Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«История формирования и развития государства Египет»

/ История Древнего Востока
Контрольная,  14 страниц


Работа похожей тематики


 

                                                                                                                        Древний Египет

1. Источники по истории Египта                         

 

    Можно выделить семь больших типов источников: 1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература,  научные  и  религиозные  тексты,  документы,  инструкции  и  др.  2.  Памятники  материальной  культуры: остатки  городов,  крепостей,  храмов,  гробниц,  жилища,  керамика,  статуи,  различные  предметы  культа  и  др. 3. Памятники  устного  народного  творчества  (фольклор):  песни,  сказки,  пословицы,  поговорки,   легенды,  эпические сказания.  4.  Данные  языка:  заимствования  из  других  языков,  различные  временные  пласты  в  языке  и  т.д. 5. Этнографические  материалы:  обычаи  и  нравы,  культы, сохранившиеся  из далеких  времен в  более позднее  время. 6. Данные  антропологии:  мумии,  скелеты,  изображения  физического  типа  людей  на древних  фресках или  рельефах. 7. Изменения  географической  среды  и  природного  ландшафта,  вызванные  деятельностью  людей: остатки  каналов, дамб,  дорого и др.

 

    Ценнейшими   источниками   являются  документальные   материалы  и   юридические  тексты,   дошедшие  как   в  виде отдельных  документов,  так  и  в  виде  целого  их собрания  в каком-либо  архиве. Наиболее  древний архив  – архив, найденный в храме царя Нефериркара (25-24  вв. до  н. э.):  описи имущества,  штатное расписание  храмового персонала и  др.  Также  можно  назвать  архивы:  жреца  Хеканахта;  архив,  найденный  при  раскопках  города Ахетатона  и др. Большое  значение  имеет  длинная надпись  фараона Сети I в  Наури (перечислены  дары фараона  жречеству), документы из архива богатой  египетской семьи  в северной  части Верхнего  Египта. Сохранились  и многие  другие документальные материалы: краткие надписи  на царских  печатях эпохи  Древнего Царства,  данные переписи  населения и  обмера земель Египта, список заключенных в фиванской тюрьме, строительные надписи и многое другое.                               

 

    Историю   Египта   невозможно   изучать   без  археологических   материалов,  памятников   материальной  культуры. Особую  ценностей  представляют  большие  археологические  комплексы:  остатки  гробниц-пирамид  и  мастаб,  городов, храмов,  крепостей,  морских  портов,  некрополей. Имеют  значение и  отдельные категории  вещей –  керамики, посуды, предметов быта и культа, орудий труда, статуй, рельефов, фресок и пр.                                               

 

    Довольно значительную информацию можно получить из источников, происходящих из соседних с Египтом стран – Нубии, Палестины, Сирии, других областей Средиземноморья.                                                   

 

    Важные  сведения  о  Египте  содержатся  в   произведениях  античных   авторов:  “История   греко-персидских  войн” Геродота (5 в. до н. э.), “Историческая библиотека” Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.), “География” Страбона  (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.) и трактат Плутарха “Об Осирисе и Исиде” (2 в. н. э.). История Древнего Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 14-19                                                                                          

 

 2. Литература Древнего Египта; основные жанры: автобиографии, сказки, поучения, историческая литература      

 

    Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую  из известных  в мире.  Особенностью литературного  процесса в  Египте было  непрерывное преемственное совершенствование  первоначально  найденных  литературных  жанров  и  приемов. Развитие  литературы как  одной из важнейших  частей  культуры  определялось  характером  социально-экономического  развития  страны,  политического могущества  египетского  государства.  В  месте  с  тем   направление литературного  процесса зависело  от общего характера  религиозного  мировоззрения,  разработанности  египетской мифологии  и организации  культа. Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них человека, подчиненность  земной жизни людей  их  посмертному  существованию,  сложные   взаимоотношения  многочисленных   богов  в   египетских  мифах, насыщенный  символикой  театрализованный  культ,  –  все  это  диктовало  главные  идеи,  систему  художественных образов и приемов многих литературных произведений.                                                           

 

    Своеобразие  иероглифической  письменности,   в  частности   обилие  разнообразных   знаков-символов,  расширяло творческие  возможности  авторов,  позволяло  создавать  произведения  с  глубоким  и  многоплановым  контекстом. Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились  остатки в  виде немногих песенок,  исполняемых  во  время  трудовых  процессов  (например,  песнь погонщика  быков), незатейливых  притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и  трудолюбивый герой  добивается справедливости  и счастья. Корни египетской литературы восходят к 4 тыс. до н. э., когда были  созданы первые  литературные записи.  В эпоху Древнего  царства  появились  зачатки некоторых  жанров: обработанные  сказки, дидактические  поучения, биографии вельмож.  Религиозные  тексты,  поэтические  произведения.  Во  время  Среднего  царства   жанровое  разнообразие увеличивается,  углубляется  содержательная  сторона  и  художественное  совершенство    произведений.  Достигает классической  зрелости  прозаическая  литература,  создаются  произведения  высочайшего   художественного  уровня (“Рассказ  Синухета”),  вошедшие  в  сокровищницу мировой  литературы. Своей  идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового Царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.        

 

    Наиболее  полно  представлен  в  египетской  литературе  дидактический  жанр  поучений  и  близко стоящих  к ним пророчеств. Одним из древнейших  образцов поучений  является  “Поучение  Птахотепа”, везира  одного из  фараонов 5 династии.  Позднее  жанр  поучений  представлен  многими  произведениями  (“Поучение  фараона  Аменемхета  I”,  в котором  излагались  правила  управления  государством, “Поучение  Ани” с  подробным изложением  правил житейской морали  и  традиционной  нравственности  и  др.).  Особой  разновидностью  поучений  были  пророчества  мудрецов, предсказывающих наступлений  бедствий для  страны, для  господствующего класса,  если египтяне  буду пренебрегать соблюдением  норм,  установленных   богами.  Как   правило,  такие   пророчества  описывали   реальные  бедствия, происшедшие  во  время  народных  восстаний,   вторжений  иноземных   завоевателей,  социальных   и  политических потрясений (“Речение Ипусера”, “Речение Неферти”).                                                             

 

    Одним  из  излюбленных  жанров  были  сказки,  в  которых  сюжеты  народных  сказок  были  подвергнуты авторской обработке (“Фараон Хуфу и чародеи”, “Сказка о правде и кривде”, “Сказка о двух  братьях” и  др.). В  этих сказках сквозь господствующие  мотивы преклонения  перед всесилием  богов и  фараона пробиваются  идеи добра,  мудрости и смекалки простого  труженика, который  в конечном  итоге одерживает  победу над  хитрыми и  жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами. История Древнего Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 80-82              

 

