Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Первобытное искусство»

/ История первобытного общества
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


                                                                                              

                                                                                                Первобытная культура

 

1. Искусство первобытного общества

 

    Искусство  (греч.)  –  творческое отражение,  воспроизведение действительности  в художественных  образах. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990. С. 255     

    Искусство  –  согласно  античным  авторам,  в  первую  очередь Аристотелю,  “появляется...тогда, когда  на основе приобретенных на  опыте мыслей  образуется один  общий взгляд  на сходные  предметы...”. Одни искусства  служат для удовлетворения материальных потребностей, другие для досуга. Словарь античности. – М., 1995. С. 232                

                                                                                                                

 А – проблема происхождения искусства                                                                             

        В науке давно ведутся споры о том, когда и как именно появилось искусство, прежде всего археологически засвидетельствованное  изобразительное.  Разработка  этой  проблемы  стала возможной  только в  20 в.  1) Учеными Франции   объясняют   происхождение   искусства    технико-исполнительной   стороной    рождавшегося   творчества, обусловливавший  его  интеллектуальный  аспект  качественного  взлета   сознания  совершенно   игнорировался.  2) Искусство   глубокий   исторический   процесс   усложнения   символического    действия   и    отвечающего   ему мыслительного отражения. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. – М., 1990. С. 95                               

    Это  связано  с  1)  использованием случайно  предоставленных природой  возможностей (например,  с подправкой резцом   или  краской   напоминающих  животных   камней,  наплывов,   пятен  на   стенах  пещер   2)  постепенным  замещением  макетом-скульптурой,  барельефом,  рисунков  натуральных останков  зверя, которые  использовались для имитации охотничьей  схватки. В  литературе широко  представлены теории,  возводящие искусство  к художественному инстинкту,  привлечению    половых   партнеров,  потребности к  развлечении, побочным   результатам   религиозной практики и т.д. Однако более обоснованным  представляется то  мнение, что  искусство с  самого начала  отражало и закрепляло  общественный  опыт,  но  не  в  прямой, а  в эстетически  опосредованной эмоциональной  форме. Отсюда большая  конкретность  и  реалистичность большинства  ранних образцов  первобытной графики,  скульптуры, устного, музыкального  и  танцевального  фольклора. Алексеев  В.П., Першиц  А.И. История  первобытного общества. – М., 1990. С. 209                                                                                                           

    Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой – верования того времени. Вийранд Т. Молодежи об искусстве. –  Таллинн, 1990. С.10               

    Появление первобытного искусства было подготовлено сотнями тысячелетий развития общества  и труда,  в процессе которого  происходило  прогрессивное  изменение  природы  самого  человека,  его  органов чувств  и способностей. Всемирная история. Т. 1. – М., 1955. С. 62                                                                            

    Самоутверждение  не  только проявлением  своего присутствия,  но и  преображением того,  что дано  природой, в согласии  со  своим  мироощущением  –  не  это  ли  явилось  стимулом  художественного  творчества?  Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М., 1971. С. 22-23                                                                       

    В  1903  г.  новая  трактовка  всего “четвертичного  искусства”   в  целом   как  особой   формы  деятельности, сопутствовавшей   магическим   обрядам   древних   охотников,   становится   общепризнанной.   Обычно   это  идею приписывают французскому археологу и искусствоведу Саломону Рейнаку. На самом же  деле ее  предлагали до  него: в 1865 году – английский историк культуры и антрополог Эдуард Тэйлор, а в  1880 году  – русский  исследователь Л.К. Попов. Кстати, мысли последнего о том, что  искусство возникло  у охотников  ледниковой эпохи  не из  подражания формам  природы и поисков удовольствий, а из стремления подчинить  себе любыми  средствами, включая  магию и  колдовство, стихийные силы природы и стада диких  зверей... в конце прошлого столетия получили распространение даже во Франции. И  сейчас во  многих зарубежных  изданиях можно  прочесть –  “искусство берет начало  в  магии”.  Однако  сам  Рейнак  и  его  ближайшие  последователи   с  большой   осторожностью  постоянно подчеркивали, что “магическая” цель первобытного  искусства вовсе  не отрицает  другие его  цели, и  прежде всего эстетические.                                                                                                   

    Очень верно эта  точка зрения  выражена академиком  А.П. Окладниковым:  “Магия, конечно,  могла способствовать вначале  материализации этих  новых для  нашей планеты  качеств человека  как социального  существа, в  том числе искусства, эстетического переживания. Но ее роль сводилось не более чем к роли  внешнего стимула  – катализатора. Она  не  могла  родить  искусство,  поскольку  была  ему противоположна  по сути.  Да, конечно,  пещерные росписи появились потому, что  в силу  своей ложной  теории охотничьей  магии человек  нуждался в  изображении животного, потому, что ему нужно было изобразить зверя. Но то, что он смог изобразить зверя, и при том так живо, так похоже, уже совсем не зависело от  любой магической  теории. Это  целиком определялось  его физическими  возможностями, в первую  очередь  наличием  гибкой  и  умелой  руки,  а  также  всех человеческих  чувств, рожденных  в результате предшествующей  истории  человека.  А  еще  больше  –  состоянием   его  ума,   интеллектуальными  способностями, творческим воображением.” Фролов Б.А. Откуда пошло искусство? // В сб. Атеистические чтения. – М., 1981. С. 53-57     

    Случалось  ли  вам...видеть  изображение  тех гребней,  которыми чешутся,  например, Центральной  Бразилии или папуасы Новой Гвинеи? Эти гребни состоят просто-напросто из нескольких палочек, связанных  между собою.  Это, так сказать, первая ступень в развитии гребня. Дальнейшая эволюция его заключается в том, что он делается  из цельной дощечки, в которой нарезываются зубья. Подобные  гребни употребляют,  например, негры  Монбутгу и  кафры Боротсэ. На этой ступени развития гребень украшается подчас  с очень  большой заботливостью.  Но самой  характерной частью орнаментики  таких  гребней  являются  сделанные  на  дощечках  взаимно  пересекающиеся ряды  параллельных линий, очевидно, изображающие  собой те  связки, которые  когда-то соединяли  палочки, составлявшие  гребень. Украшением является здесь образ того, что употреблялось  прежде с  утилитарной целью.  Отношение к  предмету с  точки зрения пользы предшествовало (отношению) к нему с точки зрения эстетического удовольствия.                             

