Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Транспортное управление»

/ Общее право
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


Претензионная форма рассмотрения спорных ситуаций, возникающих в процессе правового регулирования пользования недрами

Дудиков М.
Электронный ресурс, 2009.
Автор статьи в ходе рассмотрения некоторых вопросов процедуры досудебного разрешения конфликтной ситуации, возникающих в процессе недропользования, приходит к определенным выводам. В частности, передача разрешения таких споров в орган управления государственным фондом недр будет являться одной из форм контрольно-надзорной деятельности этого процесса. Кроме этого, государство будет иметь возможность осуществлять полномочия гаранта оперативно и гибко реагировать на изменения условий недропользования принятием необходимых правовых актов, своевременно стабилизируя правоотношения.
Претензионная форма рассмотрения спорных ситуаций предусмотрена в системе законодательства Российской Федерации. Например, ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей форму и содержание искового заявления, определено, что в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон. В соответствии с нормами ст. 132 этого Кодекса к исковому заявлению прилагаются доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором. Более того, согласно ст. ст. 135 и 222 Кодекса судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора, либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.
Аналогичные нормы содержатся в ст. ст. 4, 50, 125, 126 и 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Очевидно, что в указанных нормах соблюдение претензионного порядка является обязательным в следующих случаях:
- во-первых, если контрагенты установили такой порядок в договоре;
- во-вторых, если такой порядок предусмотрен законом.
Регулирование отношений, возникающих в процессе недропользования, имеет публично-правовую направленность, и, несмотря на предусмотренный ст. 12 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" фактически открытый перечень данных, которые должны содержаться в лицензии на пользование недрами, предусмотреть договорным методом претензионный порядок рассмотрения соответствующих споров невозможно. Следует отметить только установленную нормами ст. 50 возможность разрешения споров в претензионном порядке при реализации соглашений о разделе продукции. Действительно, на основании ст. 4 этого Закона споры по вопросам пользования недрами на условиях раздела продукции разрешаются согласно условиям указанных соглашений. Однако регулирование отношений при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции из-за их неактуальности в настоящее время не рассматривается.
Частью первой ст. 50 Закона Российской Федерации "О недрах" установлено, что споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством. Законодательством Российской Федерации предусмотрен судебный порядок рассмотрения споров. Однако в случае регулирования отношений, возникающих в связи с недропользованием, указанный в приведенной норме порядок разрешения споров органами государственной власти отсутствует.
Целесообразно обратить внимание на наличие обязательного досудебного (претензионного) порядка рассмотрения спорных ситуаций при регулировании иных, не связанных с пользованием недрами, отношений. Например, в соответствии со ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации до обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Согласно ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. При этом иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Законодательством, регулирующим отношения, возникающие в связи со спорными ситуациями, связанные с перевозками, конкретизируются в соответствующих нормативных правовых актах (Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и т.д.).
Досудебный порядок рассмотрения споров предусмотрен земельным законодательством. Например, п. 3 ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виновному в нарушении земельного законодательства выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.
Рассматривая определение претензионного (досудебного) порядка рассмотрения конфликтных ситуаций, следует отметить, что это, во-первых, правоотношения, установленные между субъектами права. Во-вторых, это комплекс процессуальных норм, регламентирующих соответствующие процедуры рассмотрения этих ситуаций.
Анализируя правовые последствия применения указанного, целесообразно обратить внимание на следующие функции такого порядка:
- реализация комплекса властных полномочий органа исполнительной власти, включая повышение его авторитета;
- возможность осуществления контрольно-надзорной деятельности уполномоченного органа;
- возможность быстрого, без лишних затрат, разрешения конфликтной ситуации;
- средство превентивного воздействия на субъекты отношений;
- одна из форм защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и государства.
