Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Соблюдение этических норм при производстве отдельных следственных действий»

/ Общее право
Курсовая,  30 страниц

Список использованной литературы

1. Антонов И.А. Нравственно-правовые критерии уголовно-процессуальной деятельности следователей. СПб., 2003
2. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М., 2005
3. Баранов В.М., Ковтун Н.Н. Нравственность и уголовный процесс // Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия. Н.Новгород, 2008
4. Ветрова Г.Н. Закон и нравственность в уголовном судопроизводстве // Вестник Московского университета. 1996. №1
5. Возгрин И.А., Сальников В.П. Комплексное исследование актуальных проблем этики уголовно-процессуального доказывания // Следователь. 1997. №2
6. Егоров Ю.Н. Морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Иркутск, 2002
7. Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 2005
8. Комарова Н.А., Сидорова Н.А. Судебная этика. СПб., 2007
9. Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики. М., 2000
10. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). М., 1996
11. Наумкин Ю.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М., 2007
12. Основы этических знаний: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Росенко. СПб., 2002
13. Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М., 2003
14. Этика сотрудников правоохранительных органов / В.В. Власенков и др. М., 2005


Работа похожей тематики


Законотворческая (правотворческая) инициатива как форма влияния институтов гражданского общества на органы государственной власти

Гриб В.В.
Электронный ресурс, 2010.
В публикации исследован вопрос правового закрепления правотворческой инициативы институтов гражданского общества в России. Автором проделан обширный анализ нормативных актов субъектов Российской Федерации, позиций ученых, конституционных положений по предмету исследования. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в научной деятельности.
Ключевые слова: законотворческая инициатива, институты гражданского общества, субъект Российской Федерации.
The publication studies the issue of legal consolidation of law-making initiative of the institutes of civil society in Russia. The author made an extensive analysis of normative acts of the subjects of the Russian Federation, scientists' stances, constitutional provisions on the subject of study. The conclusions made in the article may be used in scientific activity.
Key words: law-making initiative, institutes of civil society, subject of the Russian Federation.
Важность института правотворческой инициативы как формы гражданского участия в деятельности государственных органов заключается в том, что правотворческая инициатива позволяет выявлять реальные общественные потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, учитывать интересы групп граждан, стимулировать правовую активность населения.
В конституционно-правовых системах современных государств народная правотворческая инициатива - сложный институт, предполагающий, что определенное количество граждан могут предложить изменения в конституцию или в другие правовые акты посредством вынесения проектов правовых актов на референдум или внесения их в представительный орган власти <1>.
--------------------------------
<1> См.: Black's Law Dictionary. With Pronunciations. St. Paul, Minn. West Publishing Co. 1990. P. 784.
Институт народной законодательной инициативы предусмотрен конституциями или законами ряда стран. На общегосударственном уровне он действует в Австрии, Бразилии, Испании, Италии, Швейцарии, на Филиппинах. На региональном уровне - применяется в США, Швейцарии и некоторых других странах. Он не применяется или редко применяется в тех странах англосаксонского права, где всегда господствовала идея верховенства парламента. Так, не существует института народной законодательной инициативы в Великобритании. Также не применяется институт народной законодательной инициативы и во Франции. Народная законодательная инициатива не используется и во многих мусульманских странах, где доминирует концепция аш-шура <2>.
--------------------------------
<2> См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. С. 261.
Правотворческая инициатива, будучи правовым институтом народовластия, является формой социально-правовой активности граждан, получающей все большее распространение в российском конституционализме.
Однако на федеральном уровне законодательная инициатива еще не получила нормативного закрепления. На наш взгляд, институт правотворческой инициативы является своего рода производным от права граждан на обращения в органы власти, предусмотренного ст. 33 Конституции Российской Федерации. В конституционном праве содержание права на обращение помимо базовой составляющей - возможности апеллировать к власти - наполняется специальной политической составляющей: возможностью населения участвовать в управлении делами государства. В этом смысле граждане вправе направлять в публичные органы власти обращения по особенному предмету: проведение политических, социально-экономических реформ в государстве, изменение и дополнение действующего законодательства, отмена или введение конкретных законов <3>.
--------------------------------
<3> См.: Васильева С.В. Право граждан и организаций на обращения: Нормативная модель и практика реализации // Законодательство и экономика. 2005. N 5. С. 36.
Говоря о перспективах развития законодательной инициативы граждан на федеральном уровне государственного управления, необходимо согласиться с мнением О.Н. Булакова, который, рассуждая о проблеме нормативно-правовой регламентации данного института в масштабах государства, придерживается позиции: вопрос закрепления законодательной инициативы граждан на рассматриваемом уровне публичной власти чрезвычайно сложен для воплощения в жизнь, хотя, по мнению исследователя, данный правовой институт должен быть приравнен по статусу к высшим формам народовластия - выборам и референдуму <4>.
--------------------------------
<4> См.: Булаков О.Н. Нормативно-правовое регулирование реализации гражданами конституционного права на обращение // Адвокат. 2000. N 2. С. 78 - 79.
В отличие от федерального уровня на региональном уровне законодательная инициатива институтов гражданского общества получила правовое закрепление во многих субъектах Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации, в которых нормативно закреплена законодательная инициатива граждан, используется термин "законодательная инициатива" (Республика Хакасия <5>, Краснодарский край <6>, Астраханская область <7>, Волгоградская область <8>, Костромская область <9>, Магаданская область <10>, Липецкая область <11>, Нижегородская область <12>, Омская область <13>, Пензенская область <14>, Свердловская область <15>, Смоленская область <16>, Тамбовская область <17>, Томская область <18>, Еврейская автономная область <19>). Однако в ряде субъектов Российской Федерации в уставах (конституциях) используются другие термины, характеризующие право граждан на внесение законопроектов. Так, например, в Конституции Республики Алтай <20> используется термин "народная правотворческая инициатива"; в Уставе г. Москвы <21> и в Законе г. Москвы от 11 декабря 2002 г. N 64 "О гражданской законодательной инициативе в городе Москве" <22> - "гражданская законодательная инициатива"; в Уставе Алтайского края <23> и Уставе Брянской области <24> - "народная законодательная инициатива"; в Уставе Красноярского края <25> и в Уставном законе Красноярского края "О краевой народной инициативе" <26> - "краевая народная инициатива".
--------------------------------
<5> Конституция Республики Хакасия (принята на XVII сессии ВС РХ (первого созыва) 25.05.1995) // Вестник Хакасии. 2005. N 56. 14 ноября.