    ...нужда  –  лучший  учитель... она  же  научила  первобытного  охотника...живописи и  скульптуре. Г.В. Плеханов О происхождении  искусства // В сб. Искусство:  Живопись: Скульптура:  Архитектура: Графика.  В 3-х  частях. Ч  1. – М., 1987. С. 7-9                                                                                                     

                                                                                                                  

Б – искусство раннего палеолита                                                                                  

    В конце эпохи раннего палеолита в творчестве человека появляется нечто совершенно новое, знаменующее гигантский прогресс в его развитии. О чем свидетельствуют,  например, красочные  полосы и  пятна, нанесенные  в те времена  на  небольшие каменные  плиты, зигзаги,  спирали, выдолбленные  в определенном  порядке, штрихи  на кости или на  роге, в  которых явно  проглядывает стремление  к симметрии?  Во имя  чего потрудился  первобытный человек над  созданием  таких  симметричных  узоров?  Какую  осознанную  цель преследовал  он в  этом труде?  Любимов Л.Д. Искусство древнего мира .- М., 1971. С. 21-23                                                                         

    По меньшей  мере миллион  лет древние  люди не  оставляли никаких  свидетельств о  существовании у  них искусства или  эстетического  чувства.  Однако  сверкающий  кристалл  кварца,  найденный  в  китайской  пещере  Чжоукоудянь, заставляет предположить, что даже человек прямоходящий  500 тыс.  лет назад  мог хранить  подобные предметы  за их красоту,  которой  приписывал благотворные  свойства. И  вполне вероятно,  что другие  древние люди  украшали себя перьями, оленьими рогами  и мехами,  а потом  делали ритмичные  движения и  пели, руководствуясь  сложной системой побуждений,  среди  которых  было  и  удовлетворение эстетической  потребности. От  неандертальских времен  до нас дошли  свидетельства  того,  что  орудия  сознательно  обрабатывались  с  приятной для  глаз симметрией.  А потому логично предположить, что у  кроманьонского человека,  когда он  начал создавать  зримую летопись  своего времени, уже  имелись  определенные  основы  художественного  выражения  и  интуитивное  представление  о  его  правилах  и пределах.                                                                                                        

    Кроманьонское  искусство  распадается  на  две  основные  категории. Первая  обычно обозначается  – “передвижное” искусство,  а  вторая  –  искусство  “непередвижное”,  например  рисунки  на  стенах  пещер.  Старейшие  памятники художественных  достижений  человека  принадлежат  к  первой  категории  – мелкие  предметы, вырезанные  из кости, рогов  и бивней  или вылепленные  из глины,  которые насчитывают  по меньшей  мере 30  тыс. лет  и были  одними из первых  собственных  вещей  человека,  высоко  ценимых  и  бережно  сохранявшихся.  Придо Т.  Кроманьонский человек. – М., 1979. С. 93-94                                                                                                

                                                                                                                 

В – искусство позднего палеолита (живопись, скульптура, прикладное искусство)                                    

    К числу археологически представленных памятников изобразительного искусства раннепервобытной общины принадлежит  пластика, графики, живопись. Таковы ориньяко-солютрейские женские  фигурки и  мадленские фигурки животных.   К   ориньяку   же   восходят   рисунки  животных,   реже  растений   и  людей,   поначалу  выполненные примитивными   одиночными   контурами,   но   в   мадлене   принимающие  вид   выразительных  пещерных   фресок  и многофигурных  композиций  охотничьего  и  бытового  характера.  С  мадленскими  и  капсийскими  сходны наскальные рисунки  бушменов,  с  большой реалистичностью  и экспрессией  изображавшие животных,  людей, охотничьи  и военные сцены, пляски и  религиозные церемонии.  Но в  целом этнографически  известное изобразительное  искусство наименее развитых  племен отражает  начавшийся в  мезолите поворот  от реализма  к условности.  Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 210                                                                    

    Уже  в  эпоху  Ориньяк мы  встречаем на  стенах пещер,  где обитал  человек, контур  рук с  широко расставленными пальцами,  обведенный  краской  и  заключенный  в  круг.  Что  это? Не  проявлял ли  так первобытный  человек свое желание оставить на камне свой отпечаток, навечно и зримо проявить себя, запечатлеть и утвердить свое присутствие? Так  и  теперь  некоторые  невоспитанные  люди вырезают  на скамье  или на  дереве свое  имя. Но  в отличии  от их побуждений  аналогичное стремление  первобытного человека  знаменует огромный  сдвиг в  его сознании,  которому мы обязаны возникновением всего  неисчерпаемого в  своих вариациях  мира искусства.  Любимов Л.Д.  Искусство древнего мира .- М., 1971. С. 22                                                                                             

    Появилось  и  достигло  высокого  развития  искусство  –  скульптура  из  бивня мамонта,  камня, иногда  из глины (Костенки), резьба по кости и по камню,  рисунки на  стенах пещер  (Альтамира, Ласко).  Для позднепалеолитического  искусства  характерны  поразительная  живость  и  реалистичность.  Найдены  многочисленные  изображения  женщин  с подчеркнутыми   признаками   женщины-матери,   по-видимому,   отражающие   женские   культы   эпохи   матриархата, изображения  мамонтов,  зубров,  лошадей,  оленей  и  др., частично  связанные с  охотничьей магией  и тотемизмом, условные схематические знаки – ромбы, зигзаги, даже меандр. СИЭ Т. 6. Стб. 900                                    