    Историческая  литература.  Сохранились  остатки  древнейшей  летописи  на  большой  плите (Палермский  камень) с перечислением  царствующих  фараонов,  наиболее  крупных  походов,  катастрофических  разливов  Нила.  Памятником исторического  характера  являются  “Анналы  Тутмоса  III”,  записанные  на  стенах  храма Амона-Ра,  здесь развита определенная  концепция  история  царствования  Тутмоса  III  (Египет рассматривается  как центр  тогдашнего мира), произведение   написано   хорошим   литературным   слогом,   оснащено   яркими  сравнениями,   имеет  продуманную композицию.  Одним  из  лучших  образцов  исторической мысли  древних египтян  является сочинение  жреца Манефона (Мер-не-Тхути)  4 -3  вв.  до  н.  э.  Оно  написано на  греческом языке  с изложением  истории Древнего  Египта с древнейших  времен.  Заслугой  Манефона  было  объединение  по  признаку  родства  или   особенностям  внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30  династий, которые  им в  свою очередь  были разделены  на три  декады по десять  династий. Эта  классификация послужила  основой для  современной периодизации  истории Древнего  Египта и выделения ее  важнейших периодов,  в частности  периодов Древнего,  Среднего, Нового  и Позднего  царств. История Древнего Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 15                                                        

 

    Литература  была  весьма  разнообразна  по  содержанию  и  жанрам.  Особенно  много  дошло  до  нас  религиозно-магических  сборников,  тексты  которых  по  представлениям  древних  египтян  должны  были   обеспечить  умершим загробное  блаженство  (“Тексты  пирамид”,  “Тексты  саркофагов”,  “Книга  мертвых”),  а  также  гимны   богам  и ритуальные, т.н. драматические тексты, предназначенные для мистерий, во время которых жрецы играли роль  богов. В то  же  время в  египетской литературе  можно найти  проявление скептицизма  в отношении  официальных религиозных догм. Начиная с Древнего царства (3-е тыс. до н.  э.) сохранились  многочисленные автобиографии  вельмож, позднее послужившие  образцом  для  приключенческой  повести  (например, “Рассказ  Синухета”). Записывались  мифы, басни, сказки,  произведения  любовной  лирики.  Весьма  популярными  были  поучения (в  т.ч. царей),  носившие характер политических завещаний. СИЭ Т. 5. Стб. 349                                                                     

 

    Единственной  книгой,  связавшей  тысячелетнюю   историю  Египта,   была  “Книга   мертвых”.  В   Новом  царстве сформировался текст “Книги мертвых” – своеобразной литературной  обработки текстов  пирамид. Она  записывалась на папирусах, иллюстрировалась красочными рисунками. Назначение ее ритуальное. Иногда это нечто сходное с драмой      (сцена загробного суда). Артамонов С.Д. Литература древнего мира. – М., 1988. С. 59-6О                               

 

3. Письменность и история ее изучения                      

 

    Для фиксации различных явлений многообразной жизни и хозяйственной деятельности древние египтяне создали своеобразную  и  сложную  систему  письменности,  которая  могла   передавать  разные   оттенки  мысли   и  сложные движения человеческой души. Египетская письменность зародилась  в конце  4 тыс.  до н.  э., прошла  длительный путь формирования  и  как  развитая  система  сложилась  ко  времени   Среднего  Царства.   Ее  исходной   основой  было рисуночное  письмо  (пиктография).   Постепенно  с   развитием  управления   рисуночные  знаки   стали  упрощаться. Отдельные  рисунки  стали  изображать  не  только  данные конкретные  понятия солнца,  быка и  т.д., но  и звуковые сочетания,  слоги,  с  помощью  набора которых  можно было  выражать и  многие другие  слова и  понятия. Египетская письменность  составлялась  из  определенного  набора  знаков,  передающих  звуки  произносимых  слов,  символов  и стилизованных  рисунков,  поясняющих  смысл  данных  слов  и  понятий (иероглифы,  а египетская  письменность стала называться иероглифика). Количество иероглифов – от 700 (сер. 2 тыс. до н. э.) до нескольких тысяч (в греко-римскую эпоху).  Материалом  для  написания  иероглифов служили:  камень (стены  храмов, гробниц,  стелы и  т.д.), глиняные черепки (остраконы),  дерево (саркофаги,  доски и  т.д.), кожаные  свитки. Широкое  применение получил  папирус. Он изготовлялся из специально  приготовленных стеблей  растения папирус,  в изобилии  произраставшего в  заводях Нила. Длина свитков из папирусов достигала до 20 и  даже 45  м. Писцы  писали обычно  кисточкой, изготовляемой  из стебля болотного  растения  каламус,  один  конец  которого  писец  разжевывал.  Смоченную  в  воде  кисть   обмакивали  в углубление  с  красной  или  черной  краской.  Если  текст наносили  на твердый  материал, писец  тщательно выводил каждый   иероглиф,   но   если  запись   делалась  на   папирусе,  то   иероглифические  знаки   деформировались  и видоизменялись  до  неузнаваемости  по  сравнению  с   оригиналом-образцом.  Так   получился  своего   рода  курсив иероглифического   письма,  который   называется  иератическим   письмом  или   иератикой.  Отношения   иератики  и иероглифики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма. С  3 в.  до н.  э. Появился  новый вид письма, при котором несколько знаков  писавшихся раздельно,  теперь сливаются  в один  знак, что  убыстряло процесс написания  текстов  и  тем  самым  способствовало распространению  письменности. Этот  тип письма  получил название демотики,  демотического  (т.е.  народного)  письма. Постепенное  совершенствование письма  привело к  выделению 21 простого  знака,  изображающего  отдельные  согласные звуки.  На их  основе развивалось  алфавитное письмо  в южном царстве  Мерое.  Однако  в  самом  Египте  алфавитные  знаки  не  вытеснили  более  громоздкую, но  более привычную символическо-понятийную  иероглифическую  систему.   Алфавитные  знаки   употреблялись  в   этой  системе   как  ее органическая  часть.  Обучение  разным  видам  иероглифического  письма происходило  в специальных  писцовых школах и было  доступно лишь  представителям господствующего  класса.

История  Древнего Востока  // Под ред.  В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 79-80                                                                                               

 

    В 4-м тыс.  до н.  э. в  Египте появилось  рисуночное письмо  (идеограммы). В  дальнейшем некоторые  знаки стали употребляться  (по  созвучию)  для  передачи  сочетаний  2  или  3  согласных  (фонограммы), а  в начале  3-го тыс. выработался  алфавит  из  24  согласных букв  (гласные звуки  в египетском  письме не  передавались). Все  три вида иероглифических   знаков   (идеограммы,   фонограммы   и   буквы)   сосуществовали.   После    слова,   написанного  фонетическими  знаками,  часто  ставился  детерминатив, определявший  категорию понятий,  к которой  оно относится. Наряду  с  иероглифической  письменностью  употреблялись  различные   виды  скорописи:   с  конца   эпохи  Древнего царства – иератика, а с 8 в. до н. э. – демотика. Материалом для письма служил папирус, каменные  плиты, деревянные доски, острака и пр. СИЭ Т. 5. Стб. 348                                                                            

 

История изучения египетской письменности                                                                          

 

     Француз Жан Франсуа Шампольон в 1822 г. расшифровал иероглифическое и демотическое письмо. Для этого он использовал надписи на Розеттском камне и Фильской стеле с именами Птолемея и Клеопатры. Райхард Г. Пирамиды. М., С. 4-9   

 