В России имеется опыт деятельности, связанной с рассмотрением претензий. Например, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3116-1 было утверждено Положение о претензионном порядке урегулирования споров. В настоящее время это Положение утратило силу. Тем не менее этот нормативный правовой акт имел существенное значение, так как, во-первых, значительно разгружал судебные органы. Во-вторых, позволял оперативно и профессионально разрешать конфликтные ситуации. Положение определяло единый претензионный порядок урегулирования экономических споров и споров в сфере управления между предприятиями, учреждениями, организациями, органами государственной власти и управления, гражданами-предпринимателями.
Выводы.
1. При решении возникающих в процессе пользования недрами спорных ситуаций необходимы такие качества, как оперативность и профессионализм при принятии решений. Принятие решений в судебных органах, как правило, затягивается на достаточно длительное время.
При этом суды рассматривают дело, руководствуясь формальным подходом согласно требованиям процессуального законодательства, без учета особенностей технологического процесса пользования недрами. Например, решение Истринского суда о запрете приемки нефти "Черногорнефти" в систему "Транснефти" было принято на основании искового заявления одного из акционеров "Черногорнефти" <1>. В результате прекращения технологического процесса добычи может быть нанесен непоправимый вред участку недр.
--------------------------------
<1> Нефть, газ и право. 2000. N 1. С. 57.
Или другой пример: запрет арбитражным судом реализации нефти, добытой ЗАО "Тура Петролеум" в 1999 г. Сложилась ситуация, когда добытое минеральное сырье складировать некуда, а остановить процесс добычи нельзя из-за порчи месторождения в результате нарушения технологического режима из-за прекращения такой добычи.
Следовательно, в большинстве случаев следует передать разрешение таких споров в соответствующий орган, имеющий соответствующий потенциал, способствующий реализации упомянутых качеств. Вероятно, таким органом представляется орган управления государственным фондом недр.
На начальном этапе формирования правового института претензионного порядка рассмотрения спорных ситуаций при пользовании недрами у субъекта предпринимательской деятельности есть выбор: он обращается либо в судебные органы, либо в орган управления государственным фондом недр, а затем уже в судебные органы.
2. Целесообразно установить этапность процедуры досудебного разрешения конфликтной ситуации. Следует установить норму, согласно которой при возникновении споров, связанных с пользованием недрами, субъекты предпринимательской деятельности будут вправе предъявлять федеральному органу управления государственным фондом недр претензии. В случае отклонения такой претензии полностью или частично, а также в случае отсутствия ответа в течение установленного законодательством Российской Федерации срока пользователь недрами будет иметь право предъявлять иски в судебные органы.
3. Передача разрешения споров, возникающих в процессе недропользования, будет являться одной из форм контрольно-надзорной деятельности этого процесса. Кроме этого, государство будет иметь возможность осуществлять полномочия гаранта оперативно и гибко реагировать на изменения условий недропользования, принятием необходимых правовых актов своевременно стабилизируя правоотношения.
4. При рассмотрении спорной ситуации с использованием досудебных процедур возможны следующие варианты:
- во-первых, участие независимой стороны в споре. Например, спор между недропользователями двух соседних участков недр;
- во-вторых, отсутствие независимой стороны. Такая ситуация может возникнуть в случае выступления одной из сторон в споре органа управления государственным фондом недр.
В первом случае будет обеспечено объективное рассмотрение спора между субъектами предпринимательской деятельности с правовых и технико-технологических точек зрения. Во втором случае орган управления, естественно, будет защищать свою позицию. Тем не менее в случае наличия элементов субъективизма при принятии соответствующего решения существенную роль сыграет наличие правовых норм, а также возможность обжалования такого решения в судебных органах.
5. Разработка и законодательное закрепление возможности разрешать конфликтные ситуации в претензионном порядке позволит:
- повысить самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности - недропользователей под контролем органа управления государственным фондом недр;
- разгрузить судебную систему;
- экономить финансовые средства;
- на основе эмпирической информации правоприменительной практики анализировать и совершенствовать правовое регулирование отношений, возникающих в процессе недропользования.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_6207.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!