    Человек  верхнего  палеолита  стал  широко  использовать  яркие  цвета природных  минеральных красок.  Он овладел также  новыми  способами  обработки  мягкого  камня  и  кости.  Самое  замечательное  и  самое  важное  в  истории первобытного  искусства  заключается  в том,  что оно  с первых  своих шагов  пошло в  основном по  пути правдивой передачи действительности. Искусство верхнего  палеолита, взятое  в лучших  его образцах,  отличается удивительной верностью  природе  и  точностью  в передаче  жизненно важных,  наиболее существенных  признаков. Уже  в начальное время  верхнего  палеолита,  в  ориньякских  памятниках  Европы,  обнаруживаются  образцы    правдивого  рисунка и скульптуры, а также одинаковые с  ними по  духу пещерные  росписи. Глубокая  архаичность наиболее  ранних пещерных изображений  сказывается  в  том,  что возникновение  самых древних  из них,  раннеориньяковских, вызвано  было на первый  взгляд  как  будто  случайно  вспыхнувшими  ассоциациями  в  сознании  первобытного  человека, заметившего сходство  в очертаниях  камней или  скал с  обликом тех  или иных  животных. Но  уже в  ориньякское время  рядом с образцами  архаичного  искусства, в  которых причудливо  сочетаются естественное  сходство и  творчество человека, были  широко  распространены  и  такие  изображения,   которые  целиком   обязаны  своим   появлением  творческому воображению  первобытных  людей.  Для  всех  этих  архаических  образцов  древнейшего  искусства  характерна резко выраженная простота формы и такая же сухость расцветки.  Палеолитический человек  сначала ограничивался  тем, что только  раскрашивал  свои  контурные  рисунки  сильными  и  яркими  тонами  минеральных  красок. Это  было вполне естественно в темных пещерах, тускло  освещенных еле  горящими фитилями  или огнем  дымного костра,  где полутона были  бы  просто  незаметны.  Пещерные  рисунки  ориньякского  времени представляют  собой обычно  фигуры зверей, выполненные  только  одним  линейным  контуром,  обведенные   красными  или   желтыми  полосами,   иногда  сплошь заполненные внутри круглыми пятнами или залитые краской.                                                        

    На  мадленском  этапе  происходят  новые  прогрессивные  изменения  в  искусстве  верхнего  палеолита,  главным образом  в  пещерных  росписях.  Они  выражаются  в  переходе от  простейших контурных  и гладко  залитых краской рисунков к многоцветным росписям, от  линии и  гладкого однотонного  красочного поля  к пятну,  передающему объем и  форму  предмета  различной  густотой  краски,  изменением  силы  тона.  Простые,  хотя  и   красочные  рисунки ориньякского  времени  вырастают  теперь,  следовательно,  в  настоящую  пещерную живопись  с характерной  для ее лучших  образцов,   например  в   Альтамире,  передачей   форм  живого   тела  изображаемых зверей. Жизненный, реалистичный характер  искусства  палеолита  не  ограничивается  мастерством в  статической обрисовке  форм тела животных.  Наиболее  полное  свое  выражение  он  нашел  в передаче  их динамики,  в умении  схватывать движения, передавать мгновенно меняющиеся специфические позы и положения.                                                 

 

    Несмотря на всю свою правдивость и жизненность,  искусство палеолита  остается в  полной мере  первобытным. Оно не знает воздуха и перспективы в настоящем смысле этого слова; в этих рисунках под ногами фигур не видно земли. В нем нет и композиции в нашем  смысле слова,  как намеренного  распределения отдельных  фигур на  плоскости. Самые лучшие  рисунки  палеолита не  более чем  мгновенно схваченные  и застывшие  единичные впечатления  с характерной для них поразительной живостью в передаче движений.  Тем не  менее в  отдельных исключительных  случаях, особенно в  миниатюрных  работах,  в  гравюрах  по  кости,  а  иногда  также  и  в  росписях пещер  обнаруживаются зачатки повествовательного  искусства  и  вместе  с  тем  своеобразной  смысловой  композиции  фигур.  Это  прежде  всего групповые изображения животных, означающие стадо или табун.                                                     

    Очень рано, еще в ориньякское время, появляется круглая  скульптура, обычно  это изображения  женщин. Статуэтки обнаружены  в  различных  поселениях  верхнего  палеолита  приледниковой  зоны  на  огромных ее  пространствах от Средиземного  моря  до Байкала.  Особенно замечательны  по жизненной  передачи форм  обнаженного женского  тела и выразительности  две  статуэтки,  найденные  в  Костенках.  Вместе  с  пластическими  изображениями   женщин  для искусства  верхнего  палеолита характерны  одинаково верные  природе скульптурные  изображения животных  из бивня мамонта,  кости  и  даже  глины, смешанной  с костной  золой. Таковы  фигуры мамонта,  бизонов, лошадей  и других животных, в том числе и хищников. Всемирная история Т.1. – М., 1955. С. 63-б8                                         

    В верхнем палеолите Европы развивается и достигает первого взлета искусство.  Возникает оно  в ориньяке  или же  еще  в  среднем  палеолите,  не  может  считаться  окончательно  установленным.  Несомненно,   что  возникновение  искусства в палеолите связано с  охотничьей магией,  зарождением первых  религиозных представлений,  тотемизмом и анимизмом.  Засвидетельствованы  две  большие  группы  первобытного искусства:  во-первых, наскальная  и пещерная живопись и гравировка, своего рода монументальное искусство; во-вторых, произведения искусства  из рога,  кости и камня – малые формы и первое появление декоративного искусства. История Европы.  Т. 1. – М., 1988. С. 64                                                                                                            

     Первые произведения искусства каменного века были созданы около 25 тыс. до  н. э.  В начальной  стадии развития  первобытное  изобразительное искусство  не знало  законов пространства  и перспективы,  а также  композиции, т.е. намеренного  распределения  на  плоскости  отдельных  фигур,  между  которыми  обязательно  существует  смысловая связь. Постепенно  человек не только  овладевал  новыми   способами   обработки  мягкого   камня   и   кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал  широко использовать  яркие природные  минеральные краски. Древние  мастера  научились  передавать  объем  и  форму  предмета,  применяя  краску различной  густоты, изменяя насыщенность тона.  Пещерные росписи  имели ритуальное  назначение –  отправляясь охотиться,  первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча –  легкой. Это  подтверждается характерным наложением  одних  рисунков  на  другие,  а  также  их  многочисленностью.  Энциклопедия  для детей  и юношества: История искусства. Изобразительное искусство и архитектура. Ч.1. – М., 1996.С. 33-Зб                               

                                                                                                                 

 

 Г – искусство неолита                                                                                            

    В период мезолита менее распространены наскальные росписи, столь характерные для позднего палеолита.  Искусство приобретает схематизированный характер. Широко   развиваются  геометрические   узоры. Основными элементами  орнамента являются  линии, точки,  штрихи, елочки,  зигзаги, сетки  и т.д. Очень часто  для нанесения орнамента используется техника прорезания  и сверления. Распространена мелкая  пластика, состоящая  из зооморфных и антропоморфных изображений. Археология СССР. Мезолит СССР. – М., 1989. С. 5                                        