<6> Устав Краснодарского края (с изменениями от 5 сентября 1994 г., 5 июня и 19 сентября 1996 г., 18 июля 1997 г., 4 января, 10 мая, 7 и 22 августа 2001 г., 1 марта 2002 г., 3 июня и 20 октября 2003 г., 7 июня 2004 г., 6 июня 2005 г. и 29 декабря 2006 г., 28 июня 2007 г., 29 апреля и 21 июля 2008 г.).
<7> Закон Астраханской области от 9 апреля 2007 г. N 21/2007-ОЗ (с изменениями от 1 октября 2007 г.; 29 февраля 2008 г.; 14 октября 2008 г., от 27 марта 2009 г.; от 8 мая 2009 г.; от 20 августа 2009 г.; от 9 марта 2010 г.; от 2 июня 2010 г.).
<8> Устав (Основной Закон) Волгоградской области от 17 июля 1996 г. N 73-ОД // Волгоградская правда. 2008. 10 декабря.
<9> Закон Костромской области от 24 апреля 2008 г. N 300-4-ЗКО (в ред. от 31 декабря 2008 г.) "Устав Костромской области" // СП - нормативные документы. 2008. N 17(141). 30 апреля.
<10> Устав (Основной Закон) Магаданской области от 28 декабря 2001 г. N 218-ОЗ (с изменениями от 10 июля, 6 августа, 9 декабря 2002 г., 6 июня, 31 декабря 2003 г., 6 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 ноября 2005 г., 29 апреля, 4 декабря, 22 декабря 2006 г., 15 марта, 13 июня, 6 декабря, 25 декабря 2007 г., 29 февраля, 5 августа, 16 декабря 2008 г., 6 мая, 3 ноября 2009 г., 20 апреля, 3 июня 2010 г.).
<11> Устав Липецкой области (в ред. Законов Липецкой области от 30 декабря 2003 г. N 91-ОЗ, от 26 мая 2005 г. N 187-ОЗ, от 18 октября 2005 г. N 219-ОЗ, от 22 февраля 2006 г. N 262-ОЗ, от 18 апреля 2006 г. N 281-ОЗ, от 8 июня 2006 г. N 292-ОЗ, от 6 июня 2007 г. N 50-ОЗ, от 9 октября 2007 г. N 93-ОЗ, от 7 июня 2008 г. N 146-ОЗ, от 15 октября 2009 г. N 307-ОЗ).
<12> Устав Нижегородской области (в ред. Законов Нижегородской области от 13 марта 2006 г. N 12-3, от 29 июня 2006 г. N 55-3, от 7 июля 2006 г. N 63-3, от 30 ноября 2006 г. N 137-3, от 1 марта 2007 г. N 20-3, от 3 мая 2007 г. N 49-3, от 5 сентября 2007 г. N 106-3, от 5 февраля 2008 г. N 1-3, от 25 декабря 2008 N 186-3, от 29 апреля 2009 г. N 38-3).
<13> Устав (Основной Закон) Омской области (в ред. Законов Омской области от 5 декабря 2003 г. N 484-ОЗ, от 4 мая 2005 г. N 632-ОЗ, от 27 декабря 2007 г. N 1003-ОЗ, от 24 ноября 2008 г. N 1095-ОЗ).
<14> Устав Пензенской области (с изменениями от 23 апреля 1997 г., 6 марта, 7 апреля, 30 мая 1998 г., 26 марта, 1 июня 1999 г., 24 мая, 10 октября 2000 г., 13 июня, 20 августа, 22 ноября 2001 г., 12 марта, 19 апреля, 8 июля, 18 ноября 2002 г., 20 февраля, 27 ноября, 22 декабря 2003 г., 25 мая 2004 г., 28 июня, 2 ноября, 22 декабря 2005 г., 26 февраля, 10 апреля, 22 мая, 12 сентября, 14 ноября 2006 г., 22 февраля, 24 апреля, 9 июля, 10 октября 2007 г., 20 февраля, 20 мая, 17 июля, 28 ноября 2008 г., 27 февраля, 2 апреля, 30 июня, 23 октября, 17 декабря 2009 г., 27 февраля, 21 апреля, 25 июня 2010 г.).
<15> Устав Свердловской области (с изменениями от 13 марта 1995 г., 22 февраля, 11 июля 1996 г., 12 марта 1997 г., 22 апреля 1999 г., 22 января, 2 апреля, 23 июля, 28 ноября, 27 декабря 2001 г., 22 февраля, 25 июня, 22 июля 2002 г., 10 июня 2003 г., 22, 25 ноября, 27 декабря 2004 г., 28 марта 2005 г., 18 января 2006 г., 19 февраля, 10 июня 2010 г.).
<16> Устав Смоленской области от 15 мая 2001 г. N 37-з (с изменениями от 2 декабря 2002 г., 3 июля, 30 декабря 2003 г., 3 июня 2004 г., 28 апреля, 14 июля 2005 г., 25 апреля 2006 г., 2, 27 апреля, 12 июля, 29 ноября 2007 г., 31 января, 28 мая 2008 г., 31 марта, 10 июля, 29 сентября, 30 октября 2009 г., 29 марта, 30 апреля 2010 г.).
<17> Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации (принят Тамбовской областной Думой 30 ноября 1994 г.) (с изменениями от 18 октября 1996 г., 31 января, 24 октября 1997 г., 14 апреля 1998 г., 28 ноября 2000 г., 27 февраля, 1 ноября 2002 г., 27 марта, 30 мая, 27 июня 2003 г., 30 января 2004 г., 20 мая, 26 декабря 2005 г., 31 марта, 20 июля 2006 г., 3 мая, 27 декабря 2007 г., 5 июня, 1 декабря 2008 г., 31 марта, 2 октября, 31 декабря 2009 г., 16 марта, 31 мая 2010 г.).
<18> Устав (Основной Закон) Томской области (принят решением Государственной Думы Томской области от 26 июля 1995 г. N 136) (с изменениями от 6 мая, 28 августа 1996 г., 4, 15 июня 1999 г., 20 июля, 14 сентября, 1 декабря 2000 г., 5 июня, 18 сентября 2001 г., 6 марта, 10 июля 2002 г., 8 января, 18 августа, 13 ноября 2003 г., 12 февраля 2004 г., 13 марта, 12 апреля, 11 июля, 6 сентября 2006 г., 12 января, 9 июня 2007 г., 13 мая, 10 июня 2010 г.).
