Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Великобритания в XX веке»

/ Новая и Новейшая история
Контрольная,  14 страниц


Работа похожей тематики


Университетское образование в Великобритании

 

Получение высшего образования в Великобритании является, скорее, привилегией, чем правом. С этой точки зрения, а не только вследствие островного географического расположения страны, британская система высшей школы оправдывает свое наименование «неконтинентальной». В «материковых» странах Западной Европы в последние десятилетия тенденции обеспечения равенства возможностей доступа к высшему образованию, правила внеконкурсного приема, а в ряде стран и бесплатного университетского образования стали определяющими для разработки сегодняшних и будущих образовательных стратегий. Британская система образования, и в особенности высшего, университетского, и по сей день остается высокоселективной.

Эта традиция обусловлена сложившейся практикой развития высшей школы. Старейшими университетами Англии являются Оксфордский, основанный в 1214 г., и Кембриджский, принявший первых студентов в 1318 г. На протяжении почти 500 лет они оставались единственными. Основное предназначение этих университетов состояло в подготовке высококвалифицированных профессионалов: служителей церкви, юристов, врачей. Ведущей ориентацией считалось обучение, передача уже накопленных знаний. Эпоха Возрождения, Просвещения, стремительно начавшаяся научная революция не оказали заметного воздействия на традиционное течение жизни в университетских аудиториях. Как уже говорилось ранее, Дж. Г. Ньюмен, открывший католический университет в Дублине и разработавший концепцию интеллектуального, обучающего университета, построил ее на принципах обучения культуре, мышлению, по существу отвергнув все новации, представленные почти сорока годами ранее в модели исследовательского университета В. фон Гумбольдтом.

Возникновение новых шотландских университетов, тяготевших к прикладным областям знания и социально ориентированным дисциплинам, получивших впоследствии наименование «краснокирпичных», по существу означало банкротство старых университетов с точки зрения неспособности и нежелания откликнуться на изменившиеся потребности общества и нужды нации. Даже в XIX в. Оксфорд и Кембридж оставались тем, чем они были в течение столетий – прежде всего центрами по поготовке священнослужителей, затем, в незначительной степени,– юристов и врачей. Немаловажным было и то, что дети среднего класса к обучению в этих высокопривилегированных университетах, как правило, не допускались.

Изменения в старых университетах начались лишь в последней трети прошлого столетия – с открытия Кавендишской физической лаборатории в Кембридже. Но сегодня именно продвинутый уровень научных изысканий в этих университетах возродил их былую славу и звучание в обществе. С 70-х г. нашего столетия Кембриджский университет основал традицию организации исследовательских и технологических наукоемких парков вокруг крупнейших университетов–Эдинбургского, Бристольского и ряда других. Несмотря на эти существенные перемены, старые университеты тем не менее остаются малодоступными, наиболее дорогостоящими, элитарными, превосходящими по престижу и «красно-кирпичные» университеты, открывшиеся в конце XIX – начале XX в., и «новейшие» послевоенные.

Высокая селективность британской образовательной системы прослеживается на всех уровнях – ив структурной организации образования, и в теоретическом обосновании его определяющих принципов. Отбор начинается со школьной скамьи. Британские педагоги считают правомерным разделение детей 11-летнего возраста на три основные группы, соответствующие в каждом случае определенному уровню способностей и виду склонностей. К первой группе – элитарной – относят школьников, способных к теоретическому осмыслению знаний, интересующихся обучением ради него самого. Вторая группа – профессионально ориентированная, формирующаяся на основе интереса к прикладным областям знаний. Она рассматривается как промежуточная. Третья – наименее престижна. Сюда попадают дети, заинтересованные в большей степени в обучении тому, что можно сделать руками. Эта группа – потенциальный резерв для будущих рабочих и невысококвалифицированных служащих. Разные группы предполагают дальнейшее обучение по разным программам. Образование становится ступенчатым, каждая последующая оказывается доступной лишь после успешной сдачи экзаменационных тестов.

Естественно, что лучшие позиции для поступления в вуз оказываются у представителей первых двух категорий. Выпускники школ первой группы в основном ориентированы на классические университеты, выпускники второй – на технические, технологические университеты, институты неуниверситетского типа. Наибольшие шансы поступления в университеты элитарного Оксбриджа (Оксфорда и Кембриджа) оказываются у выпускников, окончивших привилегированные и дорогостоящие «паблик скулз».