    Грандиозный  пафос  росписей  древнекаменного  века  постепенно  выдыхается.  Ведь  то  был пафос  юности, первая попытка   освоить   изображением  окружающий   мир,  многоликое   звериное  царство. В  новокаменный   век  люди научились  обжигать  глину,  превращая  ее  в  твердое  водопроницаемое  вещество. Появление  керамики –  один из основных  признаков  неолитической  эпохи, которую  поэтому иногда  называют керамическим  веком. Более  того, это изобретение  знаменует  подлинную  революцию, событие  огромной важности  в развитии  человечества. Ведь  до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой; обжигая же  глину, он  создал новый,  неизвестный в природе материал. Из раба природы человек впервые превращался в ее хозяина.  Керамика имела  большое значение  и в развитии  в  нем  того  неосознанного  чувства,  которое,  выделившись  из  других, стало  впоследствии называться эстетическим:  украшая  прихотливым  узором  изготовленные  сосуды,  человек постепенно  совершенствовал искусство орнамента, отмеченное все  большей геометрической  стройностью, ритмом  красок и  линий, рожденных  его творческим вдохновением.                                                                                                    

    А живопись мезолита и неолита  (между которыми,  как и  между мезолитом  и палеолитом,  не всегда  можно провести точную  грань),  что  дала она  нового, кроме  самого изображения  многофигурных сцен?  Памятники этой  живописи и современные   ей   петроглифы  (выбитые,   вырезанные  или   процарапанные  наскальные   изображения)  чрезвычайно многочисленны  и  рассеяны  на  огромных  территориях. Это  искусство очень  отлично от  типично палеолитического. Реалистический  пафос,  точно  фиксирующий  образ зверя  как мишень,  как заветную  цель, сменяется  стремлением к некоторому  гармоническому  обобщению,   стилизации  и,   главное,  –   к  передаче   движения,  к   динамизму.  И действительно, некоторые сцены загонных  охот с  лучниками в  росписях испанского  и африканского  циклов (вначале чаще  всего   одноцветных)  –   как  бы   воплощение  самого   движения,  доведенного   буквально  до   предела  и сконцентрированного  в  бурном  своем  вихре,  подобно  энергии,  готовой  вырваться.  В этом  отношении некоторые сцены производят подлинно неизгладимое впечатление. А кроме  того, в  этой живописи  и наскальной  графике впервые в первобытном  изобразительном искусстве  четко проявляется  стремление к  изяществу, подчас  блестяще достигающее своей цели.                                                                                                       

    В  наскальной  живописи позднего  неолита фигуры  людей и  зверей подчас  настолько схематичны,  что превращаются просто в  знаки, изобразительное  происхождение которых  распознается с  трудом. И  все же  ритмичность внутренний динамизм  почти всегда  воодушевляют эту  живопись, спасая  ее от  снижения до  простой узорчатости.  Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М., 1971. С. 27-31                                                                       

    В период нового каменного века, или неолита (около 4 тыс. до н. э.),  пещерная живопись  отходит на  второй план,  уступая первенство скульптуре – глиняным  статуэткам. Началось  более или  менее массовое  производство однотипных изделий,  в  частности  скульптурных  изображений  животных  и  людей,  особенно женщин.  Археологи находят  их на огромном  пространстве:  от  Средиземного  моря  до   Байкала.  И,   наконец,  большое   распространение  получили примитивные  каменные  столовидные  конструкции  из  больших  каменных  глыб  –  дольмены,  и  сложные  сооружения округлой  формы  из  грубо  оттесанных  каменных  блоков,  на  которых  лежат  перекрывающие  их  плоские каменные плиты,  – кромлехи.  Самое крупное  и известное  сооружение-кромлех сохранилось  в Стоунхендже  (графство Уилтшир, южная Англия). Исследователи полагают, что оно создано около 2 тыс. до н. э. Энциклопедия  для детей  и юношества: История искусства. Изобразительное искусство и архитектура. Ч.1. – М., 1996. С. 42                                   

                                                                                                                 

 

Д – искусство периода бронзы и раннего железного века                                                            

    В эпоху классообразования появились новые виды искусства, а искусство в целом стало дифференцироваться на  элитарное  и  простонародное.  Возникла монументальная  архитектура. Прототипом  ее были  известные уже  в неолите мегалитические  сооружения:  монолиты-менгиры,  их параллельные  ряды –  алиньеманы, составленные  из них  круги – кромлехи,  вертикальные  плиты,  перекрытые  горизонтально  уложенными  плитами  –  дольмены.  Но это  скорее была протоархитектура.  Теперь  наряду  с  ними  появились  циклопические  или  сырцовые укрепления,  храмы, усыпальницы, которые,  как  это прослеживается  в древних  Месопотамии и  Египте, прямо  связаны с  выделением крупных  вождей. С вождями или выдающимися воинами по большей части связано и появление монументальной скульптуры  надгробных  статуй.  Выделение  ремесла  сопровождалось  замечательным   расцветом  прикладного   искусства,  лучшие образцы  которого  создавались  опять-таки  для  нужд  вождей.  Это  были  разукрашенная одежда,  ювелирные изделия, дорогое  оружие,  домашняя  утварь  и  т.п.  Получили  распространение  художественное  литье,  торевтика, тиснение, золочение  металлических  изделий,  применение  эмали,  инкрустация   драгоценными  камнями,   перламутром,  костью, рогом,  черепаховым  щитом  и  т.д. Начальный  этап художественной  обработки металла  отражен в  искусно выкованных и  гравированных  тотемными  знаками  медных  пластинах северо-западных  индейцев, расцвет  – в  знаменитых скифских и  сарматских  изделиях,   украшенных  реалистичными   или  условными   изображениями  людей,   животных,  растений. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 312              

 

Е – музыка и танцы в первобытном обществе                                                                        

    Археологически прослеживается и возникновение таких видов искусства, как  музыка (верхнепалеолитические  трубчатые  кости  с  боковыми  отверстиями,  просверленные  рога)  и  танец  (мадленский  рисунок). В музыке ее  инструментальной  форме,  несомненно,  предшествовала  вокальная,  что  могло  сохраниться  достаточно  долго. По  крайней мере огнеземельцам  и лесным  ведам, имевшим  различные песни,  не было  известно ни  одного музыкального инструмента. Но в большинстве  случаев  этнографические  параллели   показывают  не   только  наличие,   но  и значительное разнообразие таких инструментов. Это  дощечки для  отбивания такта,  ударные приспособления  из двух кусков  дерева  или  натянутые  куски  кожи  колотушки,  простейшие  щипковые  инструменты,  прототипом  которых, вероятно, была тетива лука, различные дудки, гуделки, свистелки, трубы, флейты.                                 

