Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Функции права в образовательной деятельности»

/ Общее право
Контрольная,  13 страниц


Работа похожей тематики


Взыскание судебных расходов с органов государственной власти

Короткова О.И.
Адвокат, 2009.
Органы государственной власти действуют исключительно в публичном интересе. Действия, совершаемые этими органами, являются одновременно и их правом, и их обязанностью. Любое действие органов государственной власти в силу их компетенции осуществляется от имени и в интересах государства. Рассмотрение вопроса о взыскании судом с органов государственной власти расходов на оплату услуг юристов и адвокатов имеет большое значение, и игнорировать возникающие проблемы в дальнейшем неприемлемо.
Статья 101 АПК РФ в состав судебных расходов включает государственную пошлину и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом.
К данного рода издержкам относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам; расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте; расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле (ст. 106 АПК РФ).
Е.В. Васьковский в своих научных трудах к судебным издержкам относил расходы тяжущегося по ведению гражданского дела, подлежащие возмещению противной стороной в случае выигрыша его <1>. Под понятием "вознаграждение за ведение дела" К.П. Победоносцев понимал оплату гонораров адвокатам (поверенным). Выигравшая сторона имела право требовать вознаграждение за ведение дела также в тех случаях, когда поверенный выполнял свои обязанности не по найму, а в силу дружеских или родственных отношений <2>. Статья 110 АПК РФ устанавливает, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Гражданский процессуальный кодекс РФ, в частности ст. 100, регулирует порядок возмещения расходов на оплату услуг представителя. Так, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает другой стороне возмещение расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах.
--------------------------------
<1> Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М.: Зерцало, 2003. С. 365.
<2> Победоносцев К.П. Судебное руководство. М.: Статут; РАП, 2004. С. 389.
Особенностью расходов на оплату услуг представителя в арбитражном суде и оказанной юридической помощи в сфере арбитражного судопроизводства является то, что, если они не были возмещены судом как судебные издержки, они могут быть взысканы как убытки путем подачи самостоятельного иска. Это позволяют сделать ст. 15 ГК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. N 22-О. Следует учитывать то обстоятельство, что указанные расходы как убытки возникают в сфере процессуальных отношений и взыскиваются арбитражным судом не в полном объеме, а в разумных пределах. В соответствии со ст. 65 АПК РФ доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
13 августа 2004 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в приложении к информационному письму N 82 разъяснил вопрос о разумности пределов расходов на оплату услуг представителя. Таким образом, с учетом указанного информационного письма при определении разумных расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Интересен по своему содержанию вопрос о взыскании судебных расходов, в частности на оплату услуг представителя, с органов исполнительной государственной власти.
Государство - это сложный социальный феномен, требующий современного, эффективного порядка воспроизводства составляющих его институтов, благодаря чему порядок формирования государственных органов, без сомнения, всегда находится в центре общественной жизни. Исторический уровень государственности определяется не только и не столько по характеру власти, сосредоточенной в органах государства, сколько "характеристикой ее врожденных свойств" <3>.
--------------------------------
<3> Гулиев В.Е. Государственность // Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. Т. 7. М., 1972. С. 162; Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. N 7. С. 21 - 30; Веденеев Ю.А. Теория и практика переходных процессов в развитии российской государственности: реальность и перспективы. М., 1996. С. 14; Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учеб. пособие. М., 1998. С. 10, 11; Ромашов Р.А. Государство (предпосылки возникновения, механизмы функционирования, критерии классификации). СПб., 1998. С. 40 - 46; Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000. С. 138 - 140; Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 9 - 16; Анферов А.А. Понятие государства. Астрахань, 2004. С. 17 - 25.
Свойства оформляются под влиянием порядка формирования государственных органов как совокупности социальных отношений, в которых находит свое реальное выражение "первооснова системного единства сущности" государства. Под непосредственным воздействием того или иного порядка формирования государственных органов, реализованного в совокупности социальных отношений, основные элементы государственности как "относительно обособленные части государственной структуры, обладающие определенной властью и автономией" <4>, институционализируются, что позволяет сначала складываться элементам системы государственной организации, а затем и собственно государству <5>.
--------------------------------
<4> Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000. С. 124.
<5> Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.
Конституция РФ закрепила принцип разделения властей на три различные ветви - законодательную, исполнительную и судебную.
Значение исполнительной власти состоит в том, что на нее возложено непосредственное управление государственными делами, для чего ей предоставлены широкие распорядительные функции. Исполнительная власть осуществляется сложной соподчиненной структурой государственных органов (управленческий аппарат), возглавляемой Правительством РФ <6>.
--------------------------------
<6> http://slovari.yandex.ru
Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают многочисленными признаками, в частности:
- органы исполнительной власти являются частью системы государственных органов;
- им свойственна определенная самостоятельность;
- они действуют от имени государства;
- наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач;
- являются подзаконными органами, ориентированными на деятельность на основе и во исполнение закона;
- являются структурно-организованными и т.д.
