Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Права и свободы в Древнем Вавилоне»

/ История Древнего Востока
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


                       

                                                                           Культура древней Месопотамии и древней Азии

1. Источники по истории культуры Ближнего Востока

                                                                   

    Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов.                                           

   

А –  памятники  материальной  культуры 

    Найденные  при  раскопках  древнейших  поселений  (городов  3-1  тыс. до  н. э. Эреду,  Ура,  Урука, Лагаша  и др.)  орудия труда,  остатки жилищ,  погребения, зерна  и кости  животных, украшения, статуэтки  содержат  большой  информативный  материал  о  ранней  истории Месопотамии.  Важное значение  для истории имеют  даже  небольшие  и  на  первый  взгляд  не  первостепенные  вещественные  памятники,  например цилиндрические печати и их оттиски, находимые в Месопотамии. Находки таких печатей  в Египте,  на Бахрейнских  островах, в  Индии и в  других  странах  позволяют  говорить  о  существовании  торговых  связей  их  с  городами    Двуречья, установить синхронность событий и восстановить хронологию сразу нескольких государств.                                        

 

Б – письменные  документы. 

    Появляются  на  рубеже  4-3  тыс.  до   н.  э.   Хозяйственные  документы:   это  документы хозяйственной  отчетности,  которые  учитывают выдачу  и поступление  продуктов, количество  рабов или  работников и т.д. Юридические  документы. Это  прежде всего  своды законов  (наиболее известные:  законы Шульги  конца 3  тыс. до н. э., законы из Эшнуны 20 в. до н. э., 282 статьи сборника законов царя Хаммурапи 18 в. до н. э.), а также судебные протоколы,  материалы  расследований,  приговоры  по  различным  делам  и  т.д. Дипломатические  документы: описание пограничных  конфликтов между  городами Лагашем  и Уммой  в 24  в. до  н. э.;  договор, заключенный  между аккадским царем и одним из царей Элама в 23 в. до н. э.; дипломатический архив из дворца царя Мари начала 2-го тыс. до  н. э.; дипломатический   Телль-Амарнский  архив,   найденный  на   территории  Египта.   Большое  значение   имеют  надписи исторического  содержания  (например,  лагашского  правителя  Эанатума,  особенно на  его победной  “Стеле коршунов”, надписи ассирийских и нововавилонских царей).                                                                      

   

В – другие источники

    Памятники  шумеро-аккадской  словесности.  Эпические  поэмы   об  Энмеркаре,   правителе  Урука;   шумерская  поэма “Гильгамеш и Ага”; пословицы, поговорки; “Эпос о Гильгамеше”.                                                      

    Источники из других стран Древнего Востока. Библия; персидские источники: “Цилиндр Кира”, надписи Дария I, и прежде всего Бехистунская, где рассказывается о восстаниях вавилонян против персидского господства.           

    Произведения   античных    авторов.    Античные    авторы   оставили    яркие   описания    природы   Месопотамии, особенностей  ее  климата,  обычаев  населения,  религиозных  верований, достижений  культуры, а  также исторических преданий. Самые подробные сведения содержатся в  труде греческого  историка Геродота  (5 в.  до н.  э.); “Персидской истории”  в  23  книгах  Ктесия  Книдского;  грека  Ксенофонта  (“Киропедия”  и  “Анабасис”);  “Географии” Страбона; “Иудейских древностях”  Иосифа Флавия  и др

История Древнего  Востока // Под ред.  В.И. Кузищина. – М., 1988.  С. 96- 101                                                                                                                

                                                                                                                   

2. Литература древней Месопотамии и ее место в Ветхом Завете                                                      

                                                                                                                   

А – основные жанры    

                                                                                             

    Сохранилось  значительное  количество  поэм,  лирических  произведений, мифов,  гимнов, легенд,  эпических сказаний и  сборников  пословиц,  которые  когда-то  составляли  богатую  шумерскую  литературу.  История Древнего  Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 168                                                                             

                                                                                                                    

Б – эпос Гильгамеша                                                                                                

    Английский  ученый  Джордж  Смит в  19 в.,  изучая глиняные  книги, таблички,  найденные при  раскопках Ниневии, столицы  Ассирии,  впервые  обнаружил  текст  “Эпоса  о  Гильгамеше”.  Артамонов С.Д  Литература древнего  мира. – М., 1988. С. 75