    Танцы  были  бытовыми  и  ритуальными, охотничьими  и военными,  мужскими и  женскими и  т.п. Как  правило они, коллективны  и изобразительны: это имитация, часто с  помощью масок,  сцен хозяйственной  деятельности, половых отношений и др.                                                                                                 

    Музыкальный  и  танцевальный  фольклор  мог  соединяться с  изобразительным творчеством  и служить  основой для примитивных   театрализованных   представлений,   наиболее   полно   выражавших   эмоционально-познавательную   и воспитательную  сущность  уже  самого  раннего  искусства.  Алексеев  В.П.,   Першиц  А.И.   История  первобытного общества. – М.,1990.С.210-211                                                                                     

    Разложение  первобытного  общества.  У  ряда  племен  (эскимосы, южноамериканские  ваиваи,   отдельные  племена Тропической  Африки)  соперничество  из-за  женщин или  борьба за  власть породили  обычай соревнования  в песнях, иногда  в  форме  полушутливой  перебранки. В  песнях  всегда присутствовал музыкальный элемент, достигавшийся ритмизацией или   инструментальным   сопровождением. В   числе   музыкальных  инструментов   появились  новые, снабженные   резонаторами   струнные   инструменты,  усложненные   мембранные  барабаны,   многоствольные  “флейты Пана”. В танцевальном фольклоре также появились новые виды, тесно  связанные с  земледелием и  скотоводством. Это, например,  т.н.  “бесстыдные  танцы”  плодородия.  Существовали  и  сидячие  танцы  с  колебательными  движениями, которые,  возможно,  археологически  зафиксированы  раннетрипольскими  женскими  статуэтками  с   откинутым  назад корпусом.  В  мужских  домах  при  инициационных  и  других  обрядах   исполнялись  специфически   мужские  танцы. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 250                                          

    Музыка  начинается с  погремушки и  барабана, которое  в том  или ином  виде сохраняет  свое место  на протяжении  всей  истории  цивилизации,  между  тем  свирель  и  струнные  инструменты   представляют  собой   уже  позднейшее  достижение музыкального искусства. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. С. 63                               

                                                                                                                                             

                                                                                                                   

 2. Первобытная религия                                                                                              

                                                                                                                   

    Эдуард Тайлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом: существуют ли на  земле  или  существовали  когда-нибудь  прежде  племена  людей,  у  которых совсем  не было  никаких религиозных понятий?  В  своей  книге  “Первобытная  культура”,  в  которой  собрано  огромное  количество  мифов  самых  разных народов мира, автор сделал вывод: нет, наука не знает таких племен. Энциклопедия для детей. Т.6. Ч.1.  Религии мира. – М., 1996. С. 17                                                                                                    

                                                                                                                    

 Б – магия как стадия, предшествовавшая религии                                                                     

    Магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже  явления природы,  а также  и сами  эти действия.  Не понимая  настоящей взаимосвязи  наблюдаемых фактов  и превратно истолковывая  случайные  совпадения,  человек  полагал,  что  с  помощью  определенных  действий  и  слов  он  может помогать или вредить  людям, обеспечивать  успех или  неуспех в  промысле и  т.д. Различают  “белую” (охранительную) и  “черную”  (“вредоносную”  магию.  Другая  ее  систематика  связана с  объектом воздействия:  производственная, или промысловая,  любовная,  лечебная  и  т.п.  магия.  Примером  промысловой  магии  может  служить “пляска  кенгуру” у аборигенов  Австралии,  во  время  которой  одни  изображали  этих  животных,  а другие  якобы поражали  их копьями. Возможно,    сходные    магические   приемы    археологически   засвидетельствованы    частыми   знаками    ран   на позднепалеолитических  рисунках  и скульптурах  животных. Распространено  мнение, что  магия –  это еще  не религия, так  как  она  ориентирована не  на сверхъестественное,  а на  представляющиеся естественными  возможности человека. Но в тотемизме,  анимизме и  фетишизме сверхъестественное  также не  отделено от  естественного. В  то же  время все эти  представления  отражают  превратное,  ложное,  фантастическое  понимание  мира.  Алексеев  В.П.,   Першиц  А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 213-214                                                                  

    Различие  между  религией  и  магией  по  мнению  Джеймса   Фрэзера.  Различие   заключается  в самом  содержании представлений.  Магия  основана  на  ошибочном  применении  психологического  закона ассоциации  идей по  сходству и смежности:  связь  сходных  или  смежных  представлений  первобытный  человек  принимал  за  реальную   связь  самих предметов. Однако в основе  магии лежит  тот же  принцип, на  котором основана  и наука:  убеждение в  постоянстве и единообразии сил природы, в незыблемости связи причин  и следствий.  Напротив, религия  отличается и  от магии  и от науки  тем,  что  допускает  произвольно  вмешательство  личных  сверхъестественных  сил  в  ход  событий;  сущность религии как раз  и состоит  в стремлении  человека умилостивить  эти силы,  которые он  считает стоящими  выше себя. Магия,  т.о.,  прямо противоположна  религии: магия  основана на  вере человека  в свою  способность непосредственно воздействовать  на  объект  и  достигать  желаемой цели,  – тогда  как религия  обращается к  покровительству высших личных  сил; выполнение  магического обряда  должно неминуемо  повести к  определенному результату,  в то  время как молитва,  обращенная  к  божеству,  может быть  услышана или  не услышана  последним. Фрэзер  Дж. Золотая  ветвь. – М., 1986. С. 54-56; Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990. Сущность и происхождение магии                         

    В  целом  магия как  серия ритуальных  обрядов была  вызвана к  жизни реальными  потребностями общества,  которые в силу  непредсказуемых  обстоятельств  бытия  диктовали  такого  рода  путь  связи  с  миром  сверхъестественных сил. Однако  в  то  же время  магия сыграла  немалую роль  в закреплении  в сознании  людей пралогического  мышления, что сыграло  важную  роль  в  процессе   формирования  религиозного   сознания.  Ведь   по  мере   развития  магического мышления  человеку  стало  казаться  все  более  очевидным  и  само  собой  разумеющимся,  что   желаемый  результат зависит  не  столько  от  целенаправленного  действия,  сколько  от  привходящих  обстоятельств,   окутанных  магией сверхъестественного.  А  это  вело  к  тому,  что  многие  конкретные  явления  и  даже отдельные  предметы начинали восприниматься в качестве носителей магической силы. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988. С. 36           