<19> Устав Еврейской автономной области от 8 октября 1997 г. N 40-ОЗ (с изменениями от 11 января, 31 мая, 15 декабря 2000 г., 26 октября 2001 г., 26 июня 2002 г., 29 января, 16 июля, 29 октября 2003 г., 25 февраля, 31 марта, 24 декабря 2004 г., 30 марта 2005 г., 29 марта, 5, 20 октября, 23 ноября 2006 г., 25 апреля, 20 июля 2007 г., 31 марта, 7 ноября 2008 г., 29 апреля, 25 ноября 2009 г., 16 апреля 2010 г.
<20> Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (с изменениями от 2 июня 1999 г., 14 февраля, 29 мая, 11, 12 сентября, 1 ноября 2001 г., 19 марта, 20 декабря 2002 г., 12 ноября 2003 г., 1 декабря 2004 г., 15 апреля, 18 октября 2005 г., 12 января 2006 г., 29 мая, 27 ноября 2007 г., 31 мая 2010 г.).
<21> Устав города Москвы (с изменениями от 24 июня 1998 г., 12 июля 1999 г., 12 июля 2000 г., 13 июля 2001 г., 6 ноября 2002 г., 19 марта, 22 октября 2003 г., 14 июля 2004 г., 15 февраля 2006 г., 22 октября 2008 г., 14 июля 2010 г.).
<22> Закон г. Москвы от 11.12.2002 N 64 "О гражданской законодательной инициативе в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 2003. N 2. 17 марта. Ст. 340.
<23> Устав (Основной Закон) Алтайского края от 5 июня 1995 г. N 3-ЗС (с изменениями от 2 октября 1995 г., 25 марта 1996 г., 2 сентября 1999 г., 5 октября 2000 г., 6 июля, 6 сентября, 8 октября, 2 ноября 2001 г., 11 декабря 2002 г., 16 июня, 31 декабря 2003 г., 15 апреля, 9 декабря 2005 г., 5 июня, 29 декабря 2006 г., 14 июня, 30 ноября 2007 г., 27 декабря 2008 г., 10 марта, 7 декабря 2009 г., 3 июня 2010 г.).
<24> Закон Брянской области от 26 января 1996 г. N 7-3 "Устав Брянской области" (с изменениями от 8 августа 1996 г., 2 октября 1998 г., 27 декабря 1999 г., 28 ноября 2000 г., 4 октября 2001 г., 2, 30 июля, 8 октября 2003 г., 3 августа, 2 декабря 2004 г., 8, 30 декабря 2005 г., 12 июля, 10 октября, 14 декабря 2006 г., 26 января, 10 апреля, 11 июля, 7 ноября 2007 г., 7 июля 2008 г., 2 апреля, 4 мая, 5 октября 2009 г., 2, 30 апреля 2010 г.).
<25> Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. N 5-1777 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. N 29(250). 16 июня.
<26> Уставный закон Красноярского края "О краевой народной инициативе" // Наш Красноярский край. 2009. N 22(74).
По мнению С.С. Важнова, представляется неточным использование в законодательстве Брянской области <27>, Краснодарского края <28>, Алтайского края <29>, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры <30> термина "народная законодательная инициатива граждан", поскольку термин "народная" уместен, когда речь идет о реализации законодательной инициативы граждан в масштабах государства <31>.
--------------------------------
<27> Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. N 5-1777 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. N 29(250). 16 июня.
<28> См.: Устав Краснодарского края // Кубанские новости. 1994. N 226. 5 января.
<29> Устав (Основной Закон) Алтайского края от 5 июня 1995 г. N 3-ЗС (с изменениями от 2 октября 1995 г., 25 марта 1996 г., 2 сентября 1999 г., 5 октября 2000 г., 6 июля, 6 сентября, 8 октября, 2 ноября 2001 г., 11 декабря 2002 г., 16 июня, 31 декабря 2003 г., 15 апреля, 9 декабря 2005 г., 5 июня, 29 декабря 2006 г., 14 июня, 30 ноября 2007 г., 27 декабря 2008 г., 10 марта, 7 декабря 2009 г., 3 июня 2010 г.).
<30> Устав (Основной Закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 30 сентября 1997 г., 12 января, 16 апреля 1998 г., 6 января, 30 октября 2000 г., 9 октября 2001 г., 11 марта, 6 декабря 2002 г., 14, 25 февраля, 30 апреля, 30 декабря 2003 г., 7 апреля, 5 июля, 22 ноября 2005 г., 23 марта, 20 июля, 31 октября 2007 г., 28 февраля, 21 июля 2008 г., 8 июня, 12 октября 2009 г., 3, 18 февраля, 2 апреля, 10 июля 2010 г.).
<31> Важнов С.С. Институт правотворческой инициативы граждан в системе народовластия в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 19.
Необходимо отметить, что отсутствие федерального регулирования народной законодательной инициативы открыло для регионов свободу творчества, что привело к значительному разнообразию определений этой формы прямой демократии в разных субъектах Федерации. Так, например, в Уставе Волгоградской области <32> и в Уставе Краснодарского края <33> используется термин "гражданская инициатива". Однако в Уставе Волгоградской области под гражданской инициативой понимается право избирателя (избирателей) на обращение к депутату областной Думы от соответствующего избирательного округа или к депутату, избранному по единому избирательному округу, с предложением о принятии Закона Волгоградской области или изменении действующего Закона Волгоградской области (т.е. является формой обращения (заявления), поскольку не предполагает обязательного рассмотрения законодательного предложения в парламенте.), а в Уставе Краснодарского края гражданская инициатива понимается как выдвижение предложений для рассмотрения Законодательным Собранием края.
--------------------------------
<32> Устав (Основной Закон) Волгоградской области от 17 июля 1996 г. N 73-ОД // Волгоградская правда. 2008. 10 декабря.
<33> Устав Краснодарского края (с изменениями от 5 сентября 1994 г., 5 июня и 19 сентября 1996 г., 18 июля 1997 г., 4 января, 10 мая, 7 и 22 августа 2001 г., 1 марта 2002 г., 3 июня и 20 октября 2003 г., 7 июня 2004 г., 6 июня 2005 г. и 29 декабря 2006 г., 28 июня 2007 г., 29 апреля и 21 июля 2008 г., 9 июня 2010 г.).
Таким образом, хотя законодательная инициатива и получила такое широкое распространение в законодательстве субъектов Российской Федерации, еще не выработано единого термина для обозначения данной формы участия граждан в осуществлении государственной власти.
Большой интерес вызывают законы субъектов Российской Федерации, предоставляющих право законодательной инициативы почетным гражданам (Устав Санкт-Петербурга) <34> и коренным и малочисленным народам (Камчатский край <35>, Магаданская область <36>, Сахалинская область <37>, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра <38>).