    Важнейшим памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше и его соратнике  Энкиду.  В  наиболее полном  виде текст  большой эпической  поэмы о  Гильгамеше сохранился  записанным на аккадском   языке.   Но   дошедшие   до   нас   записи   первичных  отдельных   былин  о   Гильгамеше  неопровержимо свидетельствуют  о  шумерском  происхождении  эпоса.  Гильгамеш  в  эпосе  выступает  как  царь  города  Урука,  сын смертного  и  богини  Нисун.  В  царских   списках  времен   третьей  династии   Ура  упоминается   царь  Гильгамеш, представитель  первой  царской  династии  города  Урука.  Последующая  традиция,  таким  образом,  сохранила  о  нем память,  как  об   историческом  лице.   Шумерские  былины   о  Гильгамеше   с  бесспорностью   доказывают  народный характер этого эпоса. Так,  в первичных  шумерских былинах  в качестве  соратника Гильгамеша  во время  его подвигов выступает не только богатырь Энкиду, но также представители народа: 50 человек из числа “детей города”,  т.е. народа города  Урука,  помогают  Гильгамешу  и  Энкиду в  походе на  страну кедрового  леса (Ливан),  охраняемого чудовищем Хувавой. В  былине о  борьбе Гильгамеша  с царем  Киша Аккой  рассказывается, что  Гильгамеш отверг  требование царя Киша  выполнить для  него работы  по ирригации,  и в  этом отношении  его поддержало  собрание народа  города Урука. Что  же  касается  знати,  то  она,  собравшись в  совете старейшин,  трусливо советовала  подчиниться царю  Киша. В основе  этой  былины  лежит,  по-видимому,  исторический  факт  борьбы  Урука  за  свою  самостоятельность  с мощным городом-государством  Кишем  на  севере.  Цикл  сказаний  о   Гильгамеше  оказал   большое  влияние   на  окружающие народы.  Его  восприняли  аккадские  семиты,  а  от  них  он распространился  в Северной  Месопотамии и  Малой Азии. Всемирная история. Т.1. – М., 1955. С. 222-223                                                                         

    Обработке  подверглись  в  Вавилоне  шумерские  сказания  о  Гильгамеше.  Возможно,  что   к  этому   времени  были сведены  в  единый  эпос  ранее  существовавшие  разрозненные  предания о  Гильгамеше, хотя  некоторые исследователи относят создание этой эпической поэмы еще к концу 3-го тыс. до н. э. Вавилонская обработка сказалась, в частности, в трактовке образа главного героя. Содержание эпоса  о Гильгамеше  в том  виде, в  каком он  был написан  на аккадском языке,  таково:  Гильгамеш,  царь  Урука,  не  находя  применения  своим  могучим  силам,  угнетает  жителей  Урука. Услышав  их  молитвы,  боги  создают  первобытного  человека  –  героя  Энкиду, живущего  со зверями.  Энкиду было предназначено  сделаться  другом  Гильгамеша  и  направить  его  силы  на  совершение  подвигов,  полезных  людям. Соблазненный  любовью  к  женщине, Энкиду  должен был  порвать прежнюю  свою тесную  связь с  природой и  прибыл в Урук, где, померявшись силами с Гильгамешом, стал его другом.  Друзья совершают  ряд подвигов  на пользу  людям, в том числе убивают хранителя кедров,  чудовище Хумбабу  (по шумерски  – Хуваву).  Затем Гильгамешу  предлагает свою любовь богиня Иштар, но тот отвергает ее и, вместе  с Энкиду,  убивает посланного  против них  богиней чудовищного быка.  При  этом  Энкиду  наносит тяжкое  оскорбление богине  и за  это должен  умереть. Перед  Гильгамешом встает вопрос  о  смертности  людей.  Несмотря  на  уговоры  богов  и  людей,  несмотря  на  величайшие  препятствия,  он предпринимает  путешествие  на  край  света,  где  находится  переживший  потоп  герой Утнапиштим  (Зиусудра). Тот рассказывает ему историю потопа и своего спасения, но уверяет Гильгамеша, что  вечной жизни  для человека  быть не может.  Тем  не  менее  он  помогает  Гильгамешу найти  волшебное растение,  освобождающее от  старости. Гильгамеш решает  разделить  его  со  своим  народом,  но  на  обратном  пути  растение  похищает змея.  Поэма первоначально кончалось  похвалой  мудрецам,   построившим  древние   стены  Урука   и  тем   создавшим  вечную   ценность.  Эта мужественная  и  глубокая  по  мысли  поэма,  герои  которой  выступают  как  поборники  блага людей  и богоборцы, подвергалась  тенденциозной  переработке  в  господствовавшем  духе  проповеди  смирения  и  покорности  богам.  В частности,  в  конце  к  поэме был  прибавлен перевод  проникнутой религиозным  духом шумерской  песни о  том, как Гильгамеш  вызвал  из  преисподней  дух  Энкиду  и тот  рассказал ему  о печальной  судьбе мертвых,  страдающих от голода  и  жажды.  Эта  судьба  несколько   облегчается  якобы   лишь  выполнением   соответствующих  погребальных обрядов  и  принесением  жертв.  Эпос  о  Гильгамеше  был  написан  стихотворным  размером,  основанном  на  счете ударений. Всемирная история. Т.1. –  М, 1955. С. 306-307                                                            

 

Вдругие виды литературных произведений  

                                                                       

