Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Введение
1. Понятие и содержание законности и дисциплины
2. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушения служебной дисциплины. Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Поощрение сотрудников органов внутренних дел
3. Суды чести как орган укрепления служебной дисциплины в органах внутренних дел
4. Общественные объединения в органах внутренних дел Российской Федерации
Заключение
1. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России. СПб., 2003
2. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. М., 2007
3. Гирько С.И. Роль и функции милиции в уголовном процессе России. М., 2005
4. Горшенева И.А. Полиция в механизме современного демократического государства. М., 2004
5. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации. М., 2008
6. Зубач А.В. и др. Основные направления деятельности милиции. М., 2005
7. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. М., 2008
8. Капитонов С.А. Правообеспечительная функция милиции. СПб., 2007
9. Основы управления в органах внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. М., 2006
10. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел (милиции) по делам об административных правонарушениях / Под ред. И.Б. Кардашовой. М., 2008
11. Самарин В.И. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная / Под ред. А.П. Коренева. М., 2007
История развития третейских судов берет свое начало еще в Древнем Риме. Первоначально третейские суды создавались каждый раз непосредственно для разрешения какого-либо конкретного спора (суды ad hoc). С развитием государства и усложнением общественных отношений стали создаваться постоянно действующие (институциональные) третейские суды.
Третейское судопроизводство было первой формой правосудия, к которой добровольно обращались люди во всех странах и на всех континентах в целях установления справедливости и мира. На протяжении веков третейские суды разделяли судьбы народов в зависимости от форм правления, определявших гражданскую свободу. Когда на пути развития гражданской свободы встречались препятствия в виде варварства или деспотической власти, ставивших силу вместо права, то и третейский суд претерпевал аналогичные испытания. И наоборот, когда правители, занятые военными или грабительскими делами, не обращали внимания на урегулирование мирных гражданских занятий, то институт третейского суда сам собою оживал и приносил существенную пользу[2].
Третейский суд в Риме претерпевал во времени значительные изменения. Так, в императорский период можно найти примеры злоупотреблений. Хотя апелляция на решение третейских судей была воспрещена, и император Антонин в специальном рескрипте особо подчеркнул этот принцип, из рескриптов императоров Диоклетиана и Максимиана можно сделать иной вывод. Последние даровали право exceptio doli mali той проигравшей стороне, к кому выигравшая осмелилась предъявлять иск exstipulatu (иск из договора стипуляции) из решения, вынесенного по подкупу и благожелательству. Падению престижа третейских судов способствовала и недобросовестность сторон. По этому поводу императоры Кар, Карин и Нумериан указывали, что: «Если, несмотря на компромисс, твой противник откажется явиться к заранее избранному третейскому судье, то он навлекает на себя стимулированную poena (неустойку, пеню)».[3] Юстиниан опубликовал два закона, в которых выигравшему дело давалось право иска или возражения in factum (из фактических обстоятельств), или condictio ex lege (из закона), когда стороны поклялись исполнить компромисс. Иск и возражения могли предъявляться к тому, кто одобрил приговор. Одобрением считалось подписание, клятва исполнения либо отсутствие обжалования в течение 10 дней после опубликования. Определенный вред престижу третейского суда наносило и то, что в судьи избирали людей, хотя и заслуживающих доверия, но не знакомых с законами, что впоследствии приводило к тому, что стороны не желали исполнять решение. В связи с этим император Юстиниан постановил, что стороны должны избирать третейских судей с условием договорной неустойки (cum poenae stipulatione). Оплатив эту неустойку, сторона, несогласная с решением суда, могла обратиться за его пересмотром к другому судье.
Использовались принципы третейского разбирательства и в каноническом праве. Третейскими судьями избирались чаще всего епископы. Обращение к посредничеству епископов устанавливалось в двух указах Константина: от 318 (или 321 г.) и от 331 года, которыми император предоставлял право каждому и во всякое время обращаться к умиротворяющему суду епископов. Такое обращение было обусловлено уважением авторитета и мудрости мирового судьи, отсутствием формальностей при разрешении спора, применением принципа справедливости.
