанновна. Также Совет выработал для Анны Кондиции, которые представляли собой первую в русской истории юридически оформленную попытку ограничения самодержавия. Без согласия Верховного тайного совета царица не могла начинатьвойну, заключать мир, определять размеры государственных налогов. Устанавливался контроль Совета над расходованием государственных средств. Резко ограничивались формы проявления личной власти монарха: без согласия верховников не могло осуществляться пожалование в штатские или военные высшие чины выше полковника, жаловаться вотчины или деревни, устанавливаться назначения на крупные должности. К числу общеполитических требований относился пункт о распространении православия, где гарантировались привилегии дворянского сословия. Надо отметить, что этот важный пункт был сформулирован в достаточно общей форме – как указание о запрещении отнимать у представителей этого сословия жизнь, честь и имения без суда. При нарушении императрицей условий Кондиций она лишалась короны. Но съехавшееся на несостоявшуюся свадьбу Петра II дворянство передало Анне прошение о принятии «самодержавства», и 25 февраля 1730 г. она разорвала Кондиции. Тайный совет был ликвидирован, начались опалы. Центр управления переместился в Сенат, который вновь стал именоваться «Правительствующий».

Указом от 10 ноября 1731 г. при императрице был учрежден Кабинет Министров, которому подчинялись Сенат, Синод, все коллегии и приказы, а также канцелярии. Ранее Указом от 24 марта 1731 г. была восстановлена Тайная розыскная канцелярия Преображенского приказа.

Указом от 13 ноября 1731 г. воинские чины признвались выше гражданских, тогда как при Петре II они были сравнены с гражданскими. На следующий год по Указу от 21 сентября 1731 г. учреждался военный фискалитет. Обер-фискалы назначались при Военной коллегии и при армии, фискалы – при каждой полевой дивизии и при гарнизонах. Они находились в ведении и под руководством Генерал-инспектора и воинских инспекторов.

25 ноября 1741 г. в результате переворота была возведена на престол дочь Петра I – Елизавета Петровна. Императрица при вступлении на престол объявила, что ее царствование будет продолжением царствования отца. Вскоре она издала Указ от 12 декабря 1741 г. о восстановлении власти Сената в прежней силе относительно правления внутренних государственных дел и об уничтожении Кабинета Министров. Кроме того, Указом от 22 января 1744 г. Сенату было возвращено право определять в города воевод и секретарей без представления императрице.

При Елизавете было открыто одно из самых важных административных учреждений – Главная Межевая канцелярия при Правительствующем Сенате, которой Указом от 5 февраля 1755 г. поручены надзор и управление по производству межевания земель по всей России.

Указом от 5 декабря 1744 г. городским воеводам было разрешено оставаться на следующее двухлетие, но по просьбе жителей города. Затем Указом 26 октября 1760 г. двухлетний срок воеводской службы был продлен до пяти лет. В царствование Елизаветы Петровны были восстановлены центральные административные учреждения Петра I, т. е. коллегии, конторы и канцелярии; областное же управление оставалось таким, каким оно было при Анне Иоанновне. В 1754 г. императрица учредила Государственный Банк для дворянства и купечества.

В связи с изменениями в численности и размещении народонаселения сбор податей стал неэффективен, поэтому в 1742 г. был издан Указ о новой переписи – генеральной ревизии. После ее проведения для устранения изъянов по сбору постоянно увеличивающихся недоимок была создана Комиссия по улучшению сбора податей и пошлин, которая составляла генеральную окладную книгу. Из-за внутренних таможенных и проезжих пошлин, которые замедляли торговлю, 20 декабря 1753 г. был издан Указ «Об уничтожении внутренних таможенных и других мелочных: сборов», а для пополнения государственных доходов увеличена таможенная пошлина на пограничных таможнях в торговле с иностранцами. 1 декабря 1755 г. был издан Общий Таможенный Устав. Все это способствовало развитию экономики, в том числе торговли, становлению единого всероссийского рынка.

Создание такого высшего органа правления страной, как личная канцелярия, свидетельствует о желании Елизаветы взять правление в свои руки и укрепить значение самодержавной власти. Государыня решала не только важные государственные вопросы, но и мелкие. Для принятия государственных решений Елизавета нуждалась в консультациях высших чиновников, составлявших элиту в управлении Россией. Поэтому она восстановила петровское «установление» – чрезвычайные совещания высших сановников для обсуждения наиболее сложных проблем, особенно в области внешней политики. Такие совещания при Елизавете официально назывались «конференциями», а их участники – «конференц-министрами». Собирались они нерегулярно.

Конференции по обсуждаемым вопросам собирали письменные мнения министров, составлялись протоколы заседаний. Мнения рассматривались и утверждались императрицей.

В 1761 г. после смерти Елизаветы трон перешел к ее племяннику Петру III. 18 февраля 1762 г. был издан Указ «О вольности дворянской», отменявший обязательную для дворян военную или государ

программу деятельности: «Наказ» из 20 глав в духе политико-правовых идей Дидро, Вольтера, Монтескье и других представителей французского Просвещения. В 526 статьях «Наказа» излагалась теория уголовного права, судопроизводства, техника законодательства, роль права и т. д.

В «Наказе» Екатерины провозглашался самый демократичный принцип презумпции невиновности: «Человека нельзя считать виновным ранее приговора судейского». Целью наказания явилось не устрашение, а исправление.

Из текста «Наказа» были сознательно исключены ссылки на теорию общественного договора, подразумевавшую взаимные обязательства монарха и подданных: не упоминалось о «естественных правах» и «вольности». Напротив, в «Наказе» обосновывалась «естественность» неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства; теория разделения властей в «Наказе» по существу была перечеркнута признанием самодержавия источником всякой власти.

Содержание «Наказа» свидетельствовало о желании императрицы следовать принципам французского Просвещения с целью их внедрения в разные области общественной и экономической жизни России.

«Наказ» тем не менее не стал законом империи. Он был призван служить лишь инструкцией для работы Комиссии по подготовке нового Уложения (Уложенной комиссии).

В соответствии с Манифестом Екатерины II от 30 июля 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля открылось заседание комиссии. В Москву съехались 573 депутата, избранные от всех сословий и городов Российской империи, в том числе 163 – от дворянства, 208 – от городов, 45 – от казаков, 55 – от нерусских народов Поволжья, Сибири, Урала, Севера. Интересы православного духовенства представлял депутат Синода.

Неудивительно, что Комиссия в первую очередь обсудила и выработала «Проект правам благородным», закреплявший все сословные права и привилегии дворян. Был подготовлен и проект «Прав среднего рода жителей», утверждавший сословную структуру городского населения, деление его на категории и сохранивший его неполноправие. Проект «Прав нижнего рода людей» можно назвать «правами» только в насмешку. В нем говорилось следующее: крестьяне «состоят в совершенной власти своего господина»; помещикам предоставляется право «за упрямство и непослушание и за другие вины налагать и исполнять всякие наказания»; вся земля «принадлежит собственно помещику»; крестьяне обязаны нести барщину и платить оброк в размерах, уста-

4-828

ственную службу. Импонировал дворянству и Манифест от 19 июня 1762 г. об ужесточении карательных мер против крестьянских волнений и восстаний. Популярность в обществе приобрел Указ «Оликвидации Тайной канцелярии», ведавшей политическим сыском. Против конфискации монастырского имущества и свободы вероисповедания активно выступала церковь, которая поддержала заговор в пользу жены Петра III – Екатерины II.

В первые годы царствования Екатерины II общий порядок администрации оставался тот же, какой был при Елизавете. Первым и главным правительством на основании Манифеста 15 декабря 1763 г. оставался Сенат. Он разделялся на две части – одна в Петербурге, другая в Москве; в Петербурге располагалось четыре департамента, а в Москве – два.

Первый и пятый департаменты отвечали за государственные дела, касающиеся всех доходов и торговли, второй и шестой – за все дела «великороссийские апелляционные, вотчинные и юстицкие», а третий ведал теми же делами на Украине и в Прибалтике, и, кроме того, ему подчинялись все государственные строения, коммуникации и наука, четвертый департамент вел дела по Военной и Адмиралтейской коллегиям. В ведении генерал-прокурора состояла вся сенатская канцелярия.

