Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Функция защиты и ее реализация на стадии предварительного расследования»

/ Уголовное право
Диплом,  74 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Институт защиты и защитника в уголовном процессе
1.1. Понятие института защиты в уголовном процессе
1.2. Реализация права на защиту в уголовном процессе
1.3. Понятие защитника на стадии предварительного расследования
Глава 2. Защитник: его полномочия, регламентация деятельности и взаимоотношения с другими участниками на стадии предварительного расследования
2.1. Процессуальные полномочия защитника на стадии предварительного расследования
2.2. Процессуальная регламентация вопросов, связанных с осуществлением дознания и предварительного следствия с участием защитника
2.3. Процессуальные взаимоотношения дознавателя, следователя и защитника на стадии предварительного расследования
Глава 3. Особенности, связанные с участием защитника на стадии предварительного расследования
3.1. Особенности тактики следственных действий при участии в них защитника
3.2. Обстоятельства, исключающие участие лица в качестве защитника
3.3. Принятие адвокатом защиты подозреваемого и обвиняемого
Заключение

Список использованной литературы

1.Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч. 1). Ст. 4921
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954
4. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №23. Ст. 2102
5. Кодекс профессиональной этики адвоката. Разд. 1 // Кодексы профессиональной этики юриста. Екатеринбург, 2009

2.Судебная практика
6. Постановление Конституционного Суда России от 28 января 1997 г. №2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса, С. В. Абрамова» // Собрание законодательства РФ. 1997. №7. Ст. 871
7. Уголовное дело № 02-34 /Архив Самарского федерального областного суда. 1998
8. Уголовное дело №2-2/80 /Архив Верховного Суда Республики Татарстан. 1980
9. Уголовное дело № 2-12/2000 / Архив Саратовского федерального областного суда. 2000

3.Литература
10. Адвокат в уголовном процессе / Под ред. В.И. Сергеева. М., 2009
11. Александров А., Стуликов А. Участие защитника в предварительном расследовании // Российская юстиция. 2006. №11
12. Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности: история, современность, перспективы, проблемы. СПб., 2008
13. Баев М.О. Тактика профессиональной защиты от обвинения в уголовном процессе России. Воронеж, 2008
14. Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. М., 2009
15. Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учеб. пособие. М., 2008
16. Быков В.М., Орлов А.В. Конституционные нормы, обеспечивающие подозреваемому и обвиняемому право на защиту в российском уголовном судопроизводстве // Право и политика. 2002. №5
17. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Н.Новгород, 2008
18. Власова Н.А. Досудебное производство в уголовном процессе. М., 2009
19. Волкодаев Н.Ф. Реализация принципа презумпции невиновности в процессе доказывания. М., 2008
20. Выдря М.М. Функция защиты в уголовном процессе. М., 2003
21. Громов Н.А., Курушин С.А. Гарантии права на защиту обвиняемого в досудебных стадиях по УПК РФ. М., 2008
22. Грузд Б. Правило Маслова: право на защитника – с момента угрозы свободам гражданина. http://goryachiy.narod.ru/2001/K70009.htm
23. Давыдов П.М., Сидоров Д.В., Якимов П.Л. Судопроизводство по новому УПК. М., 2005
24. Добровольская Т.Н. Судебная защита. М., 2002
25. Захарцев С.И. Доказательства в уголовном судопроизводстве и деятельность органов дознания по обнаружению, собиранию, проверке и оценке доказательств. СПб., 2009
26. Защита по уголовному делу: Пособие для адвокатов / Под ред. Е.Ю. Львовой. М., 2008
27. Катанян К. Право на защиту. Теперь им обеспечены не только обвиняемые, но свидетели // Русская мысль. 2000. 6 июля
28. Кудин Ф.М. Теоретические основы принуждения в советском уголовном судопроизводстве. М., 2007
29. Кузьмин Г.А. Кто может выступить защитником в уголовном судопроизводстве (из практики Конституционного Суда РФ) // Закон и право. 2001. №4
30. Куцова Э.Ф. Гарантии прав личности в уголовном процессе. М., 2003
31. Куцова Э.Ф. Новый УПК РФ и гарантии прав личности // Материалы общероссийской науч.-практ. конф. «Правовая реформа в России: итоги и перспективы» (Москва, 18–19 декабря 2001 г.). http://www.narcom.rU/law/system/2.html
32. Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле. М., 2009
33. Мартынчик Е.Г. Развитие уголовно-процессуального законодательства. М., 2007
34. Навасардян В.Р. Право на защиту подозреваемого, обвиняемого и подсудимого в уголовном процессе. СПб., 2000
35. Насонова И.А. Участие адвоката-защитника на стадии предварительного расследования. Волгоград, 2008
36. Павловский О. Формулирование обвинения // Законность. 2000. №11
37. Прокофьева С.М. Концепция гуманизации уголовного судопроизводства. СПб., 2009
38. Рекомендации по составлению обвинительного заключения // Справочник следователя. М., 2009
39. Российская газета. 2000. 4 июля
40. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 2008
41. Савицкий В.М. Право обвиняемого на защиту уголовном процессе. М., 2003
42. Смирнова Е.М. Адвокатура: Учебное пособие. М., 2008
43. Стремовский В.А. Эффективные меры обеспечения права обвиняемого на защиту на предварительном следствии // Проблемы охраны прав и интересов обвиняемого. Сб. науч. трудов. Кемерово, 2003
44. Строгович М.С. Курс уголовного процесса. Т. I: Основные положения науки уголовного процесса. М., 1998
45. Строгович М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности. М., 2005
46. Таран А.С. Международно-правовые нормы и судебная практика как источники уголовно-процессуального права России. Самара, 2008
47. Толкачев К.Б. Методологические и правовые основания реализации личных конституционных прав и свобод, и участие в ней органов внутренних дел. СПб., 2009
48. Уголовный процесс / Под ред. Л.М. Карнеевой, П.А. Лупинской, И.В. Тыричева. М., 2000
49. Францифоров Ю.В. Обеспечение обвиняемому права на защиту в процессе его допроса // Адвокатская практика. 2008. №2
50. Цыпкин А.Л. Право на защиту в уголовном процессе. Саратов, 1999
51. Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2007
52. Эминов В.Е. Предисловие / Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле. М., 2007


Работа похожей тематики


Судьба конституций во время контрреформ

Денисов С.А.
Электронный ресурс, 2010.