    Запись литературных произведений началась в конце 3-начале 2 тыс. до н. э. (молитвы, заклинания, эпические поэмы  о  богах,  героический  эпос, басни,  пословицы). Ведущее  место в  литературе Двуречья  занимает эпическая поэзия.  Она  делится  на  несколько  жанров:  1)  мифологический  и  этнологический  эпос  –  поэмы  о  богах,  о возникновении  мира,  городов,  культурных  изобретений; они  близки по  языку, стилю  и содержанию  к религиозным гимнам и  играли большую  идеологическую роль  в воспитании  населения в  духе повиновения  господствующему классу (например, аккадская космогоническая поэма середины 2 тыс. до н. э. “Когда вверху”); 2) героический эпос. О героях г. Урука, поэма о Гильгамеше, о героях Этане,  Адапе и  др.; 3)  историко-героический (дружинный)  эпос –  поэмы о подвигах исторических деятелей, главным образом – царей (например, песни о царях Саргоне и Нарамсине (3 тыс.  до н. э.); 4)  жреческий историко-дидактический  эпос; в  нем цари  враждебных городов  выставлялись в  роли нарушителей божественных  постановлений.  Близки  к  нему  плачи  о  разрушении  городов.  К  собственно  дидактической поэзии относится “Песнь о  невинном страдальце”  (2 половина  2-го тыс.  до н.  э.), проповедующая  неисповедимость путей божества  и примыкающая  к покаянным  псалмам, и  ряд аналогичных  произведений, прослеживаемых  вплоть до  1 тыс. до н. э., а также  нравоучительные диалоги  (например, скептическая,  утверждающая бессмысленность  и бесцельность жизни “Беседа господина с рабом”, стихотворные беседы лошади  с волом,  тамариска с  финиковой пальмой,  серебра с бронзой и др.),  нередко отражающие  народные воззрения,  поучения для  школьников, сборники  афоризмов. Датировка возникновения  многих  памятников нравоучительной  литературы неясна,  но некоторые  из них,  так же  как сборники пословиц и басен, восходят еще к 3  тыс. до  н. э.  Особое место  занимает поэма  о посрамлении  богача ниппурским бедняком (середина 2 тыс. до н.э.).                                                                              

    Наиболее  обширной  группой  памятников  являются  произведения  культовой  поэзии  –  гимны  и  различного рода молитвы  к  богам,  покаянные  псалмы,  заклинания  и  т.п.  Существовала  также  любовная  и   свадебная  лирика. Своеобразный литературный жанр представляют  надписи ассирийских  царей 1  тыс. до  н. э.,  изложенные ритмической прозой. Обычно высокопарной, но иногда живой и  образной форме  они повествуют  о воинских  подвигах этих  царей и их войска. Произведения  вавилоно-ассирийской литературы  большой частью  безымянны. С  середины 2  тыс. до  н. э. они  были  сведены  в  канон,  изучавшийся  в  писцовых  школах.  Вся  литература  составлена  в  стихотворной или ритмической форме.  Вавилонская поэзия  пользовалась тоническим  стихосложением со  счетом только  ударных слогов; аллитерация  и  рифма  применялись  лишь  спорадически;  большую  роль играл  синтаксический параллелизм  и другие приемы синтаксической ритмизации. СИЭ Т.2. Стб. 910-912                                                          

    Особый  жанр  составляли  произведения  о  гибели  шумерских  городов  из-за  набегов  соседних  племен. Большой популярностью  пользовался  “Плач  о  гибели  жителей Ура”  (в конце  21 в.  до н.  э.), где  описываются страшные подробности о страданиях женщин, стариков и детей, которые мучились от голода,  горели в  объятых пожаром  домах и тонули в реке. В конце 2 тыс. до  н. э.  в Вавилонии  появилось философского  характера произведение  на аккадском языке под названием “Да  прославлю я  владыку мудрости”.  Оно рассказывает  о жалкой  и жестокой  судьбе невинного страдальца. Хотя он жил праведно и соблюдал  все божеские  установления и  человеческие законы,  бесконечные беды, страдания  и  гонения  не  переставали  преследовать  его. В  произведении ставится  вопрос, почему  верховный Бог Мардук  допускает  это?  На  этот вопрос  дается следующий  ответ: воля  богов непостижима  и поэтому  люди должны беспрекословно  покоряться  им.  По  своему  содержанию  к произведению  о невинном  страдальце примыкает  и поэма “Вавилонская теодицея” (“богооправдание”), возникшая в первой половине 11  в. до  н. э.  В отличии  от большинства древневосточных  литературных произведений,  носящих анонимный  характер, нам  известен автор  этой поэмы.  Им был некий  Эсагил-кини-уббиб,  служивший  жрецом-заклинателем  при  царском  дворе.  В  ней  в яркой  форме излагаются религиозно-философские идеи, волновавшие  вавилонян. “Теодицея”  построена в  форме диалога  невинного страдальца с его другом.                                                                                                   

    10  в.  до  н.  э.  датируется  интересное  произведение  под  названием  “Раб,  повинуйся   мне”,  пронизанное пессимистическим отношением к жизни и ее превратностям. Оно содержит диалог господина со своим рабом.           

    Большую  художественную  ценность  имеют  ассирийские  анналы,  написанные  ритмическим  языком   и  содержащие яркие образы, в том числе и  описания природы  чужеземных стран,  через которые  проходили ассирийские  воины. Но самым  знаменитым  ассирийским  произведением  была  повесть  о  премудром  писце  и советнике  ассирийских царей Ахикаре. История Древнего Востока // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1988. С. 168-171                                      

                                                                                                                

3. Письменность Месопотамии          

                                                                           

    Она была изобретена на рубеже на рубеже 4 – 3 тыс. до н. э. Не исключено, что приоритет в создании письма принадлежал  неизвестному  народу,  который  жил  в Южном  Двуречье еще  до прихода  туда шумеров.  Однако именно шумеры поставили письменность на службу цивилизации.                                                            