Важным правительствующим органом при Екатерине II стал Синод. Он управлял духовными делами; в него входили архиереи, архимандриты и протопопы, которые назначались государем. Синод возглавлял обер-прокурор как посредник между светской и духовной властью. За Сенатом и Синодом следовали три главные коллегии: Иностранная, Адмиралтейская и Военная; последняя имела свои департаменты: комиссарский и провиантский, ей же подчинялся и артиллерийский корпус. Кроме того, Указом от 3 июля 1763 г. была учреждена особая Розыскная Экспедиция как учреждение государственной и политической безопасности.

Время правления Екатерины II отождествляется с определенной правовой политикой, обусловленной давлением на феодализм зарождающихся буржуазных отношений. Определяющей в период расцвета российского абсолютизма является политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, которая представляет собой государственное покровительство экономике, искусству, науке, праву.

14 декабря 1766 г. Екатерина издала Указ об учреждении в Москве Комиссии для работы над проектом нового уложения, которое охватило бы все законы для суда и управления. Екатерина II лично написала

навливаемых помещиками; помещик имеет право крестьян «продавать, дарить, уступать или в приданое отдавать», продавать в розницу; без разрешения помещика крестьянин не может вступать в брак, пользоваться лесом, продавать хлеб, скот и другое имущество; помещик может забирать у крестьян их имущество. Единственными ограничениями прав помещика в отношении крестьян были совет при наказании «соблюдать умеренность» и не забивать их насмерть и запрещение продавать отдельно от матери детей младше 7 лет.

В 1768 г. в работе Уложенной комиссии произошел неожиданный для Екатерины II и ее окружения перелом. В центре внимания Комиссии оказался вопрос о положении крепостного крестьянства и о произволе помещиков, а также о необходимости законодательного изменения положения крестьян и ликвидации помещичьего произвола.

В мае 1768 г. в связи с обсуждением существующего законодательства о наказании беглых крестьян немногочисленная, но активная группа крестьянских депутатов и поддержавшие их некоторые депутаты (канцеляристы, казаки, офицеры) подняли вопрос о причинах побегов крестьян, происходящих, по их мнению, в результате помещичьего произвола, непомерных повинностей и оброков, постоянного истязания крепостных.

Они потребовали уничтожения помещичьего произвола, уменьшения и строгой регламентации крестьянских повинностей, предоставления крестьянам права собственности, отделения крестьянских земель от дворянских – и довольно близко подошли к требованию ликвидации крепостного права.

Примерно в это же время в Комиссию поступил проект «Об учреждении в России законодательной, судительной и наказательной власти». Его автор, профессор права Московского университета С. Е. Десницкий, выступил с радикальными предложениями, предусматривавшими запрещение закрепощать новые категории крестьян помещиками, продавать крестьян без земли и др.

В этом же проекте Десницкий рекомендовал существенные реформы политического строя страны: уничтожение сословных прав и привилегий, установление равноправия всех народов Российской империи и юридического равенства всех граждан, перестройку судебной системы на принципах буржуазного правопорядка, введение независимого от администрации открытого и гласного суда, ограничения самодержавия Сенатом, избираемым гражданами на основе имущественного ценза, передачу всей полноты власти в городах выборным учреждениям, купеческим по составу. В сущности, это был проект замены самодержавно-крепостнического строя России строем буржуазной конституционной монархии.

За годы работы Комиссия собрала и систематизировала огромный законодательный материал, но Уложение разработано не было. Исследователи указывают три причины неудач: трудности обработки огромного числа законов, часто непримиримых по сути, нежелание самой императрицы и высших кругов связывать абсолютистскую власть подобием конституционного законодательства и, самое главное, неразрешимость крестьянского вопроса.

Завещательное наследование престола, установленное Петром I, не привело к должному порядку в передаче верховной власти. Пришедший к власти после смерти Екатерины II в 1796 г. Павел I изменил порядок престолонаследия. Актомот 5 апреля 1797 г. было установлено, что престол переходит по праву первородства по мужской линии. Принятое в тот же день «Учреждение об императорской фамилии» определяло личные и имущественные права членов царского рода. Кроме того, Павел пытался бороться полицейскими методами со злоупотреблениями чиновников. При нем несколько облегчилась процедура судебного разбирательства. В феврале 1797 г. Павел приказал закрыть все вольные (частные) типографии. Затем ввел специальную цензуру для иностранной литературы, поступавшей в Россию.

Позиция Павла I по отношению к дворянству определялась, главным образом, желанием «дисциплинировать» сословие, что привело к заговору против императора, который возник осенью 1800 г. В нем участвовали представители столичного дворянства, совершившие убийство царя в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.

§ 2. Реформа системы органов государственного управления

Система местных учреждений была подвергнута значительным изменениям. Это объяснялось необходимостью укрепления дворянского государства в 20-30-е гг. XVIII в., когда разразился острый финансовый кризис и недовольство масс усилилось. Перестройка органов управления на местах проводилась в интересах помещиков. В 1727 г. фактически была ликвидирована (или резко сокращена) петровская дорогостоящая система местных учреждений.

Схема местных властных учреждений выглядела следующем образом: губернатор с губернской канцелярией, закрепленной Инструкцией от 12 сентября 1728 г., позволившей взамен многих ликвидированных контор и старых канцелярий несколько расширить штат служилых людей при местном начальстве; далее стоял воевода в провинции и его канцелярия; ниже – воевода в уезде, тоже с небольшой канцелярией.

Перестройка системы местного самоуправления установила строгую последовательность подчинения. Воевода уездный подчинялся непосредственно только провинциальному воеводе, а последний – губернатору. Была установлена строгая иерархия в подчинении государственных учреждений на местах. В это время Россия делилась на 14 губерний, 47 провинций и более 250 уездов. В последующие десятилетия административное деление страны не намного изменилось, и к началу правления Екатерины II на местах, по существу, сохранились лишь губернаторы и воеводы. Поэтому Екатерина не столько реформировала, сколько создавала новую систему местных органов, в особенности судебных. Началом преобразований Екатерины стало «Наставление губернаторам» 1764 г., ориентированное на устранение непорядков и неустройств местного управления. В свете же пугачевского восстания стали ясны недостатки этого управления: неэффективность местной администрации, неисполнение законов, множественность функций, обширность территорий, слабое осуществление полицейских и судебных функций, мздоимство и безнаказанность чиновников.

Устранение названных порядков виделось через расширение полномочий представителей короны на местах – губернаторов. Этому было подчинено и новое административное устройство: разукрупнение и увеличение количества губерний более чем вдвое (с 23 до 51), ликвидация провинций как промежуточного звена между губернией и уездом. Уездом считалась территория, где проживало от 20 до 30 тыс. человек, в губерниях – соответственно 300-400 тыс.

Ядром екатерининской реформы стало издание первого в истории русского права столь крупного акта, специально посвященного местному управлению, – Учреждений для управлений губерний 1775 г.

В Учреждениях дана подробная регламентация всей системы местных органов управления и суда, их компетенции и деятельности.

Наряду с материальными в законе присутствуют и процессуальные нормы, государственно-правовые и административно-правовые нормы соседствуют с нормами финансового, семейного и других отраслей права, причем нормирование отличается четкой детализацией. Высока для того времени и юридическая техника Учреждений. Статьи имеют заголовки, излагающие сущность той или иной нормы.

По-новому строилось губернское управление. Вместо прежнего губернатора и его канцелярии теперь полагался главнокомандующий в отсутствие императорского величества, в губернии учреждались правитель (губернатор), губернское правление (главнокомандующий, правитель с двумя советниками), палаты уголовного и гражданского судов (в каждом председатель, два советника и два асессора), палата для домостроительных дел и управления казенных доходов императорского высочества (вице-губернатор, директор экономии, советник, два асессора, губернский казначей), губернский землемер, верхний земский суд (председатель, 10 заседателей), губернский прокурор, стряпчие казенных и уголовных дел, совестный суд, приказ общественного призрения (управления народными школами, больницами, богадельнями, тюрьмами). Губернское правление, палаты являлись царской местной администрацией с назначенными чиновниками. Совестный суд, приказ общественного призрения сочетали государственные и общественные начала, заседатели в них избирались сословиями, а председательствовало чиновное лицо.