История развития Франции, Германии и других стран показывает, что движение по пути развития конституционализма часто прерывается контрреформами. Они включают в себя переход к единовластию в стране, подчинению правителю парламента и суда, ограничение политических прав и свобод граждан. Конституция либо изменяется, либо перестает действовать. Изучение общих закономерностей контрреформ помогает понять развитие современной России.

Ключевые слова: контрреформы в конституционном праве, ограничение политических прав и свобод, развитие конституционализма в России.

The history of France, Germany and other countries shows, that counter-reforms change development of constitutionalism. Dictatorship of one men takes place, parliament and courts lose independent, political freedom are restricted during of these period. Leaderships of state change the constitution or disregard her norms. The knowledge of laws of counter-reform's developments help us to understand the situation in contemporary Russia.

Key words: counter-reforms in constitutional law, dictatorship, restricts of political rights and freedoms, development of constitutionalism in Russia.

Начиная с конца XVII в. сначала в Европе, а затем и во всем мире начался процесс перехода народов от феодального и административного общества к буржуазному. Суть его заключается в ограничении прав управленцев, составляющих государственный аппарат, превращении их в инструмент гражданского общества частных собственников. Средством ограничения власти управленцев, возглавляемых правителем государства, являются конституционные нормы.

Процесс подчинения класса управленцев гражданскому обществу идет волнообразно. Буржуазно-демократические революции, в результате которых появляются конституционные акты, сменяются периодами контрреволюций и контрреформ. При этом принятые ранее на волне революционных преобразований конституции или отменяются, или создается механизм нейтрализации (блокирования) их действия <2>. Более демократическая конституция может заменяться декларативной конституцией, создающей видимость ограничения власти государственного аппарата <3>. Так, Наполеон, придя к власти, принял новую Конституцию Франции VIII г., которая декларировала Республику, но фактически закрепляла его единоличную власть.

--------------------------------

<2> Денисов С.А. Механизм нейтрализации конституционных норм // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 6. С. 2 - 8.

<3> Денисов С.А. Имитация конституционализма // Новая правовая мысль. Волгоград, 2005. N 3. С. 9 - 15.

В данной статье конституцией называется не любой нормативный акт высшей юридической силы. Конституция должна содержать нормы, может быть, даже не писаные, которые закрепляют политические права народа на участие в политической жизни страны, на формирование ответственного перед ним государственного аппарата. Конституция должна закреплять разделение властей, возможность представителей народа осуществлять контроль за исполнительной властью, главой государства, независимость суда. Как уже отмечалось, в период контрреформ класс управленцев, возглавляемых правителем, старается либо отменить нормы конституции, либо сделать их декларативными, не действующими.

А.В. Ревякин отмечает, что во Франции по сравнению с другими европейскими странами борьба за Республику была особенно ожесточенной и длительной. "Победа над монархией далась лишь в результате нескольких революций и серии политических и социальных реформ, составляющих, может быть, самый драматический период ее истории" <4>. Поэтому именно богатый опыт Франции будет в основном использоваться автором для иллюстрации тех изменений в конституции, отношения к ней общества в период контрреволюций и контрреформ. Выявляемые факты будут сравниваться с тем, что происходит сегодня в России.

--------------------------------

<4> Ревякин А.В. Французские династии: Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты // Новая и новейшая история. 1992. N 4. С. 82.

Класс управленцев способен осуществлять политическое господство над обществом, только если он консолидирован и иерархизирован. Функцию объединения бюрократии должен осуществлять правитель. Кроме того, бюрократия нуждается в правителе, так как население страны подчиняется вождистской идеологии. Оно не верит бюрократии и не пойдет за ней, но верит в "доброго царя" и готово подчиняться ему. В силу этого контрреформы всегда сопровождаются либо восстановлением монархии в стране, либо усилением диктаторских бонапартистских режимов, где монарха заменяет харизматический вождь. Например, первая республика во Франции была заменена империей Наполеона Бонапарта. Затем произошла реставрация монархии. Вторая республика во Франции в 1851 г. была уничтожена империей Луи Бонапарта.

В XIX в., когда большинство стран имели монархическую форму правления, новые правители могли объявлять себя императорами. В XX в. монархия стала не популярной. Правитель, захвативший власть в стране, обычно называет себя президентом. Исключением был только генерал Бокасса в Африке, объявивший себя императором (1976 г.) <5>.

--------------------------------

<5> Кривушин И.В. Император Бокасса I и власть в постколониальной Африке // Новая и новейшая история. 2006. N 1. С. 154.