По закону императора Константина от 331 года право обращения к суду епископа имел любой. Вынесенное решение не могло обсуждаться вновь, и магистрат должен был позаботиться о его исполнении. По закону 321 года решениям епископов была придана законная сила, и было установлено, что дело не может решаться при отсутствии одной из сторон. Этот же принцип был подтвержден в законе императоров Аркадия и Гонория от 398 года, где говорилось, что при обращении к суду епископа должны соблюдаться общие правила, установленные для добровольного третейского суда.
Свои споры на суд епископа могли представлять как духовные, так и светские лица. Решения основывались на обычном праве, что специально рекомендовал духовенству папа.
Достаточно широко использовался третейский суд в Вестготском государстве, где закон императора Константина 321 года о третейском суде епископов был включен Аларихом в Breivarium. Но здесь были свои особенности. Так, судья, который был ad hoc избран сторонами, не имел права решать спор, не предусмотренный законами. Такой спор мог разрешить только король, установив что является разумным и справедливым. Бревиарий Алариха получил также большое распространение во Франкском государстве, передача споров на разрешение третейского суда епископов стала здесь общим правилом.
Третейский суд в последующем то фактически запрещался, то заменял суд государственный. Пример последнего — третейское судопроизводство Франции в 1790-1794 годах. Третейский суд сделали обязательным при разрешении практически всех видов споров. Согласно ст. 12 § 10 Декрета от 24 августа 1790 года, спорящие по любому поводу стороны обязаны были избрать третейских судей из числа своих родственников, соседей или знакомых, которые и должны были разрешать конфликтную ситуацию. Такое узаконение привело к необоснованному росту числа третейских судов и рассматриваемых ими дел, утере в обществе уважения к такой форме разбирательства1.
В результате в 1806 году, в процессе обсуждения гражданского процессуального кодекса поступило предложение о законодательном запрещении третейских судов, и они отсутствовали во Франции около ста лет, возродившись только в 1884 году. Новое развитие институт третейского судопроизводства получил в конце XIX века.
В России третейский суд имеет долгую историю. Например, такое подтверждение содержится в договорной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым (1362 г.), в которой говорится: «А чего ми будет искати на твоих Боярех, ли чего искати тобе на моих Боярех, нам отослати от себе по Боярину, те тому учинять исправу, а ци о какове деле межи собе сопрутся, ехати им на третий, кого собе изберут, тамо ехав перемолвятся»2 (орфография в цитатах здесь и далее дается в соответствии с текстом первоисточников)3.
Из приведенного источника можно сделать вывод, что в XIV веке на Руси третейские суды были уже хорошо известны. Так, Н.А. Заозерский в качестве примера третейского судопроизводства XII века приводит записанную в Ипатьевской летописи 1169 года процедуру разрешения спора, разбираемого Великим князем против своего удельного князя с участием поверенных с обеих сторон.
Одной из предпосылок развития третейских судов было политическое устройство Древней Руси с ее раздробленностью и междоусобицами.
Официальной государственной охраной и поддержкой институт третейского судопроизводства пользовался со времен царя Ивана IV (с середины XVI века). В Соборном Уложении «О третейском суде» (Улож. ХV5) 1649 года была законодательно закреплена сила третейского решения, и каждому предоставлялось право обратиться в третейский суд по обоюдному соглашению с противником.
Можно выделить следующие формы древнерусского третейского суда: 1) мировой ряд — разрешение дел с заключением мирового соглашения; 2) третейский суд, состоящий из одного судьи (чаще всего митрополита); 3) суд, состоящий из нескольких лиц (например, игумен с братией);
Иногда устанавливалось, что третейским судьей может быть любой третий, выбранный сторонами, вообще «добрый человек», но иногда вводились какие-либо ограничения. Например, могли установить, что третий должен быть не из чужих, а из нашей Отчизны, третьим должен быть митрополит или князь. Сторона, уклоняющаяся от избрания третьего, признавалась виновной в споре.