    Сначала  шумерское  письмо  было  пиктографическим.  Однако  пиктографией  можно   было  отмечать   лишь  самые простейшие  факты  хозяйственной  жизни.  Этим  письмом  невозможно  было   фиксировать  собственные   имена  или передавать  абстрактные понятия  (например, гром,  наводнение) или  человеческие эмоции  (радость, горе  и т.д.). Постепенно в процессе длительного и чрезвычайно  сложного развития  пиктография превратилась  в словесно-слоговое письмо.  Один  из  путей  перехода  пиктографии  в  письмо  был  обусловлен  ассоциациями  рисунков  со  словами. Например,  рисунок  овцы  у  шумеров  вызывал  ассоциации  со  словом  уду,  которым  обозначалось  это животное. Поэтому с течением времени  рисунок овцы  приобрел значение  идеограммы, которая  читалась как  уду. Одновременно этот же знак приобрел и слоговое значение уду (например, когда надо было написать сложное слово удутилу  – “живая овца”).  Несколько  позднее,  когда  вавилоняне и  ассирийцы приняли  шумерское письмо,  знак уду,  сохранив свои прежние  значения  идеограммы  (или  логограммы,  т.е.  словесное  значение  “овца”)  и  силлабограммы  (слоговое написание  знака  уду),  приобрел  еще  одно логографическое  значение, иммеру  (аккадское слово  для обозначения “овцы”). Таким путем стала возникать полифония (многозначность), и один и тот же знак в зависимости  от контекста читался по-разному.

                                                                                             

    Одновременно  с  появлением  полифонии  письмо  начало  терять  свой  рисуночный  характер. Вместо  рисунка для обозначения  того  или  иного предмета  стали изображать  какую-нибудь его  характерную деталь  (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой на мягкой глине, рисовать  на ней было неудобно. Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в  результате чего они  потеряли  всякое  сходство  с  изображаемыми  предметами  и   постепенно  приобрели   форму  горизонтальных, вертикальных  и  угловых  клиньев.  Так  в  результате  многовекового развития  рисуночное письмо  превратилось в клинопись.  Однако  ни шумеры,  ни другие  народы, заимствовавшие  их письмо,  не развили  его до  алфавита, т.е. звукового  письма, где  каждый знак  передает лишь  один согласный  или гласный  звук. Шумерское  письмо содержит логограммы (или идеограммы), которые читаются как целые слова, знаки для обозначения  гласных, а  также согласных вместе с гласными (но не одних согласных отдельно). Чтобы читатель мог легче  ориентироваться при  чтении сложных текстов,   писцы   пользовались    специальными   детерминативами    для   обозначения    деревянных   предметов, многочисленных  растений  и  т.д.  Такие  детерминативы ставили  перед соответствующими  словами, и  читающий мог сразу видеть, что, например, за знаком лу, являвшимся детерминативом для  обозначения профессии,  следует ожидать слова  типа  “кузнец”,  “корабельщик” и  др.  Такие  детерминативы  были  совершенно  необходимы,   поскольку  в шумерском  письме  один  и тот  же знак  имел много  совершенно различных  чтений и  значений. Всего  в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было более 600 знаков, состоявших из клинышков в различных сочетаниях.    

    В 24 в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.           

    Аккадский  язык  засвидетельствован  в  Южной  Месопотамии  начиная с  первой половины  3 тыс.  до н.  э., когда носители  этого языка  заимствовали от  шумеров клинопись  и стали  широко пользоваться  ею в  своей повседневной жизни. С этого  времени начинаются  интенсивные процессы  взаимопроникновения шумерского  и аккадского  языков, в результате чего  они почерпнули  друг от  друга много  слов. Но  преимущественным источником  таких заимствований был  шумерский  язык.  В  последней  четверти  3 тыс.  до н.  э. Были  составлены древнейшие  двуязычные (шумеро-аккадские)  словари.  В  конце 25  в. до  н. э.  Шумерская клинопись  стала использоваться  и в  Эбле, древнейшем государстве на территории Сирии, где найдены библиотека и архив, состоящие  из многих  тысяч табличек.  Среди них были  и  шумеро-эблаитские  словари.  Шумерская  письменность  была  заимствована  и  многими   другими  народами (эламитами, хурритами, хеттами,  позднее и  урартами), которые  приспособили ее  к своим  языкам, и  постепенно к середине  2  тыс.  до  н.  э.  вся  Передняя  Азия  стала пользоваться  шумеро-аккадским письмом.  Одновременно с распространением  клинописи  аккадский  язык  превратился  в  международный  язык  общения,  дипломатии,  науки и торговли.                                                                                                        

    Писали на глиняных табличках, очищая глину в воде  от соломы  и других  примесей. Некоторые  подвергали обжигу, а большинство просто сушили на солнце. Размер табличек 7-9 см в длину. В 1 тыс. до н.  э. вавилоняне  и ассирийцы стали  употреблять  для  письма кожу  и импортный  папирус. В  это же  время в  Месопотамии стали  пользоваться и узкими длинными дощечками из дерева, покрытыми тонким слоем воска, на который наносили клинописные знаки.       