    Шампольон  разработал  первую  грамматику  и  первый  словарь  древнеегипетского   языка.  Немецкие   ученые  К. Лепсиус  и  Г. Бругш  завершили  дешифровку  Шампольона,  обогатили   науку  новыми   памятниками,  обследованными ими  во  время  археологических  разведок.  Большое  значение имела  научная работа  О. Мариетта,  который раскопал религиозный  комплекс  –  Сеапеум.  Ф.  Питри  исследовал  многие  памятники  письменности  и  материальной культуры начиная с древнейшей культуры и кончая саисским временем. С начала  80-х годов  19 в.  до начала  20-х годов  20 в. была  издана  большая  часть  письменных  памятников,  по  которым  история  Древнего  Египта  изучается  и сейчас. История Древнего Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 19-20                                                  

 

    Древние египтяне не нуждались в глиняных табличках. Они использовали для письма куда более подходящий материал: папирусную бумагу. В сухих песках Северной Африки до сих пор продолжают находить древние манускрипты. В начале считалось, что на папирусе стали пи­сать во времена Александра Македонского, то есть в IY веке до н. э. Но за последний век исто­рия папируса удлинилась на тысячелетия и погрузилась в глубину Древ­него царства. Есть среди находок такие, которые вышли из рук египетских писцов, составлявших особую жреческую касту, посвященных в сокровенные тайны геометрических книг, годами изу­чавших геометрию и космогонию, черчение и географию прежде, чем им дозволялось за­нять определенное место в религиозных шествиях с книгами, линейками, палочками для письма в руках. Когда лишь немногие избранные владели искусством оставлять “говорящие знаки”, са­мим иероглифам приписывали магическую силу влиять на людей, на ход событий. В этом на­ивном представлении оказалась доля правды. Иногда случайный росчерк может сказать очень много. Так случилось, когда немецкий исследователь У. Вилькен нашел в прошлом  веке  в пус­тыне несколько папирусов с отрывками из греческого романа. Речь шла о пылкой любви пол­ководца Нина, о его военных победах, путешествии по Колхиде и сватовстве. Па­пирусы заин­тересовали ученых. По характерным особенностям их склонны были отнести к I в. до н. э. И– редкая удача! На обороте одного из листов, под каким-то будничным счетом, обна­ружили рос­черк с датой. Кто-то использовал обветшавшую книгу для записей. Не­сколько зна­ков, на­скоро выведенных чьей-то рукой, окончательно убеждали, что найдены отрывки самого древ­него из известных греческих романов. Пустыня преподнесла поистине царский подарок. Собственно, метафора “царский” не будет преувеличением для любого папируса – ведь словом “папирус” называли царский сорт тростника, шедшего на писчий материал. По­чему? Может быть, потому что он был высоким, стебли имел в кулак толщиной. Египтяне жили в дельте огромной реки с большой поймой, с большими паводками. Их окружала огром­ная пус­тыня. Даже священные жуки скарабеи внушали почтение своими размерами – их, вроде, и к на­секомым причислить неловко. Понятие величины сопрягалось с понятием вели­чия. И под стать окружающей природе великие фараоны повелели соорудить великие пира­миды. Когда в них расписывали усыпальницы, величина человеческих фигурок находи­лась в прямой зависимости от их значимости: самым большим человеком был фараон. Для лодки, в которой плывет сам владелец гробницы, заросли папируса были довольно подхо­дящим фо­ном. Надо оговориться: не только благодаря своей величине. Папирус имел риту­альное значе­ние. Так же, как цветок ло­тоса, он был символом Египта. Переплетающиеся стебли этих рас­тений символизировали единство Верхнего и Нижнего Египта. В храме Амона в Луксоре встречаются колонны в виде связки стеблей папируса с нераспустивши­мися соцветиями, обра­зующими капитель. С папирус­ным убранством на голове изображали богиню Хатор в образе священной коровы. На росписи одной из гробниц изображены жен­щины с ритуальными буке­тами папируса в руках. Считалось, что умерший перед дверями небесного входа шуршал стеб­лями этого тростника, давая знать о своем присутствии. Какую роль играл папирус в царстве мертвых, смертным трудно судить, но для зем­ной жизни он давал немало. Из внутренней корки этого растения делали папируса, матрацы, оде­жду, веревки, а египетские жрецы – обувь. Мягкие части тростника доставляли сладкий сок, молодые побеги ели сырыми, а нижнюю часть жарили. Главное, однако, то, что, благо­даря па­пирусу, стало широко доступным письмо. С его распространением упростились и сами пись­менные знаки, в обиход стала ходить так называемая иератика, или книжное письмо. В нем ри­сунки-иероглифы переродились в условные знаки. Позже иератики поро­дила демотику (от гре­ческого “демос”–народ), или скоропись. Техника изготовления папируса изначально оказалась достойной этого почтенного рас­тения. Возникнув за три тысячи лет до н. э., она практически не менялась. Уходили по­ко­ления, династии, эпохи, а египтяне все так же собирали тростник в нильских заводях. Сердце­вину стебля, как сообщает Плиний, расщепляли специальными иглами на полоски шириной иногда в палец, иногда в ладонь, потом их долго вымачивали, периодически отби­вая молот­ком, потом раскладывали “в нахлестку” на мокром столе, сверх первого слоя строго поперек клали второй и все сдавливали под прессом. Просушив “страницы” на солнце, их склеивали по длине, шлифо­вали инструментами из слоновой кости, опять отби­вали молотком и покры­вали тончайшим слоем клея – чтобы не растекались чернила. Из ста­рого тростника папирус получался темно-желтым, из молодого – светло-желтым. В древно­сти египтяне предпочитали первый, позже, в античные времена, больше ценился второй. До появления папируса египтяне уже писали черной и красной красками по коже, де­реву, известняку. Краску они оставили прежней, но кисточку сменили на камышовую па­лочку с косым срезом на конце. Если судить о составе населения Древнего Египта только по музейным скульптурам, то, пожалуй, придется заключить, что основную массу представляли  писцы. По залам собра­ний всего мира рассеяны издания из бальзата, известняка, гранита, являющие сидячих писцов, раз­вернувших папирусные свитки на коленях, писцов, окруженных домочадцами. Может пока­заться, будто не было на земле больших любителей “бумаготворчества”, чем древние егип­тяне. Однако это не совсем так. Во-первых, заказать свою статую могли только состоя­тель­ные люди. Во-вторых, стоит пояснить, что титул “царского писца” мог принадлежать воена­чальнику, а звание “писца писем” — секретарю фараона. Для сановитых особ допол­нение “писец” было лестным  при самых громких титулах. Ведь считалось, что писцам по­кровитель­ствует мудрый из мудрых — бог Тот который говорит о себе в Книге мертвых: “Я, Тот, писец отменный, с чистыми руками, обладатель двух рогов (Тота изображали в виде человека с голо­вой ибиса, увенчанной серпом луны), прогоняющий зло, писец истины, не­навидящий грех, хра­нитель кисти Владыки мира, владыка законов, творящий слово и письмо”. Уподобляясь своему покровителю, мудрыми считались и сами писцы. “Ты умен, как писец, и нет ничего, чего бы ты не знал” — можно прочитать в одном из папирусов. Упот­реб­лять свой дар во зло “владыка законов” запрещал под страхом лишить виновного пропи­тания и не допустить его сына в писцы. Когда археологи раскопали гробницу писца меморандумов Чаи, жившего в эпоху Но­вого царства, они увидели изображение “Места писем фараона”. Древняя канцелярия со­стояла из святилища бога Тота, где он запечатлен в образе священного павиана, и еще трех помеще­ний: в среднем — начальник, в боковых — по пять писцов, сидящих на стульях. У входа в кан­целярию стоят слуги — один с опахалом, другой — с кувшином в руках. По обе стороны свя­ти­лища располагаются деревянные ящики для хранения документов. То, что создавалось под не­усыпным контролем справедливого Тота, переходило под бережное по­кровительство бо­гини Сешат. Она названа “Великой владычицей книг” в надписи на рос­кошной двери, по опи­санию Диодора  ведущей в “лечебницу души” — библиотеку. На жертвеннике внутри библио­теки изо­бражались боги Сиа (познание)  и Ху (слово). Отсутствие в недрах египетской земли воды спасло от разрушительного действия вре­мени папирусные свитки, фрагменты библиотечных каталогов, например, список “Многих ящи­ков с книгами” из храма Эдфу. Такой ящик нашли в разграбленной гробнице древнего клад­бища, таившейся под заупокойным храмом Рамсеса II. Когда деревянный ящик открыли, в нем обнаружили папирусы и связку тростинок. Руки человека не касались их 4000 лет. Свитки хранили не только в ящиках, а и в глиняных сосудах. В конце прошлого века В.С. Голенищев купил у каирского антиквара три папируса, найденные в глиняном сосуде в ок­рестностях верхнеегипетской деревни Эль-Хибэ. Один из  них  представлял  собой  оно­ма­сти­кон — нечто вроде энциклопедического словаря, другой — отчет Ун-Амуна о путеше­ствии в Библ, третий — копию письма, “которое послал “отец Бога” храма в Илиополе Урмаи, сын Хеви, приветствуя собрата своего, царского писца”. Кому и зачем понадобилось снимать копию с личного письма? Оно содержало ряд тра­диционных приветствий, пожелание “соединиться со 110-м годом на земле с телом твоим, не дряхлеющим в радости сердца” — те есть достичь предельного возраста, который считался у египтян идеальным. Письмо пространно повествовало о невзгодах автора и при этом пест­рело огромным количеством ошибок, непростительных для “отца Бога”, то есть образован­ного жреца. Ошибки были такого рода, которые можно сделать при письме под диктовку, и та­кого, какие случаются при переписке текста. По всей видимости, этот папирус являлся образ­чиком школьных упражнений. В нем было пять страниц, разделенных промежутками около двух сан­тиметров. Отдельные фразы были выведены красивыми чернилами. Светло-коричне­вый лист имел ширину 22 сантиметра, то есть принадлежал к наиболее распростра­ненному сорт у пис­чего материала. Отдать своего сына в учение значило обеспечить его будущее. “Право, нет ничего выше книг. Как в воде, плавай в книгах — ты найдешь в них наставление: “если писец нахо­дится при дворе, он не будет в нем нищим, но насытится”. Я не знаю другой должности, ко­то­рая могла бы дать повод к подобному изречению, поэтому внушаю тебе любить книги, как род­ную мать, и излагаю перед тобой все преимущества (знающих их). Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их”,— наставляет некий Ахтой своего сына. Чтобы стать грамотным человеком, мало было научиться каллиграфически выво­дить иероглифы. Многие тексты считались священными, имели тайный смысл. В соответст­вии с ре­лигиозной символикой для обозначения одного и того же понятия могли употреб­ляться не­сколько разных слов. Например, понятие “образ” могло употребляться как “изображение, об­раз, подобие” по отношению к статуе писца. Могло обозначать скульптуру или изображение бога и божественного присутствия в этом изображении. Могло обозна­чаться словом, которое выра­жало способность образа появляться и исчезать, как это дос­тупно было богам. Слово “образ” присутствует и в имени фараона: Тут-анх-амон дословно можно перевести как “образ живой Амона”, где часть “тут” понималась “совершенны, как бог”.  Сообразно цели использовали разный папирус. Тексты, имеющие особое значение, пи­сались на роскошном “священном” сорте папируса шириной до полуметра, особо тща­тельно выделанном. При Октавиане Августе “священным” стали называть только третий сорт бумаги. Выше богов превознес себя император, и лучше два сорта стали называть “августовским” и “левиевым” —в честь супруги Августа. Обычные свитки чаще всего имели ширину от 20 до 25 сантиметров. При письме или чтении свиток постепенно перематывался в руках, открывая новые столбцы текста. По­мимо писчей, в те времена уже существовала оберточная, или “купеческая”, бумага, было и подобие картона, сделанного из папирусной макулатуры и обрезков стеблей. В картон пере­плетали книги, делали из него футляры для мумий. В античные времена Египет снабжал бумагой все Средиземноморье. Папирус служи важным предметом вывозной торговли и источником богатства страны. Например, египет­ский князь Фирм похвалялся, что владеет таким количеством папируса, что может содер­жать целую армию. Гаряева М.А. Эпохи в зеркале письмен. – М.,1990. С.22-28