В третейских договорах можно найти подтверждение, что князья высылали с каждой стороны своих бояр. Если бояре не приходили к единогласному мнению, то обязаны были избрать третьего судью. Противодействие третейскому суду наказывалось штрафом, равным цене иска.
Первоначально форма договора (записи) была устная, затем письменная. По уложению 1649 г. запись существенна для силы компромисса, должна свидетельствоваться рукоприкладством участников договора. Число свидетелей определялось ценой иска. Последствия уклонения от третейского суда влекли: для истца — потерю иска, а для ответчика — удовлетворение иска; кроме того, мог быть установлен штраф с уклоняющейся стороны в пользу третейских судей. А.И. Вицин полагает, что эти меры имели значение только в договорах частных лиц, так как князь мог как уклониться от самого компромисса, так и отказаться от условленного штрафа на случай его исполнения. Разбор дела третейским судом разрешалось переносить, если одна из сторон не могла явиться на суд к определенному сроку по уважительным причинам, например по случаю войны, отправления служебных обязанностей и пр.1
Решение третейских судей по древнерусскому праву было мнением (sententrial), оно должно было быть единогласным и вступало в силу немедленно. Жалоба на третейских судей допускалась только в тех случаях, когда между ними возникало разногласие.
В источниках Древней Руси можно найти указания на существование выборных торговых судов. Например, суд ивановского купечества в Новгороде, возникший в начале XII столетия. Князь Всеволод Мстиславович основал в Новгороде церковь Иоанна Предтечи, в приходе которой впоследствии образовалось купеческое общество, которому жалованной грамотой (около 1135 г.) было дано право самоуправления и суда по торговым делам. Суд состоял из трех членов — тысяцкого (представителя работников) и двух старост— представителей купцов. Затем в Новгороде стал действовать суд из альдерманов и заседателей при гильдии немецких купцов. Для решения споров между новгородскими и немецкими гостями по договору Новгорода с Ганзой при ивановском суде был утвержден смешанный суд , из русских и немецких представителей.
В Соборном Уложении 1649 г. решение третейского суда впервые приравнивается к решению суда государственного. Дело в третейских судах начиналось по искам частых лиц. Порядок образования третейского суда отражен в третейской записи от 30 декабря 1637 г. Стороны признавали за судьями право «судить и всякими сыски сыскивать, но душам допрашивать» и обязывали во всем их слушать, и приговор их и «сказку любить». В противном случае виновная сторона не только несла материальную ответственность по иску, но и уплачивала государеву пеню. Уложение не ограничивалось закреплением обязанностей сторон. Оно определяло порядок пересмотра решения третейского суда в случае его неправомерности и ответственности судей. Однако жалоба на решение третейского суда принималась лишь в том случае, если третейская запись была написана «в государеву пеню», т.е. с указанием на неустойку, которую должна была уплачивать сторона за невыполнение единогласного третейского решения. Запись первоначально писалась сторонами и подтверждалась подписями свидетелей, а со времени Уложения аналогично всем записям и «крепостям» должна была оформляться площадным подьячим, а число свидетелей зависело от суммы иска.
По Новоторговому уставу 1667 г. были введены таможенные суды, которые действовали и в XVIII столетии вплоть до издания Таможенного устава в 1727г.
В период с 1734 по 1831 год в России было принято более 20 законодательных актов, регламентирующих возможность рассмотрения и разрешения споров в третейских судах и порядок их деятельности. К компетенции третейских судов относились дела «... о притязаниях. обманах и неустойках по коммерции; о должниках конкурсной массы; об откупах (налогах); о решениях Волжской Судоходной Расправы и Орловской Судоходной Депутации; о принадлежности какой-либо книги (авторском праве); о выплате страховок; о привилегиях; по межам и повинностям; по договорам займа и найма» и ряд других, законодательно закреплялась окончательность их решений2.