                                                                                                                   

 В – анимизм – одна из форм религии                                                                                  

    Анимизм (от лат. – душа) – вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или  действующие  самостоятельно  (духи).   Анимистические  верования   связаны  с   одушевлением  природы.   Зачатки  их имелись  уже  на  стадии  раннепервобытной  общины:  у  тасманийцев,  австралийцев,  огнеземельцев  и  других низших охотников,  рыболовов  и  собирателей  существовали  смутные  представления  о  душах умерших  людей, злых  и добрых духах,  обычно  мыслившихся  в  виде  физических,  осязаемых  существ.  Возможно, что  с этими  представлениями было как-то  связано   и  почитание   охранительниц  домашнего   очага,  засвидетельствованное   в  позднепалеолитических женских статуэтках. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 212-213                   

    Тайлор  ввел  в  этнографию  понятие  “первобытный  анимизм”.  Анимизмом  он  назвал  веру  в  духовные существа, составившую   первоначальный   “минимум  религии”.   По  его   мнению,  первобытные   люди,  задумываясь   о  таких явлениях,  как сновидения  или смерть,  заключили, что  в каждом  человеке имеется  некая особая  субстанция, душа, которая может временно  или навсегда  покидать свою  телесную оболочку.  Из представлений  о связанной  с человеком душе  развились  представления   об  отдельно   существующих  духах,   ставших  олицетворением   природных  стихий, растений   и  животных.   Отсюда  идет   прямая  линия   к  политеистическим   представлениям  о   пантеоне  богов, олицетворяющих  силы  природы,  и,  наконец, к  монотеистической вере  в единого  бога. Свою  анимистическую теорию происхождения   религии  Тайлор   проиллюстрировал  впечатляющим   сравнительным  этнографическим   и  историческим материалом,  призванным показать  распространение анимизма  на земном  шаре и  его эволюцию  во времени.  Он привел также   немало   фактов,   свидетельствующих   о   связях   анимизма   с   другими   религиозными   представлениями первобытности –  фетишизмом и  тотемизмом. Тем  самым он  правильно указал  на то,  что различные  виды первобытных религиозных  представлений  не  изолированы,  а  тесно  переплетены  между  собой.  Заслуга  анимистической  теории состоит в том, что она показала несостоятельность нередких в те времена  поисков изначальной  веры в  единого бога, древнейшего монотеистического  пласта религии.  Особая, очень  важная сторона  анимистической теории  заключается в ее  проекции на  позднейшие и  прежде всего  современные Тайлору  развитые религиозные  верования и  культы. Тайлор был  первым  этнографом,  привлекшим  внимание  к   практическому  значению   первобытной  истории   для  понимания всего последующего в жизни человечества. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989                               

    Начальная сущность  анимизма состояла  в фантастическом  наделении всех  явлений мира  (и прежде  всего человека) особыми  душами  –  животворными  началами,  управляющими  круговоротом  жизни  и  смерти,  всеми  взаимодействиями бытия.  Ярким носителем  целой анимистической  концепции в  культуре верхнего  палеолита явился  образ “праматери”, “женщины вообще”. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. – М., 1990. С. 18                                       

    В  отличии  от  тотемизма  анимистические представления  имели более  широкий и  всеобщий характер,  были понятны и доступны всем и каждому,  причем воспринимались  вполне однозначно.  Восходящая к  анимизму вера  в то,  что души людей,  прежде  всего  покойников,  продолжают  свое  существование  главным  образом  именно в  бестелесной форме, служила   как   бы   соединяющим   звеном   между   групповыми   тотемистическими   и   всеобщими   анимистическими верованиями  и  обрядами.  Воздавая  должное  душам  покойных  предков,  первобытные  люди  тем самым  надеялись на защиту  и  покровительство  покойников  в  гигантском  мире  потусторонних  сил.  Васильев  Л.С.   История  религий Востока. – М., 1988.С. 34                                                                                           

                                                                                                                  

 Г – тотемизм                                                                                                     

    Тотемизм (из языков индейцев –“его род”)-это вера в существование сверхъестественной связи между группой людей  и  определенным  видом  животных  или  растений  (тотемом),  реже  других  предметов  или  явлений  природы. Тотему  не  поклонялись,  но считали  его “отцом”,  “старшим братом”  и т.п.,  помогающим сородичам.  Последние, со своей стороны, не должны  были убивать  тотем, причинять  ему вред,  употреблять в  пищу. У  каждого рода  был свой священный центр,  с которым  связывались предания  о тотемических  предках и  оставленных ими  “детских зародышах”, дающих  начало  новым  жизням.  Здесь  хранились тотемические  реликвии и  совершались связанные  с ними  обряды. В целом тотемизм был идеологическим отражением связи рода с природной  средой, что  в то  время могло  осознаваться в единственно  понятной  форме  родства.  Тотемизм  мог  принимать  и  другие  конкретные  формы  и  быть  не  только родовым:  известен  половой  тотемизм,  связанный  с  естественным разделением  труда, существовали  личные тотемы. В.П. Алексеев, А.И Першиц История первобытного общества. – М, 1990. С. 212                                          

    Важно отметить, что тотем не обожествлялся, его не наделяют  свойствами и  качествами бога,  люди просто  верят в свое родство с ним. Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч.1. Религии мира. – М., 1996. С. 25                             

    Тотемные  представления  сыграли  огромную  роль  в  процессе  формирования родового  общества: именно  они более всего  способствовали  отграничению группы  сородичей от  остальных, возникновению  четкого представления  о своих, т.е.  принадлежащих  к  данному  тотему,  на  которых  строго  распространялись  уже  выработанные  веками  нормы и обычаи,  и  чужих,  не  принадлежавших  к  этому  тотему  и  тем самым  как бы  стоявших вне  всех принятых  норм и обычаев данного коллектива.                                                                                      