 

4. Религия Египта

 

    Геродот писал про египтян, что они чрезвычайно религиозны, гораздо более, чем другие народы. Объяснением этому служит то, что с незапамятных времен каждое поселение  имело своего  бога-покровителя. Во  время объединения страны  многие  из  этих  божков  превратились  в  богов  общегосударственного   значения.  Часто   местных  богов отождествляли друг с другом,  опознавая в  них одинаковую  “сверхъестественную” силу.  Вначале богов  изображали в виде животных, позднее их стали изображать  в виде  людей с  головами животных.  Самые значительные  из египетских богов – Ра (с головой сокола), Гор (сокол), Сехмет (Лев), Анубис (собака или шакал), Хатор (корова), Амон (баран), Хнум  (баран).  Некоторые  боги  не  имели  человеческого  лица  (Нехбет  –  гриф).  Существовали   боги,  имевшие исключительно человеческие черты, – Пта, Мин, Осирис.                                                            

 

    Поклонение  животным  существовало еще  в архаичный  период, но  наибольшее развитие  культ животных  получил во время  Нового  царства.  Самым  распространенным  был  культ  священного быка  Аписа. За  богов почитали  и другие животных – крокодилов,  ибисов, кошек  и обезьян.  В тысячелетии  до н.  э. Культ  животных превратился  в религию простого  народа.  Жрецы  пытались  систематизировать  множество  богов,  создать для  них своеобразную  “табель о рангах”, установить между ними взаимосвязь. Это начинание  имело успех  до определенного  момента, но  главный бог менялся в зависимости от  изменения общественно-политических  условий. Так,  в начале  истории Египта  главой всех богов  считался Птах,  сотворение мира  также приписывалось  ему.