Подробно деятельность, компетенция, процедура рассмотрения дел в третейских судах рассматривалась в Уставе Третейского совестного суда 1801 года. По поводу этого установления в 1803 году министр юстиции Г. Державин в своем докладе императору Александру I писал: «Польза от учреждения суда сего весьма важна и ощутительна: не только меньше будет дел по нижним судебным местам, апелляций к Сенату, жалоб к престолу и ропоту вообще на неправосудие или медленность в производстве: но предпочтение в выборе судей третейских... и удостоверение народа, что он судится собственно выбранными по воле своей судьями, всемерно откроет новый путь к благородному честолюбию...»3.
Несмотря на значительное количество нормативных актов, регламентирующих деятельность третейского суда в России в ХУ1И-Х1Х веках, третейское судопроизводство в России, применение их на практике осложнялось коллизиями и противоречиями норм. Не было единых правил применения третейского разбирательства в качестве обязательного либо альтернативного метода разрешения конфликтов, по-разному решались вопросы назначения (избрания) судей, силе решения.
Узаконенные третейские суды, действовавшие в XIX веке, делились на три категории: 1) по отношению и местностям (устав 1827 г. для управления нагайцами и другими магометанами); 2) по соображению рода дел (при учреждении страховых компаний предписывалось разбирательство третейским судом споров, возникающих по делам обществ и компаний); 3) по отношению к сословиям.
15 апреля 1831 года император Николай I утвердил Положение о Третейском суде Российской Империи, отменившее предыдущие нормативные акты о третейском суде. В Положении четко прослеживается преемственность норм статьям Соборного Уложения «О Третейском Суду» и Таможенного Устава императора Петра II. В рамках реализации Положения были образованы институты добровольного третейского суда и узаконенного третейского суда. Указанное Положение было включено целиком в Свод Законов Российской Империи издания 1833 года и, с некоторыми дополнениями, в его переиздания 1842 и 1857 годов.
Узаконенный третейский суд предназначался для разрешения споров между членами какого-либо товарищества, а также вообще споров по делам акционерных компаний. Он руководствовался правилами и обычаями общеторговой практики, когда стороны приходили к соглашению относительно источника применимого права, либо на основании закона. Посредник либо выбирался сторонами, либо, при уклонении стороны от выбора, назначался представителями судебной власти. В последнем случае посредником назначался канцелярский чиновник правительственного суда, который, кстати, не мог отказаться от обязанности разрешить спор. Вполне естественно, что производство с таким назначенным судьей, досконально регламентированное государственными законодательными актами, в России превратилось в долгое и волокитное.
По свидетельству А. И. Вицина, к добровольному третейскому суду никто не обращался. Узаконенный же третейский суд был невыносимой тяжестью не только для сторон, но нередко и для судей1.
По судебной реформе 1864 года узаконенный третейский суд законодательно был отменен и Уставом гражданского судопроизводства был сохранен только добровольный (ad hoc) третейский суд. И только в конце XIX — начале XX века в России происходит возрождение полноценных третейских судов. По установленным правилам согласие сторон на разрешение дела третейским судом должно было быть выражено в третейской записи, подписанной сторонами и третейскими судьями и заверенной нотариусом или мировым судьей, где обозначались имена спорящих и посредников и предмет спора; условия третейского разбирательства. Избиралось нечетное количество судей, которые решали дело по большинству голосов под председательством старшего.
В 1887 г. министерство юстиции вышло в законодательном порядке с представлением о дополнении устава гражданского судопроизводства категорическим запрещением поручать третейским судам дела, касающиеся недвижимого имущества. Государственный совет при обсуждении этого вопроса нашел, что указываемые министерством злоупотребления сводились к тому, что решениями третейского суда нередко прикрывались сделки о переходе права собственности на недвижимое имущество для избежания платежа крепостных пошлин или же для закрепления недвижимого имущества за лицами, которым по особым правилам было запрещено его приобретать. Было включено правило о том, что разрешению третейского суда не подлежат дела о недвижимом имуществе, когда в числе участвовавших были лица, ограниченные по закону в нравах приобретения, владения и пользования им. Кроме того, была введена статья, предусматривающая, что все решения третейского суда по спорам о недвижимом имуществе одновременно с выдачей исполнительного листа сообщаются Казенной палате для производства расчета крепостных пошлин.