Четко определены статус, функции губернского правления: «...есть то место, которое управляет в силу законов именем императорского величества всею губерниею», обеспечивает исполнение законов, «взыскание чинит со всех непослушных, роптивых, ленивых и медлительных», прекращает противные законам непорядки, сохраняет и утверждает порядок, мир, тишину в городах, селах, деревнях, на дорогах губернии, заботится о работе учреждений полиции, благочиниях, торговле и др. Повеления губернского правления обязательны к исполнению уездными, нижними земскими судами, верхними и нижними расправами, губернскими и городовыми магистратами и ратушами. «Кто же губернским правлением недоволен, тот жалобу свою приносить имеет в Сенат».

Уездную администрацию, подчиненную губернскому правлению, представлял нижний земский суд (председатель, земский исправник или капитан, два-три заседателя), избираемый дворянами уезда, уездный казначей, землемер. Учреждались также уездный суд (выборные судья и два заседателя), при нем дворянская опека под председательством уездного дворянского предводителя.

В города, где не было комендантов, назначались городничие, сохранялись магистраты в составе двух бургомистров и четырех ратманов, старосты и судьи словесного суда, посадом управляли ратуши. Во главе столичных администраций назначались обер-полицмейстеры.

Своеобразным являлось наместническое управление, вводимое указами Екатерины II в столичных губерниях – крупных регионах, разделенных на несколько губерний. Назначаемый на должность генералгубернатора наместник был наиболее доверенным лицом из правящей элиты, ответственным лично перед монаршей особой, наделенным чрезвычайными полномочиями.

В Учреждении об управлении губерниями 1775 г. главной задачей было отделить суд от администрации и каждому областному административному и судебному учреждению предписать определенные границы и правила. По Учреждению администрация и суд были разделены между чинами, выбранными от общества, и чинами, служащими по определению правительства, но с перевесом власти на их сторону; губернатор также стал полным хозяином губернии, мог утверждать или не утверждать выборы. Но судебные дела были отделены от административных.

В XVIII в. вотчинная юстиция достигла апогея. Судебная деятельность отличалась крайней непоследовательностью. Суд стал официально сословным, что и закрепила реформа 1775 г. Во времена Екатерины II получил развитие институт заседателей (от сословий в сословных судах). Это стало шагом вперед, однако помещичьи крестьяне были лишены этого права.

При судах действовали прокуроры с целью обеспечения законов. Произошло разделение рассмотрения уголовных и гражданских дел.

В 1798 г. были отменены верхние земские суды, а Указом от 23 августа 1800 г. аннулировалось право дворянских обществ избирать заседателей в судебные органы. Участие выборных представителей дворянства в судопроизводстве ограничивалось нижним земским судом. Основными судебными учреждениями стали Палаты уголовного и гражданского суда.

21 апреля 1785 г. была обнародована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», которая стала первым в истории управления развернутым законом организации городского управления в условиях начавшегося формирования нового социально-экономического уклада.

Этот документ отразил реально обозначившиеся тенденции промышленного, торгового, финансового развития, регламентацию проведенных мер по стимулированию экономики, созданию условий для торговой, финансовой деятельности, росту городов.

Екатерина II продолжила тенденцию ограничения казачьего самоуправления, расказачивания, начатого Петром I, отменившим выборность главного атамана и учреждавшим наказное атаманство, назначаемое императором. В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Левобережной Украине.

После народной пугачевского восстания, в которой активно участвовало казачество Дона и других регионов, усилилось расказачивание. Волжское казачье войско было лишено земли, вольностей, переселено на Терек, подчинено военной коллегии. На Дону было введено войсковое гражданское правительство типа губернской администрации и общероссийское законодательство, на основе которого строилось сословное казачье управление с 1775 г. В 1781 г. ликвидирована автономия Малой России. Вместо прежнего казачьего деления на полки, сотни введено деление по российскому образцу на губернии, уезды с соответствующим управлением. Старшины получили права и привилегии русских дворян. Ликвидирована Запорожская Сечь. Казацких старшин выслали или ублажили землями и офицерскими чинами. Рядовые казаки образовали с разрешения императрицы Черноморское казачье войско, подчиненное Таврическому губернатору.

Хотя Указом от 25 апреля 1733 г. во многих губернских городах была учреждена полиция, система местных органов полиции в России стала складываться только в конце XVIII в., в царствование Екатерины II. В 1775 г., после подавления восстания под руководством Е. И. Пугачева, была проведена существенная реорганизация органов местного управления. В Учреждениях для управления губерний, было предусмотрено создание сельской полиции – нижнего земского суда. Он выполнял административно-полицейские и судебные функции на территории уезда. Члены нижнего суда (как правило, 4-5 человек) и его руководитель – земский исправник, называвшийся также капитан-исправником, выбирались на уездном дворянском собрании и утверждались в должности губернатором, которому и подчинялись.

Помощниками нижнего земского суда в деревнях и селах были сотские и десятские. За неисполнение своих обязанностей нижний земский суд мог подвергнуть сотских и десятских штрафу. В Учреждениях для управления губерний имелась инструкция для капитан-исправника, определявшая его компетенцию и основные функции.

Развитие промышленности, торговли, рост городского населения ставили перед властью задачу приведения городского административно-полицейского аппарата в соответствие с новыми условиями. Для решения этой проблемы в 1782 г. был издан «Устав благочиния», согласно которому создавался новый городской административно-полицейский орган – Управа благочиния, или полицейская, вводились специальные должности служащих городской полиции, более четко определялись ее задачи и компетенция. В состав Управы благочиния входили городничий или полицмейстер и подчинявшиеся им приставы уголовных и гражданских дел, а также два выборных от купечества и ремесленников города. Подчиняясь непосредственно губернскому правлению, Управа благочиния выполняла и административно-хозяйственные функции. Кроме того она выполняла и судебные функции, рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела. По Уставу на полицию предполагалось возложить предупреждение и выявление уже совершенных преступлений, проведение дознания по ним и передачу преступников в суд. Сама полиция рассматривала только малозначительные правонарушения. Деятельность ее должна была быть оперативной, при этом она руководствовалась не законами, а уставами. Полиция, согласно закону, не рассматривала общеадминистративные и финансовые вопросы. При этом в ее ведении предлагалось оставить многие вопросы, далекие от конкретного понятия благочиния, например строительный надзор. Однако основное внимание в екатерининском документе, особенно в гл. XXI, уделяется борьбе с преступностью.

Устав благочиния состоял из 14 глав, имеющих буквенную нумерацию и объединяющих 274 статьи, многие из которых разбиты на пункты и части. В первых изданиях Устава озаглавлены не только главы, но и статьи, а во многих случаях и пункты. С введением Устава благочиния город стал делиться на относительно самостоятельные административно-полицейские части. В основу разделения был положен статистический принцип. В каждую часть входило от 200 до 700 дворов. Части, в свою очередь, делились на кварталы по 50-100 дворов. Частный пристав, ответственный за «порядок и благочиние» в своей части, назначаемый на должность губернским правлением, имел в распоряжении двух полицейских сержантов, а в больших городах – полицейскую команду. Квартальным надзирателям, назначаемым Управой благочиния и ответственным перед частным приставом, подчинялись все сторожа квартала, а также квартальные поручики, избираемые сроком на три года, как правило, из жителей, данного квартала.

В Уставе благочиния определялось соответствие полицейских должностей определенному классу по Табели о рангах. Полицмейстер в столицах губерний был чиновником 6-го, частный пристав – 9-го, квартальный надзиратель – 10-го класса, что приравнивалось соответственно к воинским званиям полковника, штабс-капитана, поручика. Полицейские должности в городах губернского подчинения были классом ниже, чем в столице губернии.

Существовал и такой вид военизированных полицейских формирований, который получил название инвалидных рот и команд. Речь идет не только об увечных воинах, а вообще о ветеранах, которые по ранению или возрасту не могли продолжать полноценную воинскую службу в составе полевых войск. Постепенно родилась такая форма отношения к этим людям, которая позволила сочетать материальную заботу о них с использованием их военного опыта и посильной возможности продолжить службу. Этой формой и стали инвалидные роты и команды.

9 декабря 1796 г. Павел I распорядился свести инвалидов в особые вновь формируемые при гарнизонных батальонах роты. Они составляли местную стражу, подчиненную гражданской администрации. Это было дальнейшее развитие идеи выполнения полицейских функций в губерниях.