Потом  его место  занял Гор,  затем Ра  и Осирис наконец Амон стал главным богом египтян.                                                                        

 

    Боги  были  связаны  семейными  узами  и  родством.  Нам  известны  божественные  семейные  триады.  В  Мемфисе Птах был богом-отцом,  его жена  была богиня  Сехмет, сыном  – бог  Нофертум. В  Новом царстве  самой значительной божественной триадой стали боги из  города Фивы:  Амон, его  жена Мут  и сын  Хонсу. Божественная  триада Осириса, Исиды  и  Гора  – элемент  более обширной  семьи богов.  Осирис один  из немногих  египетских богов,  про которого сложены  мифы.  Осирис  бог плодородия,  в его  образе совмещаются  понятия смерти  и возрождения,  в мифах  о нем отражается естественная смена времен  года, осеннее  увядание и  весеннее возрождение  природы. В  период Среднего царства эпизоды мифов  об Осирисе  разыгрывались по  праздникам, в  эпоху Птолемеев  эти праздники  превратились в очень  популярные  в  народе  мистерии.  Каталина  Ц.  Архитектура  страны  фараонов:  Жилище  живых,  усопших и богов. – М., 1990. С. 103-108                                                                                       

 

    Несмотря на все усилия упорядочить и  привести в  стройную систему  многочисленных богов,  до конца  это сделать не удалось: единства  в понимании  происхождения мира,  в согласовании  функций разных  богов, их природы  не было до конца существования Египта.                                                                                   

 

    Особую  роль   играл  культ   царствующего  фараона.   Согласно  учению   жрецов  фараон   считался  воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. он  имел двойную  природу –  человеческую и  божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, и  земной матери  фараона. На  земле фараон-бог правил  как  воплощение  Хора,  но  после  смерти фараон  становился лишь  богом и  отождествлялся с  Осирисом как владыкой  подземного  мира.  Как  и всякое  божество, фараон,  как царствующий,  так и  умерший, имел  свой культ: храмы,  штат  жрецов, жертвоприношения  и др.  Обожествление фараона,  с одной  стороны, отражало  огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с  другой стороны,  освящало и  укрепляло эту  власть в интересах господствующего класса.                                                                               

 

    Религиозная  реформа Эхнатона.  При Эхнатоне  (14 в.  до н.  э.) единым  и неделимым  творцом мира  был объявлен Атон, изображавшийся в  виде солнечного  диска, от  которого расходятся  лучи-руки, дарующие  людям свет  и жизнь. Культы других богов если не уничтожались,  то рассматривались  как проявления  единого божества.  Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена.                 

 

    В египетской религии большое место занимал заупокойный культ.

    История Древнего Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 72-77                                                                                       

 

    Реформаторские устремления молодого  фараона коснулись  также и  искусства. В  его окружении  появляется молодой скульптор  Бак,  сын  главного  царского  скульптора  Мена,   известного  своим   безупречным  стилем   и  вкусом. Классический  стиль,  который требовал  идеализации человеческих  форм, чтобы  с помощью  сложного художественного синтеза передать  идею царственности,  должен быть  уступить место  абсолютному, в  чем-то даже  грубому реализму: только тогда, когда камень перестает искажать правду, искусству окажется по  силам задача  передать реформаторскую идею  божественного  воплощения. 

К. Дерош-Ноблькур Мертвого  имя назвать  // В сб.  Атеистические чтения. –  М., 1988. С. 101                                                                                                           

 

    Боги  Египта  имели  своих  священных  животных.  Такую  форму  религии  ученые  называют  зоолатрией  (греч.  – “поклонение  животным”).  Впрочем,  вряд  ли  можно  утверждать,  что  египтяне  обожествляли животных,  – скорее, звериный  облик  (очень  изысканный  и  облагороженный)  ассоциировался у  них с  конкретными качествами  того или иного божества, служил  вместилищем определенных  сил божественной  природы. Энциклопедия  для детей. 

Т.6.  Ч. 1. Религии мира. – М., 1996. С. 66                                                                                     

 

    Религиозная система древнего Египта развивалась на  протяжении тысячелетий  и в  целом достигла  весьма высокого уровня. Проявившаяся в Египте впервые в истории тенденция к монотеизму, т.е. к  всеобщей вере  в единого  для всех всемогущего божества,  не прошла  бесследно: есть  определенные основания  ставить вопрос  о том  влиянии, которое она оказала на становление и развитие более религий всего  ближневосточного региона,  в доктриальном  и ритуально- культовом плане достаточно близких к ней. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988. С. 60                 

    Большое влияние на формирование древнеегипетской культуры в эпоху Древнего цар­ства и в последующие периоды оказывала религия, основными чертами которой были: дли­тельное сохранение пережитков фетишизма и тотемизма; синкретизм, т.е. объединение в одно двух или нескольких божеств, перенесение качеств и свойств одного божества на другое и, на­конец, тесная связь религии с магией. Боги для древних египтян были не только творцами го­родов, фараонов, порядка и закона, но и создателями ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. В древнем Египте существовали многочисленные местные божества и культуры, а также боги общеегипетские, почитаемые по всей стране. Среди них – бог солнца Ра; бог – по­кровитель власти фараона Амон, включивший в свой культ ряд функций бога Ра; Осирис – бог умирающей и воскресающей природы, владыка загробного мира; богиня Исида; бог Гор – за­щитник фараонов; бог мудрости, письменности и счета Тот и многие – многие другие (число египетских богов, как предполагают ученые, доходило до двух тысяч). Поскольку в Египте существовал культ животных, звероподобными были и некоторые боги египтян. Так, покрови­тель умерших Анубис изображался в виде человека с головой шакала, Тот в виде павиана, бо­гиня войны Сохмет – с головой львицы. Некоторые боги, в их числе Амон, имели только антропоморфное изображение. Священных животных египтяне содержали при храмах, поклонялись им, после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек и крокодилов. Высшим же культом был культ Солнца, воплощенного в боге Амон-Ра. Египет называли страной Солнца, а фараонов его сынами. Многообразной была и солнечная символика: в честь Солнца слагали бесчисленные гимны; круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах; обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте – символизировал солнечный луч. К богам причислялись и фараоны Египта. Если римский император становился богом лишь после смерти, египетский фараон уже при жизни, как считалось, обладал божественной силой. Он совершал наиболее важные ритуалы, способствовавшие процветанию страны: бро­сал в воды Нила папирусный свиток с приказом реке разлиться (этот обряд совершался каж­дую весну); торжественно обходил вокруг стен столицы Древнего царства – Мемфиса, чтобы обезопасить город от нападений. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М., 1995. Ч.1. С. 10-

 

5. Архитектура

 

    Каменная архитектура Египта служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые  сооружения,  строились из  легких и  недолговечных материалов,  только храмы  богов и  комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно, строились на века.                                              

 