После установления в России советской власти институт третейского судопроизводства стал широко применяться. Так, в соответствии со ст. 5 Декрета о суде № 1 от 24 ноября 1917 года предусматривалась возможность для сторон «по всем спорным гражданским, а также частноуголовным делам» обращаться к третейскому суду, порядок деятельности которого был определен Декретом В ЦИК от 16 февраля 1918 года. Согласно ст. 1 данного Декрета, «Все споры по гражданским делам, за исключением лишь дел подсудных специальным судам, или иным, установленным на основании законов о трудовом договоре и о социальном страховании, а также все частноуголовные дела, по которым налагаются наказания лишь по требованию жалобщика или потерпевшего (как то: по делам о личном оскорблении и т.п.), могут быть передаваемы сторонами на рассмотрение третейского суда». Третейский суд состоял из одного посредника, и его решения могли быть обжалованы в кассационном порядке в съезды местных судей. При отмене государственным судом решения третейского суда оно должно было рассматриваться государственным судом по подсудности.
16 октября 1924 года Постановлением ВЦИК было утверждено «Положение о третейском суде». Согласно Постановления стороны должны были договариваться о третейском разбирательстве, составляя соглашение, подлежащее обязательному нотариальному заверению. Исполнение решений осуществлялось через государственный районный суд.
Дальнейшее развитие третейские суды в России получили после образования в 1930 году Московской арбитражной комиссии (МАК — сейчас состоит при Торгово-промышленной палате Российской Федерации) и в 1932 году Внешнеторговой арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате (ВТАК — впоследствии называлась Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, в настоящее время — Международный коммерческий арбитраж при ТПП Российской Федерации).
С 1959 года стало допускаться рассмотрение хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями третейским судом, образуемым для рассмотрения и разрешения конкретного спора (судом ad-hoc), не получивших, однако, широкого развития в условиях административно-командной системы.
С начала 90-х годов в России в связи с изменениями в системе общественно-экономических отношений были созданы объективные предпосылки к реальному возрождению института третейского судопроизводства. Постоянно действующие третейские суды стали создаваться при торгово-промышленных палатах субъектов Российской Федерации, при биржах, ассоциациях, объединениях, организациях и т.п.
В настоящее время в качестве нормативной базы деятельности третейских судов выступают: Положение о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК РСФСР), Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное 24.06.92 года Верховным Советом РФ, Закон «О международном коммерческом арбитраже».
Имеется указание на применимость третейского суда во многих законодательных актах, например, в Указе Президента Российской Федерации от 31.08.95 года № 889 «О порядке передачи в залог акций, находящихся в федеральной собственности» приведен текст третейской оговорки о рассмотрении споров в Третейском суде при ТПП РФ.
4 июля 1991 года был принят Закон Российской Федерации «Об арбитражном суде», содержавший статью 7 «Право на обращение в третейский суд и к посреднику», которая в дальнейшем получила развитие в статье 157 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации (АПК), введенного в действие с 1 июля 1992 года.
10 февраля 1998 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».
После принятия в 1993 году Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже», в основе которого разработанный Комиссией Организации Объединенных Наций (ООН) по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобренный в Резолюции № 40/72 от 11 декабря Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Типовой Закон «О международном коммерческом арбитраже», стало возможным выполнение функций международного коммерческого арбитража как третейскими судьями избранными для рассмотрения конкретного спора ad hoc, так и вновь создаваемыми постоянно действующими третейскими судами.
В основе нового Федерального Закона «О третейских судах в Российской Федерации» — принципиально верные идеи о необходимости совершенствования отечественного законодательства о третейском суде в направлении создания комплексных и системных законодательных основ третейского разбирательства правовых споров.
Новый закон призван заменить два из трех принятых в разное время и содержащих неоправданные различия в регламентации аналогичных вопросов действующих законов и законодательных, актов о третейском суде, а именно: Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров и Положение о третейском суде — Приложение № 3 к Гражданскому Процессуальному Кодексу (ГПК) РСФСР 1964 года.