Еще при Петре I впервые широкий размах получила практика лишения свободы, связанная с использованием труда заключенных на строительстве крепостей, фортов, иных оборонительных сооружений. При непосредственном участии Екатерины II были предприняты меры организационного и правового урегулирования порядка и условий исполнения тюремного заключения, которые нашли свое отражение в проекте «Положения о тюрьмах». В этих целях в 1775 г. во всех губерниях предписывается организовать работные дома. В губернских городах учреждаются смирительные дома. В законе «Учреждение об управлении губерниями» 1775 г. применительно к тюрьме содержится норма, предоставляющая тюремной администрации право телесного наказания заключенных за нарушение установленных тюремных правил.

§ 3. Правовой статус сословий

Важным событием, во многом определившим политику Екатерины II в отношении прав дворянского сословия, было принятие в 1762 г. Манифеста Петра III о вольности дворянства. Ликвидация обязательной службы дворян Манифестом Петра III создавала дополнительные условия для замещения должностей в чиновничьем аппарате и в армии разночинцами и получения ими при достижении рангов дворянского звания.

Ядро дворянского сословия составляли русские, но такие же права получили немецкие прибалтийские феодалы, польское панство, шляхетство малороссийское, князья и мурзы татарского происхождения, князья и дворяне Грузии, казацкая старшина. Указу о предоставлении прав российского дворянства князьям и мурзам татарским придавалось настолько большое значение, что Правительствующий Сенат приказал: «...генерал-губернаторам и правящим эту должность принять меры для точного исполнения высочайшего повеления и сообщать о них». В период правления Екатерины II шел не только процесс объединения, консолидации дворянства, но и уточнения, а во многом и расширения прав этого сословия.

Важную роль в определении права собственности на земли имело размежевание, начатое еще при Елизавете, в 1754 г. При его проведении необходимо было выяснить, кто из лиц, не имевших прав на земли (прежде всего, населенные крестьянами), – а в их число были включены «купцы, обер-офицеры и приказные служители недворянского происхождения, а также жены их, хотя бы из дворянства, крестьяне государственные и помещичьи», – владеет землями. Лицам, не имевшим права владеть имениями, было предписано продать их в полугодовой срок. Если этого не делалось, земли переходили к государству. В 1764 г. Екатерина приняла Указ «О возобновлении государственного межевания» и учредила для этого специальную комиссию.

Указом Екатерины II от 8 августа 1762 г. была запрещена покупка крестьян и земель к мануфактурам, что способствовало втягиванию дворян в торгово-предпринимательскую деятельность.

Помещичье хозяйство становилось все более товарным. В 1762 г. был отменен запрет на вывоз хлеба за рубеж с установлением при этом выгодных условий экспорта (уплата пошлины в половинном размере). В 1782 г. помещики получили право на недра земли. В том же году был принят Указ о распространении права собственности владельцев на леса, растущие в имениях помещиков. Этими указами отменялись ограничения прав помещиков на пользование недрами и лесами, введенные в свое время Петром I. Помещики получили право продавать древесину как внутри государства, так и в другие страны. Еще в 1754 г. дворянам были предоставлены фактически монопольные права на поставку вина. В 1765 г. принимается Устав о винокурении.

Важнейшим документом, определившим положение дворянства, была «Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородному российскому дворянству», утвержденная Екатериной 21 апреля 1785 г., чаще называемая Жалованной грамотой дворянству.

В толковании к Жалованной грамоте Екатерина указала, что имеющиеся чины ниже VIII класса должны быть причислены к личному дворянству.

В рассматриваемом документе подробнейшим образом определены различные возможности доказательства принадлежности к дворянству (ст. 91, 92). Личные дворяне в родословную книгу не вносились.

Но Жалованная грамота предоставляла право потомку личного дворянина, предки которого в трех поколениях имели чины, дающие право на личное дворянство, просить дворянства действительного, «благородного». При беспорочной службе деда и отца в течение 20 лет внук мог просить потомственного дворянства.

Жалованная грамота окончательно сформировала дворянские общества в уездах и губерниях, что значительно способствовало укреплению сословной организации и в полной мере соответствовало стремлению дворянства, выраженному в его наказах, иметь корпоративную организацию.

Грамота подтвердила многие дворянские права и привилегии, которые существовали и ранее: статус дворянина передавался по наследству, «сообщался» женам; дворянка, вышедшая замуж за недворянина, не теряла своей сословной принадлежности. Дворянин мог быть лишен дворянского звания лишь за совершенное тяжкое преступление, при этом требовались не только приговор суда, но и решение Сената и конфирмация императрицы. Грамота устанавливает срок давности в 10 лет для дел, по которым могли быть привлечены к ответственности дворяне. Они судились, напомним, только судом равных, без которого дворянина нельзя было лишить чести, жизни, имения, достоинства. Они освобождались от телесных наказаний и пыток. Эти положения Жалованной грамоты прямо совпадали с требованиями, записанными в «Проекте правам благородных» (ст. 4,9). Освобождение дворян от телесных наказаний и пыток было впервые записано именно в Жалованной грамоте. До этого они подвергались пыткам в случаях обвинения их в совершении политических преступлений. Но дворянского достоинства можно было лишиться при совершении тяжкого преступления, и тогда лишенный дворянского звания мог подвергаться и пыткам, и телесному наказанию.

Грамота подтверждала и освобождение дворян от личных податей, а дворянская усадьба освобождалась от постоя. Но самое главное: Грамота подтвердила и монопольное право – привилегию дворян на земли и крепостных крестьян.

Многие статьи Грамоты повторяют положения Учреждений для управления губерний, в которых определялся порядок формирования тех органов, где были избираемые дворянством заседатели, судьи, земские исправники. В этих статьях Екатерина повторяет свои прежние указы, направленные на то, чтобы оградить дворянские выборы и дворянское самоуправление от подчинения генерал-губернатору или губернатору. Статья 41 и последующие статьи Жалованной грамоты, устанавливающие взаимоотношения губернской власти с дворянскими сословными органами, свидетельствуют, что выбор дворян был обязателен для губернатора и генерал-губернатора, так как не подтвердить дворянский выбор он мог только в случае установления у кандидата «явнаго порока». В первое время было запрещено совмещать выборную и назначаемую должности, но уже в 1786 г. это было разрешено, однако не допускалось совмещение должности губернского предводителя дворянства с должностью губернатора или генерал-губернатора.

Вторая грамота, подписанная императрицей 21 апреля 1785 г., не имела, как и большинство нормативно-правовых актов XVIII в., названия. Она открывается Манифестом, в котором императрица выражает свое желание «данныя от нас городам, их обществам и членам сих обществ выгоды и преимущества подтвердить нашею Жалованною грамотою». Грамота разделена на части, озаглавленные литерами. Первая часть носит название «Городовое положение». Сенат, издав Грамоту отдельной брошюрой, озаглавил всю ее как «Городовое положение». Поскольку это была первая официальная публикация документа, Грамота впоследствии воспроизводилась под тем же названием или как «Жалованная грамота городам».

Городовое положение всех горожан именует мещанами и городовыми обывателями. Любой, проживающий в городе и занимающийся мещанским промыслом, должен был нести мещанские «подати, службы и тягости», как личные, так и имущественные. Даже дворяне, имевшие в городе земли, обязаны были уплачивать денежные «тягости» наравне с мещанами. Таким образом, в городе исчезли «беломестцы».

Городовые обыватели отныне, подобно дворянству, составляли общество, собрания которого созывались либо по инициативе, либо с дозволения генерал-губернатора или губернатора. Горожане избирали городского голову, бургомистра, ратманов и других должностных лиц. Законом устанавливался высокий имущественный ценз для участия в выборах и для получения голоса в собрании общества. Из ст. 49-51 Городового положения вытекает, что правом голоса в обществе обладали горожане, имевшие капитал не ниже 800 рублей, что по тем временам было немалой суммой.

Екатерининское законодательство, закрепляя за купцами право торговли, ограничивало другие сословия в этой сфере. Сенатский указ от 26 октября 1790 г. запрещал дворянам записываться в гильдии и пользоваться выгодами, присвоенными одним купцам.

