Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями»

/ Уголовное право
Курсовая,  35 страниц

Оглавление

Введение
1. Анализ состава преступления
2. Квалифицирующие обстоятельства
3. Отграничение от превышения должностных полномочий и получения взятки
4. Ошибки в практике применения ст. 285 УК РФ
Заключение

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 2008
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215
5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 // Собрание законодательства РФ. 2004. №11. Ст. 945
6. Архив Омского областного суда за 1999 г. Уголовное дело. №2-161
7. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. №2
8. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. №4
9. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. №3
10. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. №4
11. Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И. Собственность под охраной закона. М., 1999
12. Галахова А.В. Превышение власти или служебных полномочий. М., 1998
13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 2007
14. Мельникова В.Е. Должностные преступления (вопросы уголовно-правовой квалификации). М., 2005
15. Уголовное право России. Особенная часть / Под редакцией А.И. Рарога. М., 2006
16. http://www.mvdinform.ru


Работа похожей тематики


Право национальной принадлежности - новелла личных прав

Андрианова В.В.
Электронный ресурс, 2010.

Впервые в Конституции России в группе личных прав закреплено право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Национальность - это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Отсюда национальность - явление, определяемое совокупностью целого ряда факторов, прежде всего языком, приверженностью к традициям и культуре определенного народа <1>.

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007.

Деление конституционной формулировки на две составляющие: право каждого определять и право каждого указывать свою национальную принадлежность, по мнению автора, оправданно.

Как же расценивают и каким содержанием наполняют сегодня это новое в России личное право? Каков механизм правовых гарантий этого права?

Прежде всего, право каждого определять свою национальную принадлежность рассматривают как элемент самоидентификации личности <2>.

--------------------------------

<2> Губогло М.Н. К изучению идентичностей. Вопрос теории // Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. М., 1999. С. 280 - 282.

Это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу (этносу), общности по причине духовной связи общим языком, культурой и т.д. По смыслу Конституции РФ человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от этнонационального происхождения, хотя национальность родителей - доминирующий фактор в этом вопросе.

Рассматриваемое право относят (и вполне заслуженно, надо отметить) к основным законным интересам личности, т.е. тем интересам, благам и ценностям личности, которые находятся под защитой. В литературе, посвященной конституционному статусу личности, основные законные интересы личности зачастую игнорируются. Тем самым значительно обедняется содержание конституционного статуса личности <3>.

--------------------------------

<3> Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. 448 с.

Институциональной составляющей идеологического многообразия называет К.А. Кононов право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность <4>.

--------------------------------

<4> Кононов К.А. Институциональная природа идеологического многообразия // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 22.

А.И. Зайцев отнес его к основополагающим принципам российского права, нашедшим свое закрепление в общем виде в Конституции Российской Федерации (ст. 17, 19, 21, 23, 26, 34 - 36 и др.), наравне с прямо закрепленными принципами социальной справедливости, равноправия граждан, единства прав и обязанностей, гуманизма, сочетания убеждения и принуждения <5>.

--------------------------------

<5> См.: Зайцев А.И. Комментарий к главе 46 ГПК РФ "Производство по делам об оспаривании решений третейских судов" // Третейский суд. 2003. N 5(29). С. 19.

Конституционное право каждого указывать свою национальную принадлежность сегодня имеет в качестве правовой гарантии негативное закрепление обязанности: никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

В советский период в соответствии с Положением о паспортной системе в СССР 1974 г. национальная принадлежность человека определялась по национальности родителей, указанной в их паспортах. Если родители имели разную национальность, то при выдаче впервые паспорта по достижении 16 лет человек сам определял, какую из них записать в паспорт. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежала. Графа "Национальность" являлась непременным атрибутом всякого рода анкет, иных регистрационных документов <6>.

--------------------------------

<6> Если же она где-то и встречается, то гражданин не обязан ее заполнять.

В настоящее время графа "Национальность" изъята из анкет, других документов учета и регистрации личности. Такая графа не предусматривается и в новом паспорте гражданина Российской Федерации; во время Всероссийской переписи в 2002 г. в России впервые была применена общемировая практика самоидентификации <7>. Человек получил возможность добровольно самоопределиться в национальной (этнической) принадлежности. В результате вместо 126 национальностей на территории России было зафиксировано 176 этнических групп и народов. Были обнаружены новые малые народности Алтая, Дагестана, Удмуртии, Татарстана и др. <8>.

--------------------------------

<7> Федеральный закон от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" // Собрание законодательства РФ. 28.01.2002. N 4. Ст. 252.

