Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Функции прокурора в хозяйственном судопроизводстве»

/ Общее право
Контрольная,  12 страниц


Работа похожей тематики


Медиация как способ урегулирования споров, и возможность ее применения к воинским правоотношениям

Корякин В.М.
Право в Вооруженных Силах, 2010.

С 1 января 2011 г. в Российской Федерации начинает действовать альтернативный способ урегулирования споров, возникающих из трудовых, гражданских и семейных правоотношений между физическими и юридическими лицами. Этот способ именуется процедурой медиации (лат. mediatio - посредничество), под которой понимается урегулирование возникшего спора при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Непосредственно применением данной процедуры будут заниматься специальные лица, избранные сторонами, - медиаторы (лат. mediator - посредник), которые не являются судьями или представителями какой-либо стороны спора и не обладают правом принимать решение по спору. Они лишь способствуют урегулированию возникшего спора, помогают сторонам в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта.
Все вопросы, связанные с применением данной процедуры, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". В целях создания условий для его реализации одновременно принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ, которым внесены изменения и дополнения в Гражданский, Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы Российской Федерации, а также в некоторые другие законодательные акты.
Из приведенного сравнительного анализа двух способов разрешения споров между физическими и юридическими лицами можно сформулировать следующие преимущества медиации:
а) медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора;
б) при ее проведении организация, регламент и содержание процесса определяются по взаимной договоренности сторон;
в) медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение того, кто прав, а кто виноват) или на выигрыш дела одной из сторон, сколько на взаимный конструктивный поиск решений при содействии медиатора;
г) в плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спорящих сторон;
д) сфера частных интересов участников процедуры полностью защищена, поскольку процесс медиации - это конфиденциальный процесс;
е) при разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным.
Согласно Федеральному закону "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" решение о применении процедуры медиации стороны могут принять как до возникновения спора (путем заключения письменного соглашения о данном способе разрешения разногласий, которые могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением), так и после возникновения конфликта, в том числе на любой стадии рассмотрения спора в суде до принятия решения по делу.
Практическое применение процедуры медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами, начинается с момента заключения между ними соглашения о проведении процедуры медиации - письменного документа, который должен содержать следующие сведения:
1) о предмете спора;
2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
3) о порядке проведения процедуры медиации;
4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
5) о сроках проведения процедуры медиации.
Завершается процедура медиации заключением медиативного соглашения, под которым понимается соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, а также к отдельным разногласиям по спору.
Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
Если медиативное соглашение достигнуто сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда, то оно утверждается судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством.
Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном <1>, о новации <2>, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
--------------------------------
<1> Отступное - прекращение обязательства по соглашению сторон путем предоставления взамен исполнения денег, имущества и т.п. Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами (ст. 409 ГК РФ).
<2> Новация - соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст. 414 ГК РФ).
По авторитетному мнению П.В. Крашенинникова, руководителя думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, вступление в силу Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" позволит "не только разгрузить суды, но и сделать отношения в экономической сфере более цивилизованными. Ведь примирительные процедуры основаны на принципе взаимного волеизъявления сторон, конфиденциальности и беспристрастия посредника, сотрудничества и равноправия сторон. Введение в практику осуществления примирительных процедур будет способствовать поддержанию конструктивного делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений" <3>.
--------------------------------
<3> Цит. по: Куликов В. Добровольцы: закон о медиации позволит решать споры без суда по взаимной договоренности // Рос. газ. 2010. 30 июля.
Военнослужащие как полноправные граждане Российской Федерации точно так же, как и все другие дееспособные лица, вправе воспользоваться процедурой медиации для разрешения различного рода споров, возникающих из трудовых <4>, гражданских и семейных правоотношений. Однако при этом следует иметь в виду ограничения для применения данного способа разрешения споров, предусмотренные п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)": процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы <5>.
--------------------------------
<4> Военнослужащие могут вступать в трудовые правоотношения с учетом ограничений, предусмотренных п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих": они не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.
<5> Публичный интерес - в публичном праве признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития (Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 376.).
Таким образом, процедура медиации применима только к спорам, затрагивающим частные интересы, т.е. интересы, принадлежащие отдельным лицам, а не обществу, не государству <6>. В связи с этим важное значение для уяснения пределов применения процедуры медиации к воинским правоотношениям имеет ответ на вопрос о том, какой характер носят общественные отношения в сфере прохождения военной службы, исполнения военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей.
--------------------------------
<6> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 762.
Ответ на данный вопрос содержится в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". Высший судебный орган разъяснил, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.
Таким образом, в подавляющем большинстве случаев споры, возникающие между военнослужащим и органом военного управления или воинским должностным лицом, в том числе и те, которые содержат требования материального характера (например, о предоставлении жилого помещения, о производстве денежных выплат, о предоставлении установленных законом социальных гарантий и т.п.), носят публично-правовой характер. В силу нормы, содержащейся в п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", процедура медиации к такого рода спорам не может быть применена.
Вместе с тем в том же п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 содержится очень важная оговорка: в тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Из данного положения можно сделать вывод, что в отдельных случаях, когда спор между военнослужащим и военной организацией возник не из административных, а из гражданских правоотношений, основанных на равенстве сторон, по их взаимному согласию разрешение возникшего конфликта вполне возможно осуществить в рамках процедуры медиации. К спорам подобного рода можно отнести, например, ненадлежащее исполнение какой-либо из сторон условий договора найма служебного жилого помещения, в котором наймодателем выступает воинская часть, а нанимателем - военнослужащий. Другой вариант: причинение вреда имуществу военнослужащего по вине воинской части (например, в результате дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля, принадлежащего воинской части).
Что касается споров, вытекающих из трудовых правоотношений между воинской частью и лицами гражданского персонала, то для применения в данной сфере процедуры медиации установлено лишь одно ограничение: данная процедура не применяется к коллективным трудовым спорам. Во всех других случаях при возникновении трудового спора как лицо гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, так и командование воинской части вправе предложить другой стороне применить процедуру медиации для поиска взаимоприемлемого выхода из конфликтной ситуации, не прибегая к судебной тяжбе.
Весьма важным представляется рассмотрение вопроса о возможности применения процедур медиации к разрешению споров, возникающих между сторонами государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (для нужд военных организаций).
Целью государственных контрактов является удовлетворение государственных нужд, под которыми согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
Из приведенного определения следует, что любой государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд военных организаций преследует государственный (публичный) интерес. Принимая во внимание содержащийся в п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" запрет на применение процедуры медиации к спорам, которые затрагивают публичный интерес, можно сделать однозначный вывод, что включение в государственный контракт медиативной оговорки <7> законом не допускается, а если такая оговорка в контракт все же будет включена, то она будет считаться ничтожной.
--------------------------------
<7> Медиативная оговорка - включенное в письменный договор обязательство сторон урегулировать все споры, которые могут возникнуть между ними в процессе исполнения данного договора, путем применения процедур медиации.
Подводя итог рассмотрению медиации - нового для отечественной правоприменительной практики способа разрешения споров между физическими и юридическими лицами, отметим, что как военнослужащие и лица гражданского персонала, так и командиры (начальники) должны быть готовы к практическому применению данной процедуры разрешения конфликтов. Являясь внесудебной, данная процедура, по замыслу разработчиков рассмотренного в настоящей статье Закона, позволит решать самые сложные споры без судебных тяжб и не копить обиды друг на друга.
Как будет работать данный Закон на практике и в какой степени он будет востребован в урегулировании споров в воинских правоотношениях, конечно же, покажет время.
Источник: http://www.juristlib.ru/book_8359.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!