В XVIII в. власть осуществляет попытку объединить ремесленников в цехи по специальностям. Законченную форму эта идея приобретает в Городовом положении. Сложившаяся в средневековой Европе цеховая система объединения ремесленников для России была абсолютной чуждой. Если в Западной Европе объединение в цехи исходило от самих ремесленников, что делало цех закрытой организацией, доступ в которую регулировался самими членами цеха (эту организацию использовали впоследствии даже такие конспираторы, как масоны), то в России все обстояло иначе. Объединение ремесленников в цехи носило фискальный характер и не имело цели защитить корпоративные интересы самих ремесленников.

Учреждение цехового объединения в России не преследовало цели создать замкнутые корпорации: доступ в цех был свободным, и число членов не ограничивалось.

В 1799 г. Павел I ввел свой Устав цехов. Ремесленники были выделены законодателем из общей массы мещан довольно искусственно. Они так же, как и остальные, несли тягло и иные повинности, причем в некоторых указах законодатель не делал различий между ними и остальными горожанами.

Крестьянство, как и другие сословия, в XVIII в. стало по-своему замкнутым. Но если в дворянское сословие было трудно вступить, то из крестьянского было еще труднее «выступить», преодолев препоны, выдвигаемые законодательством.

Наиболее простым способом выхода из крестьянства являлась рекрутчина. При Петре I крепостным крестьянам разрешалось вступать в армию и добровольно. При его преемниках обсуждался вопрос об рт-мене такого способа выхода из крестьянства, однако интересы армии победили. В редких случаях, но все же возможен был переход крестьянина в купечество.

Указ 25 июля 1777 г. «О записывании крестьян в купечество», возникший из одного дела, привел к решению общего вопроса о допустимости зачисления подобных крестьян в купцы. Хотя и в этом документе имелось множество оговорок, но общая норма все-таки провозглашалась, чем открывалась, в принципе, дорога для приобретения узкой группой крестьян более высокого социального статуса.

Самой многочисленной и самой бесправной группой были частновладельческие крестьяне. Их положение резко ухудшилось во второй половине XVIII в. Крепостное право в России достигло своего апогея, превратившись в нечто похожее на рабство. Во всяком случае, установилась практика продажи крестьян отдельно от земли, мужа от жены, детей от родителей. В екатерининской Уложенной комиссии пытались запретить такие порядки, но проект в этой части не был утвержден.Личная несвобода частновладельческих крестьян сопровождалась и почти полным ограничением имущественных прав. В 1730 г. крепостным крестьянам было запрещено приобретать движимую собственность, в 1731 г. – принимать подряды и брать откупы, в 1761 г. – обязываться векселями и давать поручительство. Брать взаймы крепостные могли только под поручительство господ. У крестьян оставалось лишь право на движимое имущество.

Едва вступив на престол, императрица издала знаменитый Указ 8 октября 1762 г. «О бытии крестьянам в послушании у своих помещиков». Царица увещевает своих подданных не сопротивляться помещикам, а командам, посланным на усмирение крестьянских бунтов, сначала пользоваться средствами убеждения. Однако большая часть Указа посвящена поощрению крутых мер против крестьянского сопротивления.

Помещик на основе вотчинного права мог не только судить крепостного крестьянина, но и приговаривать его к каторжных работам, которые были в российском праве второй по тяжести мерой уголовного наказания. Причем и срок наказания определялся самим помещиком. Каторжные работы существовали и в иной форме, в том числе в виде труда на рудниках, например в столь отдаленных, как Нерчинский, о чем напоминает Указ 6 августа 1762 г. «О сборе оброка с сибирских крестьян вместо хлеба и пеньки деньгами; о поселении ссылочных; о выдаче им хлеба для посева безвозвратно и о покупке им лошадей для пашни; об употреблении ссылочных для препровождения судов с провиантом и о поселении ямщиков для почтовой гоньбы».

Однако в Сибирь ссылали не только на каторгу, но и на поселение. Таким способом помещики избавлялись от непокорных крестьян. Причем если каторга на адмиралтейских работах лишала помещика работника, то ссылка крестьянина в Сибирь по воле хозяина была компенсационной: сосланный шел за рекрута, поскольку государство было заинтересовано в заселении Сибири.

О полном бесправии помещичьего крестьянина свидетельствует и Указ императрицы от 22 августа 1767 г. «О бытии помещичьим людям и крестьянам в повиновении и послушании у своих помещиков и о непо-давании челобитен в собственные Ее Величества руки». Право жаловаться непосредственно царю и в прежние века было привилегией лишь верхних слоев общества. В этом отношении Указ Екатерины не внес ничего нового. Новое же состояло в том, что крестьянам теперь было запрещено жаловаться на помещика вообще кому-либо, каким-либо государственным органам. Нарушение этого правила влекло за собой жестокие наказания вплоть до уже известной нерчинской каторги, поскольку жалобы на помещика рассматривались как бунт. Крестьяне сделали из этого надлежащие выводы и очень скоро встали под знамена Е. И. Пугачева.

От частновладельческих крестьян заметно отличались государственные. Государственных крестьян не продавали, хотя их можно было вместе с землями обменивать и закладывать; сами они могли арендовать и покупать землю, содержать промыслы. Больше того, казенные крестьяне могли приобретать у помещиков при определенных условиях населенные крепостные земли.

Государственные крестьяне были основными плательщиками податей, которые к тому же неуклонно росли. При Екатерине I они составляли 70 копеек, а при Екатерине II – уже рубль.

Государственные крестьяне обладали правом на самоуправление. Впрочем, иногда самоуправление имело место и в крупных барских имениях. Здесь сельские сходы принимали участие в раскладке податей и повинностей. Правда, инструкции для них составлялись самими помещиками. Общих норм для организации самоуправления владельческих крестьян, конечно, не было. Самоуправление касалось и некоторых других разрядов крестьян.

Секуляризация церковных земель еще при Петре I привела к возникновению категории экономических крестьян. Реформы в этой области были продолжены при преемниках великого преобразователя. Елизавета Петровна готовила некоторые проекты на этот счет, но не решилась их реализовать. Зато Петр III, не любивший православие, а следовательно, и монашество, по восшествии на престол немедленно взялся за дело. Он усилил надзор за управлением церковными вотчинами, дал указ Сенату немедленно реализовывать все елизаветинские проекты об ограничении вотчинных прав духовенства, устранил Святейший Синод от участия в сенатских делах по разбору жалоб на людей церковного ведомства. Все это завершилось полной секуляризацией недвижимых церковных иму-ществ. В марте 1762 г. император передал в ведение Сената от синодальной Коллегии экономии недвижимое церковное имущество.

Главным же звеном этой реформы была передача в собственность крестьянам тех церковных земель, которые они фактически обрабатывали. Зависимость крестьян от прежних церковно-монастырских владельцев ограничивалась только рублевым вкладом за один год в синодскую казну. В 1786 г. экономические крестьяне были полностью приравнены к государственным, и Коллегию экономии упразднили.

К государственным крестьянам были приравнены и ясачные народы Поволжья и Сибири. Особую категорию государственных крестьян составляли приписанные к заводам, как к казенным, так и к частным, получившие в конце XVIII в. название посессионных.

При Екатерине II крепостные мануфактуры и заводы продолжают существовать и развиваться, о чем свидетельствуют и Указ 1779 г., названный Манифестом «О работах, каковые крестьяне, приписные к казенным и частным заводам, исправлять обязаны». Приписные не перестают быть крестьянами. Отбывая барщину на заводе, они должны заботиться о своем прокормлении за счет полевых и иных угодий. Указ, регламентируя время работы на заводах, как раз и обеспечивает возможность труда в сельском хозяйстве для приписных крестьян.

Особую категорию населения составляли однодворцы – они сложились из бывших служилых людей по прибору и даже из некоторой части служилых людей по отечеству, стороживших ранее засечную черту. Однодворцы оказались промежуточным слоем между низами дворянства и верхушкой крестьянства. Казаки были промежуточной группой, которая в XVIII в. не избежала расслоения. Из среды украинских казаков выделялись верхушка, получившая дворянские права, и низ, сомкнувшийся с крестьянством.