Иногда правители как бы маскируют свое высшее положение в обществе. Особенно это свойственно для первых этапов контрреформ. Например, по Конституции Франции VIII г. Наполеон являлся всего лишь первым консулом, наряду с другими двумя. Это вовсе не означало, что два других консула могли ограничить его власть. Глава бюрократической машины может занимать пост главы правительства, а пост формального лидера нации оставляет безвластному монарху или президенту. Так, Муссолини занимал пост главы правительства. По конституции он назначался и отзывался королем и был ответствен перед ним. Поскольку король являлся лишь номинальной фигурой, "дуче стал неограниченным главой исполнительной власти и фактически главой государства. Министры и иные высшие должностные лица формально назначались королем, но глава правительства выдвигал предложения по их кандидатурам, и именно перед ним они несли политическую ответственность" <6>. Гитлер также не устранял пост президента до смерти маршала Гинденбурга (1934 г.). Долгое время должность главы государства в СССР занимал М.И. Калинин, который на деле вообще не имел какой-либо серьезной власти. Реальным правителем в стране являлся человек, занимавший должность Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии. Переход В.В. Путина на должность Председателя Правительства РФ не привел к потере его власти в стране. Следствием этого стала лишь потеря значимости норм Конституции РФ, касающихся широких полномочий Президента РФ. Распределение полномочий осуществляется сейчас не на основе статей Конституции РФ, а на основе личных соглашений, достигнутых внутри сложившегося тандема.

--------------------------------

<6> История государства и права зарубежных стран. Т. 2: Современная эпоха. М.: Норма, 2005. С. 331.

Харизматический лидер способен гипнотизировать массу населения и без труда обеспечивает себе победу во время плебисцитов (голосование о доверии правителю), которые заменяют выборы. Конечно, не обходится без использования так называемого административного ресурса. Не боялись проводить плебисциты Наполеон Бонапарт, Луи Бонапарт, Гитлер, Саддам Хусейн, вожди советских государств. Успешно они проводятся в странах Африки <7> и современной России. За пожизненное занятие должности консула Наполеоном высказались 3,5 млн. французов <8>. Против голосовали только 15 тыс. человек. За присвоение ему титула императора в 1804 г. проголосовали 3 521 675 человек. Против высказались 2579 человек <9>. А.В. Ревякин говорит о создании Наполеоном режима "плебисцитарной монархии" <10>.

--------------------------------

<7> Lewis P.M. Nigeria: Elections in a fragile regime // Journal of Democracy. 2003. V. 14, n 3. P. 131 - 144.

<8> Кареев Н.И. Политическая история Франции. СПб., 1902. С. 37.

<9> Там же. С. 41.

<10> Ревякин А.В. Французские династии... С. 85.

Устранение свободных выборов позволяет перейти к пожизненному осуществлению власти в стране одним человеком. Переход к этому может осуществляться постепенно. Так, Наполеон Бонапарт в соответствии с Конституцией Франции VIII г. сначала занял должность консула на 10 лет и лишь затем произвел изменения в этой Конституции, в соответствии с которыми он стал пожизненно замещать эту должность в награду за его заслуги перед Отечеством. Французы видели в нем спасителя Отечества, человека, который восстановил внутренний и внешний мир, заставил соседей считаться с Францией <11>. В 1804 г. по инициативе Сената в целях упрочения и увековечения великого дела возрождения Франции Наполеону был присвоен титул императора. Решение было утверждено плебисцитом. Луи Бонапарт после совершения государственного переворота по Конституции Франции 1852 г. считался избранным на 10 лет, и лишь плебисцит 21 - 22 ноября 1852 г. закрепил за ним титул наследственного императора. Сегодня в игры по присвоению императорских титулов, как отмечалось выше, играют только африканские вожди. В странах СНГ в конце XX - начале XXI в. переход к пожизненному замещению должности правителя конституционно оформили гораздо скромнее и более скрытно. Некоторые устранили из конституции норму о запрете замещения должности президента более двух сроков подряд. Другие постоянно изменяют конституцию и объявляют после этого, что прежний срок нахождения правителя на должности президента во вновь возникших отношениях не считается. Он занимает должность президента опять как бы в первый раз. Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан получили бессменного вождя народа. Устранение серьезной оппозиции, управляемые выборы позволяют правителю легко продлевать свои полномочия до самой смерти. Для того чтобы уменьшить расходы на плебисциты, были увеличены сроки, на которые избирается президент страны. В России поступили еще более хитро. Не меняя Конституции, правитель поменял пост, с которого он будет осуществлять управление страной. Пока не видно никаких препятствий, которые способны помешать ему пожизненно сохранять власть в стране.

--------------------------------

<11> Кареев Н.И. Политическая история Франции. СПб., 1902. С. 36.

Закрепившийся у власти правитель начинает думать о порядке передачи ее своим наследникам. Конституция Франции X г. дала Наполеону право назначать себе преемника, а Конституция 1804 г. (ст. 3 раздела II Органического сенатус-консульта) сделала его власть наследственной. Стареющие лидеры стран СНГ также начинают задумываться над этой проблемой. Скорее всего, она будет решаться не с помощью изменений конституции, а за счет пиара в подконтрольных СМИ того человека, на которого укажет правитель. Успешная передача власти от отца к сыну произошла в Азербайджане. Удачно передача должности президента преданному правителю человеку произошла в России в 2007 г.

Усиление власти правителя в период контрреформ может сопровождаться созданием полуконституционных властных органов, с помощью которых осуществляется управление страной. Так, при Наполеоне Государственный совет превратился в тайный совет высшего правителя <12>. Такого вида органы осуществляют свою власть скрытно, действуют не публично, не отвечают за принятые ими решения. До 2008 г. в России функцию высшего после Президента РФ органа власти выполняла Администрация Президента РФ. В нее входили особо близкие Президенту лица, которые смотрели, чтобы на всех высших должностях в стране находились люди, преданные Президенту, руководили представительным органом, так называемым техническим правительством, оказывали влияние на суд по особо важным для правителя делам, воссоздали партеобразное объединение бюрократии, обеспечивали нужные результаты проводимых в стране выборов, в целом осуществляли то, что получило название "управляемая демократия".