    Начиная с 8 в. до н. э. арамейский язык превратился в язык международной дипломатии  и торговли  всего Ближнего Востока. Арамейские писцы, которые писали на коже  и папирусе,  постепенно заняли  ведущее место  в месопотамской канцелярии. Школы клинописных писцов теперь были обречены  на гибель.  История Древнего  Востока // Под  ред. В.И. Кузищина. – М, 1988. С. 164-166                                                                                    

    Создателями  древнейшей  системы  письменности  в  Двуречье  были  шумеры,  у  которых  она  была  заимствована аккадцами (вавилонянами и ассирийцами). В середине 4-го тыс. до н. э. засвидетельствовано рисуночное  письмо. Это позволило  в  дальнейшем  перейти к  передаче абстрактных  понятий, собственных  имен, а  также служебных  слов и грамматических  аффиксов  –  по ребусному  принципу, с  помощью рисунков,  первоначально созданных  для выражения звучащих  сходным  образом  отдельных  слов.  К  середине 3-го  тыс. до  н. э.  письменность была  уже достаточно приспособлена для передачи связной речи.

СИЭ Т.2. Стб. 910                                                      

                                                                                                                 

4. Образование Месопотамии – Э-Дуба    

                                                                        

    Большинство писцов получали образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская,  главным образом  готовила писцов  для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования  и культуры.  Программа была  до такой  степени светской, что религиозное  образование вообще  не входило  в круг  школьных занятий.  Основным предметом  обучения являлись шумерский  язык  и  литература.  Ученики старших  классов в  зависимости от  предполагавшейся в  дальнейшем более узкой  специализации  получали  грамматические,  математические  и  астрономические  знания.  Те,  кто  собирался посвятить  свою  жизнь  науке,  продолжительное  время  изучали  право,  астрономию,  медицину и  математику. Ряд шумерских  произведений  повествует  о школьной  жизни. История  Древнего Востока // Под  ред. В.И.  Кузищина. – М., 1988. С. 167-168                                                                                                

                                                                                                                

5. Архитектура Междуречья                    

                                                                  

    Древнейшие архитектурные памятники относятся к концу 4-началу 3 тыс. до н. э. Уже с этого времени архитектуре принадлежит  ведущее  место  в  искусстве  Месопотамии.  С  этого  времени  шумерийцы  вводят  в практику  все те принципы, “которые будут характеризовать не только их архитектуру, но и архитектуру соседних с ними  народов”. На всей  месопотамской  территории  господствовала  архитектура,  которая  “в каждой  отдельной местности  дает лишь незначительные  варианты,  в  зависимости  от  локальных  условий”.  Эти  условия  влияли на  выбор строительного материла, хотя выбирать практически было не из чего. Практически не было ни камня, ни дерева, ни металла. Но были тростник  и  глина.  Тростник заменял  дерево: он  служил строительным  материалом для  закрепления стен  домов и каналов. Из глины строили бедняцкие хижины, царские дворцы, храмы  богов. Глина,  превращенная сначала  в кирпич- сырец, а  потом в  обоженный кирпич,  определила весь  характер строительства.  Считается, что  честь изобретения кирпича  принадлежит  Ассирии.   Все  многочисленные   города  были   застроены  зданиями,   конструкции  которых основывались на  применении обожженного  кирпича и  кирпича солнечной  сушки (сырца)  или на  соединении кирпича- сырца с камнем. По свидетельству Геродота, в Вавилоне были  дома в  три и  даже четыре  этажа. Основным  же типом жилого дома, известного нам  по рельефам,  был одноэтажный  оштукатуренный дом  из сырцового  кирпича с  дверью и узкими бойницами вместо окон. В доме было до 5-10 комнат – в зависимости от благосостояния хозяев.              

    Одной   из   основных   особенностей   месопотамского   дворца   являются   огромные   размеры,   обусловленные необходимостью найти место в  одноэтажном здании  не только  для личных  покоев властелина,  но и  для помещений, предназначенных  для  администрации,   личной  охраны,   многочисленной  челяди   и  для   хранения  бесчисленных предметов роскоши и обихода и т.д.                                                                              

    При легендарной царице Семирамиде (Шаммурамат) в 7 в. до н.  э. был  построен царский  город Вавилон  с мощными стенами  и  башнями,  с  великолепным  мостом  через Евфрат  и удивительным  храмом Бела.  При ней  была проложена удобная дорога через семь гряд Загросской цепи  в Лидию,  где она  тоже построила  столицу Экбатану  с прекрасным царским  дворцом,  а  воду  к  столице  провела  через  туннель  из  далеких  горных  озер. Не  менее грандиозное строительство было и в период царствования Навуходоносора в 6 в. до н. э.                                       

    Сооружения огромной высоты – зиккураты  – возводились  во всех  городах на  берегах Тигра  и Евфрата.  Это были башни  из  кубических  или  округлых  глыб,  нагроможденных  друг  на  друга  ярусами. Своей  монументальностью и формой  они  напоминали  пирамиду,  на  усеченной  вершине  которой  находилось небольшое  святилище, посвященное божеству. К нему вела трехмаршевая лестница для торжественных процессий жрецов.                                 