В системе органов, осуществляющих государственно-управленческие функции, наблюдается многообразие управленческих связей, которые определяются характером административно-правовых и организационных отношений, возникающих между звеньями системы и аппарата управления. Методы управления могут рассматриваться как способы, во-первых, решения конкретных задач управления, во-вторых, организации самого субъекта управления <7>. В связи с этим методы управления воплощаются через аппарат управления, который составляет структуру соответствующего государственного органа.
--------------------------------
<7> Аппарат управления социалистического государства. Т. 1. М., 1976. С. 272.
Определенность законодательного регулирования вопросов возмещения оплаты судебных расходов (в частности, оплаты услуг представителя) органами исполнительной государственной власти имеет принципиальное значение для эффективной реализации прав и законных интересов.
Статус Российской Федерации и ее субъектов как самостоятельных участников (субъектов) правоотношений обусловлен тем, что они должны осуществлять правомочия собственника в отношении денежных средств и иного имущества и могут выступать в соответствующих правоотношениях в лице своих органов.
В пункте 1 ст. 152 БК РФ установлен перечень участников бюджетного процесса, в который включены: Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта Федерации, глава муниципального образования, законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), Центральный банк РФ, органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств.
Бюджет выступает как сложное многогранное явление и обладает некоторыми аспектами. В связи с этим в литературе и законодательстве традиционно используется несколько подходов к определению понятия бюджета.
В соответствии со ст. 6 БК РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет - это публичные экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования определенного государственно-территориального или муниципального образования централизованного денежного фонда, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом.
Согласно указанной выше статье Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Все стадии бюджетного процесса строятся вокруг и по поводу бюджета. В процессуальных отношениях бюджет выступает в основном как финансовый план, имеющий соответствующую правовую форму. Как отмечено учеными, "бюджетный процесс - это явление уникальное, ибо, пожалуй, это единственный юридический процесс, обслуживающий формирование и исполнение одного-единственного закона - закона о бюджете на предстоящий финансовый год" <8>.
--------------------------------
<8> Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право (политический аспект). М.: Юристъ, 2003. С. 58.
Все операции со средствами бюджетов отражаются на счетах, право распоряжения которыми должно принадлежать уполномоченным органам, исполняющим бюджет. Распоряжение денежными средствами, находящимися на бюджетном счете, является необходимым элементом реализации права собственности на средства соответствующих бюджетов, относящихся к казне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Расходы бюджета являются неотъемлемой частью бюджетной классификации, составляющей характеристики бюджетной системы, выполняющей, в свою очередь, роль основного звена финансовой системы государства. Организационная обособленность бюджетных расходов - осуществление их строго за счет средств, сосредоточенных в бюджетном фонде государства, - также не служит решающим критерием определения особенностей их природы. Специфика расходов бюджета государства и входящих в его состав общественно-территориальных образований заключается в том, что именно на них возлагается первоочередная нагрузка по финансированию задач и функций государства, мероприятий, отражающих его политику в различных сферах общественной жизнедеятельности.
В связи с этим представляется, что ответственность по возмещению оплаты судебных расходов, в частности оплаты услуг представителя, в том случае, если в судебных заседаниях участвовали федеральные органы государственной власти, должна нести Российская Федерация, а если органы государственной власти субъекта Федерации - субъект. Расходы должны подлежать взысканию за счет денежных средств, входящих в казну соответствующего уровня. В случае отсутствия денежных средств в казне соответствующего уровня взыскание должно быть произведено с бюджета соответствующего уровня при участии органа, являющегося распорядителем средств бюджета.
Таким образом, возмещение судебных расходов по судебным делам с участием органов исполнительной государственной власти необходимо рассматривать шире, с учетом специфики государственного аппарата.
Однако практика арбитражных судов выстраивается по-иному.
Например, ООО "Викма" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области, изложенного в письме о снятии с рассмотрения заявления ООО "Викма" о приватизации земельных участков. Заявитель просил также обязать Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области в двухнедельный срок подготовить и направить ООО "Викма" проект договора купли-продажи. Решением Арбитражного суда Орловской области требования ООО "Викма" были удовлетворены в полном объеме.
ООО "Викма" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области расходов на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб. Определением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-4210/06-7 в пользу ООО "Викма" с Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области взысканы расходы на оплату услуг представителя, понесенные при рассмотрении дела N А48-4210/06-7, в сумме 5000 руб.
В подтверждение понесенных при рассмотрении дела судебных расходов заявителем был представлен договор об оказании юридических услуг, заключенный между ООО "Викма" и ООО "Новые правовые технологии", согласно которому последний обязан подготовить и подать в арбитражный суд заявление о признании незаконным решения Департамента и представлять интересы ООО "Викма" в Арбитражном суде Орловской области в деле об оспаривании отказа Департамента в приватизации земельных участков. ООО "Новые правовые технологии" в полном объеме были выполнены условия договора, о чем также был составлен акт оказания услуг, а ООО "Викма" перечислило 10000 руб. за оказанные юридические услуги. Таким образом, суд посчитал, что заявителем документально подтверждены расходы на оплату услуг представителя, связанные с рассмотрением указанного дела.
