Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Мораль в системе социальных факторов правоохранительной деятельности»

/ Общее право
Курсовая,  30 страниц

Оглавление

Введение
1. Мораль и право
2. Мораль и политика
3. Мораль и искусство
Заключение

Список использованной литературы

1. Антонов И.А. Нравственно-правовые критерии уголовно-процессуальной деятельности следователей. СПб., 2003
2. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М., 2005
3. Баранов В.М., Ковтун Н.Н. Нравственность и уголовный процесс // Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия. Н.Новгород, 2008
4. Ветрова Г.Н. Закон и нравственность в уголовном судопроизводстве // Вестник Московского университета. 1996. №1
5. Возгрин И.А., Сальников В.П. Комплексное исследование актуальных проблем этики уголовно-процессуального доказывания // Следователь. 1997. №2
6. Егоров Ю.Н. Морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Иркутск, 2002
7. Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 2005
8. Комарова Н.А., Сидорова Н.А. Судебная этика. СПб., 2007
9. Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики. М., 2000
10. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). М., 1996
11. Наумкин Ю.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М., 2007
12. Основы этических знаний: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Росенко. СПб., 2002
13. Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М., 2003
14. Этика сотрудников правоохранительных органов / В.В. Власенков и др. М., 2005


Работа похожей тематики


Взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания

 

Мораль – идеальное явление. Она вплетена в живую ткань духовного бытия человечества и каждого отдельного человека. Нравственные представления, переживания, мотивы, ценности, все идеально выраженные состояния морали составляют структуру и пространство морального сознания. Его заданность человеку, обществу позволяет определять мораль как одну из основных форм общественного сознания. Наряду с другими – наукой, политикой, правом, религией, искусством, философией – она определяет целостность исторических процессов, их преемственность, развитие духовной культуры человечества, служит необходимым условием воспроизводства общественной жизни.

Взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания неоднозначна. С позиции социальной заданности морали ее роль в общественно-исторической практике определена функционально. Вместе с иными формами сознания она способствует выбору мировоззренческих ориентаций людей, поиску и закреплению в сознании жизненных духовных ценностей. Нравственные начала служат условием становления личностных качеств человека, его воспитания. Мораль выступает особым способом нормативной регуляции общественных отношений. В этих значениях мораль представлена в системе нравственных кодексов, моральных заповедях, научных и литературных произведениях, в обычаях и традициях людей. Мораль здесь вписана в рамки границ идеального бытия общественной системы как особенная его форма.

Однако духовная заданность морали несводима к иным традиционно понимаемым формам общественного сознания. Это связано с рядом ее специфических признаков. Во-первых, все известные формы духовной жизни возникают во времени как результат исторического развития. Политические, правовые, научно-познавательные, религиозные, художественные отношения формируются с необходимостью на основе объективных причинных факторов – усложнения структуры потребностей, разделения труда, необходимости упорядочивания социальных связей, творческого отражения действительности и самовыражения личности и др. Мораль по своей сущности как бы задана человеку в качестве единственно возможного универсального способа личностной и общественной самоорганизации и развития.

Во-вторых, все виды духовной деятельности взаимосвязаны, но каждый из них имеет четко выраженные параметры своей социальной заданности. Политика не тождественна науке или религии. Формы общественного сознания представлены и институционально. Существуют государства, научные учреждения, религиозные организации ит.п., олицетворяющие собой определенные сферы духовно-практической деятельности людей. Моральное сознание не имеет таких границ и своих институтов. Оно органично входит в систему духовной культуры человечества, составляет ее ядро, олицетворяет наиболее существенное в идеальном бытии. Высшие побудительные мотивы общественного развития всегда содержат в себе нравственное значение, так как целью его является достижение общественного, группового или индивидуального блага. По природе своих общечеловеческих ценностных ориентаций мораль определяет перспективы исторического процесса.

В-третьих, мораль – уникальное социально-культурное и историческое явление, не имеющее аналогов ни в одной из сфер человеческой духовной деятельности. Любой элемент общественного сознания со стороны его идеальной формы, предметно-деятельностного воплощения, социальных носителей опосредован моралью и подчинен ей. В системе взаимодействия морали с другими формами общественного сознания нравственные ценности доминируют. Наиболее полно эта тенденция прослеживается в области политических, правовых и религиозных отношений, которые, включая в себя мораль, выполняют роль наиболее важных социальных регуляторов жизни людей, служат необходимым фактором организации и упорядочения общественных отношений.