--------------------------------
<34> Устав Санкт-Петербурга (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г.) (с изменениями от 28 февраля 1998 г., 11 сентября 2000 г., 23 февраля, 22 июня 2001 г., 6 июня 2002 г., 24 июня, 10 октября, 30 декабря 2003 г., 22 октября 2004 г., 2, 7 июня, 12 июля 2005 г., 20 ноября 2006 г., 4 июня, 21 ноября, 13 декабря 2007 г., 2, 11 июня 2008 г., 15 апреля, 13 ноября, 14 декабря 2009 г., 28 января, 9, 19 марта, 28 апреля, 3 июня 2010 г.).
<35> Устав Камчатского края от 4 декабря 2008 г. N 141 (принят Законодательным Собранием Камчатского края 14 ноября 2008 г.).
<36> Устав (Основной Закон) Магаданской области от 28 декабря 2001 г. N 218-ОЗ (с изменениями от 10 июля, 6 августа, 9 декабря 2002 г., 6 июня, 31 декабря 2003 г., 6 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 ноября 2005 г., 29 апреля, 4 декабря, 22 декабря 2006 г., 15 марта, 13 июня, 6 декабря, 25 декабря 2007 г., 29 февраля, 5 августа, 16 декабря 2008 г., 6 мая, 3 ноября 2009 г., 20 апреля, 3 июня 2010 г.).
<37> Устав Сахалинской области от 9 июля 2001 г. N 270 (принят Сахалинской областной Думой 28 июня 2001 г.) (с изменениями от 11 марта, 13 мая, 29 ноября 2002 г., 9 июня, 17 октября, 14 ноября, 17 декабря, 31 декабря 2003 г., 14 октября 2005 г., 26 июня, 25 октября, 28 декабря 2007 г., 1 апреля, 11 декабря 2008 г., 13 февраля, 26 октября 2009 г., 28 апреля 2010 г.) (с изменениями от 10 июня 2010 г.).
<38> Устав (Основной Закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 30 сентября 1997 г., 12 января, 16 апреля 1998 г., 6 января, 30 октября 2000 г., 9 октября 2001 г., 11 марта, 6 декабря 2002 г., 14, 25 февраля, 30 апреля, 30 декабря 2003 г., 7 апреля, 5 июля, 22 ноября 2005 г., 23 марта, 20 июля, 31 октября 2007 г., 28 февраля, 21 июля 2008 г., 8 июня, 12 октября 2009 г., 3, 18 февраля, 2 апреля, 10 июля 2010 г.).
Необходимо отметить, что в ряде регионов законодательно закреплена законодательная инициатива общественных палат (Самарская область <39>, Саратовская область <40>).
--------------------------------
<39> Устав Самарской области от 18 декабря 2006 г. N 179-ГД.
<40> Устав (Основной Закон) Саратовской области от 2 июня 2005 г. N 46-ЗСО (с изменениями от 19 декабря 2005 г., 29 марта, 26 июня, 28 июля, 8 декабря 2006 г., 30 марта, 9 ноября 2007 г., 7 февраля, 28 апреля, 2, 30 июля, 25 сентября, 3 декабря 2008 г., 4 мая, 29 июля 2009 г., 28 января, 25 февраля, 1, 29 июня 2010 г.).
В Краснодарском крае <41> право законодательной инициативы предоставлено Торгово-промышленной палате.
--------------------------------
<41> Устав Краснодарского края (с изменениями от 5 сентября 1994 г., 5 июня и 19 сентября 1996 г., 18 июля 1997 г., 4 января, 10 мая, 7 и 22 августа 2001 г., 1 марта 2002 г., 3 июня и 20 октября 2003 г., 7 июня 2004 г., 6 июня 2005 г. и 29 декабря 2006 г., 28 июня 2007 г., 29 апреля и 21 июля 2008 г., 9 июня 2010 г.).
Вызывает большой интерес классификация субъектов Российской Федерации по степени правового регулирования института законодательной инициативы, предложенная С.С. Важновым <42>. Ученый выделяет три группы:
--------------------------------
<42> Важнов С.С. Указ. соч. С. 91.
1) первую группу составляют субъекты Российской Федерации, где право населения на внесение законопроектов закреплено в уставах (конституциях) субъектов Российской Федерации, в Законах о региональных законодательных (представительных) органах, в регламентах их деятельности (Красноярский край <43>, Удмуртская Республика <44>, Костромская область <45>, Краснодарский край <46> и др.);
--------------------------------
<43> Статья 38 Устава Красноярского края от 5 июня 2008 г. N 5-1777 // Краевой вестник (приложение к газете "Вечерний Красноярск"). 2008. N 1 (спецвыпуск). 11 июня.
<44> Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. (с изменениями от 11 мая 1995 г., 9 января 1998 г., 24 января, 26 марта, 18 апреля, 28 ноября 2000 г., 22, 26 февраля, 12 сентября 2002 г., 16 октября 2003 г., 29 декабря 2005 г., 22 ноября 2007 г., 9 октября 2009 г., 4 мая 2010 г.).
<45> Устав Костромской области от 24 апреля 2008 г. N 300-4-ЗКО.
<46> Устав Краснодарского края (с изменениями от 5 сентября 1994 г., 5 июня и 19 сентября 1996 г., 18 июля 1997 г., 4 января, 10 мая, 7 и 22 августа 2001 г., 1 марта 2002 г., 3 июня и 20 октября 2003 г., 7 июня 2004 г., 6 июня 2005 г. и 29 декабря 2006 г., 28 июня 2007 г., 29 апреля и 21 июля 2008 г., 9 июня 2010 г.).
2) во вторую группу входят субъекты Российской Федерации, в которых приняты специальные Законы о порядке реализации населением законодательной инициативы (Калужская <47>, Калининградская <48>, Ярославская области <49>, г. Москва <50>);
--------------------------------
<47> Устав Калужской области (с изменениями от 16 июня, 22 июля, 23 сентября 1996 г., 9 ноября 1999 г., 22 июня, 16 декабря 2000 г., 2 февраля, 21 июня, 5 декабря 2001 г., 6 мая 2002 г., 11 июня, 20 октября, 11 декабря 2003 г., 1 апреля, 28 июня 2004 г., 27 июня 2005 г., 21 сентября, 29 декабря 2006 г., 27 апреля, 6 июня 2007 г., 11 февраля 2008 г., 27 февраля, 9 ноября, 31 декабря 2009 г., 31 мая, 23 июня 2010 г.).