--------------------------------

<12> Там же. С. 37.

В сохранении власти правителя и расширении ее сверхконституционных полномочий в первую очередь заинтересована высшая бюрократия, его окружающая. Это обеспечивает стабильность ее положения и рост ее полномочий. Поскольку правитель не может лично решать все вопросы, он вынужден делиться властью со своим окружением. В наполеоновской Франции Фуше, потерявший должность Министра полиции, стремившийся снова войти в милость своего господина, выступил с инициативой присвоения Наполеону титула императора <13>. В России особое рвение по изменению Конституции и обеспечению В.В. Путину возможности пожизненно оставаться Президентом РФ проявил С. Миронов <14>. Член трибуната Франции Кюрст, который внес в него предложение о присвоении Бонапарту титула императора, получил богатые сенатории <15>. В России главы регионов, добившиеся нужных результатов на выборах в Государственную Думу и выборах Президента РФ в 2007 - 2008 гг., получили награды. Те, кто не смог обеспечить нужный высшему начальству результат, были сняты с должности <16>.

--------------------------------

<13> Там же. С. 40.

<14> Нагорных И., Хамраев В. Сергей Миронов начал с главного // Коммерсантъ. 2007. 31 марта. С. 1, 2.

<15> Кареев Н.И. Политическая история Франции. СПб., 1902. С. 40.

<16> Лупекин Д., Городецкая Н. Ярославский губернатор откликнулся на созыв // Коммерсантъ. 2007. 14 декабря. С. 1, 3; Принудработы над ошибками // Коммерсантъ. 2007. 5 декабря. С. 1, 2.

Очень часто власть правителя в период контрреформ опирается не на конституцию, а на армию, полицию, бюрократию.

Конституция в период контрреформ превращается в "фиговый листок", прикрывающий восстановление монократической формы правления. Выполнять эту функцию ей помогает такое свойство, как противоречивость. Так, Конституция XII г. объявляла Францию Республикой, правление которой вверялось наследственному императору французов (ст. 1 раздела 1 Органического сенатус-консульта). Конституция РФ 1993 г. декларирует разделение властей (ст. 10), но Президента РФ ставит вне его и над всеми органами власти (ст. 11 и 80).

Под власть правителя подводится идеологическая база. Наполеон Бонапарт утверждал, что представителем нации является правительство. Законодательный совет не должен иметь видное положение в республике. Он говорил, что "хорошо править можно только в ботфортах и со шлемом" <17>.

--------------------------------

<17> Кареев Н.И. Политическая история Франции. С. 32.

Часто правитель утверждает, что концентрация власти в его руках служит продолжению дела начатой демократической революции или реформам. Тот же Наполеон Бонапарт говорил, что его власть нужна для "консолидации принципов революции 1789 г." <18>. Бюрократия во время контрреформ может сохранять революционную риторику. Наполеон при каждом случае говорил о свободе, но не придавал этому слову ни малейшего значения <19>. В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию в 2001 г. также обещал не проводить контрреформы в стране. "Власть в России - говорил он, - должна работать для того, чтобы сделать в принципе невозможным отказ от демократических свобод, а взятый экономический курс - бесповоротным" <20>.

--------------------------------

<18> Там же. С. 32 - 33.

<19> Там же. С. 34.

<20> Не будет ни революций, ни контрреволюций // Российская газета. 2001. 4 апреля. С. 4.

Для создания культа личности вождя могут приниматься разные идеологические приемы. Луи-Филипп I, получивший трон во Франции в 1830 г., "всячески поддерживал свою репутацию защитника Родины и "солдата свободы". Он привлек на свою сторону немало видных бонапартистов, "дорожил причастностью к славе "великой эпохи" и сделал многое для возвеличивания Наполеона I: превратил Версальский дворец в музей военной доблести, ввел в армии маршальские звания, назначил пенсии ветеранам наполеоновских войн" <21>. Это способствовало усилению вождистских, бонапартистских настроений в обществе.

--------------------------------

<21> Ревякин А.В. Французские династии... С. 98.

Значительный авторитет правителю всегда приносят внешние победы. Так, Бонапарт сделался героем дня после победы в Италии (1796 - 1797 гг.) и экспедиции в Египет (1798 - 1799 гг.). Они помогли ему осуществить государственный переворот и сделаться фактически единоличным правителем Франции <22>. В современной России культ личности вождя создавался победой в Чечне и восстановлением вассальной зависимости бывших республик СССР от России, а также мерами "наказания непослушных соседей" (Грузии, Молдавии, стран Прибалтики).

--------------------------------

<22> Там же. С. 100.

Если правитель находит общий язык с руководством церкви, то его власть и устранение действия демократической конституции активно поддерживается духовенством. Наполеон Бонапарт поддерживался ультрамонтанами. Католики и ультрамонтаны также призывали Луи Бонапарта "идти вперед по пути реакции" <23>. Газета ультрамонтанов писала: "Народ сказал одному человеку: мои ораторы надоедают мне: избавь меня от них и управляй мной" <24>. В России правящей группе для получения поддержки РПЦ приходится постоянно нарушать ст. 14 Конституции РФ, декларирующую светское государство. Православная церковь России, систематически получающая подарки из рук правителя, стоит чуть ли не в первых рядах борцов с распространением в стране западных либеральных ценностей свободы и демократии. Ее представители не скрывают, что они являются противниками республиканской формы правления и выступают за восстановление монархии в России.