    Вместе  с  тотемизмом  возник  обычай  табуирования,  который  в  условиях  первобытной  общины   стал  важнейшим механизмом  регулирования  социально-семейных  отношений.  Васильев  Л.С. История  религий Востока. –  М., 1988.  С. 32

                                                                                                                 

 Д – фетишизм                                                                                                     

    Фетишизм (от португ. – амулет, волшебство) – вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов  (камня,  дерева,  клык  зверя и  т.д.), определенных  орудий труда  или предметов  обихода, а  позднее и специально   изготовленных   культовых   предметов.   Фетишистские   представления   также   являются  одушевлением неодушевленного.  Однако  с  определенным  выбором.  Так,  фетишем  становились,  скажем,  спасшая   людей  пещера, насытившее их после  голодовки дерево,  добычливое копье  и т.д.  Алексеев В.П.,  Першиц А.И.  История первобытного общества.  – М., 1990. С. 213                                                                                          

   Эдуард  Тайлор  относит  к  области  фетишизма  и  многочисленные  формы  погребальных  обрядов,  существующие  у разных народов. Энциклопедия для детей. Т.6. Ч.1. Религии мира. – М., 1996. С. 23                                   

   Фетишизм  проявился  в  создании  идолов  –  предметов  из  дерева,  глины  и иных  материалов и  различного рода амулетов,  талисманов.  В  идолах  и  амулетах  видели  опредмеченных  носителей  частицы  того сверхъестественного могущества,  которое  приписывалось  миру  духов, предков  и тотемов.  Фетишизм явился  как бы  завершающей стадией процесса  формирования  всего  комплекса  ранних  религиозных  представлений  первобытного человека.  Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988. С. 37                                                                            

 

 3. Практические знания древних (астрономия, медицина, география, математика)                                        

                                                                                                                    

Астрономия                                                                                                        

    Период разложения первобытного строя. Развитие земледелия, в особенности ирригационного, потребовало точного определения начала полевых  работ, сроков  полива и  т.п., а  тем самым  упорядочения астрономических  и календарных знаний.  Если  меланезийцы  не  пошли  дальше  различия звезд  и планет,  то полинезийцам  уже были  известны многие отдельные   звезды   и   созвездия.   Возможно   на   рубеже  классовых   обществ  началось   применение  простейших астрономических  приборов:  по  крайней  мере  древние  майя уже  пользовались для  фиксации точки  наблюдения двумя перекрещенными палками. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 308                   

                                                                                                                   

 Медицина                                                                                                            

    Большое развитие получили такие практические отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. Человек  овладел  простейшими  приемами  залечивания  переломов,  вывихов  и  ран, удаления  больных зубов  и других несложных  хирургических  операций,  лечения  простуды, нарывов,  ядовитых укусов  и т.п.  Начиная с  мезолита стали известны   трепанация   черепа   и   ампутация   поврежденных  конечностей.   Как  показывает   сравнительно  хорошо изученная  народная  медицина  аборигенов  Австралии,  люди  раннеродовой  общины  широко  применяли  как физические (кровопускание,  массаж,  холодные  и  горячие  компрессы, компрессы  с использованием  речного ила  и т.д.),  так и лекарственные  средства  растительного,  животного  и  минерального  происхождения.  Они  умели  пользоваться шинами при  переломах  костей,  останавливать  кровотечение  с  помощью  паутины,  золы, жира,  игуаны, высасывать  кровь и выжигать  ранку  при  змеином  укусе,  лечить  простуду  паровой  баней,  болезни   желудка  –   касторовым  маслом, эвкалиптовой  смолой,  луковицей  орхидеи,  кожные  заболевания  –  прикладыванием  глины,  промыванием мочой  и пр. При  неправильном  положении  плода  у  роженицы  знахарь  массажем  придавал  ему  нужный  поворот.  Примечательно, что  уже  на  заре медицины  было осознано  значение психотерапии:  лечение часто  завершалось приказанием  встать и приняться за  работу. Знание  ядовитых свойств  растений и  животных широко  применялось на  охоте и  в рыболовстве. Известны были и противоядия. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 206-207         

                                                                                                                    

География                                                                                                          

    Появились  первые  географические  карты  –  обозначения  маршрутов,  нанесенные  на  древесную  кору,  дерево  или кожу. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 248                                     

    Период  разложения  первобытного  строя.  Дальние  торговые  экспедиции  и  военные  походы, сухопутные  и морские, послужили  накоплению  астрономических  наблюдений.  А  также  развитию  начатков  географии  и  картографии.  Среди датируемых  бронзовым  веком  петроглифов  долины  Валькамоника  на  севере  Италии   обнаружена  карта   одного  из проходивших  здесь  древних  торговых  путей  из  Средиземноморья  в  Центральную   Европу.  Полинезийцы   во  время своих  длительных  походов,  пользовались  картами  из   палочек,  стеблей,   камешков  или   раковин,  изображавших направления течений и  ветров, морские  пути и  острова. Алексеев  В.П., Першиц  А.И. История  первобытного общества. – М., 1990. С. 310                                                                                                    

                                                                                                                   

Математика                                                                                                          

    В силу особенностей первобытного мышления медленнее развивались знания, требовавшие обобщенных, абстрактных представлений.  В некоторых  обществах аборигенов  Австралии имелось  только три,  у бушменов  – четыре, у  огнеземельцев  –  пять  обозначений численных  понятий. Чтобы  сказать “пять”,  австралийцы таких  групп говорили “три”  и  “два”;  всякое  число  свыше  десяти  выражалось  словом  “много”.  В  большинстве  обществ,  счет которых известен, в основе счисления лежали числа 5 и 10 – по  количеству пальцев  на одной  или обеих  руках; эти  же числа шире  всего  представлены  археологически  в  палеолитической  графике  –  зарубках,  насечках,  красочных  пятнах и линиях.  Вообще  же,  абстрактность  численных  представлений  была  относительной:  существовали  не  столько числа вообще, сколько числа  определенных предметов.  Иными словами,  каждый раз  фигурировали не  “два”, “три”,  “пять” и т.д., а две руки или ноги, три луковицы или куска мяса, пять пальцев или копий и т.д. Подобный счет был тесно связан с  непосредственными  жизненными  потребностями.  Существует  мнение,  что  счет  порожден  нуждами  распределения и что  древнейшими  арифметическими  действиями  было  не  сложение  и   вычитание,  а   деление,  без   которого  был невозможен раздел добычи.                                                                                          