<48> Устав (Основной Закон) Калининградской области (с изменениями от 31 мая 1996 г., 10 ноября 1997 г., 5 мая, 24 июня, 25 сентября 1998 г., 12 апреля, 9 октября 2000 г., 13 февраля, 30 мая, 22 ноября 2001 г., 3 января, 5 июля 2002 г., 18 июня, 1 июля, 9 июля, 22 сентября, 25 декабря, 29 декабря 2003 г., 3 ноября 2004 г., 14 января, 22 марта, 31 марта, 21 июня, 29 сентября 2005 г., 24 декабря 2009 г., 19 мая 2010 г.).
<49> Закон Ярославской области от 23 мая 1995 г. N 5-з "Устав Ярославской области" (с изменениями от 23 ноября 1995 г., 8 февраля 1996 г., 8 января 1997 г., 14 июля, 24 ноября 1998 г., 18 июня 1999 г., 18 января, 21 марта, 16 октября, 8 ноября 2000 г., 7 марта 2001 г., 5 апреля, 29 апреля 2002 г., 4 марта, 8 мая, 8 декабря 2003 г., 12 июля, 15 ноября 2004 г., 27 мая, 17 октября, 19 декабря 2005 г., 11 октября 2006 г., 2 апреля, 27 июня, 4 октября 2007 г., 8 февраля, 26 марта, 7 октября, 19 декабря 2008 г., 25 февраля 2009 г.).
<50> Устав города Москвы (с изменениями от 24 июня 1998 г., 12 июля 1999 г., 12 июля 2000 г., 13 июля 2001 г., 6 ноября 2002 г., 19 марта, 22 октября 2003 г., 14 июля 2004 г., 15 февраля 2006 г., 22 октября 2008 г., 14 июля 2010 г.).
3) третью группу составляют регионы, в законодательстве которых право правотворческой инициативы граждан не предусмотрено (Архангельская <51>, Белгородская области <52>).
--------------------------------
<51> Устав Архангельской области (с изменениями от 5 октября 1995 г., 15 июля 1997 г., 17 апреля, 9 июля 1998 г., 26 мая 1999 г., 25 февраля 2000 г., 20 марта, 25 апреля, 27 ноября 2001 г., 9 апреля, 28 мая, 9 июля, 1 октября 2002 г., 3 июня, 9 декабря 2003 г., 29 июня, 25 ноября 2004 г., 21 июня 2005 г., 6 февраля, 26 июня 2008 г., 20 мая, 22 октября 2009 г., 15 февраля, 4 мая 2010 г.).
<52> Закон Белгородской области от 31 декабря 2003 г. N 108 "Устав Белгородской области" (принят областной Думой 24 декабря 2003 г.) (с изменениями от 7 декабря 2004 г., 18 ноября 2005 г., 22 марта 2007 г., 28 марта, 21 июля, 25 ноября 2008 г., 15 марта, 11 мая 2010 г.).
Закрепление правотворческой инициативы граждан на уровне субъекта Российской Федерации лишь в основных законах не может свидетельствовать о нормальном развитии данного правового института, поскольку "конституции и уставы не могут всеобъемлюще регламентировать институты непосредственной демократии. Для более широкого и полного применения институтов непосредственной демократии необходима их дальнейшая детализация законодательными органами" <53>. В связи с этим справедливым представляется суждение С.С. Важнова о необходимости установить в федеральном законодательстве требование об обязательном закреплении законодательной инициативы не только в уставах регионов, но и в специальных законах о законодательной инициативе граждан <54>.
--------------------------------
<53> Российское народовластие: Развитие, современные тенденции и противоречия / А.В. Иванченко. 2-е изд., доп. М.: Новое издательство, 2005. С. 165.
<54> Важнов С.С. Указ. соч. С. 93.
На муниципальном уровне правотворческая инициатива граждан также получила широкое распространение, однако, как и на вышестоящих уровнях, наблюдается использование различных вариантов наименования института правотворческой инициативы граждан. Право жителей на внесение правотворческих инициатив впервые получило закрепление в ст. 25 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве права "народной правотворческой инициативы" <55>. В ст. 26 одноименного Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ используется термин "правотворческая инициатива граждан" <56>. Л.А. Нудненко, сравнивая статьи указанных Законов, справедливо полагает: учитывая, что субъектом местного самоуправления муниципального образования является население, а не народ, наименование рассматриваемого института непосредственной демократии "правотворческая инициатива граждан" представляется более удачным, более точно отражающим специфику субъекта этого права <57>.
--------------------------------
<55> Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.
<56> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября, 1, 4, 29 декабря 2006 г., 2 марта, 26 апреля, 10 мая, 15, 18 июня, 21 июля, 18 октября, 4, 8 ноября 2007 г., 10 июня, 23 июля, 25 ноября, 3, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 23, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 27 июля 2010 г.).
<57> См.: Нудненко Л.А. Новеллы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. о непосредственной демократии // Право и политика. 2004. N 3.
Институт правотворческой инициативы граждан на различных уровнях осуществления публичной власти в Российской Федерации - это сложная правовая категория, оперирование наименованием которой еще не имеет единообразных правил <58>.
--------------------------------
<58> Важнов С.С. Указ. соч. С. 19.
Вызывает большой интерес терминология, предложенная С.С. Важновым, который на федеральном уровне предлагает применять термин "народная законодательная инициатива", на региональном - "законодательная (правотворческая) инициатива граждан", на местном - "правотворческая инициатива граждан" <59>. Представляется удачным опыт использования терминов, характеризующих законодательную инициативу граждан на региональном и местном уровне, в Уставе Брянской области. Так, согласно ст. 40 Устава население Брянской области имеет право выступить с законодательной инициативой или в соответствии с уставом муниципального образования - с правотворческой инициативой. При этом под законодательной инициативой понимается внесение гражданами Российской Федерации, обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом при выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, проекта закона для последующего его утверждения на референдуме или принятия областной Думой. А под правотворческой инициативой понимается внесение в органы местного самоуправления группой граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, проекта муниципального правового акта.
--------------------------------
<59> Там же.
Разногласия в применении дефиниции правотворческой инициативы граждан во многом своей причиной имеют различное понимание сути и содержания более общих категорий - законодательной и правотворческой инициатив, совокупности прав, их составляющих, форм и пределов реализации. Современная юридическая наука, рассуждая о процессе создания нормативно-правового акта, использует термин "нормотворческая (правотворческая) инициатива", и соответственно при анализе инициативы относительно принятия того или иного нормативно-правового акта используется термин "нормотворческая (правотворческая) инициатива" <60>. В учебной литературе категория "нормотворческая инициатива" используется в более широком смысле, нежели понятие "законодательная инициатива" <61>. Терминологическое словосочетание "законодательная инициатива" давно употребляется в законотворческой практике, но юридически четкая дефиниция этого понятия, его существенных свойств, элементов содержания пока отсутствует <62>.