--------------------------------

<23> Инсаров. Современная Франция. История Третьей республики. СПб., 1900. С. 51.

<24> Там же. С. 51.

Демократически настроенная часть населения вынуждена терпеть, а то и поддерживать авторитарное правление, нарушающее конституцию, поскольку оно гарантирует недопущение прихода к власти в стране левых сил. Как показал опыт XX в., победа левых приводит к полному уничтожению буржуазно-демократических свобод, установлению тоталитарного правления новой бюрократии из рабочих. Уже при совершении государственного переворота Луи Бонапарт активно использовал шумные и резкие заявления левых, запугивал страну красным призраком. Вторая империя пользовалась безграничной поддержкой представителей буржуазии, отмечают некоторые исследователи <25>. Советские ученые писали: "Ущемляя политические права буржуазии, бонапартизм дал ей полный простор в экономической деятельности. В стране процветали спекуляция и биржевая игра, в которых самое широкое участие принимал и императорский двор" <26>. Значительная часть российской буржуазии сегодня также поддерживает власть В.В. Путина, так как он обеспечивает подавление коммунистов, все еще мечтающих о реванше.

--------------------------------

<25> Там же. С. 5, 51.

<26> Антюхина-Московченко В.И. Третья республика во Франции. 1870 - 1918. М.: Мысль, 1986. С. 5.

Очевидно, что конституционализм проявляется в наличии парламента, который представляет интересы разных групп общества, выражает волю общества в виде законов, способен контролировать профессиональную бюрократию. В период контрреформ правитель либо разгоняет парламент, либо делает его послушным своей воле. Парламент становится имитатором выражения воли народа.

Усиление авторитета правителя в массе населения позволяет ему сформировать послушный состав депутатов парламента. Мощный государственный аппарат берет под свой контроль проведение выборов депутатов и обеспечивает прохождение в него только зависимых от бюрократии лиц. Оппозиция либо устраняется из парламента, либо составляет в нем меньшинство, не способное влиять на его деятельность. Наполеон, даже провозгласив себя императором, сохранял определенные атрибуты Республики: всеобщее избирательное право, законодательные палаты. "Однако, - пишет А.В. Ревякин, - они не играли существенной роли, оставаясь ширмой самовластия, или использовались только в той мере, в какой было выгодно режиму" <27>. Подобные же процессы наблюдаются в период реставрации монархии во Франции: "Путем фальсификации выборов, прямого или завуалированного подкупа избирателей и парламентариев они манипулировали палатами и по своему усмотрению решали почти все важные вопросы государственного правления. Такая практика, умаляя роль парламента в политической жизни, в конечном счете дискредитировала режим конституционной монархии" <28>. Повторение пройденного произошло при захвате власти Луи Бонапартом: "В первые годы империи политическая жизнь Франции как бы замерла. Хотя институты парламентской демократии, такие, как законодательные палаты, выборы депутатов, политическая печать, и другие не были упразднены, они превратились в ширму неограниченной власти Наполеона III. Стержнем государства стал подчиненный императору аппарат исполнительной власти, начиная с кабинета министров и кончая префектами департаментов и мэрами городов и коммун. Палаты были бессильны. Поскольку не публиковались стенограммы дебатов, они не могли стать даже трибуной гласности. На выборах власти прибегали к разнообразным уловкам, чтобы повлиять на результаты голосования: перекраивали избирательные округа, выдвигали официальных кандидатов, мешали предвыборной кампании оппозиции, требовали от кандидатов присяги на верность императору" <29>.

--------------------------------

<27> Ревякин А.В. Французские династии... С. 100.

<28> Там же. С. 97.

<29> Там же. С. 106.

Правитель и его слуги принимают меры, в том числе законодательные, для осуществления чистки представительных органов от недостаточно лояльных им депутатов. Например, Сенат Франции в 1802 г. отказался от принципа жребия в процессе замены части своих членов. Он сам решил избавиться от тех сенаторов, которые выступили с критикой изменений в Конституцию VIII г., предложенных Наполеоном. В России Совет Федерации стал послушным Президенту после того, как главы исполнительной власти в регионах, направляющие своих представителей в верхнюю палату, стали реально определяться Президентом. Были расширены полномочия председателя палаты по отзыву членов палаты, которые его не устраивали <30>. Рост зависимости регионов от центра в начале XXI в. привел к тому, что они начали направлять в Совет Федерации только тех людей, которые полностью устраивали Президента и его Администрацию. К настоящему времени Совет Федерации проявляет полную послушность правителю. Это видно по результатам голосования.

--------------------------------

<30> Часть 2 ст. 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; 1999. N 28. Ст. 3466; 2001. N 32. Ст. 3317; 2004. N 25. Ст. 2484; Российская газета. N 282. 2004. С. 11.

Создание мощного партеобразного объединения бюрократии, которое обычно называют партией власти, делает выгодным для правителя и бюрократии введение в стране пропорциональной системы выборов в органы власти. Бюрократическая квазипартия, пользуясь неограниченным административным ресурсом, легко занимает большинство мест в представительном органе власти и превращает его в послушный инструмент высшей бюрократии и правителя. Так, Муссолини, придя к власти в 1923 г., провел в стране избирательную реформу, согласно которой Италия объявлялась единым избирательным округом, где голосование проводится по партийным спискам. Это позволило фашистской партии получить абсолютное большинство в парламенте <31>.

--------------------------------

<31> История государства и права зарубежных стран. Т. 2: Современная эпоха. М.: Норма, 2005. С. 331.