    Исключительно  важную  роль  в  жизни Вавилона  играла ирригация,  от которой  зависело состояние  земледелия – решающей  отрасли  экономики  страны.  Строительство, расширение,  совершенствование ирригационных  систем велось постоянно и  требовали громадных  затрат труда  всего населения.  Строили так  много, что  архитекторам постоянно приходилось  изобретать  способы  ускорения  строительства.  Архитектура  была  делом  столь почетным,  что самое древнее  из  известных  нам  месопотамских изображений  царя показывает  монарха в  виде архитектора,  на коленях которого  лежит  план  крепости  и   измерительный  инструмент,   служащий  для   начертания  плана.   По  своему юридическому положению все население  страны делилось  на свободных  и рабов.  Рабский труд  широко использовался на  месопотамских  стройках.  Рабы  выполняли  наиболее  тяжелые  работы,  когда  требовалась неквалифицированная рабочая сила. Наряду с рабами к принудительным работам привлекалось также и свободное население.                

    Месопотамские строители были  сведущи во  многих науках.  Образованность архитекторов  была для  своего времени достаточно высокой. Помимо грамоты  им были  известны и  арифметика, и  геометрия, и  зачатки алгебры.  Они умели решать квадратные уравнения, вычислять длину окружности и площадь круга.                                        

    Архитектурные  формы  характеризовались  обычными  для  восточных  деспотий  простотой,  геометричностью.  И  в обычном  жилом  доме,  и  во  дворце  особое  внимание  уделялось созданию  комфорта, что  требовало определенных затрат.  От жары  защищались стенами  и крышами  необычной толщины  и другими  устройствами, от  дождя и  света – драпировками  или  занавесками.  Освещение  и  проветривание  обеспечивались  главным  образом  большим  размером дверей. Весьма своеобразно “заботились” о  качестве строительства.  Одна из  надписей кодекса  Хаммурапи гласила: “Если строитель построил дом  для человека,  и работа  его не  крепка, и  дом, построенный  им, обвалился  и убил владельца,  то  строитель  сей  должен  быть  казнен”.  Чтобы  устранить  опасность  разрушения  построек  из сырого кирпича,  месопотамские  строители   прибегали  к   различным  ухищрениям.   Они  сооружали   колоссальные  земляные холмы,  служившие  пьедесталом  дворцам  и  храмам,  для   которых  они   были  не   только  твердым   и  устойчивым фундаментом,   но  и   изоляторами  от   сырости  грунта.   Прочными  делались   и  сами   постройки.  Месопотамские архитекторы  владели  многими  техническими  приемами  для  обеспечения  прочности  сооружений.  Черняк  В.З.  Уроки старых мастеров. – М, 1989. С. 25-36                                                                                    

    Непрочный   и   тяжелый  материал   ограничивал  возможности   строителей.  Месопотамская   архитектура  отличалась глухими   массивными   стенами,   скупостью   простых   прямоугольных   форм   и   тяжеловесностью.   Стены  высоких сооружений  приходилось  делать  очень  толстыми,  но  тогда  под  их  тяжестью скоро  начинал проседать  не слишком прочный  и  к  тому  же  подтачиваемый влагой  фундамент. Обычно  дом, если  за ним  хорошо смотрели,  мог простоять лет 30-50, храм или дворец –  100-150 лет.  После этого  строение настолько  ветшало, что  проще было  его обрушить, утрамбовать площадку и выстроить на ней  новое здание,  чем без  конца то  здесь, то  там ремонтировать  и укреплять подпорками старое. Энциклопедия для детей. Т 6. Ч.1. Религии мира. – М., 1996. С. 89-90                                 

                                                                                                                    

6. Скульптура и рельеф

                                                                                             

    Стены дворцов украшали плиты выпуклыми изображениями людей, животных, растений и др. В некоторых дворцах  этих рельефов  было столько,  что если  их расположить  в один  ряд, он  вытянулся бы  на сотни  метров. На рельефах  изображались  победоносные  битвы  или  сцены  из  придворной  жизни.  Правитель, которого  считали равным богам,  изображался  гораздо  большим  и  более  сильным,  нежели  его  подчиненные.  Умело переданы  многие детали, хотя  фигуры  людей  немного  скованны  и неуклюжи.  Совсем иначе  – естественными  и стремительными  – представлены животные  в  сценах  охоты.  Совершенство  этих  образов  не  удалось  превзойти  в  позднейших  рельефах.  Из ярких глазурованных  кирпичей  составлялись  узоры  и  фигуры  на  стенах.  Тут  можно  было  найти  цветки,  напоминающие ромашку, а также  быков, львов  и фантастических  зверей, призванных  охранять от  злых духов.  Подобные изображения украшали,  например,  городские  ворота, посвященные  богине Иштар,  в Вавилоне.  Пристрастие к  изображению всякого рода  фантастических  животных  пришло  позднее  из  восточных  стран  в  Европу  и  сохранилось  до  начала  нашего столетия.                                                                                                            