Однако селективный подход проявляется не только в предоставлении различных возможностей доступа к высшему образованию, но и в самой организации высшей школы и дифференцированных принципах управления. С 1964 г. в Англии была закреплена так называемая бинарная система, отделившая престижные университеты от менее престижных институтов послесреднего образования – от технических институтов до колледжей по подготовке учителей. Различия этих двух секторов высшей школы состояли в качестве и объеме образовательных программ, в размере государственного финансирования, в степени контроля и автономии, в условиях приема и стоимости образования. Естественно, что большую финансовую поддержку получили университеты; хотя доля частных вкладов в университеты, считающиеся государственными, может превышать 50%. Университеты, занимающиеся научными изысканиями, располагают большей академической свободой в определении их направленности и проведении. Они наиболее селективны по размеру платы за обучение и уровню знаний, необходимых для начала обучения.

В целом можно сказать, что особенностями современной системы британского высшего образования являются: государственное регулирование посредством бинарной системы; доступ в вузы на конкурсной основе, выявляющей уровень знаний (наличие аттестата о среднем образовании не обязательно); небольшая численность студентов и профессоров – в среднем около 10 тыс. и 800 человек соответственно – в одном высшем учебном заведении. Если попытаться определить ценностные ориентации современных британских университетов, то следует назвать тенденцию предоставления более индивидуализированного образования; обучение – для студентов; исследование – для аспирантов и докторантов; самообразование – для послевузовской профессиональной деятельности выпускников; а также поддержание национально закрепившихся традиций в организации университетской жизни.

Как и американские университеты, британские обладают правом присуждения ученых степеней бакалавра, магистра, доктора философии и доктора специальных областей знаний. Институты чаще всего ограничиваются присуждением степени бакалавра. Хотя в последнее время наблюдаются существенные изменения: в политехнических институтах стало возможным преподавание практически всех дисциплин, кроме медицинского профиля, присвоение всех видов ученых степеней и предоставление последипломного образования. Численность студенческих контингентов в университетском и неуниверситетском секторах приблизительно одинакова.

Университет получает право присуждения научных степеней после удостоверения качества и многопрофильности образовательных программ и выдачи королевской лицензии. Почетными ректорами английских университетов являются члены королевской фамилии, лауреаты Нобелевской премии. Это – дань традиции и примета элитарного характера университетского образования. Их присутствие обязательно при проведении торжественных церемоний. Фактический же руководитель университета – вице-ректор. Уважение к традициям, истории проявляется и в том, что большинство студенческих кампусов-общежитий носят имена выдающихся ректоров, вице-ректоров или основателей факультетов.

Студенты британских университетов, внося плату за обучение, в отличие от большинства американских студентов, получают стипендию. Однако в последнее время на государственном уровне обсуждается вопрос о замене ее ссудой, подлежащей возврату с началом самостоятельной профессиональной деятельности. Английские студенты приучены работать на пределе физических возможностей. Учиться отлично – и престижно, и выгодно. Это дает основания для дальнейшей социальной мобильности, гарантирует лучшее трудоустройство в наиболее престижные фирмы и компании, а также более высокую оплату труда. Таким образом, селективность и конкуренция в университетских стенах не только не снижаются, а наоборот, получают значительное усиление, закрепляя мотивацию на максимальную самоотдачу в профессиональной жизни.

Основной акцент в организации университетского обучения сделан на самообразовании под контролем и руководством преподавателя. В соответствии с этим аудиторных дней занятий всего четыре. Среда – день, выделяемый для самостоятельной работы, суббота – национально-традиционный день отдыха после напряженной трудовой недели. Практически все университеты располагают обширными библиотеками, оснащенными электронными каталогами и системами регистрации и контроля за своевременностью возврата взятых книг. Задержка автоматически приводит к необходимости уплаты штрафа. Британские студенты располагают возможностью выхода на банки данных ведущих библиотек мира, однако пользуются ею редко, т. к. машинное время достаточно дорого. Такого препятствия нет при ксерокопировании, поэтому конспектирование работ не принято.