В 1727 г. Екатерина I приказала выслать из России всех евреев. В период правления Петра II в 1729 г. евреям было разрешено приезжать на время. Анна Иоанновна подтвердила это право. Причем им разрешалась оптовая торговля на ярмарках и запрещалось вывозить золото и серебро, а вырученные деньги они могли использовать только для закупки местных товаров. В 1740 г. евреи снова были изгнаны. Елизавета Петровна в 1742 г. подтвердила это под угрозой «тягчайшего истязания».

Присоединив к империи территории Западной Украины и Белоруссии, отнятые у Речи Посполитой, Екатерина Великая, верная принципу сохранения прежних прав местному населению, не делает исключения и для евреев. Сенатский указ от 7мая 1786 г. «Об ограждении прав евреев в России касательно их подсудности, торговли и промышленности» был ответом на жалобы местных жителей – евреев по поводу притеснения со стороны русских властей. Однако Указ идет значительно дальше удовлетворения конкретных жалоб. В нем наконец открыто и окончательно были сформулированы принципы подхода к вопросу о правовом положении евреев в Российской империи.

§ 4. Формирование отраслевого законодательства

Сословность русского общества предопределила различный объем прав у различных сословий. Объем этот не оставался постоянным, он менялся. Однако самым широким кругом прав было наделено дворянство, затем – городские обыватели и духовенство. Больше всех были ограничены в правах крестьяне.

Наибольшее значение сословный статус имел в отношении прав на недвижимое имущество. Объектом гражданского права по русскому законодательству являлось имущество, включавшее в себя традиционные для частного права вещи и действия других лиц. В качестве вещей выступали и крепостные крестьяне.

Имущество делилось на движимое и недвижимое. Как и ранее, законодатель не утруждал себя дефинициями и просто перечислял, что относится к движимому, а что – к недвижимому имуществу. Так, Указ Правительствующего Сената, явившийся следствием Именного Указа от 11 октября 1762 г., информировал, что к недвижимым вещам относятся дворы, заводы, фабрики и мануфактуры, а также медные рудники. Развитие буржуазных отношений заставляло обратить внимание на промышленные объекты. Если для Петра I важны были вотчины, дворы, лавки, то в данных условиях законодателя более волновали фабрики и заводы, которые тоже относились к недвижимому имуществу.

Движимому имуществу также уделяется внимание. В «Примерном, или повальном, наставлении опекунам» Учреждения для управления губерний среди движимого имущества упомянули «крепости, вексели, закладные и тому подобное», движимым имуществом считались акции. Это имущество постепенно приобретает все большее значение, что обусловлено развитием буржуазных отношений.

Особое положение среди объектов права занимали крепостные крестьяне. В ряде законодательных актов они выступают как движимое имущество.

Русское право XVIII в. весьма редко употребляет в законах термин «сделка». Чаще всего сделкой называют договор. Форма заключения сделки определялась еще петровским законом: именно Петр I установил крепостной порядок для большей части договоров, при нем же появились первые в России нотариусы и маклеры. Законодатель уделял крепостям самое серьезное внимание. Введение при Петре I гербовой бумаги во многом упростило заключение сделок.

Сроки исковой давности в начале правления Екатерины II оставались те же, что были закреплены Соборным Уложением в предшествующем веке. Примечательно, что в отношении сроков исковой давности закон стремился к установлению единства на всей территории Российской империи.

Вещное право второй половины XVIII в. наиболее выпукло демонстрирует феодальный характер русского гражданского права. Законы, регулирующие вещные отношения, сложились давно. Екатерининское законодательство только слегка уточняло или подправляло уже имевшиеся. К институтам вещного права того времени следует отнести право собственности, сервитута, известные в русском законодательстве как право угодья, и залог. Дореволюционная отечественная цивилистика выделяла еще институт владения.

Право собственности в предшествующую эпоху носило условный характер, присущий феодализму. Петр I хотя и вводит Указом о наследии имений единое «недвижимое имение» для вотчины и поместья, уничтожает прямую связь службы и землевладения, устанавливая денежное жалованье, но так ограничивает права владельцев имений, что рассматривать этот институт как частную собственность затруднительно. Петр I не только охотно грозил конфискацией, но и действительно конфисковывал имущество своих подданных. Анна Иоанновна в 1731 г. окончательно приравняла поместье к вотчине, придав обеим формам землевладения статус вотчинного. Екатерина II принимает буржуазную идею о «священности и неприкосновенности» собственности, сохраняя феодальный подход к статусу собственников. Звучит парадоксально, но буржуазный подход в законодательстве Екатерины II был последовательно осуществлен только по отношению к феодальным имениям крепостников-помещиков. Принцип неприкосновенности был распространен и на городскую недвижимость. Крестьяне, особенно крепостные, вообще не имели права собственности на землю.

В Большом наказе Екатерина декларировала право «каждого гражданина» на судебную охрану «собственного имения» (ст. 101). Эта идея получает развитие в п. 8 ст. 3 генерал-прокурорского Наказа Комиссии для сочинения Уложения от 30 июля 1767 г.: «Каждый гражданин может защищать свое имение и жизнь от нападков другого гражданина». Однако поскольку суд и законы были сословными, то способы охраны во многом определялись тем, к какому сословию принадлежал «гражданин».

Основаниями возникновения обязательств являлись, прежде всего, договоры, а также причинение вреда. Возникает и новое основание – спасание.

Исполнение обязательств регулировалось во многом старинными способами. Правило, в соответствии с которым должник отвечал за исполнение обязательства не только своим имуществом, но и лично, сохранялось, хотя в «просвещенный» век оно несколько видоизменилось.

Однако даже жесткие меры, применявшиеся к лицам, не исполняющим свои обязательства, включая и принудительные работы, вряд ли могли с материальной точки зрения удовлетворить кредиторов. Поэтому законодателя интересуют способы обеспечения исполнения обязательств. Эти способы – поручительство и залог – были известны чуть ли не со времен Русской Правды и Псковской судной грамоты. Весьма распространенным способом обеспечения исполнения обязательств оставался залог. Особенно распространен был залог недвижимости. Естественно, он больше интересовал и законодателя. Залог в русском праве, в отличие от римского, никогда не выступал в качестве договора, он рассматривался как способ обеспечения исполнения обязательств.

Законодательство XVIII в. практически не уделяет внимания теории договора. Большая часть норм посвящена конкретным видам договоров. Единственное, что занимало законодателя и чему посвящено значительное число указов, – это условие признания договоров недействительными. Понятно, что именно данный вопрос весьма часто возникал на практике и заставлял Сенат принимать указы на сей счет. Одним из существенных условий признания договора действительным являлась форма его заключения. Договор мог быть заключен в любой форме, если законом не была предусмотрена особая.

Закон предъявлял требования и к содержанию договоров, определяя случаи признания их недействительными или даже запрещая их заключать, если от этого страдали интересы казны. Сенат в последнем случае охранял интересы государства от злоупотреблений чиновников. Указом от 30 ноября 1774 г. Сенат предписал коллегиям доносить ему о всех выдачах и зачетах денежных сумм, не превышающих 10 тыс. рублей, а о превышающих испрашивать у него разрешение. Договор купли-продажи считался заключенным в момент подписания купчей, однако в течение двух лет покупатель именовался владельцем «для спора», а лишь по истечении срока исковой давности недвижимость «отказывали» за покупщиком. В случае, если вместо искового заявления в суд будет подана только челобитная с объявлением обстоятельств спора и двухлетний срок будет пропущен, недвижимость укреплялась за покупателем.

Договор купли-продажи рассматривался как возмездный, неуплата цены выступала в качестве основания признания сделки недействительной. Одним из главных требований при заключении договоров с казной была гласность. О необходимости казенному учреждению заключить договор делалась публикация в газетах.

Значительное место в законах уделялось требованиям, которым должны были отвечать поставщик или подрядчик по казенным подрядам. Одним из требований к лицам, допускаемым к заключению этого рода договоров, была их платежеспособность. Доказательством тому служили аттестаты, выдаваемые купцам ратушами или магистрами по их месту жительства. Сенатский указ от 24 октября 1762 г. напоминает, что свидетельства могли выдаваться на срок или бессрочно. Порядок выдачи определялся Регламентом камер-коллегии (п. 22) и Указом от 29 сентября 1759 г. Регламент придавал аттестату значение поручительства.