--------------------------------
<60> См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 1997. С. 242.
<61> См.: Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Право и закон, 1996. С. 131.
<62> Важнов С.С. Указ. соч. С. 19.
На современном этапе в процессе подготовки и принятия государственных решений возрастает роль не только групп граждан, представляющих интерес населения и сформированных по принципу территориального проживания, но и объединений граждан, наделенных особым статусом - статусом общественных объединений. Основой их деятельности становится инициатива и самостоятельность при отстаивании своих и общественных интересов. Общественные организации стремятся реализовать свои уставные цели - в экологической, правозащитной, женской, детской, социальной сферах - не только посредством оказания прямых услуг, помощи членам общества, на которых непосредственно направлена деятельность конкретной общественной организации, но также добиваясь необходимых изменений всей структуры регулирования в данной области, отстаивая более прогрессивные формы и методы государственного управления в социальной сфере. Общественные объединения, которые много лет работают в какой-либо области, хорошо знают проблемы в сфере своей деятельности, законодательство в этой области, его недостатки, активно пользуются имеющимися правами и предлагают конкретные изменения в законах <63>.
--------------------------------
<63> Важнов С.С. Указ. соч. С. 130.
Закрепление в нормативно-правовых актах различных сфер права общественных объединений на участие в правотворческом процессе становится характерной тенденцией развития современного законодательства Российской Федерации. Проявление правотворческой инициативы общественных объединений не только дополняет право населения на внесение правотворческих инициатив, но в ряде случаев заменяет, компенсирует его. Вероятно, с учетом этого и было закреплено в тексте Конституции РСФСР 1978 г. право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов РФ и в Верховном Совете РФ общественных организаций, осуществлявших деятельность на всей территории России, а в Конституции СССР 1977 г. закреплялось право законодательной инициативы за общественными организациями в лице их общесоюзных органов, так же как и аналогичное право Академии наук СССР. Правда, вместе с тем приходится констатировать, что тогда население страны могло реализовать законодательную инициативу в высших органах власти только через общественные организации.
Однако в Конституции Российской Федерации 1993 г. право общественных объединений на правотворческую инициативу не закреплено. Предложение о возвращении общественным объединениям статуса субъекта права законодательной инициативы вносилось и в литературе, и на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Однако пока оно признается нецелесообразным по разным мотивам - и в силу того, что тогда потребовалось бы внесение изменений в Конституцию Российской Федерации, а это сложная процедура, и потому также, что и без того в парламент вносится множество законопроектов, они долго ожидают своего рассмотрения, думские комитеты и сейчас не справляются с огромным количеством выдвигаемых законодательных инициатив.
Тем не менее ряд субъектов Российской Федерации воспринял нормы о наделении общественных объединений правом законодательной инициативы и закрепил право отдельных организаций на внесение законопроектов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание социальную значимость данного института гражданского общества, вполне целесообразным является предложение, которое вносит К.А. Струсь, - разработать и принять Федеральный закон "О законодательной инициативе общественных организаций". По мнению исследователя, "данный шаг позволит эффективно реализовывать власть народа. Разрабатывая названный правовой акт, нужно сфокусировать внимание законотворцев на разработке положений, предоставляющих крупным общественным объединениям право законодательной инициативы, предусматривающих процедуру ее осуществления" <64>.
--------------------------------
<64> Струсь К.А. Государство и гражданское общество (Проблемы правового взаимодействия в России): Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 146.
На региональном уровне в ряде субъектов закреплено право законодательной инициативы за общественными объединениями (Белгородская область <65>, Костромская область <66>, Самарская область <67>, Республика Алтай <68>, Удмуртская Республика <69>, Кабардино-Балкарская Республика <70>, Республика Карелия <71>).
--------------------------------
<65> Закон Белгородской области от 31 декабря 2003 г. N 108 "Устав Белгородской области" (принят областной Думой 24 декабря 2003 г.) (с изменениями от 7 декабря 2004 г., 18 ноября 2005 г., 22 марта 2007 г., 28 марта, 21 июля, 25 ноября 2008 г., 15 марта, 11 мая 2010 г.).
<66> Устав Костромской области от 24 апреля 2008 г. N 300-4-ЗКО.
<67> Устав Самарской области от 18 декабря 2006 г. N 179-ГД.
<68> Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (с изменениями от 2 июня 1999 г., 14 февраля, 29 мая, 11, 12 сентября, 1 ноября 2001 г., 19 марта, 20 декабря 2002 г., 12 ноября 2003 г., 1 декабря 2004 г., 15 апреля, 18 октября 2005 г., 12 января 2006 г., 29 мая, 27 ноября 2007 г., 31 мая 2010 г.).
<69> Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. (с изменениями от 11 мая 1995 г., 9 января 1998 г., 24 января, 26 марта, 18 апреля, 28 ноября 2000 г., 22, 26 февраля, 12 сентября 2002 г., 16 октября 2003 г., 29 декабря 2005 г., 22 ноября 2007 г., 9 октября 2009 г., 4 мая 2010 г.).
<70> Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. N 28-РЗ (принята Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 1 сентября 1997 г.) (в редакции, принятой Конституционным Собранием 12 июля 2006 г., республиканских Законов от 28 июля 2001 г. N 74-РЗ, от 2 июля 2003 г. N 61-РЗ, от 12 июля 2005 г. N 52-РЗ, от 13 июля 2006 г. N 48-РЗ) (с изменениями от 24 марта 2007 г., 5 февраля, 10 июля 2008 г., 26 июля 2010 г.).
<71> Конституция Республики Карелия (с изменениями от 18 июля, 29 декабря 1997 г., 26 июня 1998 г., 12 февраля, 23 марта, 3 декабря 2001 г., 16 мая 2002 г., 21 марта, 18 июня, 22 июля, 28 ноября, 25 декабря 2003 г., 4 февраля, 31 мая 2004 г., 1 апреля 2005 г., 16 февраля, 5 июня 2006 г., 23 мая 2008 г., 16 июля 2009 г., 27 мая, 6 июля 2010 г.).
В ряде субъектов законодательная инициатива закреплена за определенными общественными объединениями. Так, например, в Республике Коми <72> право законодательной инициативы предоставлено общественному движению "Коми войтыр"; в Республике Мордовия <73> - Съезду мордовского народа, в Республике Хакасия <74> - Съезду (Чыылыг) хакасского народа, в Ямало-Ненецкого автономном округе <75> - Ассоциации ненецкого народа "Ясавэй".