Если говорить о проблемах и болевых точках британского университетского образования, то они связаны со снижением государственного финансирования. Эта тенденция не является специфически английской. Она характерна для развития высшего образования в мире в целом. В современных условиях многим университетам уже не выгодно поддерживать многочисленные кафедры и отделения. Однако наметившаяся тенденция их слияния в более крупные образовательные единицы обнаруживает и свои плюсы, способствуя возникновению междисциплинарного пространства для определения перечня учебных дисциплин и проведения комплексных исследований.

К безусловным негативным следствиям снижения государственной поддержки университетов следует отнести сокращение часов и программ обучения по предметам социально-гуманитарного цикла. Идея универсальности университетского образования оказывается, с этой точки зрения, под вопросом. В качестве дополнительной иллюстрации можно привести факт отсутствия философских факультетов в трети современных британских университетов. Становится преобладающей ориентация на прикладные области знания и краткосрочные исследовательские программы, сулящие быструю реализацию и получение прибыли.

Еще одна существенная проблема – эмиграция наиболее квалифицированного профессорско-преподавательского состава. Ежегодно до 20% исследовательски ориентированных профессоров покидают Англию, предпочитая более благоприятные условия деятельности в США. Языковой барьер, нередко возникающий при переезде из одной страны в другую, в данном случае отсутствует, недельная аудиторная нагрузка оказывается более низкой, оплата труда – более высокой, а возможность работать на самой современной технике делает выбор окончательным. В результате доля профессоров, доцентов и старших преподавателей в университетах США в начале 90-х гг. составила 92%, в то время как доля профессуры в британских университетах представлена лишь 9,4%, а младшего преподавательского состава– 60,4%. Вследствие ухудшения кадрового состава университетов возникают проблемы не только с проведением исследований, но и с организацией учебного процесса – у половины британских университетов на сегодняшний день отсутствуют реальные возможности для чтения таких традиционных академических дисциплин, как теоретическая физика и химия. Внешняя эмиграция усугубляется внутренней миграцией преподавателей в менее престижный, но более высокооплачиваемый промышленный сектор.

Еще одной значительной проблемой остается традиционно «кастовый» характер британской высшей школы. Выпускники менее престижных учебных заведений практически не имеют возможности трудоустройства в элитарные университеты, которые поддерживают практику самовоспроизводства, предоставляя рабочие места способным выпускникам. В университетах Великобритании очень немного женщин и представителей национальных меньшинств, как в среде преподавателей, так и в студенческих кампусах. Вероятно, поэтому феминистские организации здесь особенно активны, а программы по расширению доступа к университетскому образованию обсуждаются на всех уровнях.

С начала 80-х гг. численность студентов продолжала устойчиво возрастать, а субсидии правительства университетам – устойчиво снижаться. Эти негативные для долгосрочного развития высшего образования тенденции для разных университетов оказались неоднозначными. Так, наиболее престижные и исследовательски ориентированные Оксфорд и Кембридж – лидеры британского академического сообщества – пострадали весьма незначительно. Будучи традиционным местом воспроизводства национальной интеллектуальной элиты, они сумели сохранить максимальную поддержку государства, свой собственный стиль жизни и исторически закрепившиеся церемонии. Не занимаясь критикой правительственных решений, они сосредоточили внимание на развитии интеллектуальной культуры студенчества и организации наукоемких исследовательских парков. Последняя новация означала привлечение рискового капитала преимущественно мелких и средних фирм для получения конкурентоспособного наукоемкого товара, обеспечивающего быструю и ощутимую прибыль. Пример оказался привлекательным для многих университетов, и к середине 80-х гг. такого рода научных и исследовательских университетских парков насчитывалось уже более 15.

Университеты традиционно предоставляли экспертные услуги крупным компаниям и фирмам. Новизна сегодняшних взаимоотношений с промышленностью и бизнесом состоит в том, что университеты расширили сотрудничество с сотнями мелких фирм, а антрепренерская деятельность университетов по передаче технологий, консультированию и организации прикладных исследований стала нормой, обеспечивающей доходные статьи университетских бюджетов в условиях снижения государственных ассигнований. Взаимодействие оказалось взаимовыгодным, способствующим росту наукоемкого производства и приближению содержания образовательных программ к потребностям промышленного сектора и нуждам общества.