<8> См.: Сухова С. Лицо российской национальности. Интервью с Министром РФ В. Зориным // Итоги. 2002. 12 ноября. С. 18.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, ибо национальность не может явиться основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий. Конституция РФ (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Во исполнение этой нормы существует определенный правовой механизм гарантирования как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Например, Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 430-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации" <9> по вопросу разъяснения порядка реализации закрепленного права каждого определять и указывать свою национальную принадлежность; Указ Президента РФ от 21.12.1996 N 1752 (с изм. от 22.10.2009) "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" <10>.

--------------------------------

<9> Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 430-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации" // КонсультантПлюс.

<10> Указ Президента РФ от 21.12.1996 N 1752 (с изм. от 22.10.2009) "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. N 52. Ст. 5914; 26.10.2009. N 43. Ст. 5049.

Законодатели субъектов в части закрепления самого права и механизма его реализации в некоторых случаях опережают федеральный уровень. Например, Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации (в ред. от 02.10.2009) <11> указывает, что в области обеспечивается свободное развитие каждого, независимо от его национальной принадлежности, создаются условия для сохранения и развития культуры лицам разной национальности, проживающим на территории области.

--------------------------------

<11> Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации (в ред. от 02.10.2009) // Тамбовская жизнь. 06.12.1994. N 233.

Аналогичное положение закреплено Уставом (Основной Закон) Томской области от 26.07.1995 (в ред. от 09.06.2007) <12>, Уставом Тверской области от 05.11.1996 (в ред. от 16.07.2009) <13>.

--------------------------------

<12> Устав (Основной Закон) Томской области (в ред. от 09.06.2007) (принят решением Томской областной Думы от 26.07.1995 N 136) // Томский вестник. 30.08.1995. N 154; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (сборник нормативных правовых актов). Спецвыпуск. 01.08.2002.

<13> Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 05.11.1996 N 436 (в ред. от 16.07.2009) "Об Уставе Тверской области" // Тверские ведомости. 1998. N 98 (4 - 10 декабря).

Обеспечение субъективного права происходит путем закрепления коллективных прав народов.

Регламентация прав народов и их этнической идентичности в тексте Конституции РФ минимальна. К конституционным гарантиям равноправия народов можно отнести: обеспечение национального равноправия (ч. 2 ст. 19), языкового равноправия (ч. 2 ст. 26, ч. 3 ст. 68), гарантии прав и свобод национальных меньшинств и коренных малочисленных народов (ст. 69, п. "в" ст. 71, п. "б" ст. 72).

Применительно к малочисленным народам большое значение имеет то, что Конституция РФ 1993 г. гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации <14>. Федеральное законодательство под малочисленным народом понимает народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями <15>. Законодательство развивает гарантии, закрепленные в Конституции РФ 1993 г., и устанавливает субъективные права коренных малочисленных народов <16>.

--------------------------------

<14> Так, отдельные народы в Российской Федерации были фактически признаны национальными меньшинствами посредством ряда двусторонних международных договоров. Например, см.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о культурном и научном сотрудничестве от 6 июня 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1996. N 5; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о культурном и научном сотрудничестве от 17 августа 1994 г. // Дипломатический вестник. 1994. N 17 - 18; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 26 июля 1995 г. // Правовая система "КонсультантПлюс: МеждународноеЗаконодательство"; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 18 мая 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1996. N 3; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 3 февраля 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. N 3.

<15> ФЗ от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 03.05.1999. N 18. Ст. 2208 (в ред. от 05.04.2009).

<16> П. 2, 3 ст. 2 Закона РФ "О языках народов Российской Федерации" от 25 октября 1991 г. // Российская газета. N 235. 2002. 14 декабря (в ред. от 11.12.2002 N 165-ФЗ); п. 1 ст. 8 Федерального закона "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 г. // Российская газета. N 11 - 12. 1995. 17 января (в ред. от 11.12.2002); ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" // СЗ РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3030 (в ред. от 06.07.2006); п. 3 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 133 (в ред. от 14.03.2009); п. 3 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // СЗ РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147 (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.08.2009).

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока имеют все те же права, что и коренные малочисленные народы Российской Федерации, однако по отношению к последним Федеральным законам "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <17>, "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <18>, "О животном мире" <19> и др. предоставлено несколько дополнительных прав в области землепользования, использования биоресурсов, налогообложения и т.д. <20>.

--------------------------------

<17> Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 6 июля 2000 г. // СЗ РФ. 24.07.2000. N 30. Ст. 3122 (в ред. от 02.02.2006).