Таким образом, в случае принятия подготовленного законопроекта в стране будут применяться два федеральных закона: «О третейских судах в Российской Федерации» и «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. В законопроекте устанавливается возможность правового регулирования третейским законодательством споров между организациями (юридическими лицами) и гражданами (физическими лицами). В предмет регулирования включены споры на фондовом рынке, рынке недвижимости, в сфере страховой деятельности и на других организованных рынках.
В проекте приближена законодательная регламентация третейского разбирательства «внутренних» споров правилами третейского разбирательства, установленными в Законе Российской Федерации от 07 июля 1993 года «О международном коммерческом арбитраже».
Однако в проекте нет исчерпывающего перечня вопросов подведомственности дел третейским судам, нет регламентации функций содействия государственных судов судам третейским (при обеспечении заявленного в третейском суде иска; по назначению третейского судьи в случае уклонения стороны третейского соглашения от его избрания; об обеспечении доказательств, необходимых для рассмотрения дела в третейском суде, и ряд других). В настоящее время проект подготовлен ко второму чтению, в нем учтено большее количество из представленных поправок и замечаний.
Третейский суд называется в ст. 11 ГК РФ как орган, осуществляющий судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Однако в ст. 118, 125-127 Конституции РФ он не входит в систему государственных судов, он является особым судебным органом, разрешающим спор между сторонами и выносящим свое заключение по спору в виде решения. Несмотря на невключение третейского суда в систему судов государственных, его решению придается обязательность, оно исполняется в принудительном порядке, не пересматривается по существу.
Третейский суд пользуется информацией, предоставленной сторонами, он не вправе требовать от неучаствующих лиц и государственных органов исполнения его поручений и запросов по предоставлению сведений, составляющих коммерческую тайну и соответствующую информацию. Общедоступная информация должна предоставляться третейскому суду в соответствии с главой 3 Федерального Закона «Об информации, информатизации и защите информации», как любому лицу.
Согласие сторон на передачу возникшего или могущего возникнуть спора — третейская оговорка оформляется как пункт в договоре или отдельное соглашение. Причем действует принцип «автономности» третейской оговорки, она не разделяет юридическую судьбу договора и при признании его недействительным не теряет своей силы1.
Законом установлены различные варианты, когда третейская оговорка может быть признана недействительной при сохранении действительности других условий договора, недействительной вместе с договором, действительной, несмотря на недействительность остальной части договора. Так, по ст. 174 ГК РФ (при отсутствии у лица, подписавшего третейское соглашение, права на передачу дела в третейский суд), третейское соглашение может быть признано недействительным при действительности договора. По ст. 168 ГК РФ третейская оговорка может быть признана ничтожной по общим основаниям. Недействительна вместе с договором третейская оговорка, содержащаяся в сделке, совершенной недееспособным, малолетним (ст. ст. 170-172 ГК РФ).
Зато по ст. ст. 173-179 ГК РФ третейская оговорка, как правило, признается действительной, несмотря на недействительность договора, так как эти сделки оспоримы, и признание их недействительности возможно лишь по решению суда.
Согласно ст. 432 ГК РФ третейская оговорка считается заключенной, когда стороны в письменной форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора. То есть это перечень споров, которые стороны передают на разрешение третейского суда, и указание на конкретный третейский суд, куда передается спор.
Третейский суд вправе рассматривать только споры, прямо отнесенные законом и затем сторонами в оговорке к его компетенции. Если обязательства возникают «сверх» договора, они не могут рассматриваться третейским судом, рассматривающим спор по договору. Если происходит уступка права требования, ответчик вправе требовать передачи спора на рассмотрение третейского суда, так как для нового кредитора договор действует в тех же объемах и правилах. В соответствии со ст. 384 ГК РФ, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права, если иное не предусмотрено законом или договором. Соответственно, если заключенный между сторонами договор уступки прав не устанавливает таких ограничений, на нового кредитора распространяется весь правовой режим, которому подчиняется договор, в том числе все права, которыми обладал первоначальный кредитор. Последнее подтверждается и судебной практикой, поддержанной Высшим Арбитражным Судом РФ (например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.06.1997 г. № 1533/97).