Устранение самостоятельности представительных органов в стране позволяет правителю изменять конституцию и законы так, как ему удобно. "Мало-помалу, - пишет Н.И. Кареев о наполеоновской Франции, - законодательные учреждения Франции наполнились людьми, которые только о том и думали, как бы получше угодить новому господину. При помощи услужливых собраний Наполеон произвел в Конституции VIII г. те изменения, которые превратили плебисцитарную республику 1800 - 1804 гг. в абсолютную монархию 1804 - 1814 гг." <32>. В России Федеральное Собрание стало полностью послушным Президенту РФ с 2003 г. Оно по команде из Администрации Президента принимало законы, которые ограничивали действие норм Конституции 1993 г. Иногда оно было "святее самого римского папы" и принимало такие консервативные поправки к законам, что Президент отказывался их поддерживать, демонстрируя, что он является защитником демократии и либерализма в стране, а не представительный орган <33>.

--------------------------------

<32> Кареев Н.И. Политическая история Франции. С. 35.

<33> Денисов С.А. Федеральное Собрание: Нотариальная контора при российском Президенте? // Россия и современный мир. 2006. N 4(53). С. 104 - 118.

По мере роста подконтрольности представительного органа правителю последний демонстративно расширяет его полномочия с целью создания видимости роста демократии в стране. После чистки французского Сената от недостаточно лояльных Наполеону людей Конституция X г. расширила его права по отношению к другим учреждениям. В современной России лояльному правителю парламенту было позволено осуществлять парламентские расследования <34>.

--------------------------------

<34> Федеральный закон "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" // Российская газета. 2005. 29 декабря.

Если правитель не может обеспечить себе полную лояльность парламента, то его полномочия значительно урезаются. Выразителем воли нации объявляется глава государства (вождь). Для ослабления роли парламента часто используют разделение его на две палаты. Этот прием применялся Кромвелем, стремившимся установить свою диктатуру в Англии <35>. В Первой и Второй империи во Франции представительный орган состоял из Сената и Законодательного собрания. По Конституции Франции 1852 г. Сенат состоял из пожизненных сенаторов, назначаемых Президентом. Его можно было использовать для нейтрализации деятельности Законодательного собрания, которое состояло из депутатов, избранных всеобщим голосованием. Контролировать последних было гораздо труднее.

--------------------------------

<35> Всемирная история: Эпоха английской революции. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2001. С. 158.

Одним из направлений действия контрреформ является подчинение правителю судебной системы. Он старается сделать из нее послушный инструмент расправы над оппозицией и всеми неугодными. Суды, осуществляющие конституционный контроль, должны легализовать деятельность правителя по выхолащиванию норм Конституции. Наполеон использовал для нужного ему толкования Конституции послушный ему Сенат <36>. Правитель старается подобрать лояльных ему людей в состав высших судебных органов. Если это не всегда получается, то принимаются меры к ослаблению роли суда, усилению его зависимости от бюрократии и правителя.

--------------------------------

<36> Кареев Н.И. Политическая история Франции. С. 38.

Контрреформы обычно сопровождаются ростом централизации управления страной. 17 февраля 1800 г., в первый год своего консульства, Наполеон принял Закон, согласно которому во главе каждого департамента был поставлен префект, назначаемый и смещаемый Правительством, облеченный исполнительной властью. Он мог отрешать от должности мэра, его помощников и муниципальных советников (введение "вертикали власти"). В России в ходе контрреформ были отменены выборы глав регионов. Президенты республик и губернаторы постепенно стали превращаться в наместников правителя в регионах. Эти наместники формировали послушные им представительные органы. Таким образом, формальной становилась сама федерация. Россия постепенно стала возвращать себе привычное для нее состояние унитарной империи, управляемой приказами из Москвы. Автономию продолжают сохранять только отдельные национальные республики, так же как в начале XX в. в состав Российской империи входили Хивинское и Бухарское ханства.

Важнейшим направлением в контрреформах является ограничение политических прав населения. Создается сложный механизм нейтрализации конституционных норм, провозглашающих свободу слова, печати, право на проведение массовых мероприятий, свободу объединения в политические партии.

Главной задачей контрреформ является подавление только возникающих элит формирующегося, но еще слабого гражданского общества. Министр внутренних дел Франции Шарталь говорил, что Наполеону удалось подавить революцию с помощью решительных и сильных мер, которые, в частности, были направлены на уничтожение в зародыше партий, которые могли пробудиться к жизни. Он вынужден был сойти с конституционного пути <37>. В этом плане в России важное значение имеет Федеральный закон "О политических партиях", который направлен на недопущение появления новых демократических партий в стране (запрет на создание региональных партий, высокие входные барьеры для образования федеральных партий, дозволение только массовых партий с формализованным индивидуальным членством и т.д.).

--------------------------------

<37> Там же. С. 33.

Для подрыва революционного духа народа бюрократия вынуждена устранять идеологический плюрализм. Революционные идеи объявляются экстремистскими. Историки отмечают, что Наполеон смотрел на французскую революцию как на болезненный кризис, который был пережит французским народом и которому пора прекратиться <38>. Как близки эти оценки современной управленческой элите России. В.В. Путин в своем предвыборном выступлении в ноябре 2007 г. заявил, что демократическая революция 90-х годов XX в. и ее лидеры действовали в ущерб обществу и государству, обслуживая интересы олигархических структур и разбазаривая национальное достояние <39>.

--------------------------------

<38> Кареев Н.И. Политическая история Франции. С. 33.

<39> Ничего у них не выйдет // Российская газета. N 262. 2007. С. 2 - 3.

Первые результаты буржуазных революций легко подавляются бюрократией, поскольку сторонниками конституционных свобод являются небольшие группы интеллигенции и либеральной буржуазии. Масса населения не готова их защищать. Наполеон справедливо замечал, что свобода "может быть потребностью лишь весьма малочисленного класса людей, от природы одаренного более высокими способностями, чем масса, но потому она и может быть подавляема безнаказанно..." <40>. Только непримиримые роялисты, немногие либералы и республиканцы, верные идеям свободы и равенства, не хотели признать власть Наполеона во Франции, пишет Н.И. Кареев <41>.

--------------------------------

<40> Кареев Н.И. Политическая история Франции. С. 34.

<41> Там же. С. 39.

Масса людей становится сторонником конституции, только если старый порядок доводит положение этой массы до бедственного состояния. Первая революция во Франции, как известно, была спровоцирована в значительной степени финансовым кризисом в стране <42>. СССР рухнул вместе с падением цен на нефть на мировых рынках. Как только экономическая ситуация в стране исправляется, толпа забывает про конституцию и готова вернуться к власти бюрократии и ее вождя. Наполеон Бонапарт, Луи Бонапарт, Гитлер, Муссолини пришли к власти, опираясь на большинство. Нетрудно оказалось восстановить культ личности вождя в России XXI в. Государственный переворот Луи Бонапарта во Франции поддержали в 1851 г. 7 млн. 481 тыс. французов. Проголосовали против только 674 002 человека <43>. Передачу власти Президента РФ в 2007 г. по завещанию правителя его доверенному лицу поддержали более 70% россиян <44>. Еще К. Маркс отмечал, что Луи Бонапарт был поддержан крестьянской массой, которая не способна самостоятельно защищать свои интересы посредством демократических институтов (парламента) и нуждается в покровителе <45>. Главной опорой императора были "темные деревенские массы", пишет другой исследователь <46>. Этим объясняют то, что Луи Бонапарт не отказался от всеобщих выборов. Охлократия "рядится в одежду" демократии и под демократическими лозунгами обеспечивает ее устранение <47>.

--------------------------------

<42> Ревякин А.В. Французские династии... С. 82.

<43> Инсаров. Современная Франция... С. 5.

<44> Два капитана // Российская газета. N 49. 2008. С. 2.

<45> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 208.

<46> Инсаров. Современная Франция... С. 53.

<47> Денисов С.А. Народ и охлос как субъекты государственно-правовых властеотношений // Власть и властные отношения в современном мире: Материалы IX научно-практической конференции, приуроченной к 15-летию Гуманитарного университета (г. Екатеринбург), 30 - 31 марта 2006 г.: В 2 т. Т. 2. С. 20 - 23.

Отказ от революционных завоеваний конституции идет легко, так как контрреформы означают возврат к традиционным нормам, в рамках которых страна жила столетия. Так, монархия Франции была одной из старейших в Европе. Отсчет ее жизни ведут с династии Меровингов (448 - 752 гг.) <48>. Поэтому страна с трудом расставалась с ней на протяжении почти всего XIX столетия. В России монархия возникла позже. Но демократические и республиканские нормы для современной России так же чужды, как для Франции начала XIX в. Они рассматриваются как западные нововведения и легко отвергаются населением в период распространения консервативных настроений, духа традиционализма.

--------------------------------

<48> Ревякин А.В. Французские династии... С. 82.

Бюрократия легко манипулирует сознанием населения с помощью средств массовой информации. В период контрреформ свобода СМИ устраняется и восстанавливается цензура. А.В. Ревякин пишет, что Наполеон, придя к власти, "объявил войну прессе, видя в ней главный бич режима: газетам запрещали касаться широкого круга политических тем. Вскоре большинство из них вообще закрыли, а оставшиеся - четыре в столице и по одной в департаментах - оказались под пятой властей. Это затруднило как формулирование, так и свободное выражение общественного мнения. Правительство стало полагаться на профессионалов подглядывания и подслушивания, чьими услугами охотно пользовался сам Бонапарт" <49>. В России контрреформы начались именно с захвата государством основных СМИ - телевидения. К тотальному советскому контролю за распространением информации возвращаться не стали. Свободными остаются до 10 - 15% СМИ, в том числе Интернет. Это создает видимость свободы СМИ, но не мешает государственной бюрократии создавать нужное ей массовое сознание, особенно сознание большинства электората <50>.

--------------------------------

<49> Там же. С. 101.

<50> Денисов С.А. Переход России из конституционного поля в конституционный вольер // Политическая наука и политические процессы в Российской Федерации и новых независимых государствах. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. С. 303 - 312.

Бюрократия может имитировать заботу о развитии СМИ, о защите их интересов. Так, в наполеоновском Сенате, состоявшем из лиц, которых он туда назначил, была создана комиссия по свободе прессы <51>. В России Администрация Президента РФ создала Общественную палату <52>, которая должна защищать прессу от давления со стороны бюрократии.

--------------------------------

<51> Кареев Н.И. Политическая история Франции. С. 41 - 42.

<52> Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277; 2006. N 1. Ст. 6; 2007. N 27. Ст. 3216.