    В   странах   Междуречья   создавались   также   произведения  круглой   пластики  –   вылепленные  из   глины  или вырубленные  из  камня  изваяния. Камень  для этого  в Месопотамию  ввозили из  других мест.  Предпочитали создавать внушительные  статуи  правителей.  Хотя  в лицах  статуй мастера  добивались сходства,  волосы, борода,  одежда были старательно  стилизованы:  их  форма  была  упрощена  и несколько  огрублена, но  зато поверхности  были декоративно обработаны.  Волосы  и  борода  образованы  из  одинаковых  крутых  завитков;  мелкие  складки и  орнаменты оживляют поверхность  одежды.  В  круглой  пластике  выполнены  также  грозные  изваяния  фантастических  зверей,  охранявших ворота,  и  находившихся  в храмах  т.н. “молящиеся”.  Древнейшие произведения,  найденные в  Месопотамии, относятся к 6 тыс. до н. э. Наивысшего расцвета искусство достигло в Вавилоне в 6 в. до н. э.  В том  же столетии  эта высокая культура была разрушена  в результате  персидского завоевания.  Вийранд Т.  Молодежи об  искусстве. – Таллинн,  1990. С. 13                                                                                                                  

    В круглой скульптуре и рельефе  конца 4-го  тыс. до  н. э.  характерно стремление  к правильной  передаче пропорций человеческого тела, движения;  сюжеты изображений  – сцены  из мифов,  боевые сцены,  культовые процессии.  В начале 3-го  тыс.  до  н.   э.  основными   чертами  искусства   становятся  геральдические   композиции,  орнаментализация изображений, создание отвлеченного, нереалистичного образа человека. СИЭ Т. 2. Стб. 912                              

    Гордостью  ассирийско-вавилонского  пластического  искусства  были  крылатые  быки  или  львы  (шаду),   стоящие  у входа,  покровители  и  хранители  дворцов  (лицо человека,  крылья орла,  ноги и  хвост быка,  ног обычно  пять). В Британском  музее  Лондона хранится  крылатый лев  из дворца  Ассурбанипала (884-860  гг. до  н. э.),  найденный при раскопках  в Калах.  В ассирийско-вавилонских  скульптурах и  рельефах перед  нами предстают  коренастые, неуклюжие. Тяжеловесные  фигуры  в  длиннополых  без  складок  одеждах,  с  холодными  лицами,  их  обрамляют  обычно  бороды – волосы,  заплетенные  в  тонкие  жгуты.  Все  лица  сделаны  по  одному  шаблону. Только  звери и  домашние животные переданы с реалистической яркостью  – стройные,  порывистые, тонконогие  кони, поджарые,  легкие как  стрелы собаки. Удачно  рисуют  месопотамские  художники  и   батальные  сцены,   полные  экспрессии   и  динамики.   Артамонов  С.Д. Литература древнего мира. – М., 1988. С. 70-71                                                                          

                                                                                                                     

7. Декоративно-прикладное искусство                      

                                                          

    Жители Месопотамии в некоторых отношениях опередили строителей других стран. Они научились выводить арки, а также  своды –  сложенные из  кирпичей полукруглые  потолки, которые  не нуждались  ни в  потолочных балках,  ни в подпирающих  снизу  столбах.  Месопотамцы были  просто вынуждены  изобрести свод,  так как  в их  стране не  было ни деревьев  для  изготовления  длинных  балок, ни  камня для  опорных столбов.  Была только  глина, из  которой делали кирпичи. Вийранд Т. Молодежи об искусстве. – Таллинн, 1990. С. 13                                                        

    На  большой  высоте  стояло  и  прикладное  искусство  Аккада.  Особенно  обращают  на себя  внимание художественно выполненные  изображения  сюжетов  из  мифов  и  эпоса,  вырезанные  на  цилиндрических  печатях из  цветного камня. Всемирная история. Т. 1. – М., 1955. С. 224                                                                             

                                                                                                                     

8. Культура хеттов                                                                                                  

                                                                                                                    

 А – религия                                                                                                          

 

    Обширный  полуостров  Малая  Азия,  смыкавшийся  с  Закавказьем  и  Северной  Месопотамией,  был одним  из ранних центров   человеческой   цивилизации,   более  древним,   чем  Египет   и  Месопотамия.   Открытые  в   Малой  Азии земледельческие поселения 8-7 вв. до н. э. Донесли  до наших  дней свидетельства  существования развитой  религии и религиозного  искусства.  В  середине  2  тыс.  до  н.  э.  На  этой же  территории (современная  Турция) сложилось могущественное Хеттское царство, соперничавшее с  Египтом и  Вавилоном. В  своих договорах  о разделе  сфер влияния с фараонами Египта хеттские  цари клялись  тысячей богов.  Имена этих  богов стали  известны их  богатейшего архива клинописных текстов, обнаруженных в столице хеттов  Хаттусас. Среди  тысячи богов  хеттов были  боги города  Неса – Пирва  и  Сиват,  известные  позднее  и другим  индоевропейским народам.  Пирва –  это славянский  Перун, литовский Перкунас.  В  имени  бога  Сиват  даже  неспециалист  уловит  основу  “свет”,  от  которой происходят  имена многих индоевропейских   богов.   Имя   хеттской  богини   луны  Арма,   согласно  мифу   упавшей  на   рыночную  площадь, соответствует названию луны у тохарцев – Ярм, а в  других индоевропейских  языках –  слову со  значением “мера”, ибо луна мерой времени и счета. К  хеттскому культу,  подробное описание  которого дают  тексты из  Хаттусаса, восходит погребальный ритуал, описанный в гомеровских поэмах, складывавшихся на пограничных с хеттами землях.              