--------------------------------
<72> Конституция Республики Коми (с изменениями от 26 октября, 29 декабря 1995 г., 27 августа 1997 г., 11 февраля, 16 июня, 25 декабря 1998 г., 23 июня 1999 г., 4 апреля, 8 июня, 17 октября 2000 г., 9 января, 12 октября 2001 г., 16 июля, 4 ноября 2002 г., 3 марта, 1 декабря 2003 г., 4 июня, 14 июля 2004 г., 5 апреля, 17 мая 2005 г., 20 февраля, 20 ноября 2006 г., 8 мая, 15 июня, 8 ноября 2007 г., 6 марта, 4 мая 2008 г., 16 апреля, 22 мая, 30 июня, 30 сентября, 23 декабря 2009 г., 7 мая 2010 г.).
<73> Конституция Республики Мордовия принята 21 сентября 1995 г. (с изменениями от 28 февраля, 27 ноября 1997 г., 7 октября, 17 декабря 1999 г., 9 ноября 2000 г., 5, 10 января, 28 мая, 12 ноября 2001 г., 7 июля 2003 г., 28 января 2004 г., 30 марта, 23 декабря 2005 г., 26 апреля, 26 июня, 5 октября, 1 декабря 2006 г., 3 мая, 13 сентября 2007 г., 26 марта, 20 мая 2008 г., 17 ноября 2009 г., 13 мая 2010 г.).
<74> Конституция Республики Хакасия (с изменениями от 17 февраля, 17 ноября 1998 г., 5 сентября, 21 ноября 2000 г., 10 декабря 2001 г., 10 февраля, 1 июля 2003 г., 27 февраля 2004 г., 5 июля 2005 г., 26 июня 2006 г., 13 апреля 2007 г., 8 июня 2010 г.).
<75> Устав (Основной Закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. N 56-ЗАО (с изменениями от 3 ноября 1999 г., 1 ноября 2000 г., 10 мая, 8 октября, 6 декабря 2001 г., 10 июня, 8 ноября 2003 г., 11 февраля, 9 ноября, 20 декабря 2004 г., 9 февраля, 4 октября, 28 декабря 2005 г., 27 июня, 6 октября, 29 ноября 2006 г., 24 октября 2007 г., 3 марта 2008 г., 26 февраля, 19 июня 2009 г., 1, 24 марта, 7 апреля, 25 мая 2010 г.).
Следует обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <76> профсоюзы и их объединения вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Спрашивается, почему бы не толковать данную возможность профсоюзов как их право законодательной инициативы? Кроме этого, в данном Законе за профсоюзами закрепляется право на заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровне, на участие в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности <77>.
--------------------------------
<76> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ (посл. ред. от 1 июля 2010 г.) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
<77> См.: Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Российская газета. 1996. 20 января. Ст. 11, 13, 20.
На региональном уровне профсоюзы обладают правом законодательной инициативы во многих субъектах (Краснодарский край <78>, Красноярский край <79>, Приморский край <80>, Ставропольский край <81>, Архангельская область <82>, Брянская область <83>, Иркутская область <84>, Костромская область <85>, Оренбургская область <86>, Ростовская область <87>, Рязанская область <88>, Саратовская область <89>, Сахалинская область <90>, Томская область <91>, Тульская область <92>, Республика Башкортостан <93>, Карачаево-Черкесская Республика <94>, Республика Мордовия <95>, Республика Алтай <96>, Республика Саха <97>, Алтайский край <98>).
--------------------------------
<78> Устав Краснодарского края (с изменениями от 5 сентября 1994 г., 5 июня и 19 сентября 1996 г., 18 июля 1997 г., 4 января, 10 мая, 7 и 22 августа 2001 г., 1 марта 2002 г., 3 июня и 20 октября 2003 г., 7 июня 2004 г., 6 июня 2005 г. и 29 декабря 2006 г., 28 июня 2007 г., 29 апреля и 21 июля 2008 г., 9 июня 2010 г.).
<79> Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. N 5-1777 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. N 29(250). 16 июня.
<80> Устав Приморского края от 6 октября 1995 г. (с изменениями от 23 августа 1996 г., 20 января, 9 июня 1997 г., 18 мая 1999 г., 6 мая, 5 июля 2000 г., 9 июля 2001 г., 14 января, 8 октября 2002 г., 22 июля 2003 г., 1 июня 2004 г., 10 мая 2006 г., 28 июня 2007 г., 5 марта, 1 июля, 18 декабря 2008 г., 1 июля, 2 декабря 2009 г., 5 мая 2010 г.).
<81> Закон Ставропольского края от 12 октября 1994 г. N 6-кз "Устав (Основной Закон) Ставропольского края" (принят Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 29 сентября 1994 г. N 117-8 ГДСК) (с изменениями от 6 декабря 1995 г., 6 октября, 4 ноября, 17 декабря 1997 г., 27 марта 1998 г., 9 июня, 12 октября, 8 ноября 2000 г., 15 июня 2001 г., 7 августа 2002 г., 12 февраля 2004 г., 20 июня 2005 г., 7 декабря 2006 г., 28 сентября, 18 декабря, 28 декабря 2007 г., от 10 июня 2008 г., 8 июня, 4 октября, 13 ноября, 28 декабря 2009 г., 2 июня 2010 г.).
<82> Устав Архангельской области (с изменениями от 5 октября 1995 г., 15 июля 1997 г., 17 апреля, 9 июля 1998 г., 26 мая 1999 г., 25 февраля 2000 г., 20 марта, 25 апреля, 27 ноября 2001 г., 9 апреля, 28 мая, 9 июля, 1 октября 2002 г., 3 июня, 9 декабря 2003 г., 29 июня, 25 ноября 2004 г., 21 июня 2005 г., 6 февраля, 26 июня 2008 г., 20 мая, 22 октября 2009 г., 15 февраля, 4 мая 2010 г.).
<83> Закон Брянской области от 26 января 1996 г. N 7-3 "Устав Брянской области" (с изменениями от 8 августа 1996 г., 2 октября 1998 г., 27 декабря 1999 г., 28 ноября 2000 г., 4 октября 2001 г., 2, 30 июля, 8 октября 2003 г., 3 августа, 2 декабря 2004 г., 8, 30 декабря 2005 г., 12 июля, 10 октября, 14 декабря 2006 г., 26 января, 10 апреля, 11 июля, 7 ноября 2007 г., 7 июля 2008 г., 2 апреля, 4 мая, 5 октября 2009 г., 2, 30 апреля 2010 г.).
<84> Устав Иркутской области от 17 апреля 2009 г.
<85> Устав Костромской области от 24 апреля 2008 г. N 300-4-ЗКО.