<18> Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 7 мая 2001 г. // СЗ РФ. 14.05.2001. N 20. Ст. 1972 (в ред. от 03.12.2008).

<19> Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 24.04.1995. N 17. Ст. 1462 (в ред. от 14.03.2009).

<20> См.: Иванов С.О. Проблемы правовой защиты отдельных народов Российской Федерации // Право и политика. 2004. N 6. С. 88 - 99.

Существенным недостатком в осуществлении в Российской Федерации равноправия народов является то обстоятельство, что малочисленные народы, проживающие в России, юридически подпадают под разные режимы правовой защиты, а в отношении народа, который не является малочисленным, такой режим и вовсе не определен.

Законодатели субъектов Федерации закрепляют гарантии прав национальных меньшинств. Например, Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации (в ред. от 02.10.2009) <21> указывает, что в области гарантируются права лиц, относящихся к национальным и иным меньшинствам, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами и законами области. Аналогичное положение закреплено Уставом (Основным Законом) Томской области от 26.07.1995 (в ред. от 09.06.2007) <22>.

--------------------------------

<21> Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации (в ред. от 02.10.2009) // Тамбовская жизнь. 06.12.1994. N 233.

<22> Устав (Основной Закон) Томской области (в ред. от 09.06.2007) (принят решением Томской областной Думы от 26.07.1995 N 136) // Томский вестник. 30.08.1995. N 154; Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (сборник нормативных правовых актов). Спецвыпуск. 01.08.2002.

Устав Тверской области от 05.11.1996 (в ред. от 16.07.2009) указывает, что жителям, проживающим компактно в административно-территориальных образованиях области, сохраняющим национальный язык и национальные традиции и обычаи, в соответствии с законодательством Российской Федерации и области обеспечиваются: свободное изучение и использование родного языка; развитие национальной культуры, традиций и быта; создание национальных групп в детских дошкольных учреждениях, национальных классов в школах и других средних учебных заведениях; получение информации на родном языке; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни.

Однако встречаются понятия, законодательно не закрепленные. Устав (Основной Закон) Оренбургской области от 25.10.2000 N 724 <23> в своей преамбуле упоминает национальную самобытность и достоинство народов, населяющих Оренбургскую область. Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (в ред. от 27.11.2007) <24> закрепляет, что оскорбление национального достоинства преследуется по закону.

--------------------------------

<23> Устав (Основной Закон) Оренбургской области (принят решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 25.10.2000 N 724) // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. 25.10.2000 (22-е заседание).

<24> Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (в ред. от 27.11.2007) // Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. 1997. N 21. Июнь. С. 9; Звезда Алтая. 01.06.2007. N 127 - 128.

Для реализации закрепленных понятий целесообразно разработать и закрепить в нормативных правовых актах их значение.

К юридическим гарантиям этого права можно отнести установленную ответственность и возможность восстановить нарушенные права. Так, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан (ст. 136). Следует отметить, что состав этого преступления не бесспорен. В Заключении Комитета конституционного надзора РТ от 17.03.1992 "По Указу Президента Республики Татарстан от 10 марта 1992 г. "Об административной ответственности за посягательство на национальное равноправие граждан на территории Республики Татарстан" было указано на единство посягательства на национальное достоинство и национальное равноправие граждан, а состав наказуемого деяния - посягательства на национальное достоинство и национальное равноправие граждан - определить как умышленное разжигание межнациональной вражды или розни с использованием насилия или путем агитации, пропаганды, служебной или иной дискриминации лица по мотивам его национальной принадлежности, если эти действия по своему характеру и последствиям не влекут уголовную ответственность <25>.

--------------------------------

<25> Заключение Комитета конституционного надзора РТ от 17.03.1992 "По Указу Президента Республики Татарстан от 10 марта 1992 г. "Об административной ответственности за посягательство на национальное равноправие граждан на территории Республики Татарстан" // Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1992. N 4. С. 121.

Помимо внутригосударственных механизмов охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, нельзя отрицать и участие международных органов и негосударственных правозащитных организаций в обеспечении прав и свобод личности. В.А. Лебедев считает, что "механизм государственной защиты по своей сущности составляет значительную часть конституционного механизма, так как государство (его органы) выступает единственным гарантом защиты прав и свобод личности" <26>.

--------------------------------

<26> Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 266.

В заключение хочется отметить, что значение национальной принадлежности человека не следует недооценивать. Право сохранения и развития национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, зафиксированных в основных международно-правовых актах <27>.

--------------------------------

<27> Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_7543.html


500
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!