    Однако  хетты  были  завоевателями, подчинившими  себе территорию  с давней  культурной и  религиозной традицией. Поэтому  их  боги,  общие  для  всех  индоевропейцев,  находятся   на  периферии   религиозного  мира,   в  котором господствуют боги и богини хатгов – народа, скорее  родственного абхазам  и адыгейцам,  а также  некоторым племенам Дагестана (нахам). Хетты переводили имена хаттских богов на свой язык или переворачивали их на  свой лад.  У хаттов существовали такие абстрактные понятия, связанные с  религиозным миром,  как “таува”,  “тупи” (“страх”, “ужас”). У хеттов  существовали  аналогичные  понятия,  их  олицетворяли божества  Нахшаратт и  Веритема. Эти  понятия, видимо через посредство хеттов, переходят и в греческую религиозную традицию, где у Гомера появляется та  же пара  богов – Деймос и Фобос (Ужас и Страх). От хаттов к хеттам перешли главные их  боги: бог  солнца Эстан  (ставший Эстанусом), бог плодородия Телепину (Телепинус), бог-кузнец  Хасамили и  многие другие.  Бог Телипину  вошел также  в греческую и  этрусскую  мифологию.  Грекам  он  известен как  герой Телеф,  сын Геракла  и Авги  (дочери царя  Аркадии Алея), вскормленный ланью. Именно Телеф указал грекам морской путь в  Трою, но  сам не  принимал участия  в ее  осаде. Уже один этот пример показывает, насколько глубоки хеттские корни в греческой религии и мифологии.                    

    Огромное  влияние на  хеттов оказала  религия соседнего  с ними  народа хурритов,  хорошо известного  ханаанеям и евреям.  Собственно  говоря,  религия  хурритов  и  известна главным  образом по  хеттским эпическим  поэмам. Через хурритов  к  хеттам  перешли  почитание  семитских  богов  Ану,  Алалу,  Эа, Никкаль  и собственно  хурритские боги Кумарби,  Тешуб,  Аштаби,  Кужух,  Шавушка  и  др.  Семитские  и  хурритские  боги  включены  в  развитую  хеттскую космогоническую систему. По представлениям хурритов и хеттов, вселенная состояла из  трех сфер:  верхней, небесной, населенной “богами  верха”, сферы  земли и  сферы подземного  царства, в  которое загнаны  после поражения  в битве боги  старшего  поколения,  или  “боги  минувшего”  (“боги  низа”). В  хеттской поэме  “О царствовании  на небесах” (середина  2  тыс.  до  н.  э.)  космогоническая  схема  развертывается  в образах  богов семитского  и хурритского происхождения,  в  красочном  повествовании  о  борьбе  за  власть  богов  трех поколений,  сменяющих друг  друга в небесном обиталище Куммии.                                                                                         

    Наряду с богами хетты  почитали персонифицированные  стихии, например  океан Аруну,  отца дочерей-рек,  или такие абстрактные понятия,  как Желание,  Доля, Правда.  Это также  роднит хеттскую  религию с  религиями индоевропейских народов, прежде всего – греков и римлян. Энциклопедия для детей. Т 6. Ч.1. Религии мира. – М., 1996. С. 117-119       

                                                                                                                   

Бискусство          

                                                                                           

    Оригинальной чертой хеттского изобразительного искусства была самобытная монументальность. Она нашла свое выражение  в  знаменитых  рельефах,  изваянных  вблизи  Богазкёя  на  группе  скал,  названных   нынешним  турецким населением  Язылы-Кая,  “надписанной  скалой”,  “скалой  с  изображениями”.  На  них  изображены  десятки  божеств, принимающих  участие в  священных процессиях.  На хеттское  искусство оказало  влияние хурритское,  а через  него и вавилонское. Всемирная история. Т. 1. – М., 1955. С. 381                                                              

    Древнейшими   археологическими  свидетельствами   истоков  хеттской   культуры  являются   памятники  ритуального искусства – культовые предметы 3-го тыс. до  н. э.  Ранняя традиция,  засвидетельствованная еще  до древнехеттского царства  (до  17  в.  до  н.  э.),  отражена  также  в  расписной трехцветной  керамике, изготовлявшейся  вручную и представленной,  в  частности,  сосудами   в  форме   животных;  постепенно   она  сменилась   лощенной  керамикой, изготовлявшейся с помощью гончарного  круга. К  истокам хеттской  культуры восходят  печати, вначале  сделанные под влиянием  вавилонских  образцов,  позднее в  формах, характерных  только для  Анатолии. Со  среднехеттского периода (15 в. до н. э.) началось воздействие на хеттскую  культуру хурритско-лувийской  культуры южных  областей Хеттского царства, создавшей монументальной стиль, который стал господствующим в    изобразительном   искусстве новохеттского царства (14-начало 12 вв. до н. э.) и  сохранялся после  падения Хеттского  царства в  княжествах юга Малой  Азии  и  Сирии.  Характерным  образцом  этого  стиля,  обычно   сочетавшегося  с   использованием  хеттского иероглифического  письма,  является  группа  рельефов  на  скале  Язылы-Кая  близ Богазкея.  Особенностью хеттского искусства  является  применение скульптуры для оформления  внешних городских  стен столицы  – Хаттусаса.  СИЭ Т.15. Стб. 576-578


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!