Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Сущность теории доказательств»

/ Уголовное право
Контрольная,  14 страниц


Работа похожей тематики


Права человека в программных документах российских либеральных партий начала XX в.

Золотухина Е.К.
Электронный ресурс, 2010.

Статья посвящена проблеме реализации в либеральных партийных программах начала XX в. прав человека. Проводится сравнительный анализ партийных программ трех основных либеральных партий начала XX в. На его основе формулируется положение о степени включенности в либеральные партийные программы прав человека. Делается вывод о том, что институт прав человека выступает в качестве одного из базовых элементов программных партийных документов российского либерализма.

Ключевые слова: либеральные партийные программы, права человека, конституционно-демократическая партия, партия демократических реформ, партия мирного обновления.

The article deals with the problem of realization in liberal party programs of the beginning of the XXth century of human rights. The author makes comparative analysis of party programs of the three main parties in the beginning of the XXth century. On this basis he formulates the provision on the level of popularity of human rights in liberal party programs. The author makes conclusion that the institute of human rights is one of basic elements of policy party documents of russian liberalism.

Key words: liberal party programs, human rights, constitutional-democracy party, party of democratic reforms, party of peaceful renewal.

Изучение программных документов основных либеральных партий России начала XX в. показывает, что они содержали в себе достаточно полный базовый набор основных прав и свобод человека. Однако степень их разработанности, полноты, точности формулировок значительно уступает программатике конституционных демократов.

Для подтверждения данного тезиса необходимо проанализировать соответствующие программные документы либеральных партий. Для анализа в настоящей статье использованы документы либеральных партий, имевших опыт думского законотворчества и по своей идеологии наиболее близких к конституционным демократам - Партии демократических реформ и Партии мирного обновления.

В Программе Партии демократических реформ, принятой в 1906 г., содержится раздел "Права граждан", в который вошли пункты с 9 по 17. Они включали в себя такие права человека, как равенство всех без различия пола, национальности и вероисповедания (п. 9), свобода слова, печати, совести и вероисповедания (п. п. 10 - 11), свобода собраний (п. 12) и передвижения (п. 16), право индивидуальных и коллективных петиций (п. 13), неприкосновенность личности, жилища, переписки, порядок задержания были объединены в один пункт (п. 14). Предусматривалась возможность компенсации гражданину убытков, понесенных им ввиду незаконного задержания. В отдельный пункт было вынесено условие об ограничении прав исключительно в рамках решения, принимаемого судебной властью (п. 15).

Особо следует выделить п. 17 программы Партии демократических реформ, в котором указывалось на необходимость введения всех вышеперечисленных прав в Основной закон Российской империи и их обеспечения судебной защитой <1>.

--------------------------------

<1> Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений России. XX век. М., 2002. С. 81.

Вместе с тем было бы методологически неверно ограничиваться при анализе прав и свобод человека, включенных в программатику Партии мирного обновления, исключительно указанным специализированным разделом программы. Ее изучение в целом показывает, что и в ее прочих разделах присутствуют интересующие нас материалы. Так, например, п. 19, относящийся к политике партии в части организации местного самоуправления, содержал общую норму о всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании, распространяющемся на всех, независимо от пола, вероисповедания и национальности, в сочетании с вводимым на уровне местного самоуправления цензом оседлости или, как в данном случае, имущественным цензом. Данное положение следует признать вполне рациональным и могущим быть использованным и в наши дни на всех уровнях представительной власти, обеспечивая реальную, а не формальную связь депутата с населением конкретного муниципалитета.

Полагаем вполне обоснованным увязать раздел "Народное просвещение" с реализацией права на образование, записав соответственно пункты 25 - 27 в соответствующий блок конструируемой общелиберальной модели прав и свобод человека. Тем более что в них речь идет о всеобщем, бесплатном и обязательном образовании (п. 25), свободе создания и открытия учебных заведений (п. 26), законодательном запрете дискриминации при поступлении в учебные заведения по признаку происхождения, веры, пола (п. 27).

Право на труд, а точнее говоря - на справедливые условия труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве разбросано по ряду пунктов, составляющих разделы "Аграрная политика" и "Рабочее законодательство". К ним можно отнести распространение рабочего законодательства на наемных сельхозрабочих (п. 43), введение специализированных институтов (примирительных камер) разрешения трудовых споров в сельском хозяйстве (п. 44). Концептуальные основы защиты права на труд для промышленных рабочих содержались в п. 47, где говорилось о "пересмотре... всего законодательства о найме труда в целях изменения и усовершенствования его согласно принципам (выделено автором. - Е.З.), обеспечивающим защиту интересов рабочего класса" <2>.

--------------------------------

<2> Там же. С. 83.

Анализ последующих статей программы показывает, что к указанным принципам можно отнести принцип юридического равноправия (в т.ч. коллективных) сторон трудовых правоотношений (п. п. 48 - 49, 55), участие в решении трудовых споров третьей стороны (как государственной, так и общественной), введение в необходимых случаях специализированных судов (п. п. 51, 54). Особо следует выделить признание за рабочими права стачек (п. 52) с одновременным указанием на то, что оно не может являться абсолютным в зависимости от общественной значимости конкретного вида производства; отказ в трудовых спорах от принципа коллективной ответственности и переход к принципу индивидуальной ответственности участников за конкретные правонарушения, предусмотренные уголовным и/или административным законодательством (п. 53).

Сходную структуру вплоть до совпадения отдельных пунктов и формулировок имела и программа Партии мирного обновления, возникшей уже в ходе работы Первой Государственной думы. Практически полностью совпадает принципиально важный для нас раздел "Права граждан". Как и у Партии демократических реформ, он состоял из девяти пунктов с 9-го по 17-й, не принципиально отличающихся от них.

Сходными были и разделы в части организации народного просвещения. К значимым отличиям можно отнести указание на необходимость отмены особых прав и преимуществ, получаемых при окончании отдельных учебных заведений (п. 26), а также необходимость введения, а точнее говоря, возрождения университетской автономии и академических свобод (п. 28).

Значительно больше отличий содержит раздел "Аграрная политика", однако в части, нас интересующей, п. 61, где речь идет о распространении на сельскохозяйственных рабочих рабочего законодательства, практически полностью совпадает с п. 43 программы Партии демократических реформ <3>.

--------------------------------

<3> Там же. С. 88.

Значительно более лаконичными, хотя содержательно практически полностью совпадающими, были разделы, связанные с рабочим законодательством. Интересно сохранение в п. 62 требования реализации общих принципов реформирования рабочего законодательства, обеспечивающего защиту интересов рабочего класса <4>. Далее следуют не двенадцать достаточно развернутых пунктов, а всего лишь пять, однако общее содержание и тенденция сохраняются.

--------------------------------

<4> Там же. С. 88.

Таким образом, мы можем констатировать весьма высокий уровень законодательного регулирования института прав и свобод человека, осуществленного в ходе законотворческой деятельности либеральными политическими партиями России начала XX в., а также сделать вывод об опережающем характере их законотворческих разработок, которые не только опередили уровень своего времени, но и до настоящего времени дают нам пример как высокой степени прогнозирования степени правового регулирования общественных отношений в данной сфере, так и высококачественной законодательной техники при подготовке конкретных проектов частных нормативных актов.

В целом вполне обоснованным выступает тезис о том, что права и свободы человека выступали важнейшим базовым пунктом партийной программатики и идеологии исключительно для партий либеральной части российского политического спектра, где они также выступали в качестве базовых положений их парламентской программы законотворчества, реализуемой в деятельности как собственно думских фракций, так и центральных органов руководства партией.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_9911.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!