    Египетская архитектура была  многоплановой, ее  характерной чертой  при определении  пространства и  объема была галерея  (коридор).  Расположение  и  смежность  отдельных  помещений  соответствует  этой  галерейной  планировке, обычно  она  была  линейной.  Внутренние  комнаты  и  помещения  следовали  одно  за другим  в одном  направлении и вдоль одной оси. В архитектуре храмовых  сооружений, начиная  со святилища,  комнаты и  залы становились  все более просторными.  Высота  потолков  возрастала,  увеличивался  объем  помещений.  Здание  раскрывалось  подобно  цветку растения.  При  строительстве  пирамид  египтяне  пользовались  противоположной  концепцией:   конец  погребального пути  –  пирамида  возвышалась  над  всеми остальными  элементами архитектурного  ансамбля. Внешние  формы построек были  очень  простыми:  прямосторонние  и  наклонные  призмы  и  пирамиды.  Встречались  постройки,  имевшие только внутренние  объемы  (скальные  храмы  и гробницы).  Поверхности зданий  изнутри и  снаружи, как  следствие простоты архитектурных  форм,  были   плоскими  и   ровными.  Эту   геометрическую  замкнутость   смягчали  многочисленные настенные тексты, росписи и барельефы. Иногда фасад имел колонны.                                               

 

    Основным  строительным  материалом  был  камень:  асуанский  гранит,  турский  известняк  (из   него  изготовлены плиты   большинства   пирамид),   песчаник,   твердые   породы  камня:   порфир,  диорит.   Египтяне  пользовались незначительно и кирпичной кладкой. Из дерева, привезенного из других  стран, изготовляли  только мебель  и богатое убранство  апартаментов  фараона и  высшей знати.  Но несмотря  на это  техника работы  с деревом  оказала большое  влияние на формирование стиля каменной архитектуры Древнего Египта.                                             

 

    Жилища простых  людей  и  небольшие  святилища  строили   из  тростниковых   циновок.  Каталина   Ц.  Архитектура страны фараонов: Жилище живых, усопших  и богов. –  М., 1990.  С. 19-22  В Египте  трудно было  найти более  дешевый и простой строительный  материал, чем  почва, состоявшая  из наносных  лессовых пород,  смешанных с  глиной. Поэтому жилые дома египтян строили из сырцового кирпича. Черняк В.З. Уроки старых мастеров. – М., 1989. С. 22               

 

    Исходные   принципы   архитектуры   формировались   и   воплощались   в   разработке   двух   типов   сооружений: монументальных  гробниц  богу-человеку-фараону как  важнейшему объекту  заупокойного культа  и мест  обитания самих богов  –  храмов.  Было  два  типа  гробниц:  надземные  сооружения  (пирамида Джосера,  пирамиды династии  Хуфу и Хафра)  и  скальные  гробницы  (например,  Сети). Разрабатывался  также такой  тип архитектурного  сооружений, как царская резиденция-дворец. История Древнего Востока // Под ред. В.И Кузищина. – М., 1988. С. 83-85                        

 

    На  всем  протяжении  истории  Древнего  Египта  основным  материалом  для  строительства  домов служили  глина и тростник.  Даже дворцы  фараонов сооружались  из кирпича-сырца.  В 3-м  тыс. до  н. э.  овальные и  круглые хижины додинастичесого  периода сменились  прямоугольными постройками,  иногда двухэтажными  с плоской  кровлей. С  28 в. до н. э. (III династия) началось строительство царских гробниц (пирамид) из каменных блоков. С 16 в. до н.  э. стали высекаться  скальные  гробницы  фараонов.  К  этому же  времени относятся  монументальные храмы  (наиболее крупные Карнак и Луксор в Фивах)  с огромными  колонными залами  и открытыми  дворами. У  входа часто  воздвигались пилоны (башни) и обелиски. К  ним вели  аллеи для  процессий, по  бокам аллей  обычно устанавливались  сфинксы. СИЭ  Т. 5. Стб. 347-348                                                                                                     

    Сооружение в эпоху Древнего царства усыпальниц – пирамид было ярким свидетель­ством того, сколь велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшаяся на подданных и после его смерти. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры, они являются ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. Уже сорок пять веков высятся эти каменные исполины, неизменно вызывая интерес многочислен­ных путешественников, искателей сокровищ, и конечно, профессиональных ученых – египто­логов. Все на свете боится времени, только время боится пирамид, – гласит арабская посло­вица. В пригороде Каира – местечке Гизе – находятся три крупнейшие пирамиды Египта – фа­раонов Хеопса, Хафра и Менкаура, отнесенные греками к семи чудесам света. Всего в Египте насчитывается около 80 пирамид. Самая грандиозная – пирамида Хеопса: ее высота 146,6 м, длина стороны основания – 233 м. Она сложена из 2 300 000 каменных блоков массой около 2,5 т каждый. Общий вес пирамиды  – около 7 млн. тонн. Высота пирамиды Хафра – 143,5 м, а пирамиды Менкаура – 66,5 м. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотон­ные камни поднимались строителями пирамид на столь значительную высоту. Осталась также нераскрытой еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие ножа. Гизехские пирамиды имеют единое направление осей и строго сориентированы по сторонам света. Все пирамиды имеют безупречно правильную четырехгранную форму. Они служили не только гробницей, но и мерой могущества фараона. Форма пирамиды означала вечность, а отношение граней олицетворяло Божественную Гармонию Вселенной. Поэтому правила измерения, начертания планов, расчеты пропорций и углов наклона граней состав­ляли священную тайну жрецов. Облицовка пирамид (шлифованные плиты) не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, однако время не в силах нарушить идеально устойчивую мо­нолитную форму этих сооружений. Вход в пирамиду находился на северной ее грани, внутрь вел низкий коридор, причем угол наклона пола коридора был равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда по представлениям древних египтян, направлялась душа умершего. Пирамида была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон. Согласно религиозным воззрениям египтян, фараон, как живой бог, имел несколько душ. Одна из них – Ка – продолжала оставаться в теле и после смерти; причем благополучие в загробной жизни, которую египтяне представляли продолже­нием земной, зависело от степени сохранности тела усопшего. Именно по этому тело умершего мумифицировали (бальзамировали): внутрь его вли­вали особый состав, который растворял ткани (внутренние органы за исключением сердца предварительно извлекались и хранились в специальных сосудах – канопах); далее тело на 70 дней погружалось в щелочный раствор; затем обвивалось льняными промасленными лентами, достигавшими иногда 100 м в длину, между слоями их помещались драгоценности и амулеты (что собственно и привлекало грабителей). После этого мумию помещали в саркофаг. Посмертное существование воспринималось египтянами как  продолжение земной жизни, по­этому стены погребальных камер богато расписывались сценами земной жизни фараонов, а в гробницу помещались специально изготовленные фигурки слуг – ушебти. На случай, если му­мия не сохранится, в гробницу ставили каменные или деревянные скульптуры – двойники (т.е. статуи, передававшие портретные черты умершего). В них должна была вселяться душа - Ка. Изготовлялись погребальные маски (часто – из золота), также воспроизводившие черты умер­шего. Портретные статуи и маски дали начало одному из важнейших достижений древнееги­петского искусства – искусству скульптурного портрета. Пирамида – это не отдельно стоящее сооружение, а центральная часть погребального комплекса, включавшего в себя пирамиды – спутницы, гробницы вельмож и сановников фа­раона, а также заупокойные храмы, где совершались церемонии обожествления фараона. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М., 1995. Ч.1. С. 11