Статусу наймодателя и наемного работника закон уделял мало внимания. Предметом договора личного найма являлись какая-либо работа или какая-либо услуга, которые оговаривались сторонами при его заключении. Срок, на который заключался договор, являлся обязательным условием. Закон не ограничивал минимальное время, на которое допускался личный найм. В связи с принятием Устава благочиния обязанности по оформлению договора найма передавались специальному маклеру услуг и работных людей. В соответствии со ст. 184-190 этот маклер должен был вести как учет рабочей силы, так и запись требований. Он же должен был оформлять договоры, в которых помимо данных о сторонах записывались в качестве обязательных условий предмет договора (вид услуг), цена, порядок оплаты, срок, условия, место работы. Однако, как считают исследователи, эта должность не получила широкого распространения. Возможно, что она была обозначена только на бумаге.

Одним из самых распространенных договоров был договор займа. Заем заключался как для бытовых, так и для коммерческих целей. Соответственно целям определялись и многие условия договора, прежде всего проценты. Проценты не являлись обязательным условием, заем мог быть как процентным, так и беспроцентным. Бытовой заем при высоких процентах вел к разорению должника, а в ряде случаев и к его закабалению. Для пресечения этого грабежа Екатерина II 3 апреля 1764 г. издала Манифест, чтобы «никто не корыстовался излишними процентами». Однако этот закон, осуждающий ростовщические проценты и грозящий его нарушителям гневом Божьим и царским, мало что изменил реально. Устав благочиния 1782 г. уже называет «лихву» (т. е. взимание ростовщических процентов) преступлением «против общей народной торговли» (ст. 231), за его «учинение» виновного отсылают к суду (п. 4 ст. 273). Если сумма выплаченных процентов равна размеру долга, взимание процентов прекращалось (ст. 49). Таким образом, законодатель давал возможность должникам освободиться от обременительных и противозаконных обязательств.

Учреждение летом 1786 г. Государственного Заемного банка во многом имело цель поправить материальное положение дворянства, увязающего в долгах, теряющего землю и крестьян. Гарантом Государственного Заемного банка выступила сама императрица, закрепив в ст. 1 его Устава обеспечение обязательств банка царскими сокровищами.

Вексель представляет собой особый род обязательства, основанного на договоре. Вексель проник в Россию в конце XVII – начале XVIII в., а первый Вексельный устав был принят лишь в 1729 г. Уже в этом Уставе были разграничены векселя государственные и купеческие. Однако переводной вексель в России широкого распространения не получил, а простой – использовался для заключения договора займа. Споры по векселям решались в соответствии с Вексельным уставом, а в упрощенном порядке – в магистрате, где векселя и проте-стовались. В качестве доказательств действительности векселя могли привлекаться как показания свидетелей, так и письменные доказательства. Как подтвердил Сенатский указ от 20 января 1766 г., вексель, оформленный с участием маклера, не мог быть оспорен. Преимущество взыскания по векселю состояло в том, что он подлежал удовлетворению в первую очередь.

Вторая часть Устава купеческого водоходства 1781 г. открывается гл. X, посвященной страхованию. Не случайно здесь имеется значительное число статей, содержащих нормы уголовного права, направленные на преследование нарушений закона в области страхования: слишком большой ущерб они могли причинить. Чуть позже, в 1786 г., при Государственном Заемном банке была создана Страховая экспедиция для страхования каменных жилых домов, фабрик и заводов. Манифестом об ее учреждении страхование каменных строений в «чужих» государствах запрещалось под угрозой штрафа.

В России наследование по закону было хорошо отрегулировано. Конец века внес некоторые, порой весьма интересные, дополнения. Нормы, регулирующие наследование, содержались, как правило, в указах, принятых по поводу рассмотрения конкретных споров в Сенате. Начало правовому регулированию наследования супругов положил Именнойуказ от 17марта 1731 г., где говорилось о том, что после смерти одного из супругов из недвижимого имущества умершего пережившему передавалось 15 процентов, а из движимого – 25 процентов. Эти части получили название «указанная доля». По терминологии закона это имение поступало в «вечное владение».

Наследование по закону основывалось на принципе сохранения родовой собственности в роду. Из этого исходили обычай и опиравшийся на

него закон. Правила наследования по прямой нисходящей линии изложены в Высочайше утвержденном докладе Сената от 5 декабря 1786 г. Наследование по прямой нисходящей, собственно, и лежало в основании наследования по закону, поскольку последнее опиралось на кровное родство. Единственным условием являлась законность происхождения. Незаконнорожденные дети не могли наследовать своему отцу.

Известный петровский Указ 1714 г. внес серьезные изменения в институты наследственного права, отстранив дочерей от наследования недвижимого имущества. Указ 1731 г. во многом вернулся к порядку перехода недвижимости, предусмотренному Уложением 1649 г. для вотчин. Указ закрепил правило передачи дочерям 1/2 против указанной доли матери, таким образом, они могли претендовать на 1/4 недвижимого и 1/8 движимого имущества. Это имущество доставалось дочерям в случае, если они не были замужем и не получали приданого.

Завещание являлось одним из оснований перехода права собственности на имущество. Действительность завещания определялась с точки зрения формальной и содержательной. По форме завещание, или духовная, должно было быть составлено письменно. Высочайше утвержденный 5 декабря 1786 г. доклад Сената напоминал, что согласно ранее принятым указам (1701, 1714, 1726 гг.) завещание должно подписываться духовным отцом, лицом, совершившим завещание, душеприказчиком и свидетелями (сидельцами). Не менее важным условием действительности завещания была правоспособность наследников, прежде всего специальная. По смерти наследодателя завещание должно было быть предъявлено в присутственных местах (в зависимости от сословной принадлежности завещателя – магистрате или верхнем земском суде). Однако в отличие от купчей на недвижимость завещание не подлежало публичному объявлению: его не прибивали к дверям судебных учреждений, и Сенат не сообщал о нем в публичных ведомостях.

Большая доля доходной части бюджета в период правления Екатерины II приходилась на косвенные налоги. Увеличению таможенных доходов служили тарифы, изменявшиеся при Екатерине II дважды: в 1766 и 1782 гг. Тариф 1766 г. ввел достаточно высокие пошлины, что сразу вызвало усиление контрабанды. В отличие от него Тариф 1782 г. был очень умеренным: многие как отпускные, так и привозные товары по сравнению с ранее действовавшим Тарифом освобождались от уплаты пошлины, средний размер обложения привозных товаров достигал примерно 10 процентов, а 20- и 30-процентной пошлиной облагались только дорогие товары и предметы роскоши, уже производившиеся в то время в России. На 1783 г. – первый год действия нового Тарифа – пришлось наиболее крупное увеличение таможенных доходов.

Не осталась без внимания со стороны императрицы и государственная винная монополия, приносившая среди косвенных налогов основной доход казне.

Понижение прибыли от торговли солью произошло уже в начале 70-х гг. Пытаясь навести порядок в этом вопросе, Екатерина II16 июня 1782 г. принимает Устав о соли, который ввел новые правила добычи, торговли и снабжения ею населения. Кроме того, была изменена система управления соляным делом.

Впервые бумажные деньги под названием «ассигнации» появились в России на основании Манифеста от 29 декабря 1768 г. Необходимость введения ассигнаций мотивировалась в Манифесте, во-первых, тяжестью медной монеты и, как следствие этого, затруднением ее обращения, во-вторых, трудностью перевоза таких денег, и, в-третьих, отсутствием «еще в России по примеру разных европейских областей таких учрежденных мест, которыя бы чинили надлежащие денег обороты и переводили бы всюду частных людей капиталы без малейшаго замедления и согласно с пользою каждаго». Государственные ассигнации должны были иметь обращение по всей стране «наравне с ходячею монетою». Для этбго требовалось создать соответствующую банковскую систему. Основа ее создания была заложена рассматриваемым Манифестом, предписавшим с 1 января будущего 1769 г. учредить в Санкт-Петербурге и Москве два банка для вымена ассигнаций.

На втором месте после косвенных налогов по наполнению бюджета стояли прямые. К прямым налогам того времени относился подушный, введенный впервые Петром I. Сумма подушных сборов в период правления Екатерины II составляла не менее 33 процентов всех доходов.