Согласно п. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Заявителем представлены справка ООО "Юридический центр "Эгида", выписка из тарифов на юридические услуги ООО "Юридическое бюро "Статус", согласно которым стоимость представительства в суде первой инстанции, в том числе при оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов в сфере земельных правоотношений, в Арбитражном суде Орловской области составляет 12000 руб. Согласно прейскуранту цен, утвержденному советом Адвокатской палаты Орловской области, стоимость аналогичных услуг установлена в размере 7000 руб.
В связи с этим, принимая во внимание характер оказанных юридических услуг, сложившуюся в городе Орле среднюю стоимость на сходные юридические услуги, а также учитывая сложность дела и продолжительность его рассмотрения, суд посчитал, что подлежат возмещению расходы в сумме 5000 руб. Как указал суд, согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Аналогичное решение было вынесено Арбитражным судом Орловской области по делу N А48-402/08-10. Так, ООО "Квант" обратилось в данный суд с заявлением признать решение Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта незаконным и обязать Департамент направить заявление истца в администрацию г. Орла для осуществления действий по выбору земельного участка в соответствии с земельным законодательством. Решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-402/08-10 требования ООО "Квант" были удовлетворены. С Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области было взыскано в пользу ООО "Квант" 8000 руб. судебных расходов, из них: госпошлина по делу (2000 руб., уплаченных при подаче рассматриваемого заявления, 1000 руб. за заявление об обеспечении иска), 5000 руб. оплата услуг представителя. Как указал Арбитражный суд Орловской области, между ООО "Квант" и адвокатом некоммерческого партнерства "Орловская областная коллегия адвокатов - 2" заключен договор поручения, в соответствии с которым представитель заявителя участвовал в арбитражном процессе по делу N А48-402/08-10. Обусловленная указанным договором сумма оплаты услуг представителя 5000 руб. уплачена заявителем по платежному поручению. Поскольку размер произведенной заявителем оплаты услуг представителя не превышает размеров, установленных прейскурантом цен за предоставление квалифицированной юридической помощи, утвержденным президиумом некоммерческого партнерства "Орловская областная коллегия адвокатов - 2", представитель заявителя участвовал во всех судебных заседаниях арбитражного суда, поэтому суд посчитал требования заявителя о возмещении ему расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению в соответствии с ст. 110 АПК РФ.
Впоследствии по результатам рассмотрения жалобы Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области на указанное решение суда были взысканы в пользу ООО "Квант" расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.
Вместе с тем судами не учитывается то обстоятельство, что названный Департамент является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции, финансируемым из бюджета субъекта Федерации - Орловской области только лишь на содержание аппарата (заработной платы).
Кроме того, в соответствии с разд. 6 Положения о казне Орловской области, утвержденного Постановлением Коллегии Орловской области от 17 марта 2003 г. N 43, установлено, что Орловская область как субъект Федерации несет имущественную ответственность по обязательствам денежными средствами и иным имуществом, входящим в состав казны Орловской области. Имущественные требования, обращенные к Орловской области как к субъекту Федерации, а также вытекающие из убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий), подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств областного бюджета, а затем за счет движимого или недвижимого имущества, входящего в состав казны Орловской области.
Казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Казна выступает источником обеспечения государственного долга и возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этого органа <9>.
--------------------------------
<9> Кошкин В.И. Управление государственной собственностью. М.: ЭКМОС, 2002. С. 227.
Таким образом, налицо необходимость уделить данной проблеме более пристальное внимание, причем нужен комплексный, системный подход ко всем сторонам вопроса, начиная от определения источника финансирования до законодательного урегулирования порядка возмещения оплаты судебных расходов органами государственной власти, в частности оплаты услуг представителя. Урегулирование данного вопроса значительно упростило бы его решение судами, судебными приставами-исполнителями, органами исполнительной государственной власти и серьезно облегчило бы положение стороны, претендующей на возмещение расходов, связанных с оплатой услуг представителя.
Библиография
Анферов А.А. Понятие государства. Астрахань, 2004.
Аппарат управления социалистического государства. Т. 1. М., 1976.
Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. N 7.
Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М.: Зерцало, 2003.
Веденеев Ю.А. Теория и практика переходных процессов в развитии российской государственности: реальность и перспективы. М., 1996.
Гулиев В.Е. Государственность // Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. Т. 7. М., 1972.
Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право (политический аспект). М.: Юристъ, 2003.
Кошкин В.И. Управление государственной собственностью. М.: ЭКМОС, 2002.
Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.
Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учеб. пособие. М., 1998.
Победоносцев К.П. Судебное руководство. М.: Статут; РАП, 2004.
Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000.
Ромашов Р.А. Государство (предпосылки возникновения, механизмы функционирования, критерии классификации). СПб., 1998.
Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000.
Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.
http://slovari.yandex.ru
Источник: http://www.juristlib.ru/book_6506.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!