Совокупный образ сегодняшних британских университетов достаточно разнороден. Лидерство традиционно остается за Оксфордом и Кембриджем. Наиболее массовым и демократически ориентированным университетом является Лондонский, предоставляющий образование более 50 тыс. студентов и объединяющий более 70 самостоятельных подразделений – институтов, школ и колледжей, многие из которых получили заслуженное признание и могли бы быть статусно автономными. Это, прежде всего, лондонская школа экономики и медицинские школы. Особое положение занимают технологические университеты, представляющие шотландскую традицию развития университетского образования и созданные по инициативе предпринимателей. Набор дисциплин и направления исследований в этих университетах отражают интересы промышленности, а финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов.

С введением дистантного образования шансы расширения доступа к университетскому образованию молодежи студенческого возраста и нетрадиционных возрастных групп, испытывающих потребность в дообразовании и переквалификации, значительно возросли. В 1969 г. по инициативе либерального правительства был создан так называемый Открытый университет. Он предоставлял возможности заочного самообразования по предлагаемым программам без отрыва от основной сферы деятельности. Сначала виды обучения были традиционными: посредством почтовых отправлений учебной литературы и телефонных консультаций. Реальность сегодняшнего дня – привлечение теле-и радиопрограмм, подключение абонентов персональных компьютеров к банкам данных, широкие возможности консультирования, тьюторского контроля и создания географически дисперсных классов. Прием в Открытый университет и его многочисленные филиалы осуществляется на безэкзаменационной основе. Стоимость обучения, включающая проведение летних сессий, относительно невысока, немногим более 20 фунтов стерлингов. Поддержка дистантных форм образования   оказывается   выгодной и правительству, т. к. способствует снижению уровня безработицы, повышению образовательного и квалификационного уровней населения, и, что также немаловажно, обходится в среднем на 40% дешевле, чем классическое университетское образование.

Завершая этот раздел, следует сказать, что современными тенденциями развития британской университетской системы являются направленность от децентрализованного руководства к более централизованному, от элитарного образования к массовому и, наконец, от относительно автономного статуса академического сектора к взаимодействию с общественными подсистемами. Правительство, не считая сферу образования рентабельной отраслью, настаивает на необходимости ее поддержки, а значит, и контроля. Бюджетное финансирование и в дальнейшем предполагается сочетать с долевым участием промышленных и коммерческих фирм, индивидуальным спонсорством и пожертвованиями. Получает поддержку и традиция создания бизнес-научного окружения университетов, обеспечивающего не только материальную выгоду, но и материализацию идей, становящихся видимыми и для промышленности.

Стандарты образовательных университетских программ становятся более гибкими, отвечающими динамичному изменению потребностей и конъюнктуре на рынке труда. Высшая школа как система многопрофильного, многоуровневого, диверсифицированного образования обеспечивает широкий диапазон возможностей. Институтское образование заимствует лучшие достижения из университетской практики, а университеты обучаются постановке преподавания прикладных дисциплин у институтов неуниверситетского профиля. В качестве примера такого взаимодействия можно привести организацию образования в политехнических вузах. Они обеспечивают, по аналогии с этапами университетских программ, годичное обучение общетеоретическим дисциплинам; затем в течение 2–3 лет предоставляют возможности модульного образования и так называемые сэндвич-курсы, предполагающие сочетание аудиторных занятий с производственной практикой.

Педагогическое образование все чаще оказывается связанным с университетскими колледжами, причем и здесь четвертая часть учебного времени отводится приобретению практических навыков. Для получения степени бакалавра в среднем необходимо 3 года. Гуманитарии, в соответствии с исторически закрепившимися национальными традициями воспитания джентльмена, завершающего университетское образование путешествием по Европе, также располагают формальным правом на 6-месячную зарубежную стажировку для ознакомления с достижениями культуры.

Следует отметить также и то, что при всех своих очевидных достоинствах и недостатках, система английского университетского образования остается высокоселективной и элитарной. На долю Великобритании, по сравнению с развитыми странами Западной Европы, приходится самый низкий процент молодежи, приступившей к высшему образованию, – в последние годы от 12 до 15%, в то время как формальным показателем отнесения образовательной системы к массовой считается наличие студенческих контингентов, превышающих 15% от общего числа молодежи студенческого возраста.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!