    В эпоху Среднего царства, ознаменованную интенсивным храмовым строительством, архитектурный стиль Древнего царства был переосмыслен и усовершенствован. В местечке Дейрэль-Бахри сохранились остатки заупокойного храма фараона  Менту­хотепа I. Храм был вытесан в скале и сочетал в себе пирамидальную форму и тип скальной гробницы. Осуществлялось и большое городское строительство: так, в Фаюмском оазисе была построена великолепная новая резиденция фараонов — город Ит-тауи, а в нем — знаменитый Лабиринт (заупокойный храм Аменемхета III) — символическое выражение расцвета и един­ства страны. Что касается пирамид, то они в эпоху Среднего царства строились довольно редко и уступили свое место гробницам, высекаемым в скалах. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М., 1995. Ч.1. С. 17-

    Особым типом храмового зодчества в эпоху Нового царства стали храмы, вырублен­ные в толще скалы. Их называют скальными или пещерными храмами. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20 — мет­ровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 м вырублены многочисленные помещения, вос­создающие классический тип египетского храма (открытый двор, колонный зал, святилище). Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса II в Мединет — Абу (20 династия), напоми­нающего крепость, завершает эту блестящую эпоху храмового зодчества. Фараоны Нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подзем­ные гробницы знаменитой Долины царей западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Самой монументальной является скальная гробница Сети I с великолепными роспи­сями и тысячами статуй. Гробницам фараонов Нового царства полагалось на веки быть скры­тыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Почти все скальные гробницы, содержащие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Единственная, оставшаяся почти нетронутой — знамени­тая гробница Тутанхамона, открытая английскими археологами в 1922 году и показавшая всему миру бесчисленные богатства фараонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой сар­кофаг, золотая маска фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастро­вые сосуды и т.д. сделали открытие гробницы Тутанхамона археологической сенсацией. Об­щий вес золота, обнаруженного в этой гробнице, превысил тонну! Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М., 1995. Ч.1. С.

    В период Нового царства град Амона, Стовратные (по выражению древнегреческого поэта Гомера) Фивы ста­новятся одним из самых блистательных городов древнего Востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати и, особенно, величественные храмы, определившие архитектурный облик Египта. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона — Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив. Если древняя пирамида уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога — ал­лея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски (один из луксорских обелисков стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Из открытого двора, окруженного колоннадой, путь вел в сумрачный колонный зал, а из него — в святилище с кладовыми. Такой план храмового зда­ния был типичным для подобных сооружений Нового царства. Колонный зал Карнакского храма, самого крупного храмового сооружения древнего Египта, и был настоящим лесом: мощные колонны (папирусообразные, лотосообразные, пальмообразные) имели высоту свыше 20 м, а диаметр около 5 м. Общее число колонн равнялось 134 (!). Нижние части стен Карнак­ского святилища были украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изо­браже­нием золотых звезд на темно-синем фоне. В храмах помещалось множество статуй; стены, пи­лоны, обелиски и колонны были покрыты рельефами и иероглифическими надпи­сями. Кар­накский храм иногда называют каменным архивом Египта. Карнакский и Луксор­ский храмы поражают своими размерами и свидетельствуют о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного. Из других наиболее известных храмов Нового царства выделяется расположенный на трех обширных террасах поминальный храм единственной в истории Египта женщины — фа­раона Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М., 1995. Ч.1. С.

 

6. Скульптура и рельеф           

 

    Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. В  меньшей степени  – вельмож  фараона, а  с течением  времени –  простых людей. Изображения  фараона  должны  были  подчеркивать  его  физическую  силу  и  размеры,  его  поза  была  спокойна  и величава. История Древнего Востока // Под ред. В.И.  Кузищина. – М.,  1988. С.86 Лица  статуй часто  идеализировались. В определенные  периоды  лица  частных  статуй наделялись  чертами правящего  царя (памятники  Аменхотепа Третьего), по-видимому  с  тем,  чтобы  подчеркнуть  свою  близость  к  властителю.  Гасанов  А.  Искусство  Древнего  Египта Открытки. Выпуск второй. – М., 1989                                                                                 

 

    Более   свободно   чувствовали   себя мастера   когда   изображали   вельмож   и   особенно  простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее  влияние канона,  смелее и  реалистичнее разрабатывается  образ, полнее  передается его психологическая  характеристика.   Искусство   индивидуального   портрета,  глубокий   реализм, чувство   движения достигли  своего  расцвета  в  эпоху  Нового  Царства,  особенно  в краткий  период правления  Эхнатона (амарнский период).  Скульптурные  изображения  самого  фараона,  его  жены  Нефертити,  членов  его семьи  отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.                         

 

    Кроме  круглой  скульптуры,  египтяне  охотно  обращались  к рельефу.  Многие стены  гробниц и  храмов, различных сооружений   покрыты   великолепными   по   исполнению   рельефными   композициями,   изображавшими   чаще   всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества. Среди своих полей и  др. Выработался  определенный канон  и в рельефных картинах: главный “герой” изображался  крупнее других,  его фигура  передавалась двойным  планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас.  Все фигуры  обычно раскрашивались.  История Древнего  Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 86-87                                                                                  

 

    Непревзойденные  шедевры  создали  египтяне  в  пластике.  Древнейшие  глиняные и  костяные статуэтки  восходят к неолиту (5-4 тыс. до н. э.). В конце 4-го тыс. до н. э. Ваятели стали применять камень, а сначала 3-го тыс. – медь. Представления  о  загробной  жизни, согласно  которых Ка,  душа умершего,  в случае  разрушения тела,  должна была иметь  вместилище  для  посмертного  существования,  способствовали  развитию  скульптурного  портрета.  При  этом цари, вельможи и боги в силу религиозных традиций изображались в  застывших, условных  позах. Зато  статуэтки слуг и работников отличались известной динамичностью движений. СИЭ Т. 5. Стб. 348                                     

    Искусство Древнего царства монументально, спокойно и торжественно, оно было призвано служить религии и культу обожествленного фараона. Свои идеи художники и скульпторы воплощали в строго канонических формах. Канон выражался в устойчивости художественных традиций. Так, в эпоху Древнего царства сложились строго определенного типа статуй:   стоя­щей – фигура выпрямлена, строго фронтальна, левая нога чуть выдвинута вперед, руки опу­щены и прижаты к телу; сидящей – руки симметрично лежат на коленях, торс прямой, взгляд устремлен вдаль. Эти типы статуй затем неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом цар­ствах, и в более поздние периоды египетской истории. В плоскостном изображении, напри­мер, в рельефах, наблюдается та же традиция: голова и ноги всегда изображались в профиль, а тело в фас. Из столетия в столетие переходили и каноны сюжетных композиций. Даже в дета­лях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. Но все же оно не было за­стывшим: ив бесконечных повторениях оно не утрачивало чувства жизни. Основными образами скульптуры были царствующие фараоны, боги, вельможи из ближайшего окружения фараона, редко – представители простого люда. Фараоны изобража­лись обычно в позе величавого спокойствия, с бесстрастными лицами, в их статуях подчерки­валась огромная физическая сила (даже если это не соответствовало оригиналу). Скульптура Древнего царства передавала определенное портретное сходство, но, как правило, идеализи­ровала образ. Статуи всегда строго пропорциональны, фронтальны и статичны. Среди скульптур Древнего царства выделяется своей неповторимостью знаменитый Большой Сфинкс из Гизэ. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы (длина 57 м, высота 20 м). Голова Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хафрой. Огромный Сфинкс Гизэ охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта, считались воплощением бога солнца – Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок- клафт с уреем посредине лба. Однако Большой Сфинкс из Гизэ остался единственным в своем роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было. В эпоху Древнего царства в Египте были созданы основные архитектурные формы (пирамида, заупокойный храм), которые в последующие эпохи получили свое дальнейшее развитие. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М., 1995. Ч.1. С. 15-