Для налогообложения императрица в 1775 г. среди мещан специально выделила купцов. Мещане должны были платить прежний подушный налог, а купцы вместо него стали уплачивать процентный сбор. Ставка процентного сбора устанавливалась в размере одного процента от объявленного капитала в год.

При Екатерине II уголовное законодательство не было систематизировано. Продолжали действовать и Соборное Уложение 1649 г., и Артикул воинский Петра I, и законодательство, принятое при его преемниках, в основном при Елизавете.

Попытки систематизации законодательства, в том числе и уголовного, предпринимались неоднократно. Известна разработка новогоУложения Комиссией 1754-1766 гг. В проекте этого Уложения был раздел «О розыскных делах и какие за разные злодейства и преступления казни, наказания, штрафы положены».

Результатом работы Комиссии было составление плана-проекта Уголовного уложения, разбившего преступления в соответствии с Наказом на четыре рода: «противу закона и веры», «противу нравов», «противу общего спокойства», «противу безопасности, противу спо-койства государя и государства».

В документах Екатерины II имеются положения, свидетельствующие о стремлении законодателя более четко определить некоторые общие понятия институтов уголовного права. Так, в ст. 37 Устава благочиния дано понятие преступления и проступка (поступка) как деяний, «узаконению противных или обществу вред наносящих». В специальных главах Устава благочиния о запрещениях (М) и взысканиях (Н) указывается на противоправность как на важный элемент наказуемого деяния. Многие положения Устава содержат и указание о виновности как необходимом элементе понятия наказуемого деяния. Это было характерно и для других законов: различались формы вины, определялось меньшее наказание за неосторожную вину, виновное деяние отличалось от случайного.

Указ Правительствующего Сената от 7марта 1767 г. «О наказаниях за неумышленное смертоубийство» интересен тем, что указывает на отсутствие умысла в действиях виновных, а кроме этого, рассматривает пьяное состояние как смягчающее вину обстоятельство, в отличие от Артикула воинского Петра I (арт. 43), где пьяное состояние преступника оценивалось как отягчающее вину обстоятельство. Наказание за неумышленное убийство Указом 1767 г. было установлено значительно более мягкое, нежели за умышленное.

Законодательство екатерининского времени делало различие между преступлениями, наказуемыми по суду, и правонарушениями, наказуемыми органами полиции. Наиболее четко попытку установить различие между преступлением и проступком можно отметить в Уставе благочиния. В главах «Запрещение» и «Взыскание» термин «преступление» использован только в статьях о наказаниях за такие тяжкие деяния, как убийство, причинение тяжких телесных повреждений, разбой, поджог, воровство со взломом и ряд других (ст. 225-232, 240, 271). Устанавливая санкции за эти деяния, Устав благочиния требует отослать подозреваемого в суд для определения наказания, «как законы повелевают» (например, ст. 267). В статьях, где сказано о проступках, взыскание определено Уставом и должно было назначаться органами полиции. Это позволяет сделать вывод о попытке разграничить понятия преступления и проступка (поступка) по объекту посягательства, характеру и размеру причиненного вреда.

Указ, принятый в 1742 г., определил возраст малолетства в 17 лет. Лица, не достигшие этого возраста, не могли быть подвергнуты ни пытке, ни сечению кнутом, ни смертной казни. 26 июня 1765 г. был принят Указ Правительствующего Сената по докладу, утвержденному императрицей, «О производстве дел уголовных, учиненных несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста преступников», установивший возраст (17 лет), недостижение которого смягчает или устраняет наказание.

В законодательстве Екатерины II был поставлен вопрос об ответственности умалишенных. Также из обстоятельств, устраняющих уголовную ответственность, законодательство указывает на необходимую оборону.

Анализируя указы, можно прийти к выводу, что появилось понятие совокупности преступлений, при которой наказание устанавливалось не за каждое из совершенных действий, а за все вместе. Так, Указом, принятым в сентябре 1773 г., был объявлен приговор за совершение подделки документов, кражи документов, за прием и сокрытие человека, обвиненного в убийстве. Общего вывода о порядке определения наказания за совокупность деяний не было, но можно заключить, что устанавливалось наказание как за наиболее тяжкое преступление.

Рецидив наиболее точно определен в Уставе благочиния (ст. 269, 273) и в Указе «О суде и наказаниях за воровство разных родов и о заведении рабочих домов во всех губерниях». Как и ранее, совершение преступного деяния неоднократно или многократно влекло усиление наказания. Расширился состав понятия государственной измены – переход на сторону неприятеля во время войны, тайная переписка с неприятелем, передача ему секретных сведений, шпионаж.

Законодательство второй половины XVIII в. содержит довольно много постановлений, направленных против распространения «прилипчивых и повальных болезней».

Екатерина II, вступив на престол, в первую очередь занялась вопросами судебной деятельности, судопроизводства, т. е. вопросами уголовного и гражданского процесса – правда, со специфической стороны. Выражаясь по-современному, ее заинтересовала проблема коррупции, актуальная для многих государств в разные времена. Очевидно, чтобы привлечь на свою сторону дворянство, страдавшее от судейских безобразий, она сразу издала Указ «Обудержании судей и чиновников от лихоимства».Особо решается вопрос о пытке оговоренного преступника. Его предлагается пропустить через повальный обыск и пытать только после облихования. В случае же, если повальный обыск даст отрицательный результат, т. е. не подтвердит обвинения, человека следует отдать на поруки, но отнюдь не выпускать из дела. В Указе от 15 января 1763 г. ограничение применения пытки проводится по линии определения круга органов, имеющих право ее употреблять. Тогда была запрещена пытка в уездных органах, а 13 ноября 1767 г. запрещение распространилось и на провинциальные. Теперь применение пытки допускалось только с разрешения губернатора.

В 1782 г. судебная система была дополнена организацией в городах управ благочиния. На них возлагались ведение следствия по уголовным преступлениям и разрешение дел о кражах на сумму не свыше 20 рублей.

При Павле I сложная судебная система была несколько упрощена путем упразднения дворянского верхнего земского суда, купеческого, губернского магистрата и крестьянской верхней расправы. Таким образом, губернские палаты уголовного и гражданского суда сделались судом второй инстанции для оставшихся сословных судов.

Судебные органы по «Учреждениям» 1775 г. строились в губернии таким образом, что во главе всех органов стояли палаты уголовного и гражданского суда. Каждая палата состояла из председателя, назначаемого императрицей, двух советников и двух асессоров, назначаемых Сенатом. Палаты являлись органом апелляционного и ревизионного пересмотра дел, разрешенных всеми другими судами губернии.

Ниже палат уголовного и гражданского суда в губернии действовало по два суда (первой и второй инстанций) с сословными представителями для каждого из трех сословий – дворянства, купечества и государственных крестьян. Судами из дворян являлись уездный суд (первая инстанция), состоящий из уездного судьи и двух заседателей, избираемых дворянством и утверждаемых губернатором, и верхний земский суд (апелляционная и ревизионная инстанции) в составе двух департаментов для гражданских и уголовных дел.

Соответственно строилась система судов для городских купцов и мещан. Первой инстанцией являлись городовой магистрат (или ратуша) из двух бургомистров и четырех ратманов, избираемых «городовым купечеством и мещанством через всякие три года». Апелляционной и ревизионной инстанцией был губернский магистрат, делившийся на уголовный и гражданский департаменты.

Наконец, система судов для государственных крестьян состояла соответственно из «суда, называемого нижней расправой» (первая инстанция) в составе равноправного судьи и восьми заседателей и «суда, называемого верхней расправой», делившегося на уголовный и гражданский департаменты.

Совершенно особое место в этой системе занимал нижний земский суд. Закон перечисляет ряд входящих в компетенцию нижнего земского суда вопросов полицейского порядка. В статьях закона, относящихся к этим вопросам, на земский суд возлагаются то функции торговой или дорожной инспекции, то функции расследования (например, по делам о держании беглых лошадей), то функция решения дел и наложения взысканий.

Глава XXVII «Учреждений» посвящена организации в губернии прокуратуры. При губернском правлении состоял губернский прокурор. В его подчинении находились прокуроры при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе с состоящими при них стряпчими. Прокуратура была построена по системе двойного подчинения: с одной стороны – генерал-губернатору и губернскому правлению, с другой – генерал-прокурору при Сенате.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!