<86> Устав (Основной Закон) Оренбургской области от 20 ноября 2000 г. N 724/213-ОЗ (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 25 октября 2000 г.) (с изменениями от 4 июля, 31 декабря 2002 г., 7 марта, 22 октября 2003 г., 3 марта, 25 июня 2004 г., 13 января, 6 мая, 4 июля, 11 ноября 2005 г., 3 июля 2006 г., 10, 17 января, 11 июля, 6 сентября, 10 октября, 26 ноября 2007 г., 11 марта, 30 апреля, 12 сентября 2008 г., 15 апреля, 29 сентября 2009 г., 2 марта, 27 апреля 2010 г.).
<87> Областной закон Ростовской области от 29 мая 1996 г. N 19-ЗС "Устав Ростовской области" (с изменениями от 6 августа, 18 октября, 22 ноября 1996 г., 5 декабря 1997 г., 29 мая 1998 г., 26 февраля 1999 г., 18 октября 2001 г., 27 февраля 2002 г., 29 декабря 2003 г., 20 января, 26 мая, 5 декабря 2005 г., 7 марта, 19 мая, 31 июля, 3 ноября 2006 г., 15 марта, 7 мая, 27 июля 2007 г., 14 января, 15 февраля, 24 июня 2008 г., 12 мая, 24 июня, 29 сентября, 13 ноября 2009 г., 4 мая 2010 г.).
<88> Устав (Основной Закон) Рязанской области от 18 ноября 2005 г. N 115-ОЗ (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 2 ноября 2005 г. N 710-IV РОД) (с изменениями от 18 апреля 2008 г., 12 марта, 25 июня, 3 августа 2010 г.).
<89> Устав (Основной Закон) Саратовской области от 2 июня 2005 г. N 46-ЗСО (с изменениями от 19 декабря 2005 г., 29 марта, 26 июня, 28 июля, 8 декабря 2006 г., 30 марта, 9 ноября 2007 г., 7 февраля, 28 апреля, 2, 30 июля, 25 сентября, 3 декабря 2008 г., 4 мая, 29 июля 2009 г., 28 января, 25 февраля, 1, 29 июня, 29 июля 2010 г.).
<90> Устав Сахалинской области от 9 июля 2001 г. N 270 (принят Сахалинской областной Думой 28 июня 2001 г.) (с изменениями от 11 марта, 13 мая, 29 ноября 2002 г., 9 июня, 17 октября, 14 ноября, 17 декабря, 31 декабря 2003 г., 14 октября 2005 г., 26 июня, 25 октября, 28 декабря 2007 г., 1 апреля, 11 декабря 2008 г., 13 февраля, 26 октября 2009 г., 28 апреля 2010 г.) (с изменениями от 10 июня 2010 г.).
<91> Устав (Основной Закон) Томской области (принят решением Государственной Думы Томской области от 26 июля 1995 г. N 136) (с изменениями от 6 мая, 28 августа 1996 г., 4, 15 июня 1999 г., 20 июля, 14 сентября, 1 декабря 2000 г., 5 июня, 18 сентября 2001 г., 6 марта, 10 июля 2002 г., 8 января, 18 августа, 13 ноября 2003 г., 12 февраля 2004 г., 13 марта, 12 апреля, 11 июля, 6 сентября 2006 г., 12 января, 9 июня 2007 г., 13 мая, 10 июня 2010 г.).
<92> Устав (Основной Закон) Тульской области от 12 ноября 2001 г. N 265-ЗТО (принят Постановлением Тульской областной Думы от 1 ноября 2001 г. N 18/382) (с изменениями от 26 апреля 2004 г., 3 марта, 31 октября 2005 г., 3 июля, 18 ноября 2006 г., 2 апреля, 5 июня, 3 июля, 3 октября, 5 декабря, 17 декабря 2007 г., 7 апреля, 12 сентября, 12 ноября 2008 г., 7 апреля, 25 июля, 31 октября, 2 декабря 2009 г., 6 февраля, 6, 30 апреля 2010 г.).
<93> Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/15 (с изменениями от 3 ноября 2000 г., 3 декабря 2002 г., 15 июня 2006 г., 18 сентября 2008 г., 13 июля 2009 г.).
<94> Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 г. (с изменениями от 24 апреля 1999 г., 12 июля, 30 августа, 17 октября, 27 ноября 2000 г., 14 июня 2001 г., 27 мая, 22 декабря 2003 г., 21 июня 2004 г., 19 декабря 2005 г., 19 июля, 15 ноября 2006 г., 12 ноября, 6 декабря 2007 г., 1 марта 2010 г.).
<95> Конституция Республики Мордовия принята 21 сентября 1995 г. (с изменениями от 28 февраля, 27 ноября 1997 г., 7 октября, 17 декабря 1999 г., 9 ноября 2000 г., 5, 10 января, 28 мая, 12 ноября 2001 г., 7 июля 2003 г., 28 января 2004 г., 30 марта, 23 декабря 2005 г., 26 апреля, 26 июня, 5 октября, 1 декабря 2006 г., 3 мая, 13 сентября 2007 г., 26 марта, 20 мая 2008 г., 17 ноября 2009 г., 13 мая 2010 г.).
<96> Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (с изменениями от 2 июня 1999 г., 14 февраля, 29 мая, 11, 12 сентября, 1 ноября 2001 г., 19 марта, 20 декабря 2002 г., 12 ноября 2003 г., 1 декабря 2004 г., 15 апреля, 18 октября 2005 г., 12 января 2006 г., 29 мая, 27 ноября 2007 г., 31 мая 2010 г.).
<97> Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (с изменениями и дополнениями от 26 января, 20 апреля 1994 г., 7 июля 2000 г., 15 июня, 17 июля, 18 июля 2001 г., 28 января, 6 марта, 29 апреля 2002 г., 10 июля 2003 г., 25 апреля 2006 г., 14 февраля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18 февраля, 22 апреля, 17 июня 2009 г.) (утв. Законом Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 г. 54-3 N 445-II).
<98> Устав (Основной Закон) Алтайского края от 5 июня 1995 г. N 3-ЗС (с изменениями от 2 октября 1995 г., 25 марта 1996 г., 2 сентября 1999 г., 5 октября 2000 г., 6 июля, 6 сентября, 8 октября, 2 ноября 2001 г., 11 декабря 2002 г., 16 июня, 31 декабря 2003 г., 15 апреля, 9 декабря 2005 г., 5 июня, 29 декабря 2006 г., 14 июня, 30 ноября 2007 г., 27 декабря 2008 г., 10 марта, 7 декабря 2009 г., 3 июня 2010 г.).

Источник: http://www.juristlib.ru/book_6876.html


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!