    Период  разложения  первобытного  строя.  Развитие  скотоводства  требовало   подсчета  крупных   поголовий  скота, знания количества обмена – подсчета мерил стоимости и т.д. В  ряде обществ  на этой  стадии развития  (айны, алеуты, полинезийцы  и  др.)  счет  уже  велся  до  10000  и  выше.  Необходимость  обращения  с  такими числами  и развитие абстрактных  представлений  привели  к  появлению числовых  разрядов и  систем счисления,  в основание  которых были положены   разные,   но   почти  всегда   связанные  со   счетом  на   пальцах  принципы.   Началась  дифференциация математических знаний,  в частности,  развитие начатков  геометрии. Без  появления геометрических  знаний невозможно было  строительство  ирригационных сооружений,  свайных построек  на озерах,  защитных укреплений  и т.п.  Тем более невозможно  было  без  них  зарождение   частного  землевладения   с  его   “землемерием”,  давшим   название  самой геометрической науке. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 308-309                

                                                                                                                    

 4. Пиктография и другие виды письменности                                                                          

 

    Письменности  еще,  разумеется,  не  было  хотя  уже  у  аборигенов   Австралии  появились   зачатки  своеобразной “дописьменности”.  Пиктография,  или  рисуночное  письмо,  –  использование  специально  сделанных  изображений для запоминания  или  передачи  мысли.  Однако  понять  значение  таких “записей”  обычно можно  было только  с помощью того, кто сам их сделал. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 209                 

    В  период  разложения  первобытного  строя  записываться  могли  сообщения,  предназначенные  как для  передачи на расстояние  (предложения  дарообмена,  установления  мирных  отношений,  любовные  послания  и  пр.),  так   и  для сохранения  во  времени  (фиксация  важных  преданий  и  памятных  событий).  Существовали  целые  пиктографические хроники,   например   знаменитая   “Валам   олум”   (“Красная   запись”)   североамериканских   индейцев-деловаров, изобразивших  184  рисунками  на  древесной  коре все  свои исторические  предания. У  некоторых племен  из счетных шнурков  развивались  своеобразные  эквиваленты  пиктографии,  передававшие  мысль  формой, цветом  и расположением узелков (“узелковое письмо”) или раковин (“вампум” североамериканских индейцев). Но, как и прежде,  если не  все, то большинство  пиктографических  символов  и  тем  более  целые  пиктограммы  требовали  устных  пояснений.  Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990. С. 248                                                  

    Петроглифы  Сибири   и  Дальнего   Востока  представляют   обширный  ценный   материал  для   освещения  различных сторон  жизни  древнего  населения  Северной  Азии.  В  них  нашли  отражение  хозяйство,  социальные  отношения, в особенности  духовная  культура,  искусство  и  мировоззрение,  религия  и  культы  древних  племен  и народностей, населявших  этот  огромный  край  от  Тихого  океана  до  Урала,  от  Ледовитого  океана  до  Монголии.   Самой  же волнующей  является  возможность  использования петроглифов  как материалов  по этнической  истории. Работа  в этом направлении позволяет исследователю за вещами увидеть людей, перешагнуть из мира мертвых вещей археологических документов – в  мир живых  народов. И  при этом  даже протянуть  нити, связывающие  древние племена и  народности  с  современными   нам  народами.   Окладников  А.П.   Петроглифы  и   первобытная  история   // В сб.  Атеистические чтения. – М., 1981. С. 64-65                                                                            

    Разновидности письма обычно делили на три основных типа: 1) рисуночное, иначе пиктографическое, письмо, пиктография (лат. – “нарисованный” и греч. – “пишу”; буквально – “письмо рисунками”) 2) иероглифическое письмо (идеографическое  письмо,  буквально  –  письмо  идеями) 3)  фонетическое, или  звуковое письмо.  Общее соотношение между  иероглифическим  и  идеографическим  названием  примерно  такое  же,  как  между  частями  сложного названия русского письма – буквенно-звуковое: в нем есть указание на знак письма (буква) и на значение знака (звук); так и в разъясняемом случае: иероглиф знак письма, идея, смысл – значение этого знака. Иероглиф обозначает  не слово  в его конкретном звучании, а только смысл, идею слова,  как, например,  цифры, являющиеся  своего рода  иероглифами. Это, однако, нельзя понимать прямолинейно – только “идея”, а не “звучание” соответствующих слов:  те, для  кого привычно иероглифическое, идеографическое письмо, за иероглифами  видят не  только идеи,  но и  слова своего  родного языка. Само  слово  “иероглиф”  буквально  значит  “священный  вырезанный  (знак)”.  Так  называли  древние   греки  знаки древнеегипетского  письма  при  первом  знакомстве   с  ними:   знаки  были   непонятными  и   казались  чудесными, священными, хотя употреблялись  и в  обычном письме.  Моисеев А.И.  Звуки и  буквы, буквы  и цифры...  – М.,  1987. С.13

    Существует  другое  деление, где 1) пиктографическое письмо соответствует  фразографическому письму,  т.е. письму ориентированному  на  передачу  целых  предложений  –  фраз.  2)   логографическое  письмо   (логография):  письмо, ориентированное    на    обозначение    слов    /   древнеегипетское    и   китайское    иероглифическое   письмо З) морфемографическое  письмо  (морфемография):  письмо,  знаки  которого  обозначают морфемы  – значимые  части слов, главным  образом  корни  слов  /  современное   китайское  письмо;   иероглифы  в   нем  обозначают   не  отдельные самостоятельные слова, а  морфемы –  составные части  сложных слов  4) силлабо-графическое  письмо (силлабография): письмо,  знаки  которого  обозначают  слоги  без  деления  их  на  отдельные звуки  / современное  индийское письмо деванагари  5)  фонемографическое  письмо  (фонемография):  письмо,  простейшие  знаки  которого,  буквы, обозначают звуки речи – фонемы, а обозначение (написание) слов складывается из обозначения входящих в  них звуков;  делится на “консонантное” письмо (буквы только для согласных звуков)  / финикийское  письмо (конец  2 тысячелетия  до н.  э. – первые века н.  э.) и  “вокализованное” письмо  (буквы и  для согласных,  и для  гласных) /  древнегреческое письмо (примерно с 9-8 вв. до н. э.). Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры... – М., 1987. С.14-17

 


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!