В качестве обязательных принципов разрешения дел в третейском суде следует назвать состязательность и равноправие сторон (ст. 9 «Временного положения», ст. 19 Конституции России), независимость судей, непрерывность судебного разбирательства и судебного состава.
Принципы непосредственности, гласности либо конфиденциальности применяются исходя из интересов и заявлений сторон.
В третейском суде в качестве средств доказывания применяются объяснения сторон, показания свидетелей, вещественные, письменные доказательства, заключение эксперта. Однако третейский суд не вправе обязать свидетеля явиться в суд для дачи свидетельских показаний, предупреждать его об ответственности при отказе отдачи показаний.
В процессе судебного разбирательства стороны в третейском суде вправе изменять предмет и основание иска, причем в этом они не связаны никакими формальностями (как, например, по ст.37 АПК РФ). Критерием возможности одновременного изменения предмета и основания иска должна признаваться целесообразность изменений.
Третейский суд не вправе принимать обеспечительные меры. В результате решение третейского суда не носит преюдициального характера, при разрешении споров государственные судебные органы и даже другие третейские суды не связаны фактами, которые были установлены решением третейского суда. Однако решения третейского суда подлежат принудительному исполнению (при неисполнении в добровольном порядке).
В соответствии с действующим гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, а также законодательством о третейском суде, по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда в настоящее время могут передаваться подведомственные государственным судам обшей юрисдикции и государственным арбитражным судам споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений. Третейскому суду неподведомственны споры, относящиеся к подведомственности исключительно государственных судов, в том числе из административно-правовых, налоговых, трудовых, семейных и иных правоотношений.
В пункте 2 статьи 87 АПК 1995 г. установлено, что арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, «если имеется соглашение лиц, участвующих в деле, о передаче данного спора на разрешение третейского суда и возможность обращения к третейскому суду не утрачена и если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в арбитражном суде, не позднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передаче дела на разрешение третейского суда...».
Установленные Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров правила принудительного исполнения решений третейских судов подлежат применению к решениям третейских судов, на организацию и деятельность которых это Временное положение распространяется (часть 1 статьи 1 Временного положения). Порядок исполнения решений третейских судов по спорам, вытекающим из внешнеэкономических отношений, регулируется Временным положением, если имеется специальное соглашение сторон о третейском разбирательстве их спора в соответствии с Временным положением. В отсутствие такого соглашения сторон, и порядок рассмотрения спора в третейском суде, и порядок исполнения решения третейского суда по экономическому спору, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже».
[1] М.Н. Кузьмина, Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов, Ставрополь, 2001, стр.83-97
[2] Волков А.Ф. Третейские суды и их значение в тортовом обороте: Сборник решений Арбитражной комиссии при Северо-Западной областной Торговой Палате и Ленинградской товарной бирже за 1922-1925 г. — Л., 1925.
[3] Цит. по публикации книги Волкова А.Ф. Торговые третейские суды. // Третейский суд. 2000. № 1.
1 Зайцев А.И. Третейские суды (от законов XII таблиц до наших дней): В сборнике Юридические аспекты конфликтологии. — Ставрополь, 2000.
2 Собр. гос. гр. и дог. № 27
3 Зайцев А.И. Указ статья. С. 154.
1 Кудряшов С.М. Коммерческие третейские суды в России/ Государство и право. 1995.
2 См. подробнее: Методические рекомендации по созданию и функционированию третейских судов в аграрной сфере / Под ред. А.А. Лукьянцева - Ростов-на-Дону, 1998. С. 13-18; Вицин А.И. Указ. соч. Архипов И.В. Коммерческое судоустройство и судопроизводство в России в XIX веке. — Саратов, 1999. С. 14.
3 Державин Г. Доклад Его Императорскому Величеству (с приложениями). 1803. С. 5-6.
1 Вицин А.И. Третейский суд по русскому праву. - М., 1856. С. 5.
1 Морозов М.Э., Шилов М.Г. Процессуальные вопросы третейского разбирательства в России // Третейский суд. 2000. № 3.
Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1128494
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!