Политическая жизнь общества охватывает все формы и виды политических отношений, системообразующим началом которых служит политическое сознание. Мораль и политика, как правило, уживались плохо. В политике действуют люди. Это и есть их участие в делах государства, политических движений на основе осознания своих индивидуальных или корпоративных политических интересов, целей. В авторитарных, тоталитарных политических системах, где достижение всеобщего блага подчинено интересам конкретных «вождей», классов, олигархий, нравственные побуждения в структуре политического сознания приобретают форму сопротивления, противодействия, а чаще – неучастия, неверия, нигилистических или конформистских настроений. В демократических, гражданских сообществах идеи, взгляды, традиции, программы, идеологические и психологические установки людей сориентированы преимущественно на идеалы гуманизма и социальной справедливости.

Но в любом обществе мораль должна активно влиять на политику. Например, в России в настоящее время необходима нравственная оценка политики либерализации.

Сфера правового сознания также пронизана нравственным содержанием. По своему назначению право и есть область законодательно-нормативной регуляции во всех областях жизни общества на основе гражданских, уголовных, международных правовых норм, кодексов, установлений. Фундаментальной основой всех этих норм служит индивидуальное, корпоративное или всеобще- конвенциональное понимание справедливости. Правовые нормы, как правило, предельно рационализированы, и их оценка может расходиться с непосредственным восприятием человека или существующими нравственными заповедями, такими как, например, «не судите, да не судимы будете». Но и в этих ситуациях нравственные чувства и переживания способны дать верные ориентиры в оценке деяния. Не случайно правовое государство включает в свою структуру суд присяжных. Его моральная ориентация, направленная не столько на закон, сколько на совесть, справедливость, позволяет дать более правильную оценку совершенному проступку, избежать формализма и судебных ошибок. В известной мере моральное сознание само по себе является основой своеобразной правовой регуляции колоссального массива общественных отношений. Наиболее отчетливо это видно на уровне межличностных, бытовых, семейных отношений. Общественное или личностное одобрение – осуждение, определение меры добродетельности или порочности, нравственная самооценка (суд совести) – единственный механизм такого рода правовой регуляции.

Религиозное сознание и мораль также взаимосвязаны. Фундаментальной основой всех мировых религий служат нравственные нормы, правила, заповеди, большинство из которых носит универсальный, общечеловеческий характер. Достаточно обратиться к моральным заповедям Христа, или к «золотому» правилу нравственности: «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7: 12). Религиозное миросозерцание опосредует собой громадный пласт духовной культуры. В ряде стран оно и до сих пор играет определяющую роль во всех духовных процессах. В духовных традициях большинства культур религиозное сознание в специфической форме всегда решало глобальные нравственные вопросы: проблему смысла жизни, проблему жизни и смерти, моральной ответственности за деяния и др.

Искусство и мораль – своеобразные символы духовно-практической деятельности, которые синтезируют в себе этическое и эстетическое, добродетельное и прекрасное. Средствами музыки, литературы, живописи, скульптуры, кинематографии искусство стремится показать, объяснить языком художественного творчества правду жизни. В образной форме в виде чувственно- конкретного искусство воспроизводит и осмысливает моральные проблемы человека, жизненные ситуации, нравственные конфликты, делая это значительно многостороннее и доступнее, чем теоретическая этика. Нравственные проблемы составляют большую часть содержания искусства, по-своему решая проблемы счастья, смысла жизни, ее ценностей, столкновения добра и зла, добродетельного и порочного. Только языком искусства можно конкретно показать прекрасное как возвышенное, вечное, доброе.

Наука как форма общественного сознания также имеет непосредственную связь с моралью. Научное мышление, как теоретически упорядоченное и направленное на поиск истины, взаимодействует с моральным сознанием в определении направленности научного поиска и установлении истины. В настоящее время особенно актуальными являются вопросы нравственного содержания клонирования человека, выращивания из клетки человека органов для замещения, использование биотехнологических процессов для производства продуктов питания и др. Проблема связи, взаимодействия науки и морали актуальна и современна в сферах гуманитарного научного знания. Она находится в плоскости субъективного аспекта науки. Мера присутствия нравственных начал в деятельности ученого, его моральной ответственности за создание мощных средств созидания и разрушения приобрела в современном мире первостепенное значение. Подлинный ученый, если ему дороги судьбы человечества, идеалы гуманизма и прогресса, не может не руководствоваться нормами морали. В свою очередь, самой морали необходима наука для обоснования механизма развития общества, важным инструментом которого она является.

Взаимодействуя со всеми формами общественного сознания, мораль занимает ведущее место в системе духовной жизни личности и общества. Она пронизывает всю систему духовной жизни, создавая нормативную основу для ее функционирования и развития. Особое место и важная роль морали в духовной жизни общества определяется ее специфическими свойствами, способом реализации ее норм и требований, всеобщностью проявления. В развитии общества действует закон возрастания роли морали по мере увеличения масштабов социальной деятельности и усложнения всей системы общественных отношений.


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!