 

7. Изобразительное искусство                      

 

    Стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным,  чем  рельефы.  Довольно  часто  на  этих  картинах   воспроизводились  сцены   повседневной  жизни (ремесленники за работой в  мастерской, рыбаки  за ловлей  рыбы и  др.). Большого  мастерства достигли  египтяне в изображении   живой   природы  –   пейзажей,  животных,   птиц.  Где   сдерживающееся  влияние   древних  традиций  ощущалось  значительно  меньше.  Ярким  примером  являются  росписи гробниц  номархов, обнаруженные  в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства. История Древнего Востока /под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 87     

 

    Стремясь  передать   наиболее   характерные   признаки, египетские   художники   не   считались   с   требованием перспективы  и  показывали  предмет  (особенно человеческую  фигуру) в  нескольких ракурсах  одновременно. Попытка полной ломки художественных традиций  и канонов  относится ко  времени Эхнатона  (15-14 вв.  до н.  э.) (например, изумительные  по  изяществу  и экспрессии  скульптурные портреты  царицы Нефертити,  ее дочерей,  Эхнатона, фрески дворца в Амарне). СИЭ Т. 5. Стб. 348                                                                             

 

    Египтяне-живописцы  не  научились  изображать  объемное  восприятие  мира,  им  неизвестна  была  перспектива,  они рисовали  близлежащие  и  удаленные  предметы  одинаковые  величины,  расставляли  их  полосами  одни над  другими. В скульптуре  они  придавали  своим  фараонам  и  жрецам  застывшую  позу  вечной  успокоенности.  Это, пожалуй,  не по неумению,  а  в  силу  определенных  принципов... Когда  же  это  было  нужно,  египетский художник  прекрасно выражал экспрессию... Самое  высшее  достижение  египетского  пластического  искусства  –  это  эстетика  линии.  Линия  здесь составляет  главный  эстетический  элемент.  Часто  фигуре  придаются  неестественно   удлиненные  формы,   но  линия живет,  дышит  –  тонкая, изящная,  поистине одухотворенная.  Артамонов С.Д.  Литература древнего  мира. – М.,  1988. С. 57-58                                                                                                               

 

 

 8. Декоративно-прикладное искусство  

 

    Больших успехов достигли  египтяне в  обработке драгоценных  металлов –  золота и  серебра, из  которых изготовляли подлинные шедевры художественного творчества (маска и саркофаг Тутанхамона). СИЭ Т. 5. Стб. 347

 

9. Наука        

 

    В системе египетской культуры  научные знания  достигли довольно  высокого уровня,  и прежде  всего в  трех сферах: математике, астрономии и медицине.                                                                                 

 

А – математика                                                                                                           

 

    Практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая,  сложных  расчетов  при  строительстве  храмов,   гробниц  и   дворцов  способствовали   успехам  математики. Египтяне  создали  систему  счисления,  близкую  к  десятичной,  они  выработали  специальные  знаки  –  числа  для 1 (вертикальная черта),  10 (знак  скобы или  подковы), 100  (знак закрученной  веревки) и  т.д. Они  умели производить сложение  и  вычитание, умножение  и деление,  имели представление  о дробях,  в числителе  которых всегда  стояла 1. Египтяне  могли  решать  такие  сложные задачи,  как расчет  площади круга,  поверхности полушария,  объема усеченной пирамиды.  Они умели  возводить в  степень и  извлекать квадратные  корни. История  Древнего Востока // Под  ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 88                                                                                            

 

Б – астрономия                                                                                                          

 

    Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие  планеты.  Звезды  были  объединены  в  созвездия  и  получили  имена  тех  животных, контуры  которых, по мнению  жрецов,  они  напоминали  (“бык”, “скорпион”,  “крокодил” и  др.). Были  составлены довольно  точные каталоги звезд, карты звездного  неба (например,  карта звездного  неба, помещенная  на потолке  гробницы Сенмута).  Научным и техническим    достижением    было    изобретение    водяных    и    солнечных    часов.    Интересной   особенностью древнеегипетской  астрономии  был  ее  рациональный  характер,  отсутствие  астрологических домыслов,  столь обычных, например, для вавилонян. История Древнего Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 87                              

 

В – медицина                                                                                                     

 

    По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал  широко распространенный  обычай мумификации  трупов, во  время которой  врачи могли  наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных  органов. Показателем  больших успехов  египетской медицины является  тот  факт,  что  до  нашего  времени  сохранилось  10  медицинских  папирусов, из  которых настоящими энциклопедиями  являются  большой  медицинский  папирус  Эберса  и  хирургический  папирус  Эдвина  Смита.  Для египетской медицины характерным является дробная специализация  врачей. Врачи  выделяли и  рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней.  Одним из  высших достижений  египетской и  всей древней  медицины было учение  о  кровообращении  и  сердце  как  его главном  органе. Найденные  при раскопках  гробниц разнообразные хирургические инструменты – свидетельства высокого уровня хирургии. История  Древнего Востока  // Под  ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 88                                                                           

    В медицине проводилась специализация (офтальмология, гинекология,  ветеринария и  пр.). Обычай  вскрытия тела при  мумификации  способствовал  ознакомлению  с  анатомией.  Были  изучены  функции  сердца  и   открыт  закон кровообращения.  Имелись  некоторые  представления о  значении мозга.  Египетские врачи  производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, применяли антисептические средства, хирургические шины и т.д. СИЭ Т. 5. Стб. 349   

    Большим  достижением  древних  египтян  было   составление  довольно   точного  календаря,   построенного  на тщательных наблюдениях за небесными светилами, с одной стороны, и режимом Нила – с другой.  Год делился  на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. Астрономический год был 365 дней. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была непостоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы  были длинными,  ночные короткими,  зимой наоборот).  История Древнего  Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 87                                                                                 

    Осуществлять строительство таких монументальных сооружений было невозможно без определенной суммы научных знаний. Наука в древнем Египте служила практическим, по большей части, культовым целям. Главными ее хранителями являлись жрецы. Египетская ма­тематика, в основном, имела прикладной характер и была представлена задачами на вычисле­ние. Потребности в совершенствование календаря вызывали развитие астрономии. В основе древнеегипетского календаря лежали наблюдения над небесными светилами и режимом раз­ливов Нила – наиболее важного для экономики страны события. Египтяне создали лунный календарь, который состоял из 15 месяцев по 30 дней. Для его корректировки в соответствии с солнечным годом египтяне добавили 5 дополнительных дней, не принадлежавших ни к какому месяцу. Таким образом, древнеегипетский год состоял из 365 дней. Египетский календарь лег в основу юлианского календаря. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М., 1995. Ч.1. С. 14

 


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!