Положения конституции, которые объявляют правителя главным гарантом прав и свобод человека, не только не мешают, а, наоборот, помогают правителю безнаказанно на них посягать. Конституция XII г. Франции требовала от Наполеона "уважать и заставлять уважать равенство прав, политическую и гражданскую свободу" граждан. Статья 80 Конституции РФ объявляет Президента РФ гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Степень подавления политических свобод, декларируемых в конституции, зависит от убеждений и настроений правителя, его объективной возможности осуществлять репрессии. Так, Наполеон чувствовал в себе силы и имел возможность подавить всякие политические свободы в стране. А.В. Ревякин пишет, что Бурбоны, пришедшие на смену Наполеону, обеспечили Франции "относительно высокий уровень гражданских и политических свобод" <53>. Карл X, сменивший в 1824 г. на троне Людовика XVIII, первым своим шагом отменил цензуру печати. Вместе с тем он считал чрезмерными те политические уступки, на которые согласился пойти Людовик XVIII ради возвращения трона. В 1829 г. Карл X назначил нового главу Правительства, перед которым была поставлена задача восстановить королевский абсолютизм. "Во исполнение его воли и появились ордонансы 25 июля 1830 г. об отмене свободы печати, роспуске палаты депутатов, повышении избирательного ценза и назначении новых выборов в палату" <54>. Это спровоцировало восстание парижан. Король вынужден был отречься от престола. Наступление на демократические свободы в России в начале XXI в. ведется продуманно и неторопливо <55>. Сначала под контроль государства берутся основные средства массовой информации (в первую очередь телевидение), через которые можно управлять общественным сознанием, затем ликвидируются или маргинализируются демократические партии и движения, ставятся под контроль выборы в органы власти. Человек, решившийся реализовать свое конституционное право на участие в митинге или демонстрации в поддержку оппозиции, знает, что это может закончиться избиением его милиционерами и задержанием на какое-то время. 2006 - 2008 гг. стали периодом осуществления мероприятий по удушению конфликтующих с бюрократией неправительственных правозащитных объединений <56>. Видимо, следующим шагом будет восстановление полного идеологического контроля над системой образования. Политические права и свободы в России становятся все более номинальными.

--------------------------------

<53> Ревякин А.В. Французские династии... С. 93.

<54> Там же. С. 9.

<55> Денисов С.А. Ограничение конституционных прав и свобод человека в России в начале XXI века (начало контрреформ) // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 3: В 3 т. Т. 1. М.: Издательская группа "Юрист", 2003. С. 84 - 90.

<56> Денисов С.А. Возвращение к тотальному контролю за населением // Право, общество, образование в современной России: грани и механизмы взаимоотношений. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2007. С. 116 - 122.

Закрепляемые в конституции демократические институты часто бывают несовершенными и не дают того результата, которого от них ждут. Исследователи Франции XIX в. отмечают, что "все режимы, основанные на демократических и республиканских принципах, быстро саморазрушались, обнаруживая свою неэффективность" <57>. Конституционные свободы воспринимаются частью безответственного населения как возможность творить произвол. Вместо демократии возникает хаос, и само население ищет диктатора, который сможет навести в стране авторитарный порядок, основанный на силе, а не на праве. Именно эти этапы развития пережила Россия в последние десятилетия.

--------------------------------

<57> Ревякин А.В. Французские династии... С. 84.

Забыть о верности конституционным принципам, о республике и демократии в период контрреформ помогает благоприятная экономическая ситуация в стране. В период правления Луи-Наполеона во Франции отмечен беспрецедентный экономический рост, особенно в первые годы <58>. Высокие цены на нефть и газ позволили решить все экономические проблемы России в начале XXI в. Что значат какие-то демократические свободы по сравнению с реальным и быстрым ростом благосостояния населения?

--------------------------------

<58> Волков А.К. Конституционные акты Второй империи во Франции (1852 - 1870 гг.) // Правоведение. 2007. N 2. С. 166.

Необходимо отметить, что контрреформы не являются движением страны назад от прогресса по всем направлениям. Они могут приносить некоторые позитивные плоды, видя которые население легко поддерживает отказ от демократической конституции или нейтрализацию ее. Н.И. Кареев объясняет причины, по которым французы предали идеалы свободы и демократии в начале XIX в.: "Твердая власть первого консула обеспечивала спокойствие внутри страны, а его новые победы над внешними врагами покрывали нацию славой" <59>. Наполеон серьезно занимался реконструкцией экономики Франции, провел глубокую реформу финансовой системы (создал французский банк), укрепил денежную единицу, провел административную и судебную реформу, подготовил новый Гражданский кодекс. "Эти преобразования не только стабилизировали общество, но, по существу, заложили институционные основы капиталистической цивилизации XIX в.", - пишет А.В. Ревякин <60>. Реставрация монархии во Франции, отмечает он далее, была едва ли не золотым веком. При Бурбонах был обеспечен общий подъем промышленности, сельского хозяйства, техники, науки, литературы и искусства <61>. 30 - 40-е годы XIX в. во Франции были полосой "небывалого экономического подъема, которому Правительство Луи-Филиппа I немало содействовало рядом продуманных мер, в частности созданием транспортной инфраструктуры". Резко ускорялось строительство железных дорог <62>. Стабильность в стране, постоянный рост жизненного уровня, возврат России роли великой державы объясняют поддержку населением страны власти В.В. Путина и откровенное пренебрежение к конституционным нормам, декларирующим демократию, республику, федерализм и правовое государство.

--------------------------------

<59> Кареев Н.И. Политическая история Франции. С. 39.

<60> Ревякин А.В. Французские династии... С. 100.

<61> Там же. С. 93.

<62> Там же. С. 97.

Анализ контрреформ, происходящих в разных странах мира, в разные века, показывает, что в ходе их осуществляются приблизительно одинаковые меры по сворачиванию конституционализма. Это позволяет понять ситуацию, сложившуюся сегодня в России, и прогнозировать ее ближайшее будущее.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_8702.html


1000
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!