Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Детская беспризорность в современной России»

/ Общая социология
Контрольная,  20 страниц

Оглавление

Введение
1. Причины детской беспризорности и безнадзорности
2. Социально-педагогическая профилактика беспризорности и безнадзорности
Заключение

Список использованной литературы

1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., 2005.
2. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2007.
3. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. – 2001. – №5
4. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2007.
5. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2006.
6. Жиромская В.Б. Демографическая история России. – М., 2004.
7. Матвиенко В.И. О мерах по ликвидации безнадзорности и беспризорности детей / Стенограмма заседания Государственной думы от 3.04.02 / Официальные документы в образовании. – 2002. – №13.
8. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. – М., 2005.
9. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. – М., 2006.
10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 2007.
11. Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад. – М., 2005.
12. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – М., 2002.


Работа похожей тематики


Педагогический подход к преемственности

 

Типологический подход

В рамках данного подхода проблемы преемственности в содержании, целях и задачах, организационных формах дошкольного и начального образования в нашей стране решены на данный момент только на концептуальном уровне.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) издана только в 2000 г. Руководитель проекта – Н. Ф. Виноградова. 17 июня 2003 года концепция была утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию.

Концепция реализует идею непрерывности дошкольного и начального образования с целью обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста направлены на:

• воспитание нравственного человека: развитие компетентности ребенка в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение в различные формы сотрудничества, на этапе начальной школы – освоение учебного сотрудничества и социальной позиции «Я – ученик, школьник»;

• охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: согласно данным Института физиологии РАН, в настоящее время практически здоровыми являются только 46% детей;

• сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его способностей: согласно статистике, в 5,5 лет 80% детей не достигают «школьной зрелости», в б лет – 52%, в 6, 5 лет – 25-30% детей, что требует решения проблемы непрерывного образования на уровне топологического, а не типологического подхода;

• физическое и психическое развитие детей. Задачи дошкольного образования направлены на:

• приобщение детей к здоровому образу жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества. Задачи начального образования направлены на:

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, следование им;

• готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;

• развитие желания и умения учиться, готовности к образованию в основном звене школы и к самообразованию;

• совершенствование инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества;

• совершенствование достижений дошкольного развития, индивидуализацию процесса обучения.

Концепция определяет содержание:

• дошкольного образования – по следующим направлениям развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое;

• начального образования – по следующим направлениям: словесность, математика, человек и окружающий мир, искусство и художественное творчество, физическая культура.

1) развитие любознательности как основы познавательной активности;

2) развитие способностей ребенка как залога успешности;

3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально-личностного развития;

4) развитие коммуникативности.

В рамках данного подхода целевые ориентиры для каждой ступени отечественного образования представлены в Концепции содержания непрерывного образования в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу ступени.

К концу дошкольного возраста определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Наиболее качественно он описан в образовательной программе «Истоки» Л. А. Парамоновой. Остановимся на нем подробнее.

Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность. Она включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную компетентность и компетентность в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и казать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представления о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Как условие и результат компетенции ребенка выступают инициативность и креативность.

Рассмотрим теперь другие составляющие базиса личностной культуры.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка, ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Ребенок может найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, стойкой мотивацией достижений, изобретательностью.

Креативность характеризует активную позицию ребенка, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности, стойкую мотивацию достижений, развитое воображение. Ребенок способен к созданию творческого образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Произвольность дошкольника проявляется в том, что ребенок способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных желаний на основе внутренних побуждений (данного слова, обещания) и установленных правил. Произвольность выражается в настойчивости, умении преодолевать трудности, чувстве долга по отношению к другим людям.

С произвольностью поведения тесно связаны такие характеристики, как:

• самостоятельность поведения и ответственность,

• свобода поведения и безопасность,

• самосознание и самооценка.

Самостоятельность и ответственность проявляются в том, что ребенок владеет навыками самообслуживания, замечает нарушение порядка в быту и природном окружении, способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен».

Свобода поведения и безопасность основаны на компетентности ребенка и его воспитанности. Ребенок осторожен и предусмотрителен, избегает травм, знает, как себя надо вести в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми, в экстремальных ситуациях, может выполнять социально-детерминированные правила и запреты (нужно соблюдать правила перехода улицы, понимать непредсказуемость поведения животных и др.).

Самосознание и самооценка – взаимосвязанные базисные характеристики личности ребенка дошкольного возраста. Проявляются в том, что ребенок стремится выполнять деятельность, значимую для него самого и окружающих, осознает свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, адекватно оценивает результаты своей деятельности. Вместе с тем для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что является своеобразным защитным механизмом поддержания положительного отношения к себе (самоуважения). На основе самосознания и самооценки к семи годам у ребенка формируется чувство собственного достоинства, которое проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми, отстаивать свою позицию в совместной деятельности.

На практике реализация целей и задач непрерывного образования возможна только через преемственность образовательных программ. Анализ современных образовательных программ для ДОУ показывает, что на реализацию обозначенных ориентиров непрерывного образования направлены, в основном, следующие программы:

Программа «Золотой ключик» – комплексная программа развития детей от 3 до 10 лет, разработанная Г. Г. Кравцовым, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской и др.

Цель – достижение органичного единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие и счастливую жизнь самого ребенка.

Программа представляет собой модель непрерывного образования детей, которая предусматривает разновозрастной состав групп (2-4 года, 5-7 лет, 8-10 лет), преобладание индивидуальных форм работы с детьми, формирование системы отношений по типу семейных взаимоотношений, акцент на развитие игровой деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Программа «Из детства в отрочество» – комплексная образовательная программа для детей 4-10 лет, разработанная авторским коллективом под руководством Т. Н. Дороновой.

Программа реализует задачи непрерывного дошкольного И начального школьного образования детей и обеспечивает тесную взаимосвязь семьи, детского сада и школы. Первое направление программы – «Здоровье» – обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие. Второе направление программы – «Развитие» –нацелено на становление личности ребенка в целом, приобщение к культурным ценностям, развитие любознательности, поисковой активности детей, эвристического мышления, формирование творческого воображения, социальной компетенции. Программа может использоваться в системе школа – детский сад, детский сад с группами кратковременного пребывания.

Программа «Преемственность» Н. А. Федосовой, Т. С. Комаровой.

Программа предназначена для того, чтобы сделать равными стартовые возможности для поступления в школу «домашних» детей и воспитанников ДОУ через обеспечение преемственности форм и методов обучения в семье и в школе, в семье и в группах кратковременного пребывания, которые дети могут посещать при ДОУ или при школе (например, «Будущий первоклассник»).

Программа содержит несколько подпрограмм подготовки детей к школе, а также программу 4-годичного обучения в начальной школе. Занятия с детьми дошкольного возраста строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов.

Программа «Сообщество» К. А. Хансен, Р. К. Кауфман, К. Б. Уолш для детей от рождения до 10 лет. Направлена на построение такого сообщества детей и взрослых, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества.

ДОУ обеспечивает единство познавательного, социального и эмоционально-личностного развития ребенка. Основополагающий принцип – создание в группе детского сада развивающей среды на основе различных центров активности, включение родителей в жизнь детского сада.

Программа «Школа-2100» – комплексная программа непрерывного образования, разработанная под редакцией академика РАО А. А. Леонтьева.

Цель программы – подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения.

Предполагает реализацию целей, принципов и перспектив развития содержания и технологии российского образования. Включает предметные программы «Дошкольная подготовка по программе "Школа-2100"» по развитию речи и РЭМП.Программа адресована системе дошкольного образования, УВК, семейному обучению и подготовке детей к школе. Рекомендована Министерством образования РФ.

Топологический подход

В педагогической сфере функционирование преемственности универсально, оно является общепедагогическим законом. Именно в таком ракурсе рассматривал ее Я. А. Коменский, когда создавал систему школ, охватывающую все периоды становления и развития личности ребенка, начиная с дошкольного возраста. В своем труде «Материнская школа» последнюю главу он назвал «Как подготовить ребенка к школе». В ней он подчеркивал, что необходимо сформировать положительное отношение ребенка к школе и определять содержание воспитания и обучения детей на данном этапе как всестороннее.

Сейчас заметна тенденция подмены понятия «всестороннее» на «нерасчлененно-целостное». Так, в конце 80-х годов американская Национальная ассоциация образования маленьких детей опубликовала общие требования, ориентирующие дошкольные учреждения на развитие и образование ребенка «в целом»1 . Ассоциация сформулировала определение: «Практика должна соответствовать уровню развития детей». Это следует понимать так: определяя содержание, формы и методы работы с дошкольниками, следует учитывать как объективные, научно установленные законы развития детей, так и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Перед детскими садами на данном этапе ставятся следующие задачи:

1. Приобщить ребенка к жизни в « материнской школе », к новому распорядку дня, среде, привить вкус к различным видам деятельности, научить оценивать результат своего труда.

Преемственность в системе непрерывного образования

2. Помочь ребенку привыкнуть к коллективу, научить устанавливать дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничать с ними, совместно строить планы и доводить их до конца, придумывать игры и вместе играть.

3. Научить учиться. «Материнская школа» должна удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.

В подготовительном цикле дети должны добиться следующего:

• приобрести моторные навыки;

• научиться самовыражаться в устной и письменной форме;

• овладеть рисованием и основами других искусств;

• заниматься основами наук и технической деятельности.

Особенность «практики, соответствующей уровню развития детей», заключается в нерасчлененности учебного курса на отдельные дисциплины. Основные методы обучения детей:

• организация совместной работы над проектами в малых группах;

• создание условий для активной деятельности исследовательского характера и экспериментирования, а также творческих видов детской деятельности;

• индивидуальное обучение;

• свободная игра.

Группа или класс образуется в среднем из 25 детей примерно одного возраста (максимально – 35 человек). Занятия организуются по методу групповой педагогики. Класс делится на три равные группы, состоящие из детей примерно одинакового уровня развития. Воспитательница поочередно занимается с каждой группой. Часто педагог только наблюдает и интерпретирует поведение детей, а в их деятельность вмешивается только с одной целью: сделать обучение более эффективным, пояснить или показать новый способ, направление деятельности, задать вопросы или ответить на них, предложить другие материалы и т. д.Это требование к педагогам связано с тенденцией использовать в работе с дошкольниками академический стиль обучения, сходный с фронтальными уроками в школе. Однако общеизвестно: методы, зарекомендовавшие себя в работе со старшими детьми, далеко не всегда эффективны и приемлемы для обучения дошкольников. Поэтому групповые методы обучения заменяются в этом случае на методы обучения в «парах» или «тройках». Так, пока воспитательница занята с одной группой, вторая получает задание, которое следует выполнять самостоятельно; третья группа тем временем играет. В течение часа каждая из групп переходит от занятия, которым руководит педагог, к полусвободной и полностью свободной деятельности. Воспитателю при этом следует поощрять свободное общение детей внутри группы, предполагающее подражание друг другу, сознательное или бессознательное заимствование, объяснение одного другому, обсуждение, споры. Все это считается важным фактором, содействующим обучению.

Подытоживая изложенный материал, отметим: большинство зарубежных программ непрерывного образования объединяет:

• акцент на развивающую предметно-пространственную и социальную среду;

• интегрированный характер учебного курса, т. е. отказ от проведения занятий по специальным дисциплинам;

• гибкость форм и методов работы воспитателя, причем предпочтение отдается малым группам или индивидуальной работе;

• отказ от жесткого планирования учебного процесса.

Подобные подходы – не единичное явление, а одна из тенденций зарубежной педагогики и непрерывного образования, корни которой просматриваются в идеях педагогов XIX – начала XX века. Например, в Великобритании дети с 5 лет поступают в начальную школу. При этом считается, что каждый ребенок имеет право на сбалансированное и разностороннее культурное, умственное и физическое образование, которое призвано готовить его к использованию своих потенциальных возможностей, принятию на себя ответственности и приобретению опыта взрослой жизни. Учебно-воспитательная работа строится таким образом, чтобы предоставить детям максимальные условия для самостоятельной деятельности, саморазвития и самовыражения. Поэтому организация деятельности приближена к условиям детского сада.

Стабильного учебного плана не существует, хотя обязательными предметами являются:

– изучение английского языка (приблизительно 37% учебного времени),

– изучение арифметики (15% и более),

– физическое воспитание (14%),

– история, география и природоведение (11%),

– искусство и ручной труд (11%).

Преподавание религии является обязательным.

Занятия длятся от 15 до 45 минут, так как педагоги считают, что специальных перемен в деятельности устраивать нет необходимости: дети должны иметь возможность довести до конца начатое дело. При этом значительная роль отводится организации совместной деятельности детей и обеспечению предметно-развивающей среды. В классе много игрушек, конструкторов, строительного материала, есть уголки для ролевых игр и рисования.

Между тем, несмотря на кажущееся благополучие в отношении преемственности содержания дошкольного и школьного образования, сегодня за рубежом проводятся специальные реформы, связанные с негативной оценкой общественности результатов образования. Учителей начальных классов критикуют за излишнюю облегченность программ (особенно в точных науках), резкое снижение грамотности учеников и отсутствие системы закрепляющих знания детей домашних заданий, недооценку новых информационных технологий в обучении.

В связи с этим за рубежом вводятся специальные подготовительные к школе группы – подготовительные классы для детей (Германия и др.). Кроме отдельных садов, существуют пришкольные группы для 5-летних детей, не достигших еще«школьной зрелости». Пятилетние дети, подготовленные к школьному обучению, посещают подготовительные классы основной школы.

В рамках данного подхода, как считает А. А. Люблинская, необходима ориентировка учителя на тот багаж, на ту работу, которая уже была проведена с детьми в дошкольных учреждениях. Она пишет: «Важно, чтобы учителя, принимая детей в первый класс, с одной стороны, заранее знали, что дети делали раньше, что уже могут и что умеют делать, каковы особенности поведения отдельных детей, и, с другой стороны, не требовали от детей того, чего они еще не умеют делать и к чему еще недостаточно подготовлены». Поэтому учителя начальных классов исследуют уровень усвоения